Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 9. Результаты реализации полномочий Правительства Московской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, природопользования и землепользования
9.1. Организация осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
В 2011 году реализовывались две долгосрочные целевые программы Московской области и четыре ведомственные целевые программы Московской области.
Долгосрочная целевая программа Московской области "Экология Подмосковья на 2011-2013 годы", утвержденная постановлением Правительства Московской области от 09.08.2010 N 646/34 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Экология Подмосковья на 2011-2013 годы" (далее - долгосрочная целевая программа Московской области "Экология Подмосковья на 2011-2013 годы"), состоит из двух подпрограмм: "Охрана окружающей среды" и "Повышение пожарной безопасности торфяников, расположенных на территории Московской области".
Мероприятия подпрограммы "Охрана окружающей среды" в 2011 году были направлены на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, государственного мониторинга водных объектов, сохранения особо охраняемых природных территорий, охрану объектов растительного и животного мира и среды их обитания, разработку документации по проектированию (изменению) границ лесопарковых зон, зеленых зон на территории Московской области. Все мероприятия подпрограммы выполнены. По подпрограмме "Охрана окружающей среды" по результатам проведенных торгов получена экономия средств 0,75 миллиона рублей.
По подпрограмме "Повышение пожарной безопасности торфяников, расположенных на территории Московской области" выполнены инженерные изыскания и подготовлен 21 комплект проектной и рабочей документации на строительство комплексов гидротехнических сооружений для обводнения торфяников. Объем финансирования на проведение этих работ за счет средств бюджета Московской области составил 156,2 миллиона рублей. Средства освоены полностью. Все мероприятия, предусмотренные долгосрочной целевой программой Московской области "Экология Подмосковья на 2011-2013 годы", выполнены.
Долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Московской области на 2009-2013 годы" утверждена постановлением Правительства Московской области от 17.02.2009 N 126/6 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Московской области на 2009-2013 годы" (далее - долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Московской области на 2009-2013 годы"). Мероприятия долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Московской области на 2009-2013 годы" направлены на решение задач по оценке обеспеченности Московской области ресурсами общераспространенных полезных ископаемых, по обследованию резервных месторождений, проведению геолого-поисковых работ и по созданию информационно-аналитической системы для целей учета объектов минерально-сырьевой базы.
В 2011 году завершены работы по первому разделу долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Московской области на 2009-2013 годы", в результате которых определены территории, являющиеся перспективными для расширения минерально-сырьевой базы. По остальным разделам работы продолжаются. Средства, предусмотренные на 2011 год, освоены полностью.
Мероприятия, предусмотренные ведомственной целевой программой Московской области "Осуществление отдельных полномочий в области охраны окружающей среды на территории Московской области в 2011 году", утвержденной приказом министра экологии и природопользования Правительства Московской области от 09.03.2011 N 19-ПМ "Об утверждении ведомственных целевых программ Московской области "Осуществление отдельных полномочий в области обеспечения радиационной безопасности на территории Московской области в 2011 году", "Осуществление отдельных полномочий в области охраны окружающей среды на территории Московской области в 2011 году", "Осуществление отдельных полномочий в области водных отношений, реализуемых за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2011 году" (далее - приказ министра экологии и природопользования Правительства Московской области от 09.03.2011 N 19-ПМ), были направлены на решение задач в области экологического просвещения, образования, формирования экологической культуры, обеспечения органов государственной власти Московской области специализированной гидрометеорологической информацией. По результатам проведенных торгов получена экономия средств в размере 0,16 миллиона рублей.
Мероприятия ведомственной целевой программы "Осуществление отдельных полномочий в области обеспечения радиационной безопасности на территории Московской области в 2011 году", утвержденной приказом министра экологии и природопользования Правительства Московской области от 09.03.2011 N 19-ПМ, были направлены на осуществление контроля за радиационной безопасностью на территории Московской области. Средства, предусмотренные указанной Программой, освоены полностью.
Мероприятия ведомственной целевой программы Московской области "Осуществление отдельных полномочий в области водных отношений, реализуемых за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2011 году", утвержденная приказом министра экологии и природопользования Правительства Московской области от 09.03.2011 N 19-ПМ, были направлены на осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Московской области, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Московской области.
В 2011 году проведены работы по расчистке русел реки Артюшка в Рузском районе и реки Городня в городе Волоколамске Волоколамского муниципального района Московской области. Средства освоены на 59,3 процента. По результатам проведенных торгов получена экономия средств в сумме 8,7 миллиона рублей.
Реализовывалась ведомственная целевая программа Московской области "Обеспечение деятельности и реализации полномочий Министерства экологии и природопользования Московской области в 2011 году", утвержденная приказом министра экологии и природопользования Правительства Московской области от 21.06.2011 N 35-ПМ.
