Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Руководителя Администрации
Подольского муниципального района
от 15 июля 2010 г. N 1429
Порядок
оказания доврачебной медицинской помощи в фельдшерско-акушерских пунктах в учреждениях здравоохранения Подольского муниципального района в отрасли здравоохранения
1. Общие положения
1.1. Разработчик Порядка оказания доврачебной медицинской помощи в фельдшерско-акушерских пунктах бюджетными учреждениями Подольского муниципального района в отрасли здравоохранения (далее Порядок) - Управление здравоохранения Администрации Подольского муниципального района.
1.2. Область применения Порядка: настоящий порядок распространяется на услуги в области здравоохранения, предоставляемые населению муниципальными учреждениями здравоохранения (далее - учреждения), и устанавливает основные положения, определяющие качество предоставления услуг в области здравоохранения, в том числе оказания доврачебной медицинской помощи.
1.3. Термины и определения: термины и определения, используемые в настоящем порядке, закреплены отраслевым стандартом ОСТ ТУ 91500.01.0005 201 "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 г. N 12:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер отраслевого стандарта следует читать "ОСТ ТУ 91500.01.0005-2001"
1.3.1 медицинская деятельность - деятельность, направленная на оказание медицинских услуг;
1.3.2. безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба;
1.3.3. требование - положение нормативного документа, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены;
1.3.4. эффективность медицинской помощи - величина (размер) медицинской помощи, при которой соответствующий тип медицинского обслуживания и помощи достигает своей цели - улучшения состояния пациента;
1.3.5. медицинские работники - сотрудники медицинского учреждения, имеющие непосредственное отношение к оказанию медицинских услуг
1.3.6. пациент - потребитель медицинской услуги, обращающийся в медицинское учреждение или к медицинскому работнику за медицинской помощью;
1.3.7. медицинская услуга - мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
1.4. Нормативные правовые акты, регламентирующие качество предоставления услуг:
1.4.1. Конституция Российской Федерации;
1.4.2. "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 г. N 5487-1 (в последующих редакциях);
1.4.3. Федеральный закон Российской Федерации от 22.06.1998 г. N 86-ФЗ (в последующих редакциях) "О лекарственных средствах";
Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ Федеральный закон Российской Федерации от 22.06.1998 г. N 86-ФЗ признан утратившим силу с 1 сентября 2010 г.
1.4.4. Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1995 г. N 38-ФЗ (в последующих редакциях) "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)";
1.4.5. Федеральный закон Российской Федерации от 08.01.1998 г. N 3-ФЗ (в последующих редакциях) наркотических средствах и психотропных веществах";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Федерального закона от 08.01.1998 г. N 3-ФЗ следует читать "О наркотических средствах и психотропных веществах"
1.4.6. Федеральный закон Российской Федерации от 39.03.1999 г. N 52-ФЗ (в последующих редакциях) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона Российской Федерации N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует читать "от 30.03.1999 г."
1.4.7. Федеральный закон Российской Федерации от 18.06.2001 г. N 77-ФЗ (в последующих редакциях) "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"
1.4.8. Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ (в последующих редакциях) "О лицензировании отдельных видов деятельности";
1.4.9. Закон Московской области от 11.11.2005 г. N 240/2005-ОЗ "О здравоохранении в Московской области";
1.4.10. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. N 30 (в последующих редакциях) "Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности";
1.4.11. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. N 32 (в последующих редакциях) "Об утверждении положения о лицензировании технического обслуживания медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)";
1.4.12. Постановление Правительства Московской области от 30.12.2009 г. N 1199/54 "О Московской областной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год";
1.4.13. Приказ Минздрава СССР от 23.09.1981 г. N 1000 "О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений".
1.4.14. Приказ Минздрава России от 31.07.2000 г. N 303 "О введении в действие отраслевого стандарта "Технологии выполнения простых медицинских услуг. Общие требования" (ОСТ 9100.0004-2000);
1.4.15. Приказ Минздрава России от 10.04.2001 г. N 113 "О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги". (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001);
1.4.16. Правила сбора, хранения и удаления отходов в лечебно-профилактических учреждениях. СанПиН-2.1.7.728-99.
