Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Администрации
городского округа Электросталь
Московской области
от 28 декабря 2009 г. N 618/10
Положение
о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории городского округа Электросталь Московской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законом Московской области от 8 ноября 2001 г. N 171/2001-ОЗ "Об отходах производства и потребления в Московской области" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Московской области, Уставом городского округа Электросталь Московской области.
1.2. Настоящее Положение регулирует отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы) на территории городского округа Электросталь Московской области в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также в целях минимизации образования отходов, ресурсосбережения и использования отходов в хозяйственной деятельности в качестве дополнительных источников сырья.
Положение не распространяется на обращение с радиоактивными, биологическими, медицинскими отходами и другими отходами, обращение с которыми регулируется специальными нормативными правовыми актами.
1.3. Настоящее Положение является обязательным для исполнения всеми индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, ведущими хозяйственную деятельность на территории городского округа Электросталь Московской области.
1.4. Основные понятия:
В настоящем Положении используются следующие понятия:
- отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, веществ, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
- сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
- накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования;
- использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
- обезвреживание отходов - обработка отходов различными технологическими методами на специализированных установках с целью предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
- транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
- хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
- объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище и другое);
- сортировка отходов - разделение отходов по определенным признакам в соответствии с системой классификации отходов (вторичного сырья);
- вторичное сырье - отходы, которые могут повторно использоваться в хозяйственной деятельности в настоящее время или в ближайшей перспективе с учетом технических возможностей и экономической целесообразности;
- лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
- норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
- вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов;
- паспорт отходов - документ, содержащий единый набор реквизитов, представляющий комплексные сведения о конкретном отходе, удостоверяющий принадлежность отхода к отходам соответствующего вида и класса опасности;
- лицензия - специальное разрешение на осуществление деятельности определенного вида в области обращения с отходами в течение установленного срока на определенных условиях;
- контейнер - стандартная емкость для сбора отходов различного объема, установленная в отведенном месте и обеспечивающая сохранность отходов;
- контейнерная площадка - специальная открытая площадка для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта, с водонепроницаемым покрытием и огороженная;
- мониторинг мест размещения отходов - систематические наблюдения, выполняемые по специально разработанным программам, за состоянием мест размещения отходов и их влиянием на объекты окружающей среды, оценка и прогноз изменений и процессов, происходящих в окружающей среде;
- специализированная организация - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие специальную технику, производственную базу, лицензию на право осуществления деятельности по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
- кадастр отходов Московской области - систематизированный свод данных по объектам размещения, обезвреживания и использования отходов, банк данных об отходах и о технологиях их использования и обезвреживания, перечень юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору и транспортированию отходов различных видов;
- плата за размещение отходов - форма компенсации ущерба, наносимого окружающей среде, которая состоит из платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов и платы за сверхлимитное размещение отходов.
Плата за размещение отходов является составляющей платы за негативное воздействие на окружающую среду и взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.5. Основные принципы обращения с отходами:
- охрана и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- минимизация образования отходов и уменьшение степени их опасности;
- разделение отходов при их сборе;
- приоритет переработки отходов перед их захоронением;
- развитие рынка вторичных материальных ресурсов и вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья;
- использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях сокращения образования отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
- содействие внедрению прогрессивных технологий обращения с отходами;
- доступность информации в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.6. Координация деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами, а также федеральных органов и уполномоченного центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, осуществляющих контроль в области обращения с отходами, возлагается на заместителя главы администрации городского округа Электросталь Московской области, направляющего деятельность администрации городского округа Электросталь Московской области в сфере экологии.
2. Отходы как объект права собственности
2.1. Право собственности на отходы как объект движимого имущества, порядок совершения с ними, передача вещных прав регулируются гражданским законодательством.
2.2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
2.3. Ответственность за обращение с отходами до момента их отчуждения в собственность другого лица несет собственник отходов.
2.4. В случае если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию.
