С 1 января 2001 года исчисление и уплата налога на добавленную стоимость осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. См. справку
В соответствии с п.9 Национального плана проверок налогоплательщиков на 1997 год, утвержденного Государственной налоговой службой Российской Федерации и согласованного с Департаментом налоговой полиции России 24 апреля 1997 г., а также п.33 Плана работ ГНИ по г.Москве на 1997 г., Государственная налоговая инспекция по г.Москве поручает организовать проверки предприятий и организаций, являющихся источниками выплаты доходов иностранным юридическим лицам, не связанным с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство.
Выборочные документальные проверки предприятий и организаций по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость и налога на доходы иностранных юридических лиц, полученные из источников в Российской Федерации, проводят:
- государственные территориальные налоговые инспекции;
- Контрольное управление ГНИ по г.Москве.
Проверке подлежат следующие категории предприятий и организаций:
- банки и другие кредитные учреждения (по удержанию налога на доходы с выплачиваемых процентов, а также по удержанию налога на другие виды доходов, налога на добавленную стоимость);
- предприятия с иностранными инвестициями (по удержанию налога на доходы с выплачиваемых дивидендов, а также по удержанию налога на другие виды доходов, налога на добавленную стоимость);
- другие предприятия и организации, являющиеся источниками выплаты доходов иностранным юридическим лицам; при этом особое внимание необходимо уделить доходам по работам и услугам, оказанным и предоставленным иностранными юридическими лицами на территории Российской Федерации.
Государственные территориальные налоговые инспекции проверяют 2 предприятия или организации указанных категорий, при этом особое внимание должно уделяться банкам и иным кредитным учреждениям.
Контрольное управление ГНИ по г.Москве проверяет 2 соответствующих предприятия или организации.
Проверка проводится за следующие периоды: 1996 год, январь-май 1997 года.
При проведении документальных проверок по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы иностранных юридических лиц, полученных из источника в Российской Федерации, особое внимание следует уделить следующим вопросам:
- правильности применения ставки налогообложения источником выплаты для различных видов доходов;
- правильности исчисления сумм налога источником выплаты (налог удерживается в валюте выплаты при каждом перечислении платежа);
- правильности применения и оформления налогоплательщиком - иностранным юридическим лицом льгот, предусмотренных действующими Международными соглашениями об избежании двойного налогообложения (механизм применения правил Международных соглашений изложен в пп.6.2-6.4 Инструкции Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" и письме Госналогслужбы России от 29 декабря 1995 г. N ВЗ-6-06/672 "О новых формах к инструкции Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. N 34");
- наличию и правильности оформления Уведомления об источниках выплаты в Российской Федерации (приложение N 1 к Инструкции Госналогслужбы России N 34) в случае, когда доход выплачивается в пользу постоянного представительства данного иностранного юридического лица (пункт 4.5 Инструкции Госналогслужбы России N 34 и письмо Госналогслужбы России от 29 декабря 1995 г. N ВЗ-6-06/672 "О новых формах к Инструкции Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. N 34").
При выявлении случаев выплаты доходов иностранным юридическим лицам без удержания налога с российского или иностранного юридического лица - источника выплаты доходов в бесспорном порядке удерживается сумма налога (пункт 5.4 Инструкции Госналогслужбы России N 34).
При этом штрафные санкции (в том числе пени), предусмотренные статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", к источнику выплаты не применяются.
См. письмо Госналогинспекции по г. Москве от 6 мая 1996 г. N 11-13/9369 "О неприменении штрафных санкций к источникам выплаты доходов иностранным юридическим лицам"
При проведении документальных проверок по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость источником выплаты особое внимание следует уделить вопросам:
- правильности применения ставки налогообложения источником выплаты (налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет в полном размере предприятиями за счет средств, перечисляемых иностранным предприятиям или другим лицам, указанным этими иностранными предприятиями. В случае если в договоре (контракте) с иностранным предприятием НДС не указан и не выделен отдельной строкой в расчетных и первичных учетных документах, предъявляемых к оплате иностранным предприятием, предприятие-источник выплаты исчисляет налог с полной суммы выручки, причитающейся иностранному предприятию, применяя расчетную ставку);
- правильности исчисления сумм налога источником выплаты (налог удерживается в валюте выплаты при каждом перечислении платежа. Если налог на добавленную стоимость российским предприятием - источником выплаты будет уплачен не за счет средств, перечисляемых иностранному предприятию, а за счет собственных средств, то в этом случае налог не подлежит ни возмещению (зачету), ни отнесению на издержки производства и обращения, а списывается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Также не подлежит зачету или возмещению налог на добавленную стоимость у российского предприятия-комиссионера, уплаченный на таможне за товары, поступающие от иностранного предприятия для реализации на территории Российской Федерации на условиях консигнации, так как указанный товар приходуется у российского предприятия на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию" и не является его собственностью. Сумму налога, уплаченного таможенным органом, комиссионер возместит за счет средств, перечисляемых иностранному предприятию-комитенту);
- порядку представления отчета по налогу на добавленную стоимость, удержанному источником выплаты (организация, являющаяся источником выплаты налога на добавленную стоимость, представляет в налоговые органы отдельный расчет).
