Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму УФНС России
по Московской области
от 6 июля 2011 г. N 19-21/35699@
Разъяснения (рекомендации)
о мерах по мобилизации дополнительных налоговых доходов за счет взимания земельного налога(1)
1. По вопросу организации администрирования земельного налога в отношении земельных участков, занятых многоквартирными домами, предлагаем учитывать следующее
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П, а также в письмах Минэкономразвития России от 16.10.2009 N Д23-3410, от 06.10.2010 N Д23-4017, от 01.06.2011 N Д23-2342 и Минфина России от 02.02.2011 N 03-05-05-02/06 переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, исходя из указанной нормы Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В свою очередь, это означает, что - в отличие от общего порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления уполномоченными публичными органами формирования данного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный участок не требуется, что вытекает из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П, а также подтверждается в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64.
В соответствии со статьей 2 Закона Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, включая земельные участки, на которых располагаются многоквартирные дома, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые также принимают решения об утверждении схем расположения таких земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Финансирование расходов, связанных с проведением работ по формированию земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, а также по подготовке межевых планов, необходимых в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, может осуществляться, в т.ч. в соответствии с положениями бюджетного законодательства.
В свою очередь, рассматривая вопрос о целесообразности расходов муниципального бюджета на выполнение работ по формированию и подготовке для кадастрового учета межевого плана земельного участка, занятого многоквартирным домом, необходимо учитывать, что в силу принципа платности землепользования (пункт 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) переход земельного участка под многоквартирным домом в собственность собственников помещений в этом доме означает возникновение у них обязанности по уплате земельного налога, который относится к местным налогам и плательщиками которого признаются в том числе организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статьи 15, 387 и 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, затраты на выполнение указанных кадастровых работ фактически носят для муниципальных бюджетов возвратный характер, а их экономический эффект напрямую связан с созданием условий для поступления в указанные бюджеты дополнительных налоговых доходов от земельных платежей собственников помещений в многоквартирном доме.
2. По вопросу о расчете размера доли в праве собственности на земельный участок, занятый многоквартирным домом, предлагаем учитывать следующее:
На основании статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован, и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, то налогоплательщиками земельного налога признаются собственники жилых и нежилых помещений этого дома.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1) органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Форма сведений, необходимых для исчисления налогов, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Данные, необходимые для исчисления налогов, представляются налоговым органам бесплатно.
В этой связи Минфином России (исходя из информации, содержащейся в письме от 25.02.2010 N 03-05-04-02/21) было предложено ФНС России включить в перечень необходимых для исчисления налогов сведений, содержащихся в форме, утверждаемой ФНС России на основании абзаца 2 пункта 4 статьи 5 Закона N 2003-1, также сведения о доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, для использования этих сведений при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, занятых многоквартирными домами (указанное реализовано в приказе ФНС России от 11.02.2011 N ММВ-7-11/154@ "Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата сведений об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иных сведений, необходимых для исчисления налогов", далее - Приказ, вводится в действие с 1 января 2012 г.).
До вступления в силу Приказа, исходя из разъяснений Минфина России от 25.02.2010 N 03-05-04-02/21, налоговые органы вправе при исчислении земельного налога использовать информацию о долях в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, предоставляемую органами муниципальных образований, с учетом положения статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации и на основании сведений, содержащихся в органах технической инвентаризации.
Учитывая изложенное, территориальным налоговым органам Управления поручается:
1. провести совещания межведомственных комиссий (рабочих групп) по мобилизации дополнительных налоговых доходов с приглашением представителей муниципальных органов, уполномоченных принимать решения о формировании земельных участков, занятых многоквартирными домами, по вопросам, касающимся вовлечения в число налогооблагаемых объектов соответствующих земельных участков, и при необходимости корректировок ставок земельного налога;
2. об исполнении настоящего поручения представить отчет (с указанием количества земельных участков, в отношении которых приняты меры для администрирования земельного налога) в отдел имущественных налогов УФНС России по Московской области в срок не позднее 15.08.2011 (по Lotus Notes Жукевич Елене Константиновне).
______________________________
(1) Настоящие рекомендации направлены на оказание практической помощи территориальным налоговым органам Управления, имеют сугубо информационно-справочный характер, не содержат новых правовых норм и официальных (общеобязательных) разъяснений законодательства и не могут рассматриваться препятствующими непосредственному применению положений нормативных правовых актов Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Управления ФНС по Московской области от 6 июля 2011 г. N 19-21/35699@ "О мерах по мобилизации дополнительных налоговых... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.