Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Положение
"О развитии Единой дежурно-диспетчерской службы-112 МУ "ХимСпас" городского округа Химки"
(утв. постановлением Администрации городского округа Химки Московской области
от 13 декабря 2010 г. N 1706)
1. Общие положения:
1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и права Единой дежурно-диспетчерской службы-112 МУ "ХимСпас" городского округа Химки (ЕДДС-112). Положение разработано на основании федерального и областного законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1240-р и в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.7.199 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба города. Основные положения".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "технического характера" следует читать "техногенного характера"
1.2. ЕДДС-112 городского округа Химки является органом повседневного оперативно-диспетчерского управления звена территориальной подсистемы Московской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и обеспечения пожарной безопасности.
ЕДДС-112 является вышестоящим органом повседневного управления для всех взаимодействующих ДДС городского округа Химки по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС и совместных действий при угрозе или возникновении ЧС.
ЕДДС-112 предназначена для приема-передачи сигналов боевого управления, сигналов на изменения режимов функционирования территориальной подсистемы РСЧС, приема сообщений о пожарах, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других ЧС от населения и организаций, оперативного реагирования и координации совместных действий ведомственных дежурно-диспетчерских служб (ДДС), оперативного управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны, аварийно-спасательных и других сил постоянной готовности в условиях ЧС.
1.3. ЕДДС-112 в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами МЧС России, законодательством Московской области, нормативными актами Администрации городского округа Химки и настоящим Положением.
2. Основные задачи ЕДДС-112
ЕДДС-112 в рамках осуществления постоянного контроля за оперативной обстановкой и своевременного реагирования на ее изменение осуществляет следующие основные задачи:
- прием от вышестоящих органов управления и доведение до руководящего состава городского округа Химки сигналов боевого управления (оповещения) в соответствии с требованиями директивных документов;
- прием и обработка сообщений о ЧС, анализ и оценка достоверности поступивших сообщений о ЧС и обеспечение доведения этих сообщений в установленном порядке до служб реагирования;
- сбор и обобщение информации о состоянии экологической, техногенной, инженерной, медицинской и криминогенной обстановки, анализ данных о сложившейся обстановке, определение ее масштабов, в том числе о составе ЧС, контроль за изменением ситуации;
- обеспечение оперативного руководства и управления пожарно-спасательными подразделениями городского округа Химки - при реагировании на сообщения о пожарах, а также аварийно-спасательными формированиями и силами постоянной готовности - при реагировании на ЧС;
- организация взаимодействия в установленном порядке с вышестоящими и взаимодействующими органами управлений в целях оперативного реагирования на ЧС, обеспечение взаимного информационно-технического сопряжения ДДС, а также с администрацией городского округа Химки;
- предварительная оценка (мониторинг), подготовка вариантов возможных решений на совместные действия служб реагирования;
- обеспечение в городском округе Химки надлежащего функционирования и развития системы связи, автоматизированных систем управления, локальных вычислительных сетей, специализированных программно-технических комплексов и других элементов современных информационных технологий;
- информирование ДДС и привлекаемых служб реагирования о сложившейся в ходе ЧС обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
- подготовка проектов докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС и представление согласованных в установленном порядке редакций этих документов в вышестоящие органы управления по подчиненности;
- доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления РСЧС, до органов управления городского округа Химки, до ДДС и сил реагирования, осуществление контроля исполнения этих задач;
- обобщение сводной информации о происшедших ЧС и принятых мерах по их ликвидации.
3. Структура ЕДДС-112
ЕДДС-112 городского округа Химки включает в себя: личный состав, пункт управления и автоматизированную систему (система связи, оповещения и комплекс средств автоматизации).
3.1. В состав дежурной смены ЕДДС-112 включается диспетчерский состав из расчета несения круглосуточного дежурства.
3.2. Пункт управления (далее - ПУ) представляет собой рабочее помещение для постоянного и дежурно-диспетчерского состава, оснащенное необходимыми техническими средствами, документацией и размещается в помещении, закрепленном в установленном порядке руководством МУ "ХимСпас".
