Решение Совета депутатов городского округа Дубна Московской области
от 29 апреля 2010 г. N РС-5(20)-39/13
"Об утверждении городской целевой Программы "Развитие дошкольного образования в городе Дубне Московской области на 2010-2012 гг."
16 февраля, 31 мая 2012 г.
Решением Совета депутатов городского округа Дубна Московской области от 21 февраля 2013 г. N РС-2(70)-18/6 настоящее решение признано утратившим силу
В целях обеспечения доступности, повышения качества дошкольного образования, оптимизации городского образовательного пространства и развития альтернативных форм дошкольного образования, Совет депутатов, - решил:
1. Утвердить городскую целевую Программу "Развитие дошкольного образования в городе Дубне Московской области на 2010-2012 гг." с приложением Подпрограммы "Развитие альтернативных форм дошкольного образования на основе частно-муниципального партнерства в городе Дубне Московской области". (прилагается)
2. Настоящее решение вступает в силу после официального опубликования.
И.о. Главы города Дубны |
С.Ф. Дзюба |
4 мая 2010 г.
Программа
"Развитие дошкольного образования в городе Дубне Московской области на 2010-2012 гг."
(утв. решением Совета депутатов городского округа Дубна
Московской области от 29 апреля 2010 г. N РС-5(20)-39/13)
16 февраля, 31 мая 2012 г.
Паспорт программы
Наименование Программы |
Городская целевая программа "Развитие дошкольного образования в городе Дубне Московской области на 2010-2012 гг." (далее - Программа) |
Основной разработчик Программы |
Управление дошкольного образования Администрации г. Дубны Московской области |
Исполнители Программы |
Управление дошкольного образования Администрации г. Дубны Московской области, Муниципальное учреждение "Центр "Детство", дошкольные образовательные учреждения, начальная школа - детский сад "Гвоздика", детский дом "Надежда" |
Цели и задачи Программы |
Главная цель Администрации города Дубны в сфере дошкольного образования - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, основы их успешного обучения в школе и дальнейшего личностного развития. Задачи: - Обеспечение доступности, повышение эффективности и качества дошкольного образования. - Оптимизация образовательного пространства в сфере оказания услуг по дошкольному образованию. - Обеспечение условий безопасности жизнедеятельности, условий формирования здоровьесберегающей среды дошкольных учреждений. - Развитие альтернативных форм дошкольного образования. Приложение: Подпрограмма "Развитие альтернативных форм дошкольного образования на основе частно-муниципального партнерства в городе Дубна Московской области". - Инициирование перехода дошкольных учреждений в автономные дошкольные образовательные учреждения. - Укрепление материально-технической базы муниципальной системы дошкольного образования. - Создание условий для дальнейшего развития государственно-общественного управления дошкольным образованием. - Совершенствование городской системы психолого-педагогической поддержки семьи, имеющей детей дошкольного возраста. |
Сроки реализации Программы |
2010-2012 гг. |
Финансирование Программы |
Финансирование Программы осуществляется за счет: - средств городского бюджета, - средств областного бюджета, - внебюджетных средств. Объем финансирования Программы за счет средств местного бюджета может ежегодно уточняться в соответствии с бюджетом города на новый финансовый год. |
Механизм реализации Программы и контроль за ходом реализации Программы |
Программа будет реализовываться через систему планирования, мониторинга состояния и качества муниципального дошкольного образования. Мероприятия Программы будут конкретизироваться в годовых планах Управления дошкольного образования, годовых планах подведомственных образовательных учреждений. Контроль за реализацией Программы осуществляет Управление дошкольного образования Администрации города Дубны. Информацию о ходе и результатах реализации Программы Управление дошкольного образования размещает на сайте Администрации города, городского Совета депутатов. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- Ликвидация очередности на места в дошкольных учреждениях для детей в возрасте с 3-х лет и старше. - 100% укомплектованность дошкольных учреждений кадрами: педагогическими, медицинскими, обслуживающего персонала. - Увеличение до 45% количества педагогов, имеющих высшее педагогическое образование. - Сохранение стабильно низких показателей заболеваемости детей в городской системе дошкольного образования - Дальнейшее укрепление материально-технической и технологической базы дошкольных учреждений. - Увеличение до 50% количества дошкольных образовательных учреждений с функционирующими органами государственно-общественного управления. - Переход дошкольных образовательных учреждений в автономные дошкольные образовательные учреждения. - Повышение чувства социальной и личной ответственности родителей за благополучное, полноценное развитие и воспитание своих детей. |
Введение
Программа является организационной основой муниципальной политики в сфере дошкольного образования города Дубны Московской области.
