Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к положению об экспертной оценке
и сертификации учебных модулей,
используемых работниками системы
образования в Московской области
для создания индивидуальных
дополнительных профессиональных программ
(программ повышения квалификации)
Понятия,
используемые при организации обучения по кредитно-модульной системе (в соответствии с Болонской декларацией)
Академический час - это минимальная учетная единица учебного времени. Продолжительность академического часа составляет 45 минут. Два академических часа образовывают академическую пару (в дальнейшем пара). Изменение продолжительности академического часа, как правило, не допускается. Тем не менее, при проведении пары без перерыва, ее продолжительность может изменяться, но должна составлять не менее 80 минут.
Балльно-рейтинговая система оценки знаний предусматривает установленную для всех участников региональной сети повышения квалификации единую балльную шкалу и максимальное количество баллов, которые слушатель может получить за академические успехи в процессе освоения модулей в соответствии с установленным объемом кредита. Максимальное количество баллов складывается из совокупности баллов за все виды деятельности, предусмотренные программой курса, в том числе баллы за защиту итоговой практико-значимой работы.
По шкале ECTS |
По региональной рейтинговой шкале |
По балльной шкале учреждений - участников региональной сети |
В том числе |
|
Баллы по итогам промежуточной и итоговой аттестации (при проверке итоговой практико-значимой работы) |
Баллы за защиту итоговой практико-значимой работы (предъявление итогов работы и плана изменения педагогической практики по итогам освоения программы учебного модуля) |
|||
А |
ОТЛИЧНО |
8 - 10 |
8 |
2 |
ВС |
хорошо |
6 - 7 |
6 - 7 |
1 |
DE |
удовлетворительно |
4 - 5 |
4 - 5 |
1 |
FX |
неудовлетворительно с возможностью пересдачи |
2 - 3 |
2 - 3 |
0 |
F |
неудовлетворительно |
1 |
1 |
0 |
Виды учебных (аудиторных) занятий: лекции, лабораторные, практические, семинарские занятия, групповые консультации.
Зачетный кредит - единица измерения учебной нагрузки, необходимой для усвоения слушателем модуля. Включает в себя все виды работ слушателя: аудиторную работу (лекции, практические и семинарские занятия), самостоятельную работу, формирование "портфолио" по учебному курсу, выполнение заданий текущего контроля, подготовку итоговой практико-значимой работы. Слушатель должен набрать определенное количество зачетных кредитов, предусмотренных индивидуальным образовательным маршрутом в соответствии с нормативно установленным федеральным или региональным объемом кредита ECTS (в настоящий момент 216 часов повышения квалификации в Московской области соответствуют шести кредитам, 180 часов - пяти кредитам).
Знания - результат процесса познавательной деятельности, ее проверенное общественной практикой и логически благоустроенное отображение в сознании человека. Знание - категория, которая отображает связь между познавательной и практической деятельностью человека. Знания определяются через систему понятий, мыслей, представлений и образов, ориентированных основ деятельности и т.д., имеющих определенный объем и качество. Знание можно идентифицировать только тогда, когда они проявляются в виде умения выполнять соответствующие умственные или физические действия.
ECTS - это системы измерения и сравнения результатов обучения, их академического признания и передачи от одного учебного заведения другому. Система может использоваться внутри учебного заведения, между учебными заведениями одного региона, одной страны, а так же между учебными заведениями - партнерами из разных стран. Система ECTS базируется на принципах взаимного доверия участников и предусматривает выполнение правил относительно всех ее частей: ECTS-кредитов, ECTS - оценок (балльно-рейтинговая система оценки знаний), Соглашения об обучении, зачета кредитов. ECTS позволяет обеспечить прозрачность и сравнимость программ обучения и единство требований к качеству повышения квалификации одной и той же категории слушателей.
Информационный пакет для слушателя - подборка информационных носителей, которые содержат общую информацию о кредитно-модульной системе обучения, информацию об участниках региональной сети повышения квалификации, адреса информационных ресурсов участников сети, название изучаемого учебного курса, его краткую аннотацию с указанием структуры, график-расписание, описание системы оценивания качества образования, перечень тем итоговых практико-значимых работ, объем курса в зачетных кредитах. Информационный пакет (в электронном виде или на бумажных носителях) предъявляется слушателю каждым участником региональной сети в начале обучения по курсу.
