В соответствии с Положением о Министерстве экономики Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 07.08.2007 N 579/26 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Московской области от 19.03.2008 N 182/9, от 17.06.2008 N 462/21, от 23.07.2008 N 596/26, от 27.01.2009 N 50/2, от 27.10.2009 N 908/47), и в целях оказания содействия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области в формировании муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке, утверждению и реализации долгосрочных целевых программ муниципальных образований Московской области по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Методические рекомендации).
2. Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области использовать Методические рекомендации при разработке долгосрочных целевых программ муниципальных образований Московской области по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя министра экономики Правительства Московской области Фильченкова В.А.
Министр экономики |
В.Б. Крымов |
Методические рекомендации
по разработке, утверждению и реализации программ муниципальных
образований Московской области по развитию субъектов малого
и среднего предпринимательства
(утв. распоряжением Министерства экономики Московской области
от 17 ноября 2010 г. N 75-РМ)
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по разработке, утверждению и реализации долгосрочных целевых программ муниципальных образований Московской области по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Методические рекомендации) подготовлены в целях оказания содействия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления) в формировании долгосрочных целевых программ муниципальных образований Московской области по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - программы).
1.2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с:
Бюджетным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
постановлением Правительства Московской области от 29.01.2009 N 71/2 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009-2012 годы".
2. Порядок разработки и утверждения программ
2.1. Программа - нормативный правовой акт органа местного самоуправления, в котором определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий.
2.2. Программы разрабатываются, согласовываются и утверждаются органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Программа должна разрабатываться на основе оценки состояния предпринимательства, эффективности выполнения предыдущей программы или мер стимулирования развития предпринимательства, проводимых на территории за прошедший период, с учетом целей и задач развития Московской области, утвержденных стратегией социально-экономического развития Московской области.
2.3. Решение о разработке проектов программ принимает администрация муниципального образования Московской области. При этом постановлением администрации муниципального образования утверждаются:
название проекта программы, ее цели; заказчик программы;
порядок определения разработчика программы; сроки разработки проекта программы;
предельная стоимость и источники финансирования разработки проекта программы;
иные положения, необходимые для организации работы по разработке проекта программы.
2.4. Для разработки проекта программы создается рабочая группа из представителей органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества, депутатов, экспертов и других заинтересованных лиц, состав которой утверждает глава администрации города (района).
Проект программы подлежит рассмотрению на совете муниципального образования Московской области по развитию малого и среднего предпринимательства.
2.5. Разработанный проект программы до ее утверждения направляется в Министерство экономики Московской области для подготовки рекомендаций по ее доработке.
2.6. После получения положительного отзыва Министерства экономики Московской области на проект программы проект программы утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
3. Требования к структуре и содержанию программы
Программа, должна включать следующие разделы:
раздел 1 "Паспорт программы";
раздел 2 "Анализ существующих проблем и необходимость их решения программно-целевым методом";
раздел 3 "Цель и задачи программы";
раздел 4 "Перечень мероприятий программы", в том числе подразделы: "Сроки и этапы реализации"; "Ресурсное обеспечение программы и отдельных мероприятий"; "Источники и этапы финансирования"; "Перечень исполнителей";
раздел 5 "Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации программы".
раздел 6 "Порядок проведения и критерии оценки эффективности реализации программы"
раздел 7 "Организация управления программой".
раздел 8 "Внесение изменений в программу".
3.1. Раздел 1 "Паспорт программы" оформляется в соответствии с приложением N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.2. В разделе 2 "Анализ существующих проблем и необходимость их решения" проводится оценка состояния предпринимательства, анализ реализованных за прошедший трехлетний период мер по развитию предпринимательства в муниципальном образовании Московской области, (в том числе эффективности выполнения предыдущей программы, при ее наличии).
3.2.1. Для оценки вклада каждой категории из числа субъектов предпринимательской деятельности при формировании систем показателей, используемых при анализе, рекомендуется сегментировать итоговые данные отдельно по крупным, средним, малым и микропредприятиям, а также индивидуальным предпринимателям. Для оценки состояния предпринимательской активности в муниципальном образовании, оценки вклада каждой категории субъектов предпринимательской деятельности в экономику муниципального образования (крупные, средние, малые и микропредприятия, а также индивидуальные предприниматели) рекомендуется систематизировать в табличном варианте (см. таблицу 1).