Программа определяет цели, задачи, направления и предполагаемые результаты развития системы дошкольного образования на период 2010-2012 гг. Она разработана на основе выполнения Городской программы "Развитие дошкольного образования в г. Дубне Московской области на 2007-2009 гг.", "Плана социально-экономического развития города Дубны как наукограда на 2007-2011 гг.", Областной целевой программы "Развитие образования в Московской области на 2006-2010 гг."
Реализация Программы предполагает широкое взаимодействие Управления дошкольного образования и дошкольных образовательных учреждений города с Министерством образования и науки РФ, Министерством образования Московской области, Российской Академией Образования - Институтом дошкольного образования и семейного воспитания, городским управлением народного образования, общеобразовательными школами г. Дубны, учреждениями здравоохранения, учреждениями культуры, участие в областных и Российских проектах.
Отдельным приложением к Программе является Подпрограмма "Развитие альтернативных форм дошкольного образования на основе частно-муниципального партнерства в городе Дубне Московской области".
Решением Совета депутатов городского округа Дубна Московской области от 31 мая 2012 г. N РС-7(56)-54/17 в раздел "Состояние системы дошкольного образования города Дубны" настоящего решения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного решения
Состояние системы дошкольного образования города Дубны
Система дошкольного образования города Дубны Московской области на начало 2010 года представляет собой гибкую, многофункциональную сеть из 25 учреждений: 22-х дошкольных образовательных учреждений, образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальной школы - детского сада N 7 "Гвоздика", муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детского дома "Надежда", муниципального учреждения "Центр "Детство". С учетом образовательных, социокультурных запросов родителей, особенностей развития и здоровья детей в городе сформировано видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений. На базе дошкольных учреждений работают логопедические группы, группы для детей с нарушениями органа зрения, группы для часто болеющих и ослабленных детей, группы для детей с особенностями развития, группы кратковременного пребывания детей, группы индивидуального сопровождения развития детей. Начальная школа - детский сад N 7 "Гвоздика" - образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста успешно реализует задачи преемственности дошкольного и начального школьного образования, обеспечивая высокий уровень подготовки к обучению, сохранение и развитие психофизического здоровья детей.
Реализация задач психолого-педагогической и социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, осуществляет детский дом "Надежда", образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Управление дошкольного образования, "Центр Детство" осуществляют аналитический контроль деятельности образовательных учреждений и обеспечивают методическое, экспертно-аналитическое, информационно-консультативное сопровождение процессов развития в сфере дошкольного образования.
Благодаря мероприятиям по увеличению количества мест в функционирующих дошкольных учреждениях, проведенным Управлением дошкольного образования, увеличились показатели охвата детей различными формами дошкольного образования.
Наиболее показательны цифры для детей в возрасте от 5 до 7 лет: 96,5% детей этого возраста посещают муниципальные дошкольные образовательные учреждения.
Среднеобластные показатели составляют 72,6%. Таким образом, в городе решается приоритетная задача дошкольного образования - выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении их в школу.
В настоящее время отмечается положительная тенденция в решении другой не менее важной задачи - сохранение и укрепление здоровья детей, посещающих дошкольные учреждения. По данным аналитического сборника Министерства образования Московской области, на протяжении последних пяти лет город Дубна входит в число четырех регионов области, где самая низкая заболеваемость детей в дошкольных учреждениях. По данным 2008 г., 2009 г. - Дубна на втором месте по Московской области. Хорошие результаты имеет система физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Традиционные Спартакиады дошкольников в течение всего года в увлекательной и интересной форме спортивных праздников, мини-соревнований объединяют детей и их родителей, развивают у дошкольников интерес к спорту, здоровому образу жизни.
Одним из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений города было повышение качества дошкольного образования, предоставление каждому ребенку реализации своего права на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями.
Ежегодно за высокие достижения в учебно-воспитательном процессе дошкольные образовательные учреждения города Дубны становятся победителями Всероссийского конкурса "Лучший детский сад России". Дошкольное образовательное учреждение N 18 признано лауреатом Российского образовательного Форума - 2009 в конкурсе "Лучший детский сад наукограда России".
Другим показателем качества дошкольного образования Дубны является активное и успешное участие воспитанников детских садов и их педагогов в Российских и областных творческих конкурсах и выставках.
Развитие дошкольного образования и повышение его качества находится в прямой зависимости от кадровой политики. В настоящее время все образовательные учреждения укомплектованы педагогическими работниками. Из них 76% имеют первую и высшую квалификационные категории. Полностью обеспечены дошкольные учреждения средним медицинским персоналом. Все медицинские кабинеты в 2008 г. прошли лицензирование.
Вместе с тем, имеется и ряд проблем, решение которых необходимо для дальнейшего развития системы дошкольного образования:
- Укрепление материально-технической базы функционирующих образовательных учреждений.
