Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нумерация приложений приводится в соответствии с источником
Приложение N 6
к Региональному стандарту деятельности
многофункциональных центров
предоставления государственных
и муниципальных услуг
Рекомендации
по созданию условий для обеспечения инвалидам беспрепятственного доступа в помещения МФЦ
На территории административных зданий, принимая во внимание принцип "разумного приспособления" 1, а также положения действующих строительных норм и правил Российской Федерации 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве "Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения" и требования ГОСТ Р 51671-2000, в целях обеспечения доступности объектов необходимо:
1. Оборудовать парковочные места для инвалидов в непосредственной близости с зданием МФЦ, обратив внимание на следующее:
- к местам парковки должен быть обеспечен беспрепятственный доступ, исключающий высокие бордюры, узкие проходы (проезды);
- ширина парковочного места - 2,9 м для инвалида, пользующегося тростью или костылями, для инвалида-колясочника - 3,5 м;
- парковочное место выделяется разметкой (желтого цвета) и обозначается специальными символами (пиктограмма "инвалид");
- должен быть оборудован съезд (пандус схода) инвалида на коляске с тротуара на парковку путем понижения бордюра;
- стоянка, оборудованная для инвалидов, должна быть обозначена специальным дорожным знаком.
1 "Разумное приспособление" означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод, статья 2 Конвенции ООН "О правах инвалидов".
2. Оснастить проезжую часть на территории МФЦ знаками дорожного движения о возможном пути следования инвалида, обеспечив при этом доступность пешеходных путей на пешеходных переходах и пересечениях с проезжей частью.
3. Провести проверку существующих пандусов на предмет соответствия нормам обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов, а также при отсутствии вышеуказанных дооборудовать объекты пандусами и другими специальными устройствами и приспособлениями (аппарели, подъемники, перила, рельефно-контрастные полосы, места крепления колясок и др.).
4. Оснастить административные здания (холл или КПП) телефонным аппаратом с учетом особых потребностей инвалидов по слуху и инвалидов по зрению (наличие крупных кнопок, наличие больших круглых желтых наклеек на дверях, дублирование информации шрифтом Брайля для слабовидящих, наличие регулировки уровня громкости для слабослышащих).
5. Приспособить двери подъездов и коридоры здания путем установки автоматического привода с целью комфортного открывания дверей. При установке новых дверей учитывать возможность проезда в инвалидных колясках, обратив внимание на следующее:
- дверь должна открываться в сторону, противоположную от пандуса;
- ширина дверного проема должна быть не менее 0,9 м;
- максимальное усилие при открывании двери вручную должно быть не более 2,5 кгс;
- задержка автоматического закрывания раздвижных дверей должна быть не менее 5 сек.;
- здание должно иметь не менее одного входа, доступного для инвалидов, который должен быть обозначен знаком доступности;
- для инвалидов по зрению вход должен быть оборудован звуковыми маяками с дальностью звучания 5 - 10 м.
6. Приспособить пути движения, учитывая, что:
- ширина пути движения должна быть не менее:
- при движении кресла-коляски в одном направлении - 1,5 м;
- при встречном движении - 1,8 м;
- ширина прохода в помещение с оборудованием и мебелью должна быть не менее 1,2 м;
- конструктивные элементы внутри зданий и устройства, размещаемые в габаритах путей движения на стенах и других вертикальных поверхностях, должны иметь закругленные края, а также не должны выступать более чем на 0,1 м на высоте от 0,7 до 2,0 м от уровня пола;
- ковровые покрытия на путях движения должны быть плотно закреплены, особенно на стыках полотен и по границе разнородных покрытий;
- двери в здание и помещения на путях движения не должны иметь порогов, а при необходимости их устройства высота порога не должна превышать 0,025 м;
- нижняя часть дверных полотен на высоту не менее 0,3 м от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой;
- прозрачные двери и ограждения следует выполнять из ударопрочного материала;
- на прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути;
- визуальная информация для инвалидов по зрению должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля (ГОСТ Р 51671-2000);
- звуковая информация для инвалидов по слуху должна быть продублирована на светодинамических табло или других средствах вывода оперативной информации (ГОСТ Р 51671-2000).
7. Приспособить лестницы, которые должны включать закругленные, плотно закрепленные поручни, обратив внимание на следующее:
- поручни должны быть непрерывны по всей длине;
- завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м, высота поручней - 0,9 и 0,7 м;
- концы поручней должны отгибаться вниз, при парном расположении - соединяться между собой;
- на верхней или боковой внешней по отношению к маршу поверхности поручней перил должны предусматриваться рельефные обозначения этажей. Размеры цифр должны быть не менее, м: ширина - 0,01, высота - 0,015, высота рельефа цифр - не менее 0,002 м;
- для предупреждения инвалидов по зрению о начале лестничного марша необходимо выделить контрастным цветом (желтым или белым) нижнюю и верхнюю ступени. Также для контрастного выделения ступеней можно использовать резиновые коврики или полоски (не менее трех на одной ступени) либо рельефно-контрастные полосы.
