Постановление Правительства Московской области
от 12 марта 2013 г. N 140/10
"Об утверждении Комплекса мер по модернизации общего образования Московской области в 2013 году и на период до 2020 года"
20 августа 2013 г.
Во исполнение пункта 3.1 Правил предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования", Правительство Московской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации общего образования Московской области в 2013 году и на период до 2020 года.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Ежедневные новости. Подмосковье".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Временно исполняющий обязанности |
А.Ю. Воробьёв |
Комплекс
мер по модернизации общего образования Московской области в 2013 году и на период до 2020 года
(утв. постановлением Правительства Московской области
от 12 марта 2013 г. N 140/10)
20 августа 2013 г.
Раздел 1
Анализ реализации Комплексов мер по модернизации общего образования Московской области в 2011 - 2012 годы
1.1. Достигнутые значения показателей результативности предоставления субсидии Московской области за 2011 - 2012 гг.
Система общего образования Московской области является одной из самых крупных в Российской Федерации со значительным числом как городских, так и сельских общеобразовательных учреждений, что оказывает существенное влияние на процессы ее модернизации. В 2012 году в Московской области функционировало 4090 образовательных учреждений, с контингентом обучающихся - 1 001 600 человек, с общим количеством работников - 182 200 человек.
За период 2011 - 2012 годов из средств федерального бюджета бюджету Московской области на модернизацию региональной системы общего образования предоставлена субсидия в общем объеме 2 млрд. 588 млн. 947 тыс. рублей.
В 2011 - 2012 годах достигнуты обязательства по всем значениям показателей результативности предоставления Московской области субсидии из федерального бюджета.
Значения показателей результативности предоставления субсидии Московской области за 2011 и 2012 годы приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Значения показателей результативности предоставления субсидии Московской области на конец 2011 года
N |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|
План |
Факт |
||
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011 года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал 2011 года (проценты) |
100 |
107 |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) |
12 |
12,75 |
2.1. |
Начальное общее образование (проценты) |
28,5 |
29,79 |
2.2. |
Основное общее образование (проценты) |
0,5 |
0,5 |
2.3. |
Среднее (полное) общее образование (проценты) |
0 |
0 |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) |
13 |
14,13 |
4. |
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты) |
10 |
12,5 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
0,45 |
0,47 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
положительная |
Таблица 2
Значения показателей результативности представления субсидии Московской области на конец 2012 года
N |
Наименование показателей |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|
План |
Факт |
||
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году (проценты) |
109,3 |
124,2 |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) |
23,9 |
24 |
2.1. |
Начальное общее образование (проценты) |
54,9 |
53,6 |
2.2. |
Основное общее образование (проценты) |
0,4 |
0,5 |
2.3. |
Среднее (полное) общее образование (проценты) |
0 |
0 |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) |
11 |
16,38 |
4. |
Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты) |
12,6 |
16,68 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
0,45 |
0,49 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
положительная |
Реализация комплексов мер по модернизации общего образования (далее - Комплекс мер) в 2011 - 2012 годах позволила обеспечить достижение в общем образовании Московской области значимых изменений.
В рамках реализации мероприятий по созданию условий для привлечения, закрепления и непрерывного профессионального развития педагогов, мотивации высокого качества работы обеспечено достижение средней заработной платы учителей в IV квартале 2012 года - 35 507 рублей (в 2011 году - 27 744 рублей), что на 18 процентов выше плана (30 036 рублей), на 24 процента выше отчетного показателя (28 585,6 рубля) и на 10 процентов выше уровня средней заработной платы в экономике в Московской области в 2012 году (32 228 рублей).
Для достижения указанного результата из бюджета Московской области в 2012 году были выделены средства на повышение оплаты труда работников общеобразовательных учреждений в размере 3 430 117 тыс. рублей, в том числе, учителям - 2 401 082 тыс. рублей.
Правительством Московской области были приняты постановления:
от 28.12.2011 N 1655/53 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 09.06.2011 N 533/21 "Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Московской области", согласно которому ставки заработной платы (должностные оклады) работников образовательных учреждений, в том числе учителей, с 1 января 2012 года были увеличены на 10 процентов;
от 28.08.2012 N 1032/32 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 09.06.2011 N 533/21 "Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Московской области", согласно которому ставки заработной платы (должностные оклады) работников образовательных учреждений, в том числе учителей, с 1 сентября 2012 года были увеличены на 6 процентов.
Приоритетным направлением в деятельности системы общего образования остается продолжение перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС). Московская область - один из первых, базовых регионов Российской Федерации, на территории которого с 2009 года начата апробация ФГОС начального общего образования (далее - ФГОС НОО). В 2012 году доля школьников, обучающихся по ФГОС, в общей численности школьников, превысила запланированное значение 23,9 и составила 24 процента.
Фактическое значение показателя "Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, в общей численности школьников" составило 53,6 процента, (плановое значение - 54,9 процента). Уменьшение на 1,3 процента запланированного показателя связано с учетом изменения контингента обучающихся в связи с изменением границ с 01.07.2012 между городом Москвой и Московской областью, передачей в государственную собственность города Москвы 45 общеобразовательных учреждений с общим контингентом обучающихся 21 658 человек, а также введением в эксплуатацию в IV квартале 2012 года 2 общеобразовательных учреждений (на 1000 мест).
Приоритетным условием достижения новых результатов и нового качества образования является развитие профессионального сообщества, кадрового потенциала системы образования. Поэтому важнейшим компонентом региональной системы введения новых стандартов стало в 2011 году 100- процентное обучение учителей, приступающих к работе по ФГОС НОО, в 2012 году 100-процентное обучение всех учителей, приступающих к работе в условиях введения федеральных государственных стандартов общего образования, а также управленческих кадров школ в рамках региональной системы повышения квалификации и последующего научно-методического сопровождения их деятельности.
Всего в 2012 году в региональной сети повышения квалификации прошли обучение по программам, отражающим проблематику введения ФГОС, 7264 человека, что составляет 16,68 процента от общего количества учителей и руководителей общеобразовательных учреждений (плановое значение - 12,6 процента), из них по ФГОС НОО было обучено 4338 педагогов, по ФГОС основного общего образования (далее - ФГОС ООО) - 2876 педагогов.
В рамках проведения аттестации педагогических кадров доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей, достигла показателя 16,38 процента при запланированных 11 процентах.
В рамках создания эффективных моделей муниципальных сетей общеобразовательных учреждений с учетом географического положения и социально-экономических особенностей территорий, позволяющих обеспечить получение качественного общего образования школьниками независимо от их места жительства, осуществляется реализация мероприятия по развитию выбранной в 2011 году модели организации дистанционного обучения обучающихся 6 базовых школ с 8 филиалами и школы-интерната с первоначальной летной подготовкой.
