Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Руководителя Администрации
Подольского муниципального района
от 31 декабря 2009 г. N 2944
Порядок
оказания муниципальных медицинских услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями Подольского муниципального района в отрасли здравоохранения
I. Общие положения
1. Разработчик Порядка оказания муниципальных медицинских услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями Подольского муниципального района в отрасли здравоохранения (далее Порядок) - Управление здравоохранения Администрации Подольского муниципального района.
2. Область применения Порядка: настоящий порядок распространяется на услуги в области здравоохранения, предоставляемые населению муниципальными учреждениями здравоохранения (далее - учреждения), и устанавливает основные положения, определяющие качество предоставления услуг в области здравоохранения, в том числе:
- оказание скорой медицинской помощи;
3. Термины и определения: термины и определения, используемые в настоящем порядке, закреплены отраслевым стандартом ОСТ ТУ 91500.01.0005 2001 "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12.
1) медицинская деятельность - деятельность, направленная на оказание медицинских услуг;
2) безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба;
3) требование - положение нормативного документа, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены;
4) эффективность медицинской помощи - величина (размер) медицинской помощи, при которой соответствующий тип медицинского обслуживания и помощи достигает своей цели - улучшения состояния пациента;
5) медицинские работники - сотрудники медицинского учреждения, имеющие непосредственное отношение к оказанию медицинских услуг;
6) пациент - потребитель медицинской услуги, обращающийся в медицинское учреждение или к медицинскому работнику за медицинской помощью;
7) медицинская услуга - мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
4. Нормативные правовые акты, регламентирующие качество предоставления услуг:
1) Конституция Российской Федерации (статья 41);
2) "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 N 5487-1 (ред. от 27.12.2009);
3) Федеральный закон Российской Федерации от 22.06.1998 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О лекарственных средствах";
4) Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О лицензировании отдельных видов деятельности";
5) Закон Московской области от 11.11.2005 N 240/2005-ОЗ (ред. от 27.12.2008) "О здравоохранении в Московской области";
6) Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 (ред. от 07.04.2008) "Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности";
7) Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 32 (ред. от 02.09.2009) "Об утверждении положения о лицензировании технического обслуживания медицинской техники (за исключением случая если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя";
8) Постановление Правительства Московской области от 10.02.2009 г. N 99/3 (ред. от 08.10.2009) "О Московской областной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год";
5. Основные факторы качества, используемые в стандарте:
1) наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение здравоохранения;
2) организационно-технические условия и материально-техническое оснащение, включая оборудование, инструменты, транспорт и документацию, обеспечивающие использование медицинских технологий, разрешенных к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
3) укомплектованность специалистами и их квалификация;
4) состояние информации порядке и правилах предоставления услуг населению;
5) наличие собственной и внешней систем контроля деятельности учреждения.
II. Требования к качеству оказания услуг
1. Качество услуг по оказанию скорой медицинской помощи.
1.1. Сведения об услуге.
Наименование услуги - оказание населению скорой медицинской помощи (в соответствии с лицензией).
Содержание (предмет услуги):
1) выезд врачебной, фельдшерской бригады скорой медицинской помощи к месту вызова;
2) проведение медицинского осмотра и оказание медицинской помощи, при необходимости проведение экспресс-анализа на сахар крови, ЭКГ - исследования;
3) своевременная транспортировка в профильное лечебное учреждение больных, в том числе инфекционных, пострадавших и рожениц, нуждающихся в экстренной стационарной помощи.
Скорая медицинская помощь предоставляется при состояниях, угрожающих жизни или здоровью физического лица либо окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями при беременности, и в родах.
Единица измерения - количество вызовов.
Получатели бюджетной услуги - граждане Российской Федерации.
