Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Московской области
от 27 сентября 2011 г. N 1091/39
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития Московской области на 2012-2014 годы
Прогноз социально-экономического развития Московской области на 2012-2014 годы (далее - прогноз) разработан в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.
Правовой основой для его разработки явились:
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации";
постановление Правительства Московской области от 26.05.2011 N 485/20 "О некоторых вопросах разработки прогноза социально-экономического развития Московской области";
постановление Правительства Московской области от 04.06.2009 N 430/20 "О Системе показателей социально-экономического развития Московской области".
Показатели прогноза разработаны на базе статистических данных за 2007-2010 годы, а также итогов социально-экономического развития экономики и социальной сферы Московской области в январе-июне 2011 года.
Анализ тенденций социально-экономического развития Московской области в 2011 году свидетельствует о стабилизации ситуации в экономике и социальной сфере, которая продолжится до конца года, и положительной динамике основных параметров прогноза в среднесрочной перспективе.
По сравнению с январем-июнем 2010 года в экономике Московской области отмечен рост значений основных экономических показателей.
Оборот организаций в фактических ценах увеличился на 18,6 процента.
Рост промышленного производства составил 110,9 процента, что превысило рост промышленного производства в Российской Федерации (105,3 процента). Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "обрабатывающие производства" увеличился на 10,5 процента, "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - на 10,6 процента.
Грузооборот автомобильного транспорта вырос на 12,4 процента.
Средняя заработная плата в мае 2011 года достигла 27 531 рублей, увеличившись по сравнению с маем 2010 года на 12,4 процента.
Рост оборота розничной торговли в Московской области составил 107,3 процента. Сохраняется тенденция к сокращению численности официально зарегистрированных безработных лиц с 34,7 тыс. человек на конец января 2011 года до 30,7 тыс. человек на конец июня 2011 года.
В то же время в жилищном строительстве сохраняется отрицательная динамика. С начала 2011 года было введено в действие 1,9 млн. кв. метров общей площади жилых домов, что на 26,2 процента меньше, чем в январе-июне 2010 года.
Разработка основных параметров развития экономики Московской области проведена по двум вариантам:
первый вариант (консервативный) отражает сложившуюся тенденцию развития экономики Московской области;
второй вариант (умеренно оптимистический) предполагает улучшение инвестиционного климата, стимулирование экономического роста и модернизации, дальнейший рост доходов и повышение эффективности расходов консолидированного бюджета Московской области, а также рост банковского кредитования и сохранение сдержанной политики регулирования тарифов.
Демографические показатели
Динамика общей численности населения отражает закономерности в тенденциях формирования его возрастной структуры и естественного воспроизводства населения, а также в значительной мере зависит от направленности и размеров миграционного движения населения, сложившихся в Московской области.
В 2012-2014 годах прогнозируется некоторое замедление роста общего коэффициента рождаемости по сравнению с 2010 годом (в 2012 году по двум вариантам расчетов - до 10,2 и 10,4 промилле против 10,9 промилле в 2010 году, в 2014 году - до 9,9 и 10,2 промилле по двум вариантам расчетов соответственно). Указанная тенденция обусловлена снижением численности женщин в детородном возрасте.
В Московской области в прогнозируемом периоде предусматривается принятие комплекса мер по улучшению качества оказания медицинской помощи беременным женщинам и новорожденным детям.
В этих целях постановлением Правительства Московской области от 20.11.2008 N 1038/44 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Совершенствование медицинской помощи новорожденным, беременным женщинам и матерям в Московской области на период 2009-2012 годов" утверждена долгосрочная целевая программа Московской области "Совершенствование медицинской помощи новорожденным, беременным женщинам и матерям в Московской области на период 2009-2012 годов". Реализация мероприятий указанной программы позволит повысить качество оказания специализированной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, новорожденным и детям первого года жизни и снизить материнскую и младенческую смертность.
В Московской области сохраняется тенденция к снижению общего коэффициента смертности населения с 15,9 промилле в 2009 году до 14,9 промилле в 2011 году (по оценке), что обусловлено повышением качества и доступности медицинской помощи, усилением профилактической работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения, укреплением их диагностической базы.
Постановлением Правительства Московской области от 09.09.2008 N 794/33 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Улучшение демографической ситуации в Московской области на 2009-2012 годы" утверждена долгосрочная целевая программа Московской области "Улучшение демографической ситуации в Московской области на 2009-2012 годы", основными задачами которой являются: создание условий для повышения рождаемости в Московской области, сохранения и улучшения репродуктивного здоровья населения, обеспечение сохранения здоровья, снижение уровня смертности населения, регулирование миграционных процессов в Московской области.
С учетом реализации мероприятий указанной программы наметившиеся положительные тенденции в прогнозируемом периоде сохранятся, общий коэффициент смертности в 2014 году снизится по сравнению с 2010 годом и составит по двум вариантам расчетов 14,3 и 14,2 промилле (в 2010 году - 15,4 промилле).
Влияние указанных факторов, а также стабильно высокий уровень миграционного прироста позволяют предположить рост численности населения в Московской области в 2012-2014 годах.
По прогнозу численность постоянного населения Московской области в 2012 году может увеличиться по сравнению с уровнем 2010 года по двум вариантам расчетов соответственно на 64 и 82,7 тыс. человек, в 2014 году - на 128 и 168,2 тыс. человек.
Численность городского населения Московской области в 2012 году по сравнению с 2010 годом по двум вариантам расчетов увеличится на 54,2 и 70,6 тыс. человек соответственно. В среднесрочной перспективе тенденция роста численности городского населения сохранится, что обусловлено прогнозируемыми значительными объемами жилищного строительства в городах Московской области.
Численность сельского населения Московской области в прогнозируемом периоде будет увеличиваться менее значительно. По двум вариантам расчетов в 2012 году его прирост по сравнению с 2010 годом составит 9,8 и 12,1 тыс. человек.
Макроэкономические показатели
По оценке в 2010 году объем валового регионального продукта составит 1 832,2 млрд. рублей и может вырасти на 5 процентов.
Рост динамики валового регионального продукта произойдет за счет увеличения в 2010 году его основных составляющих: промышленного производства, оборота розничной и оптовой торговли.
Положительная динамика экономического роста сохраняется в 2011 году и приведет по оценке к росту валового регионального продукта на 7 процентов, в 2012-2014 годах - ежегодно более чем на 8 процентов.
Промышленное производство
По оценке в 2011 году в результате проводимой диверсификации производства, модернизации производства и освоения производства новых видов промышленной продукции ожидается улучшение ситуации в промышленном производстве Московской области и индекс промышленного производства составит 112 процентов по отношению к уровню 2010 года.
По оценке в 2011 году по сравнению с 2010 годом ожидается сохранение положительной динамики в обрабатывающем производстве (113,4 процента) и в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (105 процентов). Производство по добыче полезных ископаемых в 2011 году предполагается на уровне 2010 года.
Основные причины, сдерживающие развитие производства по добыче полезных ископаемых, заключаются в завершении отработки горных отводов и сложностей при решении вопросов по оформлению новых земельных отводов для разработки песчано-гравийных карьеров.
