Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
Пушкинского муниципального района
Московской области
от 11 октября 2013 г. N 2848
Паспорт
Муниципальной программы "Экология и охрана окружающей среды Пушкинского муниципального района на 2014 - 2018 г.г."
Наименование муниципальной программы |
"Экология и охрана окружающей среды Пушкинского муниципального района на 2014 - 2018 г.г." |
|||||
Цели муниципальной программы |
Улучшение экологической обстановки района и охраны окружающей среды. |
|||||
Задачи муниципальной программы |
1. Определение степени загрязнения окружающей среды. 2. Улучшение экологической обстановки. 3. Предупреждение загрязнений. 4. Экологическое образование, воспитание информирование населения. 5. Охрана и восстановление зеленых насаждений. |
|||||
Координатор муниципальной программы |
Первый заместитель руководителя администрации Пушкинского муниципального района |
|||||
Муниципальный заказчик муниципальной программы |
Отдел охраны окружающей среды |
|||||
Сроки реализации муниципальной программы |
2014 - 2018 годы |
|||||
Источники финансирования муниципальной программы, в том числе по годам |
Средства бюджета Пушкинского муниципального района Московской области |
|||||
Всего |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|
Средства бюджета Пушкинского муниципального района |
25 480 |
1 680 |
4 400 |
5 500 |
6 500 |
7 400 |
Другие источники |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
Планируемые результаты реализации муниципальной программы |
1. Проведение мониторинга степени загрязнения окружающей среды позволит осуществить комплексный контроль за экологической обстановкой на территории Пушкинского муниципального района для оперативного выявления и устранения нарушений действующего природоохранного законодательства. 2. Организация работы школьников в бригадах Экологического патруля, что поспособствует улучшению экологической ситуации на территориях водоохранных зон водных объектов, скверов, парков и т.п., а также воспитанию у подрастающего поколения бережного отношения к природе родного края. 3. Реализация проекта очистки реки Серебрянки для улучшения состояния реки и берегов на территории г. Пушкино. 4. Проведение инвентаризации особо охраняемых природных территорий местного значения - лесопарк "Северный" и Черкизовский лесопарк позволит в дальнейшем провести работы направленные на сохранение и улучшение охраняемых природных территорий. |
1. Характеристика текущего состояния рассматриваемой сферы социально-экономического развития Пушкинского муниципального района
На территории района расположено более 800 предприятий машиностроительной, текстильной, деревообрабатывающей, металлообрабатывающей и пищевой промышленности, оказывающих влияние на состояние окружающей среды. Валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет более 14 тыс. тонн в год. Основными загрязнителями атмосферы являются: взвешенные вещества, диоксид азота, оксид углерода, формальдегид, оксид серы, углеводороды. Количество стационарных источников выбросов составляет 1683 шт., из них оснащено газоочистными установками 324 шт., что составляет 19,25%. Предприятиями района выбрасываются в атмосферный воздух вещества более 40 наименований.
В связи с чем, в Программу "Экология и охрана окружающей среды Пушкинского муниципального района на 2014 - 2018 годы" включены мероприятия по организации лабораторного контроля за выбросами в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Ежегодно планируется проведение анализов в количестве 360 - 460 шт. По результатам данных работ возможно принимать управленческие решения с учетом состояния окружающей среды.
Радиационный фактор вносит существенный вклад в совокупную нагрузку на человека. Облучение от природных источников формирует около 80% коллективной дозы облучения населения и 20% от техногенных источников. В связи с чем, необходимо осуществлять радиационный контроль за выявлением участков, объектов технологического воздействия радиоактивного загрязнения на территории Пушкинского муниципального района с целью дальнейшего проведения мероприятий по дезактивации радиоактивных загрязнений.
