Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к распоряжению Комитета по труду
и занятости населения Московской области
от 6 июля 2011 г. N 27-р
Методические рекомендации
по предоставлению субсидий гражданам на содействие самозанятости и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по предоставлению субсидий гражданам на содействие самозанятости и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (далее - Методические рекомендации) подготовлены Комитетом по труду и занятости населения Московской области (далее - Комитет) в целях оказания методической помощи государственным учреждениям Московской области центрам занятости населения (далее - центры занятости) по содействию самозанятости и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (далее - самозанятость, собственное дело) при реализации Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2011 год (далее - Программа).
1.2. При реализации Программы центры занятости руководствуются Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1143); постановлением Правительства Московской области от 27.01.2011 N 65/3 "Об утверждении Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2011 год"; Соглашением между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Московской области о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области от 15.02.2011 N 11/2011; Административным регламентом предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.06.2008 N 281н (далее - Административный регламент); приказами, указаниями и разъяснениями Минздравсоцразвития России и Роструда; настоящими Методическими рекомендациями.
2. Технология предоставления субсидий гражданам на организацию самозанятости
2.1. Граждане, признанные в установленном законодательством порядке безработными, и изъявившие желание организовать собственное дело, получают в центре занятости государственную услугу по содействию самозанятости в соответствии с Административным регламентом.
При оказании государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан специалист центра занятости, оказывающий данную услугу:
информирует безработных граждан о возможности получения безвозмездной финансовой поддержки на организацию самозанятости в виде субсидии;
информирует безработных граждан о возможности получения субсидии на стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственного дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
доводит до каждого безработного гражданина, изъявившего желание организовать собственное дело при финансовой поддержке службы занятости, основные положения мероприятий Программы, размер причитающейся субсидии и условия ее предоставления.
Необходимыми условиями предоставления субсидии на организацию самозанятости безработных граждан являются:
достижение гражданином 18-летнего возраста;
регистрация гражданина в качестве безработного в центре занятости населения по месту жительства;
заключение соответствующего договора о предоставлении субсидии гражданину на организацию самозанятости между центром занятости и гражданином;
получение гражданином свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
2.2. Субсидия на организацию собственного дела предоставляется центром занятости на основании заявления гражданина, поданного на имя директора центра занятости, и договора, заключенного между гражданином (гражданами) и центром занятости. Образец заявления приведен в приложении N 1.
2.3. Результатом оказания государственной услуги по содействию самозанятости является подготовленный безработным гражданином бизнес-план создания малого предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства или занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью.
2.4. Бизнес-план разрабатывается безработными гражданами самостоятельно при содействии специалиста центра занятости или сторонней организации на основании соответствующего договора, заключенного с центром занятости.
Оплата данного договора может производиться центром занятости из средств субвенций, выделяемых центру занятости на эти цели.
2.5. Экспертизу бизнес-планов по организации безработными гражданами собственного дела при финансовой поддержке центра занятости проводит специалист центра занятости или сторонняя организация на основании заключенного центром занятости договора.
2.6. Экспертиза бизнес-плана должна быть направлена на выявление сильных и слабых сторон бизнеса, правильность финансовых расчетов, обоснованность сметы затрат, риски, реализуемость бизнес-плана. При анализе бизнес-плана следует особое внимание обращать на обоснованность финансовых расчетов по требуемым инвестициям, количество рабочих мест в профессиональном разрезе, необходимых для ведения бизнеса, график ввода рабочих мест. Субсидия выделяется, исходя из реальных затрат бизнес-плана. В то же время ее размер не может превышать 12-кратной максимальной величины пособия по безработице.
В смете затрат на реализацию бизнес-плана должны быть четко прописаны затраты, финансируемые за счет выделяемой центром занятости субсидии.
2.7. В целях повышения объективности и коллегиальности при принятии решений о предоставлении безработным гражданам субсидии на создание собственного дела в центрах занятости или муниципальных образованиях Московской области должны создаваться комиссии, в компетенцию которых входит рассмотрение бизнес-планов, прошедших экспертизу, и принятие рекомендаций по предоставлению субсидии. В состав комиссии должны входить представители органов, осуществляющих содействие развитию предпринимательства, представители налоговых органов, финансово-кредитных учреждений.
Окончательное решение о предоставлении субсидии принимает директор центра занятости на основании заключения по бизнес-плану, решения комиссии.
