Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к постановлению Главы
Ленинского муниципального района
от 31 декабря 2010 г. N 244
Стандарт качества
муниципальной услуги "Предоставление дополнительного образования детям в муниципальных учреждениях дополнительного образования"
1. Разработчик Стандарта качества муниципальной услуги "Предоставление дополнительного образования детям в муниципальных учреждениях дополнительного образования" (далее - Стандарт) - Управление образования администрации Ленинского муниципального района.
2. Основные цели применения стандарта качества предоставления муниципальной услуги.
2.1. Повышение степени удовлетворенности получателей муниципальной услуги за счет повышения качества предоставления муниципальной услуги;
2.2. Повышение эффективности деятельности Управления образования, муниципальных образовательных учреждений, предоставляющих муниципальную услугу, за счет создания системы контроля за непосредственными результатами их деятельности со стороны получателей муниципальной услуги;
2.3. Определение необходимых для соблюдения стандарта качества предоставления услуги объемов финансового обеспечения муниципальных образовательных учреждений, предоставляющих муниципальную услугу;
2.4. Привлечение коммерческих и некоммерческих организаций для предоставления муниципальной услуги в соответствии с разрабатываемыми на основе стандартов качества предоставления муниципальной услуги муниципальными заданиями.
3. Область применения стандарта качества муниципальной услуги: образовательные учреждения дополнительного образования детей Ленинского муниципального района, реализующие дополнительные образовательные программы и услуги в интересах личности, общества, государства и создающие условия для развития мотивации личности к познанию и творчеству.
4. Термины и определения, используемые в Стандарте:
4.1. Муниципальная услуга - услуга в организации дополнительного образования детей, оказываемая получателям муниципальной услуги администрацией Ленинского муниципального района, муниципальными образовательными учреждениями дополнительного образования детей и муниципальными автономными образовательными учреждениями дополнительного образования детей полностью или частично за счет средств бюджета Ленинского муниципального района;
4.2. Стандарт качества предоставления муниципальных услуг - обязательство администрации Ленинского муниципального района по обеспечению возможности получения населением муниципальной услуги в определенных объемах и определенного качества;
4.3. Устав образовательного учреждения - зарегистрированный и утверждённый в установленном законом порядке документ, свод положений, правил деятельности образовательного учреждения дополнительного образования детей, определяющих его структуру, устройство, виды деятельности, отношения с другими лицами и государственными органами, права и обязанности;
4.4. Образовательная программа образовательного учреждения дополнительного образования детей - нормативно-управленческий документ учреждения, представляющий собой характеристику открытой социально-педагогической системы, направленной на реализацию развивающего образования, на создание научно-методического комплекса приёмов по обеспечению эффективного взаимодействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса в образовательном учреждении дополнительного образования детей;
4.5. Участники образовательного процесса в учреждении - дети, педагогические работники, родители (законные представители);
4.6. Лицензирование образовательного учреждения дополнительного образования детей - процедура, включающая проведение экспертизы и принятие решения о выдаче (или отказе о выдаче) образовательному учреждению лицензии на право ведения образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением;
4.7. Государственная аккредитация - признание государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (вида, категории образовательного учреждения дополнительного образования детей, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых программ);
4.8. Дополнительное образование детей - единый, целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.
5. Сведения об услугах:
Наименование услуг - предоставление дополнительного образования муниципальными учреждениями дополнительного образования (далее-услуги в сфере дополнительного образования).
Предмет (содержание) услуг - организация образовательного процесса в муниципальных учреждениях дополнительного образования, включая:
обучение по программам дополнительного образования различной направленности;
проведение соревнований, конкурсов, выставок, а также организация участия учащихся в выездных аналогичных мероприятиях по направлениям дополнительного образования;
обеспечение доступа к информационным образовательным ресурсам по направлениям дополнительного образования;
обеспечение нормальной и безопасной жизнедеятельности учащихся (обеспечение помещениями, их содержание в соответствии с требованиями государственного надзора, обеспечение безопасности, материально-техническое оснащение учебного процесса, обеспечение педагогическим, тренерским и прочим персоналом, повышение квалификации персонала).