Таблица 1
Показатели
развития предпринимательства по состоянию на период _____________________
Показатель |
Микро |
МП |
СП |
КП |
ИП |
Численность предприятий по отраслям экономики, единиц: Промышленность Строительство Торговля Транспорт Связь Операции с недвижимостью Здравоохранение, предоставление социальных услуг Наука и научное обслуживание ЖКХ Образование Гостиницы, сфера общественного питания Прочие |
|
|
|
|
|
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава), чел: Промышленность Строительство Торговля Транспорт Связь Операции с недвижимостью Здравоохранение, предоставление социальных услуг Наука и научное обслуживание ЖКХ Образование Гостиницы, сфера общественного питания Прочие |
|
|
|
|
|
Среднемесячная оплата труда работников, руб: Промышленность Строительство Торговля Транспорт Связь Операции с недвижимостью Здравоохранение, предоставление социальных услуг Наука и научное обслуживание ЖКХ Образование Гостиницы, сфера общественного питания Прочие |
|
|
|
|
|
Общий объем реализованной продукции, работ (услуг), тыс. руб. |
|
|
|
|
|
Доля в общем объеме реализации продукции, работ (услуг), % |
|
|
|
|
|
Объем работ, выполненных по муниципальному заказу, млн. руб. |
|
|
|
|
|
Объем налоговых поступлений в местный бюджет от предприятий, млн. руб. |
|
|
|
|
|
Доля в общем объеме налоговых поступлений в местный бюджет, % |
|
|
|
|
|
Объем освоенных инвестиций, млн. руб. |
|
|
|
|
|
Стоимость основных фондов, млн. руб. |
|
|
|
|
|
Износ основных фондов, коэффициент износа Промышленность Строительство Торговля Транспорт Связь Операции с недвижимостью Здравоохранение, предоставление социальных услуг Наука и научное обслуживание ЖКХ Образование Гостиницы, сфера общественного питания Прочие |
|
|
|
|
|
Оборотные средства, млн. руб. |
|
|
|
|
|
Затраты на технологические инновации, млн. руб. |
|
|
|
|
|
Источником информации для заполнения таблицы 1 могут служить сведения территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области и его муниципальных подразделений, налоговой службы, собственные наблюдения и исследования муниципального образования.
Данная таблица включается в раздел 2 "Анализ существующих проблем и необходимость их решения".
3.2.2. Анализ реализованных за прошедший трехлетний период мер по развитию предпринимательства в муниципальном образовании проводится по следующим параметрам:
действующая муниципальная нормативная правовая база в сфере создания условий для развития предпринимательства;
объем муниципального заказа, размещенного у субъектов малого и среднего предпринимательства (по годам);
развитость инфраструктуры поддержки на муниципальном уровне, в том числе:
доступность финансовых услуг, в том числе прямого финансирования; возможности получения банковских кредитов; доступность консультационных услуг;
доступность муниципального имущества для размещения субъектами предпринимательства своих производственных мощностей; доступность кадрового обеспечения.
3.2.3. Проведение анализа по данным параметрам должны определить (обосновать) основные приоритетные направления развития предпринимательской деятельности на территории муниципального образования.
При выборе приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства могут стать:
совершенствование финансово-кредитных механизмов стимулирования малого и среднего предпринимательства;
развитие материально-технической базы малого и среднего предпринимательства;
содействие обеспечению доступа малого и среднего предпринимательства к современным технологиям и "ноу-хау";
стимулирование развития мелкомасштабных рынков товаров и услуг, рынков субподряда;
подготовка и переподготовка кадров для малого и среднего предпринимательства, подготовка кадров предпринимателей;
содействие межрегиональной и внешнеэкономической деятельности;
содействие развитию негосударственной инфраструктуры поддержки предпринимательства;
развитие системы потребительской кооперации;
содействие защите интересов бизнеса, безопасности предпринимателей и социальной защищенности работников;
создание системы консультационного обслуживания субъектов предпринимательства;
содействие формированию благоприятной социально-психологической среды предпринимательства, в том числе освещение в средствах массовой информации достижений и проблем малого и среднего предпринимательства.