В обрабатывающем производстве по оценке 2011 года рост объемов производства машин и оборудования (130 процентов), резиновых и пластмассовых изделий (120 процентов), электрооборудования (118 процентов), химической продукции (103,5 процента) будет обеспечен за счет увеличения выпуска телевизоров, стиральных машин, холодильников и морозильников бытовых, автомобильных шин, минеральных удобрений и лакокрасочной продукции.
В прогнозируемом периоде предусматривается рост промышленного производства (в 2012 году по второму варианту расчетов - 114,1 процента, в 2013 году - 111,6 процента, в 2014 году - 112 процентов), который будет определяться развитием инновационно-ориентированных видов экономической деятельности: производства электрооборудования и электронного и оптического оборудования, производства машин и оборудования, химической промышленности.
Основной задачей развития отрасли в прогнозируемом периоде является расширение производства современных по ассортименту и номенклатуре высококачественных и конкурентоспособных строительных материалов, изделий и конструкций, снижение ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат в производстве строительных материалов, изделий и конструкций, создание дополнительных рабочих мест на предприятиях отрасли, внедрение новых технологий.
На территории Московской области реализуются несколько крупных национальных инвестиционных проектов:
"Создание Национального центра авиастроения (городской округ Жуковский)";
"Создание научно-технического комплекса ОАО "Вертолеты России" (Люберецкий и Щелковский муниципальные районы).
В Московской области осуществляется реализация перспективных проектов в области медицинской и фармацевтической промышленности:
"Организация опытно-промышленного производства субстанций и лекарственных средств на основе моноклональных антител, необходимых для выпуска дорогостоящих импортозамещающих препаратов" (ЗАО "БИОКАД", Красногорский муниципальный район);
"Центр по разработке инновационных и импортозамещающих лекарственных препаратов" (ЗАО "Исследовательский Институт Химического Разнообразия");
"Разработка и производство медицинской техники" (ЗАО "Холдинговая компания "Трекпор Технолоджи", городской округ Дубна).
В рамках проекта формирования инновационного кластера в городском округе Пущино намечается строительство биофармацевтического комплекса "Биоран" по производству субстанций и готовых лекарственных форм генно-инженерных препаратов.
В сфере развития нанотехнологий планируются к размещению на территории Московской области 5 проектов, среди них:
"Создание Международного центра нанотехнологий" (городской округ Дубна)";
"Создание технопарка по производству волоконных лазеров (городской округ Фрязино)";
"Создание промышленного производства высокоэффективных лазерных устройств на базе эрбиевого граната, получаемого из наноразмерных оксидных порошков (городской округ Троицк)".
В 2011 году планируется ввод в эксплуатацию завода ЗАО "Галилео Нанотех" по производству меток радиочастотной идентификации и металлизированных упаковочных материалов с применением новейших достижений в области нанотехнологий (Сергиево-Посадский муниципальный район).
Продолжается строительство предприятий промышленности строительных материалов и строительной индустрии: производство по выпуску ячеистого газобетона на ООО "Дмитровский завод газобетонных изделий" в Дмитровском муниципальном районе; производство керамического кирпича на ОАО "Гжельский кирпичный завод" в Раменском муниципальном районе.
По прогнозу в 2012-2014 годах планируется: получение государственного заказа на изготовляемую продукцию на ООО "ЛИАЗ" в Орехово-Зуевском муниципальном районе; освоение нового ассортимента - сельхозтехника и самосвалы на ООО "Тонар"; ввод в эксплуатацию нового цеха по регенерации автогрузовых шин на ООО "Мишлен. Русская компания по производству шин".
В 2013-2014 годах рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами прогнозируется во всех муниципальных районах и городских округах Московской области.
Значительный рост значений указанного показателя в 2012 году (более 110 процентов) предусматривается в 50 муниципальных образованиях, среди которых Лотошинский, Рузский, Подольский, Орехово-Зуевский, Ступинский, Егорьевский, Ногинский муниципальные районы Московской области, городские округа Московской области: Лосино-Петровский, Орехово-Зуево, Щербинка, Электросталь, Коломна, Климовск и другие.
В то же время предполагается снижение в 2012 году по сравнению с оценкой 2011 года объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в городском округе Электрогорск.
Наука и инновационная деятельность
В среднесрочной перспективе предусматриваются положительные тенденции развития Московской области в сфере науки и инновационной деятельности.
По оценке в 2011 году удельный вес работников, выполняющих научные исследования и разработки, в общей численности занятых останется на уровне 2010 года (2,7 процента). В среднесрочной перспективе по второму варианту расчетов указанный показатель имеет тенденцию к росту и к 2014 году он может составить 2,9 процента.
В 2012-2014 годах прогнозируется рост удельного веса работников, имеющих ученую степень доктора наук и кандидата наук, в общей численности работников, выполняющих научные исследования и разработки, и в 2014 году рост может составить 111,6 процента (в 2010 году - 110,6 процента).
По оценке в 2011 году количество инновационно-активных организаций составит 210 единиц и в прогнозируемом периоде будет увеличиваться. В 2012 году указанный показатель может составить по первому варианту расчетов 220 единиц, по второму - 230 единиц, в 2013 году - 250 и 260 единиц, в 2014 году - 270 и 290 единиц соответственно.
Сельское хозяйство
Московская область является одним из крупнейших в Российской Федерации производителем сельскохозяйственной продукции. В последнее десятилетие в Московской области был создан значительный потенциал по производству сельскохозяйственной продукции.
Прогноз развития сельского хозяйства на 2012-2014 годы разработан с учетом имеющегося в Московской области производственного потенциала, сложившихся тенденций развития сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения, а также намеченных мер по реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" и долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие сельского хозяйства Московской области на период 2009-2012 годов", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 09.09.2008 N 795/33 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие сельского хозяйства Московской области на период 2009-2012 годов".
Несмотря на объективные трудности, связанные с последствиями мирового финансового кризиса, сельское хозяйство сохранило положительную тенденцию роста по основным направлениям деятельности и производства сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой и перерабатывающей промышленности.
Производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2010 году уменьшилось на 12,2 процента относительно 2009 года. Спад в большей степени связан с неблагоприятными погодными условиями.
В прогнозируемом периоде намечается постепенный рост производства сельскохозяйственной продукции. По оценке в 2011 году объем производства сельскохозяйственной продукции в действующих ценах составит 80,7 млрд. рублей, что на 6,7 процента выше уровня 2010 года.
По оценке в 2011 году ожидается значительное увеличение производства зерновых и зернобобовых (в весе после доработки) - на 41,7 процента по отношению к уровню 2010 года, картофеля - на 35 процентов, овощей - на 20 процентов, обусловленное спадом их производства в 2010 году.
В 2012 году объем производства сельскохозяйственной продукции достигнет по двум вариантам расчетов 85 и 85,5 млрд. рублей, что превысит уровень 2011 года на 0,1 и 0,7 процента соответственно.
В 2013-2014 годы индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по второму варианту расчетов увеличится на 1,4 и 0,8 процента к предыдущему году соответственно.
В среднесрочной перспективе рост производства основных видов сельскохозяйственной продукции может быть обеспечен более полным использованием потенциала крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения, укреплением кормовой базы, улучшением селекционно-племенной работы, применением высокоурожайных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, использованием интенсивных ресурсосберегающих технологий.
