Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа
по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования Чеховский муниципальный район Московской области на период до 2012 года
(утв. постановлением Главы Чеховского муниципального района от 15 июня 2011 г. N 467/8-1)
Программа по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования Чеховский муниципальный район Московской области на период до 2012 года (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 г. N 1101-р, поручением Губернатора Московской области.
I. Необходимость разработки и реализации Программы
Реформы по формированию современной системы управления муниципальными финансами, проведенные в последние годы в Российской Федерации, создали предпосылки для получения реального результата по повышению эффективности бюджетных расходов. Необходимо проведение мер, направленных на оптимизацию и повышение результативности бюджетных расходов, на модернизацию системы
управления муниципальными финансами. Разработка и принятие данной Программы позволит придать целостный и системный характер мероприятиям по повышению эффективности бюджетных расходов путем регулирования бюджетных правоотношений, установления единых принципов бюджетной системы, четкого определения статуса и полномочий участников бюджетного процесса, организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств, поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты.
II. Цели и задачи Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности Администрации Чеховского муниципального района по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных программ социально-экономического развития Чеховского муниципального района, муниципальных целевых программ.
Программа направлена на устранение и решение системных недостатков в сфере управления муниципальными финансами:
- более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования;
- увязки структуры и динамики расходов с целями социально-экономического развития Чеховского муниципального район;
- в создании условий для мотивации муниципальных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
- во внедрении новых методов финансирования муниципальных услуг, альтернативных сметному финансированию, при которых акцент с содержания муниципальных бюджетных учреждений переносится на предоставление муниципальных услуг;
- в применении инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (муниципальные целевые программы, доклады о результатах и основных направлениях деятельности, обоснования бюджетных ассигнований);
- активизации работы по изучению возможностей перевода муниципальных бюджетных учреждений в автономные учреждения;
- разработки системы оценки результатов оказания муниципальных услуг.
Для достижения целей Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:
- оптимизации бюджетных расходов на основе совершенствования методов планирования муниципальных целевых программ;
- четкого мониторинга достижения заявленных в муниципальных целевых программах результатов;
- создания механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
- повышения прозрачности и подотчетности деятельности Администрации Чеховского муниципального района, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей ее деятельности.
Для решения указанных задач необходимо принять решения по следующим основным направлениям:
- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности Администрации Чеховского муниципального района;
- переход к утверждению "программного" бюджета;
- на этапе формирования бюджета Чеховского муниципального района (далее - бюджет) обеспечить разграничение текущих расходов и расходов на реализацию муниципальных целевых программ;
- развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
- развитие муниципального финансового контроля;
- совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;
- повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и населения путем обеспечения населения информацией об основных направлениях деятельности Администрации Чеховского муниципального района, достигнутых и ожидаемых результатах.
III. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета Чеховского муниципального района
Для успешного развития Чеховского муниципального, его устойчивого социально-экономического развития, роста уровня и качества жизни населения необходима консолидация усилий всех хозяйствующих на его территории субъектов по соблюдению законодательно установленных социальных гарантий, выполнению контрактных обязательств. В условиях ограниченных бюджетных возможностей необходимо приложить все усилия к недопущению пересмотра заявленных бюджетных ассигнований, отмены или переноса сроков реализации ранее принятых программ, невыполнения муниципальных контрактов, так как это неизбежно приведет к снижению доверия граждан и бизнеса к органам местного самоуправления не только как к субъекту политики, но и как к ответственному и надежному партнеру в гражданско-правовых отношениях. Сбалансированная и устойчивая бюджетная система, проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики создадут условия для плодотворной работы и расширения бизнеса, а значит для расширения налогооблагаемой базы и, как следствие, для повышения уровня доходов местного бюджета, улучшения инвестиционного климата, продвижения инноваций, создания рабочих мест и позволит достичь конечной цели стратегии социально-экономического развития
- роста уровня и качества жизни населения Чеховского муниципального района.