В зависимости от состояния развития предпринимательства, ресурсов и потребностей муниципального образования в качестве приоритетных направлений развития предпринимательства может быть выбрана лишь часть из указанных направлений.
3.2.4. На стадии стратегического планирования определяются категории предприятий, индивидуальных предпринимателей или групп населения, в наибольшей степени нуждающихся в поддержке, исходя из интересов муниципального образования и необходимости решения проблем его социально-экономического развития.
При выборе приоритетов в развитии предпринимательства целесообразно отдавать предпочтение тем хозяйствующим субъектам, которые способствуют решению первоочередных социальных проблем:
удовлетворение потребности населения в услугах и товарах;
производство экологически безопасной продукции;
производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
производство работ по улучшению экологии и природопользования, включая сбор, утилизацию и переработку вторичных ресурсов;
инновационная деятельность и производство наукоемкой продукции;
туризм и отдых;
производство продукции для нужд здравоохранения, образования и социальной защиты населения;
производство продукции для нужд жилищно-коммунального хозяйства, оказание коммунальных и бытовых услуг;
производство продукции физкультурно-спортивного назначения;
развитие сферы общественного питания (столовые, кафе, рестораны).
3.2.5. В случае если в муниципальном образовании Московской области выполнялась предыдущая программа (меры стимулирования развития предпринимательства) разрабатываемая программа должна обеспечивать преемственность по отношению к подобной программе за предыдущий период.
Дается оценка результатов выполнения мероприятий по всем разделам предыдущей программы и накопленного опыта по решению поставленных задач.
3.3. Раздел 3 "Цель и задачи программы"
Целью программы должно являться создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, способствующих созданию новых рабочих мест, развитию реального сектора экономики, пополнению бюджета.
В случае, если предусматривается достижение нескольких взаимосвязанных целей, то в рамках программы создаются подпрограммы по каждой из таких целей.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
обеспечение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
обеспечение доступности имущественного комплекса для субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
обеспечение доступности информации об условиях осуществления предпринимательской деятельности на территории муниципального образования, о мерах, принимаемых на федеральном, областном (Московской области), муниципальном уровнях, по развитию и поддержке предпринимательства;
обеспечение доступности кадрового обеспечения.
3.4. Перечень мероприятий программы.
3.4.1. При формировании мероприятий необходимо учитывать цели, задачи и основные мероприятия долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009-2012 годы".
3.4.2. Мероприятия оформляются приложением к программе. В каждом мероприятии должны быть указаны персонально (подразделение администрации муниципального образования, уполномоченная организация и др.) ответственные за его выполнение, сроки реализации, объем и источники финансирования, ожидаемые социально-экономические результаты от реализации мероприятия.
Пример оформления перечня мероприятий приведен в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Ключевые мероприятия по основным направлениям развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Московской области приведены в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
Ключевые мероприятия, направленные на развитие предпринимательства по секторам экономики, приведены в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.4.3. Финансирование мероприятий программы может обеспечиваться за счет средств бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области, внешних инвестиций, средств различных фондов, других не запрещенных законодательством источников.
3.4.4. Объем финансирования мероприятий за счет средств бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области может уточняться.
3.4.5. Отбор исполнителей мероприятий и инвестиционных проектов может осуществляться на конкурсной основе. Решения о финансировании и ином финансовом обеспечении мероприятий, в том числе проектов субъектов малого и среднего предпринимательства в форме субсидий, предоставлении бюджетных кредитов и гарантий принимаются администрацией муниципального образования по итогам их рассмотрения конкурсными комиссиями.
3.5. В разделе 5 "Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации программы" указываются количественные показатели реализации поставленных задач.
Рекомендуется использовать следующие показатели:
увеличение общего объема продукции, работ, услуг, выполненных субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме продукции, товаров и услуг, %;
увеличение налоговых поступлений от деятельности малых и средних предприятий в муниципальный бюджет до ... тыс. руб. в 2012 г.;
увеличение числа малых и средних предприятий до ... единиц в 2012 г.;
увеличение численности работающих в малом и среднем предпринимательстве до ... тыс. чел. в 2012 году;
увеличение объема инвестиционных вложений, осуществляемых малыми и средними предприятиями до _ млрд. руб. к 2012 году;
увеличение объемов оборота на малых и средних предприятиях на ... % ежегодно;
увеличения стоимости основных фондов субъектов малого и среднего предпринимательства до ... млн. руб.;
увеличение размера средней заработной платы на малых и средних предприятиях в среднем на ... % ежегодно;
увеличение доли выручки предприятий от реализации инновационной продукции, в общей выручке от продажи товаров, работ, услуг, до ... % к 2012 году;
иные показатели, вошедшие в систему показателей социально-экономического развития муниципального образования, используемую при прогнозировании социально-экономического развития Московской области, а также показатели, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".