В 2012 году проводилась реализация мероприятий по развитию выбранных моделей организации дистанционного обучения обучающихся в образовательных учреждениях (7 школ и 8 филиалов) и введению дистанционного обучения обучающихся общеобразовательных учреждений для двух новых участников проекта, в которых проводится работа по введению дистанционного обучения в 2013 году.
В результате выполненных в 2012 году работ по увеличению пропускной способности каналов доступа в сеть Интернет для ряда базовых и филиальных школ появилась возможность транслировать видеоизображения и синхронизировать интерактивные доски в базовых школах и филиальных школах, проводить видео и интерактивные уроки в филиальных школах в режиме реального времени.
Вследствие выбора данной модели доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений, увеличилась с 0,45 процента в 2011 году до 0,49 процента в 2012 году.
При выполнении задачи по повышению эффективности использования бюджетных средств и ресурсов проведены мероприятия в муниципальных образованиях Московской области по снижению потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов и достижению положительной динамики энергопотребления.
Доля общеобразовательных учреждений, которые разработали программу энергосбережения и повышения эффективности использования энергетических ресурсов, составила 75,49 процента. В результате в системе общего образования потребление по всем видам топливно-энергетических ресурсов снизилось в 2011 году на 0,5 процента, в 2012 году до 3 процентов.
При решении задач модернизации инфраструктуры общеобразовательных учреждений за счет средств субсидии из федерального бюджета в 2011 и 2012 годах:
осуществлена модернизация учебной базы начальной ступени общего образования с целью создания условий введения ФГОС НОО, повышения доли обучающихся в современных условиях и выравнивания ресурсной обеспеченности городских и сельских школ через обеспечение современным учебно-лабораторным оборудованием школ в 72 муниципальных образованиях: приобретено 3187 комплектов оборудования для 1 - 2 классов 1103 школ (78,2 процента от общего количества общеобразовательных учреждений) и для начальных классов 2 государственных общеобразовательных учреждений; 2 комплектов оборудования для государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Московская областная общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой имени трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина";
осуществлена модернизация и обновление оборудования для совершенствования организации проведения единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) на территории Московской области;
созданы условия для реализации модели дистанционного обучения обучающихся в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности: увеличена для ряда базовых и филиальных школ пропускная способность интернет-каналов на скорости до 10 Мб/с, приобретено программное обеспечение, пополнены фонды электронных образовательных ресурсов, проведено повышение квалификации руководителей и учителей общеобразовательных учреждений;
за счет средств бюджета Московской области в 2011 и 2012 годах проведены:
модернизация учебно-лабораторного оборудования 146 школ, реализующих инновационные образовательные проекты: приобретено современное оборудование, позволяющее организовать образовательный процесс с использованием электронных образовательных ресурсов с многомерным представлением предметной области и предметным погружением, создавать и демонстрировать цифровые многомерные (3D) образовательные ресурсы, вести проектную деятельность;
модернизация технологической базы школьных столовых с целью сохранения и укрепления здоровья школьников через совершенствование организации школьного питания: приобретено современное технологическое оборудование для столовых и мебели для залов питания 220 общеобразовательных учреждений;
модернизация и обновление оборудования для совершенствования организации проведения государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) на территории Московской области;
расширение учебной базы общеобразовательных учреждений путем пополнения фондов школьных библиотек в 72 муниципальных образованиях: приобретено более 4 миллионов 200 тысяч единиц учебных пособий и учебников;
приобретение 44 автобусов для доставки к месту обучения 2059 обучающихся в целях обеспечения доступности качественного образования обучающихся независимо от места жительства;
обеспечение доступности качественного образования через увеличение пропускной способности и оплату интернет-трафика в общеобразовательных учреждениях: доступ к сети Интернет имеют 100 процентов общеобразовательных учреждений; в 992 общеобразовательных учреждениях увеличена пропускная способность интернет-трафика; 735 общеобразовательных учреждений в Московской области (52,1 процента) имеют доступ к ресурсам сети Интернет на скорости не ниже 1 Мбит/с.
1.2. Наиболее значимые результаты в общем образовании Московской области, достигнутые за счет реализации Комплекса мер за 2011 - 2012 гг., фиксируемые с использованием данных Росстата, мониторинга "Наша новая школа", региональных мониторингов.
К числу наиболее значимых результатов в общем образовании Московской области, достигнутых за счет реализации Комплекса мер в 2011 году, относятся достижения по показателям, которые были отмечены в докладе Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на основе данных федерального мониторинга за 2011 год (далее - доклад Правительства Российской Федерации), где было обозначено рейтинговое место Московской области в сравнении с другими регионами Российской Федерации:
информированность родителей о ФГОС (3 место, 53 процента);
удельный вес численности педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по персонифицированной модели (3 место, 48,6 процента);
формирование самостоятельного банка контрольно-измерительного инструментария оценки образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО (4 место);
доля общеобразовательных учреждений, которые представили общественности публичный доклад, обеспечивающий открытость и прозрачность деятельности учреждения (4 место);
численность учителей, работающих в созданных в субъекте Российской Федерации профессиональных сообществах (ассоциации учителей-предметников, иные общественные профессиональные объединения) (5 место, 5892 человека);
доля общеобразовательных учреждений, в которых созданы органы государственно-общественного управления учреждением (6 место).
реальное участие органов государственно-общественного управления в управлении общеобразовательным учреждением, разработке и принятии программ развития (7 место).
Как перспективный был отмечен в докладе Правительства Российской Федерации опыт Московской области в аспекте профессиональной адаптации молодых учителей в образовательных учреждениях.
По итогам анализа показателей электронного мониторинга "Наша новая школа" за 2011 год Московская область занимает 10 место среди субъектов Российской Федерации в сводном рейтинге по вопросам модернизации образования.
В 2012 году наиболее значимым результатом является существенное повышение средней заработной платы учителей (35 705 рублей), при этом более 69 процентов учителей получают заработную плату, превышающую среднемесячную начисленную заработную плату работников в целом по экономике Московской области за 2011 год.
В аспекте повышения качества образования следует отметить, что результаты участников ЕГЭ Московской области по среднему тестовому баллу в 2012 году превысили по 13 общеобразовательным предметам значения показателя по Российской Федерации, в том числе по обязательным предметам: по русскому языку - на 2,1 балла, по математике - на 0,8 балла. По сравнению с 2011 годом показатель по среднему тестовому баллу по русскому языку улучшился с 62,7 балла до 64,3 балла.
Анализ данных федерального электронного мониторинга за 2012 год позволяет отметить следующие результаты Московской области:
доля общеобразовательных учреждений, в которых в базовую часть оплаты труда учителей, реализующих ФГОС, введены механизмы оплаты урочной и внеурочной деятельности, выросла на 5,74 процента по сравнению с 2011 годом и составила 92,82 процента;
доля общеобразовательных учреждений, в которых в показателях для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда школы учтена возможность стимулирования педагогов за внеучебные достижения учащихся, составила 92,12 процента.
