Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению Администрации
Мытищинского муниципального района
Московской области
от 14 августа 2014 г. N 2145
Методические рекомендации
по разработке муниципальных программ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по разработке муниципальных программ (далее - Методические рекомендации) разработаны для органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений) в целях оказания методологического содействия по разработке муниципальных программ в условиях перехода на формирование местных бюджетов на трехлетний период по программно-целевому принципу.
Основные понятия, применяемые в целях настоящих Методических рекомендаций:
муниципальная программа - это документ муниципального планирования, представляющий собой комплекс взаимоувязанных по задачам, срокам и ресурсам мероприятий и инструментов, реализуемых органами местного самоуправления в целях достижения целей и задач социально-экономического развития муниципального образования в определенной сфере деятельности;
подпрограмма муниципальной программы (далее - подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, нацеленных на решение конкретных задач в рамках муниципальной программы;
координатор - должностное лицо из числа заместителей главы администрации муниципального образования;
муниципальный заказчик программы - орган местного самоуправления (структурное подразделение Администрации) муниципального образования, осуществляющий в пределах своих полномочий разработку муниципальной программы и ее реализацию, а также координацию деятельности ответственных исполнителей по подготовке проекта программы и ее реализации, по формированию отчетности для мониторинга и оценки эффективности исполнения программных мероприятий;
ответственный исполнитель - структурное подразделение, ответственное за соответствующее направление деятельности;
цель - планируемый за период реализации муниципальной программы (подпрограммы) конечный результат социально-экономического развития муниципального образования посредством реализации мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);
задача - совокупность взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение цели (целей) реализации муниципальной программы (подпрограммы);
мероприятие муниципальной программы (подпрограммы) совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение задачи муниципальной программы (подпрограммы);
целевой показатель - показатель, позволяющий в количественном и (или) качественном выражении оценить результат достижения поставленных целей (задач);
результативность муниципальной программы (подпрограммы) - степень достижения запланированных результатов;
эффективность муниципальной программы (подпрограммы) соотношение достигнутых результатов и ресурсов, затраченных на их достижение.
1.2. Органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области при принятии решения о переходе на формирование местного бюджета по программно-целевому принципу разрабатываются нормативные правовые акты, определяющие:
порядок разработки и реализации муниципальных программ муниципального образования Московской области;
перечень муниципальных программ муниципального образования Московской области;
методические указания по разработке муниципальных программ муниципального образования Московской области;
внесение изменений в нормативные правовые акты, определяющие порядок составления, утверждения и исполнения бюджета муниципального образования.
Указанные нормативные правовые акты рекомендуется разрабатывать, учитывая положения Порядка разработки и реализации государственных программ Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 25.03.2013 N 208/8 (далее - Порядок), примерного Перечня муниципальных программ, разработанного Министерством экономики Московской области (приложение N 2).
1.3. Муниципальные программы рекомендуется утверждать нормативным правовым актом Администрации муниципального образования не позднее, чем за месяц до внесения проектов решений о бюджетах на рассмотрение представительных органов муниципальных образований Московской области.
1.4. Органам местного самоуправления рекомендуется размещать нормативные правовые акты по разработке муниципальных программ и муниципальные программы (проекты муниципальных программ) на официальном сайте администрации муниципального образования в отдельном разделе "Муниципальные программы".
2. Действие муниципальных целевых программ
2.1. Продолжение реализации мероприятий, предусмотренных в рамках муниципальных целевых программ, осуществляется путем включения указанных мероприятий в формируемые муниципальные программы.
2.2. Действие муниципальных целевых программ, независимо от даты их утверждения рекомендуется завершать годом, предшествующим году начала реализации муниципальных программ.
3. Определение перечня муниципальных программ
3.1. Основой для формирования перечня муниципальных программ являются вопросы местного значения, предусмотренные Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом необходимо учитывать:
переданные государственные полномочия в соответствии с законодательством Московской области;
перечень и условия предоставления субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципального образования из бюджета Московской области (в случае заинтересованности в получении соответствующих субсидий);
перечень государственных программ Московской области.
