Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Реализация мер, направленных на развитие и поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в отдельных секторах экономики Московской области
3.1. Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций и промышленного производства
Малое и среднее предпринимательство занимает достойное место в структуре научно-промышленного комплекса и играет значительную роль в занятости населения области.
По состоянию на 01.01.2011 количество малых предприятий в обрабатывающих производствах составило 3 047 организаций со средней численностью работающих в них более 73 тысяч человек, что составляет 16 процентов от общей численности по обрабатывающим производствам по Московской области (за 2009 год - 3 758 организаций и 77 тысяч человек соответственно).
В 2010 году оборот малых предприятий в обрабатывающих производствах составил 140,6 млрд. рублей, или 10,3 процента в общем обороте обрабатывающих производств по Московской области, в 2009 году - 11,2 процента. Оборот организаций в 2010 году в обрабатывающих производствах вырос на 13 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом, или на 10 процентов. Наибольший удельный вес в объеме оборота обрабатывающих производств занимает металлургическое производство - 12,7 процента (в 2009 году - 11,8 процента), производство пищевых продуктов 2010 году - 12,4 процента (в 2009 году - 13,6 процента), производство неметаллических минеральных продуктов - 12 процентов (в 2009 году - 11,8 процента), прочие производства, включая производство мебели, - 10,9 процента, (в 2009 году - 10,3 процента), производство резиновых и пластмассовых изделий - 10,6 процента (в 2009 году - 10,7 процента). В 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился оборот производства транспортных средств и производства машин и оборудования.
В вышеперечисленных видах экономической деятельности сосредоточено наибольшее количество занятых в обрабатывающих производствах. Средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей) в обрабатывающих производствах за этот период уменьшилась на 4 тысячи человек. Прирост численности занятых на малых предприятиях наблюдался в производстве кожи и обуви - на 9,6 процента, в химическом производстве - на 11,4 процента, в производстве кокса и нефтепродуктов - на 10,1 процента. Наибольшее сокращение численности произошло в целлюлозно-бумажном производстве - на 22,3 процента, в обработке древесины и производстве изделий из дерева - на 11,2 процента, в производстве резиновых и пластмассовых изделий - на 8,1 процента, в прочих производствах, включая производство мебели, - на 6,2 процента.
Однако деятельность малых и средних предприятий в отдельных видах экономической деятельности, относящихся к промышленному производству и научным исследованиям, остается недостаточно эффективной. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями обрабатывающих производств, в общем объеме отгруженных товаров пока незначительна и составляет 12,2 процента, или 129 млрд. рублей.
Инвестиции в основной капитал по малым предприятиям обрабатывающих производств составили 935 млн. рублей и увеличились на 36 процентов по сравнению с 2009 годом. Наибольший рост инвестиций наблюдался в текстильном и швейном, химическом, пищевом производствах, обработке древесины.
В 2010 году по средним предприятиям заработная плата по обрабатывающим производствам за декабрь составила 20 954 рубля (по Московской области в целом по средним предприятиям - 23 619 рублей), на предприятиях, занятых научными исследованиями и разработками - 60 086 рублей. В средних предприятиях обрабатывающих производств занято 40,9 тысячи человек (9 процентов от общей численности в обрабатывающих производствах по Московской области).
Оборот средних предприятий по обрабатывающим производствам в 2010 году составил 86,9 млрд. рублей (2009 году - 71,4 млрд. рублей), доля оборота средних предприятий 6,4 процента. Объем отгруженных товаров по этому виду деятельности за 2010 год составил 80,6 млрд. рублей и вырос на 21,6 процента.
В 2010 году Министерством промышленности и науки Московской области принята ведомственная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в научно-промышленном комплексе Московской области в 2011 году". Программой предусматривается увеличение доли малых и средних предприятий в таких важных инновационно-ориентированных видах деятельности, как производство электро- и электронного оборудования, химическое производство, производство транспортных средств, машин и оборудования. В результате реализации Программы планируется увеличить долю малых и средних предприятий в Московской области, занятых в обрабатывающих производствах, до 18 процентов.
В научных исследованиях и разработках в 2010 году участвовали 1,1 процента малых предприятий, осуществляли технологические инновации 3,06 процента малых предприятий, удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров собственного производства составил 1,76 процента. В этой связи Программа предусматривает увеличение доли малых предприятий научно-инновационной направленности.
Основными направлениями развития малого и среднего предпринимательства в научно-промышленном комплексе Московской области являются:
научно-техническая и инновационная деятельность;
промышленное производство, в том числе импортозамещающей и экспортно ориентированной продукции;
технологическое переоснащение и модернизация производства.
В2010 году заключено соглашение о сотрудничестве в сфере развития малых инновационных предприятий в Московской области между Правительством Московской области и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (от 15.12.2010 N 53) и создано постоянное представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в Московской области.
Оказана организационная и информационная поддержка ЗАО "Протом" в создании сети центров протонно-лучевой терапии в Центральном федеральном округе.
Министерством промышленности и науки Московской области совместно с администрациями муниципальных образований Московской области разрабатываются программы развития промышленных комплексов в муниципальных образованиях. В качестве участников в программы включаются малые и средние предприятия независимо от их отраслевой принадлежности. В ходе реализации мероприятий программ, для оказания содействия предприятиям привлекаются помимо муниципальных образований Московской области центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, от которых зависит выполнение запланированных мероприятий. В 2010 году такая программа была разработана программа Каширском муниципальном районе.
Подготовлены предложения по размещению на базе свободных площадей промышленных предприятий организаций малого и среднего бизнеса в форме индустриальных парков для включения в Программу Правительства Московской области по созданию промышленных округов на территории Московской области по созданию промышленных округов.
В целях создания условий для развития инновационного предпринимательства в 2010 году была проведена научно-исследовательская работа по данной тематике, по итогам которой подготовлен перечень объектов инновационной инфраструктуры, необходимых для размещения на территории муниципального образования. Результаты данной работы легли в основу подготовленного проекта программы формирования инновационной инфраструктуры в Московской области.