Консультация - это один из видов учебных занятий. Она проводится с целью получения слушателем ответа на отдельные теоретические или практические вопросы и для объяснения определенных теоретических положений или аспектов их практического применения. Консультации на протяжении учебного курса (текущие индивидуальные консультации, групповые) проводятся по графику кафедры, а при переподготовке - по графику деканата факультета.
Кредит - единица объема обучения и измерения его результатов, достигнутых на определенный момент прохождения индивидуального образовательного маршрута, - система отдельных учебных элементов, которые могут быть усвоенными за 36 часов учебного времени (аудиторной и самостоятельной работы слушателя в соответствии с программой и календарным графиком ее прохождения). Согласно приложению 1 Конвенции Совета Европы и ЮНЕСКО о признании квалификации, кредит - точно документированная минимальная условная единица измерения "стоимости" любой составляющей учебной программы, которую выполнил слушатель во время обучения.
Программа повышения квалификации педагогов в Московской области осваивается раз в пять лет по индивидуальному образовательному маршруту (индивидуальному учебному плану) в объеме 5 или 6 зачетных кредитов (1 кредит = 36 часов).
Программа повышения квалификации в объеме 5 или 6 кредитов осваивается слушателем в течение 5 лет путем накопления зачетных кредитов за освоение учебных модульных программ: обязательных (1 инвариантной академической (1 кредит) и инвариантной кафедральной (2 кредита)), а также вариативных (1 + 1 + 1 (кредиты) или 1 + 2 (кредиты)).
Раз в 3 года педагог должен пройти обучение не менее, чем по одному модулю программы в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Кредитно-модульная система обучения (КМСО) - система обучения, позволяющая формировать индивидуальную образовательную программу из модулей учебных программ, предлагаемых организациями, реализующими программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) и осуществляющих сетевое взаимодействие, в рамках которого происходит взаимное признание зачетных образовательных единиц - зачетных кредитов. Она позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность слушателей по содержанию, методам и средствам учебной работы и по динамике продвижения к определенному профессиональному уровню и качеству квалификации. Кредитно-модульная система обучения реализуется с учетом принципов, которые отражают основные особенности модульного обучения и организации системы учебного процесса в организациях - участниках региональной сети повышения квалификации и обеспечивают академическую совместимость учебных курсов.
Кредитно-модульная система организации учебного процесса (КМСОУП) - модель организации учебного процесса, которая основывается на объединении модульных технологий обучения и зачетных образовательных единиц (зачетных кредитов).
Модуль - задокументированная, завершенная часть программы повышения квалификации, которая реализуется через соответствующие формы учебного процесса. Это законченный блок (объем) информации, которую должен усвоить слушатель, и его учебная деятельность. Модуль выступает как основное средство обучения и охватывает: 1) целевую программу действий (зачем?); 2) содержательный модуль, который представляет собой систему объединенных учебных элементов программы (что?); 3) операционно-деятельностный модуль, в котором в нормах кредита и видах учебной деятельности раскрывается учебная нагрузка (активное участие) слушателя в модуле (как?); 4) резюме - завершающий (итоговый) этап овладения слушателем модулем в кредитах (что в итоге?). Модуль обеспечивает гармонию между объемом и качеством учебной работы слушателя.
Навыки - действия, которые совершаются во время осуществления определенной деятельности, а благодаря многоразовым повторениям становятся автоматическими и выполняются без осознанного контроля.
Почтовый ящик "Контроль качества образовательной услуги" - информационный ресурс участников региональной сети повышения квалификации. На этот адрес после завершения обучения от слушателей приходит оценочная информация, замечания, предложения по содержанию и организации курсовой подготовки.
Практическое занятие - это вид учебного занятия, на котором преподаватель организовывает детальное рассмотрение слушателями отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умение и навыки их практического применения путем индивидуального выполнения слушателем заданий. Основная дидактическая цель практического занятия - расширение, углубление и детализация научных знаний, полученных слушателями на лекциях и в процессе самостоятельной работы и направленных на повышение уровня усвоения учебного материала, привитие умений и навыков, развитие научного мышления и устной речи слушателей.
Программа повышения квалификации - совокупность модульных курсов (инвариантных и вариативных), необходимых для прохождения слушателем индивидуального образовательного маршрута по индивидуальному учебному плану раз в пять лет.
Программа учебного модульного курса - программа, которая определяет цель, содержание, объем, порядок изучения курса, уровень сформированности умений и знаний, учебно-методическое обеспечение.