3.6. В разделе 6 "Порядок проведения и критерии оценки эффективности реализации программы" указывается порядок проведения ежегодной оценки эффективности реализации программы.
3.6.1. Эффективности реализации программы показывает процентное отношение полученных результатов к запланированным (цели программы, выраженные в количественных показателях). Оценка результатов реализации программы должна осуществляться в соответствии с индикаторами оценки результативности программы, которые являются целевыми показателями, предусмотренными разделом 5 "Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации программы".
3.6.2. Сбор информации для измерения показателей достижения результатов должен осуществляться на основе статистической информации, представленной органами государственной и муниципальной статистики, а также информации, представленной налоговой службой муниципального образования, и отчетной информации исполнителей мероприятий программы.
3.6.3. Оценку эффективности отдельных мероприятий рекомендуется приводить в табличной форме с необходимыми методическими пояснениями.
3.7. В разделе 7 "Организация управления (механизм реализации) программой" указывается порядок управления программой и механизм ее реализации, исходя из того, что управление программой - это совокупность скоординированных действий, реализуемых органами управления и иных участников реализации программы и призванных обеспечить запуск программы, контроль и анализ хода работ, корректировку программы в случае необходимости, анализ и оценку конечных результатов реализации.
Координацию работ по реализации программы целесообразно осуществлять администрации муниципального образования с участием Совета муниципального образования по развитию предпринимательства, представителей инфраструктуры поддержки и всех заинтересованных сторон.
Сбор предложений от субъектов предпринимательства для участия в реализации программы и оформление предварительных заключений об эффективности реализации программы осуществляют структуры поддержки предпринимательства и структурное подразделение администрации, курирующее вопросы развития малого и среднего предпринимательства.
Полномочия по организации проведения конкурсов, утверждению положений о конкурсах, утверждению конкурсной документации, установлению критериев оценки конкурсных проектов, определению объемов финансовой поддержки победителей конкурсов, утверждению состава конкурсных комиссий и заключение договоров с победителями конкурсов на основании протоколов о результатах конкурсов, осуществляются заказчиком программы.
Структурные подразделения администрации муниципального образования, муниципальные структуры поддержки малого и среднего предпринимательства и муниципальные учреждения, являющиеся исполнителями программы, осуществляют организационную работу по реализации соответствующих мероприятий в рамках своих функциональных обязанностей. Исполнители программы составляют планы конкретных действий по реализации соответствующих мероприятий.
Контроль за исполнением программы осуществляется администрацией и советом депутатов муниципального образования в соответствии с установленным порядком.
3.8. В разделе 8 "Внесение изменений в программу" указывается порядок внесения изменений в программу.
4. Состав и сроки предоставления отчетности об исполнении Программы
Исполнители программы представляют в структурное подразделение администрации муниципального образования, курирующего вопросы развития предпринимательства, отчет о выполнении соответствующего мероприятия в течение 5 рабочих дней после окончания финансового года либо в течение 5 рабочих дней после его завершения.
Оперативный отчет о ходе исполнения программы представляется в Совет депутатов муниципального образования в сроки, установленные правоустанавливающими документами муниципального образования о подготовке проекта бюджета на очередной финансовый год.
Структурное подразделение администрации, курирующее вопросы развития предпринимательства, ежегодно до 15 марта представляет в совет депутатов муниципального образования отчет о фактическом выполнении программы за прошедший год.
Ход выполнения программы необходимо рассматривать ежеквартально на расширенном заседании совета муниципального образования по развитию предпринимательства с участием всех заинтересованных лиц и организаций. О ходе реализации программы следует информировать население.