Вышеприведенные данные позволяют сделать вывод о том, что вводимые в Московской области модели и механизмы реализации основных направлений Комплекса мер (новая система оплаты труда, нормативного подушевого финансирования, новая система аттестации педагогов, модель дистанционного обучения, модель повышения квалификации, модель информационного сопровождения модернизации общего образования и др.), являются достаточно эффективными.
К числу результатов, которые целесообразно предложить для практического использования другим регионам Российской Федерации, относятся:
региональная модель внедрения ФГОС НОО на основе разработки и апробации различных моделей организации внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности является структурным компонентом основной образовательной программы образовательного учреждения, реализуется в объеме 10 часов в неделю в начальной школе и 5 часов в неделю в основной школе и полностью обеспечена в 2012 - 2013 учебном году в Московской области бюджетными ассигнованиями в сумме 1,1 млрд. рублей;
региональная модель повышения квалификации руководителей и учителей общеобразовательных учреждений для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
региональная модель повышения уровня реального участия органов государственно-общественного управления в управлении образовательными учреждениями, опыт совершенствования практики публичных докладов образовательных учреждений;
региональная модель информационного сопровождения модернизации образования Московской области: доля муниципальных образований Московской области, имеющих утвержденные медиапланы сопровождения модернизации образования, составляет в 2012 году более 65 процентов, размещено 7889 электронных и печатных публикаций, видео- и радиоматериалов в средствах массовой информации;
региональная модель профессиональной адаптации молодых специалистов через создание региональных и муниципальных школ молодого учителя, клубов молодых учителей; конкурсов для молодых педагогов, проведение мониторинга профессиональной адаптации молодых учителей.
1.3. Объемы финансирования из регионального бюджета (местных бюджетов) и софинансирования (субсидии из средств федерального бюджета) мероприятий Комплекса мер в 2012 году представлены в таблице 3:
Таблица 3
Объемы финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации в 2012 году общего образования Московской области, тысячи рублей
N |
Мероприятие |
Объемы финансирования |
|||||||||||
Всего |
Федеральный бюджет (субсидия) |
В том числе |
|||||||||||
Бюджет субъекта Российской Федерации |
Внебюджетные источники |
||||||||||||
Всего |
Региональный бюджет |
Местные бюджеты |
|||||||||||
план |
факт |
план |
факт |
План |
Факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
||
1. |
Приобретение оборудования, в том числе: |
2 213 183,0 |
2 180 077,047 28 |
1 945 883,0 |
1 905 668,930 99 |
267 300,0 |
274 408,116 29 |
218 000,0 |
218 000,0 |
49 300,0 |
56 383,116 29 |
0,0 |
25,0 |
1.1. |
Учебно-лабораторное оборудование |
1 985 183,0 |
1 980 969,447 42 |
1 904 883,0 |
1 899 668,930 99 |
80 300,0 |
81 300,516 43 |
73 000,0 |
73 000,0 |
7 300,0 |
8 275,516 43 |
0,0 |
25,0 |
1.2. |
Учебно-производственное оборудование |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.3. |
Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.4. |
Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений |
35 000,0 |
0,0 |
35 000,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.5. |
Компьютерное оборудование |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.6. |
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.7. |
Оборудование для школьных столовых |
182 000,0 |
188 107,599 86 |
0,0 |
0,0 |
182 000,0 |
188 107,599 86 |
140 000,0 |
140 000,0 |
42 000,0 |
48 107,599 86 |
0,0 |
0,0 |
1.8. |
Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся |
11 000,0 |
11 000,0 |
6 000,0 |
6 000,0 |
5000,0 |
5 000,0 |
5 000,0 |
5 000,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2. |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
40 100,0 |
39 644,7 |
0,0 |
0,0 |
40 100,0 |
39 644,7 |
36 450,0 |
35 125,550 |
3 650,0 |
4 519,150 |
0,0 |
0,0 |
3. |
Пополнение фондов школьных библиотек |
585 021,0 |
567 485,308 35 |
0,0 |
0,0 |
585 021,0 |
567 485,308 35 |
585 021,0 |
566 622,991 22 |
0,0 |
852,317 13 |
0,0 |
10,0 |
4. |
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
5. |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей |
1 000,0 |
0,0 |
1 000,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
6. |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе: |
60 151,0 |
44 325,768 38 |
14 839,0 |
3 138,0 |
45 312,0 |
41 187,768 38 |
29 312,0 |
26 268,794 83 |
16 000,0 |
14 908,233 55 |
0,0 |
10,74 |
6.1. |
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика |
53 176,0 |
42 179,028 38 |
9 864,0 |
3 002,0 |
43 312,0 |
39 177,028 38 |
28 312,0 |
25 268,794 83 |
15 000,0 |
13 908,233 55 |
0,0 |
0,0 |
6.2. |
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
6 975,0 |
2 146,74 |
4 975,0 |
136,0 |
2 000,0 |
2 010,74 |
1 000,0 |
1 000,0 |
1 000,0 |
1 000,0 |
0,0 |
10,74 |
7. |
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
8. |
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
9. |
Проведение реконструкции зданий общеобразователь-ных учреждений |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Итого |
2 899 455,0 |
2 831 532,824 01 |
1 961 722,0 |
1 908 806,930 99 |
937 733,0 |
922 725,893 02 |
868 783,0 |
846 017,336 05 |
68 950,0 |
76 662,816 97 |
0,0 |
45,74 |
Исполнение финансирования мероприятий комплекса мер по средствам федерального бюджета составило 97,3 процента, по средствам бюджета Московской области - 97,3 процента. Остатки средств сложились с учетом снижения объемов средств федерального бюджета и бюджета Московской области, обусловленных изменением границ с 01.07.2012 между городом Москвой и Московской областью, передачей в государственную собственность города Москвы общеобразовательных учреждений, а также с учетом экономии средств, сложившейся по результатам проведения конкурсных процедур, наличием санкционированной кредиторской задолженности муниципальных образований Московской области по заключенным контрактам (договорам).
Исполнение по средствам бюджетов муниципальных образований Московской области составило 111 процентов.
По итогам реализации мероприятий комплексов мер в 2011 и 2012 годах ежегодно проводились региональные социологические опросы, которые выявили следующие социальные эффекты:
удовлетворенность общественности качеством общего образования - более 68 процентов;
удовлетворенность педагогического корпуса мерами по улучшению условий для получения современного качественного общего образования - более 85 процентов;
удовлетворенность педагогического корпуса мерами по улучшению качества работы учителей в связи с введением новой системы оплаты труда и увеличением заработной платы - более 75 процентов;
удовлетворенность руководителей общеобразовательных учреждений мерами по существенному развитию участия общественности в управлении образованием - более 75 процентов.
Данные регионального социологического опроса педагогов и руководителей системы образования в 2012 году показывают, что по их мнению:
меняются представления граждан Московской области о качестве общего образования под влиянием модернизации общего образования и внедрения ФГОС (94 процента);
повышается привлекательность педагогического труда для лучших выпускников педагогических вузов Московской области (65 процентов);
происходит повышение учебной мотивации обучающихся (88 процентов).
