Решение Московского областного суда
от 10 декабря 2012 г.
Дело N 3-120/2012
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 апреля 2013 г. N 4-АПГ13-2 настоящее решение оставлено без изменения
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Лапшиной О.С.,
с участием прокурора Белоусовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-120/12 по заявлению Тереховой Ольги Юрьевны, Блохина Василия Афанасьевича, Блохина Валерия Афанасьевича, Ящук Натальи Николаевны, Клыгина Сергея Александровича, Клокова Андрея Николаевича о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Московской области от 3 мая 2012 года N 659/16 "Об утверждении проекта планировки территории для строительства автомобильной дороги "Южный обход г. Подольска" в Подольском муниципальном районе, городском округе Подольск Московской области"
установил:
Терехова О.Ю., Блохин В.А., Блохин В.А., Ящук Н.Н., Клыгин С.А. и Клоков А.Н. обратились в суд с заявлением об оспаривании постановления Правительства Московской области от 3 мая 2012 года N 659/16 "Об утверждении проекта планировки территории для строительства автомобильной дороги "Южный обход г. Подольска" в Подольском муниципальном районе, городском округе Подольск Московской области" (далее - постановление Правительства Московской области).
Уточнив в ходе судебного разбирательства свои требования, заявители просят признать недействующим со дня принятии пункт 1 названного постановления Правительства Московской области, которым утвержден прилагаемый проект планировки территории для размещения автомобильной дороги "Южный обход г. Подольска" в Подольском муниципальном районе, городском округе Подольск Московской области (далее - Проект планировки) (т. 1 л.д. 125 - 132, т. 2 л.д. 197 - 218).
В обоснование своих требований Терехова О.Ю. и другие указывают, что реализация Проекта планировки, утвержденного оспариваемым постановлением Правительства Московской области, приведет к изъятию у заявителей принадлежащих им на праве собственности земельных участков и сносу недвижимого имущества, расположенных в городском округе Подольск Московской области.
По утверждению заявителей оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает их права как собственников земельных участков.
Так, указывают заявители, Проект планировки, утвержденный постановлением Правительства Московской области от 3 мая 2012 года N 659/16, в нарушение положений ст. 2, ст. 14, ст. 18, ст. 23, ст. 26, ст. 31, ст. 32, ст. 39, ст. 45 Градостроительного кодекса РФ противоречит документам территориального планирования Московской области, документам территориального планирования (Генеральному плану) городского округа Подольск Московской области), правилам землепользования и застройки данного муниципального образования, а также долгосрочной целевой программе Московской области "Дороги Подмосковья на период 2009 - 2011 годов", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 30 июня 2009 года N 524/26. Заявители также полагают, что Проект планировки не согласован надлежащим образом с органами местного самоуправления.
Кроме того, Терехова О.Ю. и другие указывают, что в нарушение требований ст. 31, 49 Земельного кодекса Российской Федерации Проект планировки утвержден в отсутствие решения органа местного самоуправления об утверждении акта выбора земельного участка, предусматривает для его реализации изъятие земельных участков заявителей при наличии альтернативных вариантов размещения автомобильной дороги.
В судебном заседании заявители Терехова О.Ю., Блохин В.А., Блохин В.А., Ящук Н.Н. поддержали заявленные требования. От заявителей Клыгина С.А. и Клокова А.Н. в суд поступили заявления о рассмотрении дела без их участия (т. 3 л.д. 126, 127). Представитель заявителей - Ремидовский Р.А. поддержал требования своих доверителей.
Представители Правительства Московской области - Горячева Ю.И., Главного управления архитектуры и градостроительства (Главархитектуры) Московской области - Гордиенко В.В. и Аксененко Л.Н., Главного управления дорожного хозяйства Московской области - Молоков А.В., Гасанов А.С., Соловьев А.М., администрации городского округа Подольск Московской области - Резаев П.Д. требования заявителей не признали и пояснили, что оспариваемое постановление Правительства Московской области принято в пределах компетенции Правительства Московской области, в соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего градостроительную деятельность, и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителей. Документ территориального планирования, предусматривающий планирование транспортного обслуживания Московской области, в настоящее время не утвержден, в связи с чем, оспариваемый нормативный правовой акт был принят в отсутствие такого документа, что возможно до 31 декабря 2012 года в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Земельное законодательство, на которое ссылаются заявители в обоснование своих требований, по мнению представителей заинтересованных лиц, к градостроительным отношениям не применяется. Представители Правительства Московской области и Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области представили также письменные возражения на заявление (т. 1 л.д. 168 - 174, т. 2 л.д. 66 - 71, 137 - 140).