- Расширение сети дошкольных образовательных учреждений за счет строительства новых детских садов.
- Развитие новых форм дошкольного образования в соответствии с запросами родителей.
Основные направления развития дошкольного образования города Дубны Московской области на 2010-2012 годы | ||||
Направления развития |
Система мероприятий по реализации программы |
Сроки выполнения |
Финансирование |
Исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Обеспечение доступности дошкольного образования |
1.1. Ведение аналитического банка данных с целью учета и прогнозирования комплектования мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО |
1.2. Использование ресурса сайта Администрации города, создание сайтов муниципальных дошкольных образовательных учреждений с целью информированности населения о развитии дошкольного образования города. |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО, все ДОУ |
|
1.3. Строительство детского сада - новостройки на 110 мест в микрорайоне Большая Волга. |
2012 г. |
областной бюджет по программе "Наукоград"* |
|
|
1.4. Перепрофилирование помещений первых классов, расположенных на базе дошкольных учреждений, под группы для детей дошкольного возраста с целью уменьшения имеющейся очередности. |
2010 - 2012 г. |
|
ДОУ NN 4, 8, 14, 16, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26. |
|
1.5. Реорганизация ОУ начальной школы - детского сада N 7 "Гвоздика" в ДОУ. Ремонт и перепрофилирование помещений классов под дошкольные группы. |
2011 г - 2012 г. |
4 млн. руб.** 2,7 млн. руб. |
УДО, ОУ N 7 |
|
1.6. Продолжение работы по развитию новых форм дошкольного образования: групп кратковременного пребывания детей, групп индивидуального сопровождения, центров игровой поддержки. |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО, ДОУ |
|
|
1.7. Инициирование развития альтернативных форм дошкольного образования на основе частно-муниципального партнерства. (в соответствии с Подпрограммой) |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО |
|
1.8. Строительство в г. Дубне, в мкр.1 - 2 детского дошкольного учреждения общего типа на 110 мест |
2012 год |
Областной бюджет -134,735 млн. рублей Местный бюджет -0,925 млн. рублей |
ОКСиР, МУ "Служба заказчика" |
|
1.9. Строительство в г. Дубне, в районе первой очереди застройки Российского центра программирования детского дошкольного учреждения общего типа на 185 мест (10 групп) |
2012 год |
Областной бюджет -203,265 млн. рублей Местный бюджет -0,925 млн. рублей |
ОКСиР, МУ "Служба заказчика" |
2. Совершенствование качества, повышение эффективности дошкольного образования |
2.1. Проведение Дней открытых дверей для родителей воспитанников дошкольных образовательных учреждений. |
2010-2012 гг. |
|
Все ДОУ города. |
2.2. Организация работы городских профессиональных объединений педагогов, творческих групп педагогов по проблемам совершенствования качества дошкольного образования. |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО, Центр "Детство" |
|
2.3. Организация профессиональных выставок, мастер - классов по вопросам совершенствования дошкольного образования. |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО, Центр "Детство" |
|
2.4. Подготовка и участие воспитанников дошкольных образовательных учреждений в областных и Российских детских творческих конкурсах и выставках. |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО, ДОУ города. |
|
2.5. Проведение ежегодного диагностико-прогностического скрининга уровня психофизиологической готовности выпускников дошкольных учреждений к школьному обучению. |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО, Центр "Детство", ДОУ города. |
|
2.6. Проведение ежегодного мониторинга качества коррекционной работы в специализированных дошкольных учреждениях и группах по результатам городских ПМПК. |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО, Центр "Детство", ДОУ N N 22, 4, 8, 13, 16, 17, 20, 21, 2 |
|
2.7. Организация работы Совета по преемственности дошкольного и начального общего образования, проблемам подготовки детей к школе. |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО, Центр "Детство" |
|
2.8. Участие и тиражирование опыта дошкольного образования Дубны на Российских образовательных форумах, Всероссийских конкурсах "Лучший детский сад России", и семинарах по дошкольному образованию, в профессиональных изданиях. |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО, Центр "Детство" |
|
2.9. Участие в экспериментальной работе на уровне муниципалитета, области, Российской экспериментальной деятельности в области образования. |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО, Центр "Детство", ДОУ города |
|
2.10. Проведение мероприятий по реализации нового Типового положения о дошкольном образовательном учреждении. |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО |
|
2.11. Укрепление материально-технической базы дошкольных учреждений: |
|
|
|
|
- проведение капитального ремонта и реконструкции кровель ДОУ N 14, ОУ N 7., |
2011 г. 2012 г. |
2,5 млн. рублей 2 млн. рублей |
ДОУ N 14,21 ОУ N 7. |
|
- ремонт кровли ДОУ N 21 |
2011 г. |
0,8 млн. рублей |
||
- установка новых ограждений ДОУ N N 18, 16, 24. |
2011 г. 2012 г. |
1,5 млн. рублей 2 млн. рублей |