Реализация мероприятий комплексов мер в 2011 и 2012 годах позволила кардинально изменить ситуацию в системе общего образования Московской области, в то же время сохраняется ряд проблем, требующих решения:
тенденция к "старению" учительского корпуса;
недостаточно высокий уровень участия общеобразовательных учреждений Московской области в реализации моделей дистанционного обучения;
дальнейшее развитие мер по сохранению и улучшению здоровья обучающихся.
На решение этих и других проблем, обеспечения устойчивости достигнутых результатов направлена дальнейшая модернизация региональной системы общего образования.
Раздел 2
Меры по модернизации общего образования Московской области в 2013 году
Постановлением Правительства Московской области от 20 августа 2013 г. N 632/37 пункт 2.1 настоящего Комплекса мер изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного постановления
2.1. О мероприятиях, обеспечивающих к концу 2013 года достижение запланированных значений показателей результативности предоставления субсидии.
Цель Комплекса мер по модернизации общего образования Московской области в 2013 году (далее - Комплекс мер в 2013 году) - создание условий, обеспечивающих доступность и высокое качество общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства, независимо от места жительства, социального и материального положения семей и состояния здоровья обучающихся.
Исходя из приоритетных направлений проекта и результатов, достигнутых в ходе модернизации образования Московской области в 2011 - 2012 годах, определены следующие задачи Комплекса мер в 2013 году:
1) создание в общеобразовательных учреждениях условий обучения, соответствующих требованиям ФГОС, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья обучающихся, предоставление всем обучающимся реального высокоскоростного доступа к современным образовательным ресурсам и сервисам сети Интернет;
2) повышение доступности качественных услуг общего образования независимо от места жительства, создание условий для получения качественного общего образования детям-инвалидам; поддержка сельских общеобразовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, обучающих контингент с высокой долей детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, общеобразовательных учреждений, показывающих низкие образовательные результаты освоения образовательных программ;
3) увеличение заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений, создание условий для мотивации высокого качества работы и непрерывного профессионального развития педагогов, формирования компетенций педагогического корпуса системы общего образования, обеспечивающих реализацию ФГОС;
4) обеспечение информационной открытости, государственно-общественного характера управления образованием.
По направлению "Базовая инфраструктура" планируется завершить решение задач прошлых лет по предоставлению всем обучающимся возможности обучаться в соответствии с основными современными требованиями к условиям осуществления образовательного процесса.
В 2013 году ожидается достижение следующих проектных результатов:
1) наличие в каждой школе водоснабжения, канализации и туалетов, оборудованных в соответствии с установленными санитарными требованиями (при наличии технической возможности централизованного или локального водоснабжения):
доля общеобразовательных учреждений, имеющих работающую систему канализации и туалеты, оборудованные в соответствии с СанПиН (от общего количества общеобразовательных учреждений), не ниже 99,79 процента;
доля общеобразовательных учреждений, которые имеют работающую систему горячего и холодного водоснабжения (включая локальные системы), обеспечивающую необходимый санитарный и питьевой режим в соответствии с СанПиН (от общего количества общеобразовательных учреждений), не ниже 85,63 процента;
2) обеспеченность обучающихся необходимыми бесплатными учебниками и частичная замена ветхих учебников по федеральному компоненту:
доля обучающихся по ФГОС, обеспеченных бесплатными учебниками, составит 100 процентов;
3) наличие и использование в каждой начальной школе учебно-лабораторного оборудования, включающего комплект мультимедийного оборудования для проведения обучения с использованием электронных образовательных ресурсов. Доля школ, отвечающих данному условию, составит 100 процентов (92,5 процента в 2012 году);
4) наличие у старшеклассников независимо от места проживания материальной обеспеченности и физических особенностей, возможности обучения по индивидуальному учебному плану (профилю обучения), в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
доля выпускников 11 классов в Московской области, обучающихся в классах с углубленным или профильным изучением отдельных предметов (в общей численности выпускников 11 классов), достигнет 55 процентов (53,97 процента в 2012 году);
доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с) (в общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях), возрастет до 55,0 процента (45,49 процента в 2012 году);
доля общеобразовательных учреждений, имеющих широкополосный Интернет (не менее 1 Мб/с) (в общей численности общеобразовательных учреждений), возрастет до 87,0 процента (52,1 процента в 2012 году); доля общеобразовательных учреждений, имеющих широкополосный Интернет (не менее 512 Кб/с) (в общей численности общеобразовательных учреждений), возрастет до 13 процентов (9,8 процента в 2012 году);
5) наличие в каждой школе современного оборудования для организации медицинского обслуживания обучающихся:
доля общеобразовательных учреждений, имеющих собственный или на условиях договора пользования лицензированный медицинский кабинет (от общего количества общеобразовательных учреждений), возрастет до 90 процентов (80,13 процента в 2012 году);
6) обеспечение общеобразовательных учреждений современным технологическим оборудованием для столовой:
доля общеобразовательных учреждений, имеющих современное технологическое оборудование в столовой (от общего количества общеобразовательных учреждений), возрастет до 90 процентов (81,34 процента в 2012 году);
7) создание 180 ресурсных центров - общеобразовательных учреждений в Московской области для введения ФГОС ООО в 5-х классах:
доля обучающихся в соответствии с ФГОС ООО составит 4,2 процента от общего количества обучающихся на ступени основного общего образования (0,5 процента в 2012 году);
8) наличие и использование в 180 ресурсных центрах - общеобразовательных учреждениях в Московской области учебного оборудования для реализации ФГОС ООО:
доля общеобразовательных учреждений в Московской области, использующих учебное оборудование для реализации ФГОС ООО (в общей численности общеобразовательных учреждений в Московской области), составит 12,6 процента (1,5 процента в 2012 году).
На достижение результатов данного направления будут направлены мероприятия:
по пополнению фондов школьных библиотек (обеспечение более 7 млн. единиц учебников 646257 обучающихся общеобразовательных учреждений);
по приобретению оборудования для 140 школьных столовых;
по увеличению пропускной способности и оплате интернет-трафика;
по приобретению оборудования для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся (установка в 257 пунктах проведения ЕГЭ программно-аппаратных средств видеопротоколирования и видеотрансляции проведения ЕГЭ и средств выявления использования устройств сотовой связи и подавления систем мобильной связи и мобильной передачи данных);
по приобретению учебного и учебно-лабораторного оборудования в 361 общеобразовательное учреждение.
По второму направлению "Доступное образование" планируется продолжить решение задач по повышению доступности качественных услуг общего образования независимо от места жительства, созданию условий для получения качественного общего образования детям-инвалидам, поддержке сельских школ.