В Пушкинском муниципальном районе основной объем хозяйственно-бытовых стоков (более 19 млн. м3) поступает на очистные сооружения ЗАО "Экоаэросталкер", расположенные в Щелковском районе. Кроме того, 12 очистных сооружений сбрасывают в водные объекты района более 10,5 млн. м3 очищенных стоков. В то же время, из-за отсутствия системы очистки ливневого стока, как на территории города Пушкино, так и на территориях поселений на рельеф местности и в водоемы попадает взвешенных веществ - более 500т/год, нефтепродуктов около 10 т/год и др. Всего 25 наименований. Сброс неочищенных ливневых стоков приводит к загрязнению воды, заиливанию русла рек, зарастанию зеленой растительностью.
В связи с увеличением индивидуального жилищного строительства, действующие очистные сооружения поселений работают на пределе проектных мощностей и имеется угроза загрязнения прилегающих территорий, в т.ч. водных объектов необходимо проведение лабораторного контроля за состоянием открытых водоемов, а также организация лабораторного контроля за работой очистных сооружений с целью разработки мероприятий по устранению негативного воздействия на водные объекты.
Одной из важнейших задач отдела охраны окружающей среды администрации Пушкинского муниципального района является проведение мониторинга степени загрязнения окружающей среды. Мероприятия муниципальной программы позволят осуществить комплексный контроль за экологической обстановкой на территории Пушкинского муниципального района для оперативного выявления и устранения нарушений действующего природоохранного законодательства.
В рамках муниципальной программы будут осуществляться мероприятия по проведению мониторинга водных объектов, включающие в себя обследование рек и озер на территории Пушкинского муниципального района. Реализация комплекса мероприятий по обследованию водных объектов позволит собрать данные о состоянии водоохранных зон, донных отложений дна, берегов и подготовить основания для выработки предложений по ликвидации причин загрязнения, разработке проектов по восстановлению русла рек и их очистке за счет средств федерального бюджета.
Подготовка проектно-сметной документации, проведение работ по очистке рек относится к затратным мероприятиям. В тоже время, реки сильно зарастают травой, что уменьшает скорость течения воды и тем самым еще больше ускоряется зарастание русла рек, идет заболачивание прибрежных зон. Для вхождения в областные целевые программы требуется значительный стартовый капитал в размере нескольких млн. рублей. Объемы средств, предусмотренные для реализации природоохранных мероприятий, реально могут быть определены только после разработки проекта очистки реки Серебрянка и благоустройство береговых зон, что приведет к улучшению экологического состояния водного объекта, расположенного на территории Московской области.
На территории Пушкинского муниципального района в 2001 году организованы две особо охраняемые природные территории местного значения - лесопарк "Северный" и Черкизовский лесопарк. В связи произошедшими качественными изменениями характеристик лесопарков необходимо провести работы по инвентаризации зеленых насаждений с внесением изменений в паспорт особо охраняемых природных территорий.
Пушкинский муниципальный район является одним из родоначальников молодежного движения "Экологический патруль" в Московской области.
В 2012 году на базе 23 образовательных школ Пушкинского муниципального района создано 68 бригад "Экологический патруль", в которые вошли 340 школьников. В 2013 году в 25 школах созданы 86 бригад, в которых работало 430 человек. Многолетний опыт работы школьников показал острую необходимость очистки от мусора территорий водоохранных зон водных объектов, скверов, парков и т.п. объектов, одновременно работа в Экологическом патруле играет важную роль в деле воспитания подрастающего поколения. Поэтому в Программе предусмотрено ежегодное участие школьников в данных работах в количестве 415 человек
Начиная с 1996 года, Пушкинский район участвует в проведении Общероссийских дней защиты от экологической опасности. В воспитательно-образовательных учреждениях района проводятся смотры, конкурсы, организуются мероприятия по уборке территорий, посадке саженцев. Данные мероприятия имеют большое воспитательное значение. Выполнение мероприятий программы обеспечит комплексный подход к решению вопросов по улучшению качества окружающей среды. Программный метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем в долгосрочной перспективе, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результат их выполнения.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:
- ухудшение социально-экономической ситуации;
- недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;
- несвоевременность финансирования запланированных мероприятий;
- неэффективное взаимодействие соисполнителей программы.
