Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Паспорт
программы городского поселения Красногорск по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года
Наименование программы |
Программа городского поселения Красногорск по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (далее - программа) |
Основание для разработки программы |
Послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009 г.; Бюджетное послание президента Российской Федерации Федеральному собранию от 29.06.2010 г. "О бюджетной политике в 2011-2013 годах"; Программа правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 30.06.2010 г. N 1101-р Постановление правительства Московской области от 16.08.2011 г. N 838/30 "Об утверждении программы правительства Московской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" |
Заказчик программы Координатор разработки программы |
Администрация городского поселения Красногорск Финансовое управление администрации городского поселения Красногорск |
Цели программы |
Создание условий для повышения эффективности деятельности структурных подразделений администрации городского поселения Красногорск (далее - поселения), главных распорядителей средств бюджета поселения по выполнению функций и обеспечению потребности граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития поселения. |
Задачи программы |
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы поселения. 2. Повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям бюджетной политики. 3. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг. 4. Переход к программной структуре расходов бюджета. 5. Совершенствование муниципального финансового контроля. 6. Совершенствование информационной системы управления муниципальными финансами. |
Сроки реализации программы |
До 2012 года |
Наименования исполнителей программных мероприятий |
Органы администрации городского поселения Красногорск, муниципальные учреждения городского поселения Красногорск |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования мероприятий программы из бюджета поселения составляет 425 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 203 тыс. руб. 2012 год - 222 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели эффективности |
Реализация программы обеспечит: развитие собственной доходной базы бюджета поселения и создание условий для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы поселения в результате повышения точности прогнозирования доходов бюджета поселения, снижение дефицита бюджета поселения; взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами муниципальной политики путем применения программно-целевых методов планирования; повышение эффективности предоставления муниципальных услуг путем приведения правового положения муниципальных учреждений в соответствие с нормами федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"; повышение эффективности деятельности органов администрации поселения, главных распорядителей средств бюджета поселения; развитие системы муниципального финансового контроля; развитие информационно-аналитических систем управления финансами. |
Порядок осуществления контроля за ходом выполнения программы |
Контроль за ходом выполнения программы осуществляет администрация муниципального района. Координация деятельности по реализации программы осуществляется финансовым управлением администрации поселения. Финансовое управление администрации поселения предоставляет отчетные данные о реализации программы. Исполнители программы представляют координатору информацию о ходе реализации мероприятий программы: по итогам 1 квартала, 1 полугодия и 9-ти месяцев - до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам года - до 20 января года, следующего за отчетным |
1. Характеристика проблемы
Программа "Повышения эффективности бюджетных расходов городского поселения Красногорск на период до 2012 года" разработана в соответствии с Бюджетным посланием президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 года "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах", во исполнение распоряжения правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р.
Реформирование бюджетного процесса в городском поселении Красногорск начато с момента создания муниципального образования "Городское поселение Красногорск", т.е. с 2006 года.
Результатом проводимых реформ стало формирование современной системы управления муниципальными финансами путем:
организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
разграничения полномочий и, соответственно, расходных обязательств между городским поселением Красногорск и Красногорским муниципальным районом;
введения формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (доклады главных распорядителей бюджетных средств об основных направлениях деятельности, муниципальные долгосрочные и ведомственные целевые программы, муниципальные задания);
создания нормативной правовой базы для развития новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг.
Экономический кризис оказал негативное влияние на экономику поселения: по итогам работы за 2009 г. собственные доходы бюджета поселения сократились по сравнению с плановыми в номинальном выражении на 10,37% - с 865035 тыс. руб. до 775357 тыс. руб.
Все это поставило перед администрацией поселения задачу дальнейшего повышения эффективности расходов и структурных реформ в бюджетном секторе.
Кризисные явления в экономике обусловили необходимость проведения ряда мероприятий, нацеленных на обеспечение сбалансированности бюджета. В частности, необходимо повысить точность прогнозов доходной базы бюджета, эффективность процесса формирования и корректировки расходных обязательств бюджета.
Необходимо выработать политику, обеспечивающую стабильное финансирование ключевых расходных обязательств бюджета вне зависимости от краткосрочных колебаний доходной базы.
Также целесообразно предпринять ряд дальнейших шагов, направленных на повышение эффективности и оптимизацию функций муниципального управления.
Острой проблемой в бюджетной сфере является организация эффективного финансового контроля. Особую актуальность имеют вопросы организации новых форм и методов финансового контроля, поскольку финансирование учреждений на основе муниципальных, а не на основе принятых смет предполагает новые подходы к контролю и смещение акцентов в контроле на вопросы выполнения муниципальных заданий.