Выслушав заявителей, их представителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что постановлением Правительства Московской области от 3 мая 2012 года N 659/16 утвержден проект планировки территории для строительства автомобильной дороги "Южный обход г. Подольска" в Подольском муниципальном районе, городском округе Подольск Московской области" (п. 1) (т. 1 л.д. 12 - 51, 175 - 188). В установленный законом срок, данный нормативный правовой акт опубликован не был. Официальная публикация данного постановления Правительства Московской области состоялась в период судебного разбирательства - 28 июля - 1 августа 2012 года в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" (т. 1 л.д. 292).
Согласно данному Проекту планировки строительство автомобильной дороги регионального значения "Южный обход г. Подольска" в Подольском муниципальном районе, городском округе Подольск Московской области предполагает строительство непосредственно самой автодороги и возведение на примыкании улицы 43-й Армии и ул. Кирова г. Подольска к автомобильной дороге "Южный обход г. Подольска" (на пересечении автодороги "Южный обход г. Подольска" и автодороги Подольск-А101 "Москва - Малоярославец - Рославль") транспортной развязки в разных уровнях (двухуровневой) по типу путепровода по основному направлению с кольцевым саморегулируемым пересечением на первом уровне.
При этом строительство данной транспортной развязки требует расширения улицы Кирова на соответствующем участке, что предполагает изъятие для государственных нужд 11 земельных участков, в том числе изъятие принадлежащих заявителям земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных на улице Кирова г. Подольска, и соответственно, снос принадлежащих им домов и другой недвижимости (т. 1 л.д. 52 - 64).
Указанные обстоятельства подтверждаются проектом межевания территории, подготовленного согласно п. 3 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ в составе проекта планировки (т.1 л.д. 49), схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением главы г. Подольска N 1129-П от 29 июня 2012 года (т.2 л.д. 90 - 91), и не оспариваются представителями заинтересованных лиц.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территории, то есть обеспечения при градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Кроме того, подготовка данной документации осуществляется в целях выделения планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории, осуществляется в отношении застроенных или подлежащей застройке территорий. При подготовке данной документации может осуществляться разработка проектов планировки, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (ч. 2, 5 ст. 41 ГрК РФ)
В соответствии со ч. 1, 2 ст. 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается Градостроительным кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации (ч. 18 ст. 45 ГрК РФ).
Согласно ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории в данном случае принимаются уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 1).
В случае принятия решения о подготовке документации по планировке территории уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия такого решения направляет уведомление о принятом решении главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых принято такое решение (ч. 7).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов планирования в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов (ч. 10).
Уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ осуществляет проверку подготовленной на основании его решения документации по планировке территории на соответствие требованиям ч. 10 ст. 45 ГрК РФ в течение тридцати дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки принимает решение о направлении такой документации соответственно в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ на утверждение или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку (ч. 12.1).
Документация по планировке территории, подготовленная на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, до ее утверждения подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселения, городского округа, применительно к территориям которых разрабатывалась такая документация (ч. 12.2).
Документация по планировке территории, представленная уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение четырнадцати дней со дня поступления указанной документации и направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения (ч. 14, 15).
В Московской области уполномоченным органом по принятию решений о подготовке документации по планировке территории и обеспечению подготовки документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства областного значения является Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области (п. 12.9 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области, утвержденное постановлением Правительства Московской области от 14 ноября 2007 года N 858/28) (т. 1 л.д. 137).
В соответствии с ч. 10 ст. 17 от 7 марта 2007 года N 36/2007-ОЗ "О Генеральном плане развития Московской области" документацию по планировке территории на основании решений уполномоченного органа - Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области утверждает Правительство Московской области.
Из материалов дела следует, что 7 июля 2011 года Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области было издано распоряжение N 82 о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории под размещение линейных объектов, формирующих южный обход г. Подольска в Подольском муниципальном районе, городском округе Подольск и городском округе Климовск, а именно: транспортной развязки в одном уровне кольцевого типа на пересечении автомобильной дороги "Южный обход г. Подольска" и автомобильной дороги "Подольск-А-101 "Москва-Малоярославец-Рославль" в городском округе Подольск и Подольском муниципальном районе; автомобильной дороги "Южный обход г. Подольска" в Подольском муниципальном районе, городском округе Подольск и городском округе Климовск; автомобильной дороги Старосимферопольское шоссе на участке км 43 -км 48 в Подольском муниципальном районе (т. 2 л.д. 190 - 191).
