Решение Московского областного суда
от 8 июля 2015 г.
Дело N 3-478/2015
М. <данные изъяты>
М. областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.
с участием прокурора М. <данные изъяты> Козловой О.А.
при секретаре Клевцовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Горячева А.А., Бабуцак А.В., Горбуновой В.В., Поповой Л.Г., Ильина А.С., Осиповой Н.В. о признании недействующим Закона М. <данные изъяты> N 208/2014-ОЗ "О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установления границы вновь образованного муниципального образования" и Закона М. <данные изъяты> N 209/2014-ОЗ "Об объединении городов О. подчинения М. <данные изъяты> Балашиха и Железнодорожный и внесения изменений в Закон М. <данные изъяты> "Об административно-территориальном устройстве М. <данные изъяты>" полностью со дня их принятия,
установил:
Горячев А.А. обратился в М. областной суд с заявлением о признании недействующим Закона М. <данные изъяты> N 208/2014-ОЗ "О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установления границы вновь образованного муниципального образования" (далее Закон N 208/2014-ОЗ). В обоснование требований, уточняя их, (л.д. 22 том 1) указал, что он является гражданином Российской Федерации, зарегистрирован и постоянно проживает в <данные изъяты> М. <данные изъяты>. Оспариваемым Законом N 208/2014-ОЗ были изменены границы территорий, в которых осуществлялось местное самоуправление, чем нарушены его права на осуществление местного самоуправления. Закон N 208/2014-ОЗ принят с нарушениями положений части 2 статьи 131, частей 1 и 2 статьи 15 Конституции РФ, а также нормам части 2 статьи 13 Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-ФЗ). Ущемлено его как активное, так и пассивное избирательное право, а также право на участие в местном самоуправлении, в частности часть 2 статьи 4 Закона 208/2014-ОЗ сохраняет численность Совета Депутатов городского округа Балашиха, между тем численность избирателей на каждого депутата возрастает, что снижает шансы на внимательное отношение к обращениям граждан. При реализации пассивного избирательного права с принятием данного Закона требуется значительно больше финансовых средств, что прямо следует из понесенных им расходов на выборах, прошедших <данные изъяты>. Полагает, при принятии Закона 208/2014-ОЗ не выявлено мнение населения. Депутаты Совета депутатов г/о Балашиха не могли выражать мнение населения, поскольку в их предвыборных программах отсутствовал тезис об объединении муниципалитетов. Совет депутатов г/о Балашиха не разрабатывал оспариваемый законопроект, его текст озвучил и представил глава г/о Балашиха Жирков Е.И., на что не имел права. Кроме того, первоначальный вариант законопроекта претерпел изменения касательно статьи 5 Закона в части определения срока порядка избрания главы округа. Полагает, что внесение изменений возможно лишь путем принятия Советом депутатов нового решения и утверждения новой редакции закона. Утверждал, что положения Закона N 131-ФЗ регламентирует порядок преобразования городских поселений и не может распространиться на случаи объединения городских округов. Таким образом, Закон 208/2014-ОЗ принят с нарушением не только норм Федерального закона, но и Регламента Московской О.Д. и не может быть признан как нормативный правовой акт.
Заявители Попова Л.Г., Ильин А.С., Осипова Н.В., Бабуцак А.В., Горбунова В.В. обратились в М. областной суд с заявлениями о признании также недействующим Закона М. <данные изъяты> N 208/2014-ОЗ "О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установления границы вновь образованного муниципального образования" и Закона М. <данные изъяты> N 209/2014-ОЗ "Об объединении городов О. подчинения М. <данные изъяты> Балашиха и Железнодорожный и внесения изменений в Закон М. <данные изъяты> "Об административно-территориальном устройстве М. <данные изъяты>" (далее Закон N 209/2014-ОЗ) полностью со дня их принятия.
