Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Московской области
от 16 ноября 2011 г. N 1424/47
Итоговый отчет
о реализации Программы Правительства Московской области "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Московской области в 2005-2010 годах"
Введение
Система ипотечного жилищного кредитования в Московской области (далее - система ИЖК в Московской области) создавалась в рамках областной целевой программы "Создание системы ипотечного жилищного кредитования в Московской области в 2002-2003 годах", утвержденной Законом Московской области N 181/2001-ОЗ "Об областной целевой программе "Создание системы ипотечного жилищного кредитования в Московской области в 2002-2003 годах" и на основании нормативных правовых актов Московской области, принятых в соответствии с Законом Московской области N 144/2001-ОЗ "Об организации системы ипотечного жилищного кредитования в Московской области".
В целях дальнейшего развития системы ИЖК в Московской области постановлением Правительства Московской области от 11.04.2005 N 226/10 "Об утверждении Программы Правительства Московской области "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Московской области в 2005-2010 годах" утверждена Программа Правительства Московской области "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Московской области в 2005-2010 годах" (далее - Программа).
Уполномоченной организацией по координации и организации деятельности участников системы ИЖК в Московской области является открытое акционерное общество "Ипотечная корпорация Московской области" (далее - Ипотечная корпорация), которое является одновременно и региональным оператором открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - ОАО "АИЖК"), созданного в 1997 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.1996 N 1010 "Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию".
Система рефинансирования ипотечных займов (кредитов) осуществлялась в рамках заключенного между Ипотечной корпорацией и ОАО "АИЖК" Соглашения о сотрудничестве по развитию системы долгосрочного ипотечного кредитования.
Для реализации Программы был заключен договор от 14.04.2005 N 25 между Министерством экономики Московской области (заказчиком Программы), Ипотечной корпорацией и открытым акционерным обществом "Московское областное ипотечное агентство" (далее - Ипотечное агентство), созданным в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 05.01.2003 N 1/52 "Об участии Московской области в создании открытого акционерного общества "Московское областное ипотечное агентство".
Ипотечное агентство было создано в целях дальнейшего развития системы ИЖК в Московской области.
В целях увеличения объемов рефинансирования ипотечных кредитов и развития инвестиционно-строительной деятельности Ипотечным агентством осуществлялась организация выпуска и размещения облигационных займов. Денежные средства, полученные от размещения облигационных займов, Ипотечное агентство предоставляло Ипотечной корпорации на основании двухстороннего договора займа.
Ипотечной корпорацией в целях снижения строительных рисков, а также предоставления участникам Программы заемных средств за счет системы ИЖК в Московской области осуществлялись рефинансирование ипотечных кредитов, а также финансирование инвестиционно-строительной деятельности.
1. Состояние и масштабы системы ИЖК в Московской области в рамках Программы
По состоянию на 01.01.2011 система ИЖК в Московской области реализуется в 58 муниципальных образованиях Московской области (по состоянию на 01.01.2005 - в 33 муниципальных образованиях):
в 19 муниципальных образованиях в рамках подписанных генеральных соглашений о реализации Программы с администрациями муниципальных образований;
в 39 муниципальных образованиях по инициативе юридических лиц-участников Программы (банков, кредитных кооперативов, риэлторских компаний, промышленных предприятий и других).
Активно формировалась инфраструктура ипотечного рынка. По состоянию на 01.01.2011 аккредитовано 86 организаций, в том числе:
7 коммерческих банков;
5 ипотечных кредитных кооперативов;
22 оценочные организации;
23 страховые компании и их филиалы;
19 риэлторских компаний;
8 ипотечных брокеров;
2 инвестиционно-строительные компании.
Поступление средств в систему ИЖК в Московской области за 2005-2010 годы составило 35 140,3 млн. рублей, в том числе:
бюджетные средства (бюджетный кредит из кредитного фонда Московской области) составили 50,0 млн. рублей, внебюджетные средства (средства инвесторов) - 35 090,3 млн. рублей, из них:
средства от размещения облигационных займов под поручительство третьих лиц - 9 500,0 млн. рублей;
средства граждан, приобретающих жилье по договорам ипотечного кредитования - 25 540,8 млн. рублей;
средства на формирование сети ипотечных брокеров в Московской области - 17,6 млн. рублей;
средства на реализацию мероприятий организационно-финансового комплекса - 31,9 млн. рублей.