Оказание услуг в сфере дополнительного образования осуществляют муниципальные учреждения дополнительного образования:
муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества "Импульс" на базе собственных помещений и по Договору на базе муниципальных общеобразовательных учреждений;
муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества "Гармония" на базе собственных помещений и по Договору на базе муниципальных общеобразовательных учреждений;
муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва "Олимп" (далее - спортивная школа) на базе собственных спортивных сооружений и площадок и по Договору на базе сооружений и площадок муниципальных общеобразовательных учреждений;
муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный центр "Дельфин" на базе собственных спортивных сооружений и площадок.
Потребители услуг - население Ленинского муниципального района в возрасте от 2 до 18 лет (далее - учащиеся), в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности для учащейся молодежи до 21 года.
Единица измерения услуг - количество учащихся (чел.).
Услуги в сфере дополнительного образования являются бесплатными.
6. Основные факторы, влияющие на качество муниципальных услуг в сфере дополнительного образования детей:
наличие и состояние нормативной и правовой документации, в соответствии с которой функционирует учреждение, оказывающее услуги в сфере образования;
условия размещения и режим работы учреждения, оказывающего услуги в сфере образования;
наличие специального технического оснащения образовательного учреждения;
укомплектованность образовательного учреждения кадрами и их квалификация;
наличие информационного и методического сопровождения деятельности образовательного учреждения, порядка и правил оказания образовательных услуг;
наличие внутренней (собственной) и внешней систем контроля деятельности образовательного учреждения, а также соблюдения качества фактически оказываемых услуг требованиям настоящего Стандарта;
развитие взаимоотношений образовательного учреждения с гражданским сообществом через органы государственно-общественного управления образовательным учреждением (Советы ОУ, попечительские советы, Управляющие советы и др.).
7. Правовые основы предоставления муниципальных услуг в сфере дополнительного образования детей:
7.1. Нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации;
Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании";
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений";
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей";
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и нарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (с последующими изменениями и дополнениями);
Федеральный закон от 02.04.1999 N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в РФ";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в РФ" следует читать "от 29.04.1999"
Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ Федеральный закон от 02.04.1999 N 80-ФЗ признан утратившим силу с 30 марта 2008 г.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 1992 г. N 33 "О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи";
Постановление Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 г. N 233 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей";
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803 "О федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы";
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг";
Постановление Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. N 751 "О Национальной доктрине образования в Российской Федерации";
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года, одобренная решением коллегии Минобрнауки России от 06 октября 2004 г. N ПК-2;
перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей (инструкционное письмо Минобразования России от 24 марта 1997 г. N 12);
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. N 27 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.125103". Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей;
Приказ Государственного комитета спорта Российской Федерации от 26 мая 2003 г. N 345 "Об утверждении "Табеля оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем";
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 03.05.2000 N 1276 "О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей";
Государственный стандарт (далее по тексту - ГОСТ) Р 52024-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования;
ГОСТ Р 52025-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные;
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313;
Строительные нормы и правила (далее по тексту - СНиП) 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
Нормы пожарной безопасности (НПБ 104-03) "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях";
Строительные нормы и правила СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденные приказом Министерства регионального развития РФ от 1 сентября 2009 г. N 390;
Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ, утвержденные приказами МО РФ от 01.02.1995 N 03-М и Государственного комитета РФ по физкультуре и туризму от 25.01.1995 N 96-ИТ;
Информационное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.09.2006 N 06-1479 "О методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации";
Письмо Министерства образования РФ от 10.09.1999 N 22-06-874 "Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности";
Закон Московской области от 30.04.2009 N 41/2009-ОЗ "Об образовании";
Закон Московской области от 01.12.2003 N 155/2003-ОЗ "О государственной молодежной политике в Московской области";
Закон Московской области от 08.02.2002 N 3/2002-ОЗ "О детско-юношеском спорте в Московской области";
Решение Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области от 27.10.2010 N 1/52 "О внесении изменений в Положение об Управлении образования администрации Ленинского муниципального района Московской области";
иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Московской области, Ленинского муниципального района;
правовые акты Управления образования администрации Ленинского муниципального района.
