Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации городского округа Пущино Московской области от 21 января 2016 г. N 10-п приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
к постановлению Администрации
городского округа Пущино
Московской области
от 27 ноября 2014 г. N 764-п
Муниципальная программа
городского округа Пущино Московской области "Экология и окружающая среда городского округа Пущино на 2015 - 2019 годы"
21 января 2016 г.
Паспорт
муниципальной программы городского округа Пущино Московской области "Экология и окружающая среда городского округа Пущино на 2015 - 2019 годы"
Наименование муниципальной программы |
Экология и окружающая среда городского округа Пущино на 2015 - 2019 годы |
|||||
Цели муниципальной программы |
1. Поддержание и улучшение экологической обстановки в городе, сохранение и реабилитация природы города, охрана зон озелененных территорий городского округа Пущино для обеспечения здоровья и благоприятных условий жизнедеятельности населения, а также обеспечения конституционного права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду. |
|||||
Задачи муниципальной программы |
1. Уменьшение опасного воздействия (выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, размещения отходов) на окружающую среду и ее компоненты до безопасного уровня, обеспечение безопасности при обращении с вторичными ресурсами, отходами производства и потребления; 2. Улучшение качества жизни и увеличение продолжительности жизни населения городского округа путем уменьшения снижения опасного воздействия экологических факторов в целях снижения уровня заболеваний людей; 3. Организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры населения. |
|||||
Координатор муниципальной программы |
Ю.А. Фомина. И.о. руководителя администрации |
|||||
Заказчик муниципальной программы |
Администрация города Пущино |
|||||
Сроки реализации муниципальной программы |
2015 - 2019 |
|||||
Перечень подпрограмм |
1. Экология и окружающая среда городского округа Пущино на 2015 - 2019 годы |
|||||
Источники финансирования муниципальной программы, в том числе по годам: |
Расходы (тыс. рублей) |
|||||
Всего |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Средства местного бюджета муниципального района (городского округа) |
1 134,73 |
94,73 |
260,00 |
260,00 |
260,00 |
260,00 |
Планируемые результаты реализации муниципальной программы |
1. Количество исследуемых компонентов окружающей природной среды - 4 ед. в год 2. Снижение сброса загрязняющих веществ в стоках и повышение качества очистки сточных вод % 3. Соответствие расходов на природоохранную деятельность, установленных муниципальной экологической программой, нормативу расходов на природоохранную деятельность, установленному Правительством Московской области(28,6 руб./чел.) - % 4. Соответствие фактической площади озелененных территорий минимально необходимой площади озелененных территорий согласно нормативам градостроительного проектирования - % 5. Доля площади, проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к сумме очагов вредных организмов в зонах озелененной территории, требующих мер борьбы с ними - %. 6. Наличие генеральной схемы санитарной очистки территории муниципального образования - % 7. Количество мероприятий по экологическому перевоспитанию и просвещению населения -4 ед. в год |
1. Общая характеристика экологической ситуации в городском округе Пущино, обоснование необходимости разработки Программы
1.1. Общая характеристика экологической ситуации в городском округе Пущино. Проблемы и пути их решения
Город Пущино расположен в 120 км к югу от Москвы на правом берегу реки Оки на северной оконечности Средне - Русской возвышенности. С Москвой город Пущино связан федеральной трассой Крым.
Площадь территории городского округа Пущино составляет 1783,7 га. Освоенная территория - около 750 га. Вся территория города делится на центральное ядро "городской" застройки (около 500 га) и периферийного "сельского" окружения. Центральная часть Пущино была построена по единому плану в 60-70-е годы и отличается почти идеальным функциональным зонированием. "Городская" территория имеет четкое деление в широтном направлении на жилую и научно-производственную зоны по обе стороны парка "Зеленая зона".
Зеленые насаждения являются неотъемлемой частью города Пущино. Наряду с архитектурным ландшафтом объекты озеленения участвуют в формировании облика города. Они имеют санитарно-гигиеническое, рекреационное, ландшафтно-архитектурное, культурное и научное значение. Важными функциями зеленых насаждений являются обеспечение устойчивого развития города, поддержание благоприятной для человека среды обитания непосредственно в месте проживания, сохранение природных сообществ и биологического разнообразия - необходимых условий развития города. Содержанию зеленых насаждений должно уделяться особое внимание, так как воздушная и почвенная среда в городе резко отличаются от естественных условий, в которых формировались наследственные биологические свойства используемых для озеленения деревьев, кустарников, растений. Контроль состояния зеленых насаждений должны осуществлять организации, предприятия и другие учреждения, в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами, сигнализацией о наблюдаемых негативных явлениях и процессах в вышестоящие организации и городскую службу защиты зеленых насаждений. Мониторинг состояния зеленых насаждений должен осуществляться на постоянных пунктах наблюдения (ППН), временных пунктах наблюдений и путем экспертных обследований отдельных озелененных и природных территорий. Должны проводиться наблюдения по энтомофитопатологическим, экологогеохимическим, ландшафтно-дендрологическим, лихеоиндикационным показателям зеленых насаждений на объектах озеленения, а также почвенно-зоологическим характеристикам и орнитофауне. Оценка данных мониторинга проводится по категориям озелененных и природных территорий с учетом административно-территориального деления и градостроительного зонирования территории города.
