Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Главы
Орехово-Зуевского муниципального района
от 9 марта 2010 г. N 214
Долгосрочная целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальных учреждениях муниципального образования "Орехово-Зуевский муниципальный район" на 2010-2014 годы"
Паспорт
долгосрочной целевой программы
Наименование Программы |
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальных учреждениях муниципального образования "Орехово-Зуевский муниципальный район" на 2010-2014 годы" (далее - Программа) |
Основание разработки Программы |
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Постановление Главы Орехово-Зуевского муниципального района от 29.01.2010 N 36 "О разработке Программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" |
Заказчики Программы |
Администрация Орехово-Зуевского муниципального района, учреждения "Управление здравоохранения администрации Орехово-Зуевского муниципального района", "Управление образования администрации Орехово-Зуевского муниципального района", "Управление культуры, спорта и молодежи администрации Орехово-Зуевского муниципального района", муниципальные унитарные предприятия |
Координатор Программы |
Администрация Орехово-Зуевского муниципального района |
Сроки реализации Программы |
2010-2014 годы. |
Цели и задачи Программы |
Цель Программы: повышение эффективности использования энергетических ресурсов в Орехово-Зуевском муниципальном районе за счет уменьшения к 2014 потребления энергии и связанных с этим затрат в среднем на 15 процентов по учреждениям с наиболее высокими показателями энергоемкости; создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы области на энергосберегающий путь развития. Задачи Программы: рациональное использование и экономия энергоресурсов, сокращение бюджетных средств по оплате расходов по энергоносителям в соответствующих муниципальных учреждениях; сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в сфере теплоснабжения в организациях коммунального комплекса с учетом производственных и инвестиционных программ данных организаций; проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением для создания системы показателей, характеризующих эффективность использования энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики региона; повышение уровня компетентности работников муниципальных учреждений в вопросах эффективного использования энергетических ресурсов; расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов; проведение энергетического обследования муниципальных зданий, включаемых в программу энергоэффективности, ведение энергетических паспортов; организация ведения топливно-энергетических балансов; совершенствование системы учёта потребляемых энергетических ресурсов муниципальными учреждениями; внедрение энергоэффективных устройств (оборудования и технологий) в муниципальных зданиях; разработка проектно-сметной документации и проведение капитального ремонта и модернизации муниципальных зданий; проведение энергомониторинга использования тепловой и электрической энергии в муниципальных зданиях; разработка системы профессиональной эксплуатации и технического обслуживания муниципальных зданий; разработка нормативных документов по энергоэффективности; размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ и услуг; модернизация систем освещения помещений, зданий муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и организаций. |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы |
- объем экономии топливно-энергетических ресурсов - уровень энергетической паспортизации муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и организаций - доля муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и организаций, в которых проведены энергетические обследования; - доля муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и организаций, для которых установлены лимиты потребления энергоресурсов; - доля расчетов потребителей бюджетной сферы с организациями коммунального комплекса, производимых по показаниям приборов учета |
Перечень подпрограмм |
1. Энергоэффективность в коммунальном хозяйстве. 2. Энергоэффективность в учреждениях здравоохранения. 3. Энергоэффективность в учреждениях образования. 4. Энергоэффективность в учреждениях культуры и спорта. 5. Энергоэффективность в служебных помещениях администрации района. |
Источники финансирования Программы |
Средства предприятий, организаций, учреждений. Средства районного бюджета при их выделении в установленном порядке |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Повышение заинтересованности в энергосбережении. Сокращение расходов тепловой и электрической энергии в муниципальных учреждениях. Экономия потребления воды в муниципальных учреждениях. Наличие в муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях и организациях: энергетических паспортов; топливно-энергетических балансов; актов энергетических обследований; установленных нормативов энергопотребления на уровне 95 процентов от общего количества организаций; За период реализации Программы снижение в сопоставимых условиях объема потребляемых энергоносителей на 15% от объема фактически потребленного в 2009 году. Снижение затрат районного бюджета на оплату коммунальных ресурсов на 15%. Переход 95% организаций бюджетной сферы на приборный учет при расчетах с организациями коммунального комплекса. Сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче. Снижение затрат муниципальными унитарными предприятиями и организациями на производство и передачу энергоресурсов. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Муниципальное образование "Орехово-Зуевский муниципальный район" расположено на востоке от г. Москвы на расстоянии 80-90 км, в среднем течении реки Клязьмы и Мещерской низменности. Общая площадь Орехово-Зуевского района около 180 тысяч гектаров. Число проживающих на 01.01.2009 года составляет 115,1 тыс. чел. Основой экономики района является промышленное производство.
Энергоснабжение объектов жилищного хозяйства и социальной сферы района осуществляется предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, из которых три находятся в муниципальной собственности. Основной объём выработки тепловой энергии осуществляется муниципальными унитарными предприятиями.