В обоснование заявленных требований заявители указали, что все они являются жителями <данные изъяты> М. <данные изъяты>. Оспариваемыми законами нарушаются их права свободы, в том числе на осуществление местного самоуправления, а именно преобразование городского округа утрачивает статус <данные изъяты> как самостоятельного муниципального образования, что лишает жителей самостоятельного, полноценного и полного осуществления местного самоуправления. Железнодорожный как город О. подчинения с принятием Законов полностью прекратил свое существование, утратил название, что лишает жителей права на место жительства в том городе, в котором они родились Законы противоречат действующему Федеральному законодательству, Уставу г/о Железнодорожный, а именно пункту 2 статьи 13 Закона N 131-ФЗ, поскольку органы местного самоуправления г/о Железнодорожный не выражали самостоятельной инициативы по преобразованию г/о Железнодорожный, оно было произведено по инициативе другого муниципального образования, что также противоречит пункту 2 статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления, части 1 статьи 132 и 133 Конституции РФ, части 3 статьи 17 Закона N 131-ФЗ. Изменение статуса городского поселения в связи с лишением его статуса городского округа осуществляется с согласия населения соответствующего городского поселения и населения муниципального района в состав, которого включается соответствующее городское поселение, однако в нарушение главы 5, статей 24 и 43 Закона N 131-ФЗ, а также статьям 10, 14 и 26 Устава г/о Железнодорожный при принятии оспариваемого Закона N 208/2014-ОЗ нарушена процедура его принятия в части получения согласия населения, что привело к нарушению прав жителей. Проведенные в г/о Железнодорожный публичные слушания по вопросу преобразования г/о, послужившие основанием для принятии Советом депутатов решений о поддержании законодательной инициативы г/о Балашиха по внесению в Московскую О.Д. оспариваемого проекта закона, а в дальнейшем и основанием для принятия закона о преобразовании и объединении городов не могли явиться основанием для выражения Советом депутатов согласия населения г/о Железнодорожный, поскольку публичные слушания носят рекомендательный характер и не являются способом исполнения нормы части 3 статьи 13 Закона N 131-ФЗ. Способом исполнения указанной нормы является голосование, предусмотренное порядком статьи 24 указанного закона. Сами по себе публичные слушания были проведены с нарушением действующего законодательства, что указывает на нарушение порядка принятия Законов установленного статьей 28 Закона N 131-ФЗ. При принятии Закона N 209/2014-ОЗ об объединении городов не было выявлено мнение населения города при изменении административно-территориального устройства, что вступает в противоречие с нормами части 3 статьи 9 Закона М. <данные изъяты> от <данные изъяты> N 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве М. <данные изъяты>" (далее Закон N 11/2013-ОЗ). Кроме того, изменение административно-территориального устройства проводилось до вступления в силу Закона о преобразовании округов. Оспариваемые законы были приняты, официально опубликованы в печатном издании и вступили в силу одновременно.
Гражданские дела по заявлениям Горячева А.А., Поповой Л.Г. и Ильина А.С., Осиповой Н.В., Бабуцак А.В., Горбуновой В.В. определениями М. областного суда от <данные изъяты> и <данные изъяты> объединены в одно производство.
В судебном заседании заявители требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлениях, настаивали на их удовлетворении и указывали на нарушение их прав на осуществление местного самоуправления путем волеизъявления, в порядке, установленном законодательством.
