Постановление Губернатора Московской области
от 11 июля 2014 г. N 126-ПГ
"Об утверждении Положения об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области"
Постановлением Губернатора Московской области от 29 декабря 2015 г. N 564-ПГ настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 N 995 "Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" постановляю:
1. Утвердить Положение об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области (прилагается).
2. Признать утратившим силу:
постановление Губернатора Московской области от 28.08.2006 N 112-ПГ "Об утверждении Положения об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области".
Губернатор |
А.Ю. Воробьёв |
Положение
об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области
(утв. постановлением Губернатора Московской области
от 11 июля 2014 г. N 126-ПГ)
1. Настоящее Положение регламентирует порядок и организацию деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области, порядок подготовки и проведения заседаний комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2. Комиссии являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики) Московской области, обеспечивающими координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики, направленной на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
3. Систему комиссий Московской области составляют:
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области;
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов и муниципальных районов Московской области.
4. Комиссии руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и ратифицированными ею международными соглашениями в сфере защиты прав детей, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящим положением об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также законами и актами Московской области.
5. Деятельность комиссий основывается на принципах законности, демократизма, поддержки семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ней, гуманного обращения с несовершеннолетними, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
6. Задачами комиссий являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
7. Для решения возложенных задач:
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов и муниципальных районов Московской области:
организуют осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
утверждают межведомственные программы и координируют проведение индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних, привлекают социально ориентированные общественные объединения к реализации планов индивидуальной профилактической работы и контролируют их выполнение;
участвуют в разработке и реализации государственных программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий.
8. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области (далее - Комиссия):
координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики, осуществляет мониторинг их деятельности в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и Московской области;
разрабатывает и вносит в Правительство Московской области предложения по осуществлению мероприятий в области защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;
оказывает методическую помощь, осуществляет информационное обеспечение и контроль за деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов и муниципальных районов Московской области в соответствии с законодательством Московской области;
участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Московской области, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, защиту семьи с несовершеннолетними детьми, анализирует их эффективность;
принимает на основании информации органов и учреждений системы профилактики о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, меры к устранению выявленных нарушений и недостатков, обеспечивает конфиденциальность указанной информации при ее хранении и использовании;
принимает участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, и вправе в порядке, установленном органами Федеральной службы исполнения наказаний, посещать указанные исправительные учреждения;
представляет соответствующим субъектам системы профилактики предложения о совершенствовании работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
осуществляет иные полномочия в сфере деятельности Комиссии, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Московской области;
8.1. Комиссия является постоянно действующим межведомственным коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Московской области, который осуществляет координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики и обеспечение их взаимодействия на территории Московской области.
8.2. В состав Комиссии входят председатель Комиссии, заместитель (заместители) председателя Комиссии, ответственный секретарь Комиссии и члены Комиссии.
Членами Комиссии могут быть руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, представители государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты Московской областной Думы, советов депутатов муниципальных образований Московской области, а также другие заинтересованные лица.
8.3. Комиссию возглавляет председатель, назначаемый Губернатором Московской области.
8.4. Председатель Комиссии:
осуществляет руководство деятельностью Комиссии; председательствует на заседании Комиссии и организует её работу; имеет право решающего голоса при голосовании на заседании Комиссии; представляет Комиссию в государственных органах, органах местного самоуправления и иных организациях;
утверждает повестку заседания Комиссии; назначает дату заседания Комиссии;
дает заместителю председателя Комиссии, ответственному секретарю Комиссии, членам Комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии;
представляет уполномоченным органам (должностным лицам) предложения по формированию персонального состава Комиссии;
осуществляет контроль за исполнением плана работы Комиссии, подписывает постановления Комиссии;
обеспечивает представление установленной отчетности о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Московской области.
8.5. Председатель Комиссии несет ответственность за организацию работы Комиссии и предоставление отчетности о состоянии профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.
8.6. Заместитель председателя Комиссии: выполняет поручения председателя Комиссии;
исполняет обязанности председателя Комиссии в его отсутствие; обеспечивает контроль за исполнением постановлений Комиссии; обеспечивает контроль за своевременной подготовкой материалов для рассмотрения на заседании Комиссии.
8.7. Заведующий отделом по делам несовершеннолетних Администрации Губернатора Московской области является ответственным секретарем Комиссии по должности.