Производство скота и птицы (в живом весе) в 2014 году по сравнению с 2010 годом увеличится по второму варианту расчетов на 8,5 процента.
При благоприятных погодных условиях, а также стабильной и системной государственной поддержке сельскохозяйственного производства прогнозируется увеличение ежегодных темпов прироста производства картофеля и овощей.
В 2011 году принято решение увеличить на 26 процентов к уровню 2010 года финансирование мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Московской области на период 2009-2012 годов", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 09.09.2008 N 795/33 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие сельского хозяйства Московской области на период 2009-2012 годов".
Мероприятиями данной программы предусмотрена дополнительная поддержка развития молочного животноводства как наиболее перспективного направления специализации сельскохозяйственного производства в животноводческой отрасли.
В бюджете Московской области на 2011 год на поддержку молочного животноводства выделено 262,8 млн. рублей; на поддержку мясного животноводства - 20 млн. рублей.
Постановлением Правительства Московской области от 18.05.2011 N 458/16 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие мясного животноводства в Московской области на 2012-2020 годы" утверждена долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие мясного животноводства в Московской области на 2012-2020 годы".
Транспорт, дорожное строительство, связь и государственное (муниципальное) управление
Дорожное хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики, от устойчивого и эффективного функционирования которой в значительной степени зависит социально-экономическое развитие Московской области и условия жизни населения.
Прогноз в сфере дорожного хозяйства на 2012-2014 годы разработан с учетом реализации мероприятий долгосрочной целевой программы Московской области "Дороги Подмосковья на период 2012-2015 годов", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 08.06.2011 N 531/21 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Дороги Подмосковья на период 2012-2015 годов".
По оценке в 2011 году протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения может составить 13 052 км. В 2012-2014 годах ожидается уменьшение данного показателя, связанное с передачей автомобильных дорог регионального значения из собственности Московской области в муниципальную собственность.
Существенное значение для развития транспортной инфраструктуры имеет строительство новых и реконструкция существующих автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием.
В прогнозируемом 2012 году по первому варианту расчетов предполагается строительство и реконструкция 103,4 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, по второму - 150,8 км, в 2013 году по первому варианту - 109,4 км, по второму - 140,7 км, в 2014 году - 134,8 км и 178 км соответственно.
Доля отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, в отношении которых произведен капитальный ремонт, в 2010 году составила 1,8 процента. По оценке в 2011 году значение данного показателя существенно уменьшится в связи с отсутствием необходимого финансирования.
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения в 2009-2010 годах составила 28,2 процента. По оценке в 2011 году значение показателя также останется неизменным. В среднесрочной перспективе в условиях второго варианта расчетов прогнозируется увеличение показателя: в 2012 году до 29,2 процента, в 2013 году - 31,4 процента, в 2014 году - 34,8 процента.
В результате проведения необходимых мероприятий по развитию дорожной сети количество населенных пунктов, не имеющих выходов к автомобильным дорогам с твердым покрытием, в период с 2009 года по 2014 год уменьшится на 100 населенных пунктов.
Развитие транспортного комплекса оказывает значительное влияние на обеспечение социальной стабильности и снижение издержек в экономике Московской области.
Несмотря на то, что объемы грузовых перевозок в период 2008-2009 годов значительно сокращались, грузооборот грузовых автомобилей всех видов экономической деятельности в 2010 году увеличился на 4,1 процента.
По оценке в 2011 году рост данного показателя составит 104,2 процента к уровню 2010 года.
В среднесрочной перспективе грузооборот грузовых автомобилей будет увеличиваться более высокими темпами: в 2012 году по второму варианту расчетов - на 8,3 процента по сравнению с оценочным значением данного показателя в 2011 году, в 2013 году - на 10,5 процента процентов по сравнению с предыдущим годом, в 2013 году - на 15 процентов. Прогнозируемый рост обусловлен ожидаемым оживлением в сфере промышленного производства, строительства и потребительского рынка Московской области.
Доля государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде, в общем количестве государственных и муниципальных услуг по оценке 2011 года составит 84,7 процента. В среднесрочной перспективе она будет увеличиваться и в 2014 году, по прогнозу, может достичь 100 процентов.
Малое предпринимательство (включая микропредприятия)
В последние годы отмечена устойчивая тенденция к развитию малого и среднего предпринимательства в Московской области.
В 2010 году принят Закон Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области", который устанавливает основы государственной политики Московской области в сфере развития предпринимательства, регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления государственной поддержки субъектам предпринимательской деятельности, способствует активизации деловой активности предпринимателей, росту количества малых и средних предприятий и численности занятых работников.
В сфере малого бизнеса в 2009 году количество малых предприятий (включая микропредприятия) в расчете на 1 000 человек населения составило 11 единиц, в 2010 году - 11,5 единиц. При этом рост числа малых предприятий (включая микропредприятия) за указанный период составил 105,7 процента.
По оценке в 2011 году ожидается увеличение количества малых предприятий (включая микропредприятия) в расчете на 1 000 человек населения до 12 единиц. В 2012-2014 годах, по прогнозу, тенденция роста указанного показателя сохранится. В 2014 году он может достичь 13,4 единиц на 1 000 человек населения.
Прогнозируемые изменения количества малых предприятий по сравнению с оценкой 2011 года будут сопровождаться увеличением численности работников малых предприятий во всех видах экономической деятельности.
Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий в 2010 году составила 19 061,8 рублей, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 8,8 процента. В прогнозируемом периоде планируется устойчивый рост уровня среднемесячной заработной платы. В 2012 году по первому варианту расчетов величина средней заработной платы работников малых предприятий составит 21 521,4 рублей, по второму варианту - 21 935,4 рублей (рост по сравнению с оценкой 2011 года на 6,2 и 8,2 процента соответственно). По прогнозу в 2014 году средняя заработная плата в малом предпринимательстве по второму варианту расчетов превысит уровень 26 тыс. рублей.
В 2012 году развитию малого предпринимательства в Московской области будет способствовать реализация мероприятий долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 29.01.2009 N 71/2 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009-2012 годы".
Приоритетными направлениями развития малого и среднего предпринимательства в Московской области в прогнозируемом периоде будут являться: научно-техническая и инновационная деятельность; производство, в том числе импортозамещающей и экспортно-ориентированной продукции; технологическое оснащение и переоснащение производства; развитие малого и среднего предпринимательства в жилищной сфере, в сферах коммунального хозяйства и предоставления бытовых услуг; создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Положительная динамика роста числа малых предприятий и доли среднесписочной численности работников малых предприятий по Московской области обусловлена мероприятиями, проводимыми в Московской области по развитию малого и среднего предпринимательства, которые включают финансовую и имущественную поддержку, организацию подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства, другие виды поддержки.
В 2010 году в рамках долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009-2012 годы" оказана финансовая поддержка 221 субъекту малого и среднего предпринимательства на сумму 153,9 млн. рублей, в том числе из бюджета Московской области - 62,2 млн. рублей, из федерального бюджета - 91,7 млн. рублей.
