В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007 "Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон", учитывая обращение общества с ограниченной ответственностью "Лукойл - Центрнефтепродукт" и рассмотрев проектную документацию по установлению и изменению границ лесопарковых зон в лесах Наро-Фоминского и Дмитровского лесничеств Московской области, представленную филиалом ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлеспроект", Правительство Московской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую проектную документацию по установлению и изменению границ лесопарковых зон в лесах Наро-Фоминского и Дмитровского лесничеств Московской области.
2. Исключить из границ лесопарковых зон лесные участки Наро-Фоминского лесничества, Алабинского участкового лесничества, квартал 34 (часть) площадью 1,4 га.
3. Включить в границы лесопарковых зон лесной участок Дмитровского лесничества, Костинского участкового лесничества, квартал 72 (часть) площадью 1,6 га.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Московской области Пархоменко И.О.
Губернатор |
Б.В. Громов |
Проектная документация по установлению и изменению границ лесопарковых зон в лесах Наро-Фоминского и Дмитровского лесничеств Московской области
(утв. постановлением Правительства Московской области от 24 января 2012 г. N 74/1)
Основания для разработки проектной документации
Подготовка проектной документации по установлению и изменению границ лесопарковых зон в Московской области (далее - проектная документация) осуществлена на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2011 N 170-РМ "О подготовке документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны в Московской области" и Государственного контракта от 20.09.2011 N 1084-Л.
Необходимость разработки проектной документации по изменению границ лесопарковой зоны в Московской области обусловлена выделением лесного участка под размещение базы нефтепродуктов. Размещение базы нефтепродуктов (АЗС с пунктами налива) на 42 км автодороги Москва - Киев в Наро-Фоминском муниципальном районе Московской области согласовано в рамках Генерального соглашения "Об основных принципах сотрудничества между Правительством Московской области и Открытым акционерным обществом "Нефтяная компания "Лукойл".
В связи с этим ООО "Лукойл - Центрнефтепродукт" ходатайствует о переводе лесных участков из состава земель лесного фонда в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее земли транспорта).
В целях перевода испрашиваются лесные участки Наро-Фоминского лесничества в квартале N 34 Алабинского участкового лесничества площадью 1,4 га, расположенные на территории Наро-Фоминского муниципального района в границах сельского поселения Марушкинское, отнесенные к категории защитных лесов "леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (лесопарковые зоны)".
Учитывая, что перевод данных участков земель лесного фонда в земли транспорта приведет к изменению границ и уменьшению площади лесопарковой зоны, что не допускается пунктом 6 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации, в проектной документации отражены результаты проектирования границ лесопарковой зоны Московской области, учитывающие равноценную компенсацию исключаемых из этой зоны лесных участков, а также результаты проектирования защитных лесов в отношении лесных участков, исключенных из лесопарковой зоны.
Проектная документация по изменению границ лесопарковой зоны подготовлена в целях реализации полномочий органов государственной власти Московской области в области лесных отношений, определенных статьей 82 Лесного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007 "Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон", а также в целях внесения соответствующих изменений в сведения государственного лесного реестра уполномоченным органом государственной власти в области лесных отношений.
Характеристика лесных участков, исключаемых из границ - лесопарковой зоны
Для размещения базы нефтепродуктов испрашиваются лесные участки в квартале N 34 в выделах N 24, 29, 30 и 33 Алабинского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества на площади 1,4 га.
По сведениям государственного лесного реестра (учетный номер 834-2010-10, выписка прилагается) и лесохозяйственного регламента Наро-Фоминского лесничества леса квартала N 34 Алабинского участкового лесничества отнесены к категории защитных лесов "леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (лесопарковые зоны)".
Документами лесного планирования и лесохозяйственным регламентом лесничества не предусмотрено выделение в лесопарковой зоне Московской области функциональных зон.