8.8. Ответственный секретарь Комиссии:
осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на заседании Комиссии;
выполняет поручения председателя и заместителя председателя Комиссии;
отвечает за ведение делопроизводства Комиссии;
оповещает членов Комиссии и лиц, участвующих в заседании Комиссии, о времени и месте заседания, проводит их регистрацию перед заседанием, знакомит с материалами по вопросам, вынесенным на рассмотрение Комиссии;
осуществляет подготовку и оформление проектов постановлений, принимаемых Комиссией по результатам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании;
обеспечивает вручение копий постановлений Комиссии участникам заседания, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов Московской области.
8.9. Члены Комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции Комиссии, и осуществляют следующие функции:
участвуют в заседании Комиссии и его подготовке;
предварительно (до заседания Комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, выносимым на её рассмотрение;
вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;
вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;
участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосуют при их принятии;
составляют протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;
выполняют поручения председателя Комиссии в сфере деятельности Комиссии.
9. Подготовка и порядок проведения заседаний Комиссии.
9.1. Заседания Комиссии проводятся в соответствии с планами работы, а также по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
9.2. Подготовку заседания, обобщение и представление материалов для рассмотрения на Комиссии осуществляет отдел по делам несовершеннолетних Администрации Губернатора Московской области.
9.3. Расширенные заседания Комиссии по итогам работы за полугодие и год проводятся с участием представителей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов и муниципальных районов Московской области.
9.4. Комиссия может проводить выездные заседания.
9.5. Ответственный секретарь Комиссии знакомит членов Комиссии с повесткой заседания не позднее, чем за 15 календарных дней до дня заседания.
9.6. О дате и повестке заседания письменно Извещается прокурор Московской области.
9.7. Материалы по вопросам, вносимым на рассмотрение заседания Комиссии (предложения в проект постановления Комиссии с соответствующими приложениями, информационно-справочными материалами и их электронной версией), представляются в отдел по делам несовершеннолетним Администрации Губернатора Московской области не позднее, чем за 10 календарных дней до проведения заседания.
9.8. Решение о снятии вопроса или изменении срока его рассмотрения принимает председатель Комиссии на основании мотивированного предложения (в письменной форме), представленного должностными лицами, ответственными за подготовку вопроса, не позднее, чем за 10 дней до заседания Комиссии.
9.9. Члены Комиссии и лица, участвующие в заседании, регистрируются ответственным секретарем Комиссии по прибытии на заседание.
9.10. Заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов. Члены Комиссии участвуют в её заседаниях без права замены.
9.11. На заседании Комиссии председательствует её председатель либо заместитель председателя Комиссии.
9.12. Решения Комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии.
9.13. Вопросы на заседаниях Комиссии рассматриваются в соответствии с утвержденной председателем повесткой.
9.14. По предложению членов Комиссии или решению председателя на заседании могут рассматриваться дополнительные вопросы, не предусмотренные повесткой, но требующие оперативного коллегиального решения.
9.15. На заседании Комиссии ведется стенографирование.
9.16. Решения Комиссии оформляются в форме постановлений, в которых указываются:
наименование Комиссии;
дата;
время и место проведения заседания;
сведения о присутствующих и отсутствующих членах Комиссии;
сведения об иных лицах, присутствующих на заседании;
вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление;
содержание рассматриваемого вопроса;
выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии);
сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии);
решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики;
сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
9.17. В ходе заседания члены Комиссии имеют право: вносить предложения по повестке заседания и порядку работы;
получать от докладчиков и выступающих в прениях дополнительные разъяснения по рассматриваемым вопросам;
вносить предложения и замечания по проекту постановления.
9.18. Проекты постановлений после голосования членов Комиссии могут быть:
приняты во внесенной редакции;
приняты с учетом внесения конкретных дополнений и (или) изменений; направлены на доработку по вопросам, требующим дополнительного изучения, согласования; не приняты.
9.19. Постановления Комиссии направляются членам Комиссии, в органы и учреждения системы профилактики исполнителям и иным заинтересованным лицам и организациям в срок до 10 календарных дней со дня принятия постановления.
9.20. Постановления, принятые Комиссией, обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики. Органы и учреждения системы профилактики обязаны сообщить Комиссии о мерах, принятых по исполнению постановления, в указанный в нем срок.
9.21. Постановление Комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
10. Планирование работы Комиссии.
