Порядок
ценообразования и сметного нормирования в строительстве Московской области
ПЦСН-2014 МО
(утв. протоколом от 30 июля 2014 г. N 7 Московской областной комиссией по индексации цен и ценообразованию в строительстве)
Настоящий документ фактически прекратил действие в связи с принятием ПЦСН-2020 МО (утв. протоколом от 29 июля 2020 г. N 07)
Введение
Порядок ценообразования и сметного нормирования в строительстве Московской области (ПЦСН-2014 МО) разработан по заданию Министерства строительного комплекса Московской области с учетом общих принципиальных положений "Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004, с изменениями и дополнениями от 01.06.2012 (далее - Методика РФ).
ПЦСН-2014 МО разработан на основе действующих федеральных и территориальных документов по сметному нормированию и ценообразованию и им не противоречит.
Градостроительный кодекс Российской Федерации регламентирует:
- исходные данные для проектирования; порядок проектирования (статьи 47 и 48);
- состав проектной документации, в которую входит отдельным разделом сметная документация (часть 12 пункт 11 статья 48). Однако проектная и сметная документация могут разрабатываться и независимо друг от друга в случае составления смет заказчиком после подготовки проектной документации специализированной проектной организацией, а также в случае отсутствия проектной документации на капитальный ремонт объекта сметная документация составляется на основании дефектных ведомостей;
- экспертизу проектной документации (статья 49), включая сметную документацию, которая разрабатывается на основе введенной в действие с 01.04.2014 г. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и с 01.01.2012 г. Министерством строительного комплекса Московской области федеральной и территориальной сметно-нормативных баз ценообразования в строительстве с дополнениями и изменениями (далее - СНБ-2001) и в соответствии с системой действующих сметных нормативов.
Данный документ ПЦСН-2014 МО не противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации и соответствует действующей в Российской Федерации государственной системе сметного нормирования и ценообразования в строительстве Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Вопросы ценообразования в строительстве регулируются Гражданским кодексом РФ главой 37 "Подряд" §§ 1, 3, 4 и 5 (статьями 424, 709 - 711, 720, 723, 741 - 744).
Цель ПЦСН-2014 МО - представить в систематизированном виде свод основных норм и правил ценообразования в строительстве от замысла до сдачи объектов строительства в эксплуатацию и обеспечить повышение качества управления и регулирования им на региональном уровне.
1. Область применения
1.1. Порядок ценообразования и сметного нормирования в строительстве Московской области (ПЦСН-2014 МО) предназначен для определения базисной и текущей стоимости строительства новых, реконструкции, капитального ремонта действующих предприятий, зданий и сооружений (далее - строительная продукция) на территории Московской области по сметно-нормативной базе СНБ-2001.
1.2. Данный ПЦСН-2014 МО применяется для определения стоимости строительной продукции на всех стадиях инвестиционного цикла: предпроектной, проектирования, планирования, осуществления строительства, его завершения и сдачи в эксплуатацию.
1.3. ПЦСН-2014 МО устанавливает порядок и способы определения показателей сметной стоимости в базисном на 01.01.2000 и текущем уровнях цен в составе сметной документации с учетом региональных особенностей.
2. Общие положения
2.1. Разработка сметной документации и ее утверждение осуществляются в базисном на 01.01.2000 и текущем уровнях цен с учетом НДС.
2.2. Утвержденная в установленном порядке проектная документация является источником формирования информационных баз данных объектов-аналогов и нормативных укрупненных показателей стоимости строительства, используемых для составления сметной документации на предпроектной и проектной стадиях проектирования.
2.3. Нормы и правила ПЦСН-2014 МО направлены на практическую реализацию требований федеральных и региональных (областных) документов по регулированию нормирования и ценообразования в строительстве.
2.3.1. Перечень официальных документов федерального уровня по сметному нормированию и ценообразованию в строительстве приведен в Приложении N 1.
2.3.2. Перечень официальных документов Московской области, регламентирующих сметное нормирование и ценообразование в строительстве с учетом конкретных территориальных условий и особенностей, приведен в Приложении N 2.
2.4. Нормы и правила ПЦСН-2014 МО распространяются на все этапы инвестиционного цикла:
- предпроектный этап, включающий обоснование инвестиций, инвестиционных программ и перспективных планов капитальных вложений;
- этап проектирования, включающий сбор исходно-разрешительной документации на проектирование и разработку проектов в форме пакета проектной и сметной документации, их экспертизу и утверждение в установленном порядке,
- этап подготовки к реализации проектов в натуре и осуществления этих проектов.
2.5. Нормы и правила, приведенные в ПЦСН-2014 МО, предназначены для обязательного применения организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) из бюджетных средств Московской области и бюджетов муниципальных образований, а так же приравненных к ним фондов
Для строек (объектов реконструкции, капитального ремонта), финансируемых за счет средств частных инвесторов, указанные нормы и правила носят рекомендательный характер.
2.6. В сметном нормировании и ценообразовании в строительстве применяются следующие виды цен на ресурсы.
Базисные цены - это средние сметные цены на 01.01.2000, которые являются основанием для разработки федеральной и территориальной сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве.
Текущие цены - это сметные цены, взятые на определенный текущий момент времени.
3. Нормы и правила сметного нормирования и ценообразования на предпроектной стадии
3.1. В предпроектные материалы входят:
- замысел инвестиционного проекта;
- цели инвестирования;
- эскизная разработка по инвестиционному проекту,
- сводный сметный расчет.
3.2. В случае, если предпроектным проработкам предшествуют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, то затраты по этим работам и затраты на обоснования инвестиций относятся на основную деятельность инвестора и не включаются в капитальные вложения по строительству.
Стоимость разработки предпроектной документации определяется по расчету, исходя из трудозатрат разработчика, и возмещается по договору за счет основной деятельности инвестора.
3.3. На предпроектной стадии физические объемы устанавливаются по объектам-аналогам, типовым и повторно применяемым проектам, исходя из эскизных технических и технологических решений по инвестиционному проекту.
3.4. В нормативную базу ценообразования на предпроектной стадии входят;
- база данных по объектам-аналогам;
- удельные показатели капитальных вложений на единицу продукции (услуг) основных фондов;
- укрупненные показатели сметной стоимости на конечные измерители строительной продукции (м3, м2 зданий, метр погонный инженерных сетей и т. п.) по НЦС 81-02-(01-17)-2012, утвержденных приказом Министерством регионального развития РФ от 30.12.2011 N 643.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Приказ Министерством регионального развития РФ от 30.12.2011 N 643 не содержит НЦС 81-02-(01-17)-2012
См. Государственные сметные нормативы НЦС 81-02-2012
3.5. К укрупненным показателям стоимости строительно-монтажных работ на 1 м3 здания при изменении кубатуры проектируемого объекта против кубатуры здания-аналога следует применять поправочные коэффициенты, приведенные в Приложении N 3.
3.6. Сводный сметный расчет по предпроектному технико-экономическому обоснованию инвестиций, составленный в базисном (2000 г.) уровне цен, пересчитывается в текущий и прогнозный уровни цен для разработки инвестиционных программ.
4. Нормы и правила сметного нормирования и ценообразования на стадии проектирования
4.1. В нормы и правила ценообразования в базисном на 01.01.2000 и текущем уровнях цен на стадии проектирования входят:
- определение сметной стоимости прямых затрат СМР по федеральным и территориальным единичным расценкам (ФЕР-2001 и ТЕР-2001) на проектные физические объемы,
- определение сметной стоимости накладных расходов, сметной прибыли и лимитированных затрат на производство СМР;
- определение сметной стоимости оборудования, его монтажа и пусконаладки;
- определение прочих работ, затрат и услуг (Приложение N 4);
4.2. На стадии проектирования разрабатывается проектная и сметная документация на объекты строительства.