Уведомления о принятом распоряжении в установленный законом срок были направлены в органы местного самоуправления городских округов Климовск, Подольск и Подольского муниципального района Московской области (т. 3 л.д. 155 - 157).
Проект планировки территории для строительства автомобильной дороги "Южный обход" г. Подольска разработан ГУП МО "Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства" по заказу ООО "ВТМ дорпроект" (т. 1 л.д. 14, т. 3 л.д. 220 - 233).
До утверждения Проекта планировки Правительством Московской области он был согласован, как того требует п. 12.2. ГрК РФ, с органами местного самоуправления применительно к территориям которых разрабатывался Проект, в том числе городского округа Подольск (т. 2 л.д 166, 171 - 172, 194).
В установленные законом сроки подготовленный Проект планировки был направлен уполномоченным органом в Правительство Московской области для утверждения и после его утверждения оспариваемым постановлением Правительства от 3 мая 2012 года N 659/16 направлен главам муниципальных образования, в том числе главе городского округа Подольск (т. 2 л.д. 179 - 186).
Таким образом, распоряжение о подготовке Проекта планировки и оспариваемое постановление Правительства Московской области, утвердившее Проект, приняты уполномоченными органами государственной власти Московской области, предусмотренная законом последовательность действий разработки данной документации соблюдена.
Доводы заявителей о том, что надлежащего согласования Проекта планировки с органами местного самоуправления городского округа Подольск получено не было, суд находит необоснованным.
Суду представлен протокол совещания администрации городского округа Подольск от 2 апреля 2012 года с участием и.о. главы данного муниципального образования, на котором был согласован Проект планировки. Учитывая, что законом не определена форма подобного согласования, у суда нет основания считать данное согласование Проекта планировки ненадлежащим.
Суд находит необоснованным также утверждение заявителей о том, что разработке Проекта планировки должно было предшествовать утверждение акта выбора земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 26 ГрК РФ, ч. 2 ст. 70.1 ЗК РФ подготовка и утверждение документации по планировке территории предшествует принятию решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных нужд и переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.
Как следует из положений ч. 5 ст. 30 и ч. 1, 3, 4 ЗК РФ выбор земельного участка для государственных нужд является одним из этапов предоставления земельного участка, который осуществляется непосредственно перед его изъятием и носит заявительный характер.
Несостоятельными являются и доводы заявителей о необходимости соответствия Проекта планировки генеральному плану городского округа Подольск и правилам землепользования и застройки данного муниципального образования, поскольку закон не содержит подобных требований к данному виду градостроительной документации, разрабатываемой в отношении линейных объектов регионального значения.
В силу положений ст. п. 3 ч. 5 ст. 23, п. 2 ч. 1, п. 2 ч. 3 ст. 33 ГрК РФ планируемый к размещению на территории муниципального образования линейный объект регионального значения лишь отображается на генеральном плане городского округа. В правила же землепользования и застройки в данном случае могут быть внесены изменения по инициативе органа исполнительной власти субъекта РФ, в случае если данные правила могут воспрепятствовать функционированию и размещению объектов капитального строительства регионального значения.
Необходимо также отметить, что в настоящее время в городском округе Подольск отсутствует утвержденный генеральный план.
Вместе с тем, суд проанализировав федеральное и областное законодательство, приходит к выводу о том, что разработка и принятие рассматриваемого Проекта планировки была осуществлена с нарушением установленного законом порядка.
Вывод суда основан на следующем.
Одним из основных принципов градостроительной деятельности является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования (п. 1 ч. 1 ст. 2 ГрК РФ).
В случае если решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовка указанной документации должна осуществляться в соответствии с документами территориального планирования субъекта Российской Федерации ч. 11 ст. 45 ГрК РФ)
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов регионального значения (ч. 3 ст. 45 ГрК РФ).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ автомобильные дороги относятся к линейным объектам.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации. Подготовка указных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.
Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся, в том числе к автомобильным дорогам регионального значения (п. 1 ч. 3 ст. 14 ГрК РФ).