Итоговый отчет, одобренный советом депутатов муниципального образования, ежегодно в срок до 20 марта направляется в Министерство экономики Московской области для формирования сводного доклада Губернатору Московской области о реализации на территории муниципальных образований программ развития предпринимательства.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
Структура паспорта
муниципальной программы по развитию субъектов
малого и среднего предпринимательства
на 201__-201__ годы
Наименование программы |
|
Основания для разработки программы |
|
Заказчик программы |
|
Разработчик программы |
|
Цели программы |
|
Задачи программы |
|
Сроки реализации программы |
|
Исполнители программы |
|
Объем и источники финансирования программы |
Объем финансирования программы в 201__-201__ годах составляет _____ тыс. рублей, в том числе по годам: 201__ год - _____ тыс. рублей; 201__ год - _____ тыс. рублей; 201__ год - _____ тыс. рублей; 201__ год - _____ тыс. рублей, из них средства местного бюджета составляют _____ тыс. рублей, в том числе по годам: 201__ год - _____ тыс. рублей; 201__ год - _____ тыс. рублей; 201__ год - _____ тыс. рублей; 201__ год - _____ тыс. рублей. внебюджетные средства составляют _____ тыс. рублей, в том числе по годам: 201__ год - _____ тыс. рублей; 201__ год - _____ тыс. рублей; 201__ год - _____ тыс. рублей; 201__ год - _____ тыс. рублей. планируемы к привлечению средства бюджета Московской области на софинансирование мероприятий программы в объеме _____ тыс. рублей, в том числе по годам: 201__ год - _____ тыс. рублей; 201__ год - _____ тыс. рублей; 201__ год - _____ тыс. рублей; 201__ год - _____ тыс. рублей. |
Планируемые результаты программы |
|
Управление программой и контроль за ее реализацией |
|
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
Структура перечня программных мероприятий
N п/п |
Содержание мероприятия |
Предполагаемые результаты реализации мероприятий (качественные и количественные) |
Ответственный исполнитель |
Срок исполнения |
Источники финансирования (местный бюджет /внебюджетные) |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
|||
Всего |
в том числе по годам: |
||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Направление 1. | |||||||||
1.1. | |||||||||
1.2. | |||||||||
1.3. | |||||||||
|
Итого по разделу |
|
|
Средства местного бюджета |
|
|
|
|
|
Внебюджетные источники | |||||||||
Всего по разделу | |||||||||
Направление 2. | |||||||||
2.1. | |||||||||
2.2. | |||||||||
2.3. | |||||||||
|
Итого по разделу |
|
|
Средства местного бюджета |
|
|
|
|
|
Внебюджетные источники | |||||||||
Всего по разделу | |||||||||
|
Итого по Программе |
Средства местного бюджета |
|||||||
|
Внебюджетные источники |
||||||||
Всего по Программе |
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
Ключевые мероприятия
по основным направлениям развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании
Направление 1. Совершенствование внешней среды развития малого и среднего предпринимательства | |
1.1. |
Мониторинг нормативных правовых актов в части муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства |
1.2. |
Мониторинг развития предпринимательства, затруднений, возникающих у предпринимателей при осуществлении предпринимательской деятельности, административных барьеров |
1.3. |
Анализ и прогнозирование социально-экономического развития предпринимательства |
1.4. |
Распространение информации о существующей системе государственной поддержки предпринимательства (средства массовой информации, Интернет и др.) |
1.5. |
Разработать и внедрить регламенты (стандарты) предоставления услуг субъектам предпринимательства с возможностью внедрения их по принципу "одного окна" |
1.6. |
Ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования, получивших поддержку |
1.7. |
Иное |
Направление 2. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, развитие микрофинансирования | |
2.1. |
Предоставление на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных для муниципального образования секторах экономики, компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях |
2.2. |
Предоставление на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства компенсации части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей |
2.3. |
Предоставление муниципальных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства, микрофинансовым организациям |
2.4. |
Организация взаимодействия с банковскими учреждениями, в том числе посредством заключения соглашений о сотрудничестве по кредитованию микрофинансовых организаций и инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства |
2.5. |
Организация деятельности по созданию и развитию кредитных потребительских кооперативов |
2.6. |
Содействие созданию и развитию фондов, предоставляющих гранты талантливой молодежи на организацию собственного дела |
2.7. |
Мониторинг деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства получивших поддержку в рамках программы |
2.8. |
Иное |
Направление 3. Обеспечение доступности аренды муниципального имущества | |
3.1. |