7.2. Основные документы, в соответствии с которыми функционирует учреждение дополнительного образования:
Устав учреждения дополнительного образования;
лицензия на право ведения (осуществления) образовательной деятельности в сфере дополнительного образования;
свидетельство о государственной аккредитации учреждения дополнительного образования;
руководства, правила, инструкции, методики, положения, регламентирующие процесс оказания услуг в сфере дополнительного образования и определяющие методы (способы) их оказания и контроля;
эксплуатационные документы на имеющееся в учреждении оборудование, приборы и аппаратуру;
заключения органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса;
государственные и муниципальные стандарты в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
учебные планы и учебные программы (программы обучения дополнительного образования), расписание занятий.
7.3. Устав учреждения является основным организационным документом, регламентирующим деятельность учреждений, оказывающих данные услуги, и должен включать в себя следующие сведения:
цели учреждения;
порядок формирования деятельности, реорганизации и ликвидации; юридический статус (организационно-правовая форма и форма собственности); ведомственную принадлежность и подчиненность; основные задачи деятельности.
Устав должен быть утвержден постановлением главы Ленинского муниципального района и зарегистрирован в Федеральной налоговой службе. Цели деятельности учреждения должны соответствовать полномочиям органа местного самоуправления в сфере образования.
Устав определяет статус и ответственность учреждения, цели и задачи деятельности, права и обязанности учреждения, имущество и финансы, учет и отчетность, контроль за деятельностью и управление учреждением.
7.4. Руководства, правила, инструкции, методики, положения должны регламентировать процесс оказания услуг дополнительного образования, определять методы (способы) их оказания и контроля, а также предусматривать меры совершенствования работы учреждения.
В учреждении используются следующие основные руководства: правила внутреннего трудового распорядка; санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.4.1251-03);
руководства по соблюдению гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей школьного возраста в организованных формах обучения;
правила поведения получателей услуг, включая правила и условия безопасного получения услуг;
порядок оказания услуг;
расписание занятий, утвержденное руководителем учреждения;
правила посещений специализированных помещений (спортивные залы);
распоряжения и приказы Управления образования администрации Ленинского района и иные руководства в сфере дополнительного образования.
При оказании услуг в сфере дополнительного образования используются следующие инструкции:
инструкции по эксплуатации оборудования учреждения (паспорта техники): инструкции персонала учреждения (должностные инструкции); инструкции по охране труда в учреждении;
инструкция действий при получении анонимного телефонного сообщения об угрозе взрыва, заложенном взрывчатом устройстве, поджоге и иных действий, могущих повлечь тяжкие последствия;
инструкция для персонала при угрозе или возникновении террористических актов; инструкция по делопроизводству в учреждении дополнительного образования; иные инструкции.
7.5. Основными Положениями в системе дополнительного образования являются: положение о педагогическом совете;
положение о методическом совете; положение о собрании трудового коллектива; положение об оказании дополнительных платных услуг; положение об Управляющем совете учреждения;
положение о премировании, стимулирующих и компенсационных надбавках и доплатах;
положение о структурных подразделениях;
положение о комиссии по охране труда и технике безопасности;
положение о контрольно-инспекционной деятельности в учреждении и др.
7.6. В состав эксплуатационных документов, используемых при оказании услуг дополнительного образования, входят:
технический паспорт учреждения; технические паспорта на используемое оборудование; сертификаты соответствия на оборудование (сертификаты качества); акт готовности спортивного сооружения (базы) к проведению учебно-тренировочного мероприятия (соревнования);
инвентарные описи основных средств; иные эксплуатационные документы.
Эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру должны способствовать обеспечению их нормального и безопасного функционирования, обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии.
иные документы.
Техническое освидетельствование должно проводиться в установленные для каждого вида оборудования сроки с составлением соответствующих документов (акты, формуляры). Техническая проверка, ремонт оборудования осуществляются организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности, на основании договора с учреждением.
7.7. Настоящий Стандарт составляет нормативную основу практической работы соответствующего учреждения.