Инвестиции
Инвестиции в основной капитал являются одним из определяющих факторов устойчивого экономического роста в Московской области.
По оценке в 2011 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составит 381,1 млрд. рублей и вырастет по сравнению с 2010 годом на 2 процента.
Основной вклад в поддержание инвестиционной активности будет обеспечиваться за счет концентрации капиталовложений в обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, операции с недвижимым имуществом, а также транспортный комплекс.
В прогнозируемом периоде на инвестиционную активность будет оказывать влияние складывающаяся ситуация в экономике и финансовой сфере Московской области, динамика внутреннего потребительского спроса.
В 2012 году предусматривается оживление инвестиционной активности по сравнению с 2011 годом. Прогнозируемый объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2012 году в условиях второго варианта расчетов составит 422,3 млрд. рублей (индекс физического объема по отношению к ожидаемому уровню 2011 года составит 107 процентов).
В 2013-2014 годы прогнозируется дальнейший рост объема инвестиций в основной капитал и в 2014 году в условиях второго варианта расчетов индекс физического объема составит 109 процентов по сравнению с уровнем 2013 года.
В последние годы строительная отрасль в Московской области в значительной мере развивалась за счет привлечения средств кредитных организаций.
В структуре источников инвестиций в основной капитал отмечается тенденция к увеличению доли привлеченных средств с 50,8 процента в 2010 году до 53,9 процента в 2012 году (по второму варианту расчетов).
В 2013 и 2014 годах прогнозируется рост доли привлеченных средств до 55,5 и 57,9 процентов (по второму варианту расчетов) соответственно в связи с предполагаемым улучшением ситуации в кредитно-банковской сфере.
По оценке в 2011 году в Московскую область будет привлечено 7 млрд. долларов США иностранных инвестиций, что составит 112,9 процента по отношению к уровню 2010 года. Значительно увеличится объем прямых иностранных инвестиций (на 33,6 процента).
В 2012 году по прогнозу произойдет рост объема иностранных инвестиций по сравнению с оценкой 2011 года на 5,5 и 15,8 процента соответственно по первому и второму вариантам расчетов.
В последующие годы также прогнозируется рост инвестиционной активности и улучшение общей экономической ситуации в Московской области. В 2013 году прогнозируемый объем иностранных инвестиций составит по первому варианту расчета 8,5 млрд. долларов США, по второму - 9 млрд. долларов США.
В 2014 году прогнозируется увеличение объема иностранных инвестиций до 9,5 по первому и до 10,1 млрд. долларов США по второму варианту расчетов, что выше уровня предыдущего года на 11,1 и 12,1 процента соответственно.
В настоящее время на территории Московской области реализуются 46 крупных инвестиционных проектов за счет внебюджетных средств. Создаются промышленные округа, а также модернизируется и развивается транспортно-логистическая система.
Основные фонды
В 2010 году ввод в действие новых основных фондов составил 277,6 млрд. рублей (в 2009 году - 268,8 млрд. рублей). При этом коэффициент обновления основных фондов составил 5,7 процента (в 2009 году - 6,8 процента). По оценке в 2011 году ввод в действие новых основных фондов вырастет по сравнению с 2010 годом на 0,9 млрд. рублей и составит 278,5 млрд. рублей, коэффициент обновления основных фондов при этом снизится до 5,3 процента.
В 2012-2014 годах прогнозируется тенденция роста указанных показателей за счет роста инвестиционной активности.
В 2014 году ввод в действие новых основных фондов составит 479,5 млрд. рублей, коэффициент обновления основных фондов - 6,6 процента (по второму варианту расчетов).
По оценке в 2011 году степень износа основных фондов составит 41,2 процента (в 2010 году - 41,3 процента). В среднесрочной перспективе указанный показатель постепенно снижается и в 2014 году может составить по второму варианту расчетов 39 процентов.
Строительство
В 2010 году собственными силами предприятий и организаций выполнено работ и оказано услуг по виду деятельности "Строительство" в объеме 232,3 млрд. рублей, что на 8,9 процента выше уровня 2009 года.
По оценке в 2011 году указанный показатель может составить 287,1 млрд. рублей или 113 процентов к уровню 2010 года.
В 2010 году ввод жилых домов, построенных за счет всех источников финансирования, составил 7,9 млн. кв. метров общей площади, в том числе индивидуальных жилых домов, построенных населением за счет собственных и кредитных средств - 3 млн. кв. метров или 37,3 процента от общего объема (в 2009 году - 42,7 процента).
По прогнозу в 2012 году ожидается рост к уровню 2011 года объема работ и услуг, выполненных собственными силами организаций по виду деятельности "Строительство": по первому варианту расчетов - 103 процента (319,4 млрд. рублей), по второму - 110 процентов (341,1 млрд. рублей). К 2014 году прогнозируется рост указанного показателя в условиях второго варианта расчетов на 8 процентов (466,6 млрд. рублей).
Финансы
Прогноз сводного финансового баланса Московской области основан на анализе тенденций развития экономики Московской области за предшествующий период. В прогнозных расчетах применены экспертные оценки.
По оценке в 2011 году объем прибыли вырастет по сравнению с уровнем 2010 года на 14,8 процента и составит 388 млрд. рублей.
В соответствии с прогнозом в 2012 году ожидается некоторое улучшение ситуации в финансовой сфере, вследствие этого прогнозируется рост прибыли организаций, осуществляющих деятельность на территории Московской области, в условиях первого варианта расчетов на 9,3 процента по отношению к оценке 2011 года и на 11,3 процента в условиях второго варианта расчетов.
В целом по Московской области величина прибыли по прогнозу на 2012 год определена по двум вариантам расчетов в размере 423,9 и 431,8 млрд. рублей соответственно.
В 2012 году наиболее значительный объем прибыли в условиях второго варианта расчетов прогнозируется в Мытищинском (41,3 млрд. рублей), Ленинском (29,3 млрд. рублей), Ступинском (18,2 млрд. рублей), Одинцовском (14,1 млрд. рублей), Красногорском (10,5 млрд. рублей) и Наро-Фоминском (9,6 млрд. рублей) муниципальных районах Московской области, а также в городских округах Московской области: Химки (92,5 млрд. рублей), Подольск (36,5 млрд. рублей), Домодедово (16,4 млрд. рублей), Долгопрудный (12,4 млрд. рублей) и Королев (11,4 млрд. рублей).
Общий объем финансовых ресурсов Московской области без учета средств, перечисляемых и получаемых из федерального бюджета и организаций федерального уровня, по прогнозу в 2012 году составит по двум вариантам расчетов 1 208,6 и 1 226,7 млрд. рублей. Рост по сравнению с оценкой 2011 года составит по двум вариантам расчетов 107,9 и 109,6 процентов соответственно.
Значительную долю (21,5 процента по второму варианту расчетов) в доходной части сводного финансового баланса Московской области в 2012 году будут занимать налоги на прибыль, доходы, включающие в себя налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Удельный вес каждого из них в общей сумме доходов в 2012 году по второму варианту расчетов составит 10,4 и 11 процентов соответственно.
В 2012 году ожидается рост налога на прибыль организаций по второму варианту расчетов на 26,7 процента по сравнению с предыдущим годом, 2013 году - на 19,4 процента, в 2014 году - на 20,6 процента.
