Решение Московского областного суда
от 16 июля 2014 г.
Дело N 3-67/2014
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2014 г. N 4-АПГ4-18 настоящее решение оставлено без изменения
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Горохове С.Б.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-67/14 по заявлению Межрегионального общественного фонда содействия социальной поддержке и защите прав вынужденных переселенцев, беженцев "Статус" о признании частично недействующим Закона Московской области от 02 октября 2013 года N 116/2013-ОЗ "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2014 год",
установил:
Межрегиональный общественный фонд содействия социальной поддержке и защите прав вынужденных переселенцев, беженцев "Статус" (далее - МО Фонд "Статус") обратился в Московский областной суд с заявлением о признании частично недействующим Закона Московской области от 02 октября 2013 года N 116/2013-ОЗ "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2014 год" в действующей редакции (далее - Закон МО N 116/2013-ОЗ).
Заявитель просил признать недействующим со дня принятия Закон МО N 116/2013-ОЗ в части установления в Приложении к Закону базового размера арендной платы за земельные участки для городского округа Подольск (значение Аб = 60,57 руб/кв м).
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что Закон МО N 116/2013-ОЗ в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству, а именно:
- постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", установившее в том числе принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости, а также принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Заявитель указывает, что установление оспариваемым Законом базового размера арендной платы Аб только в твердой денежной сумме не поставлено в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка, чем нарушен федеральный принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы. Установление оспариваемым Законом базового размера арендной платы Аб только в твердой денежной сумме для каждого конкретного муниципального образования вводит незаконное различие в расчет арендной платы для земельных участков одной категории земель (земли населенных пунктов), чем нарушен федеральный принцип запрета необоснованных предпочтений.
Представитель заявителя полагает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 582, т.е. с 04 августа 2009 года, расчет арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусматривающий определение арендной платы, в том числе базового размера арендной платы Аб, не на основании кадастровой стоимости (вне связи с кадастровой стоимостью земельного участка), а в твердом числовом выражении (размере), не может считаться легитимным.
По утверждению представителя заявителя нарушение прав заявителя, являющегося в соответствии с заключенными договорами пользователем земельными участками городского округа Подольск и плательщиком платы за землю в форме арендной платы, состоит в том, что неправомерное, по мнению заявителя, нормативное установление размера арендной платы за землю существенным образом затрагивает его конституционное право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, создает угрозу нарушения прав пользователя земельным участком в части требования незаконных арендных платежей.
В процессе рассмотрения заявления представитель МО Фонд "Статус" дополнил основания признания недействующим оспариваемого закона.
Он указал, что определенная в соответствии с нормативными актами кадастровая стоимость уже учитывает факторы, влияющие на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов и после ее утверждения в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти должна применяться в целях, указанных в законе.
Способ расчета арендной платы на основании кадастровой стоимости, установленный Постановлением Правительства РФ N 582, по утверждению представителя заявителя, относится к каждому из перечисленных в формуле расчета арендной платы элементу (множителю), в том числе и к Аб - базовому размеру арендной платы, однако в оспариваемом законе Аб никак не связан с кадастровой стоимостью земельного участка.
В судебном заседании действующий по доверенности представитель МО Фонд "Статус" Карпов В.В. поддержал заявленные требования.
Представители заинтересованных лиц: Московской областной Думы, Губернатора Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области с заявленными требованиями не согласились, ссылались на то, что Закон МО N 116/213-ОЗ принят в пределах полномочий органов государственной власти Московской области; в оспариваемой части не противоречит какому-либо федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Козловой О.А., полагавшей отказать в удовлетворении требований, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктами "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В силу абз. 2 части 1 статьи 2 Земельного кодекса РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Кодексу.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Согласно части 1 и части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования;
- принцип предсказуемости расчета арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые и предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
В Московской области установление порядка определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется положениями ст. 14 Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (с последующими дополнениями и изменениями) (Закон МО N 23/96-ОЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 указанного Закона порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в большинстве случаев определяется по формуле: Апл = Аб х Кд х Пкд х Км х S, где Аб - базовый размер арендной платы; Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; Пкд - корректирующий коэффициент; Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S - площадь арендуемого земельного участка.
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона МО N 23/96-ОЗ базовый размер арендной платы (Аб), применяемый для определения арендной платы в соответствующем финансовом году, устанавливается законом Московской области.
Оспариваемый Закон МО N 116/2013-ОЗ устанавливает базовый размер арендной платы (Аб) на 2014 год.
Закон МО N 116/2013 принят постановлением Московской областной Думы от 19 сентября 2013 года N 43/61-П, подписан Губернатором Московской области 02 октября 2013 года, опубликован в официальном издании - газете "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 191, 14 октября 2013 года.
Компетенция принявшего Закон МО N 116/2013-ОЗ органа, порядок принятия данного закона и порядок его опубликования заявителем не оспариваются.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона МО N 116/2013-ОЗ значения базового размера арендной платы за земельные участки устанавливаются в соответствии с приложением к настоящему Закону, за исключением случаев, предусмотренных статьями 3 - 10 настоящего Закона.
