В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, данного по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 17.07.2009, и поручением Губернатора Московской области Б.В. Громова от 31.07.2009 N 1-14443
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации "О нормативах минимального обеспечения молодежи Московской области учреждениями по работе с молодежью по месту жительства" (далее - Рекомендации).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области использовать Рекомендации при организации работы с молодежью.
3. Отделу взаимодействия с муниципальными органами и учреждениями по работе с молодежью Управления по туризму и работе с молодежью довести настоящее распоряжение до сведения органов, реализующих полномочия по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью, муниципальных образований Московской области.
4. Организационному управлению разместить настоящее распоряжение на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 3-х дней со дня подписания распоряжения.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета О.Н. Долженко.
Председатель Комитета |
С.Н. Перников |
Методические рекомендации
"О нормативах минимального обеспечения молодежи Московской области учреждениями по работе с молодежью по месту жительства"
(утв. распоряжением Комитета по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области от 1 августа 2011 г. N 142/РП)
Введение
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, данного по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 17.07.2009, Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р "О стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", Законом Московской области от 01 декабря 2003 года N 155/2003-ОЗ "О государственной молодежной политике в Московской области", Комитет по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области в целях оказания методической помощи органам и учреждениям по работе с молодежью муниципальных образований Московской области разработал Методические рекомендации "О нормативах минимального обеспечения молодежи Московской области учреждениями по работе с молодежью по месту жительства" (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации подготовлены с учетом Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" и Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Учреждения по работе с молодежью являются структурами, обеспечивающими конституционные права молодых граждан на выбор рода деятельности и профессиональное самоопределение, на доступ к культурным благам, на сохранение исторического и культурного наследия, на объединение, свободный выбор обучения, общения и воспитания, на свободу литературного, художественного, научного, гражданско-патриотического, духовного, технического и других видов творчества, на формирование здорового образа жизни, на занятия спортом.
1. Учреждения по работе с молодежью
На основании статистических данных по состоянию на 01.01.2011 в Московской области действует 157 учреждений по работе с молодежью следующих видов:
- центр социально-психологической помощи;
- центр правовой помощи;
- центр информации для молодежи;
- подростково-молодежный клуб;
- центр гражданского и патриотического воспитания;
- молодежный (комплексный молодежный) центр;
- молодежная биржа труда;
- центр по профориентации и трудоустройству молодежи;
и иные учреждения.
Названные учреждения различаются по:
- характеру выполняемых функций;
- объему и организации процесса оказания услуг;
- особенностям применяемого труда.
Учреждения по работе с молодежью построены по интегрированному и комплексному принципу.
Такая система обусловлена рядом причин, среди которых можно выделить:
- потребительский спрос;
- поддержка инициативы;
- местные традиции;
- социальная инфраструктура;
- демографические характеристики;
- ресурсное обеспечение.
Органы местного самоуправления, являющиеся учредителями учреждений по работе с молодежью, самостоятельны в решении вопросов о видах, содержании услуг, их объемов и самостоятельно определяют типы учреждений, их площади и штатную численность сотрудников. [1, 2, 4].
Независимо от функциональной дифференциации для всех учреждений органов по работе с молодежью характерен перечень основополагающих видов деятельности, вокруг которых складываются специфические, характерные для конкретного учреждения муниципальные задания.
Основными видами услуг являются: консультационно-профилактические услуги, кружково-секционная работа, профориентационные услуги, информационно-методические услуги, а также, организация досуга и мероприятий по работе с молодежью и организация молодежных обменов.