1.5. Основные факторы качества, используемые в Порядке:
1.5.1. Наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение здравоохранения;
Организационно-технические условия и материально-техническое оснащение, включая оборудование, инструменты и документацию, обеспечивающие использование медицинских технологий, разрешенных к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
Укомплектованность специалистами и их квалификация;
Состояние информации о порядке и правилах предоставления услуг населению;
Наличие собственной и внешней систем контроля деятельности.
2. Требования к качеству оказания услуг:
2.1. Сведения об услуге:
Наименование услуги - оказанию населению доврачебной медицинской помощи в фельдшерско-акушерских пунктах (в соответствии с лицензией).
2.2. Содержание (предмет услуги):
- оказание населению доврачебной медицинской помощи на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта;
- своевременное и в полном объеме выполнение назначений врача;
- организация патронажа детей и беременных женщин, систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов Отечественной войны
- проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, прежде всего инфекционной и паразитарной, сельскохозяйственного и бытового травматизма;
- проведение мероприятий по снижению детской и материнской смертности.
- участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями для детей и подростков, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных пунктов.
- проведение подворных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания.
Единица измерения - количество посещений больных в фельдшерско-акушерском пункте и вызовов на дому.
Получатели бюджетной услуги - граждане находящиеся на территории Подольского муниципального района.
Доврачебная медицинская помощь в фельдшерско-акушерском пункте оказывается за счет средств бюджета района.
2.3. Документы, регламентирующие деятельность учреждения здравоохранения по оказанию услуг медицинской помощи в фельдшерско-акушерском пункте:
2.3.1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 487 от 29.07.2005 "Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи",
2.3.2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 12.02.2007 г. N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания";
2.3.3. Положения об учреждениях здравоохранения Подольского муниципального района (МУЗ "Районная больница "Кузнечики" и МУЗ "Львовская районная больница");
2.3.4. Иные документы (лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложениями, правила, инструкции, методики, положения, эксплуатационные документы на медицинское оборудование, приборы и аппаратуру).
2.4. Условия размещения и режима работы фельдшерско-акушерского пункта.
По площади и техническому состоянию помещения фельдшерско-акушерского пункта должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, противопожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенная температура воздуха, влажность воздуха, запыленность, загрязненность, шум, вибрация и т.д.).
Площадь, занимаемая фельдшерско-акушерским пунктом, должна обеспечивать размещение работников в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров".
В составе фельдшерско-акушерского пункта должны быть предусмотрены:
- регистратура для амбулаторных карт
- кабинет для приема амбулаторных больных
- процедурная
- прививочная
- физиотерапевтический кабинет
- помещение для приема пищи и отдыха сотрудников фельдшерско-акушерского пункта.
Режим работы фельдшерско-акушерского пункта - пятидневная рабочая неделя.
График работы с утверждается главным врачом больницы и согласовывается с главой сельского поселения.
2.5. Техническое обеспечение фельдшерско-акушерского пункта.
Фельдшерско-акушерский пункт должен быть оснащен специальным и табельным оборудованием, аппаратурой и приборами, отвечающим требованиям стандартов, техническим условиям, обеспечивающим надлежащее качество предоставляемых услуг в области здравоохранения. Специальное и табельное оборудование, приборы и аппаратуру следует использовать строго в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять.
Неисправное специальное и табельное оборудование, приборы и аппаратура, дающее при работе сомнительные результаты, должны быть сняты с эксплуатации, заменены или отремонтированы (если они подлежат ремонту), а пригодность отремонтированных должна быть подтверждена их проверкой.
Основной перечень оснащения фельдшерско-акушерского пункта:
1) медико-техническое оснащение:
- укладка для оказания доврачебной медицинской помощи населению,
- укладка для размещения родового пакета,
- глюкометр,
- тонометр с фонендоскопом,
- инфузионные растворы,
- штатив для инфузий,
- мебель для размещения медицинской аппаратуры и принадлежностей,
- средства связи (телефон),
- холодильник для хранения медицинских иммуно-биологических препаратов,
- весы медицинские напольные,
- ростомер;
2) лекарственные средства (согласно примерному Перечню оснащения фельдшерско-акушерских пунктов;
3) перевязочные средства;
4) инструментарий и предметы ухода за больными;
Здесь и далее по тексту нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6) инвентарь.
2.6. Укомплектованность фельдшерско-акушерских пунктов кадрами и их квалификация.
ЛПУ должны располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием и существующими организационно-распорядительными документами.
Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, сертификат специалиста, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимым для выполнения возложенных на него обязанностей. Квалификацию специалистов следует поддерживать на высоком уровне постоянной (не реже 1 раза в 5 лет) учебой на курсах переподготовки и повышения квалификации, врачебно-фельдшерскими конференциями, городскими научно-практическими конференциями, сдачей тематических зачетов.
У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все сотрудники фельдшерско-акушерского пункта должны обладать высокими морально-этическими качествами и чувством ответственности.
При оказании услуг работники фельдшерско-акушерского пункта должны проявлять к населению максимальную вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение.
2.7. Требования к технологии оказания доврачебной медицинской помощи в фельдшерско-акушерских пунктах.
Доврачебная медицинская помощь в фельдшерско-акушерских пунктах оказывается населению при личном обращении в фельдшерско-акушерский пункт и по вызовам на дом.
Отсутствие страхового полиса обязательного медицинского страхования и личных документов не является причиной отказа в оказании доврачебной медицинской помощи.
В фельдшерско-акушерском пункте ведется следующей документации:
- журнал учета оказания помощи населению;
- амбулаторная карта пациента Ф. 25;
- карта учета профилактических прививок Ф. 63;
- журнал учета инфекционного заболевания Ф. 60;
- журнал учета диспансерных больных Ф. 30;
- журнал переписи населения;
- паспорт фельдшерско-акушерского пункта;
- журнал выдачи листков нетрудоспособности;
- журнал учета вызовов на дом;
- журнал противоэпидемических мероприятий;
- список льготной группы населения;
- журнал осмотра на педикулез;
- журнал учета генеральных уборок;
- журнал учета работы бактерицидной лампы;
- план работы фельдшерско-акушерского пункта на год;
- листок ежедневного учета работы кабинета Ф. 39.
При обращении пациента за помощью заполняется амбулаторная карта Ф. 25, которая является основным документом, отражающим на момент осмотра состояния пациента, оказание доврачебной медицинской помощи и дальнейшие действия с пациентом. Фельдшер указывает в амбулаторной карте больного сведения, полученные при медицинском обследовании путем опроса больного (жалобы), затем проводятся объективные исследования больного - оценивается общее состояние, уровень сознания, кожные покровы и видимые слизистые, периферические лимфатические узлы, мышечная и костно-суставная система и другие системы (дыхания, сердечно-сосудистая, пищеварения, мочеполовая, эндокринная, нервная). Формируется предварительный диагноз. Далее принимается решение о дальнейшей тактике ведения пациента, необходимости консультации врача или госпитализации в стационар. При отказе от госпитализации пациенту в доступной форме проводятся разъяснения о возможных неблагоприятных последствиях заболевания, о чем делается соответствующая отметка в амбулаторной карте, которая подписывается больным.
2.8. Информационное сопровождение деятельности фельдшерско-акушерского пункта.
Информация о работе фельдшерско-акушерского пункта, о порядке и правилах предоставления услуг в фельдшерско-акушерском пункте должна быть доступна населению района. Состояние данной информации должно соответствовать требованиям Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"
Лечебно-профилактические учреждения обязаны довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение. Данная информация должна быть предоставлена любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и обеспечивающим ее доступность для населения.
Информирование граждан осуществляется посредством:
1) публикации информации о медицинских учреждениях и объемах предоставляемых услуг в сети "Интернет" в отраслевом разделе "Здравоохранение" официального сайта Администрации Подольского муниципального района;
2) информационных стендов (уголков получателей услуг).
Также информационное сопровождение может обеспечиваться за счет тематических публикаций в средствах массовой информации и телепередачах.
В фельдшерско-акушерских пунктах должны быть информационные уголки, содержащие копию лицензии, требования к пациенту, соблюдение которых обеспечивает выполнение качественной услуги, порядок работы с обращениями и жалобами граждан, настоящий Порядок.
Пациент вправе потребовать предоставление необходимой и достоверной информации о выполняемых услугах. Пациент (или доверенное лицо, названное пациентом) вправе быть осведомленным о выполняемых медицинских действиях и процедурах специалистов фельдшерско-акушерского пункта.
Информация о деятельности фельдшерско-акушерского пункта, о порядке и правилах предоставления услуг, о порядке работы и правилах вызова, должна обновляться (актуализироваться) по мере необходимости.