В 2013 году ожидается достижение следующих проектных результатов:
1) организация безопасного подвоза обучающихся в муниципальные общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности:
доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, которым обеспечен ежедневный подвоз к месту обучения, в общей численности обучающихся, нуждающихся в подвозе, возрастет до 100 процентов;
2) обеспечение детям-инвалидам возможности получения качественного общего образования в форме дистанционного обучения: доля детей-инвалидов, обучающихся на дому и не имеющих медицинских противопоказаний, увеличится с 63,7 процента до 67,7 процента;
3) создание условий доступа обучающимся, проживающим в сельской местности, к получению качественного общего образования с использованием дистанционных технологий.
На достижение результатов данного направления будут направлены мероприятия по:
закупке 26 транспортных средств для перевозки 1086 обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности;
эффективному планированию и реализации сопровождения процесса дистанционного образования детей-инвалидов и обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности;
закупке оборудования для организации качественного образовательного процесса обучения 40 детей-инвалидов;
замене программного обеспечения для обучающихся детей-инвалидов;
расширению сети центров (создание 6 филиалов центров) дистанционного образования и совершенствованию их материально-технической базы с учетом социально-демографических, географических и других особенностей Московской области.
По третьему направлению "Педагогический корпус" планируется продолжить решение задач по увеличению заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений, созданию условий для мотивации высокого качества работы педагогов, формированию компетенций педагогического корпуса системы общего образования, обеспечивающих реализацию ФГОС.
В 2013 году ожидается достижение следующих проектных результатов:
1) обеспечение соотношения среднемесячной заработной платы педагогических работников в Московской области в 2013 году и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике в Московской области за аналогичный период не ниже 100 процентов;
2) прохождение учителями повышения квалификации для работы по ФГОС НОО и ФГОС ООО:
доля руководителей образовательных учреждений, прошедших повышение квалификации в соответствии с ФГОС, составит 100 процентов;
100-процентное обучение учителей, приступающих к работе в условиях введения ФГОС;
доля учителей, прошедших повышение квалификации для работы по ФГОС НОО (в общей численности учителей начальной школы), составит 75 процентов;
доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации (в общей численности педагогических работников образовательных учреждений), возрастет до 53,5 процента (52,47 процента в 2012 году), в том числе по персонифицированной модели повышения квалификации до 61,5 процента (61,48 процента в 2012 году);
3) увеличение числа педагогов, прошедших процедуру аттестации педагогических кадров по новой системе: доля педагогических работников общеобразовательных учреждений, прошедших аттестацию на присвоение квалификационной категории (первой и высшей) (в общей численности педагогических работников), составит 14,5 процента (14,13 процента в 2012 году);
4) привлечение в систему общего образования молодых педагогов:
доля учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей в общеобразовательных учреждениях составит не менее 14,5 процента (12,54 процента в 2012 году);
планируемый приток в систему образования 850 молодых учителей (в 2012 году - 837 молодых учителей).
На достижение результатов и показателей данного направления будут направлены мероприятия по:
повышению фонда оплаты труда педагогических работников в 2013 году с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций, сокращения неэффективных расходов, а также средств от приносящей доход деятельности;
увеличению среднего размера норматива подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося;
повышению квалификации и переподготовке руководителей и учителей общеобразовательных учреждений;
совершенствованию действующей системы оплаты труда педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений, отличной от единой тарифной сетки и обеспечивающей зависимость размера заработной платы от результатов труда работника;
совершенствованию процедур аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
привлечению и закреплению молодых педагогов в системе общего образования.
По четвертому направлению "Информационная открытость" планируется решение задач по обеспечению информационной открытости системы общего образования, государственно-общественного характера управления образованием.
В 2013 году ожидается достижение следующих проектных результатов:
1) наличие в каждом образовательном учреждении действующего в соответствии с уставом образовательного учреждения коллегиального органа управления, обладающего полномочиями согласовывать порядок подготовки ежегодного публичного доклада, размещаемого на сайте общеобразовательного учреждения:
доля общеобразовательных учреждений, разместивших публичные доклады в сети Интернет, составит 100 процентов;
доля общеобразовательных учреждений, в которых органы государственно-общественного управления принимают участие в разработке и утверждении основных образовательных программ, возрастет до 90 процентов (87,85 процента в 2012 году);
2) сокращение не менее чем в два раза объемов и видов отчетности, предоставляемой общеобразовательными учреждениями, с учетом рекомендаций, данных Минобрнауки России:
доля общеобразовательных учреждений, перешедших на электронный документооборот (электронные системы управления), возрастет до 80 процентов (74,91 процента в 2012 году);
доля общеобразовательных учреждений, использующих электронный дневник, достигнет 94,5 процента (88,92 процента в 2012 году);
доля общеобразовательных учреждений, обеспечивших выполнение принципа открытости и доступности информации в соответствии с Правилами размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2012 N 343 "Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении", составит 100 процентов;
снижение объемов отчетной информации в общеобразовательных учреждениях до 500 запросов в год на основе применения региональной системы электронного мониторинга состояния и развития системы образования Московской области (далее - РСЭМ).
На достижение результатов и показателей данного направления будут направлены мероприятия по:
разработке и реализации медиапланов по информированию населения о процессах модернизации образования в муниципальных образованиях Московской области;
проведению регионального конкурса на лучшие публичные доклады органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования, и общеобразовательных учреждений;
распространению опыта по переходу общеобразовательных учреждений на систему ведения журналов успеваемости в электронном виде;
обеспечению общеобразовательными учреждениями открытости и доступности информации в соответствии с требованиями действующего законодательства;
обучению руководителей сферы образования возможностям использования РСЭМ.
2.2. Планируемые значения показателей результативности предоставления субсидии в 2013 году представлены в таблице 4:
Таблица 4
Планируемые показатели результативности предоставления субсидии Московской области на конец 2013 года
N |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии на конец 2013 года |
1. |
Соотношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений в субъекте Российской Федерации и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации по данным Федеральной службы государственной статистики (проценты) |
100 |
2. |
Доля школьников (по ступеням общего образования), обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) |
35,6 |
2.1. |
Начальное общее образование (проценты) |
77,6 |
2.2. |
Основное общее образование (проценты) |
1,9 |
2.3. |
Среднее полное общее образование (проценты) |
0 |
3. |
Доля педагогических работников, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности педагогических работников (проценты) |
43 |
4. |
Доля руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений (проценты) |
48,46 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
10,8 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
Положительная |
2.3. Структура и объемы финансирования из местных, регионального и федерального бюджетов мероприятий Комплекса мер в 2013 году.
С учетом реализации мероприятий комплексов мер в 2011 и 2012 годах и в рамках достижения цели и задач Комплекса мер в 2013 году определены направления расходования средств федерального, регионального, местных бюджетов.
За счет средств федерального бюджета:
в целях модернизации учебной базы и создания условий реализации ФГОС - обеспечение общеобразовательных учреждений учебно-лабораторным оборудованием;
в целях повышения эффективности проведения ЕГЭ, а также во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и выполнения пункта 15 Плана мероприятий по совершенствованию порядка проведения ЕГЭ на 2011 - 2013 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 10.04.2011 N Пр-941, приобретение оборудования для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся.
