Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 28. Представление избирательных документов для регистрации кандидатов, кандидатов, выдвинутых в списке кандидатов по одномандатным избирательным округам, единого списка кандидатов. Проверка Избирательной комиссией Московской области, окружной избирательной комиссией достоверности данных, содержащихся в подписных листах и сведений представленных кандидатами, избирательными объединениями
1. Не ранее, чем за 75 дней и не позднее, чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по московскому времени):
1) для регистрации единого списка кандидатов по единому избирательному округу уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего единый список кандидатов, представляет в Избирательную комиссию Московской области:
а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения единого списка кандидатов, и протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией Московской области (если в поддержку выдвижения единого списка кандидатов проводился сбор подписей избирателей);
б) первый финансовый отчет избирательного объединения, с приложением заверенной копии документа об оплате изготовления подписных листов из избирательного фонда избирательного объединения (в случае сбора подписей);
в) сведения об изменениях в едином списке кандидатов, произошедших после его заверения, и об изменениях данных о каждом кандидате из единого списка кандидатов, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 5 статьи 26 настоящего Закона (если такие изменения имеются);
г) нотариально заверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения единого списка кандидатов;
2) для регистрации кандидата, выдвинутого в списке кандидатов по одномандатным избирательным округам или кандидата, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному избирательному округу, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов по одномандатным избирательным округам или кандидата по одномандатному избирательному округу, представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию:
а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидатов, и протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией Московской области;
б) первый финансовый отчет избирательного объединения, с приложением заверенной копии документа об оплате изготовления подписных листов из избирательного фонда избирательного объединения (в случае сбора подписей);
в) сведения об изменениях в списке кандидатов по одномандатным избирательным округам, произошедших после его заверения, и об изменениях данных о каждом кандидате из списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 5 статьи 26 настоящего Закона (если такие изменения имеются);
г) нотариально заверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов;
3) для регистрации кандидата, выдвинувшегося в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу, кандидат представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию:
а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата и протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией Московской области;
б) первый финансовый отчет кандидата, с приложением заверенной копии документа об оплате изготовления подписных листов из избирательного фонда кандидата (в случае сбора подписей);
в) сведения об изменениях данных о кандидате в документах, ранее представленных в окружную избирательную комиссию (если такие изменения имеются);
г) нотариально заверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
2. При приеме документов для регистрации кандидатов, единого списка кандидатов окружная избирательная комиссия, Избирательная комиссия Московской области соответственно, выдают кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего единый список кандидатов документ, который подтверждает прием представленных документов, в котором указываются дата и время приема. В случае представления подписных листов в этом документе указывается также количество принятых подписных листов и заявленное количество подписей избирателей. При этом окружная избирательная комиссия, Избирательная комиссия Московской области соответственно, предварительно заверяют каждую папку с подписными листами своей печатью, проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству подписных листов, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей. Окружная избирательная комиссия, Избирательная комиссия Московской области соответственно, не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в занимаемое ими помещение или отказывать указанным лицам в приеме представляемых для регистрации кандидата, единого списка кандидатов документов, если документы доставлены до истечения времени, указанного в части 1 настоящей статьи.
3. Окружная избирательная комиссия, Избирательная комиссия Московской области проверяют соблюдение требований настоящего Закона при выдвижении кандидата, единого списка кандидатов.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия, Избирательная комиссия Московской области не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, единого списка кандидатов, извещают об этом кандидата, избирательное объединение, выдвинувшее единый список кандидатов. Не позднее, чем за один день до дня заседания окружной избирательной комиссии, Избирательной комиссии Московской области, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, единого списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, представленные в окружную избирательную комиссию, а избирательное объединение вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о выдвинутых им кандидатах в составе единого списка кандидатов, и представленные в соответствии с частью 5 статьи 26 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в Избирательную комиссию Московской области для уведомления о выдвижении единого списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего Закона.
4. Окружная избирательная комиссия, Избирательная комиссия Московской области проверяют соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для проведения указанной проверки окружная избирательная комиссия, Избирательная комиссия Московской области могут образовать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлеченных специалистов. К таким проверкам могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, работники аппарата Избирательной комиссии Московской области, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов и иных организаций, осуществляющих экспертную деятельность. Письменные заключения экспертов, изложенные отдельно и (или) в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений окружная избирательная комиссия, Избирательная комиссия Московской области вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, а также ГАС "Выборы".
5. Проверке подлежат все подписи избирателей, представленные в окружную избирательную комиссию, Избирательную комиссию Московской области для регистрации кандидатов, единых списков кандидатов, и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в представленных подписных листах. О времени проведения проверки подписных листов должны извещаться кандидаты, уполномоченные представители всех избирательных объединений, представивших в окружную избирательную комиссию, Избирательную комиссию Московской области необходимое количество подписей. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) действительной либо недействительной.
6. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписных листах или в протоколе об итогах сбора подписей избирателей до представления подписных листов в окружную избирательную комиссию, Избирательную комиссию Московской области.
7. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, единого списка кандидатов, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
8. Недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подпись, выполненная указанным образом, признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
9. Недействительными считаются:
1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе;
2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации и (или) органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
4) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесены ими собственноручно, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 4 настоящей статьи;
6) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
7) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;
8) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня оплаты изготовления подписных листов из избирательного фонда;
9) подписи, собранные с нарушением требований, предусмотренных частью 6 статьи 27 настоящего Закона;
10) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 4 настоящей статьи;
11) все подписи в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных частью 3 статьи 27 настоящего Закона, и (или) оформленном не в соответствии с Приложениями N 1 и N 2 к настоящему Закону;
12) все подписи в подписном листе, который заверен осуществляющим сбор подписей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с частью 5 статьи 27 настоящего Закона.
10. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям, предусмотренным настоящим Законом, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных# 7, 11 и 12 части 9 настоящей статьи.
11. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлено, что она недействительна в соответствии с пунктами 7, 11 и 12 части 9 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
12. Если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных в процессе проверки, составит 10 и более процентов от общего количества подписей избирателей, представленных в соответствии с частью 2 статьи 27 настоящего Закона, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и кандидат, единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, не регистрируются.
13. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы окружной избирательной комиссии, членом Избирательной комиссии Московской области с правом решающего голоса и представляется в окружную избирательную комиссию, Избирательную комиссию Московской области для принятия решения о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению окружной избирательной комиссии, Избирательной комиссии Московской области о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Повторная проверка подписных листов после принятия окружной избирательной комиссией, Избирательной комиссией Московской области указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания окружной избирательной комиссии, Избирательной комиссии Московской области, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, единого списка кандидатов.
В случае если количество достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата, единого списка кандидатов, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в Избирательной комиссии Московской области одновременно с копией итогового протокола заверенные руководителем рабочей группы, образованной для проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.