Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 33. Предвыборная агитация
1. В период избирательной кампании по выборам депутатов Думы предвыборной агитацией признаются:
а) призывы голосовать за единый список кандидатов или против него;
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам), избирательному объединению, выдвинувшему единый список кандидатов, в частности указание на то, за какого кандидата (каких кандидатов), за какой единый список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 9 статьи 31 настоящего Закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной единый список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения об избирательном объединении, выдвинувшем единый список кандидатов, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к избирательному объединению, выдвинувшему единый список кандидатов, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам).
2. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте "а" пункта 1 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за единый список кандидатов или против него, а действия, указанные в подпунктах "б"-"е" пункта 1 настоящей статьи, - в случае, если они совершены с такой целью неоднократно.
3. Предвыборная агитация может проводиться:
а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
г) иными не запрещенными федеральным законом и настоящим Законом методами.
4. Избирательные объединения, выдвинувшие единые списки кандидатов, самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекать для ее проведения иных лиц.
5. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
а) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
б) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;
в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
г) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
д) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;
е) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
ж) международным организациям и международным общественным движениям;
з) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
Законом Московской области от 1 июня 2007 г. N 74/2007-ОЗ пункт 5 статьи 33 настоящего Закона дополнен подпунктом "и", вступающим в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
и) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
6. Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, когда указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в составе единого списка кандидатов.
7. Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "д" пункта 8 настоящей статьи.
8. Использование в агитационных материалах изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате (кандидатах), об избирательном объединении, выдвинувшем единый список кандидатов, возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в Избирательную комиссию Московской области вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 13 статьи 38 настоящего Закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в Избирательную комиссию Московской области по ее требованию. Данное ограничение не распространяется:
а) на использование избирательным объединением высказываний кандидатов, включенных в выдвинутый им единый список кандидатов о данном избирательном объединении, а также о кандидате (кандидатах), включенном (включенных) в этот список;
б) на использование обнародованных высказываний о кандидате (кандидатах), об избирательных объединениях, выдвинувших единые списки кандидатов, с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы. Ссылка в агитационных материалах на такое высказывание физического лица, не имеющего права проводить предвыборную агитацию, допускается только в случае, если это высказывание было обнародовано до официального опубликования (публикации) постановления Думы (решения Избирательной комиссии Московской области) о назначении выборов депутатов Думы. При этом в ссылке должны указываться дата (период времени) обнародования этого высказывания и наименование средства массовой информации, в котором оно было обнародовано;
в) на цитирование высказываний об избирательном объединении, выдвинувшем единый список кандидатов, о кандидате (кандидатах), обнародованных иными избирательными объединениями в своих предвыборных агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с настоящим Законом;
г) утратил силу;
См. текст подпункта "г" пункта 8 статьи 33
Законом Московской области от 1 июня 2007 г. N 74/2007-ОЗ подпункт "д" пункта 8 статьи 33 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
д) на использование избирательным объединением изображений выдвинутых им кандидатов, в том числе со своим супругом, детьми (включая детей, не достигших возраста 18 лет), родителями и другими близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц.
9. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются за счет средств избирательных фондов избирательных объединений, выдвинувших единые списки кандидатов. Предвыборная агитация за единый список кандидатов, оплачиваемая из средств избирательных фондов других избирательных объединений запрещается.
10. Политическая партия, выдвинувшая единый список кандидатов, зарегистрированный Избирательной комиссией Московской области не позднее чем за десять дней до дня голосования, публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном региональном государственном периодическом печатном издании, а также размещает ее в сети "Интернет". Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям, в соответствии с настоящим Законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда избирательного объединения.
Законом Московской области от 1 июня 2007 г. N 74/2007-ОЗ в пункт 11 статьи 33 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
11. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливаются следующие ограничения при проведении предвыборной агитации:
а) предвыборные программы избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет"), выступления представителей и доверенных лиц избирательных объединений, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет") не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.
При проведении предвыборной агитации также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в абзаце первом настоящего подпункта, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности;
б) избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления;
в) избирательные объединения, выдвинувшие единые списки кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании, организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются указанные лица и (или) организации, в период избирательной кампании, не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании, не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию. Избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг избирателям;
в.1) агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу;
в.2) избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:
распространения призывов голосовать против единого списка кандидатов, единых списков кандидатов;
описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной единый список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;
распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо избирательном объединении, кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с негативными комментариями;
распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к избирательному объединению, выдвинувшему единый список кандидатов, кандидату;
г) организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, в случае обнародования (опубликования) ими агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб деловой репутации избирательного объединения, чести, достоинству или деловой репутации кандидата, внесенного в список, должны до окончания срока предвыборной агитации обеспечить возможность бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации указанных лиц.
Для обнародования указанного опровержения или иного разъяснения эфирное время должно быть предоставлено кандидату, избирательному объединению в то же время суток, в которое была обнародована первоначальная информация и его объем не должен быть меньше, чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут.
При опубликовании указанного опровержения или иного разъяснения его текст должен быть набран тем же шрифтом, помещен на том же месте полосы и по объему должен быть не меньше, чем опровергаемый текст.
Непредоставление кандидату, избирательному объединению такой возможности обнародовать (опубликовать) указанное опровержение или иное разъяснение до окончания агитационного периода является основанием для привлечения таких организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и их должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данные требования не распространяются на случаи размещения агитационных материалов, представленных избирательными объединениями, зарегистрировавшими единые списки кандидатов, в рамках использования ими бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади.
12. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений.
13. В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований пунктов 12-15, 18 статьи 38 настоящего Закона, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания установленного настоящим Законом порядка проведения предвыборной агитации, избирательная комиссия Московской области обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц, иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источники их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.
15. В период избирательной кампании не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов либо которые иным образом связаны с выборами депутатов Думы.
16. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами депутатов Думы деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы или иной символики избирательного объединения, выдвинувшего единый список кандидатов, в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств избирательного фонда избирательного объединения. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная из средств избирательного фонда, не допускается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.