Определение Московского областного суда
от 13 апреля 2015 г.
Дело N 3-291/2015
Апелляционным определением СК по административным делам Московского областного суда от 13 апреля 2015 г. по делу N 3-291/2015 настоящее определение оставлено без изменения
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Горохове С.Б.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-291/15 по заявлению Сирмайса А.В. о признании недействующим Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области",
установил:
Сирмайс А.В. обратился в Московский областной суд с заявлением о признании недействующим Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", принятый Постановлением Московской областной Думы от 10 июля 2014 года N 33/96-П (далее - Закон МО N 106/2014-ОЗ).
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что оспариваемый Закон противоречит статье 12 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Заявитель полагает, что прямое указание Конституции РФ о самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий не допускает какого-либо вмешательства со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе и путем перераспределения установленных федеральным законодательством полномочий местного самоуправления.
Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемый Закон МО N 106/2014-ОЗ противоречит п. 1 ст. 6 Федерального Закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), в котором дан исчерпывающий перечень полномочий органов власти субъектов Российской Федерации в отношениях с местным самоуправлением. В этом перечне - указывает заявитель - отсутствуют такие полномочия, как выполнение полномочий органов местного самоуправления в установленных пределах.
Заявитель также полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит другим нормативным правовым актам, имеющим большую силу, в том числе Градостроительному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, а также Европейской хартии местного самоуправления.
Обосновывая нарушение своих прав заявитель указал, что передача полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти субъекта Российской Федерации прямо нарушает предусмотренные ст. 130 Конституции Российской Федерации права заявителя на местное самоуправление, осуществляемые через выборные и другие органы местного самоуправления, права заявителя на право избирать и быть избранным.
В судебном заседании Сирмайс А.В. поддержал заявленные требования.
Представители заинтересованных лиц - Московской областной Думы и Губернатора Московской области - возражали против удовлетворения заявленных требований. Указывали, что разрешение дел о соответствии Конституции РФ законов субъектов Российской Федерации не подлежит рассмотрению Московским областным судом, поскольку находится в компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Представители также указали на то, что оспариваемый Закон МО полностью соответствует положениям ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ, которыми субъектам Российской Федерации предоставлено право в установленном порядке своими законами перераспределять полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, представители заинтересованных лиц полагали, что оспариваемым Законом МО N 106/2014-ОЗ права Сирмайса А.В. на местное самоуправления не нарушены.
Прокурор Козлова О.А. полагала прекратить производство по делу в связи с тем, что обжалуемый акт не затрагивает права, свободы и законные интересы заявителя.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, прокурора, исследовав представленные доказательства суд полагает прекратить производство по данному делу.
При этом суд учитывает, что разрешение вопроса о соответствии оспариваемого Закона МО N 106/2014-ОЗ Конституции Российской Федерации не относится к компетенции Московского областного суда, кроме того, приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт не затрагивает непосредственно права, свободы и законные интересы заявителя, поскольку он не является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
В силу ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации законов Российской Федерации находится в компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Т.о., заявление в указанной части не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
В силу ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном прядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Оспариваемым Законом МО N 106/2014-ОЗ за органами государственной власти Московской области закреплены полномочия органов муниципальных образований по подготовке и утверждению генеральных планов муниципальных образований, правил землепользования и застройки, документации по территориальному планированию, полномочия по организации и проведению аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории, по выдаче разрешения на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, по утверждению схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения городских поселений с численностью от 10000 до 500000 человек, другие полномочия (ст. 2 Закона МО N 106/2014-ОЗ).
При этом Законом предусмотрено, что перераспределенные полномочия реализуются с учетом мнения органов местного самоуправления (ст. 3 Закона МО N 106/2014-ОЗ).
Как следует из текста Закона МО N 106/2014-ОЗ его положениями не возлагаются какие-либо обязанности на физических лиц. Данный закон перераспределяет полномочия органов публичной власти по реализации публично-правовых функций, связанных с решением общих вопросов жизнедеятельности населения.
В соответствии с абзацем вторым ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
В том числе таким основанием является оспаривание в суде актов, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не разрешает вопросы о субъективных правах и свободах заявителя, не наделяет его какими-либо правами и не возлагает на него каких-либо обязанностей, не лишает его каких-либо прав, не ограничивает его в правах, суд - в силу п. 1 ч. 1 ст. 134 и абз. 2 ст. 220 ГПК РФ - прекращает производство по данному делу.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 134, 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
Прекратить производство по делу N 3-291/15 по заявлению Сирмайса А.В. о признании недействующим Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области".
На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию - Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение пятнадцати дней.
Судья |
Л.А. Найденова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 13 апреля 2015 г. по делу N 3-291/2015
Текст определения размещен на сайте Московского областного суда http://oblsud.mo.sudrf.ru