3.2. Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере жилищного и коммунального хозяйства
Число организаций малого и среднего предпринимательства в жилищно-коммунальной сфере в 2010 году составило 656 единиц (в 2009 году - 697) с численностью работников в количестве 19 718 человек. Рост среднесписочной численности работников в отчетном году по сравнению с прошлым составил 100,2 процента.
Оборот указанных организаций в 2010 составил 20 915,4 млн. рублей (в 2009 году - 18 665,2 млн. рублей), рост объема оборота к прошлому году составляет 12,1 процента.
Среднемесячная заработная плата в организациях малого и среднего предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в 2010 году достигла 26 969 рублей, или 126,1 процента к уровню прошлого года (в 2009 году среднемесячная заработная плата составляла 21 380 рублей).
Объем реализованных услуг малых и средних организаций жилищно-коммунального хозяйства в общем объеме реализации за 2010 год составил долю в 28 процентов или 25 446,3 млн. рублей, рост объема услуг малых и средних организаций по сравнению с 2009 годом составил 16,7 процентов.
В 2010 году данными организациями освоено инвестиций на сумму более 310 млн. рублей, а в 2009 году - 211,4 млн. рублей. Рост составил 47 процентов.
3.3. Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства
В рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" выделяется сектор "малых форм хозяйствования", к которым относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан и созданные этими двумя категориями хозяйств сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
На долю малых форм хозяйствования приходится более 40 процентов от общего объема валовой сельскохозяйственной продукции производимой в агропромышленном комплексе Подмосковья.
По отдельным видам продукции объемы производства в секторе малых форм хозяйствования сопоставимы и даже превышают показатели в общественном секторе.
Так, более 50 процентов картофеля и овощей производится в хозяйствах населения и фермерами.
Поэтому развитие малых форм хозяйствования на селе и оказание им государственной поддержки - это один из основных приоритетов.
Создана постоянно действующая рабочая группа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области по направлению "Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе".
При поддержке и непосредственном участии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области ежегодно проводятся съезды Московского крестьянского союза и заседания Совета Московского крестьянского союза.
В 2010 году в агропромышленном комплексе Московской области было зарегистрировано 6 640 крестьянских (фермерских) хозяйств, что на 175 хозяйств меньше, чем в 2009 году. Количество сдающих статистическую отчетность фермерских хозяйств составляет 517 единиц, что по сравнению с предыдущим периодом на 42 хозяйства меньше.
Численность фермерских хозяйств имеет тенденцию к сокращению. Основная причина заключается в низкой доходности сельскохозяйственного производства и уходе из агробизнеса глав крестьянских фермерских хозяйств по старости при отсутствии притока молодых кадров, у которых в условиях сформировавшегося рынка труда Московской области есть альтернатива более привлекательного и прибыльного трудоустройства.
Крестьянские (фермерские) хозяйства имеют в собственности, пользовании, владении и аренде 54,7 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них пашни - 45,0 тыс. га.
Общая площадь посевов составляет 15,6 тыс. га (или 2,8 процента от всех площадей Московской области, занятых под посевы).
В структуре посевов преобладают зерновые, картофель и овощи.
В 2010 году по сравнению с 2009 площади посевов занятые этими культурами, были увеличены на 0,6 тыс. га, или 10 процентов. Однако в связи с засухой летом 2010 года увеличение площади посевов не повлекло за собой ожидаемого роста объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Всего за 2010 год крестьянскими (фермерскими) хозяйствами было произведено сельскохозяйственной продукции (в сопоставимых ценах) на сумму 781,3 млн. рублей, что почти на 25 процентов ниже уровня 2009 года.
Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств в агропромышленном комплексе Московской области оказывается в соответствии с действующими региональными и федеральными целевыми программами.
В рамках реализации долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие сельского хозяйства Московской области на период 2009-2012 годов", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 09.09.2008 N 795/33, основной формой государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств является субсидирование части затрат по обслуживанию краткосрочных и инвестиционных кредитов, выплата компенсаций на приобретение средств химизации, элитных семян, племенных животных, на страхование урожая, а так же выплата дотаций на производство молока.
По мероприятиям поддержки фермерских хозяйств в рамках указанной программы в 2010 году выплачено 12,2 млн. рублей, что в 2,1 раза больше чем в 2009 году.
В 2010 году предоставил 7 займов субъектам малого предпринимательства, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, на сумму 7 млн. рублей.
В целях снижения последствий ущерба, нанесенного сельскохозяйственным товаропроизводителям продолжительной засухой летом 2010 года, 24 фермерским хозяйствам была выплачена компенсация потерь от гибели картофеля на сумму около 12 млн. рублей.
Общий размер государственной поддержки полученной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в 2010 году по всем реализуемым Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области программам и мероприятиям государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей составил 32,5 млн. рублей.
Даже без учета выплаты компенсаций в связи с засухой объемы финансирования мероприятий поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в 2010 году были в 1,7 раза больше чем в 2009 году.
В рамках реализации Приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в Московской области идет формирование двух уровневой системы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации, основу которой составляют 8 кредитных кооперативов первого уровня и областной кредитный кооператив второго уровня.
В 2010 году объем займов, выданных кредитными кооперативами субъектам малого предпринимательства на селе составил 51 млн. рублей, в том числе 17,6 млн. рублей выдано областным кредитным кооперативом второго уровня.
Наилучшие результаты в своем развитии показал районный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив "Дмитровская Деревня" Дмитровского муниципального района Московской области.
В настоящее время кооператив объединяет 43 крестьянских (фермерских) хозяйств из 14 муниципальных образований Московской области.
За время своей работы кооператив уже выдал займов на развитие крестьянских хозяйств своих членов на сумму более 125 млн. рублей.
В целях создания инфраструктуры сельской кооперации Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области был организован Ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов "Ревизор" (далее - Ревизионный союз), которым в 2010 году было проведено 16 плановых ревизий сельскохозяйственных кооперативов.
