Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к приказу Министра образования
Московской области
от 2 сентября 2014 г. N 3986
Положение
об организации и проведении стажировки как формы повышения квалификации в рамках сетевого объединения образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации) работников системы образования в Московской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет общие подходы к организации стажировки как самостоятельного учебного модуля индивидуальной образовательной программы повышения квалификации работников системы образования в Московской области (далее - работники системы образования).
2. Стажировки проводят образовательные организации, реализующих программы дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации) (далее - образовательные организации), имеющие лицензию на образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
3. Стажировка организуется в целях закрепления на практике профессиональных компетенций, формируемых в результате теоретической подготовки, а также изучения передового опыта и инновационных практик, приобретения практических навыков и умений для эффективного исполнения обязанностей по занимаемой должности.
4. Стажировка осуществляется по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации), отражающим основные тенденции социально-экономического развития Московской области, приоритетные направления государственной политики Российской Федерации и Московской области в сфере образования, а также с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку.
5. Стажировка проводится, как правило, в Московской области в ведущих научно-исследовательских и образовательных организациях, центрах, методических кабинетах, консультационных фирмах, органах исполнительной власти.
6. Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно, исходя из целей обучения и учебного плана соответствующей дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации). Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
7. По результатам успешного освоения дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) в форме стажировки слушатели получают удостоверение о повышении квалификации на бланках установленного образца.
8. Стажировка носит индивидуальный или групповой характер. В основе стажировки слушателей лежит системно-деятельностный подход.
9. Структура учебной деятельности в форме стажировки соотносится с формами обучения. При очной форме - приобретение профессиональных и организаторских навыков; изучение организации и технологии работы; непосредственное участие в планировании работы организации; работа с технической, нормативной и другой документацией; выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера); участие в совещаниях, деловых встречах, круглых столах, семинарах, мастер-классах, педагогических мастерских и т.п.); прохождение педагогического аудита и др.
При очно-заочной форме - сочетание очных форм с самостоятельной теоретической подготовкой (изучение научной, учебной и методической литературы).
II. Общие требования к дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации) в форме стажировки
10. Содержание дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации) в форме стажировки должно:
соответствовать профессиональным стандартам и квалификационным требованиям по должностям;
формироваться в соответствии с актуальными направлениями развития образования;
отражать современные подходы к организации учебной деятельности слушателя.
11. Объем дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) в форме стажировки как учебного модуля (в 1 кредит - 36 часов или 2 кредита - 72 часа) устанавливается автором программы в соответствии с целями и задачами программы, а также в зависимости от формы обучения.
12. Программа должна содержать информацию об итоговом контроле (6 часов), временные затраты на прохождение которого не входят в объем стажировки, но отражаются в расписании.
13. В зависимости от целей стажировки могут быть установлены следующие виды деятельности: участие в практических и семинарских занятиях, лабораторных работах, организуемых для слушателей совместно с принимающей организацией, участие в семинарах в рамках диссеминации инновационных практик; получение консультации, участие в мастер-классах, педагогических мастерских, ярмарках инновационных практик, педагогический аудит, работа с информационным региональным порталом, самостоятельная теоретическая подготовка и т.п.
14. Промежуточный контроль качества стажировки может осуществляться в формах эссе, контрольной работы (в т.ч. тестового испытания), проверки практико-значимых работ по каждому из видов стажировки, которые отражают позитивные изменения в уровне профессиональной подготовки стажера и имеет форму продукта, готового к применению в профессиональной практике стажера (например, в форме конспекта урока (занятия), сценария, статьи, доклада, программы (рабочей, основной образовательной и т.п.) или ее раздела, плана, учебно-дидактических разработок, модели, электронного образовательного ресурса по определенной теме и т.п.).
15. Итоговая аттестация предполагает оценку итоговой практико-значимой работы в виде портфолио, а также защиту работы в форме презентации, отражающей степень практической значимости стажировки для изменения профессиональной деятельности. Не допускается использование в качестве итоговой практико-значимой работы материалов, отражающих существующую практику слушателя или коллектива, сотрудником которого он является.
16. Программы, по которым осуществляется стажировка, проходят общественно-профессиональную экспертизу (сертификацию) и реализуются как вариативный учебный модуль индивидуальной дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) в рамках кредитно-зачетных отношений между участниками регионального сетевого взаимодействия по повышению квалификации.
III. Основные характеристики учебного процесса стажировки, его организации и документирования
17. Под учебным процессом по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации) в форме стажировки понимается целенаправленная деятельность образовательной организации, обеспечивающая слушателю прохождение индивидуального маршрута повышения квалификации путем практического освоения инновационных практик и теоретических разработок, отражающих основные направления государственной политики с учетом перспектив и основных векторов социально-экономического развития страны и региона.
18. Организация учебного процесса призвана обеспечивать реализацию дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации) в форме стажировки в полном объеме в соответствии с требованиями комплексной и личной безопасности субъектов образовательного процесса, санитарно-гигиеническими, эпидемиологическими нормами.