10.1. Комиссия планирует проведение своих заседаний на предстоящий календарный год.
10.2. Комиссия формирует Комплексный план мероприятий по профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов, правонарушений несовершеннолетних, защите их прав на территории Московской области (далее - Комплексный план) на календарный год.
10.3. Предложения в проект плана заседаний Комиссии на очередной год и в Комплексный план на календарный год вносятся членами Комиссии, руководителями органов и учреждений системы профилактики, другими заинтересованными органами и организациями не позднее 10 декабря года, предшествующего планируемому. Предложения в планы представляются в письменной форме, где указываются наименование вопроса и обоснование необходимости его рассмотрения; должностное лицо, ответственное за подготовку вопроса.
10.4. Не позднее 25 января текущего года планы утверждаются на заседании Комиссии.
10.5. План заседаний Комиссии и Комплексный план после утверждения их председателем Комиссии рассылаются в органы и учреждения системы профилактики.
10.6. Контроль за формированием и выполнением плана заседаний Комиссии и Комплексного плана возлагается на отдел по делам несовершеннолетних Администрации Губернатора Московской области.
11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов и муниципальных районов Московской области (далее - комиссии городов и районов):
подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
дают согласие на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;
дают при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетними, достигшими возраста 15 лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования. Комиссии городов и районов принимают совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет и оставивших общеобразовательные организации до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения несовершеннолетними образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с согласия их родителей (законных представителей) по трудоустройству таких несовершеннолетних;
обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействия в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
применяют меры воздействия в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;
принимают решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей (законных представителей), а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;
принимают постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;
подготавливают и направляют в органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления Московской области в порядке, установленном законодательством Московской области, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования;
рассматривают информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воспитательного воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних или их родителей (законных представителей), относящиеся к установленной сфере деятельности комиссий;
рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами Московской области об административной ответственности к компетенции комиссий городов и районов;
обращаются в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
вносят в суды по месту нахождения специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа совместно с администрацией указанных учреждений представления:
а) о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее, чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;
б) о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
в) о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;
г) о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
дают совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
осуществляют иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации или Московской области.
11.1. В состав комиссий городов и районов входят председатель комиссии, заместитель (заместители) председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии и члены комиссии. Возглавляют комиссии городов и районов председатели. Функции председателя комиссий, ответственного секретаря комиссий и членов комиссий городов и районов аналогичны соответствующим функциям председателя, ответственного секретаря и членов Комиссии, изложенным в подпунктах 8.4 - 8.6, 8.8, 8.9 пункта 8 настоящего Положения.
11.2. Для осуществления текущей работы и контроля за выполнением решений на постоянной (штатной) основе в состав комиссий городов и районов входят заместитель председателя и ответственный секретарь.
11.3. Заместитель председателя в соответствии с законодательством Московской области одновременно возглавляет структурное подразделение в администрации городского округа или муниципального района Московской области, обеспечивающее деятельность комиссии.
Ответственный секретарь замещает должность не ниже главного специалиста. Специалисты структурного подразделения, обеспечивающего деятельность комиссии, занимают должности муниципальной службы.
11.4. В заседаниях комиссий городов и районов могут принимать участие представители иных органов и учреждений, а также общественных организаций (объединений), зарегистрированных в установленном порядке.
11.5. Комиссии городов и районов имеют бланки, печати и штампы со своим наименованием.
12. Планирование и учет материалов комиссий городов и районов.
12.1. Комиссии городов и районов планируют проведение своих заседаний на полугодие.
Контроль за формированием и выполнением планов возлагается на структурные подразделения администраций муниципальных районов и городских округов, обеспечивающие деятельность комиссий городов и районов.
Планы заседаний комиссий городов и районов после утверждения его председателем рассылаются в соответствующие органы и учреждения системы профилактики.
12.2. Комиссии городов и районов ведут учет:
поступивших материалов, дел об административных правонарушениях, обращений, представлений, ходатайств, сообщений, другой документации;
исходящих материалов (планов, отчетов, ходатайств, представлений, постановлений, сообщений и другой документации);
протоколов об административных правонарушениях, составленных членами комиссии.
Учетная документация о деятельности комиссий городов и районов по окончании календарного года хранится в структурных подразделениях, обеспечивающих деятельность комиссий городов и районов.
13. Материалы, рассматриваемые комиссиями городов и районов.