За весь период реализации Программы за 2005-2010 годы:
улучшили жилищные условия в рамках Программы 9 761 семья;
выдано ипотечных кредитов на сумму 15,5 млрд. рублей;
приобретено 520,3 тыс. кв. метров жилья, в том числе на первичном рынке жилья - 173,3 тыс. кв. метров, на вторичном рынке жилья - 347,0 тыс. кв. метров;
в жилищную сферу поступило 25,5 млрд. рублей совокупных инвестиций;
построено 173,3 тыс. кв. метров жилья.
2. Реализация системы программных мероприятий
Система программных мероприятий Программы включает в себя:
нормативно-правовой комплекс;
организационно-финансовый комплекс;
инвестиционно-строительный комплекс.
Нормативно-правовой комплекс
В рамках нормативно-правового комплекса Программы предусмотрено 4 мероприятия:
1) Предполагалась разработка Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Московской области.
Разработан и принят Закон Московской области N 257/2006-ОЗ "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Московской области".
2) Предполагалась разработка Положения о порядке предоставления жилищных субсидий гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Невыполнение в установленные сроки разработки Положения о порядке предоставления жилищных субсидий гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, обусловлено отсутствием утвержденных критериев адресного субсидирования работников бюджетной сферы и иных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и приобретающих жилье в рамках системы ИЖК в Московской области.
3) Предполагалось принятие Стандартов процедуры аккредитации участников системы ИЖК в Московской области.
Положение об аккредитации участников системы ИЖК в Московской области разработано в соответствии со Стандартами процедур выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов), утвержденными Приказом генерального директора ОАО "АИЖК" от 01.03.2004 N 07 и Приказом генерального директора Ипотечной корпорации от 20.10.2005 N 62.
4) Предполагалось принятие Положения об аккредитации ипотечных брокеров (ипотечных агентов) - участников системы ИЖК в Московской области.
Положение об аккредитации ипотечных брокеров - участников системы ИЖК в Московской области было разработано в соответствии со Стандартами процедур выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов), утвержденными Приказом генерального директора ОАО "АИЖК" от 01.03.2004 N 07 и Приказом генерального директора Ипотечной корпорации от 20.10.2005 N 62.
Организационно-финансовый комплекс
В рамках организационно-финансового комплекса предусмотрено 12 мероприятий, из них выполнено 9 мероприятий.
1) Предполагалось предоставление бюджетного кредита из средств кредитного фонда Московской области на развитие системы ИЖК в Московской области, включая рефинансирование ипотечных кредитов, в размере 50 млн. рублей.
Бюджетный кредит предоставлен Ипотечной корпорации в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 11.07.2005 N 434/24 "О выделении бюджетного кредита открытому акционерному обществу "Ипотечная корпорация Московской области", на основании договора между Министерством финансов Московской области и Ипотечной корпорацией от 11.07.2005 N К-74/05 "О предоставлении бюджетного кредита". Бюджетный кредит был полностью погашен 28.12.2005.
2) Предполагалась организация выпуска и размещение облигационных займов сроком до семи лет под поручительство ОАО "Московская областная инвестиционная трастовая компания" (далее - Трастовая компания) и иных привлекаемых на договорной основе организаций на рефинансирование ипотечных кредитов и инвестиционно-строительную деятельность.
Государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг облигационного займа серии 01 на 1,5 млрд. рублей сроком на 5 лет состоялась 15.09.2005. Размещение облигационного займа состоялось 21.12.2005.
Облигационный заем Ипотечного агентства серии 01 размещался под поручительство Трастовой компании (размер обеспечения составлял 1 200 млн. рублей) и Ипотечной корпорации (размер обеспечения составлял 300 млн. рублей).
Размещение облигаций серии 02 сроком на 5 лет общим объемом выпуска 3 млрд. рублей состоялось 07.09.2006.
Облигационный заем Ипотечного агентства серии 02 размещался под поручительство Трастовой компании (размер обеспечения составлял 2 400 млн. рублей) и Ипотечной корпорации (размер обеспечения составлял 600 млн. рублей).
Размещение облигаций серии 03 сроком на 7 лет общим объемом выпуска 5 млрд. рублей состоялось 15.06.2007.
Облигационный заем Ипотечного агентства серии 03 размещался под поручительство Трастовой компании (размер обеспечения составлял 5 000 млн. рублей).
3) Предполагалось создание фонда жилья для временного поселения граждан в порядке, установленном законодательством.
Фонд жилья для временного поселения граждан по ряду причин не создан.