Основным источником обеспечения объектов района электрической энергией является МУП "Электросеть".
В имеет место устойчивая тенденция на повышение стоимости энергетических ресурсов:
Рост тарифов на тепловую энергию для муниципальных учреждений руб./Гкал
В ситуации, когда энергоресурсы становятся рыночным фактором и формируют значительную часть затрат районного бюджета, возникает необходимость в энергосбережении и повышении энергетической эффективности зданий, находящихся в муниципальной собственности, пользователями которых являются муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия и организации (далее - муниципальные здания), и как следствие, в выработке алгоритма эффективных действий по проведению администрацией Орехово-Зуевского муниципального района политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В условиях роста стоимости энергоресурсов, дефицита районного бюджета, экономического кризиса, крайне важным становится обеспечение эффективного использования энергоресурсов в муниципальных зданиях.
Основными недостатками деятельности учреждений, выявленными при проведении энергетических обследований, являются:
потери теплого воздуха через чердачные и оконные проемы, систему вентиляции, не плотности перекрытий, стен, трубопроводов и арматуры;
недостаточный контроль соответствующих служб (как ответственных за эксплуатацию здания, так и энергоснабжающей организации) за соблюдением необходимых параметров работы систем;
отсутствие автоматизированного отпуска тепловой энергии в тепловых узлах управления.
В результате, в муниципальных зданиях наблюдаются потери тепла и неэффективная теплоотдача отопительных приборов. Главными недостатками являются потери тепловой энергии и увеличение расходов на теплоснабжение.
Во многих зданиях остается устаревшая система освещения помещений, что приводит к большому расходу электроэнергии.
Порядка 25 процентов затрат по оплате коммунальных услуг являются следствием отсутствия эффективных методов использования ресурсов и эффективного управления потреблением энергии.
В числе основных причин, по которым энергосбережение муниципальных зданий выходит на первый план является необходимость:
снижения расходов районного бюджета на оплату коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению и поддержания систем теплоснабжения в рабочем состоянии;
снижения экологической напряженности, связанной с развитием энергетики;
улучшения микроклимата в муниципальных зданиях;
уменьшения роста затрат на коммунальные услуги в муниципальных учреждениях при неизбежном увеличении тарифов.
В районе существует значительный потенциал энергосбережения в зданиях школ, больниц, детских садов, а также административных зданиях. При этом, предполагаемый потенциал энергосбережения составляет порядка 15 процентов. В настоящее время капитальный ремонт и реконструкция муниципальных зданий осуществляется без учёта влияния данных работ по энергопотреблению. По-прежнему основу необходимости проведения этих работ определяют предписания надзорных органов. Сложившаяся система контроля за потреблением услуг в муниципальных учреждениях не стимулирует их работников к обеспечению режима энергосбережения. Зачастую при выборе оборудования и приборов систем тепло-, электро- и водоснабжения превалирует только их стоимость. Процесс энергосбережения в районе можно обеспечить только программно-целевым методом. Наибольший и быстрый эффект могут дать мероприятия по установке современных автоматизированных систем тепло- и электроснабжения. Окупаемость данных мероприятий составляет 5-6 лет в зависимости от типа и объёма зданий. Вместе с тем, данные мероприятия необходимо проводить параллельно с подготовкой обслуживающего персонала или передачи зданий на обслуживание энергосервисным организациям.
Без надлежащей эксплуатации дорогостоящее оборудование будет выходить из строя, что потребует дополнительных бюджетных средств. При разработке проектов реконструкции и модернизации инженерного оборудования муниципальных зданий необходимо обеспечить унификацию оборудования, что позволит обеспечить оптовые закупки запасных частей к нему и снизить их стоимость.
Процесс по повышению энергоэффективности в муниципальных зданиях должен иметь постоянный характер, а не ограничиваться отдельными, разрозненными мероприятиями.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
II. Цели и задачи Программы
Главная цель Программы - снижение расходов районного бюджета на энергоснабжение муниципальных зданий за счет рационального использования всех энергетических ресурсов и повышение эффективности их использования, сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, снижение затрат муниципальными унитарными предприятиями и организациями на производство и передачу энергоресурсов.
Для осуществления поставленной цели необходимо решение следующих задач:
уменьшение потребления энергии и связанных с этим затрат в среднем на 15 процентов;
совершенствование системы учёта потребляемых энергетических ресурсов муниципальными учреждениями и объектами инженерной инфраструктуры, предприятиями коммунального хозяйства.
внедрение энергоэффективных устройств (оборудования и технологий) в муниципальных зданиях;
повышение уровня компетентности работников муниципальных учреждений в вопросах эффективного использования энергетических ресурсов.