Скорая медицинская помощь гражданам оказывается бесплатно
1.2. Документы, регламентирующие деятельность учреждения здравоохранения по оказанию услуг скорой медицинской помощи:
1) приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2004 N 179 "Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи";
2) приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.1999 N 100 (ред. от 16.11.2004)"О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации";
3) приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.12.2005 N 752 "Об оснащении санитарного автотранспорта";
4) приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.04.1998 N 108 "О скорой психиатрической помощи";
5) приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.11.1997 N 330 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств";
6) приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2003 N 93 "Об отраслевой программе "скорой медицинской помощи";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2003 N 93 следует читать "Об отраслевой программе "Скорая медицинская помощь"
7) положения об учреждениях здравоохранения Подольского муниципального района (МУЗ "Районная больница "Кузнечики", МУЗ "Львовская районная больница", МЛПУЗ "Вороновская районная больница").
8) приказ Управления здравоохранения Администрации Подольского муниципального района от 22.06.2007 N 54 "Об определении нормы времени прибытия выездных бригад к пациенту".
9) иные документы (лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложениями, правила, инструкции, методики, положения эксплуатационные документы на медицинское оборудование, приборы и аппаратуру;
1.3. Условия размещения и режима работы отделений скорой медицинской помощи.
По площади и техническому состоянию помещения отделений скорой медицинской помощи должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, противопожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенная температура воздуха, влажность воздуха, запыленность, загрязненность, шум, вибрация и так далее).
Площадь, занимаемая отделениями, должна обеспечивать размещение работников в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров".
В составе отделений скорой медицинской помощи должны быть предусмотрены:
1) диспетчерская для приема вызовов;
2) кабинет для приема амбулаторных больных;
3) помещение для хранения медицинского оснащения бригад скорой медицинской помощи и подготовки к работе медицинских укладок;
4) перевязочная;
5) комнаты отдыха для врачей, среднего медперсонала, санитаров, водителей санитарных автомашин;
6) помещение для приема пищи дежурным персоналом.
Отделения скорой медицинской помощи размещены в 7 точках муниципального образования "Подольский муниципальный район Московской области" и равноудалены от населения.
Режим работы отделений скорой медицинской помощи - круглосуточный.
Передача смены за 15 минут до основного рабочего времени утром в 8-00, 9-00. В период пересмены должна быть обеспечена возможность непрерывного оказания услуг.
1.4. Техническое оснащение отделений и бригад скорой медицинской помощи.
Отделения скорой медицинской помощи должны быть оснащены специальным и табельным оборудованием, аппаратурой и приборами, транспортом, отвечающим требованиям стандартов, техническим условиям, и обеспечивающим надлежащее качество предоставляемых услуг в области здравоохранения. Специальное и табельное оборудование, приборы и аппаратуру следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять.
Неисправное специальное и табельное оборудование, приборы и аппаратура, дающее при работе сомнительные результаты, должны быть сняты с эксплуатации, заменены или отремонтированы (если они подлежат ремонту), а пригодность отремонтированных должна быть подтверждена их проверкой.
Основной перечень оснащения выездной бригады скорой медицинской помощи:
1) Медико-техническое оснащение:
- санитарный автомобиль скорой медицинской помощи.
- медицинский ящик-укладка основной.
- медицинское оборудование и материалы (дополнительный медицинский ящик для размещения родового пакета, реанимационного набора, инфузионных растворов; электрокардиограф портативный одно или трехканальный; дефибриллятор портативный; аппараты искусственной вентиляции легких (далее по тексту ИВЛ); аппарат ингаляционного наркоза; портативный глюкометр или глюкотесты; тонометр и фонендоскоп; комплект пневматических и (или) вакуумных шин иммобилизационных; комплект иммобилизационных головодержателей; вакуумный матрас; носилки складные; носилки-полотнище; кресло-каталка складное; приемное устройство с носилками; штатив для инфузий; баллон кислородный с редуктором 10 литров; аспиратор портативный механический или электрический;
- мебель для размещения медицинской аппаратуры и принадлежностей;
- светильник направленного действия в салоне;
- средства связи (радиостанция или радиотелефон).
2) Лекарственные средства (согласно примерному Перечню оснащения выездной бригады скорой медицинской помощи - приложение N 10 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.1999 N 100).
3) Перевязочные средства.
4) Инструментарий и предметы ухода за больными.
5) Специальные укладки.
6) Инвентарь.