Организационной основой региональной образовательной политики Московской области является долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие образования в Московской области на 2013 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 N 1071/32 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие образования в Московской области на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа).
Реализация Программы позволит обеспечить качественное изменение инфраструктуры, кадрового и технологического потенциала системы образования Московской области.
За счет средств бюджета Московской области будут реализовываться следующие мероприятия Комплекса мер в 2013 году:
приобретение учебно-лабораторного оборудования;
приобретение учебного оборудования для организации дистанционного образования детей-инвалидов;
приобретение оборудования и мебели для школьных столовых;
приобретение транспортных средств;
пополнение фонда школьных библиотек;
повышение квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений;
увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика; обновление программного обеспечения; проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений.
За счет бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников будут реализовываться следующие мероприятия Комплекса мер в 2013 году:
приобретение учебно-лабораторного, спортивного оборудования и инвентаря; оборудования для медицинских кабинетов;
приобретение транспортных средств;
пополнение фонда школьных библиотек;
увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика;
обновление программного обеспечения;
переход общеобразовательных учреждений на электронный документооборот и электронные дневники;
проведение капитального ремонта и текущего ремонта зданий общеобразовательных учреждений, а также подготовка помещений для установки оборудования.
2.4. Объемы финансирования из местных, регионального и федерального бюджетов мероприятий Комплекса мер в 2013 году представлены в таблице 5.
Таблица 5
Объемы финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации в 2013 году общего образования Московской области, тысяч рублей
N |
Мероприятие |
Объемы финансирования |
|||||
Всего |
В том числе |
||||||
Федеральный бюджет (субсидия) |
Бюджет субъекта Российской Федерации |
Внебюджетные источники |
|||||
Всего |
Региональный бюджет |
Местные бюджеты |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Приобретение оборудования, в том числе: |
1 573 099,0 |
1 270 499,0 |
302 600,0 |
249 200,0 |
53 400,0 |
0 |
1.1 |
Учебно-лабораторное, учебное оборудование |
1 203 592,0 |
1 101 192,0 |
102 400,0 |
95 200,0 |
7 200,0 |
0 |
1.2 |
Учебно-производственное оборудование |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.3 |
Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.4 |
Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.5 |
Компьютерное оборудование |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.6 |
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1. 7 |
Оборудование для школьных столовых |
200 200,0 |
0 |
200 200,0 |
154 000,0 |
46 200,0 |
0 |
1.8 |
Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся |
169 307,0 |
169 307,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2. |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
39 000,00 |
0 |
39 000,0 |
31 050,0 |
7 950,0 |
0 |
3. |
Пополнение фондов школьных библиотек |
969 405,0 |
0 |
969 405,0 |
969 405,0 |
0 |
0 |
4. |
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5. |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6. |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе: |
51 284,0 |
0 |
51 284,0 |
31 374,0 |
19 910,0 |
0 |
6.1 |
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика |
47 784,0 |
0 |
47 784,0 |
27 874,0 |
19 910,0 |
0 |
6.2 |
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
3 500,0 |
0 |
3 500,0 |
3 500,0 |
0 |
0 |
7. |
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8. |
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
9. |
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого: |
2 632 788,0 |
1 270 499,0 |
1 362 289,0 |
1 281 029,0 |
81 260,0 |
0 |
2.5. Сведения о реализации в Московской области системы нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений и новой системы оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений.
Нормативное подушевое финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений на реализацию основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования осуществляется в Московской области с 01.09.2008 в соответствии с Законом Московской области N 111/2008-ОЗ "О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области за счет средств бюджета Московской области".
Предусматривается 67 видов нормативов. Объем расходов общеобразовательных учреждений, рассчитанный в соответствии с утвержденными нормативами, доводится до каждого общеобразовательного учреждения.
В связи с поэтапным введением ФГОС, а также в связи с повышением оплаты труда учителей в целях ее доведения и сохранения на уровне заработной платы в отраслях экономики Московской области, нормативы подушевого финансирования реализации основных общеобразовательных программ ежегодно увеличиваются.
С 1 января 2013 года средняя величина норматива на одного обучающегося составляет 151 337 рублей, что на 7,8 процента больше по сравнению с 2012 годом.
В Московской области с 2011 года установлены нормативы расходов стандартной стоимости педагогической услуги в муниципальных общеобразовательных учреждениях для обучения ребенка-инвалида на дому с использованием дистанционных образовательных технологий с учетом количества часов по базисному учебному плану на одного обучающегося: в 1 - 4 классах - на 8 часов, в 5 - 9 классах - на 10 часов, в 10 - 11 классах - на 12 часов в неделю.
С 1 января 2013 года определены следующие нормативы для обучения ребенка-инвалида: 1-я ступень: город - 197 455 рублей, село - 244 512 рублей (превышение обычного норматива в среднем в 4,6 раза); 2-я ступень: город - 246 819 рублей, село - 305 640 рублей (превышение обычного норматива в среднем в 6,5 раза); 3-я ступень: город - 296 182 рубля, село - 366 768 рублей (превышение обычного норматива в среднем в 6,8 раза).
Оплата труда работников образования Московской области осуществляется по отраслевому принципу в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 09.06.2011 N 533/21 "Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Московской области". Указанным постановлением определен порядок формирования фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений (далее - ФОТ). В структуре ФОТ предусматривается до 10 процентов на осуществление стимулирующих выплат и до 15 процентов на осуществление компенсационных выплат.
В 2013 году планируется увеличение доли общеобразовательных учреждений, в которых органы государственно-общественного управления принимают участие в разработке и утверждении планов финансово-хозяйственной деятельности до 100 процентов (77,13 процента в 2012 году).
Кратность оплаты труда руководящих работников к оплате труда учителей в Московской области составляет 1,4 раза.
Локальными актами общеобразовательных учреждений устанавливается зависимость размера заработной платы педагогических и других категорий работников от результативности и качества их труда, порядок учета интенсивности труда работников, нормирование оплаты неурочных видов деятельности педагогов; а также порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда.
Планомерно решается задача повышения оплаты труда учителей и других педагогических работников с целью сохранения ее на уровне средней заработной платы по экономике Московской области.
В целях сохранения средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений на уровне не ниже среднемесячной заработной платы по экономике в Московской области планируется поэтапное повышение оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе учителей: с 1 мая 2013 года увеличение на 6 процентов; с 1 сентября 2013 года ещё на 9 процентов.
В результате прогнозируемый уровень средней заработной платы учителей на конец 2013 года составит 38 055 рублей, что соответствует ожидаемому уровню средней заработной платы в экономике в Московской области в 2013 году.
2.6. Информация о мерах, направленных на привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения.