7.8. В учреждениях дополнительного образования в обязательном порядке обеспечивается постоянный анализ существующих документов, а также включение в них необходимых изменений и изъятие из обращения устаревших документов.
8. Условия размещения и режим работы учреждений дополнительного образования детей:
8.1. Учреждение и его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенных зданиях и помещениях, доступных территориально для населения. Учреждения дополнительного образования детей могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и во встроенном или пристроенном помещении.
Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение работников и получателей услуг и оказание им услуг в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями (СанПиН 2.4.4.1251-03). Помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью.
В здании учреждения, оказывающего услугу в сфере дополнительного образования, должны быть предусмотрены следующие помещения:
учебные помещения (классные комнаты);
игровые зоны общей физической подготовки и (или) специализированные зоны по видам спорта для технической и тактической подготовки;
специализированные помещения (актовый зал, библиотека, студии и т.д.).
административно-хозяйственные и другие вспомогательные помещения (используемые для дополнительного обслуживания занимающихся, хранения инвентаря, оборудования и так далее), в том числе вестибюльный блок с гардеробом, санузлы, раздевальные с душевыми и санузлами, медицинский блок, помещения для тренеров и специалистов, технических помещений и другие.
В соответствии с функциональным назначением и классификацией спортивных сооружений, учреждение дополнительного образования спортивной направленности должно иметь спортивные поля и площадки для спортивных и подвижных игр с соответствующим покрытием.
По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, правил противопожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество оказываемых услуг (повышенной температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, загрязненности, шума, вибрации и другие факторы).
Размеры площадей основных и дополнительных помещений принимаются в соответствии с требованиями санитарных и строительных норм и правил в зависимости от реализации программ дополнительного образования, единовременной вместимости технологии процесса обучения, инженерно-технического оборудования, оснащения необходимой мебелью.
При размещении учреждений дополнительного образования детей в приспособленных помещениях совместно с другими организациями, не имеющими отношения к данному учреждению, необходимо обеспечить для детей отдельный вход, гардероб, туалет.
Физкультурные и спортивные площадки на открытом воздухе должны содержаться в чистоте и быть ровными, свободными от посторонних предметов, которые могут быть причиной повреждений и травм, иметь покрытие
Содержание территории учреждений дополнительного образования детей должно обеспечивать свободный проезд (подъезд) технических средств специальных служб (пожарная, спасательная, санитарная и другая техника) в соответствии со строительными нормами и правилами СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденные приказом Министерства регионального развития РФ от 1 сентября 2009 г. N 390.
При оказании услуг учреждения (включая сооружения), а также территория вокруг них должны иметь рабочее, дежурное и аварийное освещение в соответствии с требованиями ведомственных строительных норм (ВСН 1-73).
Показатели микроклимата (температура, относительная влажность, вентиляция) в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005 и другим установленным требованиям.
Исполнители услуг должны осуществлять регулярную уборку внутри и на прилегающей территории. Используемые препараты для дезинфекции, дезинсекции, дезодорации, моющие средства, подлежащие обязательной сертификации, должны иметь сертификат соответствия и применяться в соответствии с нормативными требованиями.
Оказываемая услуга должна соответствовать требованиям эстетичности. Оформление учреждений, мест оказания услуг и их интерьеров должно соответствовать информационно-композиционной целостности и гармоничности, обеспечивать удобство и комфортность их использования, а также формировать у потребителя услуг положительные эмоции при получении услуг.
8.2. Режим работы учреждения дополнительного образования определяется Уставом учреждения. Начало занятий в учреждениях дополнительного образования должно быть не ранее 8.00 ч., а их окончание - не позднее 21.00 ч.
Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая выходные дни и каникулярное время.
9. Техническое оснащение учреждений дополнительного образования детей:
9.1. Каждое учреждение должно быть оснащено оборудованием, аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество оказываемых услуг.
Основным техническим оснащением учреждений дополнительного образования в соответствии с реализуемыми в учебном процессе программами дополнительного образования являются:
лабораторное оборудование; компьютерная техника; видеоаппаратура; швейные машины;
спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь: тренажеры, легкоатлетическая дорожка, вышки для судейства, стойки для большого тенниса и волейбола, сетки (футбольные волейбольные, теннисные), маты, футбольные ворота и др.;
иное оснащение.
