Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 26 мая 2011 г. N 8/158-П
Отчет
о проведении мониторинга практики применения законов Московской области: N 120/2009-ОЗ "О стандарте нормативной площади жилого помещения для предоставления субсидий и оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Московской области", N 110/2007-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области государственными полномочиями Московской области по организации предоставления гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Московской области, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" за период с 1 января 2010 года по 1 января 2011 года
В соответствии с постановлением Московской областной Думы от 03.09.2009 N 7/88-П "О Положении о проведении в Московской областной Думе мониторинга правоприменительной практики законов Московской области", решением Московской областной Думы от 23.12.2010 N 6/140 "О плане работы Московской областной Думы на 1 квартал 2011 года" и постановлением Московской областной Думы от 27.01.2011 N 6/143-П "О проведении мониторинга практики применения некоторых законов Московской области в сфере предоставления субсидий и оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" проведен мониторинг практики применения законов Московской области.
Основная цель проводимого мониторинга практики применения законов Московской области - комплексное изучение правового регулирования общественных отношений в сфере предоставления субсидий и оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Московской области. Кроме того следовало провести сравнительный анализ запланированных и полученных результатов действия законодательства Московской области с целью его дальнейшего совершенствования.
В процессе мониторинга, в соответствии с планом его проведения:
создана рабочая группа по проведению мониторинга;
членами рабочей группы разработан и утвержден план проведения мониторинга;
избрана методика проведения мониторинга - социологическое исследование;
определен круг вопросов, ответы на которые позволят решить задачи, поставленные мониторингом;
разработана и утверждена анкета социологического опроса по практике применения законов Московской области;
определен круг респондентов участников социологического опроса в части рассматриваемой проблемы;
подготовлены адресные письма и разосланы 74 респондентам (муниципальным образованиям Московской области);
осуществлена методологическая поддержка проводимого опроса;
проведен сбор анкет, анализ полученной информации, подведены итоговые показатели.
При подведении итогов мониторинга был исследован вопрос о необходимости внесения предложений по совершенствованию федерального законодательства по рассматриваемой проблеме.
Кроме этого, в ходе мониторинга выполнен ряд постановочных задач:
проведена оценка объективной необходимости и социальной значимости правового регулирования рассматриваемой проблемы;
уточнена эффективность действия нормы закона;
определены трудности исполнения норм рассматриваемых законов;
сформулированы предложения по внесению изменений в законы Московской области;
также обозначены иные предложения, направленные на совершенствование законов Московской области, рассматриваемых в процессе мониторинга.
Итоги мониторинга
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это компенсация, предоставляемая гражданам в качестве помощи для оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Для некоторого контингента жителей области жилищная субсидия является реальной возможностью значительно снизить расходы на квартплату.
В Московской области право на субсидию имеют:
пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;
члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;
собственники жилого помещения.
Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляется гражданам:
при наличии гражданства Российской Федерации, наличии основания пользования заявителем жилым помещением, наличии регистрации по месту постоянного жительства;
при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и выполнении гражданами соглашения по ее погашению;
с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения за субсидией.
При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии, независимо от раздельного или совместного проживания, учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи:
супругами;
родителями;
несовершеннолетними детьми.
Для назначения жилищной субсидии граждане должны предоставить в отдел жилищных субсидий следующие документы:
документ на собственность жилья;
выписку из домовой книги;
выписку из лицевого счета;
паспорт;
свидетельство о рождении несовершеннолетних членов семьи;
сберегательную книжку квартиросъемщика;
пенсионное удостоверение;
трудовую книжку (для неработающих);
пластиковую карточку страхового персонифицированного учета;
документы, подтверждающие право на льготу;
справку из газового хозяйства, квитанции за электроэнергию, воду, мусор и газ за 6 предыдущих месяцев (для владельцев частных жилых домов);
а также документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи за последние 6 месяцев на момент обращения.
К данным документам относятся:
справка с места работы о размерах заработной платы со всеми видами надбавок и начислений (включая работающих пенсионеров);
справка из центра занятости населения о суммах выплат из фонда занятости (для неработающих граждан трудоспособного возраста);
справка из учреждений профессионального образования о размерах стипендии (для учащихся студентов);
квитанции об оплате за обучение для студентов, обучающихся на коммерческой основе;
документы, подтверждающие суммы полученных алиментов (в случае неполучения алиментов - справка из подразделения службы судебных приставов, исполняющих решение суда о взыскании алиментов);
справка из отдела выплаты детских пособий о размерах ежемесячных пособий на ребенка;
справка с места работы о размерах ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет;
справка с места работы о суммах компенсационных выплат женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет;
справки о размере пенсии и о социальных доплатах к пенсии предоставлять не нужно, так как отделу жилищных субсидий ежемесячно Управлением Пенсионного фонда и Управлением социальной защиты населения Московской области эти сведения предоставляются.