ДОУ N N 18, 16, 24 |
|
- установка прогулочных веранд в ДОУ N N 21, 16 |
2011 г. |
2,6 млн. рублей |
ДОУ N N 21,16 |
|
- приобретение и установка игрового и спортивного оборудования на участках дошкольных учреждений. |
2011 г. 2012 г. |
2,5 млн. рублей 2,7 млн. рублей |
Все ДОУ кроме ДОУ N 2, ОУ N 7 |
|
- ремонт и реконструкция асфальтового покрытия на участках ДОУ N N 16, 21, 28. |
2011 г 2012 г |
1 млн. рублей 2 млн. рублей. |
ДОУ N N 16, 21, 28. |
|
3. Укрепление психофизического здоровья детей, обеспечение условий безопасной жизнедеятельности детей в дошкольных учреждениях |
3.1. Проведение ежегодного мониторинга состояния здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО Центр "Детство" |
3.2. Проведение диспансеризации детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО, ДОУ города |
|
3.3. Подготовка и проведение ежегодных межведомственных конференций: - с участием врачей детских поликлиник, сотрудников Роспотребнадзора по взаимодействию и анализу работы по снижению заболеваемости и укреплению здоровья детей, посещающих дошкольные учреждения; - с участием представителей Госпожнадзора, ГО и ЧС по состоянию работы по безопасной деятельности образовательных учреждений. |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО |
|
3.4. Организация постоянно действующего круглого стола "Здоровое питание детей в дошкольных образовательных учреждениях" |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО, Центр "Детство" |
|
3.5. Проведение постоянно действующих мастер - классов "Физическая культура и спорт в детских садах" |
2010 - 2011 уч. г. |
|
Центр "Детство" УДО, ДОУ города |
|
3.6. Проведение конференции с участием родительской общественности "Физкультура и спорт в каждом доме" |
|
|
Центр "детство" УДО, ДОУ города |
|
3.7. Издание методических сборников из опыта работы дошкольных учреждений: - "Дубна - город здоровья и спорта", |
2011 - 2012 уч. г. |
|
УДО |
|
- "Современные формы активного отдыха детей в дошкольных образовательных учреждениях" - "Формирование безопасного поведения ребенка в городе" |
2012 - 2013 уч. г . |
|
Центр "Детство", ДОУ города |
|
3.8. Проведение ежегодной Спартакиады дошкольников Дубны. |
2010 - 2012 гг. |
|
|
|
3.9. Обеспечение безопасных условий функционирования дошкольных образовательных учреждений: |
|
|
|
|
3.9.1. Исполнение условий противопожарной безопасности: - реконструкция и испытание эвакуационных лестниц с 2-х этажей зданий. |
2011 г. 2012 г. |
1 млн. рублей 1 млн. рублей |
ДОУ города кроме ДОУ N 2 |
|
3.9.2. Исполнение условий антитеррористической защищенности: - установка домофонов на основные входные двери дошкольных учреждений |
2010-2012 гг. |
|
ДОУ города |
|
4. Психологопедагогическая поддержка семьи, имеющей детей дошкольного возраста |
4.1. Продолжение сотрудничества с городским центром планирования семьи. |
2010-2012 гг. |
|
УДО, Центр "Детство" |
4.2. Организация работы психолого-педагогических консультационных пунктов на базе дошкольных учреждений для родителей, дети которых не посещают детский сад. |
2010 - 2012 гг. |
|
ДОУ NN 18, 22, 23, 14, 25, 21. |
|
4.3. Реализация в дошкольных образовательных учреждениях программ психолого-педагогического просвещения родителей, организация работы семейных клубов, клубов бабушек, школ молодых родителей. |
2010 - 2012 гг. |
|
ДОУ города |
|
4.4. Проведение работы по профилактике и предупреждению насилия в семье. |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО, ДОУ города |
|
4.5. Организация ежегодных конференций для родителей по вопросам воспитания детей дошкольного возраста. |
2010 - 2012 г.г |
|
УДО, ДОУ города |
|
4.6. Организация ежегодных совместных с родителями спортивных праздников "Всей семьей - на старт!", "Папа, мама, я - спортивная семья!" |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО, ДОУ города, Центр "Детство" |
|
4.7. Проведение городского конкурса на лучшую книгу о моей семье. |
2010 - 2011 уч. г |
|
ДОУ города, Центр "Детство" |
|
4.8. Совместная работа с городскими СМИ по публикации материалов на темы воспитания и развития детей. |
2010 - 2012 гг. |
|
ДОУ города, Центр "Детство" |
|
5. Повышение эффективности кадрового обеспечения |
5.1. Проведение ежегодного городского профессионального конкурса "Воспитатель года", участие в областном конкурсе. |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО, Центр "Детство", ДОУ города |
5.2. Проведение профессиональных конкурсов и выставок с целью повышения престижности работы в дошкольном учреждении профессий поваров, помощников воспитателей. |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО, Центр "Детство", ДОУ города |
|
5.3. Продолжение сотрудничества с Коломенским педагогическим университетом, Истринским педагогическим колледжем по подготовке по заочной форме обучения педагогов для дошкольных учреждений. |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО |
|
5.4. Проведение постоянно действующего круглого стола для руководителей дошкольных образовательных учреждений по теме "Сегодня выпускник - завтра воспитатель" |
2010 - 2012 гг. |
|
Центр "Детство" |
|
5.5. Организация и координация работы "Школы молодого специалиста". |
2010 - 2012 гг. |
|
Центр "Детство" |
|