Основным оснащением отделений являются автомобили скорой медицинской помощи.
Состояние автотранспорта должно подвергаться ежедневному техническому осмотру и плановому техническому обслуживанию в соответствии с требованиями технической документации на автомобиль. Водители обязаны проходить ежедневный предрейсовый медицинский осмотр.
1.5. Укомплектованность организаций кадрами и их квалификация.
ЛПУ должны располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием и организационно-распорядительными документами Министерства здравоохранении и социального развития Российской Федерации.
Врачебная бригада скорой медицинской помощи включает в свой состав: 1 врача и 2 фельдшеров (или 1 фельдшера), санитара и водителя.
Фельдшерская бригада скорой медицинской помощи включает в свой состав: 2 фельдшеров (или 1 фельдшера), санитара и водителя.
Выездная бригада скорой медицинской помощи работает по графику. В свободное от вызовов время персонал выездной бригады скорой медицинской помощи обязан находиться в помещении отделения скорой медицинской помощи.
Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, сертификат специалиста, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей. Квалификацию специалистов следует поддерживать на высоком уровне постоянной (не реже 1 раза в 5 лет) учебой на курсах переподготовки и повышения квалификации, врачебно-фельдшерскими конференциями, городскими научно-практическими конференциями, сдачей тематических зачетов. Водители автомобиля скорой медицинской помощи должны иметь профессиональную подготовку не ниже 2 класса.
У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответственности.
При оказании услуг работники бригад скорой медицинской помощи должны проявлять к населению максимальную вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение.
1.6. Требования к технологии оказания скорой медицинской помощи.
Скорая медицинская помощь оказывается населению по вызовам со стационарных, мобильных телефонов и при личном обращении в отделение СМП.
Отсутствие страхового полиса обязательного медицинского страхования и личных документов не являются причиной отказа в вызове.
Минимальный объем информации, сообщаемый гражданином (пациентом), вызывающим скорую медицинскую помощь, должен содержать:
1) информацию о месторасположении лица, которому необходима помощь;
2) фамилию, имя, отчество лица, которому необходима помощь (если известны);
3) возраст, пол лица, которому необходима помощь;
4) симптомы заболевания;
5) фамилию, имя, отчество и телефон лица, вызывающего скорую медицинскую помощь;
6) другую информацию по запросу диспетчера.
При поступлении вызова от населения, диспетчер заполняет карту вызова, которая является основным документом, отражающим на до госпитальном этапе течения заболевания (травмы), диагностический поиск, оказание экстренной медицинской помощи, ее эффективность и дальнейшие действия с больным (пострадавшим). Далее диспетчер передает вызов в порядке срочности и специфики определенной бригаде скорой медицинской помощи. Все вызовы, поступившие на станцию скорой медицинской помощи, при наличии на станции свободных профильных выездных бригад должны быть переданы диспетчером бригаде незамедлительно. В случаях поступления количества вызовов, превышающего наличие свободных бригад, в первую очередь обслуживаются вызовы, имеющие "экстренный" повод и вызовы в общественные места, затем вызовы, имеющие "срочный" повод, и в последнюю очередь - вызовы, имеющие "неотложный" повод. Повод вызова определяется диспетчером самостоятельно. В случаях поступления нескольких вызовов к детям, имеющих однотипный повод по срочности, приоритет на первоочередное обслуживание вызова отдается ребенку более младшего возраста.
По приезду бригады скорой медицинской помощи врач или фельдшер указывает в карте вызова жалобы больного. Далее заносится совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем опроса самого обследуемого и (или) знающих его лиц. Затем проводится объективное исследование больного (пострадавшего) - делается характеристика общего состояния, уровень сознания, кожного покрова и видимых слизистых оболочек, периферических лимфатических узлов, мышечной и костно-суставной системы и других систем (дыхания, сердечно-сосудистой, пищеварения, мочеполовой, эндокринной, нервной).