13.1. Комиссии городов и районов рассматривают материалы:
по заявлению несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), иных лиц;
по собственной инициативе;
по представлению органов и учреждений системы профилактики;
по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры - в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
по ходатайству работодателей;
по сообщению граждан;
переданные в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также материалы, отнесенные к их компетенции в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.
14. Подготовка заседаний комиссий городов и районов.
14.1. Материалы, поступившие на рассмотрение в комиссии городов и районов, в целях обеспечения своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются председателями или заместителями председателей комиссий городов и районов.
14.2. В процессе предварительного изучения поступивших материалов определяются:
подведомственность поступивших материалов;
наличие обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного материала;
круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание; необходимость проведения дополнительной проверки поступивших материалов, обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного их рассмотрения, или истребования дополнительных материалов;
целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для своевременного рассмотрения материалов; наличие ходатайств или отводов.
14.3. Предварительное изучение материалов производится в срок не более 10 дней с момента их поступления.
14.4. По результатам предварительного изучения материалов могут приниматься решения:
о назначении места и времени рассмотрения материалов; об извещении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, других лиц, чье участие в заседании будет признано обязательным, а также прокурора о дате и месте заседания; об отложении рассмотрения материалов;
о возвращении поступивших материалов, если их рассмотрение не отнесено к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав или они требуют проведения дополнительной проверки;
о рассмотрении ходатайств несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей;
о принятии мер воздействия в отношении несовершеннолетнего до рассмотрения материалов;
об обращении в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего;
о принятии мер по обеспечению явки несовершеннолетнего на заседание.
14.5. Подготовленные к рассмотрению материалы предоставляются для ознакомления несовершеннолетнему, его родителям или иным законным представителям, адвокату, другим заинтересованным лицам.
14.6. Несовершеннолетний, его родители или иные законные представители либо другие заинтересованные лица, а также адвокат имеют право до начала заседания ознакомиться с материалами, подготовленными к рассмотрению.
14.7. Полученные материалы должны быть рассмотрены в срок не более 15 дней со дня их поступления. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен, но не более, чем на один месяц.
О продлении указанного срока выносится мотивированное определение.
15. Порядок проведения заседаний комиссий городов и районов.
15.1. Заседания комиссий городов и районов проводятся по мере необходимости.
В случае необходимости комиссии городов и районов могут принимать решение о проведении выездного заседания.
В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителях или иных законных представителях комиссии городов и районов с учетом характера рассматриваемых материалов могут принять решение о проведении закрытых заседаний.
15.2. Материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также материалы об административном правонарушении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, рассматриваются только в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей. При необходимости на заседание может быть приглашен потерпевший.
15.3. Другие материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных представителей могут быть рассмотрены в их отсутствие при условии, если имеются данные о надлежащем извещении лица о рассмотрении материала, а также в случае, если не поступило ходатайство об отложении заседания либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
15.4. На заседании оглашаются необходимые документы, исследуются поступившие материалы, а также обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, рассматриваются ходатайства или отводы, заслушиваются выступления участвующих в заседании лиц.
Ходатайства или отводы по существу рассматриваемых материалов могут быть заявлены несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, адвокатом, специалистами, участвующими в рассмотрении материалов. Результаты рассмотрения заявленных ходатайств или отводов заносятся в протокол заседания.
15.5. Члены комиссий городов и районов не могут участвовать в рассмотрении материалов в случае, если они являются родственниками лица, в отношении которого рассматриваются материалы, потерпевшего, законного представителя лица, а также в случаях, если они лично заинтересованы в разрешении дела.
При наличии данных обстоятельств члены комиссий городов и районов обязаны заявить самоотвод.
По результатам рассмотрения заявления о самоотводе принимается решение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.
15.6. При рассмотрении материалов, предусмотренных пунктом 15.2 настоящего Положения, комиссии городов и районов всесторонне, полно и объективно рассматривают сведения, подтверждающие или опровергающие совершение несовершеннолетним общественно опасного деяния, уточняют его возраст, условия жизни и воспитания, способствовавшие совершению общественно опасного деяния, наличие взрослых подстрекателей, других соучастников, иные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о выборе меры воздействия и его социальной реабилитации.
15.7. В случае необходимости определения состояния здоровья несовершеннолетних комиссии городов и районов с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетних могут принять решение о направлении их на медицинское освидетельствование или психолого-медико-педагогическую консультацию.
