Решение Московского областного суда
от 15 мая 2014 г.
Дело N 3-12/2014
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Лапшиной О.С.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-12/14 по заявлению Шошина Сергея Николаевича о признании недействующими в части пунктов 19 и 58 Порядка предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 8 июня 2011 года N 528/21
установил:
Шошин С.Н. обратился в Московский областной суд с заявлением об оспаривании в части пунктов 19 и 58 Порядка предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 8 июня 2011 года N 528/21 (далее - Порядок). Оспариваемые нормы регулируют последствия отказа гражданина от получения Свидетельства на приобретение (строительство) жилого помещения, удостоверяющего право гражданина на обеспечение жилым помещением (п. 19) и порядок повторной выдачи Свидетельства гражданам, первоначально отказавшегося от его получения (п. 58).
Обосновывая свои требования, заявитель указывает, что с 22 июля 1997 года состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы постоянным местом жительства населенном пункте - г. Красногорск Московской области.
В ноябре 2013 года в администрации Красногорского муниципального района Московской области он - Шошин С.Н. написал письменное заявление об отказе от получения Свидетельства на приобретение (строительство) жилого помещения ввиду содержащегося в нем неправильного расчета общей площади предоставляемого жилого помещения, что было подтверждено соответствующим судебным постановлением. Иного свидетельства ему до настоящего времени не выдали.
Шошин С.Н. полагает, что оспариваемые нормы, предусматривающие в случае отказа гражданина от получения Свидетельства его исключение из Списка претендентов и повторную выдачу Свидетельства такому гражданину только после реализации такого права гражданами, состоящими в Сводном списке, являются неопределенными и нарушают право заявителя на обеспечение его и членов семьи жилым помещением в хронологической последовательности принятия на учет, закрепленное в п. 3 ст. 3 Закона Московской области от 25 марта 2011 года N 34-ОЗ.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного Закона Московской области от 25 марта 2011 г. вместо "N 34-ОЗ" следует читать "N 34/2011-ОЗ"
Также, по мнению заявителя, оспариваемые нормы противоречат п.п. 1 п. 2 ст. 6 данного Закона, предусматривающего обязанность органов местного самоуправления муниципальных районов Московской области осуществлять государственные полномочия по обеспечению бывших военнослужащих жилыми помещениями надлежащим образом в соответствии с федеральным и областным законодательством (л.д. 4 - 7).
Уточнив в ходе судебного разбирательства свои требования, Шошин С.Н. просит признать частично недействующим пункт 19 Порядка в той мере, в какой его положения влекут исключение гражданина из Списка претендентов в случае отказа гражданина получить Свидетельство, в котором расчет общей площади предоставляемого жилого помещения выполнен не в соответствии с законом, а также признать частично недействующим пункт 58 Порядка в той мере, в какой он влечет повторную выдачу Свидетельства гражданину, отказавшегося от его получения в связи с незаконным расчетом жилой площади, после реализации права на получение Свидетельства гражданами, состоящими в Сводном списке (л.д. 72).
В судебном заседании Шошин С.Н. поддержал заявленные требования, просил заявление удовлетворить.
Представитель Правительства Московской области и Губернатора Московской области - Забазнова О.В., представитель Министерства строительного комплекса Московской области - Васюткин А.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления, пояснив, что Порядок, утвержденный постановлением Правительства Московской области, принят в пределах компетенции Правительства, не противоречит в оспариваемой части федеральному и областному законодательству, по своему содержанию является определенным и не нарушает права и свободы заявителя. Представителями заинтересованных лиц представлены также письменные возражения на заявления (л.д. 47 - 52, 73 - 75).
Суд, выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72, ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ).
Порядок и условия предоставления жилых помещений военнослужащим или выделение средств на их приобретение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ).
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Положениями п. 1 и п. 2 ст. 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для их осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 ст. 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями:
1) передача жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в свою очередь, вправе издавать нормативные правовые акты и обязательные для исполнения методические указания и инструкции по вопросам осуществления переданных полномочий (п. 3 ст. 3 Федерального закона N 342-ФЗ).