На до госпитальном этапе в ходе диагностики допустимо формирование предварительного диагноза. Далее врачом или фельдшером принимается решение: либо снятие состояния, угрожающего жизни, либо госпитализация пострадавшего (больного). Пострадавшие (больные), доставленные в стационар должны быть безотлагательно переданы дежурному персоналу приемного отделения с отметкой в "карте вызова" времени их поступления и подписи дежурного врача. При отказе от медицинского вмешательства, либо госпитализации пострадавшему (больному) или его законному представителю в доступной для них форме разъясняются возможные последствия такого отказа, о чём делается отметка в карте вызова, которая подписывается пострадавшим (больным), либо его законным представителем.
При госпитализации пострадавшего (больного) в бессознательном состоянии или состоянии алкогольного опьянения специалистами выездной бригады производится осмотр на предмет обнаружения документов, ценностей, денег с указанием в карте вызова, и передача их в приемное отделение стационара с отметкой в направлении под роспись дежурного персонала.
1.7. Информационное сопровождение деятельности отделений скорой медицинской помощи.
Информация о работе отделений скорой медицинской помощи, о порядке и правилах предоставления услуги по скорой медицинской помощи должна быть доступна населению района. Состояние данной информации должно соответствовать требованиям Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"
Лечебно-профилактические учреждения обязаны довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение бригад скорой медицинской помощи. Данная информация должна быть предоставлена любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и обеспечивающим ее доступность для населения.
Информирование граждан осуществляется посредством:
1) публикации информации о медицинских учреждениях и объемах предоставляемых услуг в сети Интернет на отраслевом разделе "Здравоохранение" официального сайта Администрации Подольского муниципального района;
2) информационных стендов (уголков получателей услуг).
Также информационное сопровождение может обеспечиваться за счет тематических публикаций в средствах массовой информации и телепередачах.
В отделениях должны быть информационные уголки, содержащие копию лицензии, требования к пациенту, соблюдение которых обеспечивает выполнение качественной услуги, порядок работы с обращениями и жалобами граждан, настоящий Порядок.
Пациент вправе потребовать предоставление необходимой и достоверной информации о выполняемых услугах. Пациент (или доверенное лицо, названное пациентом) вправе быть осведомленным о выполняемых медицинских действиях и процедурах специалистов скорой медицинской помощи.
Информация о деятельности учреждений, о порядке и правилах предоставления услуг, о порядке работы и правилах вызова, должна обновляться (актуализироваться) по мере необходимости.
1.8. Контроль за деятельностью отделений скорой медицинской помощи.
Контроль за деятельностью отделений скорой медицинской помощи осуществляется посредством процедур внутреннего и внешнего контроля.
Внутренний контроль проводится заведующим отделением скорой медицинской помощи, заместителем главного врача ответственного за работу отделения скорой медицинской помощи.
Внутренний контроль подразделяется на обязательный и выборочный. Обязательному контролю подлежат:
1) случаи летальных исходов в присутствии бригад скорой медицинской помощи;
2) случаи смерти на дому лиц трудоспособного возраста до прибытия бригады;
3) случаи с удлиненными или укороченными сроками обслуживания больных бригадами скорой медицинской помощи;
4) случаи несвоевременного выезда бригад скорой медицинской помощи на вызов;
5) случаи постинъекционных осложнений (осложнений у пациентов после уколов);
6) случаи расхождения диагнозов, выставленных бригадой скорой медицинской помощи, с клиническими;
7) все случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов или их родственников, законных представителей.
Выборочному контролю подлежат все прочие случаи оказания скорой медицинской помощи с использованием статистического метода случайной выборки. Выборочный контроль проводится ответственными лицами путем изучения медицинской документации, контрольных выездов на обслуженные вызовы с последующим сравнением результатов в соответствии с нормами проверок.
Выборочная проверка также осуществляется ответственными лицами по обращениям (жалобам) граждан и запросам различных организаций.
Выявленные недостатки в оказании медицинской помощи анализируются по каждому врачу (фельдшеру) с ежемесячным обобщением и рассмотрением на станции с принятием мер к их устранению и вынесением дисциплинарных или административных взысканий.