Лесные участки расположены в границах Наро-Фоминского муниципального района, лесистость которого составляет 53,9%.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий", подготовлен Акт натурного технического обследования участков земель лесного фонда, испрашиваемых для перевода в земли иных категорий, в котором приведены количественные и качественные характеристики испрашиваемых лесных участков, определенных по материалам лесоустройства (таблица 1).
Таблица 1
Количественные и качественные характеристики испрашиваемых лесных участков
Наименование участкового лесничества |
Номер квартала |
Номер выдела |
Площадь участка, га |
Состав насаждений |
Возраст, лет |
Бонитет |
Полнота |
Общий запас древесины, м3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Алабинское |
34 |
24 |
0,58 |
6Б4Ос + Е |
60 |
II |
0,3 |
41 |
29 |
0,07 |
Газопровод |
- |
- |
- |
- |
||
30 |
0,67 |
Прочие земли |
- |
- |
- |
- |
||
33 |
0,08 |
5Б2Лп3Ос |
70 |
I |
0,7 |
18 |
||
Итого: |
|
|
1,40 |
|
|
|
|
59 |
Территориальное размещение испрашиваемых лесных участков, с указанием участковых лесничеств, категорий защитных лесов, кварталов, а также местоположение проектируемых лесных участков, с указанием границ кварталов и лесотаксационных выделов, входящих в их состав, показано на прилагаемых схемах.
Из приведенных данных видно, что лесной участок на 53% представлен нелесными землями. Покрытые лесной растительностью земли занимают 47% площади. В насаждениях преобладают березово-осиновые древости с низкими санитарно-гигиеническими и эстетическими свойствами, а также низкой степенью устойчивости к отрицательным антропогенным воздействиям.
Вместе с тем, перевод этого лесного участка из состава земель лесного фонда, относящегося к лесопарковым зонам, в земли транспорта приведет к изменению границ и уменьшению площади лесопарковой зоны Московской области.
Положением об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007, предусматривается, что в случае изменения границ лесопарковых зон площадь исключаемых лесных участков компенсируется включением в границы этих зон лесных участков, площадь которых не меньше площади исключаемых лесных участков и которые расположены на территории того же лесничества, либо на территории ближайших лесничеств.
С учетом требований Положения по площади лесных участков, компенсирующих уменьшение лесопарковых зон и их местоположению, а также с учетом анализа существующего разделения лесов Московской области по целевому назначению, категориям защитных лесов и оснований их установления, осуществлено проектирование равноценных лесных участков для включения их в границы лесопарковой зоны.
Характеристика лесных участков, проектируемых для включения в границы лесопарковой зоны
Принимая во внимание незначительную площадь исключаемого из лесопарковой зоны лесного участка, подбор компенсирующего уменьшение площади лесопарковой зоны лесного участка проведен на территории Дмитровского лесничества, где уже осуществлялось проектирование лесных участков в целях компенсации уменьшения площади лесопарковых зон в связи с проведением различного вида работ для государственных и муниципальных нужд.
В качестве компенсирующего лесного участка проектируется лесной участок в квартале N 72, выделе N 15, площадью 1,6 га Костинского участкового лесничества Дмитровского лесничества. Участок расположен обособленно от остальной территории лесного квартала, примыкает к дороге общего пользования и является местом отдыха местного населения.
По сведениям государственного лесного реестра (учетный номер 833-2010-10, выписка прилагается) и лесохозяйственного регламента Дмитровского лесничества лесной участок выдела N 15 в квартале N 72 Костинского участкового лесничества отнесен к категории защитных лесов "леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения".
Лесотаксационный выдел N 15 в квартале N 72 Костинского участкового лесничества Дмитровского лесничества проектируются к включению в границы лесопарковой зоны, в границы зоны с особыми условиями использования территории и с более строгим правовым режимом использования лесов.
Включение в границы лесопарковой зоны проектируемой территории явится естественным продолжением лесных массивов, образующих лесопарковую зону вокруг населенных пунктов Житниково, Пузино, Кузьминки, Прокшино, Щетнево, Горки.
