Решение Московского областного суда
от 20 октября 2014 г.
Дело N 3-114/2014
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2015 г. N 4-АПГ14-23 СК настоящее решение оставлено без изменения
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Лапшиной О.С.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-114/14 по заявлению Николаева Евгения Владимировича о признании недействующими Закона Московской области от 21 мая 2014 года N 53/2014-ОЗ "О преобразовании городского округа Королёв и городского округа Юбилейный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" и Закона Московской области от 21 мая 2014 года N 54/2014-ОЗ "Об объединении городов областного подчинения Московской области Королев и Юбилейный и внесении изменения в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области"
установил:
Николаев Е.В., проживающий в г. Королёв Московской области, обратился в Московский областной суд с заявлением о признании недействующими Закона Московской области от 21 мая 2014 года N 53/2014-ОЗ "О преобразовании городского округа Королёв и городского округа Юбилейный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" и Закона Московской области от 21 мая 2014 года N 54/2014-ОЗ "Об объединении городов областного подчинения Московской области Королёв и Юбилейный и внесении изменения в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области".
Законом Московской области от 21 мая 2014 года N 53/2014-ОЗ "О преобразовании городского округа Королёв и городского округа Юбилейный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" (далее - Закон Московской области N 53/2014-ОЗ) преобразованы городской округ Королёв и городской округ Юбилейный путем объединения во вновь образованное муниципальное образование. Вновь образованное муниципальное образование наделено статусом городского округа - город Королёв. Определено, что в состав города Королёва входит один населенный пункт - г. Королёв Московской области (п. 1 - 2). Законом также установлена граница города Королёва, определен представительный орган (его численность) и высшее должностное лицо города Королёв. Закон N 53/2014-ОЗ официально опубликован в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 98 от 3 июня 2014 года (л.д. 32 - 38, 41 - 42).
Законом Московской области N 54/2014-ОЗ "Об объединении городов областного подчинения Московской области Королёв и Юбилейный и внесении изменения в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области" (далее - Закон Московской области N 54/2014-ОЗ) объединены административно-территориальные единицы Московской области - город областного подчинения Московской области Королёв и город областного подчинения Московской области Юбилейный в административно-территориальную единицу Московской области - город областного подчинения Московской области с сохранением наименования "Королёв", а также внесены соответствующие изменения в Закон Московской области от 31 января 2013 года N 11/2013-ОЗ. Закон Московской области N 54/2014-ОЗ официально опубликован в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 98 от 3 июня 2014 года (л.д. 39 - 40).
Обосновывая свои требования, заявитель указывает, что оспариваемые законы Московской области нарушают его конституционные права на осуществление местного самоуправления, поскольку в нарушение конституционных норм (ст. 131 Конституции РФ) приняты без учета мнения населения. Кроме того, указывает заявитель, оспариваемые законы противоречат Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (ст. 13), который не содержит положений, регулирующих объединение двух городских округов.
Заявитель просит признать законы Московской области от 21 мая 2014 года N 53/2014-ОЗ и N 54/2014-ОЗ недействующими полностью со дня их принятия.
Заявитель Николаев Е.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
В судебном заедании представитель заявителя - Фасеев И.Ф. поддержал требования своего доверителя в полном объеме.
Представители Московской областной Думы и Губернатора Московской области - Мерцалова Т.С. и Горячева Ю.И. требования Николаева Е.В. не признали и пояснили, что оспариваемые законы Московской области приняты в пределах полномочий органов государственной власти области, в соответствии с действующим федеральным законодательством и не нарушают права, свободы и законные интересы заявителя. Представителями данных заинтересованных лиц представлены также письменные возражения на заявление (л.д. 113 - 118, 119 - 121).
Суд, выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, приходит к следующему.
Согласно п. "н" ч. 1 ст. 72, 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 13 названного Федерального закона преобразованием муниципальных образований является, в том числе, объединение муниципальных образований (п. 1). Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с данным Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти (п. 2). Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (п. 3).
Пункт 4 части 3 статьи 28 того же Федерального закона вопросы о преобразовании муниципального образования должны выноситься на публичные слушания.
Судом установлено, что 11 декабря 2013 года Советом депутатов города Королёва Московской области от 11 декабря 2013 года была рассмотрена инициатива главы города Королёва о преобразовании муниципального образования "Города Королёв Московской области" путем его объединения с муниципальным образованием "Город Юбилейный Московской области" в единое муниципальное образование, выдвинутая в рамках оптимизации и совершенствования муниципального управления в Московской области. По итогам рассмотрения указанной инициативы Советом депутатов города Королёва было принято решение N 75/310 о ее поддержке. Данное решение и инициатива главы города Королёва были направлены главе и Совету депутатов городского округа Юбилейный (л.д. 165).
21 января 2014 года по данному вопросу в городском округе Королёве были проведены также публичные слушания (л.д. 173 - 180).
7 апреля 2014 года Советом депутатов города Королёва Московской области с учетом заключения о результатах публичных слушаний, было принято решение N 83/344 "О преобразовании городского округа Королёв и городского округа Юбилейный путём их объединения" Решением Совета депутатов города Королёва Московской области от 7 апреля 2014 года N 83/34 (л.д. 166).