Представитель Московской О.Д. по доверенности Мерцалова Т.С. поддержала доводы, изложенные в возражениях на поданные заявления, (л.д. 26 том 1) и пояснила, что Московская О.Д. возражает по всем заявлениям. Считает, что Законы не противоречат вышестоящим нормативно-правовым актам. Обжалуемые Законы ничем права заявителей не ущемили и не ограничили самостоятельность. Преобразование муниципального образования осуществляется по инициативе населения. Законодательно не установлено, какой именно орган государственной власти, орган местного самоуправления должен обратиться с инициативой о преобразовании. Любой орган местного самоуправления вправе обратиться с данной инициативой. Довод заявителей о выявлении мнения населения путем проведения референдума не состоятелен, поскольку объединение поселений производится по законодательству субъекта и с согласия населения, выраженного органом местного самоуправления. В данном случае согласие Совета депутатов. Решением Железнодорожного городского суда МО от <данные изъяты> заявителям было отказано в удовлетворении заявленных требований при оспаривании проведенных публичных слушаний по вопросу объединения округов. Заявители указывают, что Закон МО N 208/2014-ОЗ не соответствует ч. 7 ст. 13, ч. 3 ст. 12 N 131-ФЗ. Указанные нормы регулируют совершенно другие отношения, там говорится о лишении городского округа статуса городского округа, о процессе наделения городского поселения статусом городского округа и наоборот ч. 3 ст. 12 Закона говорит об изменении границ муниципального образования, однако данная норма тут не применима. С законодательной инициативой выступил Совет депутатов городского округа Балашиха, официальным представителем которого является Глава городского поселения. Согласно пояснительной записке, приложенной к законопроекту, преобразованные округа утрачивают статус муниципального образования, и появляется новое муниципальное образование. Преобразование влечет прекращение статусов городских округов и появление нового городского округа. На территории вновь образованного муниципального образования находится один город- Балашиха. В Московскую О.Д. были представлены не отмененные, не оспоренные решения о преобразовании. У Д. не было оснований не доверять им. Законопроект дорабатывался. Считая, что проект закона достаточно доработан срок предварительного рассмотрения Д. был сокращен, о чем было принято решение <данные изъяты>.
Представитель Г.М. области Горячева Ю.И. поддержала представленные ранее возражения, указав, что в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать. Законы приняты в соответствии с требованиями законодательства, мнение жителей выражено в решении Совета депутатов. Голосование в данном случае проводить не требовалось, поскольку не было изменения границ.
Представитель Главного управления территориальной политики М. <данные изъяты> в суд не явился, извещен.
Прокурор Московской О. прокуратуры Козлова О.А. в заключении указала, что инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании оформляется решением соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Часть 3 статьи 13 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусматривает, что объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений. Поскольку городской округ является городским поселением, то объединение данных муниципальных образований возможно при соблюдении условий выдвижения такой инициативы, а также требований к составу территорий и границам муниципальных образований. Каких-либо изменений границ иных муниципальных образований вновь образованное муниципальное образование "<данные изъяты> Балашиха" не вносит. Так как объединение не повлекло за собой изменение границ, то необходимости согласия населения указанных населенных пунктов, выраженного путем голосования (референдума), законодательством не требуется. В данном случае согласие населения выражается путем принятия решения представительным органом каждого из объединяемых поселений. Согласие населения каждого из городских округов оформлено решениями Совета депутатов городского округа Балашиха от <данные изъяты> <данные изъяты> и городского округа Железнодорожный от <данные изъяты> N 10/63. Кроме того, в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 28 Закона N 131-ФЗ были проведены публичные слушания по данному вопросу в городском округе Балашиха и городском округе Железнодорожный. В целях соблюдения требований Закона два города О. подчинения были объединены в один город О. подчинения МО с сохранением наименования Балашиха, из перечня городов был исключен <данные изъяты>, таким образом на территории вновь образованного городского округа находится один город О. подчинения. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона МО "Об административно-территориальном устройстве МО" объединение городов О. подчинения относится к ведению Московской О.Д. Порядок при принятии оспариваемых Законов был соблюден. Оспариваемые Законы МО приняты в пределах компетенции органов государственной власти МО, не противоречат нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушают права заявителей.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что постановлениями Московской О.Д. N 13/111-П и N 16/111-П от <данные изъяты> приняты Законы М. <данные изъяты> N 208/2014-ОЗ "О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" и N 209/2014-ОЗ "Об объединении городов О. подчинения М. <данные изъяты> Балашиха и Железнодорожный и внесении изменения в Закон М. <данные изъяты> "Об административно-территориальном устройстве М. <данные изъяты>".
Согласно статье 1 Закона М. <данные изъяты> N 208/2014-ОЗ решено преобразовать городской округ Балашиха и городской округ Железнодорожный путем объединения во вновь образованное муниципальное образование и наделить вновь образованное муниципальное образование статусом городского округа (далее - городской округ Балашиха).