2.8. Безработным гражданам, изъявившим желание организовать собственное дело при финансовой поддержке центра занятости, по бизнес-планам которых принято положительное решение, предлагается на ознакомление проект договора с центром занятости на предоставление субсидии.
2.9. После согласования текста договора безработные граждане в соответствии с бизнес-планом в установленном порядке регистрируют малое предприятие, крестьянское (фермерское) хозяйство или индивидуальную предпринимательскую деятельность и информируют в пятидневный срок в письменном виде центр занятости о завершении процедуры регистрации с предоставлением копий свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
2.10. Центр занятости в установленном порядке издает приказ о снятии безработных граждан с учета с даты регистрации их в качестве предпринимателя и заключает с ними договор на предоставление субсидии.
Образец договора на предоставление субсидии индивидуальным предпринимателям из числа безработных гражданам приведен в приложении N 2.
Не рекомендуется допускать такого положения, когда безработного гражданина сняли с учета по безработице, а на расчетном счете центра занятости нет средств для выплаты субсидии.
2.11. Граждане, признанные в установленном порядке безработными, могут совместно организовать малое предприятие (общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив), объединив свои субсидии, полученные в установленном порядке от центра занятости.
В этом случае в центр занятости на экспертизу представляется один бизнес-план, разработанный группой безработных граждан, решивших заняться предпринимательской деятельностью.
2.12. Безработным гражданам, изъявившим желание совместно организовать собственное дело с образованием юридического лица при финансовой поддержке центра занятости, по бизнес-плану которых принято положительное решение, предлагается на ознакомление проект договора с центром занятости на предоставление субсидии.
При этом следует обратить внимание безработных граждан на то, что субсидия выделяется создаваемому малому предприятию как юридическому лицу при условии, что все безработные граждане, решившие совместно создать данное малое предприятие являются его учредителями с равными правами.
2.13. После согласования текста договора безработные граждане в соответствии с бизнес-планом в установленном порядке регистрируют малое предприятие, крестьянское (фермерское) хозяйство и информируют в течение 5 (пяти) рабочих дней в письменном виде центр занятости о завершении процедуры регистрации с предоставлением заверенных копий свидетельства о государственной регистрации юридического лица и учредительных документов.
2.14. Центр занятости в установленном порядке издает приказ о снятии безработных граждан, совместно создавших малое предприятие, с учета по безработице с даты регистрации малого предприятия и заключает с уполномоченным представителем малого предприятия договор на предоставление субсидии.
3. Технология предоставления субсидий на стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан
3.1. Безработные граждане, открывшие собственное дело при финансовой поддержке службы занятости, и создавшие в соответствии с бизнес - планом дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных граждан (далее - Предприниматели) могут получить субсидию на стимулирование создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан при выполнении следующих условий:
созданные дополнительные рабочие места должны быть постоянными;
безработные граждане, зарегистрированные в установленном порядке, трудоустраиваются на дополнительные рабочие места по направлению центра занятости на постоянной основе не позднее 01 декабря 2011 года.
3.2. Субсидия на стимулирование создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан может предоставляться Предпринимателям, открывшим собственное дело в рамках программ дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2009-2010 годы.
В случае, если в бизнес-плане, созданным в 2009-2010 годах с целью открытия собственного дела, не предусмотрено создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, то Предприниматели должны составить новый бизнес-план на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Бизнес-план должен включать: количество созданных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан; график ввода рабочих мест; смету затрат, производимых за счет предоставленной субсидии на стимулирование создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
3.3. Предприниматели, желающие принять на дополнительно созданные рабочие места безработных граждан, подают в центр занятости заявку на подбор необходимых им работников по форме, устанавливаемой центром занятости.
3.4. Центр занятости:
рассматривает заявку Предпринимателя, при необходимости осуществляет проверку дополнительно созданных рабочих мест, их соответствие техническим требованиям и требованиям безопасных условий труда;
производит подбор работников по заявке Предпринимателя из числа безработных граждан, зарегистрированных в центре занятости, для которых данная работа является подходящей;
согласовывает с отделом профессионального обучения и профессиональной ориентации Комитета возможность выделения средств на предоставление субсидии;
оформляет в установленном порядке направление на работу к Предпринимателю безработных граждан.