Кроме того, указанный Ревизионный союз оказывает помощь и содействие субъектам малого предпринимательства в подготовке документов для получения кредитов, в том числе, при их работе с созданными Московским областным фондом развития микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства и Московским областным гарантийным фондом содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях развития информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства на селе в Луховицком муниципальном районе реализован пилотный проект по созданию районного информационно-консультационного центра для малых форм хозяйствования на селе.
Все реализуемые в 2010 году направления государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств будут продолжены, развиты и дополнены в 2011 году.
В 2010 году проводилась работа по разработке программы "Молодой фермер". Ее цель - привлечения молодежи к созданию собственных фермерских хозяйств.
Предусматривается введение такой формы поддержки как компенсация затрат на приобретение малыми формами хозяйствования племенного молодняка и племенного материала, предоставление субсидий на приобретение семян овощных и бахчевых культур.
3.4. Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере строительного комплекса
Московская область занимает лидирующие позиции в Российской Федерации в сфере строительного комплекса.
Численность малых предприятий (включая микропредприятия) строительного комплекса в 2009 году составила 8 183 единиц, или 96 процентов от общего количества действующих в Московской области предприятий строительного комплекса, а в 2010 - 7 200 единиц, или 95 процентов.
На оборот субъектов малого предпринимательства в 2009 году свое негативное влияние оказал финансово-экономический кризис, и в 2009 году оборот этих организаций составил 100 372,4 млн. рублей, что на 44 220,4 млн. рублей меньше чем в 2008 году, и уже в 2010 году даже при том, что количество малых предприятий и уменьшилось, но оборот их оценивается в объеме около 114 883,5 млн. рублей, что на 14 511,1 млн. рублей больше чем в 2009 году.
В 2010 году из числа малых строительных предприятий (включая микропредприятия) 257 предприятий осуществляли свою деятельность по основному виду экономической деятельности "Производство прочих неметаллических продуктов", что составляет 1,6 процента от общего количества малых предприятий региона.
Относительно незначительное количество малых предприятий в отрасли объясняется спецификой производства и наличием достаточного числа крупных и средних комбинатов и заводов, обеспечивающих спрос на строительные материалы в Московской области.
Показатели, характеризующие деятельность малых предприятий промышленности строительных материалов Московской области, в 2010 году по сравнению с 2009 годом выросли: отгрузка товаров собственного производства малыми предприятиями - на 9,9 процента, оборот организаций - на 11,1 процента, выручка от реализации товаров, работ, услуг - на 16,4 процента.
По сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области объем освоенных субъектами малого и среднего предпринимательства инвестиций в основной капитал в 2009 году по отрасли "Строительство" составил 14 102,1 млн. рублей, что составляет 63,6 процента от общего объема инвестиций, освоенных субъектами малого и среднего предпринимательства Московской области. В 2010 году по отрасли "Строительство" субъектами малого и среднего предпринимательства освоено 13 208,6 млн. рублей инвестиций в основной капитал или 57,6 процента от общего объема инвестиций, освоенных субъектами малого и среднего предпринимательства Московской области.
По сравнению с 2009 годом объем инвестиций снизился на 893,5 млн. рублей. Основное падение освоения инвестиций произошло по субъектам среднего предпринимательства.
В 2010 году в Московской области велась работа по формированию благоприятных условий развития субъектов малого предпринимательства в сфере строительства, увеличению доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового регионального продукта, содействия обеспечению занятости населения Московской области:
проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства с численностью работающих до 15 человек, проверку соответствия выполняемой ими работы, заявленной в учредительных документах, а при несоответствии предложение пройти перерегистрацию в органах государственной статистики (например в уставе записано "строительство", фактически -"сдача в аренду офисных помещений");
привлечение к выполнению муниципальных заказов малых строительных организаций, выполняющих условия районных (городских) трехсторонних соглашений, обеспечивающих стабильный рост производительности труда и средней заработной платы;
оказание информационной поддержки малым предприятиям, стабильно работающим на территории муниципального образования в течение ряда лет, имеющим низкую текучесть кадров, рост средней заработной платы, пополняющим бюджет муниципального образования;
разработка рекомендаций руководителям малых строительных организаций по проведению обучения кадров, повышению квалификации работников в региональных учебных центрах Министерства строительного комплекса Московской области;
рассмотрение вопроса о введении в образовательный процесс учебных заведений факультативный курс по изучению основ предпринимательской деятельности;
организация и проведение конкурсов по профессии среди субъектов малого предпринимательства строительной отрасли для повышения престижа работы в малых предприятиях;
привлечение саморегулируемых организаций строителей к решению вопросов создания достойных условий труда для субъектов малого предпринимательства в сфере строительного комплекса.
3.5. Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере здравоохранения
На территории Московской области наибольшее развитие малого и среднего предпринимательства в сфере здравоохранения наблюдается при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности.
В настоящее время лицензии на медицинскую деятельность имеют 1 707 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к категории малого и среднего предпринимательства, что составляет около 60 процентов от всех участников, предлагающих медицинские услуги на территории Московской области. В 2010 году число выше указанных лиц возросло на 304 по сравнению с 2009 годом (на 282 юридических лица и на 22 индивидуальных предпринимателя).
Качественно изменилась сама структура предлагаемых медицинских услуг. Следует отметить, что если за последнее десятилетие на рынке медицинских услуг лидировали стоматологические работы и услуги, то по итогам 2010 года увеличилось открытие частных медицинских организаций, предлагающих многопрофильные медицинские услуги, включающие, в том числе, медицинские услуги по акушерству и гинекологии, терапии, эндокринологии, неврологии, офтальмологии, отоларингологии, проведению ультразвуковой, клинико-лабораторной, компьютерной, функциональной диагностики.
По результатам анализа деятельности частных организаций системы здравоохранения на территории Московской области в 2010 году отмечено, что в целом стоматологические работы и услуги составляют 43,4 процента от всех предлагаемых медицинских услуг. Единичные медицинские центры, которые ранее начинали свою предпринимательскую деятельность со стоматологии, стали расширять и предлагать другие наиболее востребованные медицинские услуги.