28 января 2014 года инициатива главы городского округа Королёв об объединении городских округов Королёв и Юбилейный была рассмотрена также Советом депутатов города Юбилейный и решением данного Совета депутатов N 210 информация принята к сведению и назначено проведение круглого стола и публичных слушаний по вопросу преобразования муниципальных образований (л.д. 167 - 169).
Публичные слушания по данному вопросу в городском округе Юбилейный были проведены 28 февраля 2014 года (л.д. 172).
Решением Совета депутатов города Юбилейный от 8 апреля 2014 года N 233 была поддержана инициатива главы города Королёв и дано согласие на преобразование городского округа Королёв и городского округа Юбилейный путём их объединения (л.д. 171).
Таким образом, предусмотренный Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок реализации инициативы органа местного самоуправления преобразования муниципальных образований был полностью соблюден. Мнение населения городского округа Королёв и городского округа Юбилейный было учтено и выражено в установленном законом порядке - посредством принятия решений представительными органами данных муниципальных образований.
21 мая 2014 года, в один день с оспариваемый заявителем Законом Московской области N 53/2014-ОЗ, был принят Закон Московской области N 54/2014-ОЗ "Об объединении городов областного подчинения Московской области Королев и Юбилейный и внесении изменений в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области".
Данный Закон принят в целях соблюдения требований Федерального закона N 131-ФЗ, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 11 которого в состав территории городского поселения могут входить только один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями). В состав же объединяемых городских округов входило два города - г. Королёв и г. Юбилейный, что противоречило названной норме Федерального закона. При таких обстоятельствах объединение оспариваемым Законом Московской области N 54/2014-ОЗ указанных населенных пунктов в одну административно-территориальную единицу являлось обоснованным.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области" объединение городов областного подчинения относится к ведению Московской областной Думы.
Согласно ч. 2, 3.1, 4, 5 ст. 9 указанного Закона Московской области изменение административно-территориального устройства может осуществляться по инициативе Губернатора Московской области, комитетов Московской областной Думы, органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также на основании вступившего в законную силу Закона Московской области об изменении статуса и границ муниципального образования либо о преобразовании муниципального образования.
В случае, когда изменение административно-территориального устройства проводится на основании вступившего в силу закона Московской области об изменении статуса и границ муниципального образования либо о преобразовании муниципального образования, мнение населения выражается решением Совета депутатов муниципального образования, принятым с учетом выявленного ранее мнения населения по соответствующему изменению территориальной организации местного самоуправления (ч. 3 ст. 9).
Глава соответствующего муниципального образования в целях решения вопросов изменении административно-территориального устройства представляет Губернатору Московской области вместе с сопроводительным письмом необходимые документы, который вносит соответствующую законодательную инициативу по вопросу изменения административно-территориального устройства в Московскую областную Думу (ч. 4, 5 ст. 9).
Как следует из материалов дела, указанный порядок при принятии оспариваемого Закона Московской области N 54/2014-ОЗ был соблюден.
Так, 21 апреля 2014 года главами городов Королёв и Юбилейный были приняты постановления N 75 и N 189 о предоставлении Губернатору Московской области документов об объединении административно-территориальных единиц Московской области - города областного подчинения Королёв Московской области и города областного подчинения Юбилейный Московской области в единую административно-территориальную единицу Московской области - город областного подчинения Московской области с сохранением наименования "Королёв" (л.д. 51, 62). Данные постановления были поддержаны решениями Советов депутатов Королёва Московской области от 23 апреля 2014 года N 85/350 и города Юбилейный Московской области от 22 апреля 2014 года N 234 (л.д. 52, 61). Соответствующие документы были направлены главами указанных городских округов Губернатору Московской области, который, в свою очередь, 12 мая 2014 года внес законопроект об объединении городов областного подчинения в Московскую областную думу (л.д. 50, 60, 70).
Таким образом, оспариваемый заявителем Закон Московской области N 54/2014-ОЗ также принят в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы заявителя о том, что вышеназванные нормы Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, регламентирующие порядок преобразования городских поселений, не могут распространяться на случай объединения городских округов, суд находит несостоятельными, поскольку согласно ст. 2 указанного Федерального закона городской округ также является городским поселением.
Утверждение представителя Николаева Е.В. в судебном заседании о том, что осуществление гражданами местного самоуправления возможно только посредством проведения местного референдума, является необоснованным.
Согласно ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами не только путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, но и через выборные и другие органы местного самоуправления.
Анализ приведенного федерального и областного законодательства позволяют суду сделать вывод о том, что оспариваемые заявителем Николаевым Е.В. законы Московской области приняты в пределах компетенции органов государственной власти Московской области, не противоречат нормативно-правовым актам имеющим большую юридическую силу и не нарушают права заявителя.
Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления Николаева Е.В.
Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление Николаева Евгения Владимировича об оспаривании Закона Московской области от 21 мая 2014 года N 53/2014-ОЗ "О преобразовании городского округа Королев и городского округа Юбилейный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" и Закона Московской области от 21 мая 2014 года N 54/2014-ОЗ "Об объединении городов областного подчинения Московского области Королев и Юбилейный и внесении изменения в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области" оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского областного суда от 20 октября 2014 г. по делу N 3-114/2014
Текст решения размещен на сайте Московского областного суда http://oblsud.mo.sudrf.ru