Таким образом, для повышения эффективности деятельности Администрации Чеховского муниципального района в сфере бюджетной политики необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
- прозрачность, доступность и надежность принимаемых программ социально-экономического развития Чеховского муниципального района, муниципальных целевых программ, положенных в основу бюджетного планирования;
- формирование бюджета с учетом долгосрочных прогнозов основных параметров бюджета, муниципальных целевых программ, основанных на реалистичных оценках;
- ограничение бюджетного дефицита;
- стабильность и предсказуемость налоговой политики по местным налогам;
- полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение муниципальных задач, включая бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество;
- планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения и только при наличии источника их финансирования;
- принятие новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации;
- соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации ранее принятых обязательств;
- создание и поддержание необходимых финансовых резервов.
Для дальнейшего внедрения указанных выше принципов планируется реализовать следующие основные меры:
- использовать для целей бюджетного планирования консервативный прогноз социально-экономического развития Чеховского муниципального района;
- сократить бюджетные ассигнования на наименее эффективные муниципальные целевые программы по результатам анализа их исполнения;
- поддерживать в актуальном состоянии реестр расходных обязательств - уточнять формы и порядок ведения, вводить правила корректировки (пересчета) объемов, учитывать различные особенности, более плотно увязывать его с реестром муниципальных контрактов;
- обеспечить формирование и реализацию муниципальных целевых программ, включающих планируемые и достигаемые результаты, а также объем расходов, необходимых для их реализации (с разбивкой по годам освоения средств), для дальнейшего включения бюджетных ассигнований в бюджет;
- оптимизировать число налоговых льгот и отражать в случае применения налоговых льгот в рамках муниципальной целевой программы цели их предоставления, а также регулярно оценивать их влияние на достижение заявленных программой целей.
IV. Муниципальные целевые программы как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов
В настоящее время одной из форм увязки финансовых ресурсов с целями и задачами деятельности органов местного самоуправления являются муниципальные целевые программы. Одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов, как составной части эффективности деятельности Администрации Чеховского муниципального района, предлагается активнее внедрять программно-целевой принцип организации деятельности. Для совершенствования методов программно-целевого планирования необходимо обеспечить, чтобы муниципальные целевые программы:
- были направлены на реализацию муниципальных приоритетов;
- включали в себя четкие количественные измерители результатов, которых планируется достичь по итогам выполнения программ;
- охватывали все сферы деятельности органов местного самоуправления и соответственно большей части бюджетных ассигнований;
- были реалистичны и учитывали существующие бюджетные ограничения;
- включали механизм мониторинга достижения заявленных результатов.
V. Переход к программной структуре расходов бюджета
Необходимо создать условия для осуществления перехода к программно-целевому принципу планирования бюджетных ассигнований. Ориентировочно переход к программно-целевому принципу построения бюджета планируется провести с 2012 года. Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования, таких, как реестр расходных обязательств и обоснование бюджетных ассигнований.
Программная структура расходов должна будет охватывать большую часть расходов бюджета.
VI. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения
Данное направление Программы предполагает продолжение реализации административной реформы.
Основными направлениями повышения эффективности деятельности Администрации Чеховского муниципального района должны стать:
- противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
- совершенствование контрольной деятельности;
- сокращение дублирования функций и полномочий, а также оптимизация численности муниципальных служащих с учетом установленных нормативов;
- переход на оказание услуг в электронной форме;
- широкое использование информационных технологий, повышение открытости деятельности Администрации Чеховского муниципального района путем обеспечения доступа к информации о ее деятельности в сети Интернет. Отраслевыми управлениями Администрации Чеховского муниципального района должны быть разработаны планы повышения эффективности бюджетных расходов в сферах их ведения, предусматривающие параметры отчетности об эффективности расходов, оценку результатов, достигнутых по отношению к планам, критерии для измерения качества, количества и стоимости конечных результатов.
Важной сферой оптимизации деятельности Администрации Чеховского муниципального района является управление муниципальной собственностью.