15.8. При рассмотрении материалов в отношении несовершеннолетнего, не достигшего пятнадцатилетнего возраста, по усмотрению комиссий городов и районов либо ходатайству лиц, представляющих интересы несовершеннолетнего, может участвовать педагог.
15.9. На время рассмотрения обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на несовершеннолетних, в отношении которых рассматриваются материалы, комиссии городов и районов вправе удалить их из зала заседаний, о чем делается запись в протоколе заседания.
16. Обеспечение явки лиц, участвующих в заседаниях комиссий городов и районов.
В случае неявки на заседание лиц (при условии их надлежащего извещения) выясняются причины их неявки и принимается решение об отложении рассмотрения материалов или о рассмотрении материалов в их отсутствие.
17. Протокол заседания комиссий городов и районов.
17.1. На заседании ведется протокол, в котором указываются: дата и место заседания;
наименование и персональный состав комиссий городов и районов; содержание рассматриваемых материалов;
фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого рассматриваются материалы, число, месяц, год и место рождения, место его жительства, место работы или учебы, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения материалов;
сведения о явке лиц, участвующих в заседании, разъяснении им их прав и обязанностей;
сведения о надлежащем извещении отсутствующих лиц; отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении материалов;
сведения об оглашении на заседании принятого решения; сведения о разъяснении порядка и сроков обжалования принятого решения; другие сведения, в том числе при необходимости о результатах персонального голосования.
17.2. Протокол заседания подписывается председательствующим на заседании и ответственным секретарем заседания комиссии.
18. Меры воздействия, применяемые комиссиями городов и районов к несовершеннолетним.
18.1. Рассмотрев материалы в отношении несовершеннолетнего с учетом мотивов, характера и тяжести совершенного проступка или правонарушения, особенностей возраста, социального положения и его поведения, комиссии городов и районов вправе применить к нему следующие меры воздействия:
обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему;
вынести предупреждение;
объявить выговор или строгий выговор;
назначить административное наказание, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
направить несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа или иное реабилитационное учреждение при отсутствии медицинских противопоказаний для содержания в них с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, а также самого несовершеннолетнего, если он достиг возраста четырнадцати лет.
18.2. В случае совершения несовершеннолетним общественно опасного деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого согласно законодательству Российской Федерации наступает уголовная ответственность, или в отношении которого отказано в возбуждении уголовного дела, или уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям, комиссии городов и районов могут принять решение ходатайствовать перед судом о направлении его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Соответствующее постановление и представленные материалы незамедлительно направляются в орган внутренних дел и (или) прокурору.
18.3. В случае необходимости комиссии городов и районов могут предложить несовершеннолетнему пройти курс лечения, рекомендованный специалистами органов и учреждений здравоохранения.
19. Меры воздействия, применяемые комиссиями городов и районов к родителям или иным законным представителям несовершеннолетних либо к другим лицам.
19.1. Комиссии городов и районов вправе применять к родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, не исполняющим обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних либо отрицательно влияющим на их поведение, следующие меры воздействия:
назначить административное наказание, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или иных законных представителей, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни несовершеннолетнего или его здоровью, а также об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в семью;
обратиться в суд с заявлением об ограничении или о лишении родительских прав;
обратиться в суд с заявлением о выселении родителей (одного из них), если их проживание на совместной жилой площади с несовершеннолетним, в отношении которого они лишены родительских прав, признано невозможным.
19.2. В случаях рассмотрения дел, отнесенных к компетенции комиссий городов и районов, в отношении других лиц комиссии вправе применить к ним меры воздействия, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами Московской области об административной ответственности.
20. Меры, принимаемые комиссиями городов и районов по устройству несовершеннолетних.
20.1. Комиссии городов и районов ведут персональный учет несовершеннолетних, проживающих в семьях группы социального риска, беспризорных, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, оставивших образовательные учреждения, неработающих и не обучающихся в образовательных учреждениях, и иных несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, принимают решения об устройстве этих несовершеннолетних и контролируют их выполнение.
20.2. Решения комиссий городов и районов с указанием конкретной формы устройства несовершеннолетнего направляются в соответствующие органы и учреждения:
образования - для устройства в образовательные учреждения, учреждения начального профессионального образования, образовательные учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
социальной защиты населения - для устройства в специализированные учреждения для несовершеннолетних;
здравоохранения - для обследования, наблюдения или лечения в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
занятости населения - для оказания помощи в трудоустройстве, получении специальности;
опеки и попечительства - для выбора формы жизнеустройства несовершеннолетних, защиты прав и законных интересов ребенка.