Мероприятия ведомственной целевой программы Московской области "Обеспечение деятельности и реализации полномочий Министерства экологии и природопользования Московской области в 2011 году" направлены на решение тактических задач, необходимых для осуществления полномочий, возложенных на Министерство экологии и природопользования Московской области. Средства освоены на 99,1 процента. Экономия средств составила 1,5 миллиона рублей.
В 2011 году в рамках выполнения положений Закона Московской области N 171/2001-ОЗ "Об отходах производства и потребления в Московской области" и реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств" на территории Московской области продолжалось проведение мероприятий по реализации эксперимента, направленного на стимулирование у населения спроса на приобретение новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию.
Объем внебюджетных инвестиций, вложенных в 2011 году в развитие перерабатывающих производств на территории Московской области, составил более 345 миллионов рублей.
В 2011 году в Московской области утилизировано свыше 31 тысячи автомобилей, переработано более 56 тысяч тонн аккумуляторных батарей и около 15 тысяч автомобильных шин.
9.2. Осуществление регионального государственного экологического надзора (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха; регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов; регионального государственного надзора в области обращения с отходами) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности
В рамках осуществления регионального государственного экологического надзора и регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использование и охраной недр в 2011 году проведено 55 проверок (17 плановых, 38 внеплановых), в том числе по поручению органов прокуратуры 23 проверки. В ходе контрольных мероприятий проведено 66 административных расследований. Выявлено 105 нарушений природоохранного законодательства. Составлено 105 протоколов об административных правонарушениях, вынесено 106 постановлений о назначении административных наказаний за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, из них:
на юридических лиц - 66;
на индивидуальных предпринимателей - 2;
на должностных лиц - 17;
на физических лиц - 21.
Выдано 10 предписаний и 45 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
За отчетный период рассмотрено 16 постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, поступивших из органов прокуратуры Московской области, и один протокол об административном правонарушении, поступивший из Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области.
Сумма наложенных административных штрафов за 2011 год составила 9,2 миллиона рублей, взыскано 2,5 миллиона рублей.
Направлен мировым судьям на рассмотрение 21 материал.
По результатам рассмотрения материалов, направленных мировым судьям ранее, было вынесено 14 постановлений о привлечении организаций и должностных лиц к административной ответственности в виде штрафов в размере 0,9 миллиона рублей.
В результате проведенной работы в 2011 году на территории Московской области полностью прекращена незаконная разработка песка, песчано-гравийных смесей и торфа на 25 объектах.
В рамках реализации полномочий по осуществлению регионального государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности организовано 12 внеплановых проверок, 56 обращений граждан рассмотрены с выездом на место, 58 обращений граждан направлены в иные контрольные органы по подведомственности, назначено и взыскано штрафов на сумму 520 тысяч рублей. По результатам проверок материалы направлены в компетентные органы (прокуратура, полиция, судебные органы) для реагирования.
9.3. Принятие в пределах своей компетенции решения о введении ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
Ограничение на передвижение транспортных средств на особо охраняемых природных территориях установлено режимом охраны и прописано в правоустанавливающем документе - паспорте памятника природы и положении о государственном природном заказнике областного значения. В 2011 году правоустанавливающие документы приняты для 2 государственных природных заказников ("Новосуринский природный заказник" и "Участок леса в кв. 22, 23 Бородинского лесничества") и 1 памятника природы областного значения ("Мозжинский овраг").
9.4. Обеспечение разработки схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области и ее утверждение
Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий Московской области утверждена постановлением Правительства Московской области от 11.02.2009 N 106/5 "Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области".
В 2011 году продолжалась работа по подготовке материалов по организации природных парков "Верхнерузско-Москворецкий" на территории Можайского и Шаховского муниципальных районов Московской области и "Ворота в Мещеру" на территории Егорьевского, Луховицкого и Шатурского муниципальных районов Московской области.
9.5. Создание особо охраняемых природных территорий областного значения, осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного управления и контроля в области организации, функционирования и охраны таких территорий
В целях реализации полномочия по созданию особо охраняемых природных территорий областного значения в 2011 году приняты:
постановление Правительства Московской области от 02.02.2011 N 89/3 "О реорганизации и переименовании государственных природных заказников областного значения "Новосуринский природный заказник" и "Участок леса в кв. 22, 23 Бородинского лесничества";
постановление Правительства Московской области от 29.04.2011 N 397/15 "Об утверждении Порядка организации охранных зон особо охраняемых природных территорий областного значения в Московской области";
постановление Правительства Московской области от 14.07.2011 N 706/26 "О реорганизации памятника природы областного значения "Мозжинский овраг";
постановление Правительства Московской области от 19.07.2011 N 721/27 "О внесении изменения в Положение о государственном природном заказнике "Радовицкий мох".