3. Требования к обращению с отходами производства и потребления
3.1. Отходы производства и потребления в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на следующие классы опасности:
- I класс - чрезвычайно опасные;
- II класс - высокоопасные;
- III класс - умеренно опасные;
- IV класс - малоопасные;
- V класс - практически неопасные.
3.2. Отходы I-IV класса опасности подлежат удалению (захоронению и/или уничтожению) или обезвреживанию с соблюдением необходимых мер предосторожности.
Допускается накопление отходов I-IV класса опасности на территории организаций, где эти отходы образуются в результате хозяйственной и иной деятельности, при оформлении соответствующего разрешения, в котором устанавливаются сроки, условия и порядок хранения отходов I-IV класса опасности.
3.3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.4. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Все виды отходов, образующихся в результате деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должны быть указаны в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или уполномоченный центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или уполномоченный центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере обращения с отходами в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
3.5. При наличии у индивидуального предпринимателя, юридического лица проекта нормативов образования отходов, лимитов на их размещение и отсутствии документов, подтверждающих использование отходов в качестве вторичного сырья, передачу их на хранение, захоронение или обезвреживание, а также передачу прав собственности на отходы другому лицу, размещение отходов считается несанкционированным.
3.6. В случае отсутствия у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц лимита отходов на их размещение весь объем отходов учитывается как сверхлимитный.
3.7. Лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с данными отходами.
3.8. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, а также осуществляющие деятельность по обращению с отходами I-IV класса опасности, обеспечивают безопасность своих работников, населения и надежную защиту окружающей среды от негативного воздействия отходов.
3.9. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами I-IV класса опасности, должны иметь лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.10. Собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков должны регулярно проводить работы по очистке территорий городского округа от отходов, предотвращая образование несанкционированных свалок.
3.11. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе которой образуются отходы производства и потребления, может быть ограничена, приостановлена или запрещена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в случаях выявления нарушений установленных требований, норм и правил по обращению с отходами производства и потребления или при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами.
3.12. Запрещается:
- ввод в эксплуатацию предприятий, а также зданий, строений, сооружений, установок и иных объектов, если в процессе их эксплуатации образуются отходы производства и потребления, которые не могут быть использованы, обезврежены или размещены экологически безопасными способами;
- использование продукции, если в процессе ее использования образуются отходы производства и потребления, которые не могут быть использованы, обезврежены или размещены экологически безопасными способами;
- размещение отходов в несанкционированных для этих целей местах;
- сжигание всех видов отходов на территориях городского округа, предприятий, учреждений, организаций без применения специальных технологий;
- смешивание отходов;
- размещение отходов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в контейнеры, установленные для обслуживания населения городского округа Электросталь Московской области, без оформления соответствующего договора с собственником контейнерной площадки.
3.13. При обращении с отходами необходимо соблюдать требования по предупреждению аварий и принимать неотложные меры по ликвидации аварии.
3.14. В случае возникновения или угрозы возникновения аварий при обращении с отходами юридические лица, индивидуальные предприниматели немедленно информируют об этом федеральные органы, исполнительные органы государственной власти Московской области в области охраны окружающей среды, администрацию городского округа Электросталь Московской области.
3.15. Отходы производства и потребления подлежат захоронению, обезвреживанию, использованию при условии соблюдения экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
3.16. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.
В случае выявления превышения установленного санитарными правилами уровня радиационного фона отходы производства и потребления подлежат сбору, сортировке, транспортированию, обезвреживанию, использованию и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Транспортирование отходов I-IV класса опасности
4.1. Транспортирование отходов I-IV класса опасности производится только специально оборудованными транспортными средствами, обеспечивающими предотвращение потерь отходов I-IV класса опасности, при наличии паспорта отходов и документации для транспортирования отходов I-IV класса опасности с указанием количества отходов, цели и места транспортирования.
4.2. Порядок транспортирования опасных отходов на конкретных видах транспорта, требования по обеспечению безопасности работников и предотвращению воздействия на окружающую среду при транспортировании и выполнении погрузочно-разгрузочных работ и другие требования определяются государственными стандартами, нормами и правилами, утвержденными федеральными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами в соответствии с их компетенцией.