Согласно ст. 9 Закона Московской области от 7 марта 2007 года "О Генеральном плане развития Московской области" подготовка документов территориального планирования Московской области осуществляется в составе следующих схем:
схемы территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития;
схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области;
схемы территориального планирования развития особо охраняемых территорий областного значения.
В настоящее время в Московской области существует лишь одна действующая схема - Схема территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития, утвержденная постановлением Правительства Московской области от 11 июля 2007 года N 517/23 и она предусматривает размещение линейных объектов регионального значения (т. 1 л.д. 223 - 291).
Как следует из текста указанной Схемы, данный документ территориального планирования Московской области определяет цели и задачи территориального планирования, а также мероприятия по территориальному планированию, составляет градостроительную основу всех документов территориального планирования Московской области в целом и муниципальных образований.
Границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства областного значения, определенные в данной Схеме, могут уточняться в иных схемах территориального планирования Московской области. Также в иных схемах территориального планирования Московской области может дополнительно планироваться размещение объектов капитального строительства областного значения. В указанных случаях, утвержденные в порядке, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ, схемы территориального планирования Московской области являются основанием для внесения изменений в настоящую схему (т. 1 л.д. 223 об.)
Таким образом, все планируемые линейные объекты областного значения должны отображаться в указанной Схеме.
Из оспариваемого постановления Правительства Московской области усматривается, что оно принято на основании названной утвержденной Схемы, а также на основании проекта Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, не утвержденной, но одобренной постановлением Правительства Московской области от 10 июня 2011 года N 548/21 (т. 1 л.д. 12).
В разделе N 3 утвержденной Схемы территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития предусмотрен перечень мероприятий по территориальному планированию развития транспортной инфраструктуры Московской области, содержится описание планируемых линейных объектов областного значения, которые отображены в картографической части данной Схемы (т. 1 л.д. 278 - 284). Однако размещение линейного объекта регионального значения "Автомобильная дорога "Южный обход г. Подольска" с развязкой в разных уровнях" указанной Схемой не предусмотрено.
Не предусматривает строительства подобной дороги и проект Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, не утвержденный, но одобренный постановлением Правительства Московской области от 10 июня 2011 года N 548/21 (т. 1 л.д. 189 - 222).
Как следует из проекта указанной Схемы она предусматривает строительство автодороги регионального значения "Юго-Западный обход г. Подольска", однако данная дорога отличается от дороги "Южный обход г. Подольска" помимо названия также координатами ее начала и конца, протяженностью, площадью трассы, площадью самой развязки (т. 2 л.д. 36). Сведений о том, что данная развязка является двухуровневой, проект данной Схемы также не содержит (т. 1 л.д. 212). В этой связи фрагмент проекта Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, представленный представителями заинтересованных лиц (т 2 л.д. 141), с текстовым указанием о наличии двухуровневой развязки не соответствует тексту самого проекта Схемы, и не может быть принят судом во внимание.
Таким образом, указание в оспариваемом нормативном правовом акте на принятие его на основании Схемы территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития и проекта Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области не соответствует действительности.
В соответствии с ч. 3 ст. 26 ГрК РФ постановлением Правительства Московской области от 30 июня 2009 года N 524/26 была утверждена долгосрочная целевая программа Московской области "Дороги Подмосковья на период с 2009 - 2011 годов", которая предусматривает строительство на пересечении автомобильной дороги "Южный обход г. Подольска" и автомобильной дороги Подольск-А-101 "Москва-Малоярославец-Рославль" в городском округе Подольск и Подольском муниципальном районе транспортной развязки кольцевого типа только в одном уровне. Аналогичное положение содержится и в долгосрочной целевой программе Московской области "Дороги Подмосковья на период 2012 - 2015 годов" (т. 3 л.д. 266).
Распоряжение уполномоченного органа - Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 7 июля 2011 года N 82 также содержит предписание о подготовке проекта планировки и проекта межевания транспортной развязки на пересечении автодороги "Южный обход г. Подольска" и автодороги "Подольск - А-101 "Москва-Малоярославец-Рославль" в одном уровне кольцевого типа (т. 2 л.д. 190).