В соответствии со сведениями государственного лесного реестра:
лесистость Дмитровского муниципального района, в границах которого расположен проектируемый лесной участок, составляет 43,0%;
площадь лесотаксационного выдела N 15 составляет 1,6 га;
лесной участок под выделом N 15 в квартале N 72 Костинского участкового лесничества не находится у граждан, юридических лиц в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, в аренде, а также безвозмездном срочном пользовании.
Расположение лесного участка в границах лесопарковой зоны предполагает отнесение его к выделенным функциональным зонам, которые устанавливаются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны.
Положением об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007, определено, что установление функциональных зон в лесопарковой зоне осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В настоящее время документами лесного планирования и органами государственной власти Московской области в лесах лесопарковых зон Московской области функциональные зоны не выделены, в связи с чем в настоящей проектной документации не приводятся сведения об отнесении компенсирующего лесного участка к какой-либо функциональной зоне.
Количественные и качественные характеристики проектируемого лесного участка определены по данным таксации при лесоустройстве.
Характеристика лесного участка приведена в таблице 2.
Таблица 2
Количественные и качественные характеристики лесного участка, включаемого в границы лесопарковой зоны
Наименование участкового лесничества |
Номер квартала |
Номер выдела |
Площадь, га |
Состав насаждений |
Возраст, лет |
Класс бонитета |
Полнота |
Общий запас древесины, м3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Костинское |
72 |
15 |
1,6 |
5Б3Ос1Олс1Е |
60 |
II |
0,7 |
290 |
Итого: |
1,6 |
|
|
|
|
290 |
Территориальное размещение проектируемого лесного участка с указанием участковых лесничеств, категорий защитных лесов, а также размещение лесных кварталов и лесотаксационных выделов, входящих в их состав, показано на прилагаемых схемах.
Компенсирующий лесной участок представляет собой полосу насаждения шириной около 100 м, расположенную вдоль дороги. Насаждение представлено приспевающим березовым древостоем.
Лесной участок доступен для отдыхающих граждан. Отсутствуют источники загрязнения почв, поверхностных и грунтовых вод, сохраняются полностью условия их естественной очистки.
В целом, лесной участок в составе лесотаксационного выдела N 15 квартала N 72 Костинского участкового лесничества Дмитровского лесничества общей площадью 1,6 га, включаемый в границы лесопарковых зон, в полной мере компенсирует уменьшение площади лесопарковых зон лесов Московской области, связанное с исключением из границ лесопарковых зон лесных участков, испрашиваемых в целях размещения базы нефтепродуктов (АЗС с пунктами налива) на 42 км автодороги Москва - Киев в Наро-Фоминском муниципальном районе. Данная компенсация сохранит на прежнем уровне рекреационную емкость лесов лесопарковой зоны Московской области.
Проектирование ценных лесов на лесных участках Наро-Фоминского лесничества Московской области
Настоящая проектная документация отражает также результаты проектирования ценных лесов на лесных участках Алабинского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества, проектируемых к исключению из границ лесопарковой зоны лесов Московской области.
Проектирование отнесения лесов к ценным лесам осуществлено в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.02.2008 N 31.
Проектирование отнесения лесов к ценным лесам осуществлено в отношении лесных участков, испрашиваемых в целях размещения базы нефтепродуктов (АЗС с пунктами налива) на 42 км автодороги Москва - Киев в Наро-Фоминском муниципальном районе, расположенных в квартале N 34 Алабинского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества с кадастровым номером 50:26:170712:3 (далее проектируемые лесные участки) общей площадью 1,4 га, на основании анализа состояния и использования лесов Наро-Фоминского лесничества, перспектив их освоения для государственных и муниципальных нужд, а также с учетом анализа оснований разделения лесов Московской области по выполняемым функциям.
Как уже отмечалось, указанные лесные участки в настоящее время отнесены к лесопарковым зонам.