В настоящее время основные функции учреждений по работе с молодежью определяются исходя из принципа формирования муниципального заказа по виду и содержанию услуг:
N |
Вид услуги |
Содержание услуги |
1 |
Консультационно-профилактические |
- консультирование по вопросам работы с молодежью; - юридическое консультирование; - психологическое консультирование; - реабилитационная помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; - воспитательная и индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними; - профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - профилактика употребления ПАВ, табака и алкоголя; - профилактика экстремизма. |
2 |
Кружково-секционная работа |
- декоративно-прикладное творчество; - художественно-эстетическое направление; - спортивное направление; - туристско-краеведческое направление; - гражданско-патриотическое направление; - военно-патриотическое направление; - фольклор; - лидер-классы; - техническое творчество; - работа с подростками-инвалидами. |
3 |
Профориентационные услуги |
- частичная трудовая занятость молодежи; - работа трудовых отрядов; - оказание помощи в выборе профессии. |
4 |
Информационно - методические услуги |
- методическая помощь специалистам, работающим с молодежью; - разработка программ и проектов; |
- поддержка и развитие молодежных инициатив и талантливой молодежи; - информирование и социальное просвещение о потенциальных возможностях саморазвития, научной и предпринимательской активности; - развитие моделей молодежного самоуправления; - информационное противодействие распространению среди молодежи экстремизма, наркомании, алкоголизма, табакокурения. | ||
5 |
Организация досуга и мероприятий по работе с молодежью |
- тематические праздники и вечера отдыха; - видео-кинопоказы; - выставки; - экскурсии; - игротеки; - семейные клубы; - молодежные дискотеки; - добровольческая (волонтерская) деятельность; - лагеря молодежного актива; - туристские походы; - слеты; - спортивные праздники и спартакиады; - концерты; - фестивали и конкурсы; - театральные показы; - работа студий видео и звукозаписи; - работа молодежных СМИ; - организация летнего отдыха. |
6 |
Организация молодежных обменов |
- поддержка межмуниципального, межрегионального и международного взаимодействия молодежи; - обмен специалистами по работе с молодежью; - отправка - прием молодежных делегаций. |
В результате реализации функциональных задач через специфические виды деятельности оказываются услуги, ориентированные на потребительский спрос и удовлетворение потребности молодежи конкретного муниципального образования.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2.1. Определение минимальной обеспеченности молодежи муниципальных образований Московской области учреждениями по работе с молодежью
Норматив предусматривает использование следующих показателей:
количества молодых жителей (в возрасте от 14 до 30 лет), проживающих на территории муниципального образования;
категория населенных пунктов (городские, сельские).
Единицей измерения минимальной обеспеченности молодежи Московской области учреждениями по работе с молодежью выступает площадь учреждения (в квадратных метрах), предназначенная для осуществления систематической работы с молодежью.
Минимальная обеспеченность определяется количеством квадратных метров на 1000 молодых граждан (в возрасте от 14 до 30 лет) и рассчитывается в соответствии с формулой:
, где
- рекомендуемая суммарная минимальная площадь учреждений по работе с молодежью, непосредственно используемая для осуществления систематической работы с молодежью в форме клубных, кружковых занятий, проведения молодежных мероприятий (в кв. м), рассчитываемая исходя из 12% охвата молодежи услугами, оказываемыми учреждениями органа по делам молодежи;
- число молодых жителей (в возрасте от 14 до 30 лет), проживающих в населенном пункте, тысяч человек;
- минимальная площадь (кв. м), необходимая для организации работы с одним молодым жителем в форме клубных, групповых занятий, секций. Указанная площадь составляет 2,5 кв. метра;[3]
- минимальное число молодых жителей, одновременно получающих услуги в форме групповых клубных, кружковых занятий, секций на базе учреждения по работе с молодежью минимальной площади. Принимается равным 30 человекам, исходя из того, что нагрузка несовершеннолетних в свободное время должна составлять не более 8 часов в неделю и, принимая во внимание типовое расписание работы кружковых и досуговых объединений (3 раза в неделю по 2 часа), при одновременном проведении занятий для 2-х групп (по 15 человек, при работе во второй половине дня после учебы (работы));
- поправочный коэффициент, отражающий возможность расширения охвата молодежи учреждениями по работе с молодежью, в местах компактного проживания населения. Указанный коэффициент зависит от количества молодежи в городском населенном пункте и определяется в соответствии с таблицей:
Численность молодежи, человек |
Значение поправочного коэффициента К |
до 1000 |
1 |
1,0 - 3,0 |
0,93 |
3,0 - 10,0 |
0,87 |
10,0 - 20,0 |
0,80 |
20,0 - 50,0 |
0,73 |
Для оптимального распределения рассчитанной указанным выше способом совокупной площади учреждений по работе с молодежью между отдельными учреждениями, рекомендуется придерживаться следующей средней площади учреждения:
Категория населенного пункта, тысяч молодых граждан (в возрасте от 14 до 30 лет) |
Рекомендуемая средняя площадь учреждения, кв. м |
|
Для сельской местности |
Для городской местности |
|
до 1,0 |
75 |
|
1,0 - 3,0 |
75 |
140 |
3,0 - 10,0 |
75 |
500 |
10,0 - 20,0 |
- |
1000 |
20,0 - 50,0 |
- |
1500 |
С целью организации работы с молодежью по месту жительства, помимо рассчитанной площади, необходимой для осуществления систематической работы с молодежью в форме клубных, кружковых занятий, секций, проведения молодежных мероприятий, рекомендуется предусматривать наличие дополнительных технических и административных площадей, составляющих не менее 40% от площадей, используемых для непосредственной работы с молодежью.
Площадь учреждений по работе с молодежью может отличаться от рекомендуемой в соответствии со спецификой работы, местом расположения, плотностью населения в конкретном населенном пункте.