Жилую зону формируют 4 микрорайона с застройкой 4, 5, 9 и 12 - 14-ти этажными домами, детскими учреждениями и объектами социальной сферы. Научно-производственная зона объединяет 9 институтов Российской Академии наук и Радиоастрономическую обсерваторию Астрокосмического центра ФИАН. На северо-востоке с учетом преимущественно юго-западного переноса ветров была сформирована промышленная зона города, в которую входят: городская котельная, очистные сооружения канализации, ливневые очистные сооружения, печь для огневого обезвреживания опасных отходов, ООО Фирма "Пущинский завод" по производству строительных материалов, а также многочисленные производственные объекты малого бизнеса.
В городе сложилась система рекреационных пространств, которая состоит из прибрежной зоны и периферийных лесных массивов, общегородских и внутрирайонных зеленых территорий. Основой всего ландшафтного каркаса является широтная планировочная ось города - "Зеленая зона".
Широко известный Приокско-Террасный заповедник расположен на левом берегу реки Оки, напротив города Пущино, и представляет собой большую экологическую и эстетическую ценность, в нём насчитывается 912 видов растений, 130 видов птиц и 53 вида млекопитающих. В 1948 г. в заповеднике создан зубровый питомник. Заповедник имеет международное значение.
Склоны Оки и ее пойменные территории севернее жилой зоны составляют прибрежный зеленый пояс. Здесь сосредоточены пять особо охраняемых природных территорий (ООПТ) областного значения, где расположены уникальные природные объекты и памятник архитектуры федерального значения "Усадьба "Пущино".
Периферийная часть территории города представляет собой участки усадебной застройки, окруженные лесными массивами, которые чередуются с открытыми пространствами полей и лугов, часто изрезанных оврагами, балками и ручьями. Леса занимают четверть площади города. Имеется более 100 га свободных земель, которые могут быть использованы для развития научно-производственного комплекса города. Экономика города неразрывно связана с деятельностью его научно-производственного комплекса. Часть экономики составляют научно-исследовательские организации и научно - производственные предприятия.
Численность населения города - 21,2 человек. Трудоспособного населения - 12,0 тыс. человек, из них в экономике города занято 7,3 тыс. человек.
Загрязненность воздуха, почв и природных вод практически отсутствует. Подземные воды представлены несколькими горизонтами, относящимися к т.н. Московскому артезианскому бассейну. Город Пущино и окружающие его территории расположены на древней Пущинской дельте пресноводного моря-озера. В настоящее время размеры подземного озера 50 х 100 км. Подземные пресные воды высокого качества залегают на глубине 60 - 180 м, их объем не менее 50 км3. Ориентировочные подсчеты дают цифру запасов пресной воды в 100 км3. Город снабжается питьевой водой из 7 скважин (глубиной от 60 до 90 м). Вода отличается высокими вкусовыми качествами и чистотой, она гидрокарбонатно-кальциевая, рН 7,7 - 7,8.
