Решение Московского областного суда
от 17 октября 2012 г.
Дело N 3-167/2012
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Домбровской А.А.,
с участие прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-167/12 по заявлению Молчанова Геннадия Пантелеевича о признании недействующим полностью постановления Правительства Московской области от 30 декабря 2008 года N 1235/52 "Об утверждении Порядка предоставления компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области", признании недействующим в части Закона Московской области от 26 июля 2010 года N 16/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области"
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Закон Московской области от 26 июля 2010 года N 106/2010-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области"
установил:
ветеран военной службы Молчанов Г.П., уточнив требования, обратился в Московский областной суд с заявлением об оспаривании полностью Закона Московской области от 11 апреля 2008 года N 43/2008-ОЗ "О переходе к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Московской области в денежной форме", постановления Правительства Московской области от 30 декабря 2008 года N 1235/52 "Об утверждении порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительство в Московской области" и об оспаривании п. 1 ст. 1 Закона Московской области от 26 июля 2010 года N 106/2010-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" (л.д. 30 - 31).
Определением Московского областного суда от 17 октября 2012 года производство по заявлению Молчанова Г.П. в части требований о признании недействующим Закона Московской области от 11 апреля 2008 года N 43/2008-ОЗ "О переходе к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Московской области в денежной форме" прекращено, так как данный нормативный правовой акт утратил силу с 1 января 2010 года (л.д. 69 - 70).
Оспариваемое заявителем Постановление Правительства Московской области утвердило Порядок предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительство в Московской области. Данный Порядок определяет условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в денежной форме (п. 1). Пунктом 2 Порядка установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Постановление официально опубликовано в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" N 9 от 21 января 2009 года (л.д. 51 - 56).
В соответствии с оспариваемым Молчановым Г.П. п. 1 ст. 1 Закона Московской области от 26 июля 2010 года N 106/2010-ОЗ О внесении изменений в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона Московской области от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" изложен в редакции согласно которой отдельным категориям граждан, в том числе ветеранам военной службы, имеющим место жительства в Московской области, при достижении ими возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение). Закон официально опубликован в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" N 137 от 31 июля 2010 года (л.д. 6 об.).
Обосновывая свое заявление, Молчанов Г.П. указывает, что он как ветеран военной службы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" имеет право на предоставление мер социальной поддержки, в том числе в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг. Однако с 2009 года ему - заявителю размер платы за жилищно-коммунальные услуги начисляется в полном объеме с последующей компенсацией.
По мнению заявителя, компенсационный порядок предоставления указанных льгот нарушает его права и противоречит Федеральному закону "О ветеранах", Гражданскому кодексу РФ и Конституции РФ.
Кроме того, утверждает заявитель, содержание оспариваемого постановления Правительства Московской области от 30 декабря 2008 года N 1235/52 является неопределенным, поскольку неясно на какие отдельные категории граждан оно распространяется.
Заявитель просит признать оспариваемые нормативные правовые акты недействующими со дня принятия: постановление Правительства Московской области от 30 декабря 2008 года N 1235/52 "Об утверждении порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительство в Московской области" с приложением - полностью, Закон Московской области от 26 июля 2010 года N 106/2010-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" - в части пункта 1 статьи 1 (л.д. 31).
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.
Представитель Московской областной Думы - Степанова Н.Н. представитель Губернатора Московской области и Правительства Московской области - Долгова О.Г. требования заявителя не признали и пояснили, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий органов государственной власти Московской области, не противоречат федеральному законодательству и не нарушает права заявителя. В удовлетворения заявления Молчанова Г.П. просят отказать. Представителями заинтересованных лиц представлены также письменные возражения на заявление (л.д. 41 - 44, 45 - 50).
Суд, выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, приходит к следующему.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72, ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветераны военной службы относятся к лицам, на которых распространяется действие данного закона.
Статьей 23 Федерального закона "О ветеранах", действовавшей до 1 января 2005 года, ветераны военной службы по предоставляемым льготам были приравнены к ветеранам труда, которые имели право на оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг (ст. 22 Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года).
В связи с принятием Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации" изменился принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан, к которым относятся и ветераны военной службы. Новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты (преамбула и ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года).
Согласно ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" в действующей редакции, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе, содержание жилых помещение и оплату коммунальных услуг.
Согласно ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с действующей редакцией ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О ветеранах").
Подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в действующей редакции) решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда и граждан приравненных к ним, также относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Реализуя предоставленные полномочия, Московская областная Дума приняла Закон Московской области N 36/2006-ОЗ от 23 марта 2006 года "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" (далее Закон N 36/2006-ОЗ). В ст. 1 указанного Закона Московской области определены категории граждан, для которых данный нормативный правовой акт установил меры социальной поддержки. К таким гражданам отнесены также и ветераны военной службы.
Согласно п. 4 и 5 ч. 1 ст. 3 Закона Московской области N 36/2006-ОЗ в действующей редакции, ветеранам военной службы, имеющим место жительства в Московской области, при достижении ими возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и ежемесячной компенсации в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг.
Судом также установлено, что в целях реализации федеральной государственной политики по переходу к предоставлению мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, в денежной форме, Московская областная Дума приняла Закон от 11 апреля 2008 года N 43/2008-ОЗ "О переходе к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Московской области в денежной форме" (утратил силу с 1 января 2010 года).
Согласно ст. 3 данного Закона Московской области полномочия по установлению условий и порядка перехода к предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме, а также условий и порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, имеющим место жительства в Московской области, были предоставлены Правительству Московской области.
Исходя из названных полномочий, Правительство Московской области приняло 30 декабря 2008 года оспариваемое заявителем постановление N 1235/52 "Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области".
Таким образом, проанализировав вышеназванное федеральное и областное законодательство, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий органов государственной власти Московской области, по указанным заявителем основаниям не противоречат какому-либо федеральному закону и другим нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе тем на которые указывает Молчанов Г.П., а также не нарушают его прав, свобод и законных интересов.
Данных о том, что при переходе к замене льгот в натуральной форме на компенсационный порядок их предоставления, не был сохранен ранее достигнутый уровень социальной защиты заявителя, как того требует Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, суду не представлено.
Доводы заявителя о том, что содержание оспариваемого постановления Правительства Московской области является неопределенным, так как неясно на какие отдельные категории граждан оно распространяется, являются несостоятельными, поскольку ст. 1 Закона от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категории граждан в Московской области", во взаимосвязи с которым применяется оспариваемое постановление, содержит перечень категорий граждан, в отношении которых устанавливаются меры социальной поддержки.
Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления Молчанова Г.П.
Руководствуясь ст. 192 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление Молчанова Геннадия Пантелеевича о признании недействующим полностью постановления Правительства Московской области от 30 декабря 2008 года N 1235/52 "Об утверждении Порядка предоставления компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области" и признании недействующим в части Закона Московской области от 26 июля 2010 года N 106/2010-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского областного суда от 17 октября 2012 г. по делу N 3-167/2012
Текст решения размещен на сайте Московского областного суда http://oblsud.mo.sudrf.ru