В собственности Правительства Московской области находится очень ограниченное количество жилых домов и создать в них маневренный фонд в объемах, соизмеримых с количеством выданных ипотечных кредитов и с учетом прогноза по количеству обращений взыскания на предмет залога по ипотечным кредитам, не представляется возможным.
Существующий в муниципальных образованиях Московской области маневренный фонд полностью заселен гражданами, получившими жилые помещения в связи с непригодностью для проживания, имевшегося у них единственного жилья в результате чрезвычайных ситуаций, а также на время проведения капитального ремонта.
В бюджете Московской области на очередной финансовый год средства на приобретение жилья с последующим переводом его в маневренный фонд не были предусмотрены.
4) Предполагалось формирование сети ипотечных брокеров (ипотечных консультантов) в Московской области.
В рамках Программы по состоянию на 01.01.2011 аккредитовано 8 ипотечных брокеров, 19 риэлторских компаний.
Сеть, созданная из ипотечных брокеров, риэлторов и ипотечных консультантов, осуществляет деятельность на территориях 58 муниципальных образований Московской области.
5) Предполагалось создание (учреждение) кредитного бюро в системе ИЖК в Московской области.
В связи с тем, что Федеральным законом от 21.07.2005 N 110-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" были внесены изменения в статью 5 "Представление информации в бюро кредитных историй" создание (учреждение) кредитного бюро в системе ИЖК в Московской области является нецелесообразным.
В соответствии с изменениями, внесенными в часть 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях", кредитные организации обязаны представлять информацию в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй. Информация представляется кредитной организацией в бюро кредитных историй на основании заключенного договора об оказании информационных услуг. Кредитные организации сами выбирают с каким из бюро кредитных историй им выгоднее сотрудничать.
Кредитные организации, работающие в рамках Программы, заключили договоры с Национальным кредитным бюро либо с Объединенным кредитным бюро, которые включены в государственный реестр бюро кредитных историй.
6) Предполагался Выпуск газеты "Ипотека в Подмосковье".
В рамках Программы в 2005 году выпущено и распространено на территории Московской области 8 выпусков газеты "Ипотека в Подмосковье", в 2006 году - 11 выпусков газеты "Ипотека в Подмосковье", в 2007 году - 9 выпусков газеты "Ипотека в Подмосковье", в 2008-2010 годах выпуск газеты "Ипотека в Подмосковье" не осуществлялся.
Кроме того, в 2007 году изготовлены и распространены через сеть ипотечных брокеров три выпуска каталога "Ипотека в Подмосковье" общим тиражом 1 300 экземпляров. Для информирования населения Московской области об условиях ипотечного жилищного кредитования выпущены специальные информационные материалы - "Памятка заемщику" в количестве 12 500 экземпляров. Осуществлялась интернет-рассылка газеты "Ипотека в Подмосковье".
7) Предполагалась организация выпуска радиопередач на радио "Подмосковье".
В 2005 году специалисты Ипотечной корпорации принимали участие в 5 тематических радиопередачах, в 2006 году - в 1 радиопередаче, в 2007 году - в 1 радиопередаче, в 2008 году - в 4 радиопередачах, в 2009-2010 годах специалисты Ипотечной корпорации не принимали участие в радиопередачах.
8) Предполагалась подготовка и выпуск телевизионной программы "Ипотека в Подмосковье".
В 2005 году состоялось 5 выпусков телевизионной программы "Ипотека в Подмосковье".
В 2006 году произведено обновление статистических данных в рекламно-информационном фильме "Ипотека в Подмосковье".
В 2007 году специалисты Ипотечной корпорации приняли участие в 1 телевизионной передаче "Эмитенты" российского бизнес-телеканала (РБК ТВ).
В 2008-2010 годах специалисты Ипотечной корпорации участие в телевизионных программах не принимали.
9) Предполагалось ежегодное участие в выставках, проводимых на тему ипотечного жилищного кредитования.
В рамках Программы были проведены 2 конференции и 1 выставка-презентация "Ипотека в Подмосковье". Принято участие в 14 выставках на тему ипотечного жилищного кредитования, в 10 конференциях, 1 совещании и в 4 форумах.
В 2005 году было принято участие в 5 выставках и конференциях, посвященных в том числе вопросам ипотечного жилищного кредитования.