Для повышения его эффективности предлагается реализация мер по следующим основным направлениям:
- упорядочение состава муниципального имущества, имущества муниципальной казны и обеспечение их учета;
- инвентаризация объектов муниципальной собственности, оформление прав на них;
- создание прозрачных процедур, определяющих вопросы аренды муниципального имущества;
- оптимизация сети муниципальных унитарных предприятий;
- совершенствование системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества.
VII. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
С целью реализации методов бюджетного планирования, ориентированного на результат, и определения объема и качества муниципальных услуг разработаны:
- порядок формирования, финансового обеспечения и выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг;
- сводный перечень муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями Чеховского муниципального района.
Целью повышения эффективности предоставления муниципальных услуг являются:
- повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других, социально значимых сферах;
- привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
- создание условий для оптимизации бюджетной сети;
- развитие материально-технической базы муниципальных учреждений Чеховского муниципального района, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
- снижение неустановленных видов оплаты услуг муниципальных учреждений;
- внедрение в деятельность муниципальных учреждений Чеховского муниципального района элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить 3 взаимосвязанные задачи:
- совершенствование правового статуса муниципальных учреждений Чеховского муниципального района;
- внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
- повышение открытости деятельности муниципальных учреждений Чеховского муниципального района, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг.
Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений будут проводиться путем реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Они направлены на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджета Чеховского муниципального района на их оказание.
Перевод бюджетных учреждений на предоставление субсидий на оказание муниципальных услуг потребует совершенствования практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений Чеховского муниципального района и механизмов их финансового обеспечения.
Муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его учредительными документами, будут формироваться главным распорядителем средств бюджета, в ведении которого находится данное учреждение Чеховского муниципального района.
VIII. Развитие системы муниципального финансового контроля
Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требуют существенного реформирования системы муниципального финансового контроля.
В этих целях необходимо:
- организовать действенный контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования;
- уточнить полномочия органов местного самоуправления (муниципальных органов) по осуществлению финансового контроля. Муниципальный финансовый контроль должен быть установлен за соблюдением:
- бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности;
- экономности, результативности и эффективности использования бюджетных средств.
В целях осуществления муниципального финансового контроля в Чеховском муниципальном районе решением Совета депутатов Чеховского муниципального района от 23.12.2005 г. N 27/5 утверждено Положение о Ревизионной комиссии Совета депутатов Чеховского муниципального района и постановлением Главы Чеховского муниципального района от 18.11.2010 г. N 574/8-2 утвержден Порядок осуществления муниципального финансового контроля Контрольно-ревизионным управлением Администрации Чеховского муниципального района. Главные распорядители бюджетных средств Чеховского муниципального района должны осуществлять внутренний контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур организации своей деятельности, включая:
- составление и исполнение бюджета;
- ведение бюджетного учета, составление бюджетной отчетности;
- соблюдение административных регламентов;
- подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
IX. Формирование комплексной контрактной системы
Для формирования комплексной контрактной системы первоочередными задачами на 20112012 годы являются обеспечение регламентации и структурирования всех стадий процесса муниципальных закупок, а именно - планирования закупок, размещения заказов и исполнения контрактов, а также обеспечение интеграции информационных ресурсов, связанных с размещением заказов и исполнением контрактов. В рамках прогноза социально-экономического развития в настоящее время разрабатывается прогноз муниципальных закупок, необходимых для реализации муниципальных функций и задач.
Одним из инструментов, объединяющих элементы контрактной системы, стал официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд. За счет функционирования сайта обеспечена возможность проведения мониторинга заключения, изменения и исполнения контрактов и анализа стоимостной информации. Заказчикам предоставлена возможность доступа к методической и правовой информации по вопросам, связанным с планированием закупок, размещением заказов и исполнением контрактов, путем выделения в рамках официального сайта информационно-справочного блока. Муниципальный заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг формируется с целью обеспечения максимальной эффективности и экономичности закупок товаров (работ, услуг), развития добросовестной конкуренции среди исполнителей, обеспечения объективности при размещении муниципального заказа, достижения открытости в использовании средств бюджета.