20.3. В случаях, когда при возвращении несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, при освобождении из воспитательной колонии, возвращение его на прежнее место жительства либо по месту пребывания родителей или иных законных представителей невозможно в связи с отсутствием родителей или иных законных представителей, лишением родителей родительских прав, а также в силу иных причин, способных отрицательно повлиять на поведение несовершеннолетнего, комиссии городов и районов по месту нахождения указанных учреждений на основании письменного заявления несовершеннолетнего и мотивированного заключения администрации соответствующего учреждения в течение десяти дней со дня подачи заявления принимают меры по устройству несовершеннолетнего с учетом его интересов, а также по созданию для него жилищно-бытовых условий.
21. Постановления комиссий городов и районов.
21.1. По результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей либо других лиц, а также обращений органов и учреждений системы профилактики, предприятий и организаций комиссии принимают одно из следующих решений:
применить меры воздействия, предусмотренные 18, 19 настоящего Положения;
прекратить рассмотрение материалов (при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
отложить рассмотрение материалов и провести дополнительную проверку; направить материалы в органы внутренних дел, прокуратуру, суд или иные органы.
21.2. Решения комиссий городов и районов оформляются соответствующими постановлениями.
Постановления принимаются простым большинством голосов участвующих в заседаниях. В случае равенства голосов голос председательствующего является решающим.
21.3. В постановлении о применении меры воздействия указываются: наименование комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; дата и место заседания;
сведения о лице, в отношении которого рассматриваются материалы (фамилия, имя, отчество, число, месяц, год и место рождения, место его жительства, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения материалов, паспортные данные или данные свидетельства о рождении, сведения о получении пособия или пенсии, место работы или учебы);
обстоятельства, установленные при рассмотрении материалов; выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии);
нормативный правовой акт, предусматривающий ответственность за противоправное деяние или гарантирующий права несовершеннолетнего;
сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии); мотивированное решение;
меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики;
сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
сведения о разъяснении порядка и сроков обжалования данного постановления.
Постановление подписывается председательствующим, оглашается на заседании, вступает в силу со дня принятия.
21.4. Постановление направляется для исполнения в органы и учреждения системы профилактики, организации.
Копия постановления не позднее трех дней со дня принятия вручается или высылается лицу или его законному представителю, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (по его просьбе).
Должностные лица органов и учреждений системы профилактики, организаций должны сообщить о мерах, принятых по его исполнению, в указанный в постановлении срок.
21.5. В случае неисполнения постановлений, принятых комиссиями городов и районов, комиссии вправе обратиться в органы прокуратуры для принятия мер в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
22. Представления комиссий городов и районов.
22.1. При установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, комиссии городов и районов вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
22.2. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах комиссии, вынесшей представление.
23. Порядок и сроки представления отчетов о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
23.1. Комиссии городов и районов направляют отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Комиссию в следующие сроки:
полугодовые отчеты - не позднее 20 июля текущего года;
годовые - не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.
23.2. Комиссия осуществляет сбор, изучение и обобщение отчетов о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Московской области. Обобщенные отчеты направляются в заинтересованные органы Московской области и органы местного самоуправления по запросам указанных органов. Формы отчетности комиссий городов и районов утверждаются Комиссией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На территории Московской области регламентирован порядок организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Установлен порядок подготовки и проведения заседаний комиссий. Комиссии являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основной задачей комиссий является предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому. Комиссии обеспечивают защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ. Систему комиссий Московской области составляют комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе, а также комиссии городских округов и муниципальных районов. Деятельность комиссий предполагает выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. В целом, названные меры позволят обеспечить своевременное выявление, устранение и предотвращение правонарушений. Решения комиссии оформляются в форме постановлений.
Постановление Губернатора Московской области от 11 июля 2014 г. N 126-ПГ "Об утверждении Положения об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области"
Текст постановления опубликован на Интернет-портале Правительства Московской области (http://mosreg.ru) 11 июля 2014 г.; в "Информационном вестнике Правительства Московской области", декабрь 2014 г., N 17
Постановлением Губернатора Московской области от 29 декабря 2015 г. N 564-ПГ настоящее постановление признано утратившим силу