Решение Московского областного суда
от 3 апреля 2015 г.
Дело N 3-112/2015 (3-249/2014)
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Лапшиной О.С.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-112/15 по заявлению Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "Принципъ" об оспаривании постановления Правительства Московской области от 25 декабря 2010 года N 931/51 "О включении земельного участка в границы д. Новая Купавна городского поселения Старая Купавна Ногинского муниципального района"
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного постановления вместо "от 25 декабря 2010 года" следует читать "от 25 октября 2010 года"
установил:
постановлением Правительства Московской области от 25 октября 2010 года N 931/51 "О включении земельного участка в границы д. Новая Купавна городского поселения Старая Купавна Ногинского муниципального района" в границы д. Новая Купавна городского поселения Купавна Ногинского муниципального района (категория земель "земли населенных пунктов") включен земельный участок (категория земель "земли особо охраняемых территорий и объектов") площадью 20327 кв м. с кадастровым номером 50:16:0601083:18 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 11 августа 2009 года N 5016/204/09-23443, расположенный по адресу: московская область, Ногинский район, городское поселение Старая Купавна, д. Новая Купавна, ул. Сосновая, д. 1. Одновременно изменен вид разрешенного использования данного земельного участка - для многоэтажной жилой застройки (л.д. 68).
Постановление Правительства Московской области от 25 октября 2010 года N 931/51 опубликовано 10 марта 2015 года в издании "Ежедневные новости. Подмосковье" N 40(3465) (л.д. 123).
Межрегиональная общественная благотворительная организация "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "Принципъ" (МОБО "ОЗПП и ООС "Принципъ") обратилась в Московский областной суд с заявлением об оспаривании указанного постановления, просит признать его недействующим со дня принятия.
В обоснование своих требований заявитель указывает, что оспариваемое постановление Правительства Московской области противоречит требованиям статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", предусматривающей наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы при принятии подобных нормативных актов, а также нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель МОБО "ОЗПП и ООС "Принципъ" - Трунин Д.Н. поддержал заявленные требования.
Представитель Правительства Московской области - Горячева Ю.И. и представитель арендатора земельного участка - ООО "Панорама-Сервис" Лукачев А.И. требования заявителя не признали и пояснили, что оспариваемое постановление Правительства Московской области принято в пределах его компетенции, в соответствии с требованиями федерального законодательства и не нарушает права и законные интересы граждан. Представитель ООО "Панорама-Сервис" также полагает, что у заявителя отсутствует процессуальное право на обращение с заявлением об оспаривании данного постановления Правительства Московской области, поскольку данный нормативный правовой акт не затрагивает права и свободы МОБО "ОЗПП и ООС "Принципъ". В удовлетворении заявления представители заинтересованных лиц просят отказать. Представителем Правительства Московской области представлены также письменные возражения на заявление (л.д. 124 - 132).
Представитель администрации Ногинского муниципального района Московской области и бывший арендатор земельного участка Ляпкина Н.Ю., привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения представителей заявителя, Правительства Московской области и ООО "Панорама-Сервис", исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.
Согласно п. "в" ч. 1 ст. 72, ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжении землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков и земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу положений п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке установленном данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Нарушение установленного федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов о переводе земель из одной категории в другую
В соответствии со статьей 1, статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ), в редакции, действовавшей на период принятия оспариваемого нормативного правового акта, до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей.
Как следует из материалов дела, на период принятия оспариваемого нормативного правового акта, генеральный план городского поселения Старая Купавна Ногинского муниципального района утвержден не был (л.д. 20).
Законом Московской области от 7 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" принятие правовых актов о включении земельных участков в границы населенных пунктов отнесено к исключительной компетенции Правительства Московской области (п. 7, 7.1 ч. 1, ч. 2 ст. 3 Закона).
Согласно п. 9 ст. 13, ч. 1 ст. 33 Закона Московской области от 2 ноября 2005 года N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области" решения о переводе земель из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, принимаются Правительством Московской области в форме постановлений.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят в пределах компетенции Правительства Московской области.
Вместе с тем, проанализировав действующее законодательство, регулирующее рассматриваемые правоотношения, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Правительства Московской области, принято с нарушением установленного законом порядка его принятия.
Порядок включения земельного участка в границу населенного пункта регламентирован ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ.
Перечень оснований для безусловного отказа в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта установлен в ч. 19 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ. В соответствии с данной нормой одним из оснований отказа исполнительного органа государственной власти субъекта Российской в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта является установление федеральными законами ограничений изменений целого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запретов на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка (п. 1 ч. 19).