2.9. Контроль за деятельностью фельдшерско-акушерского пункта.
Фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением учреждения здравоохранения района Контроль за деятельностью фельдшерско-акушерского пункта осуществляется посредством процедур внутреннего и внешнего контроля. Внутренний контроль проводится заведующим фельдшерско-акушерским пунктом, заведующим амбулаторией, заместителем главного врача по КЭР, заместителем главного врача по амбулаторно-поликлинической работе. Внутренний контроль подразделения подразделяется на обязательный и выборочный.
Обязательному контролю подлежат:
- случаи летальных исходов,
- случаи постинъекционных осложнений,
- случаи расхождения диагнозов,
- случаи сопровождаемые жалобами пациентов или их родственников.
Выборочному контролю подлежат:
- случаи оказания медицинской помощи с использованием статистического метода случайной выборки (проводятся ответственным лицом, путем изучения медицинской документации).
Выборочная проверка также осуществляется ответственными лицами по обращениям (жалобам) граждан и запросам различных организаций.
Выявленные недостатки в оказании медицинской помощи анализируются по каждому фельдшеру с ежемесячным обобщением и рассмотрением с принятием мер к их устранению и вынесением дисциплинарных или административных взысканий.
Управление здравоохранения Администрации Подольского муниципального района осуществляет внешний контроль за деятельностью учреждения по оказанию услуг фельдшерско-акушерского пункта в части соблюдения качества бюджетной услуги путем проведения мониторинга основных показателей работы за определенный период, анализа обращений и жалоб граждан в Управление здравоохранения Администрации Подольского муниципального района, проведение по фактам обращения служебных расследований с привлечением главных внештатных специалистов Подольского муниципального района по выявленным нарушениям.
Жалобы на нарушение настоящего Порядка потребителями услуг могут направляться как непосредственно в лечебно-профилактическое учреждение, так и в Управление здравоохранения Администрации Подольского муниципального района, а также другие органы муниципальной и государственной власти.
Жалобы и заявления на некачественное предоставление услуг фельдшерско-акушерского пункта подлежат обязательной регистрации.
Жалобы на предоставление услуг с нарушением настоящего Порядка должны быть рассмотрены руководителем ЛПУ и фельдшерско-акушерского пункта, либо начальником Управления здравоохранения Администрации Подольского муниципального района в 30-дневный срок, а их заявителю дан письменный ответ о принятых мерах.
В особых случаях рассмотрение вопросов выносится на заседание врачебной комиссии Управления здравоохранения Администрации Подольского муниципального района, клинико-экспертной комиссии Министерства здравоохранения Московской области с привлечением главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения Московской области по профилю работы.
2.10. Качество оказания услуги:
2.10.1. Ответственность за качество оказания доврачебной медицинской помощи в фельдшерско-акушерском пункте.
Работа фельдшерско-акушерского пункта в области качества услуг должна быть направлена на полное удовлетворение нужд пациента, непрерывное повышение качества услуг.
Главный врач ЛПУ несет полную ответственность за соблюдение учреждением требований настоящего Порядка и определяет основные цели, задачи и направления деятельности учреждения в области совершенствования качества предоставляемых услуг.
Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом обязан:
- обеспечить разъяснение и доведение Порядка до всех сотрудников;
- четко определить полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала фельдшерско-акушерского пункта, осуществляющего предоставление услуг и контроль качества предоставляемых услуг;
- организовать информационное обеспечение процесса оказания услуги в соответствии с требованием Порядка;
- обеспечить выработку предложений по совершенствованию процедуры оказания услуг фельдшерско-акушерского пункта.
2.10.2. Критерии оценки качества оказания помощи фельдшерско-акушерского пункта:
- полнота предоставления услуги в соответствии с установленными настоящим Порядком требованиями ее предоставления;
- результативность предоставления услуги доврачебной медицинской помощи по результатам оценки соответствия оказанной доврачебной помощи, изучения обращений граждан и опросов населения.
Качественную медицинскую помощь характеризуют:
- доступность, безопасность, адекватность и эффективность доврачебной помощи;
- обоснованность применяемых медицинских технологий (выполнение медицинского процесса);
- отсутствие медицинских ошибок и нарушений технологии оказания медицинской помощи;
- оптимальность использования ресурсов фельдшерско-акушерского пункта;
- удовлетворенность больного медицинским обслуживанием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.