Формирование и обновление базы данных потребностей субъектов предпринимательства в имуществе |
3.2. |
Формирование перечня земельных участков под застройку объектов недвижимости эконом-класса и бизнес-инкубаторов с целью последующей сдачи в аренду субъектам малого и среднего бизнеса |
3.3. |
Организация методической работы и системы мониторинга, контроля за предоставлением муниципального имущества субъектам предпринимательства в аренду |
3.4. |
Мониторинг отчуждения муниципального имущества с предоставлением субъектам предпринимательства преимущественного права выкупа в установленном законодательством порядке |
3.5. |
Формирование перечня свободных земельных участков и содействие субъектам предпринимательства в их выделении под строительство собственных объектов (производственного, торгового, складского и иного назначения) и в выкупе незавершенных строительством объектов |
3.6. |
Формирование перечня объектов незавершенного строительства муниципальной собственности для их вовлечения в хозяйственный оборот субъектами малого и среднего предпринимательства |
3.7. |
Иное |
Направление 4. Содействие развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов предпринимательства. Консультационная и информационная поддержка субъектов предпринимательства | |
4.1. |
Осуществление и развитие консультационной поддержки субъектов предпринимательства |
4.2. |
Организация и проведение обучения специалистов организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства |
4.3. |
Организация и проведение презентационных встреч и иных мероприятий, способствующих развитию инвестиционной активности субъектов предпринимательства |
4.4. |
Предоставление на конкурсной основе субсидий на развитие существующих организаций инфраструктуры малого и среднего предпринимательства муниципального образования, в том числе на организацию и развитие консультационных пунктов по вопросам социального и кадрового развития предпринимательства, разработку методологического обеспечения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства |
4.5. |
Проведение конференций по вопросам развития предпринимательства с участием представителей предпринимательского сообщества, представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, центральных исполнительных органов государственной власти и государственных органов Московской области |
4.6. |
Внедрение муниципального портала по малому и среднему предпринимательству - аналога регионального (Московской области) портала - http://pmp.mosreg.ru/ Создание и ведение информационной страницы в Интернет (на сайте администрации муниципального образования) по поддержке и развитию предпринимательства в муниципальном образовании |
4.7. |
Создание телефонов "горячей линии" по оказанию скорой и безвозмездной консультационной помощи предпринимателям, а также прием жалоб, связанных с несанкционированными проверками правоохранительных и контролирующих органов |
4.8. |
Создание информационной базы данных по выпускаемой предприятиями муниципального образования продукции и предоставляемым на территории муниципального образования услугам |
4.9. |
Создание, поддержка и развитие бизнес-инкубатора |
4.10 |
Содействие в участии субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочно-ярмарочной деятельности с целью развития межрегиональных контактов |
4.11 |
Издание информационно-справочных, методических и презентационных материалов, посвященных вопросам развития предпринимательства на территории муниципального образования Московской области и Московской области, включая материалы по вопросам оформления земельных участков, согласования строительства, проведения реконструкции объектов |
4.12. |
Проведение мониторинга наличия в муниципальном образовании программ кредитования предпринимателей с последующим размещением информации об условиях кредитования на сайте муниципального образования Московской области |
4.13. |
Иное |
Направление 5. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров | |
5.1. |
Организация дополнительного профессионального обучения населения, изъявившего желание вести предпринимательскую деятельность, и начинающих предпринимателей основам предпринимательской деятельности и подготовка кадров по требуемым профессиям для малого бизнеса семинары, курсы, консультации |
5.2. |
Проведение тематических семинаров по вопросам юридического, финансового характера и ведения бизнеса |
5.3. |
Повышение квалификации муниципальных служащих по вопросам предпринимательства/ государственной поддержки и иным вопросам |
5.4. |
Распространение методических пособий, например "Специальные режимы налогообложения: вопросы и ответы", "Путеводитель начинающего предпринимателя", "В помощь предпринимателю", "Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса", "Инструменты продвижения продукции в современных условиях", "Трудовые отношения", "Организация розничной торговли", "Инновационные технологии" и др. |
5.5 |
Организация и проведение профориентационных семинаров для безработных граждан "Основы предпринимательской деятельности"; |
5.6. |
Создание совместно с высшими учебными заведениями курса повышения квалификации, курсов подготовки предпринимателей |