В задании на разработку указанной документации по планировке территории для размещения линейного объекта - автодороги "Южный обход г. Подольска", утвержденном начальником Главного управления дорожного хозяйства Московской области, в графе "основные показатели объектов" также указано о планировании на пересечении названных автодорог транспортной развязки кольцевого типа в одном уровне. Соответствующих изменений в указанное задание, как того требует п. 4 ст. 5 действующей Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (СНиП 11-04-2003) от 29 октября 2002 года N 150 заказчиком не вносилось (л.д. 226 - 232).
Таким образом, ни в документах территориального планирования Московской области, ни в долгосрочных целевых программах Московской области "Дороги Подмосковья на период с 2009 - 2011 годов" и "Дороги Подмосковья на период 2012 - 2015 годов", ни в распоряжении Главархитектуры Московской области от 7 июля 2011 года N 82 о подготовке Проекта планировки, ни в задании на разработку данного проекта не предусмотрено строительство двухуровневой развязки на пересечении автодороги "Южный обход г. Подольска" и автодороги "Подольск - А-101 "Москва-Малоярославец-Рославль".
Между тем, как утверждают заявители, строительство именно двухуровневой транспортной развязки, предполагает изъятие принадлежащих им земельных участков и снос их домов.
То обстоятельство, что одноуровневая развязка (не являющаяся основой для эстакады) имела бы другую конфигурацию, возможно и не предполагающую изъятия земельных участков граждан, не отрицают и представители Главного управления дорожного хозяйства Московской области.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что подготовка проекта планировки могла осуществляться и в отсутствие документов территориального планирования, поскольку, в силу положений ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", требования ч. 6 ст. 45 ГрК о запрете подобных действий вступают в силу только 31 декабря 2012 года, суд находит несостоятельными. Данная норма актуальна в случае отсутствия документов территориального планирования. Между тем, как установлено судом, в Московской области такие документы имеются - это Схема территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития, утвержденная постановлением Правительства Московской области от 11 июля 2007 года N 517/23 и предусматривающая размещение линейных объектов.
Судом также установлено, что при подготовке Проекта планировки автодороги "Южный обход" были нарушены требования ч. 8 ст. 45 ГрК РФ, регламентирующей порядок осуществления разработки документации.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 17 Закона Московской области (в редакции, действовавшей в период подготовки Проекта планировки) решение о подготовке документации по планировке территории принимается на основании обращения органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления и лиц, заинтересованных в разработке документации по планировке территории. В решении о подготовке документации уполномоченный орган определяет сроки ее подготовки и источники финансирования. Аналогичные нормы содержаться и в действующей редакции закона.
В соответствии с ч. 8 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов регионального значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Из системного анализа названных норм следует, что в случае если разработка документации по планировке территории производится по заказу органов государственной власти или государственных органов, то ее финансирование производится за счет средств соответствующего бюджета на основании государственного контракта, заключенного по итогам размещения заказа (по результатам конкурса) в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ.
Финансирование же разработки документации по планировке территории за счет средств физических и юридических лиц осуществляется в случае, если данная разработка производится на основании их обращений.
Как следует из распоряжения Главархитектуры Московской области от 7 июля 2011 года N 82 о подготовке проекта планировки и межевания территории под размещение линейных объектов, формирующих южный обход г. Подольска, оно принято на основании обращения Главного управления дорожного хозяйства Московской области от 16 июля 2011 года N исх-2154 и на данный орган, являющийся главным распорядителем соответствующих средств бюджета Московской области, возложено обеспечение финансирования и разработки Проекта планировки (т. 2 л.д. 190 - 191).
При таких обстоятельствах, в соответствии с указанными требованиями закона, подготовка Проекта планировки должна была осуществляться на основании государственного контракта, заключенного по результатам размещения заказа в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ.
Однако, как установлено судом и подтверждается материалами дела, финансирование Проекта планировки было осуществлено коммерческой организацией - ООО "ВТМ дорпроект", а разработка - ГУП МО "НИиПИ градостроительства" на основании договора от 21 июля 2011 года, заключенного с ООО "ВТМ дорпроект", именуемое в договоре "Заказчиком" Проекта планировки (т. 3 л.д. 220 - 225). При этом данный договор был заключен ООО "ВТМ дорпроект" в отсутствие каких-либо правовых отношений (договоров) по поводу разработки Проекта планировки с действительным заказчиком - Главным управлением дорожного хозяйства Московской области.