3.5. Предприниматель:
проводит собеседование с безработным гражданином, направленным центром занятости в целях трудоустройства, разъясняет режим рабочего времени и условия труда, систему оплаты труда;
производит соответствующую запись в направлении, выданном безработному гражданину центром занятости, и информирует центр занятости о результатах собеседования с безработным гражданином;
в случае положительного решения о трудоустройстве безработного гражданина направляет письменное заявление на имя директора центра занятости с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении субсидии, связанной с трудоустройством безработного гражданина.
3.6. Центр занятости совместно с Предпринимателем решают вопрос о сроке трудоустройства безработного гражданина. После подтверждения трудоустройства безработного гражданина Предпринимателем (предоставление в центр занятости копии приказа о приеме на работу, копии трудового договора) между центром занятости и Предпринимателем заключается соответствующий договор на предоставление Предпринимателю субсидии. Образец договора на предоставление субсидии на стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан приведен в приложении N 5.
3.7. В случае увольнения работника, трудоустроенного на созданное рабочее место Предприниматель обязан известить об этом центр занятости и принять другого безработного гражданина на освободившееся рабочее место.
4. Финансовое обеспечение
4.1. Финансирование мероприятий по организации самозанятости безработных граждан осуществляется из средств субсидий федерального бюджета и средств бюджета Московской области.
4.2. Финансовые средства центрам занятости для выплаты субсидии на организацию самозанятости безработных граждан выделяются Комитетом в объемах, предусмотренных Программой.
4.3. Финансовые средства центрам занятости для выплаты субсидии на стимулирование создания Предпринимателями дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан выделяются Комитетом по заявкам центров занятости в пределах средств предусмотренных Программой на эти цели. Указанные средства могут быть использованы на выплату заработной платы, приобретения оборудования, основных средств, приобретение лицензий, оформление сертификатов, оплату аренды помещения, иные расходы, связанные с реализацией данных мероприятий.
4.4. Субсидия на организацию самозанятости и субсидия на стимулирование создания Предпринимателями дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан выделяются гражданам, Предпринимателям, в виде разовой выплаты денежных средств.
4.5. Размер субсидии безработному гражданину на организацию самозанятости устанавливается в сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице.
4.6. Размер субсидии, предоставляемой юридическому лицу, учредителями которого являются безработные граждане, определяется как сумма субсидий, причитающихся каждому безработному гражданину.
4.7. Субсидия на организацию самозанятости предоставляется гражданам однократно.
4.8. Размер субсидии, предоставляемой на стимулирование создания Предпринимателями дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, устанавливается в сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице за каждого трудоустроенного безработного гражданина.
4.9. Предоставление субсидии на организацию самозанятости гражданам, а так же на стимулирование создания Предпринимателями дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан производится по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчетный (лицевой) счет индивидуального предпринимателя или расчетный счет юридического лица в учреждении банка на основании приказа директора центра занятости и договора, заключенного между центром занятости и гражданином, Предпринимателем.
4.10. Банковские расходы по перечислению субсидии осуществляются центрами занятости из средств, выделяемых на эти цели.
4.11 Учет финансовых средств, выделенных гражданам на открытие собственного дела, а так же на стимулирование создания Предпринимателями дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан из средств субсидии федерального бюджета и средств бюджета Московской области, осуществляется центром занятости раздельно.
5. Отчетность и контроль
Центры занятости осуществляют:
5.1. Своевременное отражение в бюджетном учете операций по перечислению сумм субсидий гражданам на создание собственного бизнеса (самозанятости) и на стимулирование создания Предпринимателями дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в соответствии с заключенными договорами, и списанию сумм предоставленных субсидий на расходы на основании выписки из лицевого счета Центра занятости.
5.2. Контроль за целевым расходованием средств, выделенных гражданам на организацию самозанятости по статьям расходов, указанным в бизнес-плане, а так же на стимулирование создания Предпринимателями дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, и за исполнением других обязательств, взятых на себя гражданами и Предпринимателями по заключенным с центром занятости договорам.
5.3. Закрытие договоров, заключенных гражданами и Предпринимателями на организацию самозанятости и/или стимулирование создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, после выполнения ими всех договорных обязательств на основании актов исполнения договоров. Образцы составления указанных актов приведены в приложениях N 4, N 7 настоящих Методических рекомендаций.
5.4. Составление соответствующего Акта и направление письменного предложения гражданину, Предпринимателю о добровольном возврате субсидии в случае выявления нецелевого использования финансовых средств или неисполнения иных обязательств Договора.
5.5. Подготовку и представление в Комитет установленной отчетности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.