Предусмотрено, что в состав городского округа Балашиха входит населенный пункт - <данные изъяты> М. <данные изъяты> (статья 2 Закона М. <данные изъяты> N 208/2014-ОЗ).
Этим же Законом М. <данные изъяты> N 208/2014-ОЗ установлена граница городского округа Балашиха, определены представительный орган, его численность, а также высшее должностное лицо.
Статьей 1 Закона М. <данные изъяты> N 209/2014-ОЗ административно-территориальные единицы М. <данные изъяты> - город О. подчинения М. <данные изъяты> Балашиха и город О. подчинения М. <данные изъяты> Железнодорожный объединены в административно-территориальную единицу М. <данные изъяты> - город О. подчинения М. <данные изъяты> с сохранением наименования "Балашиха", а также внесены изменения в Закон М. <данные изъяты> N 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве М. <данные изъяты>".
Заявители обратились в суд с заявлениями о признании недействующими со дня принятия названных Законов М. <данные изъяты>, ссылаясь на их противоречие статьям Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Конституции РФ.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Подпунктом "л" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от <данные изъяты> N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от <данные изъяты> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который также определяет государственные гарантии его осуществления.
Судом установлено, что главой городского округа Балашиха в рамках оптимизации и совершенствования муниципального управления в М. <данные изъяты> выдвинута инициатива о преобразовании муниципального образования "городской округ Балашиха М. <данные изъяты>" путем его объединения с городским округом Железнодорожный М. <данные изъяты>" в единый городской округ.
Решением Совета депутатов городского округа Балашиха М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> "Об инициативе преобразования муниципального образования "городской округ Балашиха" одобрена инициатива главы <данные изъяты> Жиркова Е.И. о преобразовании муниципального образования "городской округ Балашиха М. <данные изъяты>" путем его объединения с муниципальным образованием "городской округ Железнодорожный М. <данные изъяты>" (л.д. 80 том 1).
Решением Совета депутатов городского округа Железнодорожный М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> "О рассмотрении инициативы преобразования муниципального образования "городской округ Балашиха М. <данные изъяты>" путем объединения с муниципальным образованием "городской округ Железнодорожный М. <данные изъяты>" поддержана инициатива главы <данные изъяты> М. <данные изъяты>, ободренная вышеуказанным решением Совета депутатов.
По вопросу преобразования муниципальных образований данными решениями назначено проведение публичных слушаний в городских округах.
Как следует из материалов дела мнение населения как городского округа Балашиха, так и городского округа Железнодорожный выражено в решениях Советов депутатов о поддержке инициативы главы <данные изъяты> на преобразование городских округов путем их объединения.
Так, решением Совета депутатов городского округа Балашиха М. <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> с учетом мнения населения, выявленного по результатам публичных слушаний, проведенных <данные изъяты>, было поддержано предложение главы городского округа Балашиха об объединении административно территориальных единиц М. <данные изъяты> города О. подчинения Балашиха и города О. подчинения Железнодорожный в единую административно-территориальную единицу - город О. подчинения с сохранением наименования "Балашиха". Главе городского округа Балашиха рекомендовано направить документы об объединении Г.М. <данные изъяты> (л.д. 143 том 1).
Решением Совета депутатов городского округа Железнодорожный М. <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты>, принимая во внимание результаты публичных слушаний, проведенных <данные изъяты>, была поддержана инициатива главы городского округа Балашиха "О преобразовании городского округа Железнодорожный М. <данные изъяты> путем его объединения с городским округом Балашиха М. <данные изъяты> и выражено согласие с преобразованием городского округа железнодорожный и городского округа Балашиха путем их объединения (л.д. 135 том 1).
Решением Совета депутатов городского округа Железнодорожный М. <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> поддержана инициатива Совета депутатов городского округа Балашиха по внесению в Московскую О.Д. проекта закона М. <данные изъяты> "О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" (л.д. 136 том 1).