использование средств, сэкономленных по сравнению с учтенными при планировании ассигнованиями за счет снижения потребляемых энергоресурсов, для обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда.
III. Сроки реализации Программы и система программных мероприятий
Реализация мероприятий Программы предусмотрена в период 2010-2014 годы и включает реализацию следующих мероприятий:
3.1. Проведение энергетического обследования муниципальных зданий, включаемых в программу энергоэффективности
Данное мероприятие предусматривает детальное обследование муниципальных зданий с целью выявления потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности и выработки мер по его реализации.
В этих целях предварительно проводится первоначальный осмотр зданий и выявление реальной возможности реализовать энергосберегающие мероприятия, а также предварительная технико-экономическая оценка и затем создается база данных по всем муниципальным зданиям города.
В рамках сотрудничества и заключенных соглашений администрацией района создается информационная система, включающая сведения о всех муниципальных зданиях города. Информационная база охватывает здания, являющиеся собственностью муниципального образования. Она содержит информацию о потреблении по основным целевым группам (образование, здравоохранение, культура, спорт, административный сектор), по зданиям, по типу энергии, по расходам потребленной энергии и о доле финансирования из бюджета города. Информация подразделяется на две группы данных:
начальная (базовая) информация об объекте, которая является относительно постоянной и характеризует основные строительно-конструктивные качества здания, его техническое оборудование и энергоснабжение;
переменная информация, связанная с изменениями уровней потребления энергии в зависимости от периода времени, используемых технологий.
База данных заполняется на основании технических паспортов и информации, предоставленной руководителями департаментов и управлений мэрии города. База данных позволяет произвести анализ энергопотребления и представить отчеты по всей введенной информации и о всех объектах.
Стандартные отчеты охватывают:
список объектов
описание зданий (данные о площадях, конструкциях, сооружениях и источниках теплоснабжения здания);
суммарные расходы (потребление энергии в МВтч и стоимости для временных периодов отобранного года, квартала и целевой группы);
диаграмма суммарных расходов (диаграмма потребления энергии и энергозатрат в выбранном году);
потребление энергии объектами в МВтч по годам (краткий обзор потребления энергии по отобранным объектам в МВтч в течение всех введенных в базу лет);
удельные расходы (полное потребление объектами энергии в МВтч, удельное потребление в кВтч/м2 и стоимость платежных периодов для отобранных объектов в течение одного года);
тип теплоснабжения и потребления (полный обзор типов отопления и источников теплоснабжения в зданиях, разделённый по целевым группам).
Специализированные отчеты охватывают следующую информацию об объектах:
дата постройки;
удельные расходы на отопление;
по режиму эксплуатации здания (список объектов с указанным циклом эксплуатации - весь год или сезонный (лето или зима);
по виду технической и технологической систем;
работа, проводимая на объектах по повышению энергоэффективности (список объектов с продолжающимся или законченным выполнением мероприятий по энергоэффективности, с описанием энергосберегающих мероприятий).
Анализ базы данных позволяет выбрать здания с наибольшим удельным потреблением и стать первым звеном в системе отбора объектов для энергетического обследования и планирования последующей реализации энергосберегающих проектов в рамках выделенного финансирования.
Все определенные в ходе энергетического обследования энергосберегающие мероприятия со сроком окупаемости не более 5 лет реализуются в первоочередном порядке.
Отбор организаций для осуществления энергетического обследования производится на конкурсной основе.
3.2. Разработка проектно-сметной документации, проведение капитального ремонта и модернизации муниципальных зданий
Данными мероприятиями предусматривается выполнение в муниципальных зданиях следующих работ: замена окон, дверей, теплогидроизоляция трубопроводов, установка автоматизированных тепловых узлов, ремонт ограждающих конструкций, систем электроснабжения и освещения в зданиях, реконструкция систем теплоснабжения и тепловых узлов в зданиях и др.
3.3. Проведение энергомониторинга использования тепловой и электрической энергии в зданиях муниципальных учреждений
В результате реализации энергосберегающих мероприятий энергопотребление в зданиях снижается до уровня, рассчитанного при энергетическом обследовании, и остается на данном уровне в течение некоторого времени. Как показывает опыт реализации многих проектов, через несколько лет энергопотребление снова начинает расти. Через 3-5 лет энергопотребление иногда возвращается к тому же уровню, как и до реализации энергосберегающих мер. Аналогичные тенденции имели место и в новых зданиях.
Чтобы избежать этого, требуется вести постоянный мониторинг энергопотребления. Энергомониторинг доказал, что он не только полезный инструмент после реализации проекта по энергоэффективности, но и в течение всего срока эксплуатации здания. Международный опыт внедрения энергомониторинга как отдельной меры показывает, что достигаемая экономия энергии и воды составляет от 5 до 15 процентов от уровня их потребления.