Частными организациями системы здравоохранения предлагаются в основном медицинские услуги, оказываемые в амбулаторно-поликлинических условиях. Неоднородно представлена и география частных медицинских услуг. Из 74 муниципальных районов и городских округов Московской области в двух (городской округ Восход, городской округ Молодежный) полностью отсутствует частная система здравоохранения, не более 6 медицинских организаций частной формы собственности (в том числе индивидуальные предприниматели) присутствует в 11 муниципальных образованиях (Зарайский, Лотошинский, Серебряно-Прудский, Серпуховский, Талдомский, Шаховской муниципальные районы, городские округа Климовск, Краснознаменск, Лосино-Петровский, Рошаль, Черноголовка), что связано прежде всего с низкой платежеспособностью населения и суточной миграцией населения.
Для устранения административных барьеров в процедуре лицензирования активно применяются положения статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", связанные с возможностью продления срока действия лицензии, которая упрощает для лицензиата законное продолжение медицинской деятельности. В 2009 году срок действия имеющихся лицензий продлили 16 лицензиатов, а на 01.01.2011 - уже 55 лицензиатов (увеличение в 3,5 раза).
Всего количество аптечных учреждений, осуществляющих фармацевтическую деятельность на территории Московской области в части розничной и оптовой торговли по состоянию на конец 2010 года составило 3 621 единицу.
Из них розничную торговлю лекарственными средствами осуществляют:
108 индивидуальных предпринимателей и 2 717 организаций, относящиеся к малому и среднему предпринимательству.
Наибольшее количество аптечных организаций, относящихся к малому и среднему предпринимательству и осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами, расположено на территориях муниципальных районов: Одинцовского (130 объектов), Сергиево-Посадского (114 объектов), Люберецкого (111 объектов), Мытищинского (93 объекта), Красногорского (90 объектов), городских округов: Подольск (104 объекта), Химки (98 объектов).
На долю индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами, приходится 98 объектов (3,6 процента). Наибольшее количество объектов, на которых осуществляют фармацевтическую деятельность индивидуальные предприниматели расположено на территориях муниципальных районов: Дмитровский (6 объектов), Истринский (5 объектов), Сергиево-Посадский (5 объектов), городских округов: Серпухов (7 объектов), Подольск (6 объектов), Химки (5 объектов).
1 104 аптечные организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными средствами, приходятся на долю сетевых аптечных организаций, осуществляющих фармацевтическую деятельность на 5 и более аптечных объектах (41 процента).
3.6. Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере образования
В настоящее время на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московской области "Международный университет природы, общества и человека "Дубна" в рамках реализации Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" создано семь малых инновационных предприятий:
общество с ограниченной ответственностью "Аналитхим" (патент на полезную модель "Устройство для определения содержания органических веществ в жидких и твердых образцах", автор Сараева Анастасия Евгеньевна), доля университета в уставном капитале предприятия - 34 процента;
общество с ограниченной ответственностью "Инженерно технологический центр "Стратегического прогнозирования в энергетике и экономике" (программа для ЭВМ "IT-SPEE Prognosis Pro 2.0", автор Сокотущенко Иадим Николаевич, свидетельство N 2010611122, заявка N 2009617079, зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 08.02.2010), доля университета в уставном капитале предприятия - 34 процента;
общество с ограниченной ответственностью "Макс-Мастер" (программа для ЭВМ "IT-SPEE Prognosis Pro 3.0", автор Максименко Роман Викторович);
общество с ограниченной ответственностью "Мезон" (программа для ЭВМ "Программное обеспечение для определения расчетных параметров компонентов однопроводной сети передачи электрической энергии", автор Кучинская Наталья Петровна);
общество с ограниченной ответственностью "Нанохим" (патент на полезную модель "Устройство для непрерывного отбора газов, выделяемых с микроразмерных площадей поверхности", автор Артошина Ольга Вячеславовна);
общество с ограниченной ответственностью "Спектрум" (программа для ЭВМ "Высокоскоростной спектральный анализ радиосигналов", автор Мешков Андрей Анальевич);
общество с ограниченной ответственностью "ЭлСи" (программа для ЭВМ "Формирование ШИМ 400 Гц трехфазной синусоиды", автор Бурч Мария Владимировна).
Министерством образования Московской области проведен семинар-совещание, на котором был представлен опыт государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Международный университет природы, общества и человека "Дубна" (далее - Университет "Дубна") по вопросам:
"Об опыте работы Университета "Дубна" по привлечению студентов университета к научной и инновационной деятельности"
"Организация работы в университете по созданию малых инновационных предприятий"
"Участие студентов в работе малых предприятий, созданных на базе Университета "Дубна".
В 2010 году 44 выпускника высших образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования Московской области, открыли собственное дело.
3.7. Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере культуры
С целью выявления тенденции развития предпринимательства в сфере культуры в конце 2010 года Министерством культуры Московской области был проведен мониторинг деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере культуры (далее - мониторинг).
По данным органов культуры муниципальных образований Московской области по состоянию на октябрь 2010 года можно отметить увеличение числа предприятий малого и среднего предпринимательства в сфере культуры на 35,5 процента по сравнению с 2009 годом.
В Московской области по данным мониторинга выявлено 168 предприятий малого и среднего бизнеса в сфере культуры, из них 7 средних предприятий, 84 малых предприятий, 15 предприятий относятся к микропредприятиям и 62 - к индивидуальным предпринимателям. Для сравнения в 2009 году было выявлено 124 предприятия малого и среднего бизнеса в сфере культуры, из них 33 индивидуальных предпринимателя.
По результатам мониторинга определено, что наибольшее число малых и средних предприятий в сфере культуры по видам экономической деятельности относится к деятельности в области искусства (15 процентов), показа фильмов (14 процентов), прочая зрелищно-развлекательная деятельность (19 процентов) и деятельности по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений (13 процентов).
Наиболее слабо представлены малые и средние предприятия, зарегистрированные по видам экономической деятельности, такие как: цирки (1 процент), дополнительное образование детей в сфере культуры (2 процента) и деятельность в области создания произведений искусства (2 процента).