3.2. Перечень муниципальных программ рекомендуется формировать на основе Примерного перечня муниципальных программ, разработанного Министерством экономики Московской области (приложение 2).
Данный перечень адаптируется к условиям конкретного муниципального образования (например, с иным структурированием муниципальных программ, с большей детализацией, с увеличением количества подпрограмм с учетом переданных государственных полномочий и т.п.).
3.3. Муниципальные программы должны охватывать основные сферы деятельности органов местного самоуправления и учитывать основные направления социально-экономического развития соответствующего муниципального образования.
3.4. Основой для выделения программы должен являться принцип определения соответствующей сферы социально-экономического развития и направленность мероприятий программы на достижение единой цели (группы целей).
3.5. Для каждой муниципальной программы должны быть определены координатор, муниципальный заказчик программы, ответственные исполнители.
3.6. Внесение изменений в перечень может осуществляться на основании решения муниципального образования не позднее 1 марта текущего финансового года на основании предложений структурного подразделения администрации муниципального образования, к компетенции которого отнесена подготовка предложений по порядку разработки и реализации муниципальных программ.
3.7. Указанное положение не распространяется на внесение изменений в перечень, в части включения новой муниципальной программы, подлежащей разработке, финансовое обеспечение которой осуществляется исключительно за счет средств вышестоящих бюджетов или внебюджетных источников.
4. Актуализация программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований 1
4.1. Программы комплексного социально-экономического развития подлежат актуализации в части разработки муниципальных программ в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
4.2. Актуализация указанных программ и разработка муниципальных программ должны исходить из следующих принципов:
посредством реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования достигаются долгосрочные цели (стратегические цели) социально-экономического развития муниципального образования;
муниципальные программы являются инструментом реализации тактических целей социально-экономического развития муниципального образования.
5. Формирование проектов муниципальных программ
5.1. Муниципальная программа разрабатывается на срок не менее пяти лет.
5.2. Срок реализации муниципальной программы должен соответствовать сроку реализации соответствующей государственной программы Московской области, направленной на достижение аналогичных цели и задач.
5.3. Муниципальная программа может включать в себя подпрограммы, которые являются неотъемлемой частью муниципальной программы.
Деление муниципальной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых задач в рамках муниципальной программы.
Одна подпрограмма может быть направлена на решение одной или нескольких задач муниципальной программы.
5.4. Разработка муниципальной программы (подпрограммы) осуществляется структурным подразделением администрации муниципального образования, определенным в качестве муниципального заказчика муниципальной программы (подпрограммы) (далее - муниципальный заказчик).
5.5. Реализация муниципальной программы осуществляется муниципальным заказчиком совместно с заинтересованными структурными подразделениями Администрации муниципального образования - ответственными за выполнение мероприятий муниципальной программы (далее - ответственные исполнители) и (или) участниками муниципальной программы, а также (в случае необходимости) юридическими и (или) физическими лицами.
5.6. Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования, а также за счет привлеченных средств из дополнительных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации (федеральный бюджет, бюджет Московской области, внебюджетные источники).
5.7. Не должны включаться в состав муниципальной программы расходы на содержание представительного органа, органов финансового контроля муниципального образования, избирательной комиссии муниципального образования, деятельность которых напрямую не связана с достижением каких-либо социально значимых результатов.
5.8. При предоставлении межбюджетных трансфертов бюджетам поселений на территории соответствующего муниципального образования на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по реализации мероприятий, направленных на достижение целей, соответствующих муниципальным программам, в муниципальной программе устанавливаются условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных трансфертов.
