Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Порядку предоставления
платных дополнительных
образовательных услуг
Методика
расчета цены единицы дополнительной образовательной услуги в расчете на одного учащегося
1. Общие положения
1.1. Методика расчета цены дополнительной образовательной услуги в расчете на одного учащегося, оказываемая муниципальными образовательными учреждениями г. о. Серпухов на платной основе (далее - Методика), разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 20.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Законом Московской области от 30.04.2009 N 41/2009-ОЗ "Об образовании", Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"; письмом Министерства образования Российской Федерации от 21 июля 1995 года N 52-М "Об организации платных дополнительных образовательных услуг".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного Закона Российской Федерации N 273-ФЗ вместо "от 20.12.2012" следует читать "от 29.12.2012"
1.2. Действие настоящей Методики распространяется на деятельность муниципальных образовательных учреждений, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, и определяет единый порядок расчета цен на платные дополнительные образовательные услуги в муниципальных образовательных учреждениях г. о. Серпухов.
1.3. Данная Методика предназначена для:
введение единого механизма формирования цен на платные дополнительные образовательные услуги, оказываемые муниципальными образовательными учреждениями города Серпухов;
обеспечения возможности планирования финансово-экономических показателей, мониторинга их выполнения;
обеспечения условий для окупаемости затрат учреждения на оказание платных дополнительных образовательных услуг сверх образовательных программ, определяющих статус образовательного учреждения;
сочетания экономических интересов образовательных учреждений и потребителей услуг.
1.4. Цены на платные дополнительные образовательные услуги рассчитываются на основе экономически обоснованной себестоимости услуг с учетом необходимости уплаты налогов и сборов, а также с учетом возможности развития и совершенствования образовательного процесса и материальной базы образовательного учреждения.
1.5. Основные понятия и определения, используемые в Методике:
Потребитель - организация или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие платные дополнительные образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично.
Исполнитель - муниципальное образовательное учреждение, оказывающее платные дополнительные образовательные услуги по реализации дополнительных образовательных программ дошкольного, общего, а также послевузовского профессионального образования.
Платные дополнительные образовательные услуги - услуги, предоставляемые исполнителем, такие, как обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство и другие услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами и указанные в учредительных документах учреждений.
Основной персонал муниципального образовательного учреждения - персонал, непосредственно оказывающий платные дополнительные образовательные услуги.
Средства на развитие материальной базы образовательного учреждения (прибыль) - это сумма средств, направляемых на развитие материальной базы учреждения и совершенствование образовательного процесса, которая устанавливается руководителем образовательного учреждения самостоятельно исходя из потребности конкретного образовательного учреждения.
Цена дополнительной образовательной услуги - это сумма денежных средств, которую уплачивает потребитель за предоставляемую исполнителем услугу.
2. Основные положения по расчету затрат на платные дополнительные образовательные услуги
2.1. Формирование цены на платные дополнительные образовательные услуги основано на принципе полного возмещения затрат образовательного учреждения на оказание платных дополнительных образовательных услуг, при котором цена складывается на основе стоимости затраченных на ее осуществление ресурсов.
2.2. При расчете цены услуги на одного обучающегося количество потребителей данного вида платных дополнительных образовательных услуг определяется посредством:
- максимально возможного количества обучающихся по данному виду платных дополнительных образовательных услуг, рассчитанного в соответствии с наполняемостью (групп, классов и т.д.) образовательного учреждения;
- планируемого количества обучающихся по данному виду платных дополнительных образовательных услуг;
- количества обучавшихся в предшествующем периоде.
2.3. Себестоимость дополнительной образовательной услуги в расчете на одного потребителя (Су n) определяется как частное от деления общей суммы затрат по соответствующему виду платных дополнительных образовательных услуг к общему количеству потребителей данного вида платных дополнительных образовательных услуг (К):
Су n = Су / К (1)
2.5. Цена на платную дополнительную образовательную услугу (Цу) определяется по формуле:
Цу = Су + Ну + Ср, (2)
где:
Су - себестоимость услуги;
Ну - налоги на услугу (налог на добавленную стоимость согласно действующему законодательству Российской Федерации);
Ср - средства на развитие материальной базы учреждения. Принимаются в размере до 25% от себестоимости платной образовательной услуги.
Цена единицы дополнительной образовательной услуги в расчете на одного потребителя определяется как частное от деления цены на платную дополнительную образовательную услугу (Цу) к общему количеству потребителей данного вида платных дополнительных образовательных услуг (К).