5.6. Совершенствование процедуры аттестации педагогических работников образовательных учреждений. |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО, Центр "Детство" |
|
5.7. Организация курсовой подготовки для всех категорий педагогических работников. |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО, Центр "Детство" |
|
5.8. Обучение с последующей проверкой знаний работников дошкольных образовательных учреждений по сантехминимуму, охране труда, электробезопасности. |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО |
|
5.9. Аттестация рабочих мест. |
2010 - 2012 гг. |
|
УДО |
|
6. Создание условий для дальнейшего развития государственнообщественного управления дошкольным образованием, повышения юридической и экономической самостоятельности учреждений |
6.1. Участие ДОУ в реализации комплексного проекта модернизации образования Московской области, создании Управляющих советов образовательных учреждений. |
2010 - 2011 гг. |
|
ДОУ NN 3, 23, 24, 26 |
6.2. Участие ДОУ города в экспериментальной работе Министерства образования Московской области по разработке и апробации механизмов нормативного финансирования затрат на содержание и оказание образовательных услуг детям в дошкольных образовательных учреждениях. |
2010 - 2011 гг. |
|
ДОУ N 14 |
|
6.3. Осуществление механизма перевода ДОУ в муниципальные автономные учреждения. 6.3.1. Организация изучения опыта работы автономных учреждений Московской области. 6.3.2. Разработка алгоритма действий по переходу дошкольных образовательных учреждений в автономные. 6.3.3. Внесение изменений в действующие уставы образовательных учреждений, Договора с учредителем. 6.3.4. Разработка Положений о наблюдательном совете автономного учреждения. |
2010 г. |
|
УДО, ДОУ NN 22, 23 |
|
|
Финансирование: |
2011 г. 2012 г. |
15,9 млн. руб. 12,4 млн. руб. |
|
Итого финансирование Программы |
28,3 млн. руб. |
|
______________________________________________
* - при наличии областного финансирования
** - данное финансирование указано в ценах 2009 г.
Принятые сокращения:
УДО - Управления дошкольного образования Администрации города
Центр "Детство" - муниципальное учреждение "Центр "Детство"
ДОУ - дошкольные образовательные учреждения.
Председательствующий, |
М.В. Подлесный |
Принято
решением Совета депутатов
городского округа Дубна
Московской области
от 29 апреля 2010 г. N РС-5(20)-39/13
Приложение
к Программе "Развитие дошкольного
образования в городе Дубне
Московской области на 2010-2012 гг."
Подпрограмма
"Развитие альтернативных форм дошкольного образования на основе частно-муниципального партнерства в городе Дубне Московской области"
Паспорт Подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Развитие альтернативных форм дошкольного образования на основе частно-муниципального партнерства в городе Дубне Московской области. |
Основной разработчик Подпрограммы |
Управление дошкольного образования Администрации города Дубны Московской области |
Основные задачи Подпрограммы |
- Обеспечение территориальной доступности качественного дошкольного образования. - Ликвидация очередности на устройство детей в образовательные учреждения города, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования. - Развитие экономической и юридической самостоятельности дошкольных образовательных учреждений. |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
2010-2012 гг. |
Источники финансирования |
Субсидии из местного бюджета на выполнение муниципального заказа. Собственные средства учреждений, полученные от Уставной деятельности. |
Контроль исполнения Подпрограммы |
Подпрограмма будет реализовываться через запланированную систему мероприятий, проведения мониторинга состояния и качества оказания услуг дошкольного образования. Контроль за осуществлением Подпрограммы осуществляет Управление дошкольного образования Администрации города. Отчет об исполнении Подпрограммы предоставляется вместе с Отчетом о выполнении Программы "Развитие дошкольного образования в городе Дубне Московской области на 2010-2012 гг." Информацию о ходе и реализации Подпрограммы Управление дошкольного образования размещает на сайте Администрации города, городского Совета депутатов. |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
- Ликвидация очередности на устройство детей в образовательные учреждения города, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования. - Выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоев населения перед поступлением в школу. - Предоставление гражданам свободы потребительского выбора поставщика услуги по содержанию детей дошкольного возраста и дошкольной образовательной услуги при условии обеспечения целевого характера бюджетных средств, выделяемых на предоставление этих услуг. - Повышение конкурентоспособности, инициативности, юридической и экономической самостоятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений. - Экономия городских бюджетных средств. |
Содержание проблемы и обоснование необходимости решения программными методами
Главная цель Администрации города Дубны в сфере дошкольного образования определена в городской целевой программе "Развитие дошкольного образования в городе Дубне Московской области в 2010-2012 гг." - Реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, основы их успешного обучения в школе и дальнейшего личностного развития.