В рамках постановления Правительства Московской области от 09.08.2010 N 646/34 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Экология Подмосковья на 2011-2013 годы" выполнены мероприятия по сохранению 8 особо охраняемых природных территорий.
9.6. Организация осуществления регионального государственного надзора в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения
В рамках осуществления регионального государственного надзора в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения в 2011 году осуществлено 27 внеплановых выездных проверок. По итогам проверок возбуждено 2 административных расследования, в результате которых вынесено 2 постановления о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды в отношении юридических лиц с назначением штрафа на сумму 60 тысяч рублей.
9.7. Осуществление управления и распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной собственности на территории Московской области в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами
В 2011 году выдано 16 лицензий на право пользования недрами.
Подготовлены и приняты 8 распоряжений о приостановлении права пользования недрами, 1 распоряжение о предоставлении права пользования участком недр, 10 распоряжений о переоформлении лицензии на право пользования участком недр, 5 распоряжений о внесении изменений в распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области и 28 распоряжений о внесении изменений в лицензии на пользование недрами.
В 2011 году было организовано проведение 10 аукционов на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, из них 4 аукциона признаны состоявшимися.
За 2011 год подготовлены и приняты следующие нормативные правовые акты:
постановление Правительства Московской области от 01.03.2011 N 161/6 "О внесении изменения в Положение о порядке и условиях проведения аукционов на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения на территории Московской области";
постановление Правительства Московской области от 11.05.2011 N 421/17 "О признании утратившим силу постановления Правительства Московской области от 05.11.2008 N 985/42 "Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Московской области";
постановление Правительства Московской области от 29.07.2011 N 768/29 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 20.09.2010 N 795/43 "Об утверждении Порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых пользователями недр для собственных нужд при осуществлении разведки и добычи полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых в границах предоставленных им горных отводов на территории Московской области".
9.8. Принятие мер по организации проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или об участках недр местного значения, а также участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, установление порядка пользования и распоряжения данными участками
За 2011 год Экспертной комиссией по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, созданной распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 15.10.2007 N 48-р "Об Экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых при экспертном органе Министерства экологии и природопользования Московской области", рассмотрено 24 отчета о геологоразведочных работах на месторождениях общераспространенных полезных ископаемых.
Из них:
по 6 объектам утверждены запасы строительных песков, гравийно-песчаных материалов и кирпичных суглинков;
по 7 объектам по результатам геолого-ревизионных работ произведен пересчет ранее утвержденных запасов строительных песков, гравийно-песчаных материалов, карбонатных пород, кирпичных суглинков и торфа;
по 5 объектам произведено частичное списание с государственного баланса запасов песков, гравийно-песчаных материалов, кирпичных суглинков и торфа как утративших промышленное значение;
по 6 объектам продолжена работа по реализации мероприятий долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Московской области на 2009-2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 17.02.2009 N 126/6 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Московской области на 2009-2013 годы".
9.9. Осуществление нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в сфере водных отношений, полномочий собственника водных объектов в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации
Регулирование отношений по использованию и охране водных объектов (водных отношений) в 2011 году осуществлялось в соответствии с Законом Московской области N 5/2007-ОЗ "О регулировании водных отношений на территории Московской области".
9.10. Утверждение состава и порядка деятельности территориальных рыбохозяйственных советов
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 33 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в субъектах Российской Федерации могут формироваться территориальные рыбохозяйственные советы. В Московской области указанный совет не был сформирован в связи с прекращением с 1969 года промышленного рыболовства на водоемах Московской области.
При Московско-Окском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству в 2009 году был сформирован Московско-Окский научно-промысловый совет Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна. Представитель Правительства Московской области включен в состав указанного совета и принимает участие в его работе. В 2011 году было проведено 2 заседания научно-промыслового совета.
9.11. Обеспечение распределения между пользователями водными биоресурсами квот добычи (вылова) водных биоресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства и промышленных квот в пресноводных водных объектах, расположенных на территории Московской области
Порядок распределения между пользователями водными биоресурсами квот добычи (вылова) водных биоресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства и промышленных квот в пресноводных водных объектах в Московской области был утвержден постановлением Правительства Московской области от 14.11.2006 N 1069/43 "О Порядке распределения между пользователями водными биоресурсами квот добычи (вылова) водных биоресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства и промышленных квот в пресноводных водных объектах в Московской области".
Порядок подачи заявок пользователей водными биоресурсами на выделение квот был утвержден распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 06.12.2006 N 159-РМ "О Комиссии по распределению квот добычи (вылова) водных биоресурсов при Министерстве экологии и природопользования Московской области и утверждении Порядка подачи заявок на выделение квот добычи (вылова) водных биоресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства и промышленных квот в пресноводных водных объектах в Московской области".