Рост величины налога на доходы физических лиц в 2012 году по второму варианту расчетов прогнозируется в размере 111,7 процента к предыдущему году, в 2013 году - 112,4 процента, в 2014 году - 113,2 процента.
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, включающие налог на добавленную стоимость, являющийся источником доходов федерального бюджета, и акцизы также занимают существенную долю в общей сумме доходов сводного финансового баланса Московской области. По прогнозу в 2012 году их доля может достичь 14,5 процента по второму варианту расчета.
В 2013-2014 годах налог на добавленную стоимость прогнозируется в размере 172,4-193,8 млрд. рублей по первому варианту расчетов и 173-194,7 млрд. рублей по второму варианту расчетов соответственно.
Акцизы, удельный вес которых в доходах по двум вариантам расчетов будет равен 1,9 процента, вырастут в 2012 году по сравнению с оценкой 2011 года на 10,8-14,1 процента соответственно.
Амортизационные отчисления в 2012 году по двум вариантам расчетов прогнозируются в размере 113,5 млрд. рублей с ростом их значений к оценке 2011 года на 8,2 процента.
По прогнозу на 2012 год сальдо финансовых взаимоотношений с федеральным уровнем власти составит по двум вариантам расчетов - 51,7 млрд. рублей и -52 млрд. рублей.
Доходы Московской области с учетом взаимоотношений с федеральным уровнем власти в 2012 году ожидаются по двум вариантам расчетов в размере 1 157 и 1 174,6 млрд. рублей, что на 5,9 и 7,5 процента их выше оценочного значения в 2011 году.
Расходы Московской области в 2012 году прогнозируется по двум вариантам расчетов в размере 1 122,6 и 1 131,6 млрд. рублей.
По прогнозу 2012 года превышение расходов над доходами (профицит) составит по двум вариантам расчетов 34,3 и 43 млрд. рублей.
Прогноз показателей финансового баланса Московской области на 2012-2014 годы учитывает развитие положительных тенденций в экономике Московской области. Ожидается рост налогового потенциала Московской области как за счет расширения и модернизации действующих производственных и торговых мощностей, так и за счет строительства новых объектов.
Труд и заработная плата
В 2010 году численность занятых в экономике уменьшилась по сравнению с уровнем 2009 года на 6,8 тыс. человек и составила 2 873,1 тыс. человек.
Вследствие положительных изменений на рынке труда, а также благодаря реализации Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 29.01.2010 N 48/3 "Об утверждении Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2010 год", ситуация в сфере занятости населения стабилизировалась и наметилась тенденция к ее улучшению. Начиная с января 2010 года, отмечается снижение численности безработных граждан, в том числе и состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости населения Московской области. Среднегодовая численность официально зарегистрированных безработных достигла 45,9 тыс. человек (в 2009 году - 52,3 тыс. человек), уровень официально зарегистрированной безработицы составил 1,2 процента (в 2009 году - 1,4 процента).
Реализация Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 27.01.2011 N 65/3 "Об утверждении Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2011 год", позволит улучшить ситуацию на региональном рынке труда, решить проблему сохранения кадрового потенциала организаций, планирующих или проводящих увольнение работников в массовом порядке, повысить конкурентоспособность граждан на рынке труда.
По оценке в 2011 году, в связи с положительными тенденциями в развитии экономики области, численность занятых в экономике увеличится по сравнению с уровнем 2010 года на 12,6 тыс. человек и составит 2 885,7 тыс. человек. Численность официально зарегистрированных безработных по сравнению с уровнем 2010 года снизится на 11,6 тыс. человек и составит 34,3 тыс. человек.
Тенденция увеличения численности занятых в экономике сохранится в 2012-2014 годах. В 2012 году, по второму варианту расчетов, указанный показатель может увеличиться по сравнению с 2011 годом на 17,1 тыс. человек, в 2013 году на 8,5 тыс. человек по сравнению с предыдущим годом, в 2014 году - на 12,5 тыс. человек.
Рост занятости будет обеспечиваться за счет сохранения инвестиционной привлекательности Московской области, создания новых высокотехнологичных производств, эффективных рабочих мест с заработной платой на современном уровне, расширения сферы услуг, дальнейшего развития инновационных направлений деятельности.
Численность официально зарегистрированных безработных в 2012 году, по прогнозу, снизится до 30,3 и 28,3 тыс. человек по двум вариантам расчетов.
Позитивные тенденции социально-экономического развития Московской области, создание новых рабочих мест оказывают влияние на дальнейшее снижение численности безработных граждан.
В последующие годы, в связи с наметившимися положительными тенденциями в экономике Московской области, прогнозируется постепенное снижение уровня официально зарегистрированной безработицы. В 2014 году численность безработных, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости населения Московской области, составит 24,2 и 22,2 тыс. человек (по двум вариантам расчетов), уровень зарегистрированной безработицы снизится до 0,63-0,58 процента.
Денежные доходы и расходы населения
Денежные доходы населения Московской области по прогнозу на 2012-2014 годы имеют тенденцию к росту. По оценке в 2011 году величина денежных доходов населения увеличится на 12,5 процента и составит 2 125 млрд. рублей. При этом оплата труда увеличится на 10 процентов. Доля этого показателя в общей сумме доходов по двум вариантам расчетов в 2012 году составит 35,7 процента.
Рост доходов населения Московской области будет обеспечиваться, прежде всего, ростом доходов от занятости. Основной составляющей оплаты труда является фонд заработной платы, который в 2012 году прогнозируется с ростом к оценочным значениям данного показателя в 2011 году по двум вариантам расчетов в 1,09 и 1,11 раза. В 2013-2014 годы темпы роста фонда заработной платы несколько увеличатся и составят соответственно по двум вариантам расчетов: в 2013 году - 110 и 112,4 процента, в 2014 году - 110,9 и 113,1 процентов.
Значительный рост фонда заработной платы в 2012 году по отношению к оценочному значению фонда заработной платы в 2011 году прогнозируется в рамках второго варианта расчетов в организациях Мытищинского (118,6 процента), Щелковского (118,1 процента), Люберецкого (117,4 процента), Подольского (115,6 процента), Красногорского (114,8 процента), Солнечногорского (113,5 процента), Наро-Фоминского (113,2 процента) муниципальных районов Московской области, городских округов Московской области: Котельники (120,6 процента), Серпухов (120 процентов), Юбилейный (119,1 процента), Железнодорожный (117,5 процента), Щербинка (115,3 процента), Химки (114,7 процента), Лосино-Петровский (114,5 процента), Электросталь (113,7 процента) и Дзержинский (113,6 процента).
Среднемесячная начисленная заработная плата работников в целом по Московской области по оценке 2011 года может увеличиться на 10,8 процента к уровню 2010 года и по расчетам составит 28 143,2 рубля. В 2012-2014 годах ежегодные темпы прироста указанного показателя прогнозируются от 9,1 до 10,7 процента (по двум вариантам расчетов).
