Решение Московского областного суда
от 17 сентября 2014 г.
Дело N 3-77/2014
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Лапшиной О.С.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-77/14 по заявлению Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "Принципъ" о признании недействующим пункта 3 постановления Правительства Московской области от 30 июля 2013 года N 567/31 "Об изменении границ лесопарковых зон в Московской области"
установил:
Межрегиональная общественная благотворительная организация "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "Принципъ" (далее - МОБО "ОЗПП и ООС "Принципъ"), уточнив свои требования, обратилась в Московский областной суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия, состоящего из трех пунктов постановления Правительства Московской области "Об изменении грани лесопарковых зон в Московской области" от 30 июля 2013 года N 567/31 "Об изменении границ лесопарковых зон в Московской области" (далее - постановление Правительства Московской области N 567/31).
Постановлением Правительства Московской области N 567/31, принятие которого обусловлено необходимостью строительства автомобильной дороги "Южный обход г. Подольска" в Подольском муниципальном районе Московской области", утверждена прилагаемая к нему проектная документация по установлению и изменению границ лесопарковых зон в лесах Подольского лесничества Московской области (пункт 1 постановления); исключены из границ лесопарковых зон лесные участки Подольского лесничества, Подольского участкового лесничества, кварталов 23 (часть), 24, (часть), 28 (часть), 29 (часть), 30 (часть), 31 (часть) общей площадью 17, 93 га (пункт 2 постановления); включен в границы лесопарковых зон лесной участок Подольского лесничества Молодинского участкового лесничества, квартала 33 (часть) площадью 17,93 га (л.д. 47 - 63).
Заявитель полагает, что оспариваемое постановление противоречит федеральному законодательству и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а также на отдых, лечение и пребывание в надлежащих условиях.
Так, утверждает заявитель, основанием для разработки проектной документации, утвержденной оспариваемым постановлением, явилось неопубликованное Распоряжение от 20 января 2012 года N 10-РМ "О подготовке документации по проектированию (изменению) границ лесопарковых зон в Московской области" Министерства экологии и природопользования Московской области, которое не обладало правом на принятие подобных решений. По мнению заявителя, данное обстоятельство влечет незаконность постановления Правительства Московской области от 30 июля 2013 года N 567/31.
Заявитель также полагает, что оспариваемое постановление, исключившее из границ лесопарковых зон, в том числе особо охраняемые территории, принято с нарушением порядка изменения границ лесопарковых зон, предусмотренного Лесным кодексом РФ и другими нормативными актами, с нарушением положений Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Федерального закона "Об охране окружающей среды", без надлежащего согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства "Рослесхоз".
По мнению заявителя, перевод лесного участка в границах кварталов 23, 24, 28, 29, 30, 31 Подольского участкового лесничества в категорию "защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования" противоречит назначению данной категории земель, поскольку в границах указанных кварталов подобные объекты отсутствуют.
Кроме того, указывает МОБО "ОЗПП и ООС "Принципъ", заявленная площадь компенсирующего лесного участка квартала 33 Молодинского участкового лесничества, включенная утвержденным оспариваемым постановлением в границы лесопарковых зон, не соответствует его реальной площади - 17,70 га вместо 17.93 га. Также указанный участок, в нарушение требований постановления Правительства РФ от 14 декабря 2009 года N 1007, не разделен на зону активного отдыха и прогулочную зону (л.д. 3 - 10, 84 - 87).
В судебном заседании представители заявителя - Евграфов И.П. и Чкадуа Е.Ф. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель Правительства Московской области - Горячева Ю.А., требования заявителя не признала, просила производство по делу в части оспаривания пунктов 1 и 2 постановления Правительства Московской области N 567/31 прекратить, в остальной части - отказать в удовлетворении заявления. Представители Министерства экологии и природопользования Московской области - Русанов А.А. и Комитета лесного хозяйства Московской области - Игумнова В.С. требования заявителей также не признали просили в удовлетворении заявления отказать.
Определением Московского областного суда от 17 сентября 2014 года производство по данному делу по заявлению МОБО "ОЗПП и ООС "Принципъ" в части требований о признании недействующими пунктов 1 и 2 постановления Правительства Московской области от 30 июля 2013 года N 567/31 "Об изменении границ лесопарковых зон в Московской области" прекращено на основании ст. 248 ГПК РФ - в связи с наличием вступившего в законную силу решением Московского областного суда от 21 февраля 2014 года об отказе в удовлетворении заявления Поповой Н.В. об оспаривании тех же пунктов 1 и 2 указанного постановления Правительства Московской области (л.д. 236 - 237).
Таким образом, с учетом прекращения производства по делу в части оспаривания пунктов 1 и 2 постановления Правительства Московской области от 30 июля 2013 года N 567/3, суд рассматривает требование заявителя о признании недействующим пункта 3 данного постановления.
Оспариваемый пункт 3 постановления Правительства Московской области от 30 июля 2013 года N 567/31, предусматривает в качестве компенсации исключенных из границ лесопарковых зон лесных участков Подольского лесничества, Подольского участкового лесничества включение в границы лесопарковых зон лесной участок Подольского лесничества, Молодинского участкового лесничества, квартала 33 (часть) площадью 17,93 га (л.д. 47).
Выслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в рассматриваемых требованиях отказать, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 6 и 7 ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Согласно п. 23 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2008 года N 1007, при изменении границ лесопарковых зон и зеленых зон площадь исключаемых лесных участков компенсируется включением в границы этих зон лесных участков, площадь которых не меньше площади исключаемых лесных участков и которые расположены на территории того же лесничества (лесопарка) либо на территории ближайших лесничеств (лесопарков).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства Российской Федерации N 1007 вместо "от 14 декабря 2008 года" следует читать "от 14 декабря 2009 года"
Оспариваемым пунктом 3 постановления Правительства Московской области от 30 июля 2013 года N 567/31 в границы лесопарковой зоны включен лесной участок площадью 17,93 га равный по площади лесным участкам, исключенным из границ лесопарковых зон пунктом 2 того же постановления (л.д. 47).
Включенный в границы лесопарковых зон лесной участок Подольского лесничества Молодинского участкового лесничества, квартала 33 (часть) площадью 17,93 га находится на территории того же Подольского лесничества, что и лесные участки, исключенные из границ лесопарковых зон. Данное обстоятельство подтверждается приказом Рослесхоза от 12 января 2009 года N 1 "Об определении количества лесничеств на территории Московской области и установлении их границ" (п. 13 Приложения к приказу) в соответствии с которым Подольское и Молодинское участковые лесничества входят в Подольское лесничество (л.д. 183 - 184). Компенсирующий участок примыкает к кварталу 32 данного участкового лесничества и является продолжением лесопарковой зоны.
Суд, проанализировав нормативные правовые акты, регулирующие процедуру изменения границ лесопарковых зон, приходит к выводу о том, что оспариваемый заявителем пункт 3 постановления Правительства Московской области от 30 июля 2013 года N 567/31 не противоречит федеральному законодательству и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Довод МОБО "ОЗПП и ООС "Принципъ" о том, что указанная в оспариваемой норме площадь лесного участка (17,93 га), включенного в границы лесопарковой зоны, не соответствует его реальной площади, является несостоятельным.
Из таблицы 1.3.1 проектной документации по установлению и изменению границ лесопарковых зон в лесах Подольского лесничества Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 30 июля 2013 года N 567/31 следует, что компенсирующий лесной участок Подольского лесничества, Молодинского участкового лесничества, квартала 33 (часть) проектируемого к включению в границы лесопарковых зон состоит из выделов 22,27, 28, 29, 30, 31, 36, 37, 40, 41, 42ч, 43 площадью 17,93 га (л.д. 49 об.). Эти же выделы такой же площади указаны и в Схеме расположения и границах лесного участка, проектируемого для перевода в категорию защитных лесов - лесопарковые зоны (лист 6 приложения к проектной документации) (л.д. 56).
Несостоятельным является также довод заявителя о нарушении оспариваемой нормой требований пунктов 9 - 11 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2008 года N 1007, предусматривающими выделение в лесопарковой зоне зоны активного отдыха и прогулочной зоны.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства Российской Федерации N 1007 вместо "от 14 декабря 2008 года" следует читать "от 14 декабря 2009 года"
Согласно пункту 8 указанного Положения функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны. В лесопарковой зоне, которая имеет хорошо сложившиеся, устойчивые природные ландшафты, сформированную рекреационную инфраструктуру либо в случаях, когда не требуется дифференциация режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, функциональные зоны могут не выделяться.
В проектной документации, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 30 июля 2013 года N 567/31 (п. 1.6 - "Функциональное зонирование лесопарковых зон"), указано, что "лесным планом Московской области основным приоритетным видом использования лесов лесопарковых зон определено осуществление рекреационной деятельности. Перспективы освоения лесного участка, проектируемого к включению в лесопарковые зоны, связаны с планируемой зоной массового отдыха, конституционного доступной для граждан из прилегающих к лесному участку населенных пунктов. С учетом изложенного и сформированных, сложившихся устойчивых природных (лесных) ландшафтов в районе проектирования, функциональные зоны на лесном участке не выделяются".
Таким образом, оспариваемая норма (пункт 3 постановления) полностью соответствует федеральным нормативным правовым актам.
Иные доводы заявителя касаются пунктов 1 и 2 постановления Правительства Московской области от 30 июля 2013 года N 567/31, законность которых (в том числе в части компетенции Правительства и порядка принятия постановления) уже проверялась Московским областным судом и подтверждена решением от 21 февраля 2014 года по делу N 3-10/14 по заявлению Поповой Н.В. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2014 года данное решение суда оставлено без изменения (л.д. 113 - 120).
Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
решил:
заявление Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "Принципъ" о признании недействующим пункта 3 постановления Правительства Московской области от 30 июля 2013 года N 567/31 "Об изменении границ лесопарковых зон в Московской области" оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского областного суда от 17 сентября 2014 г. по делу N 3-77/2014
Текст решения размещен на сайте Московского областного суда http://oblsud.mo.sudrf.ru