Таким образом, стоящие перед поселением задачи повышения эффективности расходов носят комплексный характер. Их решение требует тесной координации всей исполнительной власти поселения, а также взаимодействия с Красногорским муниципальным районом и другими муниципальными образованиями района. Оптимальной формой выполнения комплекса мероприятий по решению указанных проблем является данная целевая программа.
Вместе с тем в поселении уже осуществлены следующие мероприятия:
сформирована нормативно-правовая и организационная база регулирования бюджетных отношений с учетом принципов бюджетирования, ориентированного на результат: расходы бюджета поселения на 2010 год сформированы с учетом ассигнований на реализацию 12 программ, 2011 - 17, 2012 года - 16 программ;
постановлением администрации от 01.06.2011 года N 476 утвержден план мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов в городском поселении Красногорск на период до 2012 года.
введена практика представления органами администрации отчетов о результатах выполнения муниципальных ведомственных и долгосрочных программ;
заканчивается процедура реформирования бюджетной сети в соответствии с положениями N 83-ФЗ;
деятельность бюджетных и автономных учреждений осуществляется на основании муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг;
продолжается создание нормативной правовой базы для развития новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг; установлены правила и процедуры размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
самостоятельно осуществляется казначейское исполнение бюджета поселения.
2. Цели и задачи программы
Целью программы является создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления поселения, органов администрации поселения, по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребности граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития поселения.
Для достижения целей программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы городского поселения Красногорск.
2. Повышение эффективности бюджетных расходов.
3. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг.
4. Формирование программного бюджета.
5. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их исполнения.
6. Совершенствование муниципального финансового контроля.
7. Совершенствование информационной системы управления муниципальными финансами.
Результатом проводимых программных мероприятий должно стать формирование современной системы управления муниципальными финансами путем:
организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств; поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (ведомственные и долгосрочные муниципальные целевые программы, обоснования бюджетных ассигнований, муниципальные задания); переход от годового к среднесрочному финансовому планированию;
создание нормативной правовой базы для развития новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг; установление правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для муниципальных нужд;
повышение ответственности органов местного самоуправления, органов администрации и муниципальных учреждений за эффективное использование бюджетных средств.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
4. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы городского поселения Красногорск
Основным условием повышения эффективности бюджетных расходов является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета поселения.
В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и органов администрации поселения, в том числе в сфере бюджетной политики, необходимо установление и соблюдение следующих принципов бюджетной политики:
1) Надежность и реалистичность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования, ограничение бюджетного дефицита, принятие мер к недопущению образования муниципального долга.
Для обеспечения устойчивости бюджета поселения в среднесрочной перспективе требуется реально оценить объемы бюджетного дефицита поселения. Для целей бюджетного планирования необходимо использование консервативного макроэкономического прогноза.
2) Обеспечение наиболее полного исполнения расходных обязательств.
Для обеспечения стабильности исполнения расходных обязательств и повышения эффективности бюджетных расходов планирование бюджетных ассигнований должно производиться исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств. Принятие или изменение новых расходных обязательств должно сопровождаться четкой оценкой необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения. Также на стадии принятия решений о введении новых расходных обязательств должны быть определены механизмы их реализации.
Необходимо повысить ответственность органов местного самоуправления поселения и органов администрации поселения за достоверность оценки объемов и сроков исполнения новых (увеличению действующих) расходных обязательств городского поселения Красногорск.
3) Повышение эффективности осуществления органами администрации поселения бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджета поселения, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета поселения.
В городском поселении должна продолжиться работа по наращиванию доходной базы бюджета. Для этого необходимо: продолжить работу, в том числе совместно с налоговыми органами, с целью сокращения задолженности по платежам в бюджет
поселения, своевременной уплате текущих платежей, улучшению результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий,
расположенных на территории поселения;
активизировать работу по идентификации земельных участков и другого недвижимого имущества, привлечению собственников к
уплате налога;
содействовать в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физических лиц; развивать доходную базу бюджета путем оптимизации предоставляемых льгот по налогам и сборам; создавать условия для повышения деловой активности малого и среднего предпринимательства; осуществлять полный учет объектов, находящихся в муниципальной собственности; совершенствовать нормативную правовую базу по вопросам налогообложения.
5. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
До недавнего времени муниципальные учреждения не имели четко выраженных стимулов к повышению качества предлагаемых муниципальных услуг. Расходы бюджета городского поселения на содержание муниципальных учреждений городского поселения осуществлялись с учетом принципа сметного финансирования независимо от качества оказываемых услуг и степени удовлетворенности потребителей услуг результатами работы муниципальных учреждений городского поселения.
Для качественного формирования муниципальных заданий для двух автономных и двух бюджетных муниципальных учреждений постановлением главы городского поселения Красногорск от 07.12.2009 г. N 1782/12 утвержден "Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам муниципальными бюджетными и автономными учреждениями городского поселения Красногорск".
С целью повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо закончить приведение муниципальной нормативной правовой базы в соответствии с федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Также, следует проанализировать и при необходимости оптимизировать структуру и штатную численность муниципальных учреждений, осуществлять мониторинг их финансово-хозяйственной деятельности.
Повышение доступности и качества муниципальных услуг будет осуществлено за счет:
внедрения новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
разработки стандартов качества муниципальных услуг;
обеспечения доступности и открытости информации о деятельности муниципальных учреждений поселения, оказывающих муниципальные услуги для потребителей этих услуг.
Предполагается изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений (с расширением объемов прав), оказывающих муниципальные услуги:
с 01.01.2012 г. полностью завершить перевод бюджетных учреждений со сметного финансирования на предоставление субсидии на выполнение муниципального задания;
предоставить право бюджетным учреждениям (с расширенным объемов прав) зачислять доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений.
6. Формирование программного бюджета
В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов местного самоуправления является программно-целевой принцип организации их деятельности.
Разработку муниципальных программ городского поселения предполагается осуществлять с учетом следующих общих принципов:
формирование муниципальных программ поселения исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития городского поселения и индикаторов их достижения;
установление для муниципальных программ конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
охват муниципальными программами всех сфер деятельности органов местного самоуправления городского поселения и соответственно большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении;
проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ городского поселения, оценки их вклада в развитие экономики городского поселения с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований.
Кроме того, в рамках муниципальных программ могут быть предусмотрены и приняты выходящие за пределы лимитов бюджетных обязательств расходные обязательства, в результате чего существует возможность заключения (по конкретным проектам, объектам) долгосрочных муниципальных контрактов.
Также в отношении объектов, указанных в муниципальных целевых программах, могут заключаться муниципальные контракты со сроком реализации, выходящим за пределы 3-летнего периода.
Порядки разработки, утверждения и реализации муниципальных ведомственных и долгосрочных целевых программ утверждены постановлениями главы городского поселения Красногорск от 15.10.2009 г. N 1346/10 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ городского поселения Красногорск" и от 15.10.2009 г. N 1345/10 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ городского поселения Красногорск" соответственно. В 2011 году в поселении реализуется 13 ведомственных и 4 долгосрочных программ с объемом финансирования 208914 тыс. руб. и 115285,8 тыс. руб. соответственно, или 31% бюджета. В 2012 году объем бюджетного финансирования 16 программ составит 543372 тыс. рублей или 50,4% расходов бюджета.
В городском поселении в целях повышения результативности бюджетных расходов и обеспечения эффективного использования бюджетных средств и организационных ресурсов в настоящее время активно используются такие инструменты программно-целевого управления, как долгосрочные программы социально-экономического развития городского поселения Красногорск, отчеты органов администрации о реализации муниципальных ведомственных и долгосрочных программ, доклады главы поселения о результатах и основных направлениях деятельности администрации поселения.
В целях повышения результативности бюджетных расходов и обеспечения эффективного использования бюджетных средств необходимо ввести такую форму отчета, как ежеквартальные доклады руководителей органов администрации о результатах деятельности по координируемым муниципальным программам.
Данные инструменты используются в целях расширенного применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, установления обоснованности выделения ассигнований в предстоящем финансовом году.
7. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их исполнения
Основными направлениями повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления должны стать: противодействие коррупции и снижение административных барьеров; совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
повышение прозрачности, подотчетности и ответственности деятельности органов местного самоуправления и органов администрации за расходованием бюджетных средств;
внедрение применения электронной формы оказания услуг органами администрации городского поселения;
внедрение нормативов на обеспечение деятельности органов местного самоуправления городского поселения.
В органах администрации городского поселения, муниципальных учреждениях должны быть утверждены и реализованы ведомственные планы повышения эффективности бюджетных расходов, направленные на оптимизацию расходов на содержание муниципальных учреждений, с целью оптимизации структуры и штатной численности учреждений, сокращение доли административно-вспомогательного персонала.