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 28 Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были проведены публичные слушания по данному вопросу в городском округе Балашиха и городском округе Железнодорожный.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 Закона М. <данные изъяты> от <данные изъяты> N 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве М. <данные изъяты>" объединение городов О. подчинения относится к ведению Московской О.Д.
В соответствии с частью 2 статьи 9 указанного Закона М. <данные изъяты> изменение административно-территориального устройства может осуществляться по инициативе Г.М. <данные изъяты>, комитетов Московской О.Д., органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также на основании вступившего в силу закона М. <данные изъяты> об изменении статуса и границ муниципального образования либо о преобразовании муниципального образования.
Принятие решений по вопросам изменения административно-территориального устройства производится с учетом мнения населения, проживающего на соответствующей территории, интересы которого непосредственно затрагивают указанные решения. В случае, когда изменение административно-территориального устройства проводится на основании вступившего в силу закона М. <данные изъяты> об изменении статуса и границ муниципального образования либо о преобразовании муниципального образования, мнение населения выражается решением Совета депутатов муниципального образования, принятым с учетом выявленного ранее мнения населения по соответствующему изменению территориальной организации местного самоуправления (части 3 и 3.1 этой же статьи).
Частями 4 и 5 статьи 9 приведенного Закона М. <данные изъяты> установлено, что глава соответствующего муниципального образования в целях решения вопросов изменения административно-территориального устройства представляет вместе с сопроводительным письмом необходимые документы Г.М. <данные изъяты>, который вносит законодательную инициативу по вопросу изменения административно-территориального устройства в Московскую О.Д.
Из материалов настоящего дела следует, что <данные изъяты> главами городов Балашиха и Железнодорожный были приняты постановления о предоставлении Г.М. <данные изъяты> документов об объединении административно-территориальных единиц М. <данные изъяты> - городов О. подчинения Балашиха и Железнодорожный М.<данные изъяты> в единую административно-территориальную единицу М. <данные изъяты> - город О. подчинения М. <данные изъяты> с сохранением наименования "Балашиха".
Названные постановления были поддержаны решениями Советов депутатов <данные изъяты> М. <данные изъяты> и <данные изъяты> М. <данные изъяты>. Предусмотренные законом документы были направлены главами указанных городских округов Г.М. <данные изъяты>, который <данные изъяты> внес законопроект об объединении городов О. подчинения в Московскую О.Д. (л.д. 137 том 1).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от <данные изъяты> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
В соответствии с частью 1 статьи 13 указанного Федерального закона преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти (часть 2 статьи 13 упомянутого Федерального закона).
Часть 3 статьи 13 этого Федерального закона предусматривает, что объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.
Абзацем шестым части 1 статьи 2 указанного Федерального закона определено понятие городского округа. <данные изъяты> - это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Проанализировав приведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что поскольку городской округ является городским поселением, то объединение муниципальных образований городской округ Балашиха и Железнодорожный в статус городских округов возможно на основании части 3 статьи 13 Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ по правилам для объединения поселения.
Поскольку объединение городских округов не повлекло за собой изменение границ иных муниципальных образований, то необходимости согласия населения указанных населенных пунктов, выраженного путем голосования (референдума), законодательством не требуется, поскольку в данном случае в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ согласие населения выражается путем принятия решения представительным органом каждого из объединяемых поселений.
В соответствии с пунктом 1 карты (схемы приложение <данные изъяты> к Закону 208/2014-ОЗ) и описания границы, городского округа Балашиха, суммарная площадь территории городского округа Балашиха составляет 24418 га. Площадь городского округа Железнодорожный была установлена Законом М. <данные изъяты> N 179/2004-ОЗ "О статусе и границе городского округа Железнодорожный" составляет 2555,1 га, площадь городского округа Балашиха установлена Законом М. <данные изъяты> N 99/2006-ОЗ "О городском округе Балашиха и его границе" и составляет 21861 га.
С 2008 года на территории М. <данные изъяты> в соответствии с положениями Федерального закона N 131-ФЗ, проводятся работы по приведению границ муниципальных образований в соответствие с требованиями земельного и градостроительного законодательства в виде координат поворотных точек. В оспариваемых законах М. <данные изъяты> об установлении границ муниципальных образований, площадь муниципальных образований округлена до гектара, в связи, с чем возникла погрешность определения площадей.