Календарный график занятий - это документ, который обеспечивает выполнение учебного плана в полном объеме через проведение учебных занятий.
Результаты обучения - специфические интеллектуальные и практические навыки (компетенции), полученные в результате усвоения содержания программы обучения.
Самостоятельная работа является основным средством усвоения слушателем учебного материала во время, свободное от аудиторных учебных занятий. Учебное время, отведенное для самостоятельной работы слушателя, регламентируется учебным планом (рабочим учебным планом) и должно составлять не менее 1/3 общего объема учебного времени, отведенного для изучения конкретного учебного курса.
Семинарское занятие - это вид учебного занятия, на котором преподаватель организовывает обсуждение слушателями вопросов по предварительно определенным темам рабочей учебной программы. Семинарские занятия проводятся в форме беседы; рецензирования и обсуждения рефератов и докладов, предъявленных учебных ситуаций; дискуссий. Семинары оказывают содействие развитию творческой самостоятельности слушателей, углубляют их интерес к науке и научным исследованиям, воспитывают педагогический такт, развивают культуру языка, умение и навыки публичного выступления, участия в дискуссии.
Система образования - совокупность взаимодействующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сеть образовательных учреждений, которые реализуют их независимо от организационно-правовых форм, типов и видов; система органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Соглашение об обучении - это документ, в котором определяются права и обязанности сторон при обучении по кредитно-модульной системе.
Содержание образования - социально адаптированная система знаний, умений и навыков, обусловленная целями и нуждами лица, общества, государства.
Содержательный компонент модульной программы - система учебных элементов, которая объединена по признаку соответствия определенному учебному объекту. Из обязательных содержательных компонентов состоят инвариантные модульные программы.
Специализация - обретение человеком способностей выполнять отдельные задания и обязанности, которые имеют особенности, в пределах специальности.
Специальность - совокупность знаний, умений, навыков в определенной области знаний и практической деятельности, приобретенных в процессе целенаправленной подготовки и опыта практической работы и подтвержденных соответствующим документом об образовании.
Текущий контроль осуществляется во время проведения лекционных и практических занятий и имеет целью проверку уровня подготовленности слушателей по определенным разделам (темам) учебной программы.
Трансфер кредитов - "перенесение кредитов", т.е. признание задокументированных кредитов в учреждениях - участниках региональной сети повышения квалификации.
Учебная лекция - это логически завершенное, научно обоснованное и систематизированное изложение определенного научного или научно-методического вопроса, иллюстрированное, при необходимости, средствами наглядности. Лекция является одним из основных видов учебных занятий и, вместе с тем, методов обучения. Она призвана формировать у слушателей основы знаний в определенной научной области, а также определять направление, основное содержание и характер всех других видов учебных занятий и самостоятельной работы слушателей по соответствующей учебной дисциплине.
Учебная программа - это нормативный документ, определяющий место и роль учебного курса в реализации образовательной программы подготовки, ее содержание, последовательность и организационные формы изучения учебной дисциплины, требования к знаниям и умениям слушателей.
Учебное время слушателя определяется количеством учетных единиц времени, отведенного на реализацию образовательной программы подготовки. Учетными единицами учебного времени слушателя являются академический час.
Учебный курс - это завершенный период обучения слушателя.
Учебный план учебной программы - это нормативный документ, который составляется учреждением повышения квалификации на основании учебной программы и структурно-логической схемы подготовки и определяет перечень и объем учебных компонентов, разделов, тем; последовательность их изучения, конкретные формы проведения учебных занятий (лекции, лабораторные, практические, семинарские занятия, консультации) и их объем, график учебного процесса, формы и средства проведения текущего и итогового контроля. В учебном плане отображается также объем времени, предусмотренный на самостоятельную работу. Учебный план разрабатывается на весь период реализации соответствующей учебной программы подготовки.
Учебный элемент - автономный учебный материал, предназначенный для усвоения элементарной единицы знания или умения, который используется для самообучения или обучения под руководством преподавателя. Учебный элемент начинается с декларации о том объеме знаний и/или умений, которым должен овладеть слушатель, содержит соответствующий теоретический материал, различные тесты и упражнения и, как правило, заканчивается формированием раздела "портфолио", выполнением заданий текущего контроля, результаты которого свидетельствуют об уровне усвоения знаний, содержания определенного материала. Учебные элементы группируются в содержательные компоненты, разделы, темы, которые являются основными структурными единицами учебного курса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.