Указанные риски могут привести к ухудшению качества окружающей среды и в дальнейшем увеличат потребность в бюджетных средствах для проведения экологических мероприятий.
2. Прогноз развития рассматриваемой сферы социально-экономического развития Пушкинского муниципального района
Проведение мониторинга степени загрязнения окружающей среды позволит осуществить комплексный контроль за экологической обстановкой на территории Пушкинского муниципального района для оперативного выявления и устранения нарушений действующего природоохранного законодательства, подготовки оснований для выработки предложений по улучшению ситуации негативного воздействия на окружающую среду, позволит обеспечить органы власти данными о физических, химических и динамических процессах, которые контролируют эмиссию, перенос и отложения загрязняющих примесей, а также выявить степень интенсивности и неоднородности распределения экологических опасностей.
Выполнение мероприятий программы "Экология и охрана окружающей среды Пушкинского муниципального района на 2014 - 2018 годы" поможет формированию экологической культуры, развитию экологического образования и воспитания; а также обеспечит эффективное участие граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решение вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности.
3. Цели и задачи муниципальной программы
Целью муниципальной программы "Экология и охрана окружающей среды Пушкинского муниципального района на 2014 - 2018 годы" является улучшение экологической ситуации района и охраны окружающей среды.
Задачами программы являются:
1. Определение степени загрязнения окружающей среды.
2. Улучшение экологической обстановки.
3. Предупреждение загрязнений.
4. Экологическое образование, воспитание информирование населения.
5. Охрана и восстановление зеленых насаждений.
4. Планируемые результаты
1. Проведение мониторинга степени загрязнения окружающей среды позволит осуществить комплексный контроль за экологической обстановкой на территории Пушкинского муниципального района для оперативного выявления и устранения нарушений действующего природоохранного законодательства.
2. Организация работы школьников в бригадах Экологического патруля, что поспособствует улучшению экологической ситуации на территориях водоохранных зон водных объектов, скверов, парков и т.п. а также воспитанию у подрастающего поколения бережного отношения к природе родного края.
3. Реализация проекта очистки реки Серебрянки для улучшения состояния реки и берегов на территории г. Пушкино.
4. Проведение инвентаризации особо охраняемых природных территорий местного значения - лесопарк "Северный" и Черкизовский лесопарк позволит в дальнейшем провести работы направленные на сохранение и улучшение охраняемых природных территорий.
5. Мероприятия муниципальной программы
Мероприятия программы "Экология и охрана окружающей среды Пушкинского муниципального района на 2014 - 2018 годы" отражены в приложении N 2
6. Методика расчета значений показателей эффективности реализации муниципальной программы
Оценка эффективности реализации муниципальной программы "Экология и охрана окружающей среды Пушкинского муниципального района на 2014 - 2018 годы" ежегодно производится муниципальным заказчиком на основе использования целевых показателей и индикаторов, обеспечивающих мониторинг динамики изменений в данной сфере за оцениваемый период с целью уточнения задач и программных мероприятий, в рамках реализации Программы.
Оценка эффективности программы будет производиться путем сравнения текущих значений показателей с установленными программой значениями на 2014 - 2018 годы (Приложение N 1 к Программе).
Задача 1.) Определение степени загрязнения окружающей среды
- Показатель "Количество анализов атмосферного воздуха на выбросы загрязняющих веществ";
- Показатель "Количество исследований состояния открытых водоемов";
- Показатель "Количество анализов очистных сооружений";
- Показатель "Количество исследований в целях выявления участков, объектов технологического воздействия радиоактивного загрязнения, а также в детских дошкольных учреждениях, школах и других учебных заведений".
Данные показатели определяются количеством необходимых регулярных наблюдений, за состоянием загрязнения атмосферного воздуха, открытых водоемов, очистных сооружений, в населенных пунктах Пушкинского района.