По итогам проведения работ по уточнению границ Советом депутатов городского округа Железнодорожный от <данные изъяты> принято решение <данные изъяты> "Об изменении границы городского округа Железнодорожный М. <данные изъяты>". В результате проведенных работ площадь городского округа Железнодорожный увеличилась на 1.2 га.
Решением Совета депутатов Ногинского муниципального района М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> и решением Совета депутатов городского поселения Электроугли Ногинского муниципального района Мо от <данные изъяты> <данные изъяты> согласованы изменения границ между данными муниципальными образованиями.
Таким образом, Закон N 208/2014-ОЗ не предусматривает изменение границ городского округа Балашиха со смежными муниципальными образованиями, а изменение площади связано с устранением технической ошибки в определении площади городского округа Железнодорожный и с округлением площади городского округа Балашиха до целого гектара.
Судом были проверены и отклонены, как основанные на ошибочном толковании норм материального права, утверждения заявителей о том, что положения Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ, регламентирующие порядок преобразования городских поселений, не могут распространяться на случаи объединения городских округов.
Поскольку в силу статьи 2 Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ городской округ является городским поселением, то объединение муниципальных образований: городской округ Балашиха и городской округ Железнодорожный в статусе городского округа возможно на основании части 3 статьи 13 Федерального закона от <данные изъяты> N 131-ФЗ по правилам, установленным для объединения поселений.
Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от <данные изъяты> N 931-О-О, к мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, т.е. не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц.
Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Таким образом, публичные слушания являются одним из способов выявления мнения населения.
С учетом результатов публичных слушаний представительные органы городских округов приняли решения о преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный путем их объединения. Предусмотренный федеральным законом N 131-ФЗ порядок реализации инициативы органа местного самоуправления о преобразовании муниципальных образований был полностью соблюден.
Довод заявителей о том, что публичные слушания в городских округах были проведены с нарушением норм законодательства, не нашел своего подтверждения. Более того, вопрос законности проведенных городским округом Железнодорожный М. <данные изъяты> публичных слушаний являлся предметом разбирательства Железнодорожного городского суда М. <данные изъяты> и отражен в решении от <данные изъяты> (л.д. 39 том 3) вступившем в законную силу определением Судебной коллегии по гражданским делам М. областного суда от <данные изъяты>.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые акты приняты в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от <данные изъяты> N 131-ФЗ и Законом М. <данные изъяты> от <данные изъяты> N 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве М. <данные изъяты>", с соблюдением процедуры выяснения мнения населения городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный.
Довод о вмешательстве одного самостоятельного муниципального образования в предмет ведения другого муниципального образования и отсутствие самостоятельной инициативы органом местного самоуправления городского округа Железнодорожный суд находит не состоятельным, поскольку преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти в соответствии с данным федеральным законом, который не устанавливает требования об обязательности нескольких инициатив от всех объединяемых муниципальных образований, поэтому инициатива о преобразование городского округа Железнодорожный путем объединения с городским округом Балашиха была выражена одним муниципальным образованием и поддержана решением представительного органа муниципального образования Железнодорожный.
Возможность объединения двух и более поселений с образованием нового муниципального образования, определения его численности и высшего должностного лица предусмотрена федеральным законодательством.
Заявители не лишены права как избирать, так и быть избранными в представительный орган вновь образованного муниципального образования, так же не лишены возможности осуществления местного самоуправления. Следовательно, приведенные в данной части доводы являются не основанными на законе и не могут являться основанием признания законов не действующими. Приведенные доводы фактически говорят о несогласии граждан, заявителей с организацией местного самоуправления в новом муниципальном образовании.
Проект закона М. <данные изъяты> "Об объединении городов О. подчинения Балашиха и Железнодорожный" внесения изменений в Закон М. <данные изъяты> "Об административно-территориальном устройстве М. <данные изъяты>", разработан в связи с необходимостью исполнения требований статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ. При объединении городских округов в состав образованного муниципального образования со статусом городского округа входит два города, что противоречит приведенным выше нормам Закона.