5. Размещение отходов производства и потребления
5.1. Хранение и захоронение отходов должны осуществляться только на объектах, предназначенных для размещения отходов, обустроенных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, экологических и иных норм и правил и внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.2. Размещение отходов на объекте размещения отходов осуществляется на основании договора, заключенного между собственником отходов и лицом, в собственности и (или) во владении (пользовании) которого находится объект размещения отходов.
5.3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны:
- иметь регламент (инструкцию) о порядке размещения отходов;
- осуществлять входной контроль поступающих на объект отходов с занесением данных в учетные документы (журналы учета поступающих отходов, акты сдачи-приемки, накладные и т.д.);
- выдавать собственнику отходов или лицу, которое передало отходы на размещение, документ, подтверждающий факт размещения отходов на объекте, в котором отражаются и фиксируются следующие данные (о собственнике отходов или лице, которое передает отходы на размещение, виде отходов, классе опасности отходов, весовом (в тоннах) количестве отходов, дате и времени приемки отходов);
- проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами;
- после окончания эксплуатации данных объектов проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.4. При эксплуатации объектов размещения отходов должны осуществляться противопожарные и санитарно-противоэпидемиологические мероприятия и обеспечиваться безопасные условия труда.
6. Использование отходов производства и потребления
6.1. Использование отходов в качестве вторичного сырья является приоритетным направлением деятельности по обращению с отходами и заключается в переработке или иных действиях, направленных на получение энергии, материалов, предметов, пригодных для повторного использования.
6.2. Собственники отходов, предназначенных для использования в качестве вторичного сырья, осуществляют обращение с этими отходами одним из следующих способов:
- производят переработку отходов собственными силами;
- заключают договоры на передачу отходов индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, использующим отходы в качестве вторичного сырья.
6.3. Использование отходов производится в установленном законодательством порядке.
7. Обезвреживание отходов производства и потребления
7.1. Обезвреживанию подлежат отходы I-III классов опасности.
7.2. Обезвреживание отходов I-III классов опасности производится на специальных установках или объектах.
При невозможности обезвреживания отходов I-III классов опасности они могут быть захоронены только на специализированных промышленных полигонах.
8. Учет и отчетность в области обращения с отходами производства и потребления
8.1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны:
- вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета;
- представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией;
- представлять в установленном порядке в уполномоченный центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере обращения с отходами сведения, используемые для ведения кадастра отходов Московской области.
Порядок ведения кадастра отходов Московской области определяется Правительством Московской области;
- обеспечить хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
8.2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы, а также осуществляющие деятельность по обращению с отходами, предоставляют реестр образования и движения отходов производства и потребления в соответствии с утвержденным лимитом на размещение отходов и перечнем документов, подтверждающих передачу их специализированным организациям, за год в срок до 1 февраля следующего года в Управление здравоохранения и экологии администрации городского округа Электросталь Московской области по форме, установленной в приложении N 1 к настоящему Положению.
9. Плата за размещение отходов
9.1. Размещение отходов является платным. Плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Производственный контроль в области обращения с отходами
10.1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
10.2. Порядок осуществления производственного контроля в сфере обращения с отходами определяют юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти или с уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в соответствии с их компетенцией.
11. Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами
11.1. Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченный центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в соответствии с их компетенцией и предоставленными в установленном порядке полномочиями.
12. Ответственность за нарушение законодательства в области обращения с отходами
12.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства в области обращения с отходами индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
12.2. Юридические лица, индивидуальные предприниматели возмещают вред, причиненный вследствие нарушения законодательства в области обращения с отходами, в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.
12.3. Уплата штрафа не освобождает лиц, допустивших правонарушения при обращении с отходами, от обязанностей по устранению нарушений, ликвидации их последствий и возмещению вреда, причиненного здоровью человека, окружающей среде, имуществу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.
12.4. Споры по вопросам обращения с отходами решаются в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.