Заявителем оспаривается по указанным выше основаниям установленное в приложении к Закону МО N 116/2013-ОЗ значение базового размера арендной платы в городском округе Подольск, равное 60,57 руб./кв м.
В силу п. 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.
Поскольку на федеральном уровне не установлена единая методика расчета арендной платы, а из приведенных выше положений норм федерального законодательства следует, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 65 Земельного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ"), законодатель Московской области был вправе, в пределах своих полномочий, установить способ определения арендной платы, в том числе по формуле, составным элементом которой является базовый размер арендной платы - Аб.
Из пояснений представителей заинтересованных лиц следует, что базовый размер арендной платы используется для расчета арендной платы за земельные участки с 01 января 2005 года в соответствии с п. 6 ст. 2 Закона МО от 21 сентября 2004 года N 120/2004-ОЗ, которым установлено, что порядок определения арендной платы, установленный п. 1 ст. 9 (в настоящее время утратила силу) Закона МО N 23/96-ОЗ, применяется с 01 января 2005 года
Первоначально при установлении на 2005 год базового размера арендной платы был применен размер соответствующей ставки земельного налога, установленный решением Подольского городского Совета депутатов Московской области от 24 декабря 2004 года N 30/2.
В дальнейшем базовый размер арендной платы изменялся с учетом роста индекса потребительских цен в Российской Федерации и предложений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области. В целом рост базового размера арендной платы в городском округе Подольск ниже индекса роста потребительских цен за соответствующий период, значительно ниже роста индекса цен и потенциальной доходности на рынке жилья.
Представители заинтересованных лиц утверждали, что применение установленного базового размера арендной платы на 2014 год не ведет к ухудшению условий ведения предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе в сфере жилищного строительства.
Информация о базовом размере арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, по городскому округу Подольск представлена таблицей величин базового размера в 2005 - 2014 г.г. (л.д. 104).
Суд находит заслуживающими внимания доводы представителей заинтересованных лиц о том, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, определяется в соответствии с Законом МО N 23/96-ОЗ, в том числе размер арендной платы в установленных Законом случаях определяется по формуле, в которой базовый размер арендной платы Аб является лишь одним из составляющих формулу элементов и при решении вопроса о соответствии способа определения арендной платы утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 принципам не может рассматриваться самостоятельно без других элементов формулы расчета арендной платы. Сама же формула расчета арендной платы обеспечивает экономически обоснованный расчет арендной платы, поскольку учитывает все существенные факторы: вид разрешенного использования земельного участка, местоположение земельного участка на территории муниципального образования, корректирующий коэффициент, площадь арендуемого земельного участка.
Суд соглашается с доводами представителей заинтересованных лиц, в том числе с доводами о том, что принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, установленный Постановлением Правительства РФ N 582, предусматривает лишь возможность, а не обязанность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Довод заявителя о том, что установление оспариваемым законом базового размера арендной платы только в твердой денежной сумме для каждого конкретного муниципального образования нарушает федеральный принцип запрета необоснованных предпочтений и содержит коррупциогенный фактор выборочного изменения объема прав, нельзя признать состоятельным.
Принцип запрета необоснованных предпочтений является одним из основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ N 582, в соответствии с этим принципом порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставленные по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Установленный Законом МО N 116/2013-ОЗ базовый размер арендной платы Аб является лишь одним из элементов установленной Законом МО N 23/96-ОЗ формулы расчета арендной платы за землю для предусмотренных Законом случаев.
Вместе с тем, оспариваемый заявителем размер Аб установлен единым для всех хозяйствующих субъектов на территории городского округа Подольск, не предполагает выборочного изменения объема прав и не создает дискриминационных условий в отношении арендаторов, заключивших договоры аренды земли на территории городского округа Подольск.
То обстоятельство, что базовый размер арендной платы устанавливается для каждого муниципального образования, не свидетельствует о нарушении установленных Постановлением Правительства РФ N 582 основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе принципа запрета необоснованных предпочтений.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов правового регулирования земельных правоотношений является принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
Данному принципу корреспондирует принцип экономической обоснованности, закрепленный в Постановлении Правительства РФ N 582, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
Поскольку доходность земельного участка зависит не только от категории земель - земли населенных пунктов, но и от других факторов, утверждение представителя заявителя о том, что расчет арендной платы для земельных участков одной категории земель (земли населенных пунктов) в зависимости от определенного муниципального образования нарушает федеральный принцип запрета необоснованных предпочтений и содержит коррупциогенный фактор выборочного изменения объема прав следует признать несостоятельным.
С учетом изложенного положения Закона МО N 116/2013-ОЗ в оспариваемой части полностью соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Требования Межрегионального общественного фонда содействия социальной поддержке и защите прав вынужденных переселенцев, беженцев "Статус" о признании частично недействующим закона Московской области от 02 октября 2013 года N 116/2013-ОЗ "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2014 год" оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья |
Л.А. Найденова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского областного суда от 16 июля 2014 г. по делу N 3-67/2014
Текст решения размещен на сайте Московского областного суда http://oblsud.mo.sudrf.ru