4.3. Состав и формы сметной документации
4.3.1. Сметная документация является составной частью проектной документации и представляет его денежное выражение в базисном на 01.01.2000 и текущем уровнях цен, определенное в соответствии с СНБ-2001, МДС 81-35.2004 и техническими решениями, которые приняты в проектной документации, с учетом действующих строительных норм и правил федерального (СНиП, технические регламенты, стандарты) и отраслевого (ОСН) уровней.
4.3.2. Сметная документация комплектуется в составе проектной документации по стройке в целом в отдельный том с оглавлением и пояснительной запиской в соответствии с требованиями к ее содержанию, указанными в МДС 81-35.2004, и включает технико-экономические показатели по стройке в целом, по этапам и пусковым комплексам.
Пусковые комплексы в составе объекта или этапа работ могут выделяться как при разработке проектной документации, так и в процессе строительства по решению заказчика.
При этом, на стадии "Проектная документация" в состав сметной документации включаются локальные сметные расчеты, объектные сметы и сводный сметный расчет, а на стадии "Рабочая документация" - локальные сметы.
4.3.3. Сметная документация для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их этапов состоит из локальных смет (локальных сметных расчетов), объектных смет (объектных сметных расчетов), сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства (капитального ремонта), сводок затрат и др.
Показатели сметной стоимости рассчитываются в рублях с округлением до двух десятичных знаков после запятой
Локальные сметы составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации, являются первичным сметным документом и разрабатываются по унифицированной форме путем применения базисных сметных норм, сметных цен и единичных расценок СНБ-2001 (Приложение N 5).
Локальные сметные расчеты составляются по той же форме в случаях, когда объемы работ и размеры затрат в проектной документации окончательно не определены и подлежат уточнению на основании рабочей документации или в случаях, когда объемы, характер и методы выполнения работ могут быть окончательно установлены только в процессе строительства (земляные, свайные, буровые, буровзрывные и т.п. работы, а также работы по водопонижению и искусственному закреплению грунтов).
В конце каждого локального сметного расчета (локальной сметы) должны указываться сводные показатели объемов и стоимости по ее разделам.
Объектные сметы разрабатываются по унифицированной форме путем суммирования итогов локальных смет по работам и затратам, относящимся к соответствующему объекту (Приложение N 6).
Объектные сметные расчеты объединяют в своем составе данные итогов локальных сметных расчетов и локальных смет, подлежат уточнению при разработке рабочей документации и составляются по той же форме, что и объектные сметы.
Сметные расчеты на отдельные виды затрат разрабатываются когда требуется определить лимит средств, необходимых для возмещения затрат, которые не учтены сметными нормативами (компенсации в связи с изъятием земель под застройку; расходы, связанные с применением льгот и доплат, установленных решениями органов государственной власти, и т.п.).
Сводные сметные расчеты стоимости строительства (капитального ремонта) предприятий, зданий и сооружений (или их этапов) является документом, определяющим сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех предусмотренных проектной документацией объектов, служит основанием для открытия финансирования строительства, включает в себя итоги всех объектных смет (сметных расчетов) без сумм на покрытие лимитированных затрат и сметных расчетов на отдельные виды затрат Составляется по унифицированной форме (Приложение N 7).
Сводка затрат составляется в тех случаях, когда наряду с объектами производственного назначения разрабатывается проектная и сметная документация на объекты жилищно-гражданского или другого назначения с раздельными сводными сметными расчетами стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их этапов (Приложение N 8).
Локальная ресурсная ведомость для видов работ и затрат разрабатывается в случае необходимости на основе проектных данных в рабочей документации (Приложение N 9).
Ведомость сметной стоимости объектов, работ и затрат по охране окружающей среды разрабатывается по унифицированной форме (Приложение N 10).
Ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, разрабатывается в случае необходимости по унифицированной форме (Приложение N 11).
Сметы на проектно-изыскательские работы разрабатываются по формам 1П (Приложение N 12), 2П (Приложение N 13) и 3П (Приложение N 14)
4.4. Порядок составления сметной документации на строительство
4.4.1. Общие положения
Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их этапов) на разных стадиях проектирования рекомендуется составлять следующую сметную документацию:
В составе проектной документации:
- сводку затрат (при необходимости);
- сводный сметный расчет стоимости строительства,
- объектные и локальные сметные расчеты;
- объектные и локальные сметы;
- сметные расчеты на отдельные виды затрат;
- пояснительную записку с технико-экономическими показателями по проекту.
Главным критерием при выборе метода составления сметной документации является метод, с применением которого возможно наиболее точное определение сметной стоимости проектируемого объекта на стадии разработки проектной документации
Если на стадии разработки проектной документации, выполненной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", возможна разработка локальных смет на весь объект или на отдельные виды работ, конструктивные элементы рекомендуется определять стоимость строительства на основании локальных смет.
В случае невозможности составления локальных смет на стадии разработки проектной документации, определение стоимости строительства рекомендуется осуществлять на основании сметных расчетов, выполненных с применением запроектированных (ранее построенных) объектов-аналогов.
Если разработанная проектная и рабочая документация будет передаваться заказчику одновременно, то сметную документацию рекомендуется разрабатывать на основании рабочих чертежей, входящих в состав рабочей документации
Выбор метода определения стоимости строительства в составе проектной документации осуществляется заказчиком и указываются в задании на проектирование.
В составе рабочей документации:
- объектные и локальные сметы
Основанием для определения сметной стоимости строительства служат:
- исходные данные заказчика на разработку сметной документации, в том числе по объектам-аналогам. Объекты-аналоги на стадии рабочей документации не применяются;
- предпроектная и проектная документация, включая чертежи, ведомости физических объемов работ и затрат, спецификации и ведомости потребности ресурсов, в том числе: технологического оборудования, инструмента, инвентаря для оснастки объектов; строительных материалов, изделий, конструкций; строительных машин и механизмов для производства строительно-монтажных работ; прочих работ и затрат, сопутствующих строительству;
- решения, принятые инвестором и предусмотренные в проекте, в том числе в составе проекта организации строительства (ПОС);
- листы авторского надзора и акты на дополнительные работы, выявленные в процессе реализации проекта;
- отдельные, относящиеся к соответствующей стройке, решения органов государственной власти;
- действующие федеральная и территориальная сметно-нормативные базы ценообразования в строительстве СИБ-2001.
В случаях отсутствия в территориальной ТСНБ-2001 отдельных единичных расценок или сметных цен на отдельные виды материалов, изделий и конструкций, разрешается применять единичные расценки Федеральных сборников (ФЕР-2001, ФЕРр-2001, ФЕРм-2001, ФЕРп-2001, ФЕРмр-2001) и сметные цены, имеющиеся в Федеральном сборнике сметных цен, без применения поправочных коэффициентов, предусматриваемых МДС 81 - 32.2003 для перехода от федерального к региональному уровню базисных цеп для субъектов РФ.
В сводном сметном расчете по объектам, финансируемым частично или полностью из бюджетных источников, сметная стоимость указывается в двух уровнях цен (базисном на 01.01.2000 и текущем).
Пересчет в текущий уровень цен может осуществляться:
- укрупненными индексами по основным видам экономической деятельности и объектам строительства, ежеквартально рекомендуемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ,
- средними индексами изменения стоимости строительно-монтажных работ, утверждаемыми Московской областной комиссией по индексации цен и ценообразованию в строительстве. При этом могут быть использованы только индексы за прошедшие периоды, уточненные по статистическим данным;
- расчетными индексами пересчета стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ для Московской области ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза".