9.2. Специальное оборудование, приборы и аппаратуру следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять.
Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь должны соответствовать требованиям безопасности, установленным в нормативной документации на них, и использоваться в соответствии с правилами, изложенными в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя.
На спортивный инвентарь импортного производства, применяемый при оказании услуг, должны быть сопроводительные (эксплуатационные) документы на русском языке.
Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь, подлежащие обязательной сертификации, должны быть сертифицированы в установленном порядке.
Магнезия, используемая спортсменами для рук, должна храниться в ящиках с крышками.
Неисправное специальное оборудование, приборы и аппаратура, должны быть заменены, отремонтированы (если они подлежат ремонту) или изъяты из эксплуатации.
Состояние электрического оборудования в учреждениях дополнительного образования определяется путем проведения визуального осмотра, замеров сопротивления изоляции (проверка качества изоляции проводов) и т.д.
10. Укомплектованность учреждений дополнительного образования детей кадрами и их квалификация:
10.1. Учреждение должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием.
Оказание услуг в сфере дополнительного образования осуществляют следующие виды персонала:
административно-управленческий персонал (руководитель учреждения, его заместители по направлениям дополнительного образования, руководители структурных подразделений, иной административно-управленческий персонал);
педагогический персонал (методисты, инструкторы-методисты, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, тренеры-преподаватели, инструкторы по физкультуре);
технические работники, младший обслуживающий персонал (уборщики служебных помещений, рабочие по комплексному обслуживанию зданий, сторожа и т.п.); иные работники.
10.2. Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
У специалистов должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
Образовательные учреждения дополнительного образования обязаны обеспечить повышение квалификации работников, для которых указанные образовательные учреждения являются основным местом работы, не реже 1 раза в 5 лет.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.
10.3. Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все сотрудники учреждения, оказывающего услугу в сфере дополнительного образования, должны обладать высокими моральными качествами, чувством ответственности. При оказании услуг работники учреждения должны проявлять к учащимся и их родителям (законным представителям) максимальную вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение.
К педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям.
11. Технология оказания услуг в сфере дополнительного образования:
11.1. Учреждения дополнительного образования детей предназначены для: обеспечения необходимых условий личностного развития;
укрепления здоровья и профессионального самоопределения; творческого развития детей и подростков; формирования общей культуры учащихся; адаптации личности к жизни в обществе; организации содержательного досуга.
Дополнительное образование детей производится с целью развития индивидуальных потребностей ребенка, которые не обеспечиваются в достаточной мере в рамках основных образовательных программ, а компенсируется в виде интеллектуальных, досуговых, информационных, развивающих услуг дополнительного образования.
11.2. Порядок приема граждан в учреждения дополнительного образования должен быть доведен до сведения учащихся, их родителей (законных представителей), определяться учредителем и закрепляться в Уставе учреждения. Порядок приема должен обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение дополнительного образования соответствующего уровня.
При приеме учащегося в учреждение дополнительного образования последнее обязано ознакомить учащегося и (или) его родителей (законных представителей) с Уставом учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации учреждения, режимом работы учреждения, правилами поведения в учреждении, порядком реализации программ по выбранному направлению. Права и обязанности учащихся учреждения должны быть определены Уставом данного учреждения и иными, предусмотренными Уставом, локальными актами. Учащиеся и их родители (законные представители) должны быть с ними ознакомлены.
Зачисление в учреждения осуществляется на добровольной основе по заявлению детей в возрасте от 6 до 18 лет, родителей, (законных представителей), желающих заниматься дополнительным образованием, в учреждениях спортивной направленности в установленном для соответствующего вида спорта возрасте и не имеющих для этого медицинских противопоказаний.
Минимальный возраст зачисления детей в учреждение определяется санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей, Уставом учреждения, реализуемыми образовательными программами. Максимальный возраст занимающихся в учреждениях спортивной направленности для учащейся молодежи 21 год.