Доступность дошкольного образования принято рассматривать с точки зрения территориальной доступности, т.е. наличия на территории проживания ребенка детских садов, и с точки зрения экономической доступности, то есть приемлемого размера родительской платы.
Размер родительской платы за содержание ребенка в муниципальных дошкольных учреждениях города устанавливается Решением Совета депутатов и всегда был значительно ниже максимально установленного действующим законодательством. Кроме этого, в целях материальной поддержки воспитания детей, посещающих образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, с 2007 г. дубненские родители получают компенсацию части родительской платы.
Наиболее сложным остается решение другой стороны проблемы доступности дошкольного образования - наличие достаточного количества мест в дошкольных учреждениях города. Проблема очередности и нехватки мест в городских детских садах возникла уже в конце девяностых годов. А с ростом рождаемости и значительным притоком в город молодых семей, имеющих детей дошкольного возраста, продолжает увеличиваться.
Наиболее очевидным способом решения доступности дошкольного образования в городе является строительство и открытие новых детских садов, реконструкция и строительство пристроек к уже имеющимся зданиям дошкольных учреждений. Однако, это самый высокозатратный путь и, в силу имеющихся бюджетных ограничений, он не может быть реализован в короткий по времени срок. Тем не менее, такой ресурс увеличения сети дошкольных учреждений за счет строительства новых зданий заложен в программе "Развитие дошкольного образования в городе Дубне Московской области на 2010-2012 гг."
Необходимо отметить, что Управлением дошкольного образования Администрации города Дубны уже многое сделано для увеличения количества мест в имеющихся зданиях детских садов, снижения очередности и в целом - обеспечения доступности дошкольного образования в городе:
- С 1999 г. на базе дошкольных учреждений города была организована работа групп кратковременного пребывания детей.
- Дошкольные учреждения, особенно в микрорайонах Большой Волги и Черной речки работают в режиме переукомплектованности. При проектном количестве мест - 2 674 места, дошкольные учреждения города в 2009 году посещало 3 125 детей дошкольного возраста.
- За счет перепрофилирования имеющихся помещений и групп в функционирующих дошкольных образовательных учреждениях открыты дополнительные группы для детей раннего возраста, самых востребованных по возрастному составу групп. В 2009-2010 учебном году функционирует 49 групп для детей раннего возраста.
Однако, в настоящее время ресурс функционирующих учреждений практически исчерпан. Подобная ситуация сложилась во многих районах Московской области и в Российских регионах. Государство осознает сложность сложившейся ситуации и необходимость привлечения частных инвесторов в отрасль. По словам премьер-министра В.В. Путина, "будущее - за созданием равных условий для государственных (муниципальных) и негосударственных учреждений, за формированием реальной конкурентной среды в сфере дошкольного образования - когда бюджетные средства, выделяемые на обучение и содержание в детских садах, будут распределяться на конкурсной основе через систему муниципального заказа".
В связи с этим, путем повышения доступности услуг дошкольного образования в наукограде Дубна, Управление дошкольного образования считает развитие альтернативных видов дошкольного образования на основе частно-муниципального партнерства, представленных в этой Подпрограмме.
Возможные направления развития частно-муниципального партнерства:
- Открытие семейных детских садов, групп.
- Открытие детских садов на дому.
- Распределение бюджетных средств на обучение и содержание детей дошкольного возраста через систему муниципального заказа.
- Консультационная помощь при открытии частных детских садов.