6. Основные требования к структуре муниципальной программы
6.1. В муниципальную программу рекомендуется включать следующие основные разделы:
Паспорт муниципальной программы
Текстовая часть муниципальной программы, которая содержит:
- общую характеристику сферы деятельности, в рамках которой реализуется муниципальная программа, в том числе основные проблемы в указанной сфере;
- прогноз развития соответствующей сферы реализации муниципальной программы;
- описание целей и задач муниципальной программы;
- целевые показатели (индикаторы) в количественном и/или качественном выражении, характеризующие достижение поставленных целей и задач;
- перечень и краткое описание подпрограмм муниципальной программы;
- перечень мероприятий, направленных на достижение целей и задач в сфере реализации программы;
- ресурсное обеспечение муниципальной программы;
- обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы;
- порядок взаимодействия ответственного за выполнение мероприятия подпрограммы с муниципальным заказчиком муниципальной программы;
- методика расчета значений показателей эффективности и результативности реализации подпрограммы;
- состав, форма и сроки представления отчетности о ходе реализации мероприятий муниципальной программы.
6.2. Муниципальная программа может содержать иные разделы, необходимые для ее эффективной, полной и своевременной реализации, с учетом специфики формирования государственных программ Московской области и принятых в муниципальном образовании нормативных правовых актов.
6.3. Подпрограмма является неотъемлемой частью муниципальной программы и формируется с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и муниципальной программы.
6.4. Требования к структуре и содержанию разделов подпрограммы аналогичны требованиям, предъявляемым к структуре и содержанию разделов муниципальной программы.
7. Требования к определению целей и задач муниципальной программы
7.1. Цель муниципальной программы формулируется исходя их тактических целей, поставленных в программе комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Для одной муниципальной программы рекомендуется формулировать одну цель.
7.2. Цель должна обладать следующими свойствами:
специфичность - цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы;
конкретность - не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование;
измеримость - достижение цели можно оценить и измерить количественными показателями;
достижимость - цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы при установленном объеме финансирования;
релевантность - соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации муниципальной программы.
7.3. Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов ее достижения.
Цели и задачи формулируются, в том числе с учетом целей федеральных программ (государственных, целевых, ведомственных целевых), Указов Президента Российской Федерации, направленных на совершенствование государственной политики в сферах реализации государственных программ, программных обращений Губернатора Московской области, государственных программ Московской области.
7.4. Задача муниципальной программы определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий в рамках достижения цели реализации муниципальной программы.
Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
Задачи представляют собой направления и способы деятельности, обеспечивающие достижение поставленной цели за период реализации муниципальной программы.
7.5. Требования к формулированию целей и задач подпрограмм аналогичны требованиям, предъявляемым к формулированию цели и задач муниципальной программы.
7.6. Цель и задачи муниципальной программы (подпрограммы) не должны дублировать цель и задачи иных муниципальных программ (подпрограмм).
8. Требования к показателям муниципальной программы
8.1. При разработке муниципальной программы должны учитываться показатели в соответствии с целями социально-экономического развития, а также:
показатели Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 - 601, N 761, N 1866 и от 10.09.2012 N 1276 и планов мероприятий "дорожных карт", направленных на их реализацию;
показатели, предусмотренные государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми, ведомственными целевыми);
программные обращения Губернатора Московской области;
показатели, предусмотренные государственными программами Московской области;
показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
8.2. Используемые показатели должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность - показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс достижения цели или решения задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи муниципальной программы (подпрограммы);
точность - погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации муниципальной программы (подпрограммы);
достоверность - способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки муниципальной программы (подпрограммы);
сопоставимость - выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды;
экономичность - получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации;
своевременность и регулярность - отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год).
8.3. Показатели муниципальной программы (подпрограммы) должны характеризовать достижение цели муниципальной программы и обеспечивать возможность проверки и подтверждения достижения и решения целей и задач.
8.4. Показатели должны иметь запланированные по годам количественные и (или) качественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утвержденным методикам.
Для каждого показателя указываются периодичность (годовая, квартальная, месячная) и вид временной характеристики (за отчетный период, на начало отчетного периода, на конец периода, на конкретную дату и т.д.).