При применении укрупненных индексов пересчет стоимости работ от базовых цен в текущие рекомендуется производить по итогам глав 1 - 7 сводного сметного расчета стоимости строительства объекта.
Для объектов нового строительства и реконструкции способ определения текущей стоимости строительства устанавливается заказчиком в задании на проектирование, а при капитальном ремонте текущая стоимость определяется только по индексам к элементам прямых затрат ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза".
4.4.2. Составление н применение локальных смет (сметных расчетов)
Локальные сметы и локальные сметные расчеты являются исходными документами для составления объектных смет и сводных сметных расчетов (ССР).
Локальные сметы по видам работ и затрат, являясь первичными сметными документами, разрабатываются по Сборникам единичных расценок ФЕР-2001, ТЕР-2001, ОЕР-2001, а их суммарные итоги включаются в соответствующие объектные сметы и главы сводных сметных расчетов.
Локальные сметные расчеты (ЛСР) разрабатываются по объектам-аналогам (объектам- представителям) и укрупненным показателям базисной стоимости (УПБС), устанавливаемым исходя из ранее утвержденной проектной документации.
Локальные сметы (локальные сметные расчеты) составляются на основе физических объемов работ, а также по спецификациям на оборудование, устанавливаемым при разработке рабочей документации:
- по зданиям и сооружениям:
на строительные работы, специальные строительные работы, внутренние санитарно-технические работы, внутреннее электроосвещение, электросиловые установки, на монтаж и приобретение технологического и других видов оборудования, контрольно-измерительных приборов (КИП) и автоматики, слаботочных устройств (связь, сигнализация и т.п.), приобретение оборудования, приспособлений, мебели, инвентаря и др.,
- по общеплощадочным работам:
на вертикальную планировку, устройство инженерных сетей, путей и дорог, благоустройство территории, малые архитектурные формы и др.
Данные локальных смет (локальных сметных расчетов) группируются в объектных сметах (сметных расчетах) по конструктивным частям здания (сооружения), комплексам работ и устройств, которые распределяются по главам ССР. Порядок группировки должен соответствовать технологической последовательности работ и учитывать специфические особенности отдельных видов строительства.
В стоимость, определяемую локальными сметами (сметными расчетами), входят прямые затраты, накладные расходы и сметная прибыль
Прямые затраты учитывают стоимость оплаты труда рабочих, материалов, изделий, конструкций и эксплуатации строительных машин.
Накладные расходы учитывают затраты строительно-монтажных организаций, связанные с созданием общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением.
Сметная прибыль - сумма средств, необходимых для покрытия отдельных (общих) расходов строительно-монтажных организаций на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование. Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции, которая добавляется к сметно-нормативной себестоимости работ.
В локальных сметах (сметных расчетах) на разборку, снос (перенос) зданий и сооружений по конструкциям, материалам и изделиям, пригодным для повторного применения, за их итогом (справочно) приводятся возвратные суммы.
Локальные сметы (сметные расчеты) на приобретение и монтаж оборудования, мебели и инвентаря разрабатываются согласно положениям, предусмотренным в МДС 81-35.2004.
При составлении локальных смет (сметных расчетов) должны учитываться усложняющие факторы и условия производства работ путем применения коэффициентов, приведенных в общих указаниях по применению сметных норм и расценок, а также в технических частях сборников на строительные, ремонтно-строительные, монтажные и пусконаладочные работы.
На затраты, определяемые с использованием нормативов, выраженных в процентах от полной сметной стоимости или сметной стоимости строительно-монтажных работ, сметные расчеты не составляются, а включаются в главы сводных сметных расчетов стоимости строительства "Подготовка территории строительства", "Прочие работы и затраты", "Подготовка эксплуатационных кадров для строящегося объекта капитального строительства" отдельной строкой.
4.4.3. Порядок определения статей затрат в локальных сметах
Порядок определении сметных затрат на оплату труда рабочих
В составе локальных смет (сметных расчетов) затраты на оплату труда рабочих- строителей определяются исходя из данных о нормативной трудоемкости работ (человеко-часы), среднего разряда работы и стоимости I человеко-часа рабочего-строителя соответствующего разряда на 01.01.2000.
В составе затрат на оплату труда рабочих отражаются все расходы по оплате труда производственных рабочих, включая рабочих, не состоящих в штате, и линейного персонала при включении его в состав работников бригад (участков), занятых непосредственно на строительных работах, а также рабочих, осуществляющих перемещение материалов и оборудования в пределах рабочей зоны и от приобъектного склада до места укладки в дело или монтажа
Затраты на оплату труда рабочих, занятых управлением и обслуживанием строительных машин и механизмов, включаются в состав затрат на эксплуатацию строительных машин.
Порядок определения сметной стоимости материальных ресурсов
Сметная стоимость материальных ресурсов в составе локальных смет (сметных расчетов) определяется исходя из данных о нормативной потребности материалов, изделий (деталей) и конструкций (в физических единицах измерения: м3, м2, т и пр.) и соответствующей базисной сметной цены на вид материального ресурса по "Территориальным сметным ценам на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве".
Нормативная потребность в материальных ресурсах определяется по Государственным элементным сметным нормам (ГЭСН-2001), проектной и рабочей документации (РД), проектным ведомостям потребности материалов и спецификациям в составе РД.
В случае отсутствия территориальных базисных средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции допускается применять соответствующие федеральные базисные цены.
В случае отсутствия материалов в федеральных сметных ценах допускается применять текущие цены на материалы, изделия и конструкции по каталогу текущих цен. А при отсутствии цен в каталоге - по прайс-листам или счетам-фактурам с приведением их к базисным ценам 2000 года путем деления на расчетный индекс, разработанный по статье затрат "материалы" по соответствующей расценке на установку данного материала из Сборника "Расчетные индексы пересчета стоимости строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ для Московской области", или на укрупненный индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, рекомендуемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Для учета в сметной цене материалов транспортных, заготовительно-складских расходов и погрузочно-разгрузочных работ к стоимости приобретения материалов по прайс-листу, как правило, учитывающей наценки снабженческо-сбытовых организаций и затраты на тару и упаковку, применяется надбавка в размере до 6,9% (при оформлении актов за выполненные работы КС-2 дополнительные начисления должны быть подтверждены документально).
Порядок определения сметных затрат на эксплуатацию строительных машин
Затраты на эксплуатацию строительных машин в составе локальных смет (сметных расчетов) определяются исходя из нормативного времени использования машин (в машино-часах) по ГЭСН-2001 и соответствующей расценки одного машино-часа эксплуатации машин и механизмов, определяемой по "Территориальным сметным расценкам на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств".
Нормативное количество машино-часов эксплуатации машин и марки машин в особых условиях строительной площадки определяются по ПОС или ППР в соответствии с МДС 81-3.99.
Порядок определения накладных расходов и сметной прибыли
Накладные расходы и сметная прибыль в сметной документации определяется по нормам от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.
Порядок определения стоимости оборудования, мебели, инвентаря н инструмента (далее - оборудование)
Сметная стоимость оборудования в базисном на 01.01.2000 и текущем уровнях цен определяется по заказным спецификациям и наборам оборудования, устанавливаемым проектными организациями в составе проектной документации на объекте нового строительства, реконструкции.
Сметная стоимость оборудования определяется по ценам франко-приобъектный склад строительства или франко-место, определенное договором подряда, для передачи оборудования в монтаж
При составлении сметных расчетов и смет в них раздельно определяется базисная (на 01.01.2000) стоимость:
- оборудования, предназначенного для производственных нужд;
- инструмента и инвентаря производственных зданий,
- оборудования, мебели и инвентаря, предназначенных для общественных и административных зданий.