Экологическая ситуация в городе остается относительно благоприятной, но антропогенная нагрузка довольно быстро истощает биоресурсы окружающей среды. Отсутствие единого плана развития и систематического ухода за внешним видом города приводит к изменению единого ландшафтного и архитектурного рисунка города. Зелёные насаждения в городе, включая "Зелёную зону", нуждаются в инвентаризации и обновлении с целью улучшения их санитарного и лесопатологического состояния. Необходимо продолжать развитие парка "Зеленая Зона" на участках предусмотренных Генеральным планом города. Для сохранения естественных природных участков целесообразно создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ) муниципального значения. Как и в любом городе, естественно, стоит вопрос об утилизации ТБО (твердых бытовых отходов), которые включают в себя стекло, пищевые отходы, макулатуру, полимерные материалы, дерево, металл, камни, ядовитые вещества. Закончена эксплуатация полигона ТБО "Жерновка", на котором производилась утилизация основной массы производимых городом отходов. Важным вопросом является организация раздельного сбора мусора. Ежегодный сброс сточных вод в р.Оку составляет около 2500000 т/год. Городские очистные сооружения нуждаются в реконструкции. Кроме того, город не имеет очистных сооружений ливневых стоков, что приводит к значительной техногенной нагрузке на водные ресурсы. Стационарные посты наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в городе отсутствуют. Общий валовой выброс загрязняющих веществ от основных промышленных предприятий ежегодно составляет около 1300 тонн. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в городе являются: автотранспорт, Комплекс огневого уничтожения отходов, МУП "Тепловодоканал", институты. Необходимо провести работу по оценке загрязнения атмосферного воздуха в городе и выявить основные источники выбросов загрязняющих веществ. Автотранспорт вносит существенный вклад в формировании приземных концентраций таких опасных примесей, как окись углерода, двуокись азота, углеводороды, сажа, бенз(а)пирен и др. Для получения более полной характеристики воздействия автотранспорта на воздушный бассейн необходимо проведение постоянного мониторинга и дополнительного анализа. Острой проблемой для города является парковка личного автотранспорта на газонах придомовых территорий. Природный радиационный фон города характеризуется относительно низким содержанием естественных радионуклидов. Радиоактивное загрязнение окружающей среды в городе Гидрометслужбой не определяется. При выборочном контроле территории города Роспотребнадзором радиационных аномалий и загрязнений не обнаружено. Вся территория города не обследовалась.
Основными проблемами экологической безопасности городского округа Пущино являются:
- низкий уровень экологического сознания и экологической культуры горожан, включая лиц, принимающих управленческие решения;
- низкий уровень финансирования мероприятий по оздоровлению экологической обстановки и восстановлению природно-ресурсного потенциала городского округа, не достигающий научно обоснованных 4 - 5% расходной части бюджета городского округа;
- низкий уровень переработки и утилизации вторичных ресурсов, отходов производства и потребления;
- недооценка карстового основания, особенно в микрорайоне "АБ", и наличие эрозийно опасного склона к руслу Оки при разработке Градостроительного плана;
- высокая степень изношенности основных фондов объектов городской коммунальной инфраструктуры, в частности, истечение срока эксплуатации полигона твердых отходов в д. Жерновка; необходимость модернизации канализационных очистных сооружений, водозаборов питьевой воды, городской котельной; реконструкция ливневых сетей и очистных сооружений.
- недостаток нормативно-правового и методического регулирования вопросов обеспечения экологической безопасности;
- недостаточный уровень координации и взаимодействия органов местного самоуправления, природопользователей и населения в области обеспечения экологической безопасности;
- отсутствие эффективных механизмов стимулирования рационального и безопасного природопользования и как следствие недостаточная заинтересованность природопользователей в соблюдении требований в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- отсутствие экологически обоснованной стратегии развития города, необходимость комплексного подхода к вопросам обеспечения экологической безопасности.
- наличие случаев сброса неочищенных ливневых, промышленных сточных вод в водные объекты.
- парковка автотранспорта на газонах.
- недостаток работ по восстановлению и сохранению городских зелёных насаждений.
1.2. Обоснование необходимости разработки Программы
Разработка данной программы является неотъемлемым условием устойчивого развития городского округа Пущино и должно стать одним из приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Пущино.
- Соблюдение требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности должно стать одной из основ при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории городского округа, быть неразрывно связанным с долгосрочными экономическими интересами природопользователей, осознанной общественной обязанностью населения городского округа Пущино.
2. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
Поддержание и улучшение экологической обстановки в городе, сохранение и реабилитация природы города, охрана зон озелененных территорий городского округа Пущино для обеспечения здоровья и благоприятных условий жизнедеятельности населения, а также обеспечения конституционного права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.
Для достижения этих целей необходимо комплексное, системное и целенаправленное решение следующих основных задач:
1. Уменьшение опасного воздействия (выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, размещения отходов) на окружающую среду и ее компоненты до безопасного уровня, обеспечение безопасности при обращении с вторичными ресурсами, отходами производства и потребления;
2. Улучшение качества жизни и увеличение продолжительности жизни населения городского округа путем уменьшения снижения опасного воздействия экологических факторов в целях снижения уровня заболеваний людей;
3. Организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры населения.
3. Планируемые результаты реализации муниципальной программы
Основные планируемые результаты (показатели эффективности) реализации муниципальной программы и их динамики по годам реализации муниципальной программы приведены в Приложении N 1 к муниципальной программе.
Методика расчета значений показателей эффективности реализации муниципальной программы приведена в Приложении N 2 к муниципальной программе.