Судом установлено, земельный участок с кадастровым номером 50:16:0601083:18, указанный в оспариваемом постановлении Правительства Московской области относится к земельным участкам государственная собственность на которые не разграничена. В 2009 году данный земельный участок, категория земель - "земли особо охраняемых территорий", разрешенное использование - "размещение объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения", Администрацией Ногинского муниципального района был предоставлен в аренду Ляпкиной Н.Ю. сроком на 49 лет (договор аренды от 13 декабря 2009 года) (л.д. 102, 108 - 111, 112 - 114). В настоящее время арендатором участка является ООО "Панорама-Сервис" (л.д. 33).
Судом также установлено, что, оспариваемое постановление принято на основании заявления арендатора Ляпкиной Н.Ю. от 15 марта 2010 года, поданного в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ и заключения Главы городского поселения Старая Купавна Ногинского муниципального района от 16 марта 2010 года о возможности и целесообразности включения спорного земельного участка в границы населенного пункта Новая Купавна для многоэтажной жилой застройки, подготовленного в соответствии с требованиями п. 1 ч. 5 ст. 4.1. (л.д. 94, 96).
Как следует из текста оспариваемого Постановления Правительства Московской области и материалов дела, данным постановлением изменены как категория земельного участка - с категории "земли особо охраняемых территорий и объектов" на "земли населенных пунктов", так и вид разрешенного использования - с вида разрешенного использования "размещение объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения" на вид разрешенного использования "для многоэтажной жилой застройки".
Особенности перевода земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию регламентированы Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 173-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного Федерального закона вместо "N 173-ФЗ" следует читать "N 172-ФЗ"
В силу положений ч. 1 ст. 10 названного Закона, перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию возможен только в том случае, если их использование по целевому назначению невозможно ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, рекреационного, оздоровительного и иного особого ценного значения при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды. Аналогичные положения содержатся в ст. 14 Закона Московской области от 23 июля 2003 года N 96/2003-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Вместе с тем, как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, положительное заключение государственной экологической экспертизы, позволяющее изменить целевое назначение спорного земельного участка, отсутствует.
Таким образом, Правительство Московской области включило спорный земельный участок в границы д. Новая Купавна городского поселения Старая Купавна Ногинского муниципального района с нарушением положений п. 19 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление Правительства Московской области является незаконным и подлежит отмене.
Ссылка представителя Правительства Московской области в обоснование своих возражений на заключение Комитета по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области от 24 мая 2010 года N СП.01.1115/6 об утрате земельным участком, находящимся в аренде Ляпкиной Н.Ю., особого рекреационного значения, является несостоятельной, поскольку наличие данного заключения не устраняет нарушение федерального законодательства об обязательном проведении, в рассматриваемом случае, государственной экологической экспертизы.
Довод представителя Правительства Московской области о том, что, в силу положении ст. 11, 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", документация, обосновывающая включение (перевод) земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в границы земель населенных пунктов, не отнесена к объектам государственной экологической экспертизы, суд также находит несостоятельными.
Согласно ст. 12 названного Федерального закона N 174-ФЗ к объектам государственной экологической экспертизы регионального уровня относятся, в том числе, проекты нормативно-технических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Между тем, оспариваемое постановление Правительства Московской области относится к нормативно-техническим документам в области охраны окружающей среды, поскольку содержит нормы технического и правового характера и, соответственно, является объектом экологической экспертизы.
Утверждение представителей заинтересованных лиц об отсутствии у заявителя права на обращение в суд с заявлением об оспаривании постановления Правительства Московской области от 25 октября 2010 года N 931/51, поскольку данный нормативный правовой акт, очевидно не затрагивает МОБО "ОЗПП и ООС "Принципъ", является необоснованным.
Статьей 12 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено право обращения общественной организации, осуществляющей деятельность в области окружающей среды, в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.
Из п. 2.2. Устава Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей окружающей среды "Принципъ" следует, что для реализации уставных целей Общество вправе обращаться в суд с заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду.
Учитывая изложенное, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление Межрегиональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "Принципъ" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия постановление Правительства Московской области от 25 декабря 2010 года N 93/51 "О включении земельного участка в границы д. Новая Купавна городского поселения Старая Купавна Ногинского муниципального района".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного постановления вместо "от 25 декабря 2010 года" следует читать "от 25 октября 2010 года"
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского областного суда от 3 апреля 2015 г. по делу N 3-112/2015 (3-249/2014)
Текст решения размещен на сайте Московского областного суда http://oblsud.mo.sudrf.ru