3. Расчет себестоимости платных дополнительных образовательных услуг, оказываемых муниципальными образовательными учреждениями г. о. Серпухов Московской области
3.1. Для расчета себестоимости платных дополнительных образовательных услуг (Су) затраты рекомендуется группировать в соответствии с их экономическим содержанием по следующим укрупненным элементам - прямые (Рпр) и косвенные (Ркосв) (ст. 318 НК РФ):
Су = Рпр + Ркосв (3)
3.1.1. К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с оказанием платной дополнительной образовательной услуги и потребляемые в процессе ее оказания согласно ст. 318 Налогового кодекса Российской Федерации:
1) расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Данные затраты учитываются по ст. 210 (подстатья 211) экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Заработная плата работников образовательных учреждений включает:
- тарифную ставку в соответствии с Единой тарифной сеткой;
- надбавки и доплаты в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, регулирующими вопросы оплаты труда.
1.1. Заработная плата педагогов:
ЗП = СТчас x Кчас, где: (4)
ЗП - заработная плата педагога в месяц;
СТчас - заработная плата в час.
Кчас - количество часов в месяц, в течение которых оказывается платная дополнительная образовательная услуга.
1.2. Заработная плата обслуживающего персонала:
ЗО = ТСчас x Кчас, где: (5)
ЗО - заработная плата обслуживающего персонала в месяц;
ТСчас - тарифная ставка обслуживающего персонала, занятого на обеспечении платной дополнительной образовательной услуги, в час;
Кчас - количество часов в месяц, в течение которых оказывается платная дополнительная образовательная услуга.
1.3. Заработная плата административного аппарата:
ЗА = (ЗП + ЗО) x 10%, где: (6)
ЗА - заработная плата административного аппарата учреждения, занятого в организации платной дополнительной образовательной услуги.
Размер отчислений, равный 10%, выбран на основе фактически сложившегося в предшествующем периоде;
2) начисления на оплату труда (НЗ) в соответствии с законодательством РФ: единый социальный налог равен 30,2%:
НЗ = (ЗП + ЗО + ЗА) x 30,2% (7)
Данные затраты учитываются по ст. 210 (подстатья 213) экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
3) материальные затраты (Мз) определяются в соответствии с пунктом 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации, в которые входят расходы на приобретение инвентаря, приборов, лабораторного оборудования и других расходных материалов, используемых непосредственно в процессе оказания платной дополнительной образовательной услуги и не являющихся амортизируемым имуществом. Данные затраты учитываются по ст. 340 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Материальные затраты рассчитываются на основе фактических данных за предшествующий период, а при отсутствии данного вида услуг в предшествующем периоде можно использовать планово-нормативный показатель;
4) сумма начисленной амортизации оборудования, непосредственно связанного с оказанием платной дополнительной образовательной услуги. Данные затраты учитываются по ст. 320 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Учет доходов и расходов по амортизируемому имуществу ведется по каждому объекту (ст. 259 НК РФ).
Сумма амортизации за год n-го вида оборудования, используемого непосредственно для оказания платной дополнительной образовательной услуги (Саn), определяется по формуле:
Саn = Бсn / Сиn, (8)
где:
Бсn - балансовая стоимость n-го вида оборудования;
Сиn - установленный максимальный срок использования n-го вида оборудования.
Сумма амортизации (Сам) всех видов оборудования, непосредственно участвующего в оказании платной дополнительной образовательной услуги, за год равна:
где:
Саn - сумма амортизации за год n-го вида оборудования, используемого при оказании платной дополнительной образовательной услуги;
Pд - число дней работы оборудования за год;
Bд - количество часов работы оборудования за день;
T - время оказания услуги (в часах);
n - виды оборудования, используемого при оказании платной дополнительной образовательной услуги.
Прямые расходы (Рпр) рассчитываются по формуле:
Рпр = ЗП + ЗО + ЗА + НЗ + Мз + Сам (10)
3.1.2. К косвенным расходам (Ркосв) в соответствии со ст. 318 и 264 Налогового кодекса Российской Федерации относятся те виды затрат, которые необходимы для оказания платных дополнительных образовательных услуг, но которые нельзя включить в себестоимость методом прямого счета.
Косвенными расходами при оказании платных дополнительных образовательных услуг являются:
1) хозяйственные расходы (Рх) (расходы на приобретение предметов снабжения, инвентаря, в том числе канцелярских товаров, справочной литературы, картриджей, бумаги, если в ходе обучения будет выдаваться раздаточный материал, закладываются расходы на его размножение и оплату услуг, включая затраты на текущий ремонт), коммунальные расходы, арендная плата на помещения, здания и сооружения определяются по фактическим данным предшествующего года либо в случае недостаточного ресурсного обеспечения или отсутствия данных - в соответствии с планом работы на будущий год. Данные затраты учитываются по ст. 220, 310, 320, 340;
2) амортизация зданий, сооружений и других основных средств, непосредственно не связанных с оказанием платных дополнительных образовательных услуг (Аз). Данные затраты учитываются по ст. 320 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
3) прочие расходы (Рпроч) также определяются по фактическим данным предшествующего года либо в случае недостаточного ресурсного обеспечения или отсутствия данных - в соответствии с планом работы на будущий год. Данные затраты учитываются по ст. 220, 290 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Величина косвенных расходов определяется по формуле:
Ркосв = Рх + Аз + Рпроч, (11)
где:
Ркосв - величина косвенных расходов, включаемых в себестоимость платных дополнительных образовательных услуг;
Рх - хозяйственные расходы;
Аз - расходы по амортизации зданий, сооружений и других основных средств, непосредственно не связанных с оказанием платных дополнительных образовательных услуг;
Рпроч - прочие расходы.