При проведении мониторинга выявлено, что наиболее распространенными среди видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые оказываются в муниципальных образованиях Московской области, являются консультационная (41 процент), финансовая (21 процент) и информационная (21 процент) поддержка.
Следует отметить, что средства массовой информации (43 процента) и сайты органов власти (38 процентов) являются основными способами информирования о мерах поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере культуры.
Мониторинг 2010 года позволил не только выявить новые сегменты, которые не были отмечены ранее, такие, как производство изделий народных художественных промыслов и дополнительное образование детей в сфере культуры, но и проследить устойчивость структуры видов деятельности малого и среднего предпринимательства в сфере культуры.
Увеличение числа малых предприятий, занятых в сфере культуры (без микропредприятий), в 2010 году составило 118,2 процента.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области за 2010 год доля малых предприятий в общем объеме платных услуг, оказываемых учреждениями культуры, составила 7,6 процента от общего объема платных услуг, или 176,6 млн. рублей.
В 2010 году Министерством культуры Московской области было организовано 7 "кустовых" семинаров по разъяснению условий оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере культуры.
В 2010 году в городе Москве на площадке Московского областного дома искусств "Кузьминки" состоялась Ярмарка "Творческие индустрии Подмосковья" (далее - Ярмарка), в ходе которой проводили консультации представители Министерства экономики Московской области, Московского областного фонда поддержки малого предпринимательства, Московского областного гарантийного фонда содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства и Московского областного фонда развития микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства. В числе участников и гостей Ярмарки были представители Правительства Московской области, администраций муниципальных образований Московской области, международных организаций, высших учебных заведений, а также работники культуры и предприятий творческих индустрий.
Также были проведены мастер-классы Илоны Исуповой "Основные методы организации интернет-торговли", Сергея Лукьянова "Организация современной системы продаж", Дмитрия Милькова "Маркетинг и рыночное позиционирование в сфере творческих индустрий".
В целях создания благоприятных условий для развития информационной среды для малого и среднего предпринимательства в сфере культуры, на базе государственной областной библиотеки им. Н.К. Крупской и в 5 муниципальных библиотеках в 2010 году созданы центры деловой информации.
В ходе проведения встреч и мероприятий, организованных Министерством культуры Московской области с субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере культуры, была выявлена основная проблема, связанная с недостаточной информированностью о мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере культуры.
Среди предложений о мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере культуры участники мониторинга отметили необходимость финансовой поддержки (36 процентов), более тесного сотрудничества со средствами массовой информации (32 процента), а также организации семинаров и выставок для предприятий малого и среднего бизнеса в сфере культуры, в том числе взаимодействие с другими регионами Российской Федерации (16 процентов).
Министерством культуры Московской области в 2010 году разработана ведомственная целевая программа Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере культуры в 2011 году", в рамках которой предусмотрены следующие мероприятия:
проведение "кустовых" совещаний в органах местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере культуры;
проведение мониторинга субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере культуры;
проведение очередной "Ярмарки творческих индустрий Подмосковья" (в рамках "Ярмарки творческих индустрий Подмосковья" планируется проведение мастер-классов по маркетингу, созданию Интернет-магазина);
создание модульной инновационной арт-площадки для презентаций проектов субъектов малого предпринимательства в сфере культуры "Арт коммуналка";
совместный проект с этнокультурным комплексом "Берендеево царство" - проведение семинаров и мастер-классов по созданию услуг малого и среднего бизнеса в сфере культуры;
создание центров деловой информации в общедоступных библиотеках Московской области.
Основным направлением дальнейшей работы станет доведение информации о мерах государственной поддержки до субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере культуры.
3.8. Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта
На территории Московской области устойчиво функционирует современная транспортная система, являющаяся составной частью производственной и социальной инфраструктуры региона и обеспечивающая потребности экономики Московской области и ее населения в транспортных услугах. В транспортной отрасли осуществляет деятельность более 8 тысяч предприятий, на которых работает более 166 тысяч человек.
Количество субъектов малого предпринимательства в сфере транспорта в Московской области составляет около 4 тысяч единиц (с учетом микропредприятий), что соответствует 50 процентов от общего числа предприятий в сфере транспорта.
Численность работников предприятий малого предпринимательства в сфере транспорта в Московской области составляет 32,5 тысячи человек (с учетом микропредприятий), что соответствует 19,5 процента от общей численности работников предприятий в сфере транспорта.
Доля продукции, реализованной субъектами малого предпринимательства в сфере транспорта, составляет 16,2 процента.
Несмотря на уменьшение количества малых предприятий в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 191 единиц и численности на 7,5 тыс. человек, которое связано со сложным положением многих промышленных и строительных предприятий региона в кризисный период экономики, общий объем работ, услуг, реализованных субъектами малого предпринимательства, вырос и составил 110,4 процента.
Развитие малого предпринимательства в сфере транспорта является одним из условий социально-экономического развития Московской области.
Основными достоинствами малого и среднего предпринимательства являются быстрота и гибкость реагирования на спрос, что позволяет насытить рынок и добиться повышения качества и разнообразия транспортных услуг.
Уровень развития малого и предпринимательства в сфере транспорта существенно отличается по видам транспорта и сегментам рынков транспортных услуг.
В таксомоторных перевозках удельный вес малых и микропредприятий в общем объеме перевозок приближается к 100 процентам.
В целях реализации статьи 23 Закона Московской области N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" принято распоряжение Министерства транспорта Московской области от 22.10.2008 N 255 "Об утверждении Порядка организации и условий осуществления перевозки пассажиров и багажа легковыми такси на территории Московской области".
В 2010 году основная работа Министерства в сфере таксомоторных перевозок была направлена на контроль реализации вышеуказанного Порядка в муниципальных образованиях Московской области.