11.3. Дополнительное образование детей осуществляется по образовательным программам следующих направленностей:
научно-техническое;
туристско-краеведческое;
эколого-биологическое;
художественно-эстетическое;
культурологическое;
социально-педагогическое;
техническое;
спортивно-техническое;
спортивное и т.д.
Учреждения, оказывающие услуги по предоставлению дополнительного образования детям, должны предоставлять широкий спектр программ дополнительного образования, удовлетворяющих потребности всех желающих и способствующих развитию способностей детей, самореализации личности ребенка, успешной адаптации воспитанника в обществе.
Содержание образования в учреждениях дополнительного образования строится на основании:
типовых программ, утвержденных министерством образования;
откорректированных типовых программ, утвержденных педагогическим советом учреждения;
адаптированных программ, утвержденных учебно-методическим образовательным центром (далее - УМОЦ) Управления образования;
авторских программ, прошедших экспертизу областного экспертного совета.
Программы должны быть составлены с учетом возрастных и психофизиологических возможностей учащихся.
11.4. Осуществление образовательного процесса строится на основе добровольного выбора обучающимися направлений деятельности. Организация образовательного процесса предусматривает, что:
основной формой образовательной работы с детьми являются занятия в объединениях по интересам (кружки, студии, секции, др.). Объединения могут быть одновозрастными и разновозрастными;
количество обучающихся в объединениях определяется в зависимости от направления деятельности, возраста детей, срока обучения и закрепляется Уставом учреждения;
расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима работы и отдыха детей, с учетом пожеланий родителей, а также возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм;
учебные помещения должны быть оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с программой объединения;
оценка результативности образовательного процесса, уровня подготовки обучающихся проводится по итогам их участия в соревнованиях, смотрах, выставках, конференциях, слетах и с использованием других форм (зачетов, мастер-классов, творческих отчетов).
Занятия в объединениях по интересам могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам.
Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются Уставом учреждения. С учетом направленности программ дополнительного образования, занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
С детьми-инвалидами проводится индивидуальная работа.
12. Информационное сопровождение деятельности учреждений дополнительного образования:
12.1. Информация о работе учреждений дополнительного образования, о порядке и правилах оказания услуг по дополнительному образованию должна быть доступна населению района. Состояние данной информации должно соответствовать требованиям Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Учреждение обязано довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение. Данная информация должна быть предоставлена любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и обеспечивающим ее доступность для населения.
Потребитель услуг вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах, обеспечивающей их компетентный выбор, а также об ограничениях, связанных с получением тех или иных физкультурно-оздоровительных услуг.
В состав информации об услугах в обязательном порядке должны быть включены:
перечень основных услуг, оказываемых учреждением;
характеристика услуги, область ее предоставления и затраты времени на ее оказание; взаимосвязь между качеством услуги, условиями ее оказания.
возможность влияния получателей услуги на качество услуги, в т.ч. получение оценки качества услуги со стороны клиента;
установление взаимосвязи между предложенной услугой и реальными потребностями клиента;
правила и условия безопасного оказания услуг; условия оказания услуг;
перечень необходимых документов для получения выбранного вида услуг; медицинские противопоказания для соответствующих видов услуг;
правила поведения в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях с целью исключения и снижения риска травматизма при оказании услуги; место нахождения пункта медицинской помощи; информация о квалификации обслуживающего персонала.
12.2. Информирование граждан осуществляется посредством: публикации настоящего Стандарта в средствах массовой информации;
публикации информации об учреждениях дополнительного образования и объемах оказываемых услуг в сети Интернет на официальном сайте отраслевого раздела "Образование" администрации Ленинского муниципального района или сайте Управления образования;
информационных стендов (уголков получателей услуг) в учреждениях дополнительного образования.
Также информационное сопровождение может обеспечиваться за счет тематических публикаций и телепередач, в том числе социальной рекламы, пропагандирующей здоровый образ жизни и занятия физической культурой и спортом.
Информация об учреждении, оказывающем муниципальную услугу, о порядке и правилах ее оказания, настоящий Стандарт, копии лицензии, требования к учащимся, соблюдение которых обеспечивает оказание качественной услуги, порядок работы с обращениями и жалобами граждан и другая указанная выше информация должна быть доступна населению и размещена в общедоступных местах, на информационных стендах учреждения.