Состав технических средств управления ПУ:
- средства связи и передачи данных;
- средства оповещения и персонального вызова;
- средства автоматизации управления.
Состав оперативной документации на ПУ:
- журнал учета полученной и переданной информации, полученных и переданных распоряжений и сигналов;
- инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации об угрозе или возникновении ЧС;
- инструкции о несении дежурства в повседневной деятельности, в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, а так же при переводе ГО с мирного на военное положение;
- инструкции по мерам пожарной безопасности и техники безопасности;
- схемы и списки оповещения руководства городского округа Химки в случае ЧС;
- рабочие карты городского округа Химки;
- схема управления и связи;
- телефонные справочники;
- формализованные бланки управленческих документов с заранее заготовленной постоянной частью текста.
3.3. Автоматизированная система (АС) ДДС представляет единую (локальную) вычислительную сеть, объединяющую совокупность взаимосвязанных систем, средств связи, оповещения и автоматизации управления, включающую в себя автоматизированные рабочие места должностных лиц постоянного состава и дежурной смены на базе персональных ЭВМ, другие программно-технические средства.
АС ДДС сопрягается с субъектовой автоматизированной информационно-управляющей системой РСЧС и с имеющимися автоматизированными системами взаимодействующих ДДС.
АС ДДС выполняет одновременно и функции абонентского пункта.
3.3.1. Система связи ЕДДС-112 представляет собой организационно-техническое объединение средств проводной и радиосвязи, обеспечивающих обмен аудио - и видео - информацией, передачу данных, а также команд и сигналов оповещения.
Система связи ЕДДС-112 обеспечивает:
- передачу речевых сообщений по телефонной связи ГТС и радиосвязи, документов по факсимильной связи и интернет, сигналов и команд по спецаппаратуре;
- прямые телефонные связи ЕДДС-112 с ДДС организаций (объектов), (в первую очередь, имеющих силы и средства быстрого реагирования на ЧС, экстренного вызова "01", "02", "03" и "04", жилищно-коммунального хозяйства и др.);
- прием информации по единому выделенному телефонному номеру "112" одновременно от нескольких абонентов;
- автоматическое определение номера входящего абонента;
- коммутацию передаваемого сообщения (избирательно или циркулярно) до соответствующих ДДС;
- громкоговорящую селекторную связь;
- обмен речевыми сообщениями, документальной информацией, а также данными с вышестоящими, взаимодействующими службами, организационно входящими в структуру ЕДДС-112.
3.3.2. Система оповещения ЕДДС-112 представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения и персонального вызова.
Основными задачами системы оповещения являются:
- обеспечение оповещения и персонального вызова должностных лиц администрации городского округа Химки и взаимодействующих ДДС;
- обеспечение оповещения и вызова подразделений сил постоянной готовности, непосредственно подчиненных ДДС;
- оповещение населения об угрозе или возникновении ЧС и информировании его об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источника ЧС.
Системой оповещения обеспечиваются следующие виды информации:
- сигналы вызова;
- речевые (текстовые) сообщения;
- условные сигналы.
4. Функционирование ЕДДС-112
ЕДДС-112 функционирует в трех режимах мирного времени (повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации), а также при переводе ГО с мирного на военное положение, в условиях военного положения и в военное время.
4.1. В режиме повседневной деятельности ЕДДС-112 осуществляет круглосуточное дежурство в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС.
В этом режиме ЕДДС-112 обеспечивает:
- прием от населения и ДДС сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС, их регистрацию и сортировку по принадлежности ДДС и уровням ответственности;
- обобщение и анализ информации о ЧС за текущие сутки и представление соответствующих докладов по подчиненности;
- поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации и связи;
- осуществление контроля готовности ДДС в зоне ответственности, оперативное информирование их диспетчерских смен об обстановке и ее изменениях;
внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию на ЧС, пожаров.