В Московской области 26 марта 2011 года был принят закон "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей" (далее - Закон Московской области N 34/2011-ОЗ).
Закон Московской области N 34/2011-ОЗ устанавливает категории граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 2), содержит положения о расчетной площади жилого помещения, учитываемой при определении общей площади предоставляемого жилого помещения и размера единовременной выплаты (ст. 4), другие положения.
Названный закон Московской области наделил на неограниченный срок органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом N 342-ФЗ (ст. 5).
В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона Московской области N 34/2011-ОЗ порядок предоставления гражданам и совместно проживающим членам семьи жилых помещений и предоставления им единовременной выплаты в соответствии с Федеральным законом определяется Правительством Московской области в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
Реализуя данное полномочие, Правительство Московской области постановлением от 8 июня 2011 года N 528/21 утвердило Порядок предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений (Порядок).
Текст названного постановления опубликован в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 114, 29 июня 2011 года и в издании "Информационный вестник Правительства Московской области" N 7 от 29 июля 2011 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят в пределах полномочий Правительства Московской области.
В соответствии с п. 3, 5, 6 Порядка обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели в соответствующем финансовом году в виде субвенции из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образования Московской области (п. 3). Обеспечение жилыми помещениями граждан осуществляется в хронологической последовательности, в которой они включены в Сводный список граждан, установленных ст. 2 Закона Московской области N 34/2011-ОЗ по Московской области (п. 5). Право гражданина на обеспечение его жилым помещением удостоверяется именным документом - свидетельством на приобретение (строительство) жилого помещения по форме, которое не является ценной бумагой (п. 6).
Согласно п. 10, 11, 15 Порядка формирование Сводного списка осуществляется Министерством строительного комплекса Московской области по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку в хронологической последовательности в соответствии с датой принятия граждан на чет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании списков граждан, представленных уполномоченными органами в Министерство. На основании Сводного списка и с учетом объема субвенции на соответствующий финансовый год Министерство формирует Список претендентов на обеспечение их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом N 342-ФЗ и совместно проживающих членов их семей по Московской области. Список претендентов утверждается распоряжением Министерства. Уполномоченный орган в пределах выделенной субвенции в течение 10 рабочих дней после поступления субвенции в местный бюджет уведомляет граждан о необходимости получения Свидетельства и оформляет свидетельство.
Оспариваемый заявителем пункт 19 Порядка предусматривает, что граждане, отказавшиеся от получения Свидетельства на основании письменного заявления, а также граждане, не представившие заявление о выдаче Свидетельства в течение 1 месяца со дня получения уведомления, указанного в пункте 15 настоящего Порядка, исключаются из Списка претендентов. Вместо них с соблюдением положений настоящего Порядка в Список претендентов включаются другие граждане, находящиеся в Сводном списке.
Согласно пункту 58 Порядка, который также оспаривает заявитель, повторная выдача Свидетельства гражданам, отказавшимся от получения Свидетельства, отказавшимся от заключения договора социального найма или от заключения договора мены жилого помещения, не представившим документы, необходимые для заключения договора социального найма или заключения договора мены жилого помещения, в течение месяца со дня получения уведомления, указанного в подпункте 2 пункта 29 настоящего Порядка, не реализовавшим свое право на улучшение жилищных условий с использованием средств субвенций, удостоверяемой Свидетельством, в установленные сроки его действия, осуществляется после реализации права на получение Свидетельства гражданами, состоящими в Сводном списке.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов "в подпункте 2 пункта 29" следует читать "в подпункте 2 пункта 28"
Судом установлено, что бывший военнослужащий Шошин С.Н., имеющий право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом N 76-ФЗ, распоряжением Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26 апреля 2013 года N 65, на основании письма администрации Красногорского муниципального района Московской области включен в Сводный список, а распоряжением того же Министерства от 14 июня 2013 года N 93 - в Список претендентов на обеспечение жилыми помещениями (л.д. 116 - 118, 119 - 121). В письменном заявлении от 13 ноября 2013 года Шошин С.Н. отказался получать в администрации Красногорского муниципального района Московской области Свидетельство на приобретение (строительство) жилого помещения, в соответствии с которым он - заявитель имеет право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в сумме рассчитанной исходя из общей площади жилья в размере 29,9 кв. метров (л.д. 8, 9).