В 2006 году проведены 2 конференции и 1 выставка-презентация:
конференция "Ипотека в Подмосковье" согласно распоряжению Губернатора Московской области от 04.04.2006 N 195-РГ "О проведении конференции "Ипотека в Подмосковье";
конференция "Рынок недвижимости Подмосковья: риэлторы и ипотека", на которой подведены итоги конкурса профессионального признания рынка недвижимости Московской области "Звезда Подмосковья";
выставка-презентация "Ипотека в Подмосковье" в рамках семинара, посвященного Национальному проекту "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Специалисты Ипотечной корпорации приняли участие в региональном совещании "БТА Ипотека в России" (г. Барнаул), в 3 тематических выставках: "Строительная неделя Московской области - 2006", "Подмосковье-2006", "Национальные проекты - гражданам России", в 4 выставках, посвященных в том числе вопросам ипотечного жилищного кредитования.
В 2007 году специалистами Ипотечной корпорации принято участие в 11 выставках, конференциях и форумах, посвященных в том числе вопросам ипотечного жилищного кредитования:
выставка "Дом-Экспо 2007";
VIII Всероссийский форум ЖКХ "Стратегия. Перспективы. Инвестиция";
выставка "Недвижимость-2007";
Пятая Всероссийская конференция "Ипотечное кредитование в России";
совещание региональных операторов в г. Рязань;
презентация "Клуба журналистов Подмосковья";
второе заседание "Клуба журналистов Подмосковья";
конференция "Строительство в Московской области - 2007. Взаимодействие органов государственной власти и инвесторов-застройщиков";
выставка "Строительная неделя Московской области";
выставка "Недвижимость-2007";
XVII международная выставка недвижимости "ДОМЭКСПО".
В 2008-2010 годах участия в выставках, проводимых на тему ипотечного жилищного кредитования, специалисты Ипотечной корпорации не принимали.
10) Предполагалось создание и информационная поддержка Интернет-сайта "Ипотека в Подмосковье".
В 2005 году разработан и размещен в сети Интернет сайт www.moip.ru. На создание и поддержку сайта израсходовано 266,7 тыс. рублей, что на 22,7 тыс. рублей больше запланированных на 2005 год средств.
В сети Интернет на сайте www.rusipoteka.ru велась разработка рубрики специалистов Ипотечной корпорации по вопросам населения.
Общая сумма израсходованных средств за 2005-2010 годы на создание и информационную поддержку Интернет-сайта "Ипотека в Подмосковье" составила 3 200,5 тыс. рублей, что в 2,9 раза больше запланированных Программой средств на 2005-2010 годы.
11) Предполагалось внедрение на территории Московской области автоматизированной информационной системы предоставления услуг по приобретению жилья с помощью ипотечного жилищного кредитования.
В 2005 году в рамках договора, заключенного Ипотечной корпорацией с Международной ассоциацией фондов жилищного строительства и ипотечного строительства и ипотечного кредитования (далее - МАИФ), продолжалась разработка автоматизированной информационной системы.
В 2006 году в рамках договора, заключенного Ипотечной корпорацией с МАИФ, на выполнение данного программного мероприятия израсходовано 4 408,6 тыс. рублей, что на 4 263,7 тыс. рублей больше, чем запланировано средств на 2006 год.
В 2007 году на дальнейшую разработку и поддержку автоматизированной информационной системы израсходовано 1 202,34 тыс. рублей, что на 1 102,34 тыс. рублей больше, чем запланировано средств на 2007 год.
В целях организации работы по выдаче ипотечных займов в рамках реализации Подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий работников бюджетной сферы Московской области" областной целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы, программный продукт "Информационная система управления ипотечными операциями" Ипотечной корпорацией переуступлен Ипотечному агентству по договору между Ипотечной корпорацией и Ипотечным агентством от 11.10.2006 N ПРО6050109.
12) Предполагалось создание на регулярной основе курсов по подготовке и переподготовке специалистов организаций - участников системы ИЖК в Московской области.
В рамках Программы за 2005-2010 годы на семинарах, проводимых Ипотечной корпорацией прошли обучение 528 специалистов организаций - участников системы ИЖК в Московской области.
В 2005 году прошли обучение на семинарах, проводимых Ипотечной корпорацией, 257 специалистов организаций - участников системы ИЖК в Московской области, в 2006 году - 253 специалиста, в 2007 году - 18 специалистов.
В 2008 году разработана методическая документация новой программы проведения семинаров "Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих".
В 2008-2010 годах обучение на семинарах, проводимых Ипотечной корпорацией, не проводилось.
Инвестиционно-строительный комплекс
В рамках инвестиционно-строительного комплекса запланировано 2 мероприятия.