Сметная стоимость оборудования включает отпускные (оптовые) цены франко-склад заводов-изготовителем, расходы по доставке франко-приобъектный склад строительства, в том числе расходы на услуги посреднических организаций, и затраты, сопутствующие приобретению оборудования, включая затраты на комплектацию оборудования, тару и упаковку, запасные части, если они не включены в заводскую цену оборудования, а также заготовительно-складские расходы потребителя.
В сметных расчетах и сметах на строительство предприятий, зданий и сооружений раздельно учитывается стоимость оборудования, требующего монтажа, и оборудования, не требующего монтажа, предусмотренного проектом для обеспечения эксплуатации предприятия, здания и сооружения.
До выхода федерального или территориального сборников сметных цен на оборудование, применяемое в строительстве, стоимость оборудования следует определять на основании информации о текущей стоимости применяемого оборудования, представленной проектировщиком и согласованной с заказчиком. При пересчете текущих цен на оборудование в базисные цены на 01.01.2000 следует применять коэффициенты, утверждаемые Московской областной комиссией по индексации цен и ценообразованию в строительстве и публикуемые в технической части Сборников "Расчетные индексы пересчета стоимости строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ для Московской области", или, при пересчете сметной документации на строительство объектов по укрупненным индексам, - по ежеквартальным индексам изменения сметной стоимости оборудования, рекомендуемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Стоимость запасных частей, затраты на тару и упаковку, расходы на транспортировку оборудования, услуги посреднических организаций, затраты на комплектацию оборудования, заготовительно-складские расходы принимаются в размере до 5% от стоимости приобретения оборудования.
На сметную стоимость оборудования следует относить:
- технологическую оснастку, инструмент и инвентарь, если они не входят в комплект поставки;
- шеф-монтаж;
- доизготовление (доработку и укрупнительную сборку) оборудования в построечных условиях;
- предмонтажную ревизию оборудования;
- проектирование оборудования, индивидуально изготовляемого по специальным техническим условиям;
- сборку и установку оборудования, не требующего монтажа и др.
- стоимость специализированного программного обеспечения, являющегося неотъемлемой частью систем АСУТП.
Стоимость вычислительной техники и подвижных транспортных единиц учитывается в сметах на строительство только в случае, если такое оборудование связанно с технологией производства.
Затраты на приобретение инструмента, приспособлений и механизмов для оснастки технологических процессов и производственного инвентаря и стоимость оборудования, мебели и инвентаря общественных и административных зданий определяются в локальных сметах на основе наборов, устанавливаемых проектной организацией в составе проектной документации для первоначального оснащения построенных объектов.
Включение в сметную документацию затрат на приобретение импортного оборудования должно быть обосновано в задании на проектирование и в проектной документации, а также согласовано с инвестором
При проведении реконструкции действующих предприятий (цехов) потребность в оборудовании могут удовлетворить за счет пригодного для эксплуатации демонтированного оборудования
Порядок определения стоимости монтажа оборудования
Стоимость монтажа оборудования определяется по федеральным единичным расценкам на монтаж оборудования (ФНРм-2001).
4.4.4. Составление и применение объектных смет (сметных расчетов)
Объектные сметы составляются по установленной форме в базисном (01.01.2000) и текущем уровнях цен на объекты в составе проекта строек, объединяют итоги локальных смет и являются сметными документами, на основе которых формируются договорные цены при подрядных торгах и заключении контрактов.
В объектные сметы (сметные расчеты) по соответствующим строкам и графам включаются, относящиеся к ним показатели стоимости: "строительных работ", "монтажных работ", "оборудования, мебели, инвентаря", "прочих затрат" и "итого" по строке.
В сметную стоимость строительных и монтажных работ в объектных сметах включаются следующие лимитированные затраты:
- затраты на временные здания и сооружения;
- дополнительные затраты на производство работ, выполняемых в зимнее время,
- прочие работы и затраты согласно Приложению N 4;
- резерв средств на непредвиденные работы и затраты (НРЗ).
За итогом объектного сметного расчета (сметы) справочно показываются возвратные суммы, которые являются итоговым результатом возвратных сумм, предусмотренных локальными сметными расчетами (сметами).
Объектные сметные расчеты при необходимости могут составляться с использованием данных о сметной стоимости по объектам-аналогам (Приложение N 3).
В качестве объектов-аналогов, как правило, используется сметная документация по построенным объектам строительства.
Дополнительно к объектному сметному расчету прикладывается сводный сметный расчет стоимости объекта-аналога, соответствующий ценовым показателям, указанным в заключение государственной экспертизы, данные о прохождении экспертизы проектной документации, объектная смета, разработанная в составе рабочей документации, сопоставительная ведомость основных конструктивных решений, локальные сметы, требующие изменения в случае различия в отдельных конструктивных элементах.
При использовании объектов-аналогов следует учитывать различие их технологических, конструктивных, объемно-планировочных характеристик, местных условий строительства, изменение технического уровня и социального прогресса за период времени от окончания строительства объекта-аналога до времени разработки нового проекта, различия в инженерно-геологических условиях, влияющие на проектные решения и т.п.
Объект строительства не может быть выбран в качестве объекта-аналога, если его строительный объем отличается от объема проектируемого здания в три и более раз.
Стоимость строительства наружных сетей и элементов благоустройства определяется только по локальным сметам на основании проектных объемов работ.
Итоги объектных смет (сметных расчетов) включаются отдельными строками в главы и графы ССР без учета лимитированных затрат.
4.4.5. Сводный сметный расчет стоимости строительства
Сводные сметные расчеты являются документами, определяющими сметный лимит капитальных вложений, необходимый для строительства всех объектов стройки и её этапов, предусмотренных проектной и сметной документацией.
В сводный сметный расчет стоимости к проектной документации включаются отдельными строками итоги по всем объектным сметным расчетам (сметам) без учета сумм на покрытие лимитированных затрат, а также итоги сметных расчетов на отдельные виды затрат и распределяются по графам на "строительные работы", "монтажные работы", "оборудование, мебель и инвентарь", "прочие затраты" и "общую сметную стоимость",
Сводный сметный расчет на строительство составляется в базисном и текущем уровнях цен с учетом НДС.
Затраты в сводных сметных расчетах для нового строительства и реконструкции распределяются по следующим главам:
1. "Подготовка территории строительства"
2. "Основные объекты строительства"
3. "Объекты подсобного и обслуживающего назначения"
4. "Объекты энергетического хозяйства"
5. "Объекты транспортного хозяйства и связи"
6. "Наружные сети и сооружения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения"
7. "Благоустройство и озеленение территории"
8. "Временные здания и сооружения"
9. "Прочие работы и затраты"
10. "Содержание службы заказчика. Строительный контроль"
11. "Подготовка эксплуатационных кадров для строящегося объекта капитального строительства"
12. "Публичный технологический и ценовой аудит Проектные и изыскательские работы"
Для отдельных отраслей промышленности и видов строительства наименование и номенклатура глав сводного сметного расчета могут быть другие
Затраты в составе сводного сметного расчета для объектов капитального ремонта жилых домов, объектов коммунального и социально-культурного назначения распределяются по следующим главам:
1. "Подготовка площадок (территории) капитального ремонта"
2. "Основные объекты"
3. "Объекты подсобного и обслуживающего назначения"
4. "Наружные сети и сооружения (водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения и т.п.)"
5. "Благоустройство и озеленение территории"
6. "Временные здания и сооружения"
7. "Прочие работы и затраты"
8. "Содержание службы заказчика. Строительный контроль"
9. "Проектные и изыскательские работы, авторский надзор"
В случае отсутствия объектов, работ и затрат, предусматриваемых соответствующей главой сводного сметного расчета, эта глава пропускается без изменения номеров последующих глав.