19. Обучение по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации) в форме стажировки осуществляется за счет регионального бюджета, средств муниципальных бюджетов, средств организаций, предприятий и других юридических лиц, а также физических лиц.
20. Списки слушателей для прохождения дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) в форме стажировки могут формироваться на семестр целевым набором или на основе заявок, поступающих в региональную информационную систему (далее - РИНСИ). После формирования списков через РИНСИ в образовательные организации регионального сетевого взаимодействия поступает информация о кандидатах на стажировку. Образовательные организации осуществляют вызов каждого слушателя через муниципального оператора РИНСИ.
21. Дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации) в форме стажировки содержат в структуре описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения; характеристику новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации; характеристику компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы; учебный план из расчета 8 аудиторных часов в день и/или 6 аудиторных часов в день (Приложение 1).
22. Для стажировки в виде аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью не менее 45 минут. При проведении занятий аудиторные часы могут быть объединены парами.
23. Стажировка в виде участия в аудиторных занятиях либо проведения слушателем пробных аудиторных занятий осуществляется с использованием современных технических и мультимедийных средств обучения. Ответственность за готовность помещения, его безопасность и подключение оборудования несут сотрудники принимающей организации.
24. Учебно-дидактический, наглядно-иллюстративный (в том числе в виде электронного ресурса) и раздаточный материал при организации стажировки готовит ее руководитель.
25. Учебно-дидактические и наглядно-иллюстративные материалы, а также задания и вопросы к контрольным и самостоятельным работам передаются слушателям средствами Интернет, в том числе через сайты организаций, реализующих программы в форме стажировки.
26. Реализация дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) в форме стажировки осуществляется в соответствии с учебным расписанием (Приложение 2) и фиксируется в журнале (Приложение 3).
27. Освоение программы дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации) в форме стажировки отражается в индивидуальных дневниках прохождения стажировки (Приложение 4).
28. В ходе итоговой аттестации слушатель предъявляет для оценки итоговую практико-значимую работу - портфолио (Приложение 5), а также осуществляет защиту презентации, содержащей выводы по итогам стажировки и предложения об изменении собственной практической деятельности. Результаты итоговой аттестации преподаватель заносит в оценочную ведомость (Приложение 6).
29. Слушатель, не освоивший дополнительную профессиональную программу (программу повышения квалификации) в форме стажировки в соответствии с учебным планом, расписанием и/или не прошедший итоговую аттестацию, отчисляется приказом из списочного состава образовательной организации.
IV. Система контроля и оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации) в форме стажировки
30. Качество освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации) в форме стажировки определяется степенью соответствия результатов освоения программы заявленным целям и планируемым результатам обучения; соответствия образовательного процесса организации и программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ; способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательной услуги в форме стажировки. В рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования, осуществляется внутренняя и внешняя оценка качества результата, процесса и условий стажировки.
31. Контроль качества результатов стажировки проводится с целью определения уровня освоения содержания программы слушателями, степени достижения поставленной цели обучения и осуществляется в следующих видах:
промежуточная аттестация (формы указываются в учебном плане программы);
итоговая аттестация (оценка итоговой практико-значимой работы, представленной в виде портфолио, и защита итоговой работы в форме презентации).
32. Внешняя оценка качества результата стажировки по разным основаниям осуществляется с помощью анализа статистической информации, получаемой из РИНСИ, и по результатам мониторинговых исследований.
33. Оценка качества процесса стажировки осуществляется на основе плана контрольных мероприятий, а также в форме оперативного контроля в случае поступления жалоб, рекламаций на качество организации процесса обучения.
34. Контроль качества процесса проводится в формах:
внутренней экспертизы разрабатываемых и рекомендуемых кафедрами дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации) в форме стажировки;
проверок выполнения учебного плана стажировок, календарного графика занятий, посещаемости занятий;
мониторинга своевременности и правильности ведения учетных документов, связанных с организацией учебного процесса;
других формах, предусматривающих возможность получения данных о состоянии образовательного процесса.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
36. Контроль качества условий стажировки связан с определением необходимых и достаточных ресурсов для осуществления образовательной деятельности: материальных, финансовых, энергетических и коммунальных, организационных, информационных, трудовых.
37. Расчет количественных показателей при организации стажировки должен подчиняться следующим требованиям:
минимальные затраты материальных средств образовательной организации, реализующей программу;
целесообразность использования данного средства обучения для конкретной программы;
возможность применения одного и того же средства обучения для решения различных задач;
каждый учебный курс, заявленный в календарном графике, должен быть обеспечен преподавательским составом;
состояние аудиторий, лабораторий, тематических классов и кабинетов, их оборудование должно удовлетворять целям и задачам реализуемых программ и способствовать развитию образовательного процесса.
38. По итогам контроля качества результатов освоения слушателями дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации) в форме стажировки, контроля качества процессов их реализации, а также контроля качества условий реализации программ вырабатываются решения по улучшению деятельности образовательных организаций, вступающих в сетевое взаимодействие по повышению квалификации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.