Свой отказ от получения Свидетельства Шошин С.Н. мотивировал наличием апелляционного определения Московского областного суда, которым признано незаконным решение общественной жилищной комиссии Красногорского муниципального района Московской области от 26 февраля 2013 года в части касающейся расчетной общей площади предоставляемого жилого помещения в размере 29,9 кв м. и на администрацию Красногорского муниципального района Московской области возложена обязанность произвести расчет общей площади жилого помещения, предоставляемого Шошину С.Н. и членам его семьи в избранном постоянным местом жительства г. Красногорске, исходя из 54 кв м. с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома - 63 кв м. (л.д. 30 - 36).
Как следует из объяснений представителя Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области и подтверждается материалами дела, в настоящее время указанное судебное постановление исполнено - распоряжением данного Министерства от 19 февраля 2014 года N 21 в Сводный список граждан, на основании письма администрации Красногорского муниципального района внесены соответствующие изменения в части расчета общей площади жилого помещения согласно апелляционному определению Московского областного суда от 11 ноября 2013 года. При этом порядковый номер Шошина С.Н. в данном Списке сохранен прежний (л.д. 79 - 82, 87, 98 - 99). Из Списка претендентов Шошин С.Н. не исключался и при наличии вышеназванного решения суда исключен быть не может, соответствующие же изменения в данный Список будут вноситься после выделения средств федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями, что в 2014 года не предусмотрено (л.д. 115).
Проанализировав вышеприведенные нормы федерального и областного законодательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Шошина С.Н., поскольку оспариваемые нормы приняты уполномоченным органом, не противоречат действующему законодательству и не нарушают права заявителя.
Доводы заявителя о неопределенности оспариваемых норм суд находит несостоятельными, поскольку данные нормы каких-либо неясностей, вызывающих их неоднозначное толкование, не содержат.
По смыслу оспариваемых Шошиным С.Н. пунктов 19 и 58 Порядка, они регулируют последствия добровольного безусловного отказа гражданина от получения Свидетельства, которое полностью соответствует закону и не содержит каких-либо недостоверных сведений. И в данном случае, такие нормы отвечают требованиям действующего законодательства, поскольку у гражданина имеется право на подобные действия.
Как следует из текста заявления Шошина С.Н. и его объяснений, от получения законного свидетельства он не отказывался, намерен его получить, в связи с чем оспариваемые нормы не затрагивают права заявителя.
В случае же если Свидетельство не соответствует требованиям закона и это подтверждено соответствующим судебным решением, право гражданина на получение надлежащего Свидетельства реализуется в порядке исполнения судебного акта.
В этой связи необоснованными являются и доводы заявителя о противоречии оспариваемых норм п. 3 ст. 3 и п.п. 1 п. 2 ст. 6 Закона Московской области N 34-ОЗ, предусматривающих обеспечение гражданина жилым помещением в хронологическом порядке и обязанность органов местного самоуправления муниципальных районов Московской области осуществлять государственные полномочия по обеспечению бывших военнослужащих жилыми помещениями надлежащим образом в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Шошина С.Н.
Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление Шошина Сергея Николаевича о признании недействующими в части пунктов 19 и 58 Порядка предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 8 июня 2011 года N 528/21 оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского областного суда от 15 мая 2014 г. по делу N 3-12/2014
Текст решения размещен на сайте Московского областного суда http://oblsud.mo.sudrf.ru