Одна из главных задач в плане повышения эффективности кадрового обеспечения системы образования Московской области - привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения.
Московская область находится среди регионов-лидеров по показателю "общая численность педагогических работников Московской области, принятых на работу в текущем году и поддержанных выплатами по поддержке молодых специалистов".
С 1 января 2012 года вступили в силу изменения в редакцию части 7 статьи 22 Закона Московской области N 41/2009-ОЗ "Об образовании", согласно которым единовременное пособие могут получать выпускники образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования независимо от формы собственности и ведомственного подчинения, приступившие в год окончания соответствующего образовательного учреждения к работе на должностях педагогических работников в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Московской области. Ранее единовременное пособие выплачивалось только выпускникам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Московской области.
В 2012 году единовременные пособия получили 755 молодых педагогов-выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, направленных на работу в образовательные учреждения Московской области (в 2011 году - 508 чел.).
В два раза был повышен размер единовременных пособий, который составил для выпускников высшего профессионального образования 28 300 рублей (в 2011 году - 14 200 рублей), для выпускников среднего профессионального образования 25 700 рублей (в 2011 году - 12 800 рублей).
Почти в 3 раза увеличился общий объем выплат в 2012 году и составил 20 575 тыс. рублей (в 2011 году - 7 018 тыс. руб.).
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 06.08.2007 N 578/28 "О размерах надбавок, доплат компенсационного и стимулирующего характера к заработной плате работников государственных учреждений Московской области" установлены доплаты к заработной плате в размере 1000 рублей в течение трех лет молодым специалистам-выпускникам государственных учреждений высшего или среднего профессионального образования.
В бюджете Московской области в 2013 году предусмотрены средства в размере 21 990 тыс. рублей на осуществление единовременных выплат.
Постановлением Правительства Московской области от 25.10.2012 N 1367/39 утверждена долгосрочная целевая программа Московской области "О поддержке отдельных категорий граждан при улучшении ими жилищных условий с использованием ипотечных жилищных кредитов на 2013 - 2024 годы" (далее - Программа), нацеленная на оказание государственной поддержки по обеспечению жильём учителей и врачей.
В 2013 - 2015 годах планируется предоставление участникам Программы жилищных субсидий на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита, привлекаемого в целях приобретения жилого помещения на основании договора купли-продажи, участия в долевом строительстве или строительства (реконструкции) индивидуального жилого дома в размере не более 20 процентов от расчетной стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения, а также компенсация расходов, связанных с погашением основной части долга по ипотечному кредиту, в размере до 49 процентов от расчетной суммы основного долга по привлеченному ипотечному кредиту.
В муниципальных образованиях Московской области для молодых специалистов предусмотрены следующие меры поддержки:
выплаты единовременных пособий при поступлении на работу;
доплаты в составе заработной платы;
оплата или частичная компенсация расходов на проезд к месту работы;
предоставление служебного жилого помещения или выделение мест в общежитии;
оплата коммунальных услуг и материальная поддержка для молодых специалистов, проживающих в общежитии;
реализация программ "Обеспечение жильем молодых семей";
внеочередное предоставление места ребенку в дошкольном образовательном учреждении.
В целях оказания методической помощи молодым педагогам Министерство образования Московской области совместно с муниципальными органами управления образованием ежегодно проводит Фестиваль педагогического мастерства победителей и лауреатов конкурса "Педагог года Подмосковья" (далее - Фестиваль) и форумы молодых педагогов Московской области. В рамках мероприятий Фестиваля проходят встречи молодых учителей с различными специалистами: психологами, методистами, представителями профсоюза, проводятся консультации по адаптации начинающих педагогов в муниципальной системе образования.
Меры по профессиональной адаптации молодых специалистов через создание региональных и муниципальных школ молодого учителя, клубов молодых учителей, конкурсов для молодых педагогов, проведение мониторинга профессиональной адаптации были отмечены в докладе Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на основе данных федерального мониторинга за 2011 год как перспективный опыт.
Раздел 3
Основные направления модернизации общего образования Московской области на период до 2020 года
Прогнозирование и планирование модернизации общего образования в Московской области на период до 2020 года строятся, исходя из предположения, что уже в 2013 году будет обеспечено полное решение задачи предоставления всем обучающимся возможности обучаться в соответствии с основными современными требованиями к условиям осуществления образовательного процесса (водоснабжение, канализация и туалеты в школе, подвоз в школу, библиотечное и медицинское обслуживание, скоростной доступ в сеть Интернет).
Модернизация общего образования в Московской области на период до 2020 года основывается на использовании инструментов программно-целевого управления.
В 2012 году постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 N 1071/32 утверждена долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие образования в Московской области на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа), интегрировавшая существовавшие ранее долгосрочные и ведомственные целевые программы, обеспечивающая комплексный подход к развитию системы образования, использование широкого спектра механизмов управления и бюджетирования.
Цели, задачи и мероприятия Программы согласуются с федеральными приоритетами, учитывают изменения, связанные с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
До 2016 года модернизация общего образования Московской области будет проходить в рамках подпрограммы "Развитие системы общего образования" указанной Программы по девяти направлениям:
создание условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов;
создание механизмов, обеспечивающих равный доступ к качественному общему образованию;
создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию;
создание областной системы выявления и развития молодых талантов;
обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
развитие инновационной инфраструктуры в сфере образования;
обеспечение информационной открытости системы общего образования;
обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, основы интеграционных процессов;
создание условий для обеспечения обучающихся общеобразовательных учреждений качественным горячим питанием.
Реализация направлений Программы будет способствовать выполнению на территории Московской области задач государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 2148-р и обеспечивать достижение ее основных результатов.
Для детей и семей: каждый ребенок-инвалид сможет получить качественное общее образование по выбору в форме дистанционного, специального или инклюзивного обучения, поддержку в профессиональной ориентации. К началу 2014 года в Московской области каждый ребенок-инвалид получит возможность обучаться по программам общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
В 2020 году будет полностью решена задача обеспечения во всех школах удовлетворительного уровня базовой инфраструктуры в соответствии с ФГОС, включая свободный высокоскоростной доступ к современным образовательным ресурсам, сервисам сети Интернет, спортивным сооружениям. Достижение результата на период до 2020 года в Московской области планируется в том числе, за счет совершенствования практики применения нормативного принципа финансирования общеобразовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС начального, основного и среднего (полного) общего образования, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ, обеспечения безопасных условий обучения, воспитания и охраны здоровья обучающихся.
Все старшеклассники будут иметь возможность обучаться по образовательным программам профильного обучения в рамках ФГОС, в том числе за счет использования современных моделей электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Улучшатся результаты обучающихся в ЕГЭ, региональных и (в перспективе) национальных мониторингах качества образования и социализации, в том числе за счет:
развития инновационной инфраструктуры в сфере образования (в том числе, создание сети региональных инновационных площадок, региональных стажировочных площадок, региональных апробационных площадок, поддержки общеобразовательных учреждений, реализующих проекты обновления содержания и технологий образования);
внедрения инструментов оценки качества образования на уровне школы и класса в соответствии с ФГОС;
внедрения инструментов управления качеством на всех уровнях управления образованием (управление по результатам, проектное управление, менеджмент качества и др.).