Проведенный анализ правовых оснований отнесения лесов лесного фонда Московской области к категориям защитности лесов I группы показал, что в лесных массивах, в границах которых расположены испрашиваемые лесные участки, вплоть до 1956 года лесопарковая часть в составе лесов зеленых зон поселений не выделялась. Выделение лесопарковых частей началось в начале 1960-х годов.
По данным учета лесного фонда 1956 года в Московской области в составе лесов I группы были выделены следующие категории защитности лесов: защитные полосы лесов вдоль железных и автомобильных дорог, запретные полосы лесов по берегам рек и других водных объектов и леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов (без выделения лесопарковой части).
Отнесение части лесного фонда области к запретным полосам лесов по берегам рек и других водных объектов было обусловлено выделением запретных водоохранных полос на территории Московской области. Согласно Перечню рек, морей, озер, водохранилищ и каналов, по которым выделены запретные полосы в разрезе областей, краев и республик (Государственный комитет лесного хозяйства Совета Министров СССР, В/О "Леспроект", Москва, 1972 г.) вдоль реки Москва, а также вдоль рек Волга, Ока, Клязьма, Истра устанавливались запретные водоохранные полосы шириной 20 километров по каждому берегу реки. Также были выделены запретные полосы шириной 4 км вдоль притоков указанных рек, расположенных на территории Московской области, в том числе вдоль реки Десна, протекающей на расстоянии 3 км от проектируемых лесных участков.
В последующие годы из состава запретных полос лесов по берегам рек и других водных объектов были выделены другие категории защитности лесов, в том числе и лесопарковые части зеленых зон (в настоящие время согласно Лесному кодексу 2006 года - лесопарковые зоны). Действующим Лесным кодексом запретные полосы лесов по берегам рек и других водных объектов отнесены к "ценным лесам" (запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов).
Таким образом, исторический обзор нормативных правовых актов в сфере разделения лесов по выполняемым функциям показывает, что лесные массивы, из которых проектируется перевод земель лесного фонда в земли транспорта, расположены на территории, на которой первоначально выделялись запретные полосы лесов по берегам рек и других водных объектов.
Лесной квартал N 34 Алабинского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества, в котором находятся проектируемые лесные участки, расположен на расстоянии 19,5 км от реки Москва и 3 км от реки Десна, т.е. в границах параметров, установленных для запретных водоохранных полос лесов.
Принимая во внимание данное обстоятельство, лесные участки в квартале N 34 Алабинского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества Московской области общей площадью 1,4 га с кадастровым номером 50:26:170712:3, количественная и качественная характеристика которых приведена в таблице 1, проектируется отнести к категории защитных лесов - ценные леса (запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов).
Отнесение лесных участков Алабинского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества Московской области общей площадью 1,4 га, проектируемых к исключению из границ лесопарковой зон Московской области в целях перевода из земель лесного фонда в земли транспорта, к категории защитных лесов - ценные леса (запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов) в наибольшей степени соответствует основному назначению данной категории защитных лесов и их правовому статусу, определенному соответствующими нормативными правовыми актами и лесным законодательством.
Разработчик проектной документации |
Центральный филиал государственной инвентаризации лесов ФГУП "Рослесинфорг" (филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлеспроект) |
Юридический адрес |
115035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 56/49, строение 1 |
Местонахождение и почтовый адрес |
141280 Московская область, г. Ивантеевка, ул. Заводская д. 10. |
Телефон/факс |
8 (495) 993 57 65 / 993 57 80 |
Е-mail |
centrlesproekt@bk.ru |
Реквизиты |
р/с 40502810940170130044 Королевский ОСБ N 2570/0117 Сбербанк России К/с 30101810400000000225 ОКПО 00968724 ОКВЭД 02.02.1,74.20.3 ОКАТО 46432000000 ОГРН 1037739527231 |
Главный инженер ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлеспроект" |
А.Ю. Соколов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.