Решение Московского областного суда
от 6 марта 2012 г.
Дело N 3-8/2012 (3-183/2011)
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Петровой О.А.,
с участием прокурора Корнилова П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шведкова Александра Петровича о признании частично недействующим Порядка предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 08 июня 2011 года N 528/21,
установил:
Бывший военнослужащий Шведков А.П., уволенный с военной службы до 01 января 2005 года и не обеспеченный жилой площадью по избранному постоянному месту жительства в Московской области, обратился в Московский областной суд с заявлением о признании частично недействующим Постановления Правительства Московской области от 08 июня 2011 года N 528/21 "Об утверждении Порядка предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений" (далее - Порядок).
Окончательно уточнив заявленные требования, Шведков А.П. просил признать недействующими пункт 31 и пункт 32 Порядка в части, содержащей положения о заключении договора мены жилого помещения (л.д. 169).
В обоснование заявленных требований Шведков А.П. ссылался на то, что указанные положения Порядка противоречат Федеральному закону от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Закону Московской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исправительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей" (в действующей редакции).
Заявитель Шведков А.П. указывал, что оспариваемые им положения нормативного правового акта препятствуют ему реализовать свое право на получение жилого помещения в собственность бесплатно.
Представители заинтересованных лиц: Правительства Московской области Горячева Ю.А. и Министерства строительного комплекса Тюгай В.С. возражали против удовлетворения заявленных требований, считали, что Постановление Правительства Московской области от 08 июня 2011 года в оспариваемой части соответствует законодательству Российской Федерации и не нарушает права Шведкова А.П.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявления, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд исходит из следующего.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализация данного социального права за счет средств федерального бюджета является мерой социальной поддержки таких категорий граждан.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно частям 2, 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в его части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 года (с последующими изменениями) N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ).
Порядок и условия предоставления жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в силу п. 1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ (введен с 01 января 2011 года Федеральным законом от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
- жилого помещения в собственность бесплатно;
- жилого помещения по договору социального найма;
- единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Положениями п. 1 и п. 2 статьи 3 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями: 1) передача жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации. При этом - в силу п. 3 статьи 3 Федерального закона N 342-ФЗ - предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований вправе, в том числе, издавать нормативные правовые акты и обязательные для исполнения методические указания и инструкции по вопросам осуществления переданных полномочий.
В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054 (далее - Правила учета).
В Московской области порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 14 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", устанавливает Закон Московской области от 26 марта 2011 года N 34/2011-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей" (далее - Закон МО N 34/2011-ОЗ).
Закон МО N 34/2011-ОЗ устанавливает категории граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 2), содержит положения о предоставлении в соответствии с Федеральным законом жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (ст. 3), положения о расчетной площади жилого помещения, учитываемой при определении общей площади предоставляемого жилого помещения и размера единовременной выплаты (ст. 4), положения о финансовом обеспечении исполнения государственных полномочий (ст. 8), другие положения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона МО N 34/2011-ОЗ Порядок предоставления гражданам и совместно проживающим членам семьи жилых помещений и предоставления им единовременной выплаты в соответствии с Федеральным законом определяется Правительством Московской области в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
Правительством Московской области Постановлением от 08 июня 2011 года N 528/21 утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений (Порядок).
Текст Постановления опубликован в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 114, 29 июня 2011 года, а также в издании "Информационный вестник Правительства МО", N 7, 29 июля 2011 года.
Постановлением Правительства Московской области от 09 декабря 2011 года N 1510/51 в Порядок внесены изменения: пункт 30 раздела V изложен в новой редакции.
Порядок состоит из следующих разделов: I. "Общие положения", II. "Порядок формирования Сводного списка", III. "Порядок выдачи свидетельств", IV. "Порядок расчета уполномоченным органом размера общей площади предоставляемого гражданам жилого помещения и размера единовременной выплаты", V. "Организация работы по предоставлению гражданам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма", VI. "Организация работы по предоставлению гражданам единовременной выплаты", VII. "Порядок предоставления отчетности", VIII. "Заключительные положения".
Согласно Общим положениям Порядка мероприятия по обеспечению граждан жилыми помещениями осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области, уполномоченными на реализацию государственных полномочий по обеспечению граждан жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом N 342-ФЗ и Законом Московской области N 34/2011-ОЗ (пункт 2). Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели в соответствующем финансовом году в виде субвенции из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области (пункт 3). Средства федерального бюджета по выбору гражданина, выраженному в письменной форме, могут быть направлены органами местного самоуправления на: 1) приобретение жилого помещения на территории Московской области с целью предоставления его гражданину в собственность бесплатно; 2) приобретение жилого помещения на территории Московской области с целью предоставления его гражданину по договору социального найма; 3) предоставление гражданину единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения (пункт 4).
Право гражданина на обеспечение его жилым помещением удостоверяется именным документом - свидетельством на приобретение (строительство) жилого помещения (пункт 6).