Общая сумма денежных расходов населения по оценке в 2011 году составит 2 048,9 млрд. рублей. В 2012 году расходы по первому варианту расчетов достигнут 2 316,6 млрд. рублей (что на 13,1 процента выше оценочных значений этого показателя в 2011 году) и 2 336,5 млрд. рублей по второму варианту расчета (на 14 процентов выше, чем в 2011 году). При этом наибольшую долю (75,6 и 75,4 процента по двум вариантам расчетов) в сумме расходов будут занимать, как и прежде, затраты на покупку товаров и оплату услуг.
Денежные доходы населения Московской области в 2012-2014 годах будут увеличиваться ежегодно на 13 и 14,1 процента по двум вариантам расчетов.
Прогнозируемый рост денежных доходов населения будет обусловлен увеличением оплаты труда в 2014 году по сравнению с 2010 годом в 1,5 раза по двум вариантам расчетов.
Ожидается, что в 2014 году по сравнению с 2010 годом социальные трансферты по второму варианту расчетов увеличатся в 2,3 раза.
Общая величина расходов населения по прогнозу на 2013 год составит по первому варианту расчетов 2 638,1 млрд. рублей, что в 1,45 раза выше предварительных данных за 2010 год, по второму варианту расчетов - 2 684,8 млрд. рублей (что выше в 1,48 раза). В структуре расходов наибольший удельный вес (75,9 и 75,5 процента по двум вариантам расчетов) будут занимать потребительские расходы.
В среднесрочной перспективе ежегодный прирост денежных расходов населения Московской области составит 13,9 и 15 процентов (по двум вариантам расчетов). В структуре расходов по-прежнему наибольший удельный вес будут занимать потребительские расходы.
По оценке в 2011 году ожидается увеличение темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения - по сравнению с 2010 годом рост составит 5 процентов (в 2010 году - 4,8 процента). По прогнозу 2012 года реальные располагаемые денежные доходы вырастут на 6,5 и 7,5 процента по двум вариантам расчетов.
В 2013-2014 годах реальные располагаемые денежные доходы будут расти к уровню предыдущего года более высокими темпами - 108 и 109,5 процента соответственно (по второму варианту расчетов).
В прогнозируемом периоде динамика роста величины прожиточного минимума в среднем на душу населения будет определяться, прежде всего, общей динамикой роста потребительских цен на продовольственные товары первой необходимости, непродовольственные товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса Московской области.
По оценке в 2011 году величина прожиточного минимума составит 7 175 рублей, увеличившись по отношению к 2010 году на 11,7 процента. По прогнозу 2012 года рост показателя может составить 108,8 процента к предыдущему году, в 2013 году - 113,5 процента (по второму варианту расчетов). В 2014 году прогнозируемый прожиточный минимум составит 9 551 рубль, что в 1,5 раза превысит его значение в 2010 году.
По оценке 2011 года доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составит 10,3 процента от общей численности населения Московской области, что ниже значения 2010 года (10,4 процента).
В среднесрочной перспективе по двум вариантам расчетов указанная доля может составить: 2012 году - 10,1 и 10 процентов, в 2013 году - 10 и 9,9 процента, в 2014 году - 9,8 и 9,6 процента соответственно.
Потребительский и оптовый рынок
На потребительском рынке Московской области в 2010 году отмечался значительный подъем. Позитивные изменения потребительских ожиданий населения в экономике страны и стабильности собственного материального положения способствовали росту оборота розничной торговли и общественного питания.
В структуре розничных продаж увеличивались объемы реализованных товаров длительного пользования, для приобретения которых все активнее использовалась система потребительского кредитования.
Продолжились качественные изменения в инфраструктуре потребительского рынка за счет строительства новых и модернизации ранее действовавших предприятий. В 2010 году в Московской области было введено в эксплуатацию более 580 тыс. кв. метров новых торговых площадей.
По итогам 2010 года оборот розничной торговли составил 1 016,8 млрд. рублей, что на 7,8 процента выше значения этого показателя в 2009 году.
Результаты анализа динамики розничных продаж и потребительской активности населения Московской области дают основание считать, что оборот розничной торговли по оценке в 2011 году составит 1 223,6 млрд. рублей, что на 9 процентов выше значения этого показателя в 2010 году.
В 2012-2014 годы ожидается дальнейший рост на потребительском рынке. В 2012 году прогнозируется рост объемов продаж на 9,1 и 9,6 процента по сравнению с оценочным значением данного показателя в 2011 году (по двум вариантам расчетов), в 2013 - на 9,2 и 9,7 процента по сравнению с предыдущим годом, в 2014 году - на 9,3 и 9,8 процента.
По оценке в 2011 году оборот общественного питания увеличится на 9 процентов по сравнению с 2010 годом и составит 50,8 млн. рублей. В среднесрочной перспективе ожидается дальнейший рост указанного показателя, который в 2014 году по второму варианту расчетов может составить 111 процентов.
Прогноз развития платных услуг населению на 2012-2014 годы базируется на тенденции роста потребительского спроса населения Московской области.
Ожидается, что в 2011 году объем платных услуг населению увеличится по сравнению с уровнем 2010 года на 0,7 процента и составит 257,1 млрд. рублей.
В 2012-2014 годах сохранится положительная тенденция роста платных услуг населению (1,5-4 процента) по первому варианту расчетов и (2,5-5 процентов) по второму варианту расчетов.
Оборот оптовой торговли в 2010 году составил 3 420,9 млрд. рублей, что на 33,1 процента выше данного показателя в 2009 году. По оценке в 2011 году оборот оптовой торговли может составить 4 202,5 млрд. рублей и увеличится по отношению к 2010 году на 17 процентов.
В 2012 году рост оборота оптовой торговли по отношению к оценке 2011 года по двум вариантам расчетов составит 116 и 118 процентов, в 2013 году - 117 и 119 процентов к предыдущему году, в 2014 году - 118 и 120 процентов соответственно.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Жилищный фонд формируется как за счет строительства многоквартирных домов, так и за счет индивидуального жилищного строительства.
По оценке в 2011 году жилищный фонд составит 212,2 млн. кв. метров, а к концу 2014 года он достигнет 235,4 млн. кв. метров.
С учетом предполагаемых объемов ввода в эксплуатацию жилых домов средняя обеспеченность населения общей площадью жилых домов (на конец года) в прогнозируемом периоде имеет тенденцию роста. К концу 2014 года в условиях второго варианта расчетов величина указанного показателя может составить 32,4 кв. метров (на конец 2010 года - 28,8 кв. метров на человека).
В среднесрочной перспективе обеспеченность благоустроенной площадью жилых помещений имеет положительную динамику. В 2014 году она может достигнуть 24,1 кв. метров на одного человека (в 2010 году - 21,3 кв. метров на одного человека).
В 2011 году ожидается небольшой рост показателя "уровень износа коммунальной инфраструктуры" в связи с недостатком финансовых средств организаций коммунального комплекса на работы по реконструкции, модернизации, а также строительства новых объектов коммунальной инфраструктуры. В 2012-2014 годы указанный показатель имеет тенденцию к снижению. В условиях второго варианта расчетов уровень износа коммунальной инфраструктуры может составить: в 2012 году - 45 процентов, в 2013 году - 40 процентов, в 2014 году - 38 процентов.
