Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Главы Сергиево-Посадского
муниципального района
от 22 мая 2012 г. N 1146-ПГ
Программа
по повышению эффективности бюджетных расходов и оздоровлению муниципальных финансов в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области на период до 2014 года
27 сентября 2012 г.
Введение
Программа по повышению эффективности бюджетных расходов и оздоровлению муниципальных финансов в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области на период до 2014 года разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011-2013 годах", Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.06.2011 "О бюджетной политике в 2012-2014 годах", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Постановлением Правительства Московской области от 16.08.2011 N 838/30 "Об утверждении программы Правительства Московской области по повышению эффективности бюджетных расходов", пунктом 31 Решения Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района от 23.12.2011 N 18/2-МЗ "О бюджете Сергиево-Посадского муниципального района на 2012 год".
1. Обоснование и необходимость разработки и реализации Программы
Экономика Сергиево-Посадского муниципального района успешно преодолела последствия глобального финансово-экономического кризиса, однако важнейшей задачей бюджетной политики на 2012-2013 год и среднесрочную перспективу остается реализация мер по повышению эффективности бюджетных расходов и оздоровлению муниципальных финансов.
В последние годы (2010-2011 годы) финансовая система Сергиево-Посадского муниципального района, инструменты управления данной системой, постоянно совершенствуются. Вместе с тем, изменившееся бюджетное законодательство предлагает целый набор новых решений и инструментов - муниципальные задания, новый формат долгосрочных целевых программ, ведомственные целевые программы, действующие и принимаемые обязательства.
Разработанный План мероприятий Программы направлен на:
- совершенствование процесса формирования и использования бюджетных средств в интересах потребителей бюджетных услуг;
- дальнейшее развитие экономического потенциала Сергиево-Посадского муниципального района;
- повышение эффективности и результативности расходов бюджета;
- реализацию механизмов, обеспечивающих открытость и прозрачность местного бюджета, а также повышение уровня общественного контроля над исполнением бюджетного процесса.
В пользу оздоровления муниципальных финансов говорит и позиция администрации Сергиево-Посадского муниципального района в конкурентной борьбе территорий за инвестиционные и человеческие ресурсы. Сергиево-Посадский муниципальный район обладает довольно значимыми историческими корнями, хорошо развитой системой сельскохозяйственного и промышленного производства, имеет выгодное транспортное расположение. Осуществление повышения прозрачности местных финансов - это шаг в направлении повышения конкурентоспособности района как места, удобного для вложения капитала.
Наконец, нельзя не учитывать и то, что Программа будет способствовать отбору Сергиево-Посадского муниципального района для получения субсидий из бюджета Московской области, предоставляемых в целях активизации процессов финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, проводимого межведомственной комиссией Московской области по оценке планов мероприятий (программ) по реформированию муниципальных финансов и их реализации.
Данные средства Московской области для достижения заявленных Программой целей будут направлены на реконструкцию и капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура, спортивные сооружения), закупку техники и оборудования, программного обеспечения, проведение инвентаризаций, установку энергосберегающих технологий, организацию и ведение баз данных учета, обучение и повышение квалификации сотрудников.
Результатом проводимых программных мероприятий должно стать:
1. Повышение качества управления бюджетным процессом в Сергиево-Посадском муниципальном районе.
2. Активизация механизма оздоровления муниципальных финансов.
3. Создание условий для обеспечения устойчивого исполнения местного бюджета.
4. Поэтапное внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (долгосрочные и ведомственные целевые программы, обоснования бюджетных ассигнований, муниципальные задания).
5. Создание нормативной правовой базы для развития новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг.
6. Повышение эффективности и результативности работы органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса.
7. Выявление внутренних резервов экономии расходов и увеличения доходов местного бюджета.
2. Цель и основные задачи Программы
Мотивы и предпосылки, обусловившие необходимость оздоровления муниципальных финансов, предопределили набор целей, которые ставит перед собой муниципальный район при реализации Программы:
- достижение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Сергиево-Посадского муниципального района для обеспечения дальнейшего социального развития и повышения уровня жизни жителей муниципального района;
- создание благоприятных условий для экономического развития Сергиево-Посадского муниципального района и привлечения инвестиций;
- оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения;
- повышение эффективности управления муниципальной собственностью.