Для повышения эффективности управления муниципальной собственностью администрации городского поселения необходимо осуществить комплекс мер по следующим основным направлениям:
упорядочение состава имущества, находящегося в собственности администрации городского поселения, и обеспечение его учета; инвентаризация объектов муниципальной собственности городского поселения, оформление прав на них; создание прозрачных процедур, определяющих вопросы аренды имущества городского поселения; совершенствование приватизационных процедур;
совершенствование системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества.
8. Совершенствование муниципального финансового контроля
В настоящее время осуществление финансового контроля регулируется постановлением администрации городского поселения Красногорск от 18.05.2010 г. N 782 "О бюджетных полномочиях органов муниципального финансового контроля администрации городского поселения Красногорск" и постановлением администрации городского поселения Красногорск от 28.06.2011 г. N 556 "Об утверждении порядка осуществления контроля за деятельностью муниципальных бюджетных и казенных учреждений городского поселения Красногорск".
Согласно данным положениям внутренний финансовый контроль в поселении осуществляют финансовое управление администрации поселения и органы администрации поселения.
С вступлением в силу федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" возникает необходимость приведения системы муниципального контроля в соответствие с новыми требованиями.
Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требуют комплексного реформирования системы муниципального финансового контроля.
Необходимо совершенствование контроля муниципальных учреждений в отношении их финансового состояния и хозяйственной деятельности, повышение эффективности муниципального финансового контроля за счет совершенствования механизмов внутреннего финансового контроля.
в этих целях необходимо:
организовать действенный контроль за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования;
принять меры по повышению качества и надежности муниципального финансового контроля. Муниципальный финансовый контроль предусматривается осуществлять по следующим вопросам:
соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности; экономности, результативности и эффективности использования средств бюджета городского поселения.
9. Совершенствование информационной системы управления муниципальными финансами
Современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу, объему и качеству информации о деятельности органов администрации поселения.
Кроме того, решение задач, поставленных программой правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, невозможно без использования новейших информационно-технологических средств.
В финансовом управлении администрации поселения установлена системы планирования и исполнения бюджета АИС "Финансы".
Процедура формирования муниципального задания осуществляется органами администрации поселения с помощью программы АИС "Муниципальное задание".
10. Повышение эффективности бюджетных расходов
Для повышения эффективности бюджетных расходов и предоставления муниципальных услуг необходимо решить следующие задачи:
повышение доступности и качества предоставления муниципальных услуг; привлечение и удержание высокопрофессиональных кадров;
осуществление мониторинга выполнения установленных заданий по предоставлению муниципальных услуг, установление взаимосвязи между затраченными бюджетными ресурсами и полученными результатами;
совершенствование системы оплаты труда, установление ее взаимосвязи с конечным результатом;
введение правил оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных обязательств, предусматривающих повышение ответственности за достоверность их финансово-экономических обоснований;
проведение мероприятий по установке приборов учета энергетических ресурсов в муниципальных учреждениях.
совершенствование системы оплаты труда сотрудников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, установление ее взаимосвязи с конечным результатом;
разработка плана мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в городском поселении в целях предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения;
осуществление мероприятий по повышению энергоэффективности в рамках федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В сфере инвестиций разработка положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджета городского поселения в целях соблюдения положений статьи 14 федерального закона от 25.02.1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";
в целях соблюдения положений статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, повышения прозрачности использования средств бюджета городского поселения необходимо разработать типовой договор об участии администрации городского поселения в собственности субъекта инвестиций.
11. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Источником финансирования программы являются средства бюджета городского поселения Красногорск. Объемы финансирования программы ежегодно уточняются при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Предполагаемый общий объем финансирования мероприятий программы составит 425 тыс. руб., в том числе:
2011 - 203 тыс. руб.,
2012 - 222 тыс. руб.
12. Механизм реализации программы и контроль за ходом ее выполнения
Контроль за ходом выполнения программы осуществляет администрация городского поселения Красногорск. Финансовое управление администрации поселения предоставляет отчетные данные о реализации программы в соответствии с постановлением главы городского поселения Красногорск от 15.10.2009 г. N 1345/10 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ городского поселения Красногорск". Координация деятельности по реализации программы осуществляется финансовым управлением администрации поселения.
Исполнители программы представляют координатору информацию о ходе реализации мероприятий программы:
по итогам 1 квартала, 1 полугодия и 9-ти месяцев - до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
по итогам года - до 20 января года, следующего за отчетным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.