Если стройка ограничивается отдельным комплексом работ или одним объектом, на которые составляется одна локальная или объектная смета, то и в этом случае составляется сводный сметный расчет (при новом строительстве, включая реконструкцию), в котором устанавливается общий лимит капитальных вложений с указанием в том числе: на строительные работы, монтажные работы, оборудование, мебель, инвентарь, прочие работы и затраты.
По объектам капитального ремонта, когда составляется одна локальная смета, начисление лимитированных и прочих затрат производится в локальной смете
Составление объектной сметы и сводного сметного расчета в данном случае не требуется
В сводном сметном расчете стоимости строительства приводятся (в графах 4 - 8) следующие итоги: по каждой главе (при наличии в главе разделов - по каждому разделу), по сумме глав 1 - 7, 1 - 8, 1 - 9, 1 - 12, а после начисления суммы резерва средств на непредвиденные работы и затраты - "Всего по сводному сметному расчету".
В сводном сметном расчете капитального ремонта приводятся итоговые данные по каждой главе, по сумме глав 1 - 5, 1 - 6, 1 - 7, 1 - 9, а после начисления суммы резерва средств на непредвиденные работы и затраты - "Всего по сводному сметному расчету".
Расчет стоимости строительства к обоснованиям инвестиций в составе предпроектных проработок следует составлять по каждому виду строительства и на каждый этап по форме ССР (Приложение N 11) в порядке, предусмотренном МДС 81-35.2004.
Определение затрат, включаемых в главу 1 "Подготовка территории строительства".
Средства на выполнение работ и затрат, связанных с отводом и освоением застраиваемой территории и включаемых в главу 1 "Подготовка территории строительства", определяются на основе проектных данных, действующих законов, норм и расценок. Перечень прочих работ и затрат, относящихся к этой главе, приведен в Приложении N 4.
Формирование стоимости строительства по главам 2 - 7
В главу 2 "Основные объекты строительства" и главу 3 "Объекты подсобного и обслуживающего назначения" включается сметная стоимость зданий, сооружений и видов работ основного производственного назначения и объектов подсобного и обслуживающего назначения.
В случае, если разрабатывается отдельный проект со сводным сметным расчетом стоимости строительства на котельную, линию электроснабжения, тепловые сети, благоустройство, дороги и другие, то эти объекты включаются в главу 2 ССР.
Если эти объекты входят в состав комплексного проекта со сводным сметным расчетом, то эти объекты включаются в главы 3 - 7 ССР.
В главы 4 - 7 включается сметная стоимость зданий и сооружений, назначение которых соответствуют наименованиям глав.
Определение размера затрат на временные здании и сооружения
Стоимость работ по возведению титульных зданий и сооружений определяется по нормам и в порядке, установленным в Сборниках сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, ГСНр 81-05-01-2001, в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных (ремонтно-строительных) работ по итогам глав 1 - 7 при новом строительстве и реконструкции (глав 1 - 5 при капитальном ремонте) сводного сметного расчета и включается в графы 4, 5 и 8 главы 8 (6) сводного сметного расчета соответственно.
При необходимости в проекте в составе ПОС устанавливается индивидуальный набор титульных временных зданий и сооружений и определяется их стоимость по локальным сметам с включением в главу 8 ССР.
Одновременное использование указанных способов определения затрат на временные здания и сооружения не допускается.
Определение размера затрат, включаемых в главу "Прочие работы и затраты"
В главу 9 ССР для нового строительства (в главу 7 для капитального ремонта) "Прочие работы и затраты" (см. приложение N 4) включаются средства на основные виды прочих работ и затрат.
Для специфических условий строительства в указанной главе могут учитываться и другие виды прочих затрат.
Стоимость всех видов прочих работ и затрат ССР должна иметь соответствующие документальные и проектные обоснования.
Затраты на пусконаладочные работы (ПНР) по техническому оборудованию для объектов производственного назначения только на "холостом ходу" и 100% затрат на проведение ПНР, необходимые для доведения объекта до состояния, пригодного для его использования, - для объектов жилищно-гражданского и социального назначения, относятся к "прочим работам и затратам" и определяются на стадии "Проектная документация" в процентах от стоимости монтажных работ по итогу глав 1 - 8 сводного сметного расчета в следующих размерах:
- жилые дома без лифтового оборудования с инженерными сетями, общежития - 2%;
- жилые дома с лифтовым оборудованием и инженерными сетями - 3%,
- объекты соцкультбыта (кинотеатры, спорткомплексы, магазины, торговые центры) - 5%;
- возводимые по отдельным проектам (реконструируемые с заменой оборудования) котельные установки, дизельные, трансформаторные подстанции, объекты промышленности) - 10% (если данные затраты не учтены в стоимости поставляемого оборудования);
- иные объекты, имеющие оборудование - 2%.
на стадии "рабочая документация" - на основании спецификаций и ведомостей на оборудование, чертежей, схем, а также пояснительной записки к проектным материалам, и программы пусконаладочных работ по федеральным сборникам единичных расценок в соответствии с Приложением N 19.
Определение размера затрат на содержание службы заказчика (строительный контроль)
Средства на содержание службы заказчика (строительный контроль) определяются исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на I января 2000 г. и текущем уровнях цен (без налога на добавленную стоимость) и включаются в главу 10 сводного сметного расчета стоимости строительства "Содержание службы заказчика. Строительный контроль".
Нормативы расходов по объектам строительства с использованием средств областного бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, рекомендуется принимать согласно приложения к Положению о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468) по таблице 1:
Таблица 1
Нормативы
расходов заказчика на осуществление строительного контроля
Стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (млн. рублей) |
Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля (процентов) |
Норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль (человек) |
до 30 |
2,14 |
2 |
от 30 до 50 |
1,93 |
3 |
от 50 до 70 |
1,81 |
4 |
от 70 до 90 |
1,72 |
5 |
от 90 до 125 |
1,61 |
6 |
от 125 до 150 |
1,56 |
7 |
от 150 до 200 |
1,47 |
9 |
от 200 до 300 |
1,36 |
12 |
от 300 до 400 |
1,28 |
15 |
от 400 до 500 |
1,23 |
18 |
от 500 до 600 |
1,18 |
21 |
от 600 до 750 |
1,13 |
25 |
от 750 до 900 |
1,09 |
28 |
Примечание. При стоимости строительства более 900 млн. рублей в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.:
а) нормативы расходов на осуществление строительного контроля заказчика определяются по формуле
,
где:
Н - норматив расходов на осуществление строительного контроля заказчика в процентах;
С - стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.;
- стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г., возведенная в степень 0,8022;
б) численность работников заказчика, осуществляющих строительный контроль, увеличивается на 1 человека на каждые 30 млн рублей сверх указанной суммы.
В отдельных случаях, при соответствующих обоснованиях, составляются индивидуальные расчеты затрат на содержание службы заказчика для конкретной стройки и включаются в контракты (договора).
При строительстве, осуществляемом за счет областного и муниципального бюджетов, размер затрат по осуществлению функций заказчика-застройщика определяется контрактом (договором) между инвестором и исполнителем.
Затраты на содержание службы заказчика, производимые за счет бюджетных средств в соответствии со сметой расхода, в сводном сметном расчете, не учитываются.
Определение размера затрат на проектно-изыскательские работы, аудит
С выходом Постановления Правительства РФ от 30.04.2013 N 382 "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" наименование главы 12 ССР изменилась.
Средства на выполнение проектно-изыскательских работ (услуг) определяются раздельно
на:
- проектные и изыскательские работы,
- проведение аудита проектных организаций за строительством;
- проведение экспертизы проектной документации.