Здравоохранение и предоставление социальных услуг
В сфере здравоохранения по прогнозу на 2012-2014 годы значения показателей обеспеченности населения учреждениями здравоохранения и медицинским персоналом не претерпят значительных изменений по сравнению с оценкой 2011 года под влиянием тенденции к росту численности населения Московской области.
По оценке в 2011 году смертность населения от всех причин составит 1 600 умерших на 100 тыс. населения. В 2012-2014 годы тенденция снижения указанного показателя сохранится. В 2014 году ожидается по двум вариантам расчетов 1 580 и 1 570 умерших на 100 тыс. населения.
В 2011 году в структуре причин смертности населения Московской области наибольшую долю занимают болезни системы кровообращения (980 умерших на 100 тыс. населения). В среднесрочной перспективе число умерших от болезней кровообращения имеет тенденцию снижения.
По оценке 2011 года показатель смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий может уменьшиться по сравнению с 2010 годом до 22 умерших на 100 тыс. населения. В среднесрочной перспективе величина указанного показателя остается неизменной (18 умерших на 100 тыс. населения в условиях второго варианта расчетов)
По оценке, в 2011 году ожидается снижение младенческой смертности до 7,9 умерших в возрасте до одного года на 1 000 родившихся живыми. Это во многом обусловлено сокращением перинатальных потерь за счет уменьшения мертворождаемости. В 2012-2014 годы сохранится тенденция снижения значения указанного показателя.
В 2011 году ожидается снижение показателя материнской смертности до 12,9 умерших женщин на 100 тыс. детей, родившихся живыми (в 2010 году - 15,7 умерших женщин на 100 тыс. детей, родившихся живыми). В 2012-2014 годы тенденция снижения указанного показателя сохранится в результате улучшения ресурсного обеспечения учреждений родовспоможения, развитие службы реанимационной помощи беременным, организации непрерывного профессионального образования специалистов службы родовспоможения.
Образование
С учетом социально-экономических и демографических условий в среднесрочной перспективе предусматриваются следующие параметры развития сферы образования.
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях Московской области, составившая в 2010 году 259,3 тыс. человек, по оценке в 2011 году составит 264,6 тыс. человек. Увеличение этого показателя обусловлено прежде всего ростом приема детей в дошкольные образовательные учреждения с более раннего возраста (1-1,5 года) и увеличением количества детей в возрастной группе до 3-х лет. В 2012-2014 годы тенденция роста значения этого показателя сохранится.
Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизится и составит 616,9 мест на 1 000 детей дошкольного возраста (в 2009 году - 638,6 мест на 1 000 детей дошкольного возраста). В среднесрочной перспективе в условиях двух вариантов расчетов указанный показатель будет расти и к 2014 году может составить 624,6 и 640,5 мест на 1 000 детей дошкольного возраста соответственно.
C учетом влияния демографических факторов в 2012-2014 годы ожидается планомерный рост численности учащихся в образовательных учреждениях.
По оценке в 2011 году прием и выпуск студентов в учреждениях начального и среднего профессионального образования в среднесрочной перспективе сократится, а высшего профессионального образования незначительно увеличится, вследствие увеличения количества выпуска учащихся из 11-х классов общеобразовательных школ, являющихся основным контингентом для приема в высшие учебные заведения.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников учреждений образования по оценке в 2011 году может увеличиться на 18,4 процента к уровню 2010 года и по расчетам составить 20 471,6 рубля. В 2012-2014 годах ежегодные темпы прироста указанного показателя прогнозируются от 3,8 до 6,1 процента (по двум вариантам расчетов).
Культура
Уровень обеспеченности населения Московской области общедоступными библиотеками в 2012-2014 годах имеет тенденцию к незначительному снижению, обусловленную происходящими процессами оптимизации и реструктуризации сети библиотек. В 2014 году в условиях второго варианта расчетов значение данного показателя может составить 17,67 единиц на 100 тыс. населения (в 2010 году - 18,33 единиц на 100 тыс. населения).
В 2010 году обеспеченность населения учреждениями культурно-досугового типа составила 15,22 единиц на 100 тыс. населения. В среднесрочной перспективе в условиях двух вариантов расчетов указанный показатель будет сокращаться и к 2014 году может составить 14,77 и 14,75 единиц на 100 тыс. населения соответственно.
Основными причинами сокращения количества учреждений культурно-досугового типа является сложившаяся экономическая ситуация, не позволяющая проводить капитальные ремонты и реконструкции аварийных зданий в ранее намеченных объемах, а также содержать отдельные самостоятельные клубные учреждения в малочисленных сельских поселениях.
Снижение основных показателей обеспеченности в среднесрочной перспективе связано также с увеличением прогнозных значений по численности населения в Московской области.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников учреждений культуры и искусства в 2010 году составила 13 377,9 рублей и увеличилась по сравнению с 2009 годом на 2,5 процента. По оценке в 2011 году рост указанного показателя может составить 107,6 процента к уровню 2010 года. В среднесрочной перспективе ежегодные темпы прироста указанного показателя прогнозируются от 5,1 до 6,8 процента (по двум вариантам расчетов).
Физическая культура, спорт, молодежная политика
Обеспеченность населения спортивными сооружениями в среднесрочной перспективе имеет тенденцию к росту. В 2012 году по второму варианту расчетов обеспеченность населения спортивными залами может составить 0,98 тыс. кв. метров на 10 тыс. населения (в 2009 году - 0,86 тыс. кв. метров на 10 тыс. населения), обеспеченность населения плоскостными сооружениями - 7,69 тыс. кв. метров на 10 тыс. населения (в 2009 году - 6,20 тыс. кв. метров на 10 тыс. населения), обеспеченность населения плавательными бассейнами - 91,34 кв. метров зеркала воды на 10 тыс. населения (в 2009 году - 72,69 кв. метров зеркала воды на 10 тыс. населения). В 2012-2014 годах предполагается ввод в эксплуатацию крупных спортивных объектов, строительство которых было приостановлено из-за отсутствия финансирования, и реконструкция стадионов со строительством на их территории физкультурно-оздоровительных комплексов.
Значительное увеличение площадей плоскостных сооружений запланировано за счет строительства универсальных спортивных площадок, футбольных полей и детско-юношеских спортивных школ.
В 2010 году обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры для работы с молодежью составила 2,21 единиц на 100 тыс. населения (в 2009 году - 2,68 единиц на 100 тыс. населения). Сокращение числа учреждений по сравнению с 2009 годом произошло в связи с отсутствием в бюджете Московской области средств на содержание учреждений по работе с молодежью, оптимизацией сети учреждений социальной сферы, в том числе по работе с молодежью, перевод указанных учреждений в учреждения культуры, спорта или дополнительного образования детей.
В 2012-2014 года прогнозируется рост обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры для работы с молодежью. В 2014 году указанный показатель может составить 2,75 единиц на 100 тыс. населения.
Развитие туристской индустрии
В 2010 году объем платных туристских услуг, оказанных населению, по сравнению с 2009 годом снизился на 8,2 процента и составил 1 241,6 млн. рублей. По оценке в 2011 году объем платных туристских услуг снизится по отношению к 2010 году на 15 процентов и составит 1 139,8 млн. рублей, а к 2014 году увеличится на 3 процента и составит 1 418,6 млн. рублей (по второму варианту расчетов).
