Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 26 мая 1997 г. N 13-06/11487
В связи с запросами территориальных государственных налоговых инспекций по порядку применения п.3 Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. N 199, Государственная налоговая инспекция по г.Москве разъясняет следующее.
В соответствии с п.3 Временного положения банк, осуществляющий обслуживание расчетного (текущего) счета должника, по получении оформленного в установленном порядке требования лица, осуществляющего взыскание, обязан в трехдневный срок сделать отметку о полном или частичном его неисполнении в связи с отсутствием на расчетном (текущем) счете должника денежных средств. Таким требованием является, в частности, инкассовое поручение налогового органа.
Из смысла п.4 Временного положения следует, что требование о взыскании денежных средств с отметкой о полном или частичном неисполнении взыскания должно направляться банком лицу, осуществляющему взыскание.
Однако на практике банки при получении инкассовых поручений налоговых органов делают отметку о неисполнении и помещают их в картотеку неоплаченных платежных документов, не сообщая налоговым органам об отсутствии средств на расчетном (текущем) счете налогоплательщика. В результате налоговые органы не имеют возможности своевременно принимать меры по обращению взыскания на имущество должника.
В соответствии с п.7 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" банки и иные кредитные организации обязаны представлять по запросам налоговых органов сведения об операциях предприятий, являющихся их клиентами, необходимые для контроля за полнотой и правильностью уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Данная обязанность возникает у кредитной организации в связи с направлением налоговым органом соответствующего запроса.
Направление налоговым органом в кредитную организацию инкассовых поручений само по себе не может рассматриваться в качестве запроса и не влечет обязанности кредитной организации представить сведения о наличии или отсутствии средств на счете налогоплательщика. Несообщение налоговому органу о неисполнении инкассового поручения налогового органа не может служить основанием для привлечения руководителя кредитной организации к административной ответственности за непредставление соответствующих сведений.
В связи с этим в целях предотвращения фактов несообщения налоговым органам о неисполнении инкассовых поручений Государственная налоговая инспекция по г.Москве обязывает в каждом конкретном случае при решении вопроса об обращении взыскания на имущество налогоплательщика одновременно с направлением инкассового поручения направлять в кредитную организацию официальные запросы с требованием сообщить о наличии (отсутствии) средств на счетах клиентов и причинах неисполнения инкассовых поручений со ссылкой на п.3 ст.7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и п.7 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1212.
Оставление указанного запроса без ответа является основанием для привлечения руководителя кредитной организации к административной ответственности на основании п.12 ст.7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР".
Основание: письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 4 апреля 1997 г. N 11-05/152.
Заместитель начальника инспекции |
М.Ю.Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 26 мая 1997 г. N 13-06/11487
Текст письма опубликован в журнале "Налоговые известия Московского региона", 1997 г., N 7