Семейные детские сады
Семейные детские сады, семейные группы представляют собой новую форму организации дошкольного образования, направленную на обеспечение всестороннего развития и воспитания детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Семейный детский сад организуется в жилых помещениях: частных жилых домах или квартирах по месту проживания семьи. Семейный детский сад является структурным подразделением муниципального учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования. В штатное расписание дошкольного учреждения вводится дополнительная штатная единица воспитателя. На должность воспитателя семейного детского сада назначается родитель (законный представитель) многодетной семьи, в которой создается детский сад. Семейный детский сад создается при условии многодетной семьи, имеющей 3-х и более детей в возрасте от 2-х месяцев и до семи лет, либо многодетной или немногодетной семьи с одним или двумя детьми дошкольного возраста при условии приема детей дошкольного возраста из других семей.
Администрация дошкольного учреждения осуществляет контроль за функционированием семейного детского сада. Занятия с детьми и другие виды деятельности в семейном детском саду могут проводиться как в здании дошкольного учреждения, так и в семейных условиях. Организацией питания занимается воспитатель семейного сада.
Преимуществом семейных детских садов является не только обеспечение доступности дошкольного образования для многодетных семей, но и предоставление многодетным родителям возможности трудоустройства, экономия бюджетных средств.
Например, для группы из пяти человек норматив затрат на содержание одного ребенка, включая заработную плату воспитателю и расходы на питание, в два раза меньше, чем себестоимость содержания одного ребенка в городском муниципальном детском саду.
Детский сад на дому
Детский сад на дому является филиалом или структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения. Отличие от семейного детского сада состоит в том, что воспитатель не является одновременно родителем. Как правило, это профессиональный педагог. В детский сад на дому принимаются дети в возрасте от полутора лет. Предельная наполняемость определяется по нормативу бюджетного финансирования:
- от 1,6 года до 3-х лет - 10 детей;
- от 3 до 5 лет - 15 детей.
Организация питания, медицинского обслуживания детей возлагается на администрацию дошкольного образовательного учреждения.
Распределение бюджетных средств на обучение и воспитание детей дошкольного возраста на конкурсной основе через систему муниципального заказа
Размещение Муниципального заказа на реализацию услуг дошкольного образования в образовательных учреждениях и организациях любой организационно-правовой формы (в том числе: муниципальных автономных дошкольных учреждений, частных мини-детских садах, родительских сообществах) является эффективным финансово-экономическим механизмом для повышения доступности дошкольного образования. Нормативно-правовой основой размещения муниципального заказа на реализацию услуг дошкольного образования на конкурсной основе является Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Механизм муниципального заказа на услуги в сфере дошкольного образования является формой прямого финансирования поставщика услуги. При применении этого механизма выбор поставщика осуществляется на конкурсной основе распорядителем бюджетных средств, который, таким образом, выступает в роли заказчика.
В качестве предмета заказа выступает формируемое заказчиком техническое задание на оказание услуг - Паспорт услуги. Муниципальный паспорт общеразвивающей услуги дошкольного образования включает в себя конкретные параметры услуги, их ожидаемые результаты и рассчитанную заказчиком максимальную стоимость оказания услуг (начальная цена контракта).
Четкое техническое задание позволяет заказчику проводить полноценный мониторинг поставки услуг, а также последующую оценку их результативности и эффективности. Особенностью мониторинга выполнения заказа является контроль содержательных моментов оказания услуг (соблюдение качественно-количественных параметров технического задания) и достижения результатов предоставления услуг, а не контроль постатейного расходования исполнителем финансовых средств, общий объем которых определен договором.
Основные этапы формирования и развития механизма муниципального заказа включают в себя:
1. Формирование технического задания на услуги и конкурсной документации.
2. Осуществление конкурсных процедур и заключение договора с победителем конкурса.
3. Проведение мониторинга реализации заказа.
Система контроля качества выполнения муниципального заказа на реализацию услуг дошкольного образования предполагает оценивание результативности деятельности поставщика услуг дошкольного образования; процесса предоставления дошкольных образовательных услуг (реализацию образовательных программ, удовлетворенность потребителя качеством услуги); и условий содержания ребенка. Основные показатели результативности деятельности поставщика услуг дошкольного образования отражают развитие детей сообразно возрасту, повышение уровня их физического здоровья, своевременность коррекции отклонений в развитии ребенка и уровень подготовки к обучению в начальной школе.
Завершающим этапом формирования технического задания является определение той суммы денежных средств, которую заказчик готов заплатить за выполнение этого задания (начальной цены контракта).
Затраты, связанные с реализацией механизма заказа включают в себя: бюджетные средства на закупку услуг, административных затраты на формирование задания и конкурсной документации, осуществление конкурсных процедур и мониторинг реализации заказа.
Механизм заказа позволяет снизить очередность в дошкольные образовательные учреждения за счет привлечения к оказанию услуг дошкольного образования частных поставщиков услуг дошкольного образования с сохранением возможности осуществлять контроль за качеством предоставляемых услуг.