2.2. Определение штатной численности и порядка отнесения к группам по оплате труда учреждений по работе с молодежью
Учитывая, что установление численности и перечня специальностей работников учреждений по работе с молодежью в соответствии со 131-ФЗ определяется органами местного самоуправления самостоятельно исходя из задач, перечня и содержания услуг с учетом местной специфики конкретного муниципального образования, разработчики сочли целесообразным не затрагивать в данных Методических рекомендациях вопросы регулирования численного и качественного состава штата учреждений по работе с молодежью.
Принятие органом местного самоуправления нормативного правового акта о системе оплаты труда работников учреждений по работе с молодежью, а также установление критериев отнесения учреждений по работе с молодежью к группам по оплате труда руководителей производится на основании рекомендаций, отраженных в нормативном правовом акте Главного управления по труду и социальным вопросам Московской области. [5]
2.3. Наименования учреждений органов по работе с молодежью
Наименования учреждений по работе с молодежью должны содержать: указание на собственника его имущества, тип учреждения, на характер его деятельности, отражать его местонахождение. Так же могут присваиваться сокращенные названия.
Примеры:
1. Муниципальное бюджетное учреждение по работе с молодежью "Комплексный молодежный центр "Наименование" городского округа ... ... ... ...
собственность имущества - Муниципальное
тип - бюджетное учреждение
характер деятельности - организация и проведение мероприятий по работе с молодежью
вид - "Комплексный молодежный центр"
фирменное название - "Наименование"
местонахождение - территория городского округа
2. Муниципальное бюджетное учреждение по работе с молодежью "Молодежный центр" ... ... ... ... ... ... ... ... муниципального района
собственность имущества - Муниципальное
тип - бюджетное учреждение
характер деятельности - организация и проведение мероприятий по работе с молодежью
вид - "Молодежный центр"
фирменное название - нет
местонахождение - территория муниципального района
3. Муниципальное бюджетное учреждение по работе с молодежью "Центр социально-психологической помощи "Наименование" ... ... ... ... муниципального района
собственность имущества - Муниципальное
тип - бюджетное учреждение
характер деятельности - организация и проведение мероприятий по работе с молодежью
вид - "Центр социально-психологической помощи"
фирменное название - "Наименование"
местонахождение - территория муниципального района
4. Муниципальное бюджетное учреждение по работе с молодежью "Центр гражданского и патриотического воспитания "Наименование" городского поселения ... ... ... ... ... ... ... ..
собственность имущества - Муниципальное
тип - бюджетное учреждение
характер деятельности - организация и проведение мероприятий по работе с молодежью
вид - "Центр гражданского и патриотического воспитания"
фирменное название - "Наименование"
местонахождение - территория городского поселения
5. Муниципальное бюджетное учреждение по работе с молодежью "Подростково-молодежный клуб "Наименование" сельского поселения ... ... ... ... ... ... ... ..
собственность имущества - Муниципальное
тип - бюджетное учреждение
характер деятельности - организация и проведение мероприятий по работе с молодежью
вид - "Подростково-молодежный клуб"
фирменное название - "Наименование"
местонахождение - территория сельского поселения
Список используемых нормативных правовых актов:
1. Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 54);
2. Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ "Бюджетный кодекс Российской Федерации" (ст. 71, 72);
3. Санитарно-эпидемиологические правила от 25 ноября 2002 года СанПиН 2.4.2.1178-02;
Санитарно-эпидемиологические правила от 25 ноября 2002 года СанПиН 2.4.2.1178-02 утратили силу с 1 сентября 2011 г.
См. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189
4. Письмо Минспорттуризма России от 10.08.2010 N 1110/05;
5. Распоряжение Главного управления по труду и социальным вопросам Московской области от 26.06.2007 N 51 "Об утверждении Рекомендаций об оплате труда работников учреждений по работе с молодежью муниципальных образований Московской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработаны методические рекомендации по определению нормативов минимального обеспечения молодежи по месту жительства учреждениями по работе с молодежью.
Установлено, что на территории региона действует 157 учреждений по работе с молодежью. Перечислены виды данных учреждений, обозначены виды услуг, которые они оказывают.
При определении норматива учитываются показатели количества молодых жителей (в возрасте от 14 до 30 лет), проживающих на территории муниципального образования и категория населенных пунктов (городские, сельские). Единицей измерения выступает площадь учреждения (в квадратных метрах), предназначенная для осуществления систематической работы с молодежью. Представлена формула, по которой рассчитывается минимальная обеспеченность.
Описаны порядок определения штатной численности и порядок отнесения к группам по оплате труда учреждений по работе с молодежью.
Распоряжение Комитета по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области от 1 августа 2011 г. N 142/РП "Об утверждении Методических рекомендаций "О нормативах минимального обеспечения молодежи Московской области учреждениями по работе с молодежью по месту жительства"
Текст распоряжения официально опубликован не был