Будет сокращен разрыв в качестве образования между наиболее и наименее успешными общеобразовательными учреждениями Московской области, в том числе за счет реализации антикризисных программ и программ повышения качества образования в школах с низкими образовательными результатами, школах, работающих в сложном социальном контексте.
Для общества: повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг. Уровень удовлетворенности населения качеством образовательных услуг прогнозируется на уровне свыше 70 процентов (68 процентов в 2012 году).
Для педагогов: сохранение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций на уровне средней заработной платы по экономике региона. Повысится мотивация педагогов к достижению качественных результатов работы и уровень их профессионализма в результате внедрения персонифицированной модели повышения квалификации педагогических кадров с охватом 80,8 процента педагогов в 2015 году.
Всем педагогам Московской области будут обеспечены возможности непрерывного профессионального развития, в том числе за счет:
внедрения персонифицированной модели повышения квалификации, механизмов выбора и адресного финансирования программ дополнительного профессионального образования, реализации современных муниципальных моделей методического обеспечения (сопровождения) образовательных учреждений и педагогов, организации стажировок управленческих и педагогических кадров Московской области в лучших образовательных системах Российской Федерации и за рубежом;
формирования информационной среды профессионального развития и коммуникации педагогов.
Будут созданы условия для притока в школы молодых талантливых педагогов, в том числе за счет:
реализации комплекса мер по поддержке молодых специалистов;
внедрения нормативов финансирования образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях Московской области для лучших выпускников и аспирантов вузов, квалифицированных специалистов в конкретных областях знания, культуры, техники, бизнеса, не имеющих педагогического образования.
План-график повышения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений Московской области представлен в приложении N 1 к Комплексу мер.
План-график реализации мероприятий по модернизации региональной системы общего образования Московской области в 2013 году по кварталам представлен в приложении N 2 к Комплексу мер.
Приложение N 1
к Комплексу мер по модернизации общего
образования Московской области в 2013 году
и на период до 2020 года
План-график
повышения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений Московской области
Наименование показателя |
I квартал 2013 г. |
II квартал 2013 г. |
III квартал 2013 г. |
IV квартал 2013 г. |
Размер фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации, рублей |
5 846 022 875 |
9 353 636 600 |
3 507 613 725 |
4 676 818 300 |
Процент увеличения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации по отношению к его значению в предыдущем квартале, процентов |
0 |
60,0 |
-62,5** |
33,3 |
* План-график повышения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений Московской области отражает объем средств на оплату труда педагогических работников общеобразовательных учреждений Московской области с учетом отпускных выплат педагогическим работникам во втором квартале за период июнь - август текущего года, предусмотренный в бюджете Московской области на 2013 год.
** Процент увеличения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений Московской области во втором квартале по отношению к третьему кварталу, является отрицательным, в связи с выплатой отпускных педагогическим работникам в период летних каникул во втором квартале.
Приложение N 2
к Комплексу мер по модернизации общего
образования Московской области в 2013 году
и на период до 2020 года
План-график
реализации мероприятий по модернизации региональной системы общего образования Московской области в 2013 году по кварталам
Наименование мероприятия |
Срок реализации мероприятия |
Наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию мероприятия |
|||
I квартал 2013 г. |
II квартал 2013 г. |
III квартал 2013 г. |
IV квартал 2013 г. |
||
Приобретение оборудования, в том числе: |
|
|
|
|
|
Учебно-лабораторное, учебное оборудование |
Подготовка технической и аукционной документации |
Объявление торгов |
Заключение контрактов, осуществление поставки |
Завершение расходования средств по факту поставки товара |
Министерство образования Московской области |
Оборудование для школьных столовых |
Подготовка технической и аукционной документации |
Объявление торгов |
Заключение контрактов, осуществление поставки |
Завершение расходования средств по факту поставки товара |
|
Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся |
Подготовка технической и аукционной документации. Объявление торгов, заключение контрактов |
Осуществление поставки |
Оплата товара по факту поставки |
Завершение расходования средств по факту поставки товара |
|
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
Подготовка технической и аукционной документации |
Объявление торгов, заключение контрактов |
Осуществление поставки. Оплата товара по факту поставки |
Завершение расходования средств по факту поставки товара |
|
Пополнение фондов школьных библиотек |
Подготовка технической и аукционной документации |
Объявление торгов |
Заключение контрактов, осуществление поставки. Оплата товара по факту поставки |
Завершение расходования средств по факту поставки товара |
|
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе: |
|
|
|
|
|
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика |
Подготовка технической и аукционной документации |
Объявление торгов, заключение контрактов. Оплата интернет-трафика по факту предоставления услуг |
Оплата по факту выполнения работ. Оплата интернет-трафика по факту предоставления услуг |
Оплата интернет-трафика по факту предоставления услуг |
|
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
Подготовка технической и аукционной документации |
Объявление торгов, заключение контрактов. Осуществление поставки. Оплата товара по факту поставки |
Проведение мероприятий по внедрению программного обеспечения. Оплата по факту выполнения работ |
Завершение расходования средств по факту оказания услуг |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основной целью Комплекса мер по модернизации общего образования Московской области в 2013 г. является создание условий, обеспечивающих доступность и высокое качество общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства, независимо от места жительства, социального и материального положения семей и состояния здоровья обучающихся. Приоритетными направлениями развития системы образования Московской области определены: базовая инфраструктура, доступность образования, педагогический корпус, информационная открытость системы общего образования. В рамках указанных направлений планируется: создание в общеобразовательных учреждениях условий обучения, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья обучающихся, предоставление обучающимся реального высокоскоростного доступа к современным образовательным ресурсам и сервисам сети Интернет, повышение доступности качественных услуг общего образования, создание условий для получения качественного общего образования детям-инвалидам, поддержка сельских общеобразовательных учреждений, увеличение заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений, формирование компетенций педагогического корпуса системы общего образования, обеспечение информационной открытости, государственно-общественного характера управления образованием. Общий объем финансирования мероприятий Комплекса мер по модернизации общего образования Московской области в 2013 г. установлен в сумме 2 632 788,0 тыс. руб. Проанализированы результаты реализации Комплексов мер по модернизации общего образования Московской области в 2011 - 2012 гг.
Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Постановление Правительства Московской области от 12 марта 2013 г. N 140/10 "Об утверждении Комплекса мер по модернизации общего образования Московской области в 2013 году и на период до 2020 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" от 29 марта 2013 г., N 56; в "Информационном вестнике Правительства Московской области", апрель 2013 г., N 5
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Московской области от 20 августа 2013 г. N 632/37
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления