Решение Московского областного суда
от 21 февраля 2011 г.
Дело N 3-1/11
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре ФИО5,
с участием прокурора ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО4 о признании недействующим Постановления Правительства Московской области от 18 января 2006 года N 21/53 в части требований к проездным документам,
заслушав пояснения:
- заявителя - ФИО4,
- представителя Правительства Московской области - ФИО1,
выслушав заключение прокурора ФИО2, полагавшей заявленные требования удовлетворить,
установил:
Житель Московской области ФИО4 обратился в Московский областной суд с заявлением о признании частично недействующим Постановления Правительства Московской области от 18 января 2006 года N 21/53 "Об утверждении Порядка финансирования за счет средств бюджета Московской области расходов, связанных с реализацией меры социальной поддержки по компенсации стоимости проезда реабилитированным лицам, имеющим место жительства в Московской области", а именно: абзаца 7 пункта 4 Порядка финансирования за счет средств бюджета Московской области расходов, связанных с реализацией меры социальной поддержки по компенсации стоимости проезда реабилитированным лицам, имеющим место жительства в Московской области, слова "В проездном документе (билете) должны быть указаны фамилия, имя и отчество получателя средств, и реквизиты документа, удостоверяющего его личность".
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что не все проездные документы (билеты) содержат информацию о фамилии, имени, отчестве получателя средств и реквизитах документа, удостоверяющего его личность. Отсутствие в проездных документах требуемой оспариваемым нормативным правовым актом информации лишает лицо, которому установлены соответствующие льготы, реализовать свое право на их получение.
Представитель Правительства Московской области ФИО1 возражала против удовлетворения заявленных требований, полагала, что Постановление Правительства Московской области от 18 января 2006 года в оспариваемой части соответствует законодательству Российской Федерации и не нарушает права ФИО4.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав прокурора, полагавшего удовлетворить заявленные требования, суд приходит к выводу, что заявление ФИО4 подлежит удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, не соответствующие федеральным законам, нарушающие права и свободы человека и гражданина, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно частям 2, 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в его части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Статьей 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) установлено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В Московской области меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, были установлены Законом Московской области от 29 января 2004 года N 203/2004-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий ветеранов, реабилитированных лиц, лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и иных категорий лиц, имеющих место жительства в Московской области".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного Закона вместо "29 января 2004 года" следует читать "29 декабря 2004 года"
Указанный закон утратил силу в связи с принятием Закона Московской области от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Закона от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ предусмотрена выплата компенсации в размере 100% стоимости проезда в пределах Российской Федерации один раз в год железнодорожным транспортом (туда и обратно), а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - выплату компенсации в размере 50% стоимости проезда водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом. Если указанные лица при наличии железнодорожного сообщения воспользовались другим видом транспорта (водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом), компенсация составляет 100 процентов стоимости проезда железнодорожным транспортом.
Правительством Московской области 18 января 2006 года принято Постановление N 21/53 "Об утверждении Порядка финансирования за счет средств бюджета Московской области расходов, связанных с реализацией меры социальной поддержки по компенсации стоимости проезда реабилитированным лицам, имеющим место жительства в Московской области" (далее - Порядок финансирования). Текст Постановления опубликован в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 18, 02 февраля 2006, а также в издании "Информационный вестник Правительства МО", N 2, 26 февраля 2006.
Пунктом 1 Порядка финансирования за счет средств бюджета Московской области расходов, связанных с реализацией меры социальной поддержки по компенсации стоимости проезда реабилитированным лицам, имеющим место жительства в Московской области, установлено, что он определяет порядок и условия финансирования соответствующих расходов, а также регламентирует учет и отчетность об использовании указанных средств. Этим же пунктом установлено, что компенсация за счет средств бюджета Московской области стоимости проезда получателям средств производится в размере 100% стоимости проезда в пределах Российской Федерации один раз в год железнодорожным транспортом (туда и обратно), а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - в размере 50 процентов стоимости проезда водным, воздушным и междугородным автомобильным транспортом. Получателям средств компенсируется стоимость проезда на следующих видах транспорта: железнодорожным (поезда дальнего следования в вагонах всех категорий, за исключением вагонов повышенной комфортности); авиационным (экономический класс); водным (всех видов категорий); междугородным автомобильным (всех видов категорий).
Согласно пункту 4 Порядка финансирования для получения компенсации стоимости проезда получатели средств в течение трех месяцев с даты прибытия, указанной в проездном документе, предоставляют в территориальные структурные подразделения Министерства социальной защиты населения Московской области на территориях административно-территориальных единиц Московской области по месту жительства следующие документы: а) заявление; б) свидетельство о праве на соответствующие льготы; в) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; г) проездной документ (билет). В проездном документе (билете) должны быть указаны фамилия, имя и отчество получателя средств, и реквизиты документа, удостоверяющего его личность.