Взаимодействующие ДДС в режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в ЕДДС-112 обобщенную статистическую информацию о чрезвычайных происшествиях, локальных ЧС и предпосылках к ним за прошедшие сутки.
Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности принявшей их ДДС, незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению. Сообщения, которые ДДС идентифицируют как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются в ЕДДС-112.
4.2. В режим повышенной готовности ЕДДС-112 и привлекаемые ДДС переводятся по решению комиссии ЧС и ПБ городского округа Химки при угрозе возникновения ЧС или по сигналу от ГУ ГО и ЧС Московской области, когда для ликвидации угрозы требуются совместные действия ДДС, взаимодействующих с ЕДДС-112.
В этом режиме ЕДДС-112 городского округа Химки дополнительно обеспечивает:
- заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения ЧС;
- оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС и ПБ, администрации городского округа Химки, ПЧ, ЕДДС-112, взаимодействующих ДДС и подчиненных сил постоянной готовности;
- получение и обобщение данных наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально-опасных объектах (ПОО), а также за состоянием окружающей природной среды;
- прогнозирование развития обстановки и подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;
- корректировку алгоритмов действий ЕДДС-112 при реагировании на угрозу возникновения вероятной ЧС и уточнение порядка взаимодействия с другими ДДС;
- координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.
4.3. В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС-112 и привлекаемые ДДС переводятся по команде оперативного дежурного ЕДДС-112 при возникновении ЧС.
В этом режиме ЕДДС-112 городского округа Химки выполняет задачи:
- координация действий ДДС и привлекаемых сил и средств РСЧС при проведении работ по защите населения и территории от ЧС;
- контроль за выдвижением и отслеживание передвижения оперативных групп в районе ЧС;
- оповещение и передача оперативной информации между органами управления при организации ликвидации ЧС и в ходе аварийно-спасательных работ, мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- контроль за установлением и перемещением границ зон ЧС, своевременное оповещение и информирование населения о складывающейся обстановке и опасностях в районе ЧС;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.
В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС осуществляется непосредственно через ЕДДС-112. Поступающая информация о сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительных сил и средств распространяется ЕДДС-112 всем заинтересованным ДДС.
4.4. Функционирование ЕДДС-112 при переводе ГО с мирного на военное положение, в условиях военного положения и в военное время, осуществляется в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения и территории городского округа Химки от ЧС и инструкциями дежурному персоналу ДДС по действиям в условиях особого периода.
Пакеты на изменение режимов функционирования в условиях особого периода хранятся в специально оборудованных металлических сейфах в помещениях ЕДДС-112.
При функционировании ЕДДС-112 в условиях особого периода, в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения и территории городского округа Химки от ЧС предусматривается размещение дежурно-диспетчерских смен на ГЗПУ.
5. Порядок работы ЕДДС-112
Информация о пожаре, угрозе или возникновении ЧС поступает в ЕДДС-112 от населения по многоканальному телефону "112", от ДДС, вышестоящих и взаимодействующих органов управления по прямым каналам и линиям связи. Информация о пожаре, угрозе или возникновении ЧС принимается, регистрируется и обрабатывается диспетчерами ЕДДС-112.
Получив информацию о ЧС, оперативный дежурный ЕДДС-112 оценивает обстановку, уточняет состав привлекаемых сил и средств постоянной готовности, проводит их оповещение, отдает распоряжения на необходимые действия и контролирует их выполнение.
Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
- в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах и территориях, обслуживаемых указанными службами и формированиями;
- в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
- по решению комиссии ЧС и ПБ городского округа Химки и организаций осуществляющих руководство деятельностью указанными службами и формированиями.
Привлечение аварийно-спасательных служб и формирований осуществляется на основании заблаговременно заключенных с ними соглашений.