Дальнейшее развитие контрактных отношений будет направлено на создание прозрачной справедливой среды для всех сторон контракта, обеспечивающей сбалансированность интересов.
X. Обеспечение полноты поступления доходов
В настоящее время средства бюджета сконцентрированы на едином счете бюджета Чеховского муниципального район, открытом в органах Федерального казначейства.
Для обеспечения полноты поступления доходов, уточнения кода поступления доходов в бюджет необходимо повысить эффективность работы главных администраторов доходов бюджета при взаимодействии с казначейскими и налоговыми органами.
Основной акцент их деятельности следует сконцентрировать на проведении профилактических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения невыясненных поступлений. Это потребует организовать разъяснительную работу, контроль за регулярностью осуществления платежей и правильностью заполнения плательщиками реквизитов в платежных документах по уплате арендной платы за земельные участки и муниципальное имущество, доходам от продажи муниципального имущества, доходам от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, госпошлины за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции и др. Необходимо активизировать работу Межведомственной комиссии по мобилизации доходов бюджета Чеховского муниципального района, созданной постановлением Главы Чеховского муниципального района от 07.07.2010 г. N 313/8-2, по сокращению задолженности по налогам и сборам в бюджет, увеличению собираемости и пополнению налоговой базы по местным налогам.
Также необходимо проводить работу по повышению налогового потенциала в сфере малого бизнеса с целью увеличения поступлений в бюджет единого налога на вмененный доход и налога на доходы физических лиц (уточнение сведений по количеству плательщиков, суммам поступлений в бюджет).
Проведение инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности, позволит выявить неиспользуемое (бесхозяйное) и установить направления его эффективного использования.
В целях увеличения потенциала Чеховского муниципального района по налогу на имущество физических лиц следует организовать взаимодействие с ИФНС России по г. Чехову Московской области по увеличению собираемости налога на имущество физических лиц.
XI. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами
В целях удовлетворения современных требований к составу и качеству информации о финансовой деятельности, а также для повышения качества управления муниципальными финансами необходимо развивать единую интегрированную информационную систему управления общественными финансами (электронный бюджет), которая:
- обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности органов местного самоуправления, создание механизмов общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности Администрации Чеховского муниципального района путем публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических показателях бюджета, информации о стоимости
предоставленных муниципальных услуг, в том числе информации в разрезе муниципальных целевых программ, объектов финансирования в натуральном и стоимостном выражении;
- создаст инструменты для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения конечных результатов муниципальной целевой программы и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг;
- обеспечит интеграцию процессов составления, исполнения бюджета, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности;
- усилит взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, размещения заказов на их поставку и исполнения муниципальных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
- позволит осуществить централизацию и обеспечить единство учета объектов муниципальной собственности.
В рамках развития системы электронного бюджета на местном уровне необходимо создание информационных ресурсов и реестров, содержащих информацию о муниципальных служащих, муниципальных заданиях, оказываемых услугах и деятельности муниципальных учреждений, имуществе и обязательствах Чеховского муниципального района.
Будет продолжена модернизация уже имеющихся информационных баз - реестра расходных обязательств, сводной бюджетной росписи, реестра муниципальных контрактов и т.д. При этом, имеющиеся информационные базы и вновь создаваемые информационные ресурсы должны интегрироваться в систему электронного бюджета.
Внедрение системы электронного бюджета позволит перейти на качественно новый уровень управления муниципальными финансами и принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
XII. Организация реализации Программы
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках ежегодно утверждаемого плана. Результаты мероприятий, проводимых в целях реализации Программы, необходимо учесть при формировании проекта бюджета, а также среднесрочного финансового плана на 2012 - 2014 годы.
Предлагается реализовать мероприятия Программы по следующим направлениям:
- исполнение мероприятий по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений Чеховского муниципального района;
- разработка и утверждение отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов.
Бюджет предполагается разрабатывать с учетом достигнутых промежуточных результатов реализации Программы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы Чеховского муниципального района Московской области от 15 июня 2011 г. N 467/8-1 "Об утверждении Программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.