По состоянию на конец 2010 года в Московской области перевозки пассажиров и багажа легковыми такси осуществляют 1 078 перевозчиков, заключивших Договоры с муниципальными образованиями Московской области и осуществляющих перевозки пассажиров и багажа 9 740 легковыми такси. Из всех перевозчиков, осуществляющих таксомоторные перевозки в Московской области, 260 относятся к малым предприятиям, 9 - к средним предприятиям.
Дальнейшая работа по развитию перевозок легковыми такси в Московском регионе будет направлена на совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей организацию перевозок пассажиров и багажа легковыми такси, а также создание саморегулируемых организаций в сфере такси.
Удельный вес средних, малых, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей в услугах пассажирского автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки по нерегулируемым тарифам, превысил 50 процентов.
В соответствии с Законом Московской области N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" допуск перевозчиков на выполнение перевозок по нерегулируемым тарифам осуществляется на конкурсной основе с заключением договора.
Организации, осуществляющие регулярные перевозки по регулируемым тарифам допускаются на маршруты в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на основании государственных и муниципальных контрактов.
Из 17 организаций, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам - 8 организаций (47 процентов), относятся к субъектам малого предпринимательства.
Наибольшее число средних и малых организаций осуществляет деятельность в сферах автомобильного грузового транспорта и транспортной обработки грузов и хранения (420 хозяйствующих субъектов).
Грузовые автомобильные перевозки на территории Московской области осуществляют транспортные организации различных форм собственности с парком грузовых автомобилей более 243 тыс. единиц Физическим лицам принадлежит 60 процента парка, а 40 процентов находятся в собственности юридических лиц.
В Московской области в 2010 году автопредприятиями перевезено более 3,76 млн. тонн грузов (темп роста 305 процентов к уровню 2009 года). Темп роста грузооборота составил 120 процентов к 2009 году.
Несмотря на общую адаптацию грузового автомобильного транспорта к рыночным условиям, его состояние и уровень развития нельзя считать удовлетворительным. Около 60 процентов грузовых автомобилей имеют срок эксплуатации 10 лет и свыше, поэтому парк требует обновления.
Около 80 процентов владельцев имеют парк до 20 автомобилей. Наиболее мелкие из них не имеют средств и возможностей применять высокоэффективные транспортно-логистические технологии. По экспертным оценкам около 25 процентов парка грузовых автомобилей не обеспечены грузовой работой в полной мере, а в крупных индустриальных районных центрах этот процент еще более превышает оптимальную величину. В целях регулирования количественных и качественных параметров грузового автомобильного транспорта, требуется оптимизация структуры рыночных сегментов участников перевозочного процесса, механизмов допуска к рынку грузовых автотранспортных услуг и допуска к профессии.
Необходимо формирование финансово-экономического механизма регулирования грузовой автотранспортной деятельности, в т.ч. и "механизма объявленного тарифа", что позволит:
создать равные условия для автоперевозчиков, экспедиторов, операторов;
обеспечить защиту экономических интересов потребителей транспортных услуг;
создать условия восстановления на рынке транспортных услуг основного рыночного механизма "цена-качество".
В целях реализации задачи по развитию экспорта автотранспортных услуг при осуществлении международных перевозок требуется активное взаимодействие и содействие в решении имеющихся проблем на федеральном уровне. Подвижной состав, используемый на междугородних и международных перевозках, должен оснащаться бортовыми средствами связи и спутниковыми системами навигации. Необходимо организовать в Московской области достаточное количество пунктов прохождения технического осмотра автомобилей, осуществляющих международные грузоперевозки, с целью получения международного сертификата технического осмотра (МСТО) и создать условия для одновременного прохождения годового технического осмотра автомобилей и получения МСТО.
Для решения перечисленных проблем и повышения эффективности функционирования грузового автомобильного транспорта Московской области, особое внимание должно быть уделено:
развитию централизованных перевозок на крупных грузообразующих объектах и в транспортных узлах;
созданию крупных транспортно-экспедиционных компаний, специализирующихся на доставке грузов в междугородном сообщении;
созданию систем комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания грузовладельцев с учетом выбора экономически рациональных маршрутов перевозок;
осуществлению перевозок областными экспедиторами и перевозчиками при реализации инвестиционных проектов на территории Московской области не менее 50 процентов от суммарных объемов;
обновлению и модернизации структуры парка грузовых автомобилей, с учетом требований рынка и современных международных стандартов;
повышению безопасности перевозок и в первую очередь опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Отдельная задача стоит перед грузовым автомобильным транспортом Московской области по созданию саморегулируемых организаций и выработке стандартов качества оказания услуг по перевозке грузов.
Существенным фактором эффективного функционирования и развития транспортного комплекса является система технического сервиса транспортных средств, ориентированная на наиболее полное удовлетворение потребностей в качественном техническом обслуживании и ремонте.
По экспертным оценкам действующие производственные мощности технического сервиса обеспечивают потребности в услугах на 60-70 процентов.
Качество и объемы оказываемых услуг не удовлетворяют постоянно возрастающие потребности динамично развивающегося транспортного комплекса. Примерно от 8 до 10 процентов дорожно-транспортных происшествий происходят по причине неудовлетворительного технического состояния автотранспортных средств.
Большой срок окупаемости вложений в основные фонды сервисных центров и существующий уровень рентабельности являются причиной недостаточного технического и технологического уровня определенной доли предприятий технического сервиса. Только незначительное количество предприятий осуществляют входной контроль качества запасных частей и материалов и выходной контроль качества предоставляемых услуг.
Объективным ограничителем сферы развития малого предпринимательства на отдельных видах транспорта также является необходимость обеспечения жестких стандартов безопасности и технологического единства.
3.9. Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере торговли и услуг
Субъекты малого и среднего предпринимательства занимали около 90 процентов от общей численности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере потребительского рынка и услуг Московской области.
В первом полугодии 2010 года на развитии потребительского рынка и услуг все еще сказывались негативные последствия финансового кризиса. В начале года была приостановлена реализация некоторых инвестиционных проектов, вместо строительства новых объектов потребительского рынка даже крупные компании отдавали предпочтение арендным площадям. В такой ситуации предприятия малого и среднего бизнеса, благодаря своей многочисленности и гибкой ценовой политике, успешно заполнили образующиеся свободные ниши на товарном рынке, обеспечивая покупателей необходимой продукцией в широком ассортименте.