Размер субсидии исчисляется помесячно и не должен превышать фактических расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев и перечисляется гражданам на их банковские счета.
В соответствии с Законом Московской области N 142/2010-ОЗ "О бюджете Московской области на 2011 год" (ч. 3 ст. 22) установлен размер платы за доставку и пересылку денежных средств на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг:
0,75% от общей суммы средств, подлежащих зачислению получателю субсидий, через кредитные организации (ОАО Сбербанк России, ОАО Банк "Возрождение", ОАО Банк "УралСиб" и т.д.);
2,36% от общей суммы средств, подлежащих пересылке и доставке получателю субсидий через организации федеральной почтовой связи.
В отдельных случаях не выполняется установленный размер платы за представленные услуги, варьируется процент отчислений в кредитные организации: 0,5% - ОАО Банк "Возрождение", 0% - ОАО Банк "УралСиб", Серпуховский муниципальный район; 0,5% - ОАО Сбербанк России, Наро-Фоминский муниципальный район; 0,7% - ОАО Сбербанк России, 2% - ОАО "Транскапиталбанк", городской округ Коломна; 3% - при перечислении субсидий в Управляющую компанию, Серебряно-Прудский муниципальный район; 0% - ОАО Банк "УралСиб", 4% - по пересылке и доставке получателю субсидий через организации федеральной почтовой связи, городской округ Протвино (администрация городского округа отправила запрос в Подольский почтамт Управления федеральной почтовой связи Московской области с просьбой пересмотреть стоимость предложенной услуги в сторону установленного размера - 2,36% от общей суммы средств, подлежащих пересылке и доставке иными хозяйствующими субъектами).
Кроме того, если лицевой счет открыт в кредитной организации, с которой муниципальное образование не заключило договор, то с субсидента удерживается 1% при снятии субсидии с лицевого счета за услугу (Солнечногорский муниципальный район).
Субсидия может быть приостановлена в случае:
неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилищно-коммунальные услуги в течение 2-х месяцев;
невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Прекращение предоставления субсидий осуществляется в случае:
изменения состава семьи получателя субсидии (если эти изменения, в соответствии с действующим законодательством, повлекли утрату права на получение субсидии);
изменения постоянного места жительства получателя субсидии.
Мониторинг применения законов Московской области в сфере предоставления субсидий и оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории области показал ряд трудностей, вызванных существенными изменениями в исчислении суммы жилищной субсидии с 01.01.2010.
Изменился стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в пределах стандарта нормативной площади жилья в среднемесячном совокупном доходе семьи.
Законом Московской области N 155/2009-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области государственными полномочиями Московской области по организации предоставления гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Московской области, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" установлен единый стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в среднемесячном совокупном доходе семьи, равный 22%.
Этот стандарт установлен в целом по Российской Федерации, а с 01.01.2010 он реализуется и на территории Московской области.
Получается, что субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при предоставлении соответствующих документов могут получать те граждане, у которых расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии в соответствии с нормативными правовыми документами Правительства Российской Федерации и Правительства Московской области, и размера региональных стандартов стоимости расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг, превышают 22% среднемесячного совокупного дохода семьи.
Стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается ежегодно в целях определения расходов бюджета Московской области на предоставление гражданам мер социальной поддержки, а также субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг
При расчете стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц используются прогнозные тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг, утверждаемые органами местного самоуправления. Данные тарифы и нормативы применяются для расчета платы за коммунальные услуги, содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в доме, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которого соответствуют усредненным условиям в муниципальном образовании.
По результатам исследования удельный вес граждан, получивших субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, к общему числу жителей, проживающих в муниципальном образовании Московской области по состоянию на 1 января 2011 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизился на 2,4% и составил 5,8% (диаграмма 1).
Диаграмма 1
"Диаграмма 1"
Причиной снижения количества получателей субсидий явились новые условия расчета размера регионального стандарта в сторону увеличения.
Информация о количестве граждан, проживающих в муниципальном образовании и обратившихся за получением субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в разрезе муниципальных образований области по состоянию на 1 января 2010 года и 1 января 2011 года представлена в приложении 1.
Размер стандарта нормативной площади жилого помещения для граждан Российской Федерации, проживающих на территории области, составляет:
для одиноко проживающего гражданина 33 кв. м; для семьи из двух человек - 42 кв. м; для семьи из трех и болеe человек - по 18 кв. м на каждого члена семьи. В случае, если одиноко проживающий гражданин является пенсионером, инвалидом или сиротой - размер стандарта устанавливается исходя из фактического размера занимаемой общей площади жилого помещения, но не более 42 кв. м. При этом одиноко проживающим считается гражданин, если совместно с ним по месту его жительства не зарегистрированы другие лица.