Ссылку представителей заинтересованных лиц на государственный контракт N 3/2001-2 от 4 февраля 2011 года, заключенный между Главным управлением дорожного хозяйства Московской области и ООО "ВТМ дорпроект" на выполнение работ по инженерным изысканиям и разработке проектной документации по объекту - "Строительство транспортной развязки на пересечении автомобильной дороги "Южный обход г. Подольска" и автомобильной дороги "Подольск-А 101 "Москва-Малоярославец-Рославль" в городском округе Подольск и Подольском муниципальном районе (т. 3 л.д. 234 - 238), суд не может принять во внимание. Какого-либо отношения к разработке градостроительной документации - Проекта планировки, данный договор, заключенный задолго до принятия решения о разработке Проекта, не имеет.
Указанные нарушения федерального и областного законодательства суд находит существенными.
Как пояснил в судебном заседании представитель Главного управления дорожного хозяйства Московской области Молоков А.В., причиной финансирования разработки Проекта планировки ООО "ВТМ дорпроект" являлась заинтересованность данной коммерческой организации в получении положительного заключения экспертизы по уже готовому к тому времени проекту первого уровня транспортной развязки, представляющую из себя основу под эстакаду.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами проекта (т. 3 л.д. 45 - 46) из которых усматривается, что строительство развязки предусматривает два этапа - строительство первого уровня, а затем второго - по типу путепровода, а также протоколом совещания от 4 июля 2011 года по вопросам строительства транспортной развязки с участием представителей администрации г. Подольска, главного управления дорожного хозяйства, ООО "ВТМ дорпроект", а также жителей г. Подольска. Из данного протокола совещания усматривается, что еще до принятия распоряжения Главархитектурой Московской области о разработке Проекта планировки, ООО "ВТМ дорпроект" подготовил проект транспортной развязки, предусматривающий изъятие земельных участков заявителей и снос их домов (т. 3 л.д. 192 - 193).
Суд также приходит к выводу о том, что при разработке Проекта планировки не были учтены положения абз. 11 п. 2 ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с которыми изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в случае размещения автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения производится только при отсутствии других вариантов размещения этих объектов.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо "абз. 11 п. 2 ч. 1 ст. 49" имеется в виду "абз. 10 п. 2 ч. 1 ст. 49"
Между тем суду не представлено объективных данных свидетельствующих о невозможности альтернативных вариантов размещения транспортной развязки, не предусматривающих столь масштабного изъятия земельных участков и сноса домов, принадлежащих гражданам.
Представленные суду в подтверждение невозможности строительства транспортной развязки без изъятия земельных участков четыре альтернативных варианта проекта, изготовленные ООО "ВТМ дорпроект", суд в данном случае не может принять во внимание, поскольку они разработаны организацией заинтересованной во включении в Проект планировки и утверждении единственного варианта проекта, выполненного ею еще в рамках государственного контракта от 4 февраля 2011 года и предусматривающего изъятие земельных участков заявителей.
Между тем, как утверждают заявители, помимо указанных вариантов имеется возможность разработки иных вариантов проекта.
Кроме того, даже из представленных вариантов усматривается, что возможность утверждения проекта планировки, реализация которого практически не предусматривает изъятия земельных участков у заявителей, не исключена.
Доводы представителя Главархитектуры Московской области о том, что нормы Земельного кодекса РФ не могут быть применены к рассматриваемым правоотношениям, суд находит несостоятельными.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ к градостроительным отношениям, если они не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности, применяется, в том числе, земельное законодательство.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что постановление Правительства Московской области от 3 мая 2012 года N 659/16 "Об утверждении проекта планировки территории для строительства автомобильной дороги "Южный обход г. Подольска" в Подольском муниципальном районе, городском округе Подольск Московской области" в оспариваемой части противоречит федеральному и областному законодательству и нарушает права заявителей, в связи с чем заявление Тереховой О.Ю. и других подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление Тереховой Ольги Юрьевны, Блохина Василия Афанасьевича, Блохина Валерия Афанасьевича, Ящук Натальи Николаевны, Клыгина Сергея Александровича, Клокова Андрея Николаевича удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 1 постановления Правительства Московской области от 3 мая 2012 года N 659/16 "Об утверждении проекта планировки территории для строительства автомобильной дороги "Южный обход г. Подольска" в Подольском муниципальном районе, городском округе Подольск Московской области".
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского областного суда от 10 декабря 2012 г. по делу N 3-120/2012
Текст решения размещен на сайте Московского областного суда http://oblsud.mo.sudrf.ru