Анализ оборота в сфере розничной и оптовой торговли, общественного питания и бытовых услуг Московской области показал, что доля оборота субъектов малого и среднего предпринимательства составила 48 процентов в совокупном обороте розничной торговли, более 31 процента в обороте оптовой торговли, 33 процента в обороте общественного питания и около 77 процента в объеме бытовых услуг. Необходимо отметить, что в сфере розничной торговли в 2010 году доля продаж на рынках и ярмарках, на которых работают в основном субъекты малого предпринимательства, постепенно снижалась, зато вырос удельный вес оборота малых и микропредприятий, осуществляющих продажи в магазинах и крупных торговых центрах (за год вырос на 1,8 процента).
В 2010 году в целях реализации мер, направленных на развитие и поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, Министерством потребительского рынка и услуг Московской области для субъектов малого и среднего предпринимательства было проведено 18 семинаров, 12 заседаний "круглого стола".
Для субъектов малого и среднего предпринимательства организовывались выставки - ярмарки во всех муниципальных образованиях Московской области. Оказывалось содействие по участию их в федеральных и зарубежных выставках.
Совместно с некоммерческим партнерством "Московская областная ассоциация предприятий сферы услуг" (далее - МОАПСУ) в мае 2010 года проведен VII Открытый Чемпионат субъектов малого предпринимательства в сфере парикмахерского искусства и декоративной косметики на Кубок Губернатора Московской области. На Чемпионате свой профессионализм представляли мастера парикмахерского искусства и декоративной косметики из 22 муниципальных образований Московской области. Призеры Чемпионата Московской области принимали участие и заняли призовые места на 16-ом Чемпионате России по парикмахерскому искусству и декоративной косметике в октябре 2010 года.
Важным направлением поддержки субъектов малого и среднего бизнеса является совершенствование системы подготовки кадров. В целях повышения образовательного уровня предпринимателей и молодежи, способной адаптироваться в существующих рыночных условиях, на базе некоммерческого партнерства МОАПСУ при поддержке Министерства потребительского рынка и услуг Московской области создана "Бизнес-школа", которая предоставляет возможности получения доступного и качественного бизнес образования для предпринимателей.
Основной проблемой развития малого и среднего предпринимательства потребительского рынка и услуг Московской области по-прежнему оставались трудности финансового обеспечения. Процесс кредитования малого и среднего бизнеса потребительского рынка и услуг развит чрезвычайно слабо: это высокие процентные ставки по кредитам, большое количество документов, необходимых для доступа к кредитным ресурсам, явное несоответствие между объемом гарантий по кредитным обязательствам и суммами предоставляемых кредитов, короткие сроки возврата кредита, из-за которых невозможно успеть использовать кредитные средства оптимальным образом.
Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере потребительского рынка и услуг Московской области продолжится в следующих направлениях:
дальнейшее активное привлечение хозяйствующих субъектов к участию в выставках-ярмарках, конкурсах, чемпионатах;
организация семинаров, конференций и круглых столов по актуальным отраслевым вопросам;
повышение профессионального уровня подготовки кадров для потребительского рынка и услуг;
дальнейшее взаимодействие с некоммерческими партнерствами, отраслевыми ассоциациями и союзами и проведение мероприятий по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства.
3.10. Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере информационных технологий и связи
Малое и среднее предпринимательство заняло существенное место в сфере информационных технологий и связи Московской области и играет значительную роль в обеспечении реализации прав населения Московской области, органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и хозяйствующих субъектов на территории Московской области в получении современных услуг связи.
По состоянию на первое января 2011 года количество малых и средних предприятий в сфере связи и телекоммуникаций составило около 210 предприятий, что составляет не менее 95 процентов от общей численности операторов связи, предоставляющих услуги связи в соответствии с лицензиями на территории Московской области.
Общее количество абонентских устройств на сетях местной телефонной связи Московской области составляет 1937,0 тыс. единиц. Из них 1 621,4 тыс. абонентских устройств - на сетях Московского филиала ОАО "ЦентрТелеком" и 315,6 тыс. абонентских устройств (или 16,3 процента) - на сетях альтернативных операторов связи, которые относятся к малым и средним предприятиям, против 15,7 процента в 2007 году.
Средняя телефонная плотность по Московской области составляет 28,7 телефона на 100 жителей. При этом 24,3 телефона на 100 жителей - это вклад Московского филиала ОАО "ЦентрТелеком", а 4,4 телефона на 100 жителей - вклад альтернативных операторов связи, то есть малых и средних предприятий.
В доходах от услуг связи в целом по Московской области доля альтернативных операторов связи составляет 29 процентов против 22,6 процента в 2007 году. По видам связи доля альтернативных операторов связи (малых и средних предприятий) в доходах от услуг связи в целом по Московской области сильно колеблется:
в почтовой связи и проводном вещании нет никого, кто хотел бы открыть свой бизнес по предоставлению услуг, поскольку все основные услуги убыточны;
в радиосвязи, радиовещании, телевидении и спутниковой связи - 99,2 процента;
в городской телефонной связи - 17,9 процента;
в сельской телефонной связи - 16,6 процента;
во внутризоновой связи - 2,6 процента;
документальной связи - 65,8 процента;
в доходах от услуг присоединения и пропуска трафика на долю малых и средних предприятий приходится 23 процента.
Что касается инвестиций в основной капитал, то на долю малых и средних предприятий в течение 2007-2010 годов приходилось примерно 40 процентов от общей суммы инвестиций в основной капитал в сфере связи и телекоммуникаций на территории Московской области.
