Решение Московского областного суда
от 14 октября 2013 г.
Дело N 3-84/2013
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Горохове С.Б.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО "Русско-Турецкое Экономическое Сотрудничество. Свободная Таможенная Зона" о признании частично недействующим Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области"
установил:
ЗАО "Русско-Турецкое Экономическое Сотрудничество. Свободная Таможенная Зона" (далее - ЗАО "РТЭС. Свободная Таможенная Зона") обратилось в Московский областной суд с заявлением о признании частично недействующим Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (в действующей редакции, далее - Закон МО N 23/96-ОЗ).
Заявитель просил признать часть 3.1 статьи 14 Закона МО N 23/96-ОЗ недействующей в части ограничения срока действия значения коэффициента Кд, равного 1,5, тремя годами, а именно:
- в абзаце втором в части слов "на три года";
- в абзаце третьем в части слов "но не более чем на три года";
- абзац четвертый полностью: "по истечении срока, установленного настоящей частью, вне зависимости от ввода объекта в эксплуатацию применяется Кд в соответствии с приложением к настоящему Закону".
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что Закон МО N 23/96-ОЗ в оспариваемой части противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно:
- статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- п. 1 статьи 2, статьям 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации;
- "Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
ЗАО "РТЭС. Свободная Таможенная Зона" ссылалось на то, что является по договору аренды от 08 октября 2004 года N 32016-Z арендатором земельного участка площадью 170000 кв м с кадастровым номером 50:09:0060736:0037, находящегося в государственной собственности, государственная собственность на землю не разграничена; расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, вблизи д. Чашниково. Разрешенный вид использования земельного участка: для строительства торгово-терминального комплекса. С 01 января 2008 года арендодателем в связи с истечением трехлетнего срока при определении арендной платы применяется коэффициент Кд, равный 4,2, что ухудшило финансовое положение заявителя.
В судебном заседании действующий по доверенности представитель ЗАО "РТЭС Свободная Таможенная Зона" Кухто В.В. и Президент ЗАО "Холдинг "АРАН" - управляющей организации ЗАО "РТЭС Свободная Таможенная Зона" Аранлы Али Наги поддержали заявленные требования.
Представитель Московской областной Думы Бабкина С.В., Представитель Губернатора Московской области Рыжова О.Т., представитель Министерства имущественных отношений Московской области Логинов Г.А. с заявленными требованиями не согласились, ссылались на то, что Закон МО N 23/96-ОЗ принят в пределах полномочий органов государственной власти Московской области; в оспариваемой части устанавливает льготу для арендаторов, не противоречит какому-либо федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Козловой О.А., полагавшей отказать в удовлетворении требований, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктами "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В силу абз.2 части 1 статьи 2 Земельного кодекса РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Кодексу.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Согласно части 1 и части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования;
- принцип предсказуемости расчета арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые и предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
В Московской области установление порядка определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется положениями ст. 14 Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (с последующими дополнениями и изменениями) (Закон МО N 23/96-ОЗ).
Указанный закон Московской области N 23/96-ОЗ принят решением Московской областной Думы от 29 мая 1996 года N 9/92, подписан Губернатором Московской области 07 июня 1996 года, официально опубликован в "Вестнике Московской областной Думы" N 8, август 1996 года.
Компетенция принявшего Закон МО N 23/96-ОЗ органа, порядок принятия данного закона и порядок его опубликования заявителем не оспариваются.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 указанного Закона порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в большинстве случаев определяется по формуле:
,
где Аб - базовый размер арендной платы; Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; Пкд - корректирующий коэффициент; Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S - площадь арендуемого земельного участка.
Согласно части 3 статьи 14 Закона МО N 23/96-ОЗ значения коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (Кд), устанавливается в соответствии с приложением к настоящему Закону.
В данном случае расчет арендной платы арендуемого ЗАО "РТЭС. Свободная Таможенная Зона" земельного участка осуществляется по формуле, указанной в п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона МО N 23/96-ОЗ.
В силу части 3.1 статьи 14 Закона МО N 23/96-ОЗ на период строительства (реконструкции) устанавливается Кд, равный 1,5, за исключением жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, комплексного освоения территории в целях жилищного строительства. Указанное значение коэффициента устанавливается на три года с даты подписания договора аренды земельного участка, а в случае, если стороны установили, что условия заключенного ими договора применяются к отношениям, возникшим до заключения договора, - с даты возникновения арендных отношений. В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования, предусматривающий строительство (реконструкцию), Кд, равный 1,5, применяется с даты принятия соответствующего правового акта, но не более чем на три года. Кд, равный 1,5, на период строительства (реконструкции) применяется однократно вне зависимости от изменения вида разрешенного использования земельного участка. По истечении срока, установленного настоящей частью, вне зависимости от ввода объекта в эксплуатацию применяется Кд в соответствии с Приложением к настоящему Закону.
В случае, если в соответствии с Приложением значение коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (Кд), установлено в размере менее 1,5, то Кд, равный 1,5, на период строительства (реконструкции) не применяется.