В 2010 году объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения составил 4 468,1 млн. рублей, что на 10,2 процента выше уровня предыдущего года. Рост указанного показателя связан с улучшением качества и расширением спектра предоставляемых услуг и в 2014 году составит 112 процентов к уровню 2013 года по второму варианту расчетов.
С появлением новых технологий и бронированием туристских услуг через сеть Интернет, уменьшилось количество туристских фирм, осуществляющих свою деятельность. В связи с этим в 2010 году количество обслуженных туристов снизилось и составило 255,7 тыс. человек, что на 39,2 тыс. человек меньше чем в 2009 году. В среднесрочной перспективе прогнозируется рост указанного показателя за счет развития рынка туристских услуг и создания благоприятных условий для удовлетворения спроса потребителей.
Охрана окружающей среды
В период 2012-2014 годов деятельность по охране окружающей природной среды в Московской области будет направлена на стабилизацию экологической обстановки и ее улучшение.
По оценке в 2011 году объем инвестиций в основной капитал, направленных на выполнение природоохранных мероприятий за счет всех источников финансирования, может составить 475,1 млн. рублей и сократиться на 29,8 процента к уровню 2010 года в связи с окончанием действия в 2010 году Программы Правительства Московской области "Утилизация и переработка бытовых отходов на территории Московской области на период 2004-2010 годов", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 22.04.2004 N 232/15 "Об утверждении Программы Правительства Московской области "Утилизация и переработка бытовых отходов на территории Московской области на период 2004-2010 годов".
В 2012-2014 годах прогнозируется дальнейший рост объемов инвестиций, направляемых на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Величина указанного показателя по двум вариантам расчетов может составить: в 2012 году - 478,7 млн. рублей и 484,4 млн. рублей, в 2013 году - 483,7 млн. рублей и 486,7 млн. рублей, в 2014 году - 474 млн. рублей и 488,7 млн. рублей соответственно.
В 2011 году и последующие годы объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения по сравнению с 2010 годом будут сокращаться в связи с реализацией комплекса мер по повышению эффективности работы очистных сооружений.
В 2012 году предполагается довести уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников загрязнения до 192,7 тыс. тонн, в 2013 году - до 190,4 тыс. тонн, в 2014 году - до 187,3 тыс. тонн (по второму варианту расчетов).
В 2010 году объем сброса загрязненных сточных вод составил 553 млн. куб. метров. По оценке в 2011 году предполагается, что данный показатель достигнет уровня 550,2 млн. куб. метров. В 2012-2014 годах объем сброса загрязненных сточных вод будет постепенно уменьшаться и в 2014 году в условиях второго варианта расчетов может составить 542 млн. куб. метров.
Объем водопотребления в 2010 году составил 1 215,5 млн. куб. метров (74,3 процента к предыдущему году). По оценке в 2011 году объем водопотребления может составить 1 635 млн. куб. метров. В прогнозируемом периоде указанный показатель будет постепенно расти, а именно: в 2012 году он составит 1 640 млн. куб. метров, в 2013 году - 1 643,3 млн. куб. метров, в 2014 году - 1 648,2 млн. куб. метров.
По оценке в 2011 году объем оборотного и повторно-последовательного использования воды составит 3 376 млн. куб. метров, что выше уровня 2010 года на 6,1 процента. В среднесрочной перспективе объем оборотного и повторно-последовательного использования воды будет расти и к 2014 году достигнет уровня 3 396,2 млн. куб. метров.
Внешнеэкономическая деятельность
Внешнеторговый оборот по оценке в 2011 году увеличится по сравнению с уровнем 2010 года на 4 процента, в том числе со странами дальнего зарубежья - на 3,7 процента, со странами СНГ - на 5,2 процента. В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходится 17,5 процента, импорта - 82,5 процента.
По прогнозу, в 2012 году по сравнению с текущим годом тенденция увеличения экспорта и импорта сохранится по двум вариантам расчетов: экспорт увеличится на 4,1 и 18,5 процента, импорт - на 4,4 и 14 процента соответственно.
В результате деятельности Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана, активации всестороннего межрегионального сотрудничества с Украиной возможно увеличение внешнеторгового оборота в прогнозируемом периоде.
Ожидается, что в 2014 году объем внешнеторгового оборота достигнет по первому варианту расчетов 33,7 млрд. долларов США, по второму варианту расчетов - 46,1 млрд. долларов США, при этом объем экспорта товаров и услуг составит соответственно 6,1 и 8,9 млрд. долларов США, а объем импорта - 27,6 и 37,2 млрд. долларов США.
Регулирование цен (тарифов)
По прогнозу рост средних тарифов в 2012 году в Московской области по сравнению с оценкой 2011 года по второму варианту расчетов составит:
на услуги водоснабжения - 109,51 процента;
на услуги водоотведения - 109,52 процента;
на услуги теплоснабжения - 109,79 процента;
на электроэнергию, отпущенную населению - 107 процентов.
В соответствии с прогнозом средние цены на природный газ, реализуемый населению Московской области, в 2012 году вырастут по отношению к оценочным значениям указанной цены в 2011 году на 19 процентов.
Объем продукции, закупаемой для государственных нужд Московской области за счет средств бюджета Московской области и внебюджетных источников финансирования
Прогноз объемов продукции, закупаемой для государственных нужд Московской области на 2012 год за счет средств бюджета Московской области и внебюджетных источников финансирования разработан в целом по всему объему продукции, закупаемой для указанных нужд, на основе предложений центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области и сложившихся объемов и структуры закупок важнейших видов продукции.
По оценке в 2011 году закупки продукции для государственных нужд оцениваются в 36,8 млрд. рублей, или 73,2 процента к фактическому уровню 2010 года.
В 2012 году прогнозируемая потребность в продукции для государственных нужд Московской области составит 100,2 млрд. рублей.
Прогноз социально-экономического развития Московской области на 2012-2014 годы имеет территориальный разрез: в его составе содержатся прогнозные показатели социально-экономического развития городских округов, муниципальных районов и поселений Московской области, которые разработаны органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
В число показателей прогнозов входят: показатели численности и занятости населения, развития промышленного и сельскохозяйственного производства, малого предпринимательства, прибыли и фонда заработной платы, оборота розничной торговли и объема платных услуг населению по видам услуг, инвестиций в основной капитал, показатели, связанные с обеспеченностью населения муниципальных образований Московской области учреждениями здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, регулируемые цены (тарифы).
Анализ прогнозных параметров развития муниципальных образований Московской области свидетельствует, что различия в уровнях их социально-экономического развития значительны. Отмечены существенные колебания в темпах развития промышленного и сельскохозяйственного производства, оборота розничной торговли, платных услуг населению, уровнях средней заработной платы, показателях обеспеченности объектами социальной сферы.
Вместе с тем, в целом прогнозируемые значения показателей социально-экономического развития Московской области на 2012-2014 годы свидетельствуют о положительных тенденциях дальнейшего развития в экономике и социальной сфере Московской области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Московской области от 27 сентября 2011 г. N 1091/39 "О прогнозе социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.