3.4. Разработка системы профессиональной эксплуатации и технического обслуживания муниципальных зданий
Существующая система эксплуатации и технического обслуживания муниципальных зданий далека от совершенства и не позволяет поддерживать их конструкции и инженерные системы на должном уровне, что так же влияет на эффективность использования энергии в самих зданиях.
Для обеспечения надлежащей их эксплуатации в течение срока службы и для минимизации расходов на эксплуатацию, обслуживание и ремонт необходимо разработать правильные режимы, точно определяющие обслуживание на требуемом уровне для различных систем и частей здания. Требуемый уровень должен соответствовать государственным правилам, техническим стандартам и конкретным дополнительным требованиям со стороны владельца зданий.
Эксплуатацией и обслуживанием зданий должен заниматься квалифицированный и обученный персонал, ответственный за реализацию всех согласованных режимов, представление текущей отчетности и принятие решений в случае возможных отклонений.
В рамках Программы планируется разработка системы профессиональной эксплуатации и технического обслуживания зданий, обучение обслуживающего персонала учреждений бюджетной сферы и размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ и услуг.
3.5. Разработка следующих нормативных документов по энергоэффективности и энергосбережению:
положение о порядке отбора объектов для реализации энергосберегающих мероприятий;
положение об установлении долгосрочных лимитов потребления энергоресурсов;
положение об оценке эффекта от проведения энергосберегающих мероприятий и потенциала энергосбережения;
положение об учёте экономии средств от проведения энергосберегающих мероприятий по целевой программе при планировании.
3.6. Модернизация систем освещения муниципальных зданий
Мероприятия предусматривают переход освещения зданий муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и организаций с обычных ламп накаливания на энергосберегающие лампы, установку сенсорных систем включения освещения.
Мероприятия Программы подлежат уточнению:
по результатам проведенного энергетического обследования муниципальных зданий, включенных в Программу, на основании проектно-сметной документации указываются виды и стоимость проводимых работ, приобретаемого оборудования, а также наименования муниципальных учреждений, в которых будут проводиться данные мероприятии Программы;
при получении экономии средств районного бюджета при реализации программы, в том числе в результате экономии энергоресурсов;
при использование средств, сэкономленных по сравнению с учтенными при планировании ассигнованиями за счет снижения потребляемых энергоресурсов, для обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счёт средств предприятий, организаций, учреждений, инвестиционных программ муниципальных унитарных предприятий и организаций, тарифов на энергоносители, средств районного бюджета при их выделении в установленном порядке.
Объемы финансирования Программы за счет средств районного бюджета носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке при формировании и утверждении проекта районного бюджета на очередной финансовый год.
V. Система управления реализацией Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляют заказчики: Администрация Орехово-Зуевского муниципального района (в лице отдела жилищно-коммунального хозяйства), учреждения "Управление здравоохранения администрации Орехово-Зуевского муниципального района", "Управление образования администрации Орехово-Зуевского муниципального района", "Управление культуры, спорта и молодежи администрации Орехово-Зуевского муниципального района"
Заказчики контролируют выполнение программных мероприятий, целевое и эффективное использование средств, направляемых на реализацию Программы, осуществляют управление ее исполнителями, готовят ежегодные отчеты о реализации Программы, ежегодно осуществляют оценку достигнутых целей и эффективности реализации Программы.
Главным ответственным лицом за контроль энергопотребления и реализацию энергосберегающих мероприятий является руководитель муниципального учреждения, эксплуатирующего помещения или муниципального унитарного предприятия и организации.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
При реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны быть достигнуты конкретные результаты:
экономия энергоресурсов и средств районного бюджета по каждому муниципальному зданию, вошедшему в Программу, не менее 15 процентов;
обеспечение нормальных климатических условий во всех муниципальных зданиях;
сокращение вредных выбросов от энергоисточников в атмосферу;
сокращение бюджетных расходов на тепло- и энергоснабжение муниципальных учреждений;
повышение заинтересованности в энергосбережении;
сокращение расходов тепловой и электрической энергии в муниципальных учреждениях;
экономия потребления воды в муниципальных учреждениях.
Основным целевым показателем (индикатором) по оценке эффективности реализации Программы является удельное потребления энергии в зданиях муниципальных учреждений, в которых осуществлены мероприятия, сокращение затрат и потерь при передаче энергетических ресурсов.
Экономия электроэнергии (тепловой энергии, воды) планируется в виде разницы между прогнозируемым потреблением без реализации энергосберегающих мероприятий и потреблением электроэнергии (тепловой энергии, воды) с учетом реализации энергосберегающих мероприятий.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 9 марта 2010 г. N 214 "Об утверждении долгосрочной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.