Затраты на теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение рассчитываются исходя из тарифов на одного учащегося, установленных Топливно-энергетическим комитетом и Министерством экономики Московской области.
В себестоимость конкретной n-й платной дополнительной образовательной услуги косвенные расходы могут быть включены пропорционально какой-либо распределительной базе.
Фактические расходы бюджета на покрытие затрат на электроснабжение, амортизацию зданий, налог на имущество, налог на загрязнение окружающей среды, услуги связи по учреждениям образования берутся пропорционально количеству детей, занимающихся в группе, получающей платные дополнительные образовательные услуги (КГ) и с учетом коэффициента использования здания и оборудования учреждения образования при оказании платных дополнительных образовательных услуг (Кисп принимается равным 0,1).
Пример:
Затраты по электроэнергии на оказание платной образовательной услуги (РЭ):
РЭ = (ФРЭ / 12 / Уч) x КГ) x Кисп, (12)
где:
ФРЭ - фактические расходы бюджета по оплате за электроэнергию, потребленную школой в год;
12 - количество месяцев в году;
Уч - количество учащихся в школе;
КГ - количество детей, занимающихся в группе, получающей платные дополнительные образовательные услуги. При индивидуальном обучении КГ равен 1.
4. Дискриминация цен на платные дополнительные образовательные услуги
Учитывая специфику формирования спроса на различные виды платных дополнительных образовательных услуг, его неравномерность во времени, учреждения образования могут устанавливать различные цены на одну и ту же услугу (ценовая дискриминация) в зависимости от изменения спроса.
Применение пониженной цены допустимо, если предполагается, что экономический эффект достигается за счет привлечения большего числа учащихся, проведения занятий в группе или на территории заказчика, дотирования менее престижных видов услуг, подразделений, труднокомплектуемых специальностей (в вузах) за счет применения понижающих коэффициентов к усредненной цене с одновременным перераспределением разницы в ценах за счет повышения цены на услуги, пользующиеся повышенным спросом.
Также возможно установление пониженной цены для обучающихся, имеющих особые успехи в учебе (отличные оценки и отсутствие задолженностей по сдаче зачетов и экзаменов).
При оказании услуг в срочном порядке (экстернат), а также в праздничные (выходные) дни, в ночное время (посещение групп выходного дня, продленного дня, ночного пребывания детей) к ценам могут применяться повышающие коэффициенты.
Цена дополнительной образовательной услуги с учетом коэффициента дискриминации определяется по формуле:
Ц уд = Су n x Кд (13)
где:
Ц уд - цена платной дополнительной образовательной услуги в расчете на одного потребителя с учетом коэффициента дискриминации;
Су n - себестоимость платной дополнительной образовательной услуги в расчете на одного потребителя;
Кд - коэффициент дискриминации.
Коэффициент рассчитывается учреждением самостоятельно.
5. Налогообложение при оказании платных дополнительных образовательных услуг
Размер налоговых платежей, учитываемых в расчетах цены, определяется действующим налоговым законодательством (федеральным, региональным и местным).
1. Бюджетным учреждениям предоставляются налоговые льготы по следующим видам налогов:
1) по налогу на прибыль организаций;
2) по налогу на имущество организаций;
3) по транспортному налогу.
Конкретный порядок и условия предоставления указанных налоговых льгот установлены Законом Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ (ред. от 24.12.2010) "О льготном налогообложении в Московской области" и иными нормативными правовыми актами.
2. На основании статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты налога на добавленную стоимость (вне зависимости от того, на какие цели направлен доход, полученный от оказания этих услуг) освобождаются доходы от оказания услуг:
- по содержанию детей в дошкольных учреждениях;
- по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
- по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса.
Обязательным условием предоставления освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость является ведение учреждением раздельного учета по операциям, облагаемым и не облагаемым этим налогом (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Если в процессе оказания образовательным учреждением платных дополнительных образовательных услуг производится реализация учебной литературы, то данная услуга облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 10% (ст. 164 НК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.