Следовательно, если гражданин проживает один, но по данному адресу прописаны другие члены семьи, даже если в данный момент они временно здесь не проживают, то гражданин не является одиноко проживающим, и при расчете субсидии к нему применяется стандарт нормативной площади жилого помещения, как для одного члена семьи, но не одиноко проживающего.
Кроме того, при расчете субсидии учитывается сумма льгот за жилищно-коммунальные услуги, получаемая гражданами из территориальных структурных подразделений Министерства социальной защиты населения Московской области в денежной форме. Субсидия не может быть больше, чем разница между оплатой жилого помещения и коммунальных услуг и суммой получаемых льгот. Субсидия предоставляется гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
В ходе исследования было выявлено наличие жалоб и обращений, поступивших в адрес администрации муниципального образования, связанных с начислением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Данные приведены в приложении 2.
В таблице 1 приведены общие показатели по жалобам и обращениям граждан в адрес администраций муниципальных образований области, связанных с начислением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, по состоянию на 1 января 2010 года и 1 января 2011 года.
Таблица 1
N |
Общее количество |
|||
жалоб граждан |
обращений граждан |
|||
по состоянию | ||||
на 01.01.2010 |
на 01.01.2011 |
на 01.01.2010 |
на 01.01.2011 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итого |
80 |
99 |
366 |
462 |
Анализ количества жалоб граждан (диаграмма 2) и обращений граждан (диаграмма 3) показывает динамику их роста.
Диаграмма 2 Жалобы граждан, адресованные администрациям муниципальных образований области
Диаграмма 3 Обращения граждан, адресованные администрациям муниципальных образований области
Изучение наличия трудностей у граждан при оформлении пакета документов для назначения субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг показало, что они существуют у 14 муниципальных образований области или 19% от общего количества (диаграмма 4).
Диаграмма 4 Соотношение количества муниципальных образований, где наблюдаются трудности при оформлении документов для начисления субсидий по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг к общему количеству муниципальных образований области
При анкетировании респондентам был задан вопрос о количестве одиноко проживающих граждан, получающих субсидии по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг. Информация по рассматриваемому показателю по состоянию на 1 января 2011 года приведена в таблице 2.
Таблица 2
N |
Наименование муниципального образования Московской области |
Количество одиноко проживающих граждан |
|||
всего |
в том числе |
||||
пенсионеры |
лица из числа детей-сирот |
прочие льготные категории граждан (трудоспособные граждане) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
г.о. Балашиха |
3126 |
3125 |
1 |
0 |
2. |
г.о. Бронницы |
417 |
403 |
0 |
14 |
3. |
Волоколамский м.р. |
2359 |
2358 |
1 |
0 |
4. |
Воскресенский м.р. |
3223 |
3216 |
7 |
0 |
5. |
г.о. Власиха |
117 |
46 |
0 |
71 |
6. |
г.о. Восход |
21 |
21 |
0 |
0 |
7. |
Дмитровский м.р. |
5017 |
5011 |
6 |
0 |
8. |
г.о. Долгопрудный |
2128 |
1757 |
0 |
371 |
9. |
г.о. Домодедово |
3186 |
3171 |
0 |
15 |
10. |
г.о. Дубна |
3163 |
2288 |
3 |
872 |
11. |
г.о. Дзержинский |
1112 |
814 |
0 |
298 |
12. |
Егорьевский м.р. |
2348 |
2348 |
0 |
0 |
13. |
г.о. Железнодорожный |
1985 |
1985 |
0 |
0 |
14. |
г.о. Жуковский |
1866 |
1854 |
0 |
12 |
15. |
Зарайский м.р. |
1918 |
1279 |
0 |
639 |
16. |
г.о. Звездный городок |
12 |
11 |
0 |
1 |
17. |
г.о. Звенигород |
272 |
265 |
0 |
7 |
18. |
г.о. Ивантеевка |
1233 |
851 |
2 |
380 |
19. |
Истринский м.р. |
1600 |
1600 |
0 |
0 |
20. |
Каширский м.р. |
2122 |
2093 |
0 |
29 |
21. |
Клинский м.р. |