В каждом учреждении дополнительного образования должны быть информационные уголки, содержащие копии лицензии, требования к учащимся, соблюдение которых обеспечивает оказание качественной услуги, порядок работы с обращениями и жалобами граждан, настоящий Стандарт.
12.3. Информация о деятельности учреждения, о порядке и правилах предоставления услуг должна обновляться (актуализироваться) по мере необходимости, но не реже чем раз в год.
13. Контроль за деятельностью учреждений дополнительного образования:
Контроль за деятельностью учреждений дополнительного образования осуществляется посредством процедур внутреннего и внешнего контроля.
13.1. Внутренний контроль осуществляет руководитель учреждения дополнительного образования, его заместители, руководители структурных подразделений.
Учреждение должно иметь документально оформленную внутреннюю (собственную) систему (службу) контроля за деятельностью подразделений и сотрудников с целью определения соответствия настоящему Стандарту, другим нормативным документам в области дополнительного образования. Эта система контроля должна охватывать этапы планирования, работы с получателями услуг, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков.
В учреждении проводятся следующие виды контроля:
фронтальный (предусматривает комплексную проверку образовательной деятельности отдельных педагогов или структурного подразделения);
тематический (контроль по определенной теме или направлению деятельности может распространяться как на все объединения, так и на объединения одного структурного подразделения);
оперативный (по выявленным проблемным фактам и жалобам, касающимся качества предоставления услуг);
предупредительный (по предупреждению проблем или низкого качества услуг вновь принятыми педагогами).
Для оценки качества и безопасности услуг используются следующие основные методы контроля:
визуальный - проверка состояния физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, спортивного оборудования, снаряжения, инвентаря, трасс, маршрутов и пр.;
аналитический - проверка наличия и сроков действия обязательных документов на оказание услуг, анализ правильности и своевременности заполнения этих документов, врачебно-педагогическое наблюдение за состоянием готовности к оказанию спортивных услуг, проверка профессиональной квалификации обслуживающего персонала, оказывающего услуги и другие;
измерительный - проверка, поверка точности используемого оборудования с использованием средств измерений и испытаний технического состояния спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря, оборудования спортивных сооружений (зданий, помещений, площадок, используемых при оказании услуг и пр.);
экспертный - опрос тренеров-преподавателей, инструкторов и других экспертов о состоянии качества и безопасности услуг с оценкой результатов опроса;
социологический - опрос или интервьюирование получателей услуг с оценкой результатов опроса.
13.2. Управление образования администрации Ленинского муниципального района осуществляет внешний контроль за деятельностью учреждения по оказанию услуг в сфере дополнительного образования в части соблюдения качества муниципальных услуг путем:
проведения мониторинга основных показателей работы за определенный период;
анализа обращений и жалоб граждан в Управление образования, проведения по фактам обращения внеплановых проверок, служебных расследований с привлечением соответствующих специалистов по выявленным нарушениям;
проведения контрольных мероприятий, в том числе проверка книги жалоб учреждения дополнительного образования на предмет фиксации в ней жалоб на качество оказание услуг, а также факт принятия мер по жалобам.
Плановые контрольные мероприятия проводятся ежемесячно в соответствии с утвержденным графиком, внеплановые - по поступлению жалоб на качество услуг.
13.3. Внешний контроль по направлениям также осуществляют Роспотребнадзор, органы государственной противопожарной служб и другие государственные контролирующие органы.
13.4. Жалобы на нарушение настоящего Стандарта потребителями услуг могут направляться как непосредственно в учреждение дополнительного образования, так и в Управление образования. Рекомендуемая форма жалобы представлена в приложении к настоящему Стандарту.
Жалобы и заявления на некачественное оказание услуг в сфере дополнительного образования подлежат обязательной регистрации в зависимости от места поступления жалобы.
Жалобы на оказание услуг с нарушением настоящего Стандарта должны быть рассмотрены руководителем учреждения дополнительного образования, либо начальником Управления образования в 30-дневный срок, а их заявителю дан письменный ответ о принятых мерах.