Задача 2.) Улучшение экологической обстановки Пушкинского муниципального района.
- Показатель "Количество особо охраняемых территорий, в которых проводятся работы по инвентаризации зеленых насаждений (Лесопарк "Северный", Черкизовский лесопарк)".
Задача 3.) Предупреждение загрязнений
- Показатель "Количество проверок для контроля за использованием и охраной природных ресурсов, соблюдением правил природопользования, в расследовании аварийных чрезвычайных ситуаций, разработке мер по их ликвидации";
- Показатель "Количество проверок за выполнения на территории района программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды, соблюдения экологических требований при размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию промышленных и других объектов";
- Показатель "Количество обзоров состояния окружающей среды и природных ресурсов района".
Данные показатели определяются на основании статистических данных за предыдущие периоды реализации программы.
Задача 4.) Экологическое образование, воспитание и информирование населения
- Показатель "Количество мероприятий по экологическому воспитанию, образованию и просвещению молодежи";
- Показатель "Количество участников детского молодежного движения "Экологический патруль".
Показатели определяются по результатам реализации мероприятий по экологическому образованию и воспитанию населения.
Задача 5.) Охрана и восстановление зеленых насаждений
- Показатель "Количество разрешений на вырубку зеленых насаждений не входящих в государственный лесной фонд"
Данный показатель определяются на основании статистических данных за предыдущие периоды реализации программы. (Положение "По обращению с зелеными насаждениями и почвенным покровом Пушкинского муниципального района, утверждено решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района от 16.05.2007 N 471/55)
7. Порядок взаимодействия ответственного за выполнение мероприятия программы с муниципальным заказчиком программы
Муниципальный заказчик программы организует управление реализацией программы и взаимодействие с функциональными и отраслевыми органами реализации программы.
Муниципальный заказчик обеспечивает:
- планирование реализации мероприятий программы в рамках параметров программы на соответствующий год;
- мониторинг реализации мероприятий программы, целевых значений показателей программы;
- осуществляет анализ и оценку фактически достигаемых значений показателей программы в ходе ее реализации и по итогам отчетного периода;
- осуществляет ежегодную оценку результативности и эффективности мероприятий программы в целом.
8. Состав, форма и сроки предоставления отчетности о ходе реализации мероприятий муниципальной программы
Контроль за реализацией муниципальной программы осуществляется администрацией Пушкинского муниципального района.
Муниципальный заказчик программы раз в полугодие до 20 числа, месяца следующего за отчетным полугодием, направляет в Комитет по экономике оперативный отчет о реализации мероприятий муниципальной программы, который содержит:
перечень выполненных мероприятий муниципальной программы с указанием объемов и источников финансирования и результатов выполнения мероприятий;
анализ причин несвоевременного выполнения программных мероприятий.
Отчет направляется в электронном виде в Комитет по экономике.
Муниципальный заказчик ежегодно готовит годовой отчет о реализации муниципальной программы и до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет его в Комитет по экономике для оценки эффективности реализации муниципальной программы.
Годовой отчет о реализации муниципальной программы должен содержать:
а) аналитическую записку, в которой указываются:
степень достижения запланированных результатов и намеченных целей муниципальной программы;
общий объем фактически произведенных расходов;
б) таблицу, в которой указываются:
данные об использовании средств бюджета Пушкинского муниципального района, привлекаемых для реализации муниципальной программы;
по мероприятиям, не завершенным в утвержденные сроки, - причины их невыполнения и предложения по дальнейшей реализации.
По показателям, не достигшим запланированного уровня, приводятся причины невыполнения и предложения по их дальнейшему достижению.
Оперативный и годовой отчеты о реализации муниципальной программы представляются по формам, установленным Порядком разработки и реализации муниципальных программ Пушкинского муниципального района, утвержденным постановлением администрации Пушкинского муниципального района от 01.08.2013 N 2105.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.