8. Приспособить лифты, учитывая требования ГОСТ Р 51671-2000, в том числе следующие:
- информация, размещенная в кабине лифта, в том числе о номере этажа, должна быть выделена контрастным шрифтом с использованием пиктограмм и голосовых сообщений, а также продублирована шрифтом Брайля;
- перила в лифте должны находиться на высоте 0,80 - 0,85 м от уровня пола;
- зеркало (при его наличии) должно располагаться напротив дверей на высоте 0,40 - 1,60 м, панель управления - на высоте 0,90 - 1,20 м над уровнем пола;
- цифры на кнопках должны быть рельефными, в том числе кнопка аварийного вызова.
9. Оснастить визуальной, звуковой и тактильной информацией помещения, предназначенные для пребывания граждан, обратив особое внимание на системы средств информации и сигнализации об опасности (должны быть комплексными, иметь полную информацию о возможных путях эвакуации в доступном для инвалидов формате, ГОСТ Р 51671-2000).
10. Оборудовать санитарно-гигиенические помещения для инвалидов, обратив внимание на следующее:
- универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры не менее, м: ширина - 1,65, глубина - 1,8;
- возле унитаза следует предусмотреть пространство для размещения кресла-коляски;
- возле унитаза должны присутствовать поручни (один стационарный, один откидывающийся);
- кабина туалета должна быть оборудована поручнями, которые следует располагать на высоте 0,75 м, а также крючками для одежды, костылей и т.п.;
- в кабине туалета должно быть предусмотрено наличие кнопки вызова экстренной помощи;
- дверь санитарно-гигиенической комнаты должна открываться наружу;
- замок санитарно-гигиенической комнаты должен предусматривать возможность открытия снаружи при наступлении экстренного случая.
11. Установить в легко заметном положении указательные таблички в доступном для инвалидов формате, которые упрощают ориентирование и пользование созданным пространством и передают нужную информацию о наличии мер, принятых для обеспечения доступности лицам с ограничением или нарушением двигательных функций (ГОСТ Р 51671-2000).
12. В залах заседания, конференц-залах, переговорных комнатах для трансляции выступлений и презентаций необходимо установить мониторы с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размера помещения) и индукционные петли, а также предусмотреть наличие переводчика жестового языка (ГОСТ Р 51671-2000).
13. Предусмотреть наличие необходимых памяток для работников (администратор, оператор) по правилам взаимодействия и оказания помощи инвалидам (с учетом особенностей инвалидов по слуху: глухих и слабослышащих; инвалидов по зрению: слепых и слабовидящих; инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата).
14. Целесообразно обратить внимание на необходимость формирования доступной (безбарьерной) среды для лиц с ограниченными возможностями в зоне, прилегающей к зданию МФЦ, и предусмотреть оборудование пешеходных путей на пути движения от остановки общественного транспорта до здания с учетом особых потребностей инвалидов. При этом:
- уклоны пешеходных дорожек и тротуаров не должны превышать: продольный - 5%, поперечный - 1 - 2%;
- лестницы необходимо продублировать пандусами или подъемниками и оградить перилами;
- пересечение пешеходных дорожек должно быть выполнено на одном уровне. В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бордюрного камня не может превышать 4 см. Пониженный бордюр должен быть окрашен контрастной желтой краской, ширина пониженного бордюра - 0,9 м. Съезды с тротуара должны иметь уклон не более 1:10. Не допускается применение скошенного бортового камня и съездов, сужающих ширину проезжей части;
- участки тротуара непосредственно перед пешеходным переходом должны быть оснащены рельефно-контрастными полосками;
- оборудовать светофоры на пути движения звуковыми сигналами.
15. Обеспечить доступность предоставления государственных и муниципальных услуг для инвалидов с учетом их особых потребностей исходя из ограничений их жизнедеятельности, а именно:
1. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде инвалидам и другим маломобильным группам населения.
2. Организация электронной очереди с бегущей строкой в соответствии с существующими стандартами обеспечения ее доступности для инвалидов.
3. Обеспечение доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения информационных служб, включая экстренные службы.
16. Предусмотреть для инвалидов по зрению:
1. Адаптацию официальных сайтов в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG).
2. Размещение в доступных для инвалидов по зрению местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о предоставляемых услугах (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля).
3. Предоставление помощника (работника МФЦ, способного оказать необходимую помощь инвалиду).
4. Обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (например, крупный шрифт или аудиофайлы).
5. Оборудование мест повышенного удобства с дополнительным местом впереди и сбоку для собаки-поводыря или устройства для передвижения, например костылей, в местах приема граждан в организации.
17. Предусмотреть для инвалидов по слуху:
1. Размещение в доступных для инвалидов по слуху местах в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о предоставляемых государственных и муниципальных услугах (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения) и индукционных петель.
2. Обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения звуковой информации инвалидов по слуху.
3. Предоставление сурдопереводчиков соответствующей квалификации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.