Увеличение доли альтернативных операторов в объемах предоставляемых услуг связи и в объеме инвестиций безусловно свидетельствует о том, что в Московской области связь развивается в конкурентной среде. Вместе с тем существует проблема, с которой сталкиваются и операторы связи, и Интернет-провайдеры. А именно: конкуренцию искусственно ограничивают администрации муниципальных образований, руководители товариществ собственников жилья и управляющие компании по обслуживанию жилищного фонда, а также муниципальные унитарные предприятия энергосети.
Операторы связи и Интернет-провайдеры отмечают следующие трудности при взаимодействии с перечисленными организациями:
1) со стороны администраций муниципальных образований Московской области:
затягивание сроков оформления земельных отношений с телекоммуникационными компаниями;
затягивание вопросов выделения помещений/площадей на условиях аренды для размещения оборудования связи;
лоббирование интересов отдельных компаний с целью ограничения доступа на рынок услуг связи других компаний.
2) со стороны руководителей товариществ собственников жилья и управляющих компаний по обслуживанию жилищного фонда:
затягивание сроков выдачи разрешительных документов на допуск компаний в подъезды жилищного фонда для прокладки линий связи;
лоббирование интересов отдельных компаний с целью ограничения доступа на рынок услуг связи других компаний.
Такое положение противоречит нормам законодательства Российской Федерации и интересам пользователей услугами связи.
21.01.2010 Министерство информационных технологий и связи Московской области и Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Москве и Московской области заключили Соглашение о взаимодействии.
Целью данного соглашения является создания условий для эффективного государственного контроля и надзора в сфере связи и информационных технологий, а также улучшения предпринимательского климата на рынке телекоммуникационных услуг Московской области.
Работа по его реализации строится по следующим основным направлениям:
создание благоприятной обстановки для построения, развития и модернизации сетей связи;
повышение уровня обслуживания населения и качества предоставления услуг связи;
проведение контрольных и проверочных мероприятий по надзору и контролю в сфере связи и информационных технологий;
возобновление работы по выяснению законности установки антенных устройств и радиоэлектронных средств.
3.11. Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере топливно-энергетического комплекса
Рынки электроэнергии и газа в Московской области, являясь сегментами единых систем электроэнергетики и газообеспечения Российской Федерации, формируются крупными федеральными и территориальными компаниями в соответствии с правилами функционирования данных рынков, определенными законодательством Российской Федерации.
Доля оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в обороте организаций в сфере электроэнергетики по итогам 2010 года составила 3,2 процента, в сфере газообеспечения - 0,2 процента.
Рынок розничной торговли нефтепродуктами в Московской области имеет развитую конкурентную среду. Доля оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в обороте организаций розничной торговли моторным топливом по итогам 2010 года составила 32,5 процента.
В правилах функционирования данного рынка нет жесткого государственного регламентирования, вместе с тем, создание преференций отдельным участникам рынка отслеживается со стороны Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
В соответствии с этим субъекты малого и среднего предпринимательства имеют равнозначные условия для развития бизнеса наряду с крупными вертикально-интегрированными компаниями нефтяного бизнеса.
На территории Московской области осуществляет деятельность Некоммерческая организация "Московский межрегиональный нефтяной союз" (далее - НО "ММНС"), объединяющая более 60 средних и малых организаций топливозаправочного комплекса Московской области, а также производителей автозаправочного оборудования, строительные и проектные организации, учебные и научно-исследовательские институты и общественные организации. В состав НО "ММНС" также входят "дочерние" предприятия крупнейших нефтяных компаний, таких как: ОАО Нефтяная компания "Роснефть", ОАО "ТНК-ВР Холдинг", ОАО "Татнефть", ОАО Нефтяная компания "Газпром нефть".
НО "ММНС" создана в целях защиты интересов своих членов, их технической и экономической интеграции, а также взаимодействия предприятий малого и среднего бизнеса с вертикально-интегрированными компаниями и органами государственной власти Московской области в создании цивилизованного рынка нефтепродуктов Московской области.
Между Топливно-энергетическим комитетом Московской области и НО "ММНС" заключено соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым основными направлениями взаимодействия сторон являются:
повышение эффективности системы нефтепродуктообеспечения Московской области;
совершенствование взаимодействия и координации деятельности всех участников рынка нефтепродуктообеспечения Московской области;
обеспечение потребителей Московской области качественным моторным топливом;
повышение уровня сервиса и безопасности объектов топливозаправочного комплекса Московской области до соответствующего требованиям времени уровня;
создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников топливозаправочного комплекса Московской области;
внедрение системы добровольной аккредитации организаций топливозаправочного комплекса Московской области;
внедрение системы добровольной сертификации услуг топливозаправочного комплекса Московской области.
В 2010 году развитие рынка нефтепродуктообеспечения в Московской области осуществлялось в соответствии с Программой развития топливозаправочного комплекса Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 17.05.2001 N 145/16 "Об утверждении Программы развития топливозаправочного комплекса Московской области и мероприятиях по ее реализации" (далее - Программа).
Механизмом реализации Программы является открытый конкурс по отбору участников - юридических и физических лиц, с равнозначными условиями для организаций как крупного, так и малого бизнеса.
Так, по результатам последнего открытого конкурса, проведенного в апреле-июне 2010 года, по более чем 50 процентов объектам победителями определены предприятия среднего и малого бизнеса.
Основным направлением развития малого среднего предпринимательства в сфере нефтепродуктообеспечения на среднесрочную перспективу является дальнейшая реализация Программы развития топливозаправочного комплекса Московской области.
3.12. Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере физкультуры, спорта и туризма
По состоянию на 01.01.2011 в сфере физической культуры, спорта и туризма Московской области зарегистрирована 291 организация. За период с начала отчетного года средняя численность работников по малым предприятиям составила 10 184, за соответствующий период 2009 года - 7 138 человек.
В сравнении с достигнутыми показателями за 2009 год и контрольными цифрами объем платных туристских услуг уменьшился на 1,54 процента, а доля платных туристских услуг не изменилась и составляет 87 процентов.
Доля платных услуг, оказываемых малыми предприятиями, в общем объеме платных услуг физической культуры и спорта Московской области в 2010 году осталась на том же уровне, что и в 2009 году и составила 18 процентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.