4. Описание мероприятий по реализации Программы экологии и окружающей среды городского округа Пущино
Достижение целей и решение задач Программы планируется осуществить путем реализации предусмотренных основными направлениями приоритетных мер:
- повышение безопасности существующих объектов, видов хозяйственной и иной деятельности, значительное снижение вреда, наносимого окружающей среде и населению чрезвычайными ситуациями техногенного и природного характера и их последствиями;
- повышение качества окружающей среды, оздоровление и сохранение экологической обстановки в городском округе Пущино, улучшение качества жизни и здоровья населения, увеличение продолжительности жизни путем снижения опасного воздействия экологических факторов и улучшения экологических показателей окружающей среды, снижение уровня экологозависимых заболеваний;
- создание эффективного правового механизма охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, своевременной корректировкой существующего Градостроительного плана в интересах жителей города, совершенствование правоприменительной практики для обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и неотвратимости такой ответственности;
- совершенствование и повышение эффективности системы государственного управления охраной окружающей среды и обеспечением безопасности, ее адекватность нынешнему и прогнозируемому состоянию окружающей среды с учетом региональных особенностей и требований экологической безопасности;
- разработка и применение экономических механизмов в целях снижения опасной нагрузки на окружающую среду и здоровье населения, привлечение и эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств для обеспечения экологической безопасности;
- обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан городского округа Пущино достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее опасных изменениях на основе эффективного мониторинга состояния окружающей среды, сбора, обработки и представления получаемой информации в виде, позволяющем принимать оптимальные и эффективные управленческие решения;
- пропаганда среди населения знаний об источниках экологической опасности, характере и масштабах оказываемого ими опасного воздействия на окружающую среду, на жизнь и здоровье человека, выявление экологических рисков;
- практическое применение имеющихся и полученных данных для разработки конкретных мероприятий по снижению негативного (опасного) воздействия на окружающую среду;
- повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
- повышение эффективности общественного экологического контроля как одного из эффективных средств обеспечения экологической безопасности, сознательное участие населения в обсуждении и реализации важных решений по вопросам экологической безопасности.
Полный перечень мероприятий программы представлен в Приложении N 3 к Программе.
5. Финансирование муниципальной программы
Финансирование реализации муниципальной программы осуществляется за счет различных источников, в том числе бюджета города, бюджет Московской области и федерального бюджета.
Обоснование и распределение объемов финансовых средств на реализацию подпрограмм по годам и источникам финансирования представлено в Приложениях N 3 и 4 к муниципальной программе.
6. Порядок взаимодействия ответственных за выполнение мероприятий программы с муниципальным заказчиком муниципальной программы
Заказчик муниципальной программы организует управление реализацией муниципальной программы и осуществляет взаимодействие с муниципальным заказчиком программы, а также с ответственными за выполнение мероприятий программы.
Заказчик муниципальной программы в целях управления реализацией программы обеспечивает:
- планирование реализации мероприятий программы в рамках параметров программы на соответствующий год;
- формирование прогноза объемов средств, необходимых на реализацию мероприятий муниципальной программы;
- мониторинг реализации мероприятий программы, целевых значений показателей программы и показателей мероприятий программы;
- контроль реализации мероприятий программы в ходе ее реализации;
- информационное сопровождение реализации программы.
а также:
- осуществляет анализ и оценку фактически достигаемых значений показателей программы в ходе ее реализации и по итогам отчетного периода;
- осуществляет ежегодную оценку результативности и эффективности мероприятий программы, формирует аналитические справки и итоговые доклады о ходе реализации программы в соответствии с Порядком разработки и реализации муниципальных программ городского округа Пущино, утвержденным постановлением администрации города Пущино от 11 ноября 2013 года N 543-п (далее - Порядок);
- вносит в установленном порядке предложения о корректировке параметров программы;
- в случае участия городского округа Пущино в реализации государственных программ Московской области, реализуемых за счет средств бюджета Московской области, на условиях софинансирования программных мероприятий за счет средств бюджета городского округа Пущино в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, Администрация города Пущино и государственный заказчик государственной программы заключают соглашение (договор) о намерениях по софинансированию указанных мероприятий государственной программы.
Получателями средств городского бюджета являются исполнители мероприятий муниципальной программы, которые обеспечивают их целевое использование.
7. Состав, форма и сроки представления отчетности о ходе реализации мероприятий программы
С целью контроля реализации муниципальной программы исполнители мероприятий муниципальной программы готовят и представляют соответственно муниципальному заказчику муниципальной программы отчеты о ходе реализации мероприятий и о результатах реализованных мероприятий по формам, определенным Порядком:
оперативный отчет ежеквартально - до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
ежегодный отчет - до 1 марта года, следующего за отчетным годом;
итоговый отчет - до 1 июня года, следующего за последним отчетным годом реализации подпрограмм.
Отчёты составляются по формам в соответствии с Порядком. Формы отчетов представлены в Приложениях N 6 - 8 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.