Оспаривая положения абзаца 7 пункта 4 Порядка финансирования в части требования к форме проездного документа (указания в проездном документе фамилии, имени и отчества получателя средств и реквизитов документа, удостоверяющего его личность) ФИО4 ссылался на то, что ни один из регулирующих данные правоотношения нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, таких требований не содержит. Установление же в оспариваемом нормативном правовом акте указанных требований ограничивает реализацию права на бесплатный проезд, поскольку не на всех видах транспорта в Российской Федерации, а также стран СНГ, куда он совершает поездки, выдаются именные билеты.
ФИО4 пояснил, что в 2010 году он совершил поездку в г. Евпатория, Автономная Республика Крым, Украина, при этом в кассе РЖД приобрел билет только в одну сторону, так как не знал точной даты возвращения. Приобретенный в железнодорожной кассе Евпатории обратный билет не был именным, поскольку действующим законодательством Украины это не предусмотрено. По возвращении из поездки предъявил в управление социальной защиты по месту своего жительства железнодорожные билеты и справку о стоимости проезда по территории Российской Федерации, однако в оплате обратной поездки ему было отказано со ссылкой на обжалуемый нормативный правовой акт, устанавливающий, что в предъявляемом для оплаты проездном документе (билете) должны быть указаны фамилия, имя и отчество получателя средств и реквизиты документа, удостоверяющего его личность.
Из приведенного выше текста ст. 7 Закона Московской области N 36/2006-ОЗ следует, что реабилитированные лица имеют право воспользоваться любым указанным в Законе видом транспорта, однако, при наличии железнодорожного сообщения они получают компенсацию в размере 100 процентов стоимости проезда железнодорожным транспортом. Закон не устанавливает требования к содержанию проездных документов, в том числе отражение в билетах сведений о фамилии, имени, отчестве получателя средств и реквизиты документа, удостоверяющего его личность.
Закон Московской области N 36/2006-ОЗ в указанной части соответствует нормам федерального законодательства.
Согласно положениям статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей правоотношения по договору перевозки пассажиров, билет удостоверяет заключение договора перевозки пассажира. Формы проездного билета устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
В соответствии со статьей 82 Устава железнодорожного транспорта форма проездного билета устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов. Формы перевозочных документов на перевозки пассажиров, используемых при оказании услуг населению железнодорожным транспортом, утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 05 августа 2008 года N 120.
Согласно статьи 20 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта обязательные реквизиты билета устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
Перевозка пассажира на воздушном транспорте оформляется билетом в соответствии с требованиями пункта 51 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"
Таким образом, форма проездного документа (билета) и требования к нему устанавливаются на федеральном уровне.
При этом реквизиты проездных документов различны в зависимости от вида транспорта и вида перевозки.
В частности, при перевозке пассажиров автомобильным транспортом именные билеты используются только в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации персональные данные о пассажирах подлежат передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах.
Кроме того, на транспорте международного сообщения приобретенные за пределами Российской Федерации билеты, признаваемые проездными документами на территории Российской Федерации, также не всегда содержат требуемую оспариваемым нормативным правовым актом информацию.
Учитывая изложенное суд полагает обоснованными доводы заявителя ФИО4 о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом его прав на реализацию установленных федеральным законом и законом Московской области льгот.
При этом суд приходит к выводу, что, устанавливая в абз.7 ст. 4 Положения требований к проездным документам (билетам), Правительство Московской области фактически вводит дополнительное условие для получения такой меры социальной поддержки как компенсация стоимости проезда, чем ограничивает возможность реализации установленных Законом Московской области N 36/2006-ОЗ прав.
Суд также считает, что в данном случае Правительство Московской области вышло за пределы предоставленной законодательством компетенции, поскольку требования к форме проездных документов устанавливаются на федеральном уровне.
Таким образом, абзац 7 статьи 4 Положения финансирования в части слов "В проездном документе (билете) должны быть указаны фамилия, имя и отчество получателя средств и реквизиты документа, удостоверяющего его личность" не соответствуют указанным выше федеральным законам (ГК РФ, транспортным уставам), а также имеющему большую юридическую силу Закону Московской области N 36/2006-ОЗ.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Требования ФИО4 удовлетворить.
Признать частично недействующим со дня принятия Постановление Правительства Московской области от 18 января 2006 года N 21/53 "Об утверждении Порядка финансирования за счет средств бюджета Московской области расходов, связанных с реализацией меры социальной поддержки по компенсации стоимости проезда реабилитированным лицам, имеющим место жительства в Московской области" в части абзаца 7 пункта 4 Порядка финансирования за счет бюджета Московской области расходов, связанных с реализацией меры социальной поддержки по компенсации стоимости проезда реабилитированным лицам, имеющим место жительства в Московской области, слова "В проездном документе (билете) должны быть указаны фамилия, имя и отчество получателя средств, и реквизиты документа, удостоверяющего его личность".
На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья |
Л.А. Найденова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского областного суда от 21 февраля 2011 г. по делу N 3-1/11
Текст решения размещен на сайте Московского областного суда http://oblsud.mo.sudrf.ru