В соответствии с пунктом 2 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 октября 2018 г. N 2258-р в целях обеспечения соответствия деятельности министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области (далее - министерство) требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности министерства приказываю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р
1. Создать в министерстве систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в соответствии с прилагаемым Положением об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области (антимонопольном комплаенсе), далее - Положение.
2. Отделу правовой работы и судебной защиты управления развития торговли, финансового и правового обеспечения обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Руководителям структурных подразделений министерства обеспечить ознакомление своих сотрудников с настоящим приказом.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
М.В. Черкасов |
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области (антимонопольном комплаенсе)
1. Общие положения
1.1. Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области (далее - Положение) разработано во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р в целях обеспечения соответствия деятельности министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области (далее - министерство) требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности комитета и определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в комитете.
1.2. Для целей Положения используются следующие понятия: "антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в министерстве;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное подразделение" - структурное подразделение министерства, осуществляющее внедрение и контроль за исполнением в министерстве антимонопольного комплаенса.
1.3. Цели антимонопольного комплаенса:
а) обеспечение соответствия деятельности министерства требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности министерства.
1.4. Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль соответствия деятельности комитета требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в комитете антимонопольного комплаенса.
1.5. Принципы антимонопольного комплаенса:
а) заинтересованность руководства министерства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) обеспечение информационной открытости функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в министерстве;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
2. Организация антимонопольного комплаенса
2.1. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется министром промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области (далее - министр), который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение служащими министерства правил антимонопольного комплаенса;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков.
2.2. Контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса осуществляет уполномоченное подразделение.
2.3. В целях организации и функционирования антимонопольного комплаенса уполномоченным подразделением в министерстве определен отдел правовой работы и судебной защиты управления развития торговли, финансового и правового обеспечения.
2.4. К компетенции уполномоченного подразделения относятся следующие функции:
а) подготовка и представление министру акта о внесении изменений в антимонопольный комплаенс, а также внутриведомственных документов министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений министерства, разработка предложений по их исключению;
в) обобщение информации, поступившей от структурных подразделений министерства, подготовка сводных отчетов и результатов оценок эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса, представление их министру;
г) обобщение информации, поступившей от структурных подразделений министерства, касающейся выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства, учета обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определения вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
д) обобщение информации, поступившей от структурных подразделений министерства, о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, представление ее министру;
е) организация взаимодействия со структурными подразделениями министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом.
2.5. К полномочиям структурных подразделений министерства относятся следующие функции:
а) консультирование служащих министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
б) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками.
2.6. Организация и обеспечение проведения проверок, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции.
2.7. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса, возлагаются на Общественный совет при министерстве.
2.8. К функциям коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка мероприятий министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
3. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
3.1. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства структурными подразделениями министерства в части своей компетенции на регулярной основе проводятся следующие мероприятия и результаты их реализации для обобщения и контроля направляются в уполномоченное подразделение:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности министерства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов министерства;
в) анализ проектов нормативных правовых актов министерства;
г) мониторинг и анализ практики применения министерством антимонопольного законодательства;
д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
3.2. При проведении (не реже 1 раза в год) структурными подразделениями министерства в части своей компетенции анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) реализуются следующие мероприятия, а результаты их реализации для обобщения и контроля направляются в уполномоченное подразделение:
а) осуществление сбора сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в министерстве, который содержит классифицированные по сферам деятельности министерства сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных на недопущение повторения нарушения.
3.3 Проведение анализа нормативных правовых актов министерства осуществляется структурными подразделениями министерства в части своей компетенции в соответствии с процедурой, установленной в министерстве, включая:
а) разработку и обеспечение размещения на официальном сайте исчерпывающего перечня нормативных правовых актов министерства с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
б) обеспечение размещения на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) направление в уполномоченное подразделение доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты министерства в целях подготовки сводного доклада по указанному вопросу и его представления уполномоченным подразделением министру.