Стоимость проектных и изыскательских работ определяется по федеральным справочникам базисных цен в соответствии с пунктами 12.1 и 12.2 Приложения N 4.
Эти средства включаются в главу 12 "Проектные и изыскательские работы, аудит" ССР и относятся на "Прочие работы и затраты". При этом необходимо иметь в виду, что базовая стоимость проектно-изыскательских работ определяется в уровне цен, действовавших на 01.01.2001 года, а сводный сметный расчет стоимости строительства составляется с учетом базовых цен в уровне цен на 01.01.2000 года. Для пересчета стоимости следует применить индексы:
- для проектных работ - 1,19;
- изыскательских работ - 1,27.
Испытание свай подрядчиком по заданию заказчика в период разработки проектной документации включается в главу 12 сводного сметного расчета и показывается в графах 4 и 8 ССР.
Резерв средств на непредвиденные работы н затраты
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты (НРЗ), предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденной проектной документации, определяется в процентах от итога глав 1 - 12 (1 - 9 по объектам капитального ремонта) ССР и показывается отдельной строкой с распределением по графам 4 - 8.
Лимит резерва средств на непредвиденные работы и затраты по объектам жилищно-гражданского строительства принимается в размере 2%, по объектам промышленного строительства - в размере 3%.
По уникальным объектам капитального строительства размер средств на непредвиденные работы и затраты может быть установлен в размере до 10% по согласованию с инвестором
В случае твердой цены резерв средств на непредвиденные работы и затраты включается в твердую цену по норме, предусмотренной в ССР, и оплачивается в порядке, установленном в договоре.
Если в контракт включена приблизительная (открытая) договорная цена, то резерв средств на непредвиденные работы и затраты (НРЗ) остается в распоряжении заказчика (инвестора). При появлении НРЗ у подрядчика эти затраты возмещаются ему по дополнительным сметам с соответствующими проектными обоснованиями, согласованными с заказчиком, а неиспользованная часть указанного резерва остается в распоряжении заказчика (инвестора) в порядке, предусмотренном в договоре.
Дополнительные расходы, возникающие после утверждения проектной документации в связи с уточнением объемов работ, устранением ошибок в сметах, при изменении проектных решений и с введением в действие новых нормативных актов, следует возмещать за счет резерва средств на MP3 и экономии по другим статьям затрат.
При составлении смет на дополнительные работы, выявленные в процессе строительства (капитального ремонта), на итоги этих смет резерв средств на непредвиденные работы и затраты не начисляется
Средства, предусматриваемые за итогом сводного сметного расчета
За итогом сводного сметного расчета показываются:
- затраты по уплате налога на добавленную стоимость в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- затраты на технологическое присоединение к сетям инженерного обеспечения в текущем уровне цен на основании заключенных договоров со снабжающими организациями и тарифов, установленных уполномоченным органом власти.
4.4.6. Сметно-нормативная база ценообразования в строительстве (СНБ-2001)
В Московской области СНБ-2001 введена в действие с 01.01.2012 распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 20.09.2011 N 55 "О переходе строительного комплекса Московской области на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве" с изменениями и дополнениями, внесенными в федеральный реестр сметных нормативов.
Состав сборников территориальных и Федеральных расценок, применяемых для определения сметной стоимости строительной продукции на территории Московской области приведен в Приложении N 2.
Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и соответствующие им федеральные и территориальные единичные расценки (ФЕР-2001 и ТЕР-2001) разработаны для первого базового территориального района (Московская область) для нормальных условий и факторов строительного производства.
Указанные нормы и расценки применяются с учетом положений методических указаний по применению Государственных элементных сметных норм, федеральных и территориальных единичных расценок на строительные, специальные строительные, монтажные и пусконаладочные работы.
На конструкции и виды СМР, для которых отсутствуют единичные расценки в сборниках ТЕР-2001, при составлении сметной документации следует применять федеральные единичные расценки (ФЕР), а при финансировании объектов из средств областного и местных бюджетов, разработанные ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза" единичные расценки (ТЭСНПиТЕР-2001).
По конструкциям, работам, на которые нет сметных норм и расценок, необходимо разрабатывать индивидуальные сметные нормы и расценки в соответствии с действующим порядком разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности
Особенности применения сметных норм, расценок, цен других сметных нормативов указываются в технических частях соответствующих сборников СНБ-2001.
Составление сметной документации надлежит осуществлять с применением программных комплексов.
Программные комплексы должны обеспечивать:
- максимальную оптимизацию всего цикла работы организаций, выполняющих составление, редактирование, проверку сметной документации, актов выполненных работ, накопительных ведомостей, материальных отчетов, расчетов разницы в стоимости материалов и др.;
- применение программных средств для создания баз данных, их анализа и работы с ними (сборники фирменных или ведомственных расценок, то же ценники на материалы и др.);
- создание печатных форм с учетом нормативных и других (пользовательских) требований;
- выполнение требования открытости, т.е. создание наглядной и удобной формы, обеспечивающей возможность проследить всю последовательность операций составления и корректировки расценок от базовых значений до сметной стоимости по каждой позиции (начисление поправочных коэффициентов, индексов пересчета, накладных расходов, сметной прибыли, замена ресурсов и др.),
- аналог, т.е. создание новых и редактирование существующих форм непосредственно пользователем;
- работу с единым для программных комплексом форматом АРПС.
5. Порядок разработки и применения текущих (прогнозных) индексов на различных стадиях инвестиционного процесса
5.1. Индексы изменения стоимости в строительстве - это отношения текущих (прогнозных) стоимостных показателей к базисным стоимостным показателям на сопоставимые по номенклатуре и структуре ресурсы, наборы ресурсов, ресурсно-технологические модели (далее РТМ) строительной продукции.
В строительстве применяются два метода индексации:
- базисно-индексный метод, основанный на использовании системы текущих и прогнозных индексов к базисной сметной стоимости строительной продукции;
- ресурсно-индексный метод, основанный на использовании текущих и прогнозных индексов на ресурсы, используемые в строительстве, к базисной стоимости ресурсов.
Основным методом индексации, применяемым в Московской области, является базисно-индексный метод.
5.2 Для обеспечения индексации базисной сметной стоимости на различных стадиях инвестиционного процесса разрабатываются по ресурсно-технологическим моделям индексы, в которые входят:
- индексы по видам строительно-монтажных работ;
- индексы по видам и отраслям строительства и строительству в целом.
5.3. Для определения сметной стоимости объектов на долгосрочную перспективу (полугодие, год, несколько лет) применяются прогнозные коэффициенты-дефляторы, разрабатываемые ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза" по соответствующему месяцу и году в соответствии с прогнозом Министерства экономического развития РФ по социально-экономическому развитию Российской Федерации по основному варианту (2b) по виду экономической деятельности "строительство" и утверждаемые на заседании Московской областной Комиссии по индексации цен и ценообразованию в строительстве Московской области.
5.4. В случае применения расценок, разработанных в базисных ценах на 01.01.1984, для приведения расценок к базисному уровню цен 2000 г. используется индексы из "Пособия по индексации базисной (1984 г.) стоимости объектов-аналогов и их применению в Московской области в сметах и сметных расчетах в уровне цен 2000 года" ГУ МО "Мособлгосэкспертиза".
5.5. Основанием для разработки индексов к базисной сметной стоимости строительной продукции служат:
- ресурсно-технологические модели (РТМ) по строительной продукции, включающие всю номенклатуру элементных сметных норм и единичных расценок ТЕР-2001, ТЕРр-2001, ФЕРм-2001, ФЕРп-2001 в базисном и в текущем уровнях цен, включая нормативные накладные расходы и сметную прибыль для базисного и текущего уровней,
- мониторинг (постоянное наблюдение и анализ) за изменением текущих цен по всей номенклатуре ресурсов, включенной в РТМ.