Во исполнение Закона М. <данные изъяты> N 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве М. <данные изъяты>" Г.М. <данные изъяты> в Московскую О.Д. внесен проект оспариваемого Закона N 209/2014-ОЗ. Процедура соблюдена и не противоречит нормам законодательства.
Согласно данного закона из перечня городов О. подчинения М. <данные изъяты>, установленного Законом М. <данные изъяты> N 11/2013-ОЗ был исключен город железнодорожный М. <данные изъяты>, на территории вновь образованного городского округа Балашиха находится город О. подчинения Балашиха.
Оспариваемые в настоящем деле Законы М. <данные изъяты> N 208/2014-ОЗ и N 209/2014-ОЗ приняты субъектом Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, прошли все необходимые согласования и процедуры, предусмотренные Регламентом Московской О.Д., требования федерального и О. законодательства соблюдены, противоречий актам, имеющим большую юридическую силу, не установлено. Законы опубликованы на официальном интернет-портале Правительства М. <данные изъяты>, в издании "Еженедельные Новости. Подмосковье".
Довод заявителей о нарушении порядка внесения изменений в проект закона N 208/2014-ОЗ, в частности, в статью 5 Закона суд находит несостоятельным, поскольку с законодательной инициативой данного законопроекта выступил Совет депутатов городского округа Балашиха, официальным представителем которого является Глава городского округа Балашиха. Законопроект дорабатывался Д.
Как следует из статьи 5 проекта Закона М. <данные изъяты> N 208/2014-ОЗ первый глава нового городского округа Балашиха избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по единому избирательному округу сроком на 5 лет и возглавляет администрацию.
Внесенные официальным представителем Совета депутатов городского округа Балашиха председателем Совета депутатов Жирковым Е.И. изменения в статью 5 законопроекта являлись предметом обсуждения на заседании Комитета по местному самоуправлению и рабочей комиссии по повышению эффективности местного самоуправления. Текст законопроекта без каких-либо замечаний по тексту принят, и принят в целом, что не противоречит Регламенту (л.д. 190 - 204 том 1).
Законом М. <данные изъяты> N 52/2013-ОЗ от <данные изъяты> в статью 5 Закона N 208/2014-ОЗ внесены изменения, в действующей редакции указанная статья заявителями не оспаривается.
В ходе рассмотрения дела дополнительным доводом заявленных требований заявителем Горячевым А.А. указано на неправомерное сокращение Московской О.Д. срока рассмотрение законопроектов.
Отклоняя данный довод суд, учитывает, что действительно, как следует из представленных материалов и пояснений представителя Московской О.Д., срок предварительного рассмотрения законопроекта был сокращен, однако основанием сокращения срока послужило решение Московской О.Д. от <данные изъяты>, поскольку проект закона был достаточно доработан.
Что касается доводов заявителей о несоответствии обжалуемых Законов Конституции Российской Федерации, то исходя из требований части 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд общей юрисдикции не вправе давать правовую оценку нормативным правовым актам, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 193 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление Горячева А.А., Бабуцак А.В., Горбуновой В.В., Поповой Л.Г., Ильина А.С., Осиповой Н.В. о признании недействующими Закона М. <данные изъяты> N 208/2014-ОЗ "О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установления границы вновь образованного муниципального образования" и Закона М. <данные изъяты> N 209/2014-ОЗ "Об объединении городов О. подчинения М. <данные изъяты> Балашиха и Железнодорожный и внесения изменений в Закон М. <данные изъяты> "Об административно-территориальном устройстве М. <данные изъяты>" полностью со дня их принятия - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через М. областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме и принесено апелляционное представление прокурором в тот же срок.
Судья |
М.Ю. Елизарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского областного суда от 8 июля 2015 г. по делу N 3-478/2015
Текст решения размещен на сайте Московского областного суда http://oblsud.mo.sudrf.ru