5.7. |
Разработка программ информирования (профориентационные и профинформационные курсы) для начинающих предпринимателей и их апробация на базе учреждений профессионального образования |
5.8. |
Иное |
Направление 6. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности | |
6.1. |
Организация и проведение конкурса "Предприниматель года" |
6.2. |
Организация и проведение конкурсов на лучшие: молодежный проект; профессиональное мастерство в сфере торговли и услуг, и другое |
6.3. |
Ведение тематической "колонки" в местной газете/журнале о предпринимательской деятельности в муниципальном образовании и в Московской области в целом |
6.4. |
Выпуск тематических программ о предпринимательстве на местном телевидении |
6.5. |
Проведение тематических встреч учащейся молодежи с руководителями предприятий и организаций инфраструктуры малого и среднего бизнеса |
6.6. |
Организация реализации предпринимательских проектов в учреждениях среднего и среднего специального образования |
6.7. |
Иное |
Направление 7. Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого предпринимательства, развитие инвестиционной активности предпринимательства | |
7.1. |
Организация и проведение презентационных встреч и иных мероприятий с потенциальными инвесторами, способствующих развитию и привлечению инвестиций в предпринимательство муниципального образования |
7.2. |
Сопровождение инвестиционных проектов субъектов предпринимательства |
7.3. |
Содействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства в выставках и ярмарках на территории России и за рубежом |
7.4. |
Организационное и информационное содействие созданию и развитию саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей, бизнес-ассоциаций |
7.5. |
Подготовка выставочной экспозиции потенциала муниципального образования |
7.6. |
Иное |
Приложение N 4
к Методическим рекомендациям
Ключевые мероприятия,
направленные на развитие предпринимательства по секторам экономики
1. В сфере инноваций и промышленного производства
создание и ведение реестра инновационных проектов субъектов предпринимательства муниципального образования;
содействие созданию и развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства в инновационной сфере (инновационно-технологические центры, инновационные бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные округа);
содействие созданию центров коллективного пользования аналитическим и технологическим оборудованием на базе учреждений высшего образования;
разработка и внедрение обучающих программ по подготовке инновационных менеджеров, инновационных агентов;
разработка механизма привлечения финансовых средств на финансирование инновационных проектов, в том числе с использованием частных инвестиций, венчурного и банковского капитала;
оказание содействия инновационным субъектам малого и среднего предпринимательства в подготовке заявок для участия в конкурсах на получение средств Фонда содействия развитию малых форм собственности в научно-технической сфере;
развитие инновационного движения, вовлечение талантливой молодежи в инновационную сферу;
обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства производственными площадями и оборудованием посредством предоставления их в долгосрочную аренду с привлечением незадействованных муниципальных активов;
предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат на реализацию программ энергосбережения, а именно на возмещение части стоимости приобретения и внедрения инновационных технологий, оборудования, материалов;
содействие в организации венчурных ярмарок, научно-практических конференций и привлечении к участию в них субъектов предпринимательства;
содействие развитию различных форм промышленной кооперации;
компенсация расходов субъектов малого и среднего предпринимательства на сертификацию продукции, систем правильной организации производства и систем менеджмента качества (на соответствие ГОСТ Р ИСО, ГОСТ Р 52249-2004, а также соответствующим европейским стандартам 180, ОМР), разработку промышленного образца и торговой марки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Применение ГОСТа Р 52249-2004 прекращено на территории Российской Федерации с 1 января 2010 г. (информация опубликована в ИУС "Национальные стандарты" 2009 г., N 8)
Взамен введен ГОСТ Р 52249-2009
2. В сфере ЖКХ
привлечение субъектов малого предпринимательства к осуществлению функции управления жилищным фондом;
поддержка создания и развития частных управляющих компаний и поставщиков услуг субъектам малого и среднего предпринимательства через развитие инфраструктуры информационно-консультационных, финансовых и юридических услуг в данной области;
реализация имущества ликвидируемых предприятий ЖКХ с торгов субъектам малого и среднего предпринимательства;
содействие частным управляющим и обслуживающим организациям в:
1) разработке (восстановлении) технической документации на многоквартирные дома, находящиеся у них в управлении либо на обслуживании;
2) формировании и проведении государственного кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами, находящимися у них в управлении либо на обслуживании;