5.6. Основанием для разработки индексов к базисной (2000 г.) сметной стоимости ресурсов (труда, строительных материалов и эксплуатации строительных машин для ресурсно-индексного метода служат:
- все ресурсы по видам работ, указанные выше;
- базисные цены по СНБ-2001 и текущие цены
5.7. Сметная документация составляется в базисном на 01.01.2000 н текущем уровнях цен на основании действующих нормативных документах, по формам и в порядке, приведенным в "Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации", утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, МДС 81-35.2004.
При составлении сметной документации на строительно-монтажные работы по СНБ-2001 применяются Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001 и ГЭСНр-2001), Территориальные единичные расценки (ТЕР-2001 и ТЕРр-2001) на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы и Федеральные единичные расценки на монтажные и пусконаладочные работы (ФЕРм-2001 и ФЕРп-2001).
Расчет оплаты труда в базе норм 2001 года и цен 2000 года определен, исходя из нормальных условий труда рабочего-строителя IV разряда.
Оплата труда рабочего-строителя четвертого разряда по состоянию на 01.01.2000 в размере 1600 рублей в месяц (1 чел.-час - 9,62 рубля) при среднемесячном количестве рабочих часов 166,25 согласно Постановлению Минтруда РФ от 07.02.2000 г. N 2092.
Стоимость 1 человеко-часа рабочих-строителей определена в зависимости от среднего разряда работы и приведена в таблице 2:
Таблица 2
Стоимость 1 человеко-часа рабочих, запитых# на строительных работах с нормальными условиями труда
Средний разряд работы |
Стоимость чел.-ч. в рублях |
Средний разряд работы |
Стоимость чел.-ч. в рублях |
Средний разряд работы |
Стоимость чел.-ч. в рублях |
1,0 |
7,19 |
2,7 |
8,31 |
4,4 |
10,21 |
1,1 |
7,25 |
2,8 |
8,38 |
4,5 |
10,35 |
1,2 |
7,31 |
2,9 |
8,46 |
4,6 |
10,50 |
1,3 |
7,38 |
3,0 |
8,53 |
4,7 |
10,65 |
1,4 |
7,43 |
3,1 |
8,64 |
4,8 |
10,79 |
1,5 |
7,50 |
3,2 |
8,74 |
4,9 |
10,94 |
1,6 |
7,56 |
3,3 |
8,86 |
5,0 |
11,09 |
1,7 |
7,62 |
3,4 |
8,97 |
5,1 |
11,27 |
1,8 |
7,68 |
3,5 |
9,07 |
5,2 |
11,45 |
1,9 |
7,74 |
3,6 |
9,18 |
5,3 |
11,64 |
2,0 |
7,80 |
3,7 |
9,29 |
5,4 |
11,82 |
2,1 |
7,87 |
3,8 |
9,40 |
5,5 |
12,01 |
2,2 |
7,94 |
3,9 |
9,51 |
5.6 |
12,19 |
2,3 |
8,02 |
4,0 |
9,62 |
5,7 |
12,37 |
2.4 |
8,09 |
4,1 |
9,76 |
5,8 |
12,55 |
2,5 |
8,17 |
4,2 |
9,92 |
5,9 |
12,74 |
2,6 |
8,24 |
4,3 |
10,06 |
6,0 |
12,92 |
Часовая оплата труда рабочих-механизаторов рассчитана по 10-ти разрядной тарифной сетке, в которой оплата труда рабочего со средним разрядом 4.3 принята в размере 1760 руб., по состоянию на 01 01.2000 г.
В строку ТЕР "в том числе оплата труда машинистов" не включена оплата труда водителей автотранспортных средств (автомобилей бортовых, автомобилей-самосвалов, автомобилей- тягачей), используемых для доставки материальных ресурсов от приобъектного склада до места производства работ (зоны действия крана).
Указанные затраты учтены в стоимости эксплуатации машин по данной строке, что связано с построением Сборника ТСЭМ-2001 "Территориальные сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств", в разделе 40 которого приведены сметные цены на эксплуатацию автотранспортных средств, включающие затраты на оплату труда водителей с начисленными на нее накладными расходами и сметной прибылью
Территориальные единичные расценки на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы (ТЕР-2001 и ТЕРр-2001) СНБ-2001 предназначены для определения прямых затрат в сметной стоимости строительных работ новых, при реконструкции действующих предприятий, зданий, сооружений, объектов жилищно-гражданского и производственного назначения и капитальном ремонте, а также для расчетов за выполненные работы на территории Московской области.
Каждая таблица ТЕР-2001 содержит прямые затраты, всего, в том числе по элементам прямых затрат (оплата труда, стоимость материалов, стоимость эксплуатации строительных машин, включая оплату труда механизаторов), что обеспечивает определение накладных расходов и сметной прибыли от оплаты труда в базисном и текущем уровнях цен 2000 года.
При составлении сметной документации в базисном уровне цен на 01.01.2000 накладные расходы и сметная прибыль начисляются от суммы средств на оплату труда рабочих-строителей и заработной платы механизаторов по нормам согласно "Методическим указаниям по определению величины накладных расходов в строительстве" (МДС 81-33.2004), введенным в действие Постановлением Госстроя России от 12.01.2004 N 6, и "Методическим указаниям по определению величины сметной прибыли в строительстве" (МДС 81-25.2001), введенным в действие с 01.03.2001 Постановлением Госстроя России от 28.02.2001 N 15 и письмом Госстроя от 18.11.2004 N АП-5536/06 "О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве".
При составлении смет в текущем уровне цен нормативы накладных расходов и сметной прибыли учитываются с применением понижающих коэффициентов по письму Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.11.2012 N 2536-ИП/12/ГС,
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.6. За основу разработки расчетных индексов по СНБ-2001 для видов СМР приняты Государственные элементные сметные нормы расхода ресурсов, базовые сметные цены на 1 января 2000 года и текущие сметные цены.
Текущие цены на материалы, изделия и конструкции, эксплуатацию машин и механизмов, а также данные об оплате труда рабочих-строителей представляют ежемесячно администрации муниципальных образований
Текущие цены на строительные материалы общего применения (металлы, изделия из металлов, кабельная продукция, сантехника и другие) поступают непосредственно от заводов- изготовителей.
Расчетные индексы пересчета стоимости строительно-монтажных работ для Московской области в текущий уровень цен к ценам 2000 года разрабатываются по всей номенклатуре видов работ на основе РТМ.
В РТМ включаются нормативные расходы ресурсов по ГЭСН-2001 и сметные цены, в том числе:
- данные о нормативных затратах труда рабочих (нормативной трудоемкости работ), чел.-час.,
- данные о нормативном времени эксплуатации строительных машин (маш.-час.),
- данные о нормативном расходе материалов, изделий и конструкций в принятых физических единицах измерения (м2, м3, т и т.п.);
- базисные сметные цены на 1 января 2000 года;
- накладные расходы,
- сметная прибыль,
- текущие оптовые цены ресурсов
Накладные расходы и сметная прибыль в базисном (2000 г.) и текущем уровнях цен определяются соответственно по нормам в процентах от суммы оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов согласно МДС 81-33.2004 и МДС 81-25.2001 с учетом дополнений и изменений и писем к ним (см. п. 5.5).
Оплата труда рабочих-строителей в базисном уровне определяется по таблице, указанной выше, а оплата труда механизаторов - по "Территориальным сметным расценкам на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств", утвержденным и введенным в действие с 01.01.2012 г. (с изменениями и дополнениями) Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 20.09.2011 N 55.