Для показателей, определяемых исходя из данных государственного (федерального) статистического наблюдения, необходимо указать реквизиты нормативного правового акта, которым утверждены формы отчетности, используемые при формировании статистического показателя.
Алгоритм формирования показателя представляет собой методику количественного (формульного) исчисления показателя и необходимые пояснения к ней.
Пояснения к показателю должны отражать его наименование, единицу измерения, рекомендации по сбору, обработке, интерпретации значений показателя.
Значение базового показателя рекомендуется определять, в том числе на основе статистических показателей по отчетному финансовому году на момент формирования программы.
8.5. При описании основных ожидаемых результатов реализации муниципальной программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации муниципальной программы.
8.6. В случае оказания муниципальными учреждениями муниципальных услуг юридическим и (или) физическим лицам в рамках муниципальной программы в нее включается прогноз сводных показателей муниципальных заданий по годам реализации муниципальной программы в соответствии с муниципальными правовыми актами, регулирующими порядок формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями.
Расчет объема финансовых ресурсов, направленных на содержание муниципальных учреждений, осуществляется с учетом прогнозных объемов предоставления муниципальных услуг в соответствии с муниципальным заданием.
8.7. Органы местного самоуправления Московской области направляют показатели (целевые индикаторы) муниципальных программ на согласование в центральные исполнительные органы государственной власти Московской области по соответствующим направлениям деятельности.
9. Требования к перечню мероприятий государственной программы
9.1. Наименования мероприятий формулируются как дробные действия определенного содержания и масштаба.
Перечень мероприятий должен отражать наиболее экономичный способ решения задачи.
9.2. Наименование мероприятия должно быть конкретным и содержать количественные характеристики.
В случае если указание в наименовании мероприятия всех параметров, которые позволяют оценить его стоимость, ведет к чрезмерному удлинению и усложнению наименования мероприятия, то часть параметров целесообразно отразить в поясняющих материалах, содержащих обоснование расходов на осуществление программных мероприятий.
9.3. В качестве мероприятий в муниципальную программу (подпрограммы) могут включаться:
проведение либо участие в различных выставках, фестивалях, конкурсах, семинарах;
приобретение оборудования, оргтехники, расходных материалов и т.п.
строительство, реконструкция и капитальный ремонт. При этом, объекты капитальных вложений указываются в перечне мероприятий либо (в случае большого количества) отдельным приложением к перечню мероприятий;
обеспечение деятельности подведомственных муниципальных учреждений;
разработка отдельных нормативных правовых актов Московской области, за исключением регламентирующих основную деятельность администрации муниципального образования;
научно-исследовательские работы и другие мероприятия.
9.4. Включение в муниципальную программу (подпрограмму) мероприятий, предусматривающих:
бюджетные инвестиции в строительство и реконструкцию объектов муниципальной собственности, осуществляется при наличии решения администрации муниципального образования о реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, принятыми в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
предоставление субсидий на строительство и реконструкцию объектов муниципальной собственности осуществляется при наличии заключения об эффективности использования средств бюджета муниципального образования, направляемых на капитальные вложения, подготавливаемого в соответствии с муниципальным правовым актом, регламентирующим порядок проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования бюджетных средств;
содействие развитию конкуренции для социально значимых и приоритетных рынков муниципального образования, а также системных мероприятий, направленных на развитие конкурентной среды в муниципальном образовании, в том числе: на оптимизацию процедур муниципальных закупок; на устранение и снижение административных барьеров; на совершенствование процессов управления объектами муниципальной собственности; на стимулирование новых предпринимательских инициатив за счет проведения образовательных мероприятий, обеспечивающих возможности для поиска, отбора и обучения потенциальных предпринимателей; на обеспечение равных условий доступа к информации о реализации муниципального имущества;
социальную поддержку населению.