Для достижения цели Программы необходимо решение следующих основных задач:
- совершенствование принципов бюджетирования, ориентированного на результат;
- ориентация деятельности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений на достижение конкретных результатов;
- стимулирование участников бюджетного процесса к поиску резервов повышения эффективности бюджетных расходов;
- совершенствование процедур формирования и исполнения бюджета, межбюджетных отношений;
- дальнейшее совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления, переход к утверждению "программного" бюджета;
- повышение эффективности муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
- совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;
- развитие информационной среды и технологий для реализации управленческих решений в сфере бюджетного процесса.
3. Организация реализации Программы
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках Плана мероприятий по реализации Программы Сергиево-Посадского муниципального района по повышению эффективности бюджетных расходов и оздоровлению муниципальных финансов на период до 2014 года.
Основными этапами Плана мероприятий являются:
проведение анализа исходного состояния системы муниципальных финансов по основным направлениям Плана мероприятий по состоянию на 01.01.2012 года;
- 1-й этап - реализация Плана мероприятий, завершение которых планируется осуществить в срок до 31.12.2012 года;
- 2-й этап - реализация мероприятий Плана мероприятий, завершение которых планируется осуществить в срок до 01.07.2013 года;
- 3-й этап - проведение анализа исполнения Плана мероприятий по состоянию на 01.01.2013 года, принятие решения о дальнейшей работе в направлении совершенствования муниципальных финансов Сергиево-Посадского муниципального района.
Таблица
Планируемые показатели эффективности реализации программы
Наименование показателей эффективности реализации программы |
Единица измерения |
Факт 2011 г. |
План 2012 г. |
План 2013 г. |
Отношение фактически поступивших налоговых и неналоговых доходов бюджета Сергиево-Посадского муниципального района к объему утвержденных налоговых и неналоговых доходов бюджета Сергиево-Посадского муниципального района |
проценты |
91,64 |
100 |
100 |
Своевременность подготовки проекта бюджета Сергиево-Посадского муниципального района на очередной финансовый год, отчета об исполнении бюджета Сергиево-Посадского муниципального района |
проценты |
100 |
100 |
100 |
Своевременное обеспечение исполнения бюджета Сергиево-Посадского муниципального района на очередной финансовый год |
проценты |
100 |
100 |
100 |
Приведение нормативных правовых актов в соответствие с антикоррупционными требованиями |
проценты |
100 |
100 |
100 |
Удельный вес расходов бюджета Сергиево-Посадского муниципального района, формируемых в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ, в общем объеме расходов бюджета Сергиево-Посадского муниципального района (за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций) |
проценты |
1,31 |
10 |
10 |
Отношение объема просроченной кредиторской задолженности бюджета Сергиево-Посадского муниципального района к общему объему расходов бюджета Сергиево-Посадского муниципального района |
проценты |
менее 10 |
менее 10 |
менее 8 |
Просроченная кредиторская задолженность бюджета Сергиево-Посадского муниципального района по выплате заработной платы |
тыс. рублей |
0 |
0 |
0 |
Отношение дефицита бюджета Сергиево-Посадского муниципального района к доходам бюджета Сергиево-Посадского муниципального района без учета безвозмездных поступлений |
проценты |
10 |
менее 10 |
менее 9 |
4. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы района
Одним из приоритетных направлений по обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Сергиево-Посадского муниципального района является мобилизация доходов, цель которой пополнение доходной части районного бюджета за счет увеличения поступлений налога на доходы физических лиц, единого налога на вмененный доход, арендной платы за земельные участки.
Для своевременного и полного поступления доходов в бюджет Сергиево-Посадского муниципального района проводятся мероприятия, в том числе:
- заседания межведомственной комиссии по мобилизации доходов районного бюджета с организациями-неплательщиками, что способствует поступлению платежей в бюджеты всех уровней;
- совместно с представителями Министерства финансов Московской области, территориальным налоговым органом, с привлечением ответственных представителей городских и сельских поселений Сергиево-Посадского муниципального района проводятся выездные проверки, в целях выявления хозяйствующих субъектов, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность на территории Сергиево-Посадского муниципального района, но не состоящих на налоговом учете и как следствие не уплачивающих налоги в бюджет.
Повышение устойчивости бюджетной системы Сергиево-Посадского муниципального района обеспечивается при соблюдении следующих принципов:
- надежность и реалистичность прогнозов социально-экономического развития Сергиево-Посадского муниципального района, положенных в основу бюджетного планирования;
- сокращение дефицита бюджета и муниципального долга Сергиево-Посадского муниципального района;
- планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- создание и поддержание необходимых финансовых резервов;
- оценка причин возникновения временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета, и финансовых последствий их возникновения за последний отчетный год и текущий финансовый год.
5. Повышение эффективности бюджетных расходов и целевое использование средств бюджета Сергиево-Посадского муниципального района
В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов местного самоуправления предусматривается дальнейшее развитие программно-целевого принципа организации их деятельности.
Основными инструментами, увязывающими объемы бюджетных ассигнований с результатами расходования бюджетных средств в 2012-2013 годах становятся:
- сводные муниципальные задания главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств;
- ведомственные целевые программы;
- долгосрочные целевые программы.
Муниципальные задания главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств будут содержать показатели объема и качества предоставления отдельных муниципальных услуг, в соответствие с которыми будут поставлены объемы бюджетных ассигнований на текущее предоставление муниципальных услуг.
В настоящее время утвержден порядок принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ муниципального района, нормативно закреплена процедура ежегодной инвентаризации долгосрочных целевых программ с точки зрения ревизии актуальности программы, ее эффективности в части достижения планируемых результатов. При существенных отклонениях фактически достигнутых результатов от планируемых принимаются решения о корректировке (переработке) программы, либо о ее досрочном прекращении.
В 2012 году в Сергиево-Посадском муниципальном районе продолжается бюджетная реформа в целях реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Бюджетная реформа в целом ориентирует муниципальные учреждения на увеличение объемов и улучшение качества выполняемых муниципальных услуг и работ, утвержденных в муниципальных заданиях, на сокращение неэффективных расходов, на привлечение дополнительных источников доходов, на безубыточность деятельности учреждений.
В результате реформы в районе с 01.07.2012 года:
- изменяются механизмы финансового обеспечения муниципальных учреждений, оказывающих муниципальные услуги со сметного финансирования на предоставление субсидии на выполнение муниципального задания;
- доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности муниципальных бюджетных и автономных учреждений зачисляются в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
- расширяются права муниципальных бюджетных и автономных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган местного самоуправления, выполняющий функции учредителя соответствующего учреждения.
В тоже время, исключается субсидиарная ответственность муниципального образования по обязательствам муниципальных бюджетных и автономных учреждений и устанавливается размер предельно допустимого значения кредиторской задолженности, влекущего за собой расторжение трудового договора с руководителем муниципального учреждения.
В ходе реализации Программы будут разработаны и утверждены требования к качеству для всех муниципальных услуг, которые включены в перечень муниципальных услуг Сергиево-Посадского муниципального района:
- во-первых, это непосредственные требования к процессу оказания муниципальной услуги, результатам ее оказания (такие как длительность ожидания в очереди, наличие отдельных объектов материально-технической базы, режим работы и т.д.);
- во-вторых, это требования к отсутствию предписаний надзорных органов и (или) наличию разрешительных документов (например, отсутствию предписаний в сфере пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, наличию лицензий, аккредитаций, аттестаций и т.д.).
Контроль соблюдения требований к качеству услуг на районном уровне будет организован:
- посредством ежегодных регулярных проверок соответствия качества предоставляемых муниципальных услуг утвержденным требованиям (в т.ч. состоянию материально-технической базы организаций, оказывающих услуги);
- посредством сбора информации о соблюдении требований к качеству от потребителей муниципальных услуг и проведения на данной основе оперативных проверок.
- Оперативные проверки будут инициироваться в случае накопления определенной критической массы негативных отзывов и оценок со стороны потребителей муниципальных услуг.
- Разработка требований к качеству услуг, возможно, потребует проведения серьезной подготовительной работы, включающей в себя, в том числе, проведение социологических исследований с целью выявления представления получателей муниципальных услуг о требуемом качестве.
В целях недопущения роста кредиторской задолженности муниципальных бюджетных и автономных учреждений в бюджете Сергиево-Посадского муниципального района установлено требование о безусловном соблюдении соответствия объемов принимаемых обязательств объему утвержденных бюджетных ассигнований на исполнение этих обязательств.
Финансовым управлением администрации Сергиево-Посадского муниципального района ежемесячно осуществляется мониторинг состояния кредиторской задолженности учреждений бюджетной сферы и выявление причин ее образования.