В особых случаях рассмотрение вопросов выносится на заседание конфликтной комиссии при Управлении образования администрации Ленинского района для принятия мер по повышению качества услуг в сфере дополнительного образования.
При проведении контрольных мероприятий Управлением образования администрации Ленинского района по оказанию учреждением услуг в сфере дополнительного образования в обязательном порядке должна проверяться книга жалоб на предмет фиксации в ней жалоб на качество услуг, а также факт принятия мер по жалобам.
14. Ответственность за качество муниципальных услуг в сфере дополнительного образования:
14.1. Работа учреждений по оказанию услуг в области дополнительного образования должна быть направлена на полное удовлетворение нужд учащихся и их родителей (законных представителей), непрерывное повышение качества услуг.
14.2. Руководитель учреждения дополнительного образования несет полную ответственность за соблюдение требований настоящего Стандарта и определяет основные цели, задачи и направления деятельности учреждения в области совершенствования качества оказываемых услуг.
Руководитель учреждения дополнительного образования обязан:
обеспечить разъяснение и доведение Стандарта до всех структурных подразделений и сотрудников учреждения;
четко определить полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала учреждения, оказывающего услуги, контроль качества оказываемых услуг, в том числе закрепить персональную ответственность за контроль качества в должностных инструкциях конкретных работников, либо приказом по учреждению;
организовать информационное обеспечение процесса оказания услуги в соответствии с требованиями Стандарта;
организовать внутренний контроль за соблюдением Стандарта качества и деятельностью, влияющей на качество услуг;
обеспечить выработку предложений по совершенствованию процедуры оказания услуг и Стандарта качества.
При подтверждении факта некачественного оказания услуг к руководителю учреждения и виновным сотрудникам применяются меры дисциплинарной, административной и иной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ и Московской области.
15. Критерии оценки качества муниципальных услуг в сфере дополнительного образования:
- полнота предоставления услуг в соответствии с установленными требованиями;
- результативность (эффективность) оказания услуг, оцениваемая методом сравнения требований образовательных программ в сфере дополнительного образования с фактическими результатами реализации этих программ, а также путем изучения обращений граждан и опросов населения;
- создание условий для непрерывного дополнительного образования детей в соответствии с их интересами и потребностями.
Качество услуг дополнительного образования характеризуют:
доступность, безопасность и эффективность дополнительного образования;
расширение знаний воспитанников учреждений дополнительного образования;
развитие мотивации воспитанников учреждений к самообразованию;
развитие творческих способностей учащихся;
включение учащихся в социально-полезную деятельность;
профессиональное и личностное самоопределения учащихся;
самореализация и самовоспитание учащихся;
адаптации учащихся к жизни в обществе;
организации содержательного досуга и занятости учащихся;
результаты участия обучающихся в соревнованиях, конференциях, конкурсах различного уровня;
выполнение руководством учреждения дополнительного образования управленческих функций (анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция).) Показатели качества услуг дополнительного образования спортивной направленности: характеризуется в зависимости от этапа спортивной подготовки потребителя услуг:
а) на спортивно-оздоровительном этапе:
стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий, динамика индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся, уровень освоения основ гигиены и самоконтроля;
б) на этапе начальной подготовки:
стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий, динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся, уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля;
в) на учебно-тренировочном этапе:
состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся, динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся, освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программами по видам спорта, освоение теоретического раздела программы;
г) на этапе спортивного совершенствования:
уровень физического развития и функционального состояния занимающихся, выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки, динамика спортивно-технических показателей, результаты выступлений во всероссийских соревнованиях;
д) на этапе высшего спортивного мастерства:
стабильность результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях, количество спортсменов, подготовленных в составы сборных команд России.
Основными результатами, которых может добиться потребитель услуг по дополнительному образованию спортивной направленности, являются:
- динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся;
- повышение уровня освоения техники вида спорта, навыков гигиены и самоконтроля;
- повышение уровня физического развития и функционального состояния получателя;
- получение спортивных результатов и наград на спортивных соревнованиях в зависимости от уровня подготовленности и индивидуальных способностей получателя и других.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.