9.5. В перечень мероприятий обеспечивающей подпрограммы (либо раздел "Обеспечение деятельности" муниципальной программы) включаются следующие мероприятия:
оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
уплата налога на имущество организаций и земельного налога;
проведение текущего ремонта зданий и сооружений (при необходимости);
проведение капитального ремонта зданий и сооружений (при необходимости);
приобретение объектов, относящихся к основным средствам;
страхование автогражданской ответственности;
проведение выставок, семинаров, если они не направлены решение задач иных подпрограмм;
проведение единовременных мероприятий (при необходимости);
страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
другие мероприятия, необходимые для обеспечения деятельности.
9.6. Результат мероприятий должен указываться по возможности в количественном выражении и должен отражать непосредственный итог реализации мероприятия (количество закупленного оборудования, объем выполненных работ по строительству или реконструкции, проведение массового культурного или спортивного мероприятия с указанием количества участников).
9.7. В целях обеспечения контроля и мониторинга реализации мероприятий муниципальной программы рекомендуется разрабатывать Планы реализации мероприятий муниципальной программы.
План реализации мероприятий муниципальной программы составляется ежегодно на очередной год.
В Плане необходимо отражать наиболее значимые ключевые события, позволяющие на том или ином этапе реализации муниципальной программы (подпрограммы) оценить степень выполнения соответствующего мероприятия.
10. Требования к обоснованию объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации мероприятий муниципальной программы (подпрограммы)
10.1. Информация о ресурсном обеспечении муниципальной программы должна исчерпывающим образом обосновывать источники и направления финансирования, а также методы, примененные для расчета затрат муниципальной программы.
10.2. Планируемый объем финансовых ресурсов на реализацию муниципальной программы включает в себя бюджетные ассигнования на реализацию программы (подпрограмм) за счет средств федерального бюджета, бюджета Московской области, бюджета муниципального образования Московской области и внебюджетные источники.
Планируемый объем финансовых ресурсов на реализацию муниципальной программы указывается по муниципальной программе в целом, по каждой подпрограмме муниципальной программы (при наличии подпрограмм) по годам реализации и мероприятиям муниципальной программы, в целых числах в тысячах рублей.
10.3. Планируемые объемы финансовых ресурсов на реализацию муниципальной программы указываются в текущих ценах соответствующего финансового года, в течение которых планируется реализовать муниципальную программу.
Объемы расходов на финансирование конкретного мероприятия, обеспечиваемого за счет средств бюджета муниципального образования, определяются исходя из расчетов, обоснований и иных данных, представляемых субъектами бюджетного планирования в соответствии с муниципальными правовыми актами, регламентирующими порядок составления проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период.
Финансово-экономическое обоснование реализации мероприятий муниципальных программ рекомендуется определять с учетом основных принципов формирования начальных (максимальных) цен, установленных требованиями федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок и иных гражданско-правовых договоров.
10.4. При расчете финансово-экономического обоснования необходимо указывать объемы товаров, работ и услуг, закупаемых для муниципальных нужд, а также их виды.
10.5. Проект муниципальной программы должен учитывать положения, обеспечивающие проведение мероприятий по размещению заказа на выполнение работ (оказание услуг), в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1184/57 "О порядке взаимодействия при осуществлении закупок для государственных нужд Московской области и муниципальных нужд".
10.6. В случае предоставления средств из федерального бюджета, бюджета Московской области на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, осуществлять планирование и закупки за счет указанных средств посредством единой автоматизированной системы управления закупками (ЕАСУЗ).
11. Обеспечение контроля за подготовкой и реализаций муниципальных программ центральными исполнительными органами государственной власти Московской области
11.1. Отчеты о достижении значений показателей (индикаторов) муниципальных программ ежеквартально направляются по установленной форме (приложение N 5) органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в Министерство экономики Московской области, центральные исполнительные органы государственной власти Московской области по соответствующим направлениям деятельности.
11.2. После ввода в эксплуатацию АИС ГП (муниципальный модуль) мониторинг реализации муниципальных программ осуществляется центральными исполнительными органами государственной власти Московской области с использованием указанной системы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.