В 2011 году было подано 7 заявок от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выделение квот. В соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.03.2011 N 40-РМ "О распределении между пользователями водными биоресурсами квот добычи (вылова) водных биоресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства в Московской области на 2011 год" квоты были распределены между 7 пользователями.
За время работы Комиссии по распределению квот добычи (вылова) водных биоресурсов (с 2007 года) претензий со стороны заявителей не поступало.
9.12. Организация рассмотрения предложений об установлении или изменении площади, границ лесопарковой зоны, зеленой зоны, функциональных зон в лесопарковой зоне и принятие решения о подготовке документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны
В 2011 году рассмотрено 63 предложения об установлении (изменении) площади, границ лесопарковой зоны, зеленой зоны в Московской области. Принято 23 решения о подготовке документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны.
9.13. Принятие решения об утверждении документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны или о ее доработке, об установлении или изменении площади, границ лесопарковой зоны, зеленой зоны, функциональных зон в лесопарковой зоне
В 2011 году принято 8 постановлений Правительства Московской области об утверждении проектной документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны и об установлении (изменении) площади, границ лесопарковой зоны, зеленой зоны.
9.14. Организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий областного значения
В Московской области основная часть особо охраняемых природных территорий областного значения расположена на землях лесного фонда. Полномочия по осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, предусмотренные статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Московской области не переданы. Вышеуказанные полномочия на землях лесного фонда в границах особо охраняемых природных территорий областного значения осуществляются Федеральным агентством лесного хозяйства.
9.15. Обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории Московской области
В целях информирования населения об экологической ситуации в Московской области в 2011 году на официальном сайте Министерства экологии и природопользования Московской области в сети Интернет размещена Информация о состоянии природных ресурсов и окружающей среды Московской области в 2010 году и выпущено печатное издание "Информационный выпуск "О состоянии природных ресурсов и окружающей среды Московской области в 2010 году" тиражом 310 экземпляров.
9.16. Организация ведения Красной книги Московской области
На основании постановления Правительства Московской области от 13.02.1997 N 11/4 "Об учреждении Красной книги Московской области" осуществляется ведение Красной книги Московской области. Первое издание вышло в 1998 году. Для ведения Красной книги Московской области осуществляются постоянные работы по мониторингу состояния растительного и животного мира Московской области.
9.17. Осуществление в пределах своих полномочий государственного регулирования земельных отношений на территории Московской области
В 2011 году принято постановление Правительства Московской области от 12.10.2011 N 1177/40 "О нормативной цене земельных участков в Московской области в 2012 году".
9.18. Принятие решений об отнесении земель к категориям, переводе их из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области
В 2011 году подготовлено и принято 315 постановлений Правительства Московской области по вопросу перевода земельных участков из одной категории в другую, об отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения.
9.19. Принятие решений о размещении гидротехнических сооружений, а также об ограничении условий их эксплуатации в случаях нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений; обеспечение информирования население об угрозе аварий гидротехнических сооружений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций
В связи отсутствием в 2011 году обращений от муниципальных образований Московской области о размещении гидротехнических сооружений и материалов о случаях нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, поступающих из органов государственного надзора, соответствующих решений Правительством Московской области не принималось.
Для проведения обследования наиболее опасных гидротехнических сооружений и мониторинга состояния гидротехнических сооружений в 2011 году было принято постановление Правительства Московской области от 19.09.2011 N 1029/38 "О предоставлении средств резервного фонда Правительства Московской области на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
В 2011 году проводились:
плановые заседания Межведомственной комиссии по безопасности гидротехнических сооружений, утвержденной распоряжением Губернатора Московской области от 16.11.2007 N 705-РГ "О Межведомственной комиссии по вопросам безопасности гидротехнических сооружений";
обследование наиболее опасных гидротехнических сооружений на территории Московской области;
согласование 12 расчетов размера вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения на территории Московской области;
участие в обеспечении безопасного пропуска половодья в 2011 году во исполнение постановления Правительства Московской области от 01.03.2011 N 157/7 "О подготовке и проведении противопаводковых мероприятий на территории Московской области в 2011 году".
9.20. Принятие решений о разработке и утверждении долгосрочных целевых программ Московской области в области охраны окружающей среды Московской области, охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания
В 2011 году постановлением Правительства Московской области от 29.06.2011 N 586/24 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Московской области "Экология Подмосковья на 2011-2013 годы" в программу включены дополнительные задачи, в том числе охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания.
9.21. Осуществление в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, природопользования и землепользования, иных полномочий, установленных федеральными законами, законами Московской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными Конституцией Российской Федерации
Принято постановление Правительства Московской области от 29.07.2011 N 770/29 "О периодическом печатном издании для опубликования информации о проведении аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, или права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.