Управление здравоохранения Администрации Подольского муниципального района осуществляет внешний контроль за деятельностью учреждения по оказанию услуг скорой медицинской помощи в части соблюдения качества бюджетной услуги путем проведения мониторинга основных показателей работы за определенный период, анализа обращений и жалоб граждан в Управление здравоохранения Администрации Подольского муниципального района, проведения по фактам обращения служебных расследований с привлечением главных внештатных специалистов Подольского муниципального района по выявленным нарушениям.
Жалобы на нарушение настоящего Порядка потребителями услуг могут направляться как непосредственно в лечебно-профилактическое учреждение, так и в Управление здравоохранения Администрации Подольска муниципального района
Жалобы и заявления на некачественное предоставление услуг скорой медицинской помощи подлежат обязательной регистрации в зависимости от места поступления жалобы.
Жалобы на предоставление услуг с нарушением настоящего Порядка должны быть рассмотрены руководителем ЛПУ и отделения скорой медицинской помощи, либо начальником Управления здравоохранения Администрации Подольского муниципального района в 30-дневный срок, а их заявителю дан письменный ответ о принятых мерах.
В особых случаях рассмотрение вопросов выносится на заседание врачебной комиссии Управления здравоохранения Администрации Подольского муниципального района, клинико-экспертной комиссии Министерства здравоохранения Московской области с привлечением главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения Московской области по профилю работы.
Предупредительный контроль может осуществляться лицензионной комиссией Управления лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности и контроля качества медицинской помощи Министерства здравоохранения Московской области, перед проведением лицензирования, путем экспертизы соответствия лицензионным требованиям и условиям юридического лица.
Целью предупредительного контроля является определение возможностей учреждения оказывать заявленные виды медицинской помощи, соответствие их деятельности установленным стандартам ведения больных. Предупредительный контроль призван оценить качество и уровень безопасности работы для пациента до получения им разрешения на оказание медицинских услуг населению.
1.9. Ответственность за качество оказания скорой медицинской помощи.
Работа отделений скорой медицинской помощи в области качества услуг должна быть направлена на полное удовлетворение нужд пациента, непрерывное повышение качества услуг.
Главный врач ЛПУ несет полную ответственность за соблюдение учреждением требований настоящего Порядка и определяет основные цели, задачи и направления деятельности учреждения в области совершенствования качества предоставляемых услуг.
Руководитель отделения скорой медицинской помощи обязан:
1) обеспечить разъяснение и доведение Порядка до всех сотрудников;
2) четко определить полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала отделения, осуществляющего предоставление услуг и контроль качества предоставляемых услуг;
3) организовать информационное обеспечение процесса оказания услуги в соответствии с требованиями Порядка;
4) проводить внутренний контроль за соблюдением Порядка;
5) обеспечить выработку предложений по совершенствованию процедуры оказания услуг скорой медицинской помощи;
1.10. Критерии оценки качества оказания скорой медицинской помощи:
1) полнота предоставления услуги в соответствии с установленными настоящим Порядком требованиями ее предоставления;
2) результативность предоставления услуги скорой медицинской помощи по результатам оценки соответствия оказанной скорой медицинской помощи, изучения обращений граждан и опросов населения.
Качественную медицинскую помощь характеризуют:
1) доступность, безопасность, адекватность и эффективность скорой медицинской помощи;
2) обоснованность применяемых медицинских технологий (выполнение медицинского процесса);
3) отсутствие врачебных ошибок и нарушений технологии оказания скорой медицинской помощи;
4) оптимальность использования ресурсов отделений скорой медицинской помощи;
5) удовлетворенность больного медицинским обслуживанием.
1.11. Система индикаторов (характеристик) качества услуги:
N п/п |
Индикаторы качества бюджетной услуги |
Значение индикатора |
1. |
Время доезда до пациента (места происшествия): - при радиусе до 10 км. - при увеличении радиуса или наслоении вызовов |
до 20 мин. до 45 мин. |
Перечень
Муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих услуги по скорой медицинской помощи
1. Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения "Вороновская районная больница".
2. Муниципальное учреждение здравоохранения "Львовская районная больница".
3. Муниципальное учреждение здравоохранения "Районная больница "Кузнечики".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.