При разработке расчетных индексов по РТМ оптовые (отпускные) цены на строительные материалы, изделия и конструкции в текущем уровне, полученные от администраций муниципальных образований Московской области, увеличиваются с целью учета транспортных расходов по доставке материалов от заводов-изготовителей до франко-приобъектный склад, услуг посредников и заготовительно-складских расходов (на 0,75% на металлические строительные конструкции и 2% - по остальным строительным материалов, изделиям и конструкциям) при строительстве объекта в целом.
Расчетные индексы регулярно выпускаются в виде сборников по установленной Комиссией по индексации цен и ценообразованию в строительстве форме.
После утверждения Комиссией по индексации цен и ценообразованию в строительстве, образованной Правительством Московской области (далее - Комиссия по индексации), Сборники расчетных индексов являются обязательными при расчетах за выполненные работы на стройках, финансируемых полностью или частично из бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований, а также из приравненных к бюджетным источникам фондов.
6. Состав сметной документации на капитальный ремонт по сметно-нормативной базе 2001 года
В соответствии с Уставом ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза" осуществляет работы по проверке сметной документации на капитальный ремонт различных зданий, сооружений и инженерных систем.
Комплект представляемой на проверку сметной документации на капитальный ремонт зданий и сооружений составляет:
- письмо заказчика на проведение экспертизы,
- акт обследования объекта на капитальный ремонт,
- ведомости дефектов на объем работ по капитальному ремонту объекта;
- сметы на производство работ по капитальному ремонту объекта
Акт обследования объекта на капитальный ремонт составляется комиссией с указанием должностей и фамилий
В акте указываются: общие сведения по объекту (год постройки, серия, этажность, общая высота, площадь, протяженность и др.); подробное описание конструкций и технического состояния объекта (основания, фундаменты, стены, колонны, перекрытия, лестницы, балконы, кровли, фасады и др.), описание имеющихся деформаций и повреждений, выводы и предложения но проведению капитального ремонта с перечислением работ; особые условия производства работ (Приложения N 15).
Ведомость дефектов является основанием для составления смет.
Ведомость дефектов включает в себя подробное описание работ и физические объемы работ
Ведомость дефектов с формулами подсчета объемов работ утверждается заказчиком, согласовывается заместителем Главы администрации по строительству и оформляется подписями членов комиссии, скрепленными печатями (Приложение N 16).
Локальная смета составляется согласно ведомости дефектов в текущем уровне цен на момент выполнения работ (Приложение N 17).
В смете указываются: номер по порядку, шифр, номера нормативов и коды ресурсов; наименование работ и затрат; единицы измерения; количество единиц; цена на единицу измерения, поправочные коэффициенты; стоимость в текущем уровне цен
Порядок расчетов по смете в базисном уровне цен с её индексацией устанавливается в договоре подряда.
Накладные расходы и сметная прибыль определяются в процентах от средств оплаты труда рабочего-строителя и заработной платы машиниста (см. п. 5.5).
По отдельному индивидуальному расчету подрядчика, согласованному с заказчиком и выполненному на основании ПОС, возмещаются затраты по перевозке работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых городским пассажирским транспортом.
Затраты на временные здания и сооружения (далее - ВЗС) определяются по нормам, установленным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001) для нового строительства и в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ (ГСНр 81-05-01-2001) для капитального ремонта па соответствующий вид работ.
Затраты ВЗС могут определяться по отдельной смете, составленной в базисном (2000 г.) уровне цен с пересчетом в текущие цены по расчетным индексам для видов строительно-монтажных работ.
Зимние удорожания определяются и возмещаются по нормам, установленным в процентах от стоимости СМР, определенной в текущем уровне цен, согласно Сборнику сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001, ГСН 81-05-02-2007) для нового строительства и Сборнику сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время (ГСНр 81-05-02-2001) для капитального ремонта.
Затраты на строительный контроль при капитальном ремонте рекомендуется принимать в размере до 1,6% от стоимости работ.
Затраты на составление технической документации, включая сметную, при капитальном ремонте следует определять расчетом по СБЦП 81-02-05-2001 "Нормативам подготовки технической документации для капитального ремонта зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения", или при отсутствии исходных данных для проведения такого расчета в размере до 1%, и включать в локальные сметы.
Затраты на проверку указанной выше документации определяются и включаются в локальные сметы по расчету в размере до 1%.
Налог на добавленную стоимость учитывается в соответствии с действующим законодательством.
7. Нормы и правила ценообразования на этапе строительства по контрактам
7.1. Ценообразование в процессе строительства по контрактам осуществляется в пределах контрактной цены на условиях и в порядке, предусмотренных в контрактах и зависит от вида контракта и характера договорной цены в нем (твердая фиксированная цена, неизменная на период строительства, или приблизительная, уточняемая по ходу строительства),
7.2. Обоснование и расчет проекта договорной цены к контракту, условий расчета за выполненные работы по ней, как правило, производит подрядчик и представляет их заказчику на рассмотрение в качестве приложения к контракту. Соглашение между сторонами о договорной цене оформляется протоколом.
7.3. В контрактах могут иметь место следующие виды договорных цен:
- цена на инвестиционный проект в целом без ее расшифровки (от предпроектных работ и проектирования объекта до реализации проекта в натуре и ввода его в эксплуатацию),
- цена на отдельный объект строительства в целом или малую серию однородных объектов по утвержденному проекту,
- цена на отдельные комплексы работ, затрат, конструктивных составных частей утвержденного проекта строительства недвижимого объекта основных фондов;
- цена на общую единицу измерения (измеритель) готовой строительной продукции (мг общей площади, м3 здания или земляных работ, м или км прокладки инженерных сетей и т.п.).
7.4. Основаниями для ценообразования в процессе строительства по заключенному контракту являются:
- порядок и условия расчетов в пределах договорной цены, предусматриваемые в контракте;
- проектная и сметная документации;
- сметно-нормативная база СНБ-2001, федеральные и Территориальные единичные расценки и сметные цены, а также отраслевые и фирменные сметные нормативы, утвержденные и зарегистрированные в установленном порядке,
- индивидуальные сметные нормы и расценки, согласованные с проектной организацией и утвержденные инвестором для применения на конкретном объекте;
- Территориальные и федеральные расчетные индексы к базисной сметной стоимости, порядок их применения в расчетах за выполненные работы и методы индексации, предусмотренные в технической части к Сборникам расчетных индексов;
- "Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ",
- система индексов к базисной сметной стоимости.
8. Нормы и правила ценообразования при завершении строительства и подготовке объекта к сдаче в эксплуатацию
8.1. При завершении строительства и подготовке объекта к сдаче в эксплуатацию определяется балансовая стоимость (окончательная цена производства) объекта по итогу накопительной ведомости промежуточного освоения капитальных вложений по объекту в целом.
8.2. Стоимость реализованной конечной строительной продукции для заказчика (инвестора), в собственность которого она поступает после завершения строительства и приемки в эксплуатацию, представляет цену производства строительной продукции, те. её балансовую стоимость.
Порядок ценообразования и сметного нормирования в строительстве Московской области ПЦСН-2014 МО (утв. протоколом от 30 июля 2014 г. N 7 Московской областной комиссией по индексации цен и ценообразованию в строительстве)
Текст документа приводится по официальному изданию, Москва, 2014 г.
Разработан Государственным автономным учреждением Московской области "Мособлгосэкспертиза"
Утвержден Московской областной комиссией по индексации цен и ценообразованию в строительстве Московской области (Протокол заседания Московской областной комиссии по индексации цен и ценообразованию в строительстве от 30 июля 2014 г. N 7), образованной Правительством Московской области
Настоящий документ фактически прекратил действие в связи с принятием ПЦСН-2020 МО (утв. протоколом от 29 июля 2020 г. N 07)