1) Предполагалось предоставление Ипотечной корпорации земельных участков под строительство жилых домов в муниципальных образованиях Московской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Предоставление земельных участков под строительство жилых домов в муниципальных образованиях Московской области осуществлялось в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Земельные участки предоставлялись на аукционах.
2) Предполагалось строительство и ввод в эксплуатацию жилых домов с использованием системы ИЖК в Московской области.
Строительство и ввод в эксплуатацию жилых домов с использованием системы ИЖК в Московской области профинансированы в 2005-2010 годах в сумме 17 990,2 млн. рублей, из них за счет средств:
Ипотечной корпорации - 14 100,9 млн. рублей;
инвесторов-застройщиков, привлеченных в Программу, - 3 889,3 млн. рублей.
Стадии строительства жилых домов на территории Московской области в рамках Программы по состоянию на 01.01.2011 приведены в приложении N 1 к Итоговому отчету.
3. Финансирование Программы
За отчетный период общий объем финансирования Программы составил более 35 млрд. рублей, или 89 процентов от запланированного Программой объема финансирования:
|
Объемы финансирования (млн. рублей) |
Процент выполнения Программы |
|
по Программе на 2005-2010 годы |
фактически за 2005-2010 годы |
||
Общий объем финансирования Программы |
39 501,94 |
35 141,01 |
89,0 |
в том числе: |
|
|
|
бюджетные средства (бюджетный кредит из средств кредитного фонда Московской области) |
50,00 |
50,00 |
100,0 |
внебюджетные средства |
39 451,94 |
35 091,02 |
88,9 |
из них: |
|
|
|
средства Ипотечной корпорации и участников системы ИЖК в Московской области |
73,94 |
50,15 |
67,8 |
средства граждан, приобретающих жилье по договорам ипотечного кредитования |
32 928,00 |
25 540,87 |
77,6 |
средства от размещения облигационных займов |
6 500,00 |
9 500,00 |
146,2 |
Финансирование мероприятий Программы осуществлялось в основном за счет внебюджетных источников: средств граждан, приобретающих жилье по договорам ипотечного кредитования, средств от размещения облигационных займов, средств Ипотечной корпорации и участников системы ИЖК в Московской области.
Наибольшую долю в структуре внебюджетных источников составляют средства граждан - более 70 процентов.
Бюджетный кредит в размере 50 млн. рублей предоставлен Ипотечной корпорации в 2005 году в соответствии с запланированным объемом.
Основные показатели финансирования Программы приведены в приложении N 2 к Итоговому отчету.
4. Оценка социально-экономических результатов Программы
Программой предполагалось за 2005-2010 годы улучшить жилищные условия посредством получения ипотечных кредитов 29 172 семьям. По результатам выполнения Программы за этот период 9 761 семья улучшила жилищные условия, что составляет 33,5 процента от плана Программы.
За весь период реализации Программы выдано ипотечных кредитов на сумму 15,5 млрд. рублей (69,4 процента от плана Программы).
Всего приобретено в рамках Программы 520,3 тыс. кв. метров жилья (30,4 процента от плана Программы), в том числе:
на первичном рынке жилья 173,3 тыс. кв. метров (31 процент от плана Программы);
на вторичном рынке жилья 347,0 тыс. кв. метров (30,1 процента от плана Программы).
Более подробная оценка социально-экономических результатов реализации Программы представлена в приложении N 3 к Итоговому отчету.
5. Проблемы реализации Программы
Итоги реализации Программы свидетельствуют, что система ИЖК в Московской области не получила планируемой степени развития.
Это обусловлено следующими причинами:
1) снижением доступности для населения ипотечного кредитования с целью приобретения жилья из-за высокой процентной ставки по ипотечным кредитам. С 2008 года процентная ставка по ипотечным кредитам была повышена с 13 процентов до 15-16 процентов годовых;
2) нестабильностью финансового рынка и сокращением ипотечного рынка вследствие мирового финансового кризиса;
3) недостаточной эффективностью деятельности Ипотечной корпорации и Ипотечного агентства по реализации Программы;
4) банкротством исполнителей программы: Ипотечной корпорации и Ипотечного агентства.
6. Предложения по совершенствованию государственной поддержки системы ИЖК в Московской области
В целях дальнейшего развития системы ИЖК в Московской области и реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", направления, основные мероприятия и параметры которого утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации (протокол N 2 от 21.12.2005), Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2010 N 1201-р, и учитывая, что действие Программы завершено в 2010 году, предлагается разработка и принятие долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Московской области на период до 2015 года".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.