Раздел IV содержит расчет размера общей площади предоставляемого жилого помещения, который определяется по формуле, учитывающей: норму предоставления площади жилого помещения в соответствии с пунктом 1 статьи 15.1 Федерального закона N 76-ФЗ; количество членов семьи; дополнительную площадь для граждан, имеющих на это право в соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ; площадь жилого помещения, учитываемую в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 Закона Московской области N 34/2011-ОЗ; размер превышения общей площади жилого помещения, рассчитанный в соответствии с пунктом 3 статьи 15.1 Федерального закона N 76-ФЗ. Раздел также содержит формулу расчета размера единовременной выплаты (пункты 21, 22).
Раздел V Порядка содержит положения об организации работы по предоставлению гражданам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма. Предусматривается, в том числе, что предоставление гражданину жилого помещения по договору социального найма осуществляется после предоставления им в уполномоченный орган документов, необходимых для заключения договора социального найма на жилое помещение (пункт 29). Предоставление гражданину жилого помещения в собственность бесплатно осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 30, в ред. Постановления Правительства Московской области от 09 декабря 2011 N 1510/51).
Заявителем оспариваются пункты 31 и 32 раздела V Порядка в части содержащихся в них положений о мене жилого помещения, поскольку - по мнению заявителя - эти положения противоречат пункту 2.1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ и статье 3 Закона Московской области N 34/2011-ОЗ, которые не содержат норм о мене жилого помещения. Оспариваемые положения Порядка препятствуют гражданину, как считает заявитель, реализовать свое право на получение жилого помещения в собственность бесплатно.
Согласно пункту 31 Порядка копия договора социального найма жилого помещения (копия договора мены жилого помещения), заключенного органом местного самоуправления с гражданином, заверенная органом местного самоуправления, в течение 10 рабочих дней со дня заключения такого договора направляется уполномоченным органом в Министерство.
Пункт 32 Порядка перечисляет основания для отказа в предоставлении гражданину жилого помещения, в том числе, одним из оснований указан отказ гражданина заключить договор мены жилого помещения.
Рассмотрев заявленные требования о несоответствии включенных в Порядок условий о договоре мены нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о их необоснованности.
Так, Правилами учета установлен порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Согласно п.п. "и" пункта 7 Правил учета избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, наличие у таких граждан в собственности индивидуального жилого дома (квартиры), в соответствии с п.п. "а" пункта 10 Правил учета является препятствием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
В соответствии с частью 3 Закона Московской области N 34/2011-ОЗ жилые помещения предоставляются гражданам в пределах расчетной площади, если гражданин и (или) совместно проживающие члены семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания (п.п. 1), а также если гражданином и совместно проживающими членами семьи принимается обязательство о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения для постоянного проживания, принадлежащего ему и (или) совместно проживающим членам семьи на праве собственности и не имеющего обременений (п.п. 3).
В силу статьи 9 Закона Московской области N 34/2011-ОЗ при расчете предельного объема средств федерального бюджета, необходимого для обеспечения жилым помещением гражданина и совместно проживающих членов семьи в форме предоставления жилого помещения в соответствии с Федеральным законом по договору социального найма или в собственность бесплатно, по приведенной в статье формуле вычитается площадь жилого помещения (ПЖП), принадлежащего гражданину и (или) совместно проживающим членам семьи на праве собственности.
С учетом того, что договор мены является одной из форм отчуждения имущества, положения пунктов 31, 32 Порядка не противоречат положениям указанных выше нормативных правовых актов, предусматривающих безвозмездное отчуждение в государственную или муниципальную собственность принадлежащего гражданину и (или) членам его семьи жилого помещения при получении им жилого помещения по избранному постоянному месту жительства по нормам, установленным статьей 15.1 Федерального закона N 76-ФЗ и статьей 4 Закона Московской области N 34/2011-ОЗ.
Доводы заявителя о том, что оспариваемые положения Порядка не позволяют гражданину реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно, если до этого он не имел в собственности жилого помещения, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании нормативного правового акта.
Оспариваемые Шведковым А.П. положения Порядка - как следует из вышеприведенных нормативных правовых актов - относятся только к случаю, когда у гражданина и (или) членов его семьи уже имеется жилое помещение, принадлежащее им на праве собственности, но в то же время они нуждаются в получении жилых помещений или в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Отсутствие у гражданина и (или) членов его семьи в собственности жилого помещения не является в соответствии с Порядком, в том числе пунктами 31, 32 Порядка, основанием для отказа в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно.
Таким образом, Порядок предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений - принят Правительством Московской области в пределах предоставленной ему компетенции, оспариваемые Шведковым А.П. положения Порядка не противоречат федеральным нормативным правовым актам, Закону Московской области N 34/2011-ОЗ, не нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении требований Шведкова Александра Петровича отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Л.А. Найденова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского областного суда от 6 марта 2012 г. по делу N 3-8/2012 (3-183/2011)
Текст решения размещен на сайте Московского областного суда http://oblsud.mo.sudrf.ru