В 2009-2011 годах распоряжениями Главы Сергиево-Посадского муниципального района установлен режим экономии и ограничения бюджетных расходов по отраслевым направлениям, в результате которого:
- осуществляется согласование с распорядителями бюджетных средств договоров и заявок на размещение товаров, работ, услуг для муниципальных нужд муниципальных учреждений;
- проводится анализ заключенных и принятых на учет договоров, контрактов;
- осуществляется частичная оплата коммунальных услуг за счет денежных средств, полученных от оказания платных услуг учреждениями;
- проводятся мероприятия по сокращению численности органов местного самоуправления и оптимизации численности работников муниципальных учреждений.
В целях экономии бюджетных средств по оплате расходов на коммунальные услуги и содержание помещений муниципальных учреждений в Сергиево-Посадском муниципальном районе разрабатывается долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Сергиево-Посадского муниципального района на 2012-2020 годы", в рамках которой для муниципальных учреждений объектов социальной сферы, финансирующихся из местного бюджета предусматривается:
- оснащение приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- проведение энергетического обследования и составление энергетического паспорта;
- замена ламп накаливания на энергосберегающие;
- мероприятия по улучшению тепловой изоляции ограждающих конструкций и снижению тепловых потерь через оконные проемы;
- обучение персонала в области энергосбережения.
6. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения
В рамках реализации бюджетных реформ в Сергиево-Посадском муниципальном районе действуют и разрабатываются новые подходы к системе управления муниципальными финансами, в том числе:
- организация бюджетного процесса исходя из принципа исполнения первоочередных расходных обязательств;
- повышение результативности расходования бюджетных средств за счет их ориентации на достижение конечного результата наиболее эффективным способом;
- оптимизация процесса планирования и финансирования временных кассовых разрывов;
- формирование "электронного правительства", в том числе переход на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий органами власти в электронной форме;
- повышение качества финансового менеджмента (функций управления) главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств.
Наибольшие успехи по проведению мероприятий, направленных на повышение качества финансового управления, были достигнуты в области информатизации финансово-экономических служб главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств и подведомственных организаций. В 2009 году разработан, а в 2010 году внедрен программный комплекс "АИС ФИНАНСЫ" для использования отраслевыми управлениями. Данная программа позволяет видеть полную картину по исполнению бюджета Сергиево-Посадского муниципального района, как в разрезе отраслей, так и в разрезе муниципальных учреждений, что позволяет принимать оперативные решения по оплате тех или иных расходов исходя из конкретной сложившейся ситуации.
Финансовое управление администрации Сергиево-Посадского муниципального района ежемесячно осуществляет проведение семинаров по вопросам реализации на территории Сергиево-Посадского муниципального района Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", составления и исполнения бюджета, составления годовой и квартальной бухгалтерской отчетности. Данную практику проведения семинаров предполагается продолжить.
7. Повышение эффективности управления муниципальной собственностью
Важной сферой оптимизации деятельности Сергиево-Посадского муниципального района является управление муниципальной собственностью, для повышения эффективности которого предлагается реализация мер по направлениям Плана.
8. Развитие малого и среднего предпринимательства, повышение инвестиционной привлекательности
В целях формирования благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Сергиево-Посадском муниципальном районе с 2010 года работает долгосрочная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Сергиево-Посадском муниципальном районе на 2010-2012 годы ", которая призвана обеспечить:
1. Привлечение финансовых и материальных ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства района.
2. Увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме оборота организаций муниципального района и уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов во все уровни бюджетов до 40%.
3. Содействие обеспечению занятости населения в Сергиево-Посадском муниципальном районе.
Обладая кадровым потенциалом, значительным резервом земельных и энергетических ресурсов, хорошо развитой транспортно-коммуникационной, инженерной и производственной инфраструктурой, Сергиево-Посадский муниципальный район имеет потенциал развития и готов к реализации широкомасштабных инновационных проектов.
Принимая во внимание необходимость сохранения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности муниципального района, рационального землепользования и системного комплексного подхода при размещении современных высокотехнологичных производств, администрацией Сергиево-Посадского муниципального района осуществляется:
- разработка долгосрочной целевой программы "Развитие конкуренции в Сергиево-Посадском муниципальном районе";
- продвижение информации об инвестиционных возможностях муниципального района на инвестиционных форумах;
- активное вхождение в федеральные и областные программы по вновь создаваемым объектам социальной инфраструктуры с целью привлечения субсидий;
- разработка инвестиционного паспорта Сергиево-Посадского муниципального района.
9. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами
Современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности.
Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предусмотрено размещение информации о деятельности всех муниципальных учреждений и об использовании закрепленного за ними имущества на официальном сайте в сети Интернет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.