Документами, определяющими порядок взаимоотношений ЕДДС-112 с ведомственными ДДС, являются двухсторонние соглашения об оперативном взаимодействии и информационном обмене при реагировании на происшествия, угрозы или возникновение чрезвычайных ситуаций, заключаемые между ЕДДС-112 МУ "ХимСпас" и дежурными службами ведомств, размещенными на территории городского округа Химки. Соглашения заключаются индивидуально с каждой службой, организацией, в том числе ведомственной, потенциально опасными объектами, объектами систем жизнеобеспечения и объектами массового пребывания людей. Требования достигнутых соглашений должны быть учтены в инструкциях должностных лиц дежурного персонала ЕДДС-112 и ДДС (ДС).
В соглашениях о взаимодействии отражаются принимаемые решения по организации взаимодействия и информационного обмена между ЕДДС-112 и ДДС во всех режимах функционирования (в режиме повседневной деятельности, в режиме повышенной готовности, в режиме чрезвычайной ситуации и при переводе ГО с мирного на военное положение), распорядительно устанавливается оперативное подчинение на период несения дежурства дежурного ДДС оперативному дежурному ЕДДС-112.
При этом:
- дежурный ДДС докладывает оперативному дежурному ЕДДС-112 при приеме дежурства строевую записку с указанием численности и состояния дежурных сил, а также о выявленных отклонениях и нарушениях в подведомственном ДДС хозяйстве;
- оперативный дежурный ЕДДС-112 вправе поставить задачу дежурному ДДС о направлении дежурных сил к месту происшествия (чрезвычайной ситуации) и принять доклад об убытии дежурных сил к месту, а по их возвращении - о выполнении поставленных задач;
- оперативный дежурный ЕДДС-112, оповещает дежурного ДДС о вводе режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации.
Дежурный ДДС докладывает об исполнении и о ходе повышения готовности ведомственных сил и средств.
В соглашениях могут быть также оговорены следующие вопросы:
- порядок оперативного оповещения о катастрофах и стихийных бедствиях, возможных чрезвычайных ситуациях с оценкой их масштаба и предложениях по сценариям реагирования;
- регулярное по регламенту или по запросу в пределах своей компетенции представление в ЕДДС-112 донесений с обобщенной информацией о результатах наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
- оперативное представление дополнительных данных дежурным ДДС (в пределах своей компетенции) по запросу оперативного дежурного ЕДДС-112;
- участие ведомственной ДДС в формировании информационной базы ЕДДС-112.
Обмен информацией между ЕДДС-112 и ведомственными ДДС должен осуществляться по правилам взаимообмена информацией, установленным в АИУС РСЧС. Конкретный состав информационных показателей взаимообмена, формы справок и порядок их представления, объем и периодичность передаваемых массивов данных определяет МУ "ХимСпас".
При классификации сложившейся ситуации, как "не требующей совместных действий ДДС", ЕДДС-112 передает управление ликвидацией ЧС соответствующей ДДС, в компетенции которой находится реагирование на случившуюся ЧС.
Одновременно готовятся формализованные документы о факте ЧС для последующей передачи задействованным ДДС.
При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация о способах защиты.
Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС, сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления, обеспечивается информационная поддержка деятельности администраций всех уровней и их взаимодействия со службами, привлекаемыми для ликвидации ЧС.
6. Комплектование и подготовка кадров ЕДДС района
Комплектование личным составом ЕДДС-112 осуществляется Директором МУ "ХимСпас".
Личный состав ЕДДС-112 обязан знать требования руководящих документов, регламентирующих его деятельность и уметь применять их в практической работе.
Основными формами обучения личным составом ЕДДС-112 являются:
тренировки дежурных смен, участие в учебных мероприятиях (учениях), занятия по профессиональной подготовке по специально разработанной программе и ежегодное обучение на "Учебно-курсовом пункте по ГОЧС и ПБ городского округа Химки".
Совместные учебные мероприятия (тренировки и учения), проводимые с личным составом ЕДДС-0112 и ДДС, осуществляются в соответствии с планом, разработанным заблаговременно и утвержденным директором МУ "ХимСпас".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.