3) проведении общих собраний по выбору (изменению) собственниками помещений способа управления многоквартирным домом;
формирование перечня управляющих и обслуживающих организаций в сфере ЖКХ муниципального образования и ведение их рейтинга в сети Интернет;
развитие системы сервисных центров в сфере ЖКХ, для предоставления комплексных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства;
содействие в прохождении добровольной сертификации услуг и персонала субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере ЖКХ;
внедрение схем прямого взаиморасчета управляющих компаний, исключающих оплату потребителями услуг непосредственно исполнителям;
повышение квалификации сотрудников и руководителей субъектов предпринимательства, разработка, издание и распространение учебно-методических пособий;
подготовка и распространение информации о конкурсах на управляющие организации и закупку товаров и услуг для нужд в сфере ЖКХ;
обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере ЖКХ оборудованием через механизм лизинга;
информирование собственников жилья о работах и услугах, выполняемых субъектами малого и среднего предпринимательства;
создание системы обращения с твердыми бытовыми отходами, ориентированной на субъекты предпринимательства, внедрение
эффективной технологии работы с твердыми бытовыми отходами и технических средств, необходимых для ее реализации.
3. В сфере сельского хозяйства
поддержка создания и развития фермерских хозяйств через развитие инфраструктуры информационно-консультационных, финансовых и юридических услуг, подготовку кадров;
содействие созданию и развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе за счет организационной, информационной, имущественной и финансовой поддержки;
развитие заготовительной деятельности по переработке и реализации продукции, силами потребкооперации, крупными торговыми предприятиями и иными предприятиями-переработчиками;
создание и развитие агро-бизнес-инкубаторов с выделением земельных участков, производственных и офисных помещений для этих целей;
предоставление грантов (субсидий) на техническое оснащение, включая строительство, покупку и реконструкцию животноводческих помещений, приобретение продуктивных сельскохозяйственных животных, вновь созданным крестьянским (фермерским) хозяйствам;
предоставление грантов (субсидий) сельскохозяйственным потребительским кооперативам на инженерное и организационное обустройство кооперативов;
предоставление субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, малым сельскохозяйственным организациям и сельскохозяйственным кооперативам на компенсацию затрат:
1) по проведению землеустроительных работ;
2) по инженерному обустройству (водоснабжение, электроснабжение, связь, дороги и др.).
4. Поддержка ремесленничества
создание муниципальной и участие в формировании региональной нормативной правовой базы, регулирующей ремесленническую деятельность;
содействие развитию ремесленничества и народных художественных промыслов, в том числе за счет оказания финансовой, информационной, образовательной, консультационной и организационной поддержки;
обеспечение создания и функционирования объектов инфраструктуры поддержки ремесленничества;
содействие организации новых торговых мест по реализации ремесленной сувенирно-подарочной продукции, в том числе на специализированных постояннодействующих выставочно-ярмарочных центрах;
создание местного брэнда для ремесленной сувенирно-подарочной продукции, проведение рекламных кампаний по продвижению продукции в другие регионы и за рубеж.
5. В сфере внешнеэкономической деятельности, развитие международного и межрегионального сотрудничества
содействие участия субъектов предпринимательства муниципального образования Московской области в выставочно-ярмарочных мероприятиях Московской области;
предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с участием в зарубежных и российских выставочно-ярмарочных мероприятиях;
создание базы данных конкурентоспособных предприятий и размещение ее в виде реестра в сети Интернет. Обеспечение сопровождения и обновления реестра конкурентоспособных предприятий, доступа к нему заинтересованных организаций;
формирование делегаций из представителей субъектов предпринимательства для участия в деловых мероприятиях, организуемых в субъектах Российской Федерации и за рубежом;
предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера;
развитие межмуниципального и содействие межрегиональному и сотрудничеству, в том числе посредством заключаемых соглашений с муниципальными образованиями других субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства экономики Московской области от 17 ноября 2010 г. N 75-РМ "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке, утверждению и реализации долгосрочных целевых программ муниципальных образований Московской области по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства"
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Министерства экономики Московской области от 8 февраля 2011 г. N 6-РМ