3398 |
3109 |
0 |
289 |
22. |
г.о. Коломна |
4498 |
4112 |
0 |
386 |
23. |
Коломенский м.р. |
821 |
817 |
0 |
4 |
24. |
г.о. Королев |
8086 |
8086 |
0 |
0 |
25. |
г.о. Котельники |
365 |
355 |
0 |
10 |
26. |
Красногорский м.р. |
1986 |
1964 |
0 |
22 |
27. |
г.о. Красноармейск |
603 |
528 |
1 |
74 |
28. |
г.о. Краснознаменск |
136 |
136 |
0 |
0 |
29. |
Ленинский м.р. |
2782 |
2782 |
0 |
0 |
30. |
г.о. Лобня |
2014 |
1416 |
5 |
598 |
31. |
г.о. Лосино-Петровский |
900 |
589 |
0 |
311 |
32. |
Лотошинский м.р. |
931 |
798 |
0 |
133 |
33. |
Луховицкий м.р. |
3351 |
2279 |
0 |
1072 |
34. |
г.о. Лыткарино |
961 |
921 |
0 |
40 |
35. |
Люберецкий м.р. |
6035 |
3344 |
2 |
2689 |
36. |
Можайский м.р. |
1760 |
1708 |
0 |
52 |
37. |
г.о. Молодежный |
40 |
36 |
1 |
3 |
38. |
Мытищинский м.р. |
5288 |
5288 |
0 |
0 |
39. |
Наро-Фоминский м.р. |
4375 |
4048 |
0 |
327 |
40. |
Ногинский м.р. |
9856 |
9856 |
0 |
0 |
41. |
Одинцовский м.р. |
5515 |
4445 |
4 |
1066 |
42. |
Озерский м.р. |
3859 |
2648 |
0 |
1211 |
43. |
г.о. Орехово-Зуево |
3723 |
3723 |
0 |
0 |
44. |
Орехово-Зуевский м.р. |
4703 |
4703 |
0 |
0 |
45. |
Павлово-Посадский м.р. |
2197 |
2087 |
0 |
110 |
46. |
г.о. Подольск |
5087 |
4658 |
0 |
429 |
47. |
Подольский м.р. |
860 |
837 |
0 |
23 |
48. |
г.о. Протвино |
1044 |
1042 |
2 |
0 |
49. |
Пушкинский м.р. |
2766 |
2720 |
0 |
46 |
50. |
г.о. Пущино |
455 |
454 |
1 |
0 |
51. |
Раменский м.р. |
4295 |
4267 |
0 |
28 |
52. |
г.о. Реутов |
2892 |
1034 |
0 |
958 |
53. |
г.о. Рошаль |
1276 |
1088 |
0 |
188 |
54. |
Рузский м.р. |
1513 |
1439 |
0 |
74 |
55. |
Сергиево-Посадский м.р. |
6284 |
5872 |
2 |
410 |
56. |
Серебряно-Прудский м.р. |
1122 |
1120 |
2 |
0 |
57. |
г.о. Серпухов |
2858 |
2846 |
12 |
0 |
58. |
Серпуховский м.р. |
1094 |
1043 |
0 |
51 |
59. |
Солнечногорский м.р. |
2465 |
2465 |
0 |
0 |
60. |
Ступинский м.р. |
2420 |
2368 |
0 |
52 |
61. |
Талдомский м.р. |
2371 |
2247 |
2 |
122 |
62. |
г.о. Троицк |
727 |
704 |
0 |
23 |
63. |
г.о. Фрязино |
1357 |
1325 |
0 |
32 |
64. |
г.о. Химки |
3365 |
3296 |
1 |
68 |
65. |
Чеховский м.р. |
2850 |
2520 |
35 |
295 |
66. |
г.о. Черноголовка |
399 |
399 |
0 |
0 |
67. |
Шатурский м.р. |
2266 |
2146 |
2 |
118 |
68. |
Шаховской м.р. |
602 |
601 |
0 |
1 |
69. |
Щелковский м.р. |
3605 |
3502 |
0 |
103 |
70. |
г.о. Щербинка |
401 |
396 |
0 |
5 |
71. |
г.о. Электрогорск |
998 |
843 |
0 |
155 |
72. |
г.о. Электросталь |
4673 |
4052 |
36 |
585 |
73. |
г.о. Юбилейный |
636 |
628 |
0 |
8 |
|
Итого |
176089 |
160186 |
128 |
14880 |
Из общего количества граждан, получивших субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (по состоянию на 1 января 2011 года - 388 869 человек), 176 089 (45,3%) - одиноко проживающие граждане, из них 160 186 человек (41,2%) - пенсионеры, в том числе инвалиды.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг являются одним из важнейших направлений адресной социальной поддержки граждан и гарантируют доступность оплаты жилищно-коммунальных услуг для населения области.
По результатам мониторинга был внесен ряд предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в части предоставления субсидий и оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Московской области.
Среди них:
1. Изыскать возможность понижения размеров установленного регионального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
2. Изыскать возможность увеличения размера стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для жителей частного сектора, поскольку не компенсируется сумма, затраченная на отопление площадей при наличии газовых установок, в силу больших площадей жилых помещений.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Московской областной Думы от 26 мая 2011 г. N 8/158-П "Об итогах проведения мониторинга практики применения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.