3.4. Уполномоченное подразделение дает заключение о целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты министерства для подготовки сводного доклада и представления его министру.
3.5. Проведение анализа проектов нормативных правовых актов министерства осуществляется структурными подразделениями министерства в части своей компетенции в соответствии с процедурой, установленной в министерстве, включая:
а) размещение на официальном сайте (размещение на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" приравнивается к такому размещению) проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
3.6. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в министерстве уполномоченным подразделением совместно с другими структурными подразделениями министерства реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в министерстве;
б) подготовка по итогам сбора информации аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в министерстве;
в) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в министерстве.
3.7. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства структурными подразделениями министерства проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности министерства по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
3.8. Распределение выявленных рисков нарушения антимонопольного законодательства по уровням осуществляется структурными подразделениями министерства в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р.
3.9. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства структурными подразделениями министерства в части своей компетенции составляется описание выявленных рисков, в которое также включается описание причин и условий возникновения рисков (карта рисков нарушения антимонопольного законодательства). Карта рисков нарушения антимонопольного законодательства утверждается министром и размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее 1 апреля отчетного года.
3.10. Информация о выявлении и оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
4. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
4.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства структурными подразделениями министерства в части своей компетенции разрабатываются (не реже 1 раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства (план мероприятий), которые включаются в общий план мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства, утверждаемый министром не позднее 31 декабря года, предшествующего году, на который планируются мероприятия.
4.2. В плане мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства министерства в обязательном порядке должны быть указаны:
- общие меры по минимизации и устранению рисков;
- описание конкретных действий (мероприятий), направленных на минимизацию и устранение рисков;
- ответственное лицо (должностное лицо, структурное подразделение);
- срок исполнения мероприятия.
При необходимости в плане мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства министерства могут быть указаны дополнительные сведения:
- необходимые ресурсы;
- календарный план (для многоэтапного мероприятия);
- показатели выполнения мероприятия, критерии качества работы;
- требования к обмену информацией и мониторингу;
- прочие.
4.3. Уполномоченное подразделение совместно с другими структурными подразделениями министерства осуществляют мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.4. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
5. Ключевые показатели эффективности функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса
5.1. В целях оценки эффективности функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в соответствии с методикой их расчета, разрабатываемой уполномоченным органом, которые утверждаются министром не позднее 1 апреля текущего года.
5.2. Оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса проводится структурными подразделениями министерства в части своей компетенции не реже 1 раза в год.
5.3. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в министерстве включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Оценка эффективности функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса
6.1. Оценка эффективности организации и функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется Общественным советом при министерстве по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
6.2. При оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса Общественный совет при министерстве использует материалы, содержащиеся в докладе об антимонопольном комплаенсе, а также:
а) карту рисков нарушения антимонопольного законодательства, утвержденную министром на отчетный период;
б) ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса, утвержденные министром на отчетный период;
в) план мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства министерства, утвержденный министром на отчетный период.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6. Доклад об антимонопольном комплаенсе
6.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе содержит следующую информацию:
а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения министерством антимонопольного законодательства;
б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения министерством антимонопольного законодательства;
в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
6.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе утверждается министром не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе рассматривается на заседании Общественного совета при министерстве не реже 1 раза в год и утверждается не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
6.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Общественным советом при министерстве, размещается на официальном сайте министерства.
6.4. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Общественным советом при министерстве, направляется уполномоченным подразделением в соответствующий уполномоченный орган.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6.4. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Общественным советом при министерстве, размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение месяца с момента его утверждения.
7. Ознакомление служащих министерства с антимонопольным комплаенсом
7.1. При поступлении на службу в министерство отдел правовой работы и судебной защиты управления развития торговли, финансового и правового обеспечения обеспечивает ознакомление служащего (работника) с настоящим Положением.
7.2. Информация о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области от 20 февраля 2019 г. N 23 "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области (антимонопольном комплаенсе)"
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области от 29 апреля 2019 г. N 103