При применении механизма муниципального заказа важное значение имеет возможность экономии бюджетных средств. Создаются условия для повышения конкурентоспособности, инициативности, юридической и экономической самостоятельности образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Расширяется образовательное поле по предоставлению услуг дошкольного образования, дубненские родители получают большую возможность выбора образовательного учреждения.
Консультационная помощь предпринимателям, желающим открыть частный мини - детский сад
Управление дошкольного образования Администрации города готово содействовать и оказывать помощь начинающим предпринимателям в открытии частных мини - детских садов, "корпоративных" детских садов по месту работы родителей.
С этой целью возможно проведение обучающих семинаров по ведению основной документации, бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Кроме этого готово оказывать квалифицированную помощь и сотрудничество в организации педагогического процесса, развивающей среды, методической работе.
Система мероприятий по реализации Подпрограммы
N |
Основные мероприятия |
Сроки исполнения |
Исполнители |
1. |
Изучение имеющегося опыта по организации альтернативных форм дошкольного образования на основе частно-муниципального партнерства. |
2010 г. |
Управление дошкольного образования |
2. |
Разработка нормативных документов: Положение о семейной группе дошкольного образовательного учреждения. Положение о семейном детском саде. Положение о детском саде на дому. |
2010 г. |
Управление дошкольного образования |
3. |
Разработка рекомендаций о внесении изменений в Уставы дошкольных образовательных учреждений. |
2010 г. |
Управление дошкольного образования |
4. |
Разработка алгоритма по открытию семейной группы дошкольного образовательного учреждения, семейного детского сада, детского сада на дому. |
2010 г. |
Управление дошкольного образования |
5. |
Сбор информации о действующих и потенциальных поставщиках услуги по дошкольному образованию детей на территории города. |
2010 г. |
Управление дошкольного образования |
6. |
Оказание практической помощи дошкольным образовательным учреждениям по внедрению альтернативных форм дошкольного образования. |
2010-2012 гг. |
Управление дошкольного образования |
7. |
Разработка документов по размещению муниципального задания. |
2010 г. |
Управление дошкольного образования |
8. |
Оказание практической помощи и информационной поддержки предпринимателям и представителям малого бизнеса по открытию частных мини - детских садов, "корпоративных детских садов" |
2010 - 2012 гг. |
Управление дошкольного образования |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение принято в целях обеспечения доступности, повышения качества дошкольного образования, оптимизации городского образовательного пространства и развития альтернативных форм дошкольного образования.
Основным разработчиком Программы является Управление дошкольного образования. Определена главная цель Администрации г. Дубны в обозначенной сфере - это реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, основы их успешного обучения в школе и дальнейшего личностного развития. Представлены задачи, направленные на достижение перечисленных целей (обеспечение доступности, повышение эффективности и качества дошкольного образования; оптимизация образовательного пространства в сфере оказания услуг в данной сфере; создание условий безопасности жизнедеятельности; развитие альтернативных форм дошкольного образования).
В качестве механизма выполнения Программы в 2010-2012 гг. установлено использование системы планирования, мониторинга состояния и качества муниципального дошкольного образования. Планируется решение таких проблем, как: укрепление материально-технической базы функционирующих образовательных учреждений; расширение сети дошкольных образовательных учреждений за счет строительства новых детских садов; развитие новых форм дошкольного образования в соответствии с запросами родителей.
Указаны источники финансирования программных мероприятий. Оговорено, что объем средств, направляемых на реализацию Программы, может ежегодно уточняться в соответствии с местным бюджетом на новый финансовый год.
Разработана подпрограмма "Развитие альтернативных форм дошкольного образования на основе частно-муниципального партнерства в городе Дубне Московской области". Как альтернативные виды детских учреждений предлагаются семейные детские сады и детские сады на дому. Определены источники финансирования, цели и задачи Подпрограммы. Период ее реализации совпадает со сроком выполнения Программы (2010-2012 гг.).
Решение вступает в силу после официального опубликования.
Решение Совета депутатов городского округа Дубна Московской области от 29 апреля 2010 г. N РС-5(20)-39/13 "Об утверждении городской целевой Программы "Развитие дошкольного образования в городе Дубне Московской области на 2010-2012 гг."
Настоящее решение вступает в силу после официального опубликования
Текст решения опубликован в газете "Вести Дубны" от 3 июня 2010 г., N 21
Решением Совета депутатов городского округа Дубна Московской области от 21 февраля 2013 г. N РС-2(70)-18/6 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Совета депутатов городского округа Дубна Московской области от 31 мая 2012 г. N РС-7(56)-54/17
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного решения
Решение Совета депутатов городского округа Дубна Московской области от 16 февраля 2012 г. N РС-2(51)-12/6
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного решения