Оспаривая положения ст. 14 Закона МО N 23/96-ОЗ об ограничении тремя годами срока действия коэффициента Кд, равного 1,5, заявитель - как указано выше - ссылается на противоречие такого ограничения федеральному законодательству, полагает, что по истечении трехлетнего срока аренды земельного участка происходит необоснованное повышение арендной платы.
Доводы заявителя нельзя признать состоятельными.
Из приведенных выше положений норм федерального законодательства следует, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 65 Земельного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ"). При этом федеральный законодатель не регулирует вопросы установления льгот и сроки их применения при определении размера платы за аренду земельных участков.
Поскольку в силу п. 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне, при отсутствии федеральной нормы, регламентирующей предоставление льгот при определении размера платы за аренду земельных участков, законодательный орган Московской области вправе был установить соответствующую норму.
В Законе МО N 23/96-ОЗ реализованы предоставленные федеральным законодательством полномочия: установлена одинаковая для всех арендаторов формула определения арендной платы: Апл = Аб х Кд х Пкд х Км х S; установлены одинаковые для всех арендаторов земель того же вида разрешенного использования значения Кд, указанные в Приложении к Закону МО N 23/96-ОЗ; а также реализовано полномочие по определению порядка, условий и срока внесения арендной платы: на период строительства (реконструкции) устанавливается значение Кд равное 1,5, но не более чем на три года.
В соответствии с установленной ст. 14 Закона МО N 23/96-ОЗ формулой установлен единый порядок определения арендной платы за аренду земельных участков, относящихся к одной категории земель и виду разрешенного использования, предоставленных по одним и тем же основаниям.
Определение арендной платы в соответствии с установленной законом формулой является реализацией принципа предсказуемости арендной платы.
Ведением в формулу определения арендной платы коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка, - Кд реализован, в том числе, принцип экономической обоснованности арендной платы.
Приложение к Закону МО N 23/96-ОЗ, в том числе установление Кд равного 4,2, применяемого при определении арендной платы за арендуемый заявителем земельный участок, заявитель не оспаривает, однако он полагает, что значение Кд, равное 1,5, целесообразно распространить на весь срок строительства (реконструкции), не ограничивая этот срок тремя годами, поскольку только после окончания строительства арендатор будет получать прибыль.
Между тем, вопросы целесообразности принятия того или иного положения нормативного правового акта не относятся к полномочиям суда при осуществлении абстрактного нормоконтроля.
Кроме того, на размер арендной платы влияет не получаемая арендатором прибыль, а доходность самого земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и вид его разрешенного использования.
Суд соглашается с мнением заинтересованных лиц о том, что установленная оспариваемыми положениями Закона МО N 23/96-ОЗ льгота - применение в течение трех лет льготного коэффициента для всех арендаторов, осуществляющих строительство (реконструкцию) на арендованных земельных участках, за исключением жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, комплексного освоения территории в целях жилищного строительства, - не ухудшает положение арендаторов, установление такой льготы находится в пределах компетенции законодателя субъекта Российской Федерации и не противоречит федеральному законодательству, а довод заявителя о том, что значение Кд, указанное в Приложении к Закону МО N 23/96-ОЗ, является повышенным значением, основан на неверном толковании Закона.
В данном случае при введении льготного коэффициента на трехлетний период экономическое состояние арендаторов земельных участков не ухудшается, т.е. соблюден принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей.
Поскольку льготный коэффициент установлен для всех хозяйствующих субъектов, занимающихся строительством (реконструкцией), соблюден принцип запрета необоснованных экономических предпочтений.
Нельзя согласиться и с доводами заявителя о том, что оспариваемые положения Закона МО N 23/96-ОЗ противоречат ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции". В соответствии с указанной нормой не могут устанавливаться разные условия для хозяйствующих субъектов, действующих в равных условиях. Арендная плата для всех землепользователей рассчитывается по одной и той же формуле, установленной п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона МО N 23/96-ОЗ. В данном случае льготный коэффициент Кд, равный 1,5, предоставляется всем хозяйствующим субъектам на один и тот же срок - три года, т.е. для действующих в равных условиях хозяйствующих субъектов установлены равные условия.
Таким образом, положения части 3.1 статьи 14 Закона МО N 23/96-ОЗ в оспариваемой части полностью соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, суд полагает, что субъективные права заявителя положениями оспариваемой им части 3.1 статьи 14 Закона МО N 23/96-ОЗ не нарушены, поскольку применение льготного коэффициента в течение трехлетнего периода не могло ухудшить его финансовое состояние.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Отказать в удовлетворении требований ЗАО "Русско-Турецкое Экономическое Сотрудничество. Свободная Таможенная Зона" о признании недействующим Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья |
Л.А. Найденова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского областного суда от 14 октября 2013 г. по делу N 3-84/2013
Текст решения размещен на сайте Московского областного суда http://oblsud.mo.sudrf.ru