При выплате иностранной организации дохода в иностранной валюте налог на добавленную стоимость российским предприятием - источником выплаты исчисляется также в иностранной валюте, а вот уплатить в бюджет налог российское предприятие имеет право как в иностранной валюте, так и в рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день уплаты налога.
Согласно разъяснениям Министерства иностранных дел Российской Федерации, обложение налогом на добавленную стоимость иностранных юридических лиц, осуществляющих производственную и иную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации, производится без учета ратифицированных международных договоров СССР или Российской Федерации с иностранными государствами об избежании двойного налогообложения, так как они не затрагивают вопросы, связанные с налогом на добавленную стоимость и другими косвенными налогами.
При выявлении случаев выплаты доходов иностранным организациям без удержания налога на добавленную стоимость с российского или иностранного юридического лица - источника выплаты доходов в бесспорном порядке удерживается сумма налога. Применение к такому предприятию штрафных санкций, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (включая пени), является неправомерным, поскольку данные нормативные акты устанавливают ответственность налогоплательщиков, а не налоговых агентов.
Кроме того, при проведении указанной проверки следует обратить внимание на правильность зачета (возмещения) НДС у российского предприятия - источника выплаты.
Суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные в бюджет за счет средств, перечисляемых иностранному предприятию, по материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения, подлежат зачету или возмещению у предприятия - источника выплаты.
Суммы такого налога, подлежащие зачету или возмещению, отражаются по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (соответствующих субсчетов) и после фактической уплаты в бюджет списываются с кредита счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (соответствующих субсчетов) в дебет счета 68 (субсчет "Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость").
Суммы налога, уплаченные за иностранное предприятие по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций, освобожденных от уплаты НДС в соответствии с подпунктами "в" - "ш", "я" и "я.1" пункта 1 статьи 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", относятся на издержки производства и обращения и зачету (возмещению) не подлежат.
Все случаи выплаты доходов в пользу постоянных представительств иностранных юридических лиц необходимо в обязательном порядке отразить в актах документальных проверок с указанием реквизитов договоров, номеров платежных документов и вида выплаченных доходов.
При проведении проверок следует руководствоваться действующим налоговым законодательством:
- статья 10 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом последующих изменений и дополнений);
- Инструкция Госналогслужбы РФ от 16 июня 1995 г. N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц";
- письмо Госналогслужбы РФ от 29 декабря 1995 г. N ВЗ-6-06/672 "О новых формах к Инструкции Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. N 34";
- письмо Госналогслужбы РФ от 20 декабря 1995 г. N НР-6-06/652 "Методические рекомендации по применению отдельных положений Инструкции Госналогслужбы РФ от 16 июня 1995 г. N 34";
письмо Госналогслужбы РФ от 3 января 1996 г. N НП-4-06/1н "О порядке расчетов с бюджетом по своевременно не удержанным налогам на доходы иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации";
- письмо Госналогслужбы РФ от 31 мая 1995 г. N ЮУ-6-06/308 "О ставках налогообложения отдельных доходов, установленных в соглашениях об избежании двойного налогообложения";
- письмо Госналогслужбы РФ от 21 марта 1996 г. N НП-4-06/23н "О ставках налогообложения отдельных доходов, установленных в соглашениях об избежании двойного налогообложения";
- письмо ГНИ по г.Москве от 2 октября 1995 г. N 11-13/15357;
- письмо ГНИ по г.Москве от 2 ноября 1995 г. N 11-13/17313;
- письмо ГНИ по г.Москве от 6 декабря 1995 г. N 11-13/19744;
- письмо ГНИ по г.Москве от 6 мая 1996 г. N 11-13/9369;
- письмо ГНИ по г.Москве от 15 августа 1996 г. N 11-13/17733;
- письмо ГНИ по г.Москве от 14 октября 1996 г. N 11-13/22652;
- письмо ГНИ по г.Москве от 11 декабря 1996 г. N 11-13/27713;
- Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" с внесенными изменениями и дополнениями;
- Инструкция Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
Государственные территориальные налоговые инспекции в срок до 30 июня 1997 г. представляют в окружные налоговые управления ГНИ по г.Москве акты проверок вместе с сопроводительными письмами с указанием выявленных нарушений, а также сводные таблицы по прилагаемой форме (приложения N 1, 2).
После получения материалов окружные налоговые управления составляют сводную справку по результатам проверок, сводную таблицу по округу и в срок до 7 июля 1997 г. передают их вместе с актами документальных проверок в отдел налога на прибыль и международных налоговых отношений Управления методики (комната 441) для обобщения в целом по Москве.
Контрольное управление ГНИ по г.Москве в срок до 7 июля 1997 г. представляет в отдел налога на прибыль и международных налоговых отношений Управления методики (комната 441) сводную справку, сводные таблицы (приложения N 1, 2) и акты документальных проверок для обобщения в целом по Москве.
Заместитель начальника инспекции |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 9 июня 1997 г. N 11-13/12730 "О проведении проверки предприятий и организаций, являющихся источниками выплаты доходов иностранным юридическим лицам, не связанным с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство"
Текст письма опубликован в журнале "Налоговые известия Московского региона", 1997 г., N 7