Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека
в Краснодарском крае в 2009 году
См. также Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2010 году
Краткие политические и социально-экономические показатели развития Краснодарского края
Раздел I. Развитие института Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае
Раздел II. Реализация Уполномоченным по правам человека своих функциональных задач
Глава 5. Общий анализ обращений, поступивших к Уполномоченному по правам человека в 2009 году
Глава 6. Реализация гражданских (личных) прав и свобод человека и гражданина
6.1. Право на судебную защиту, на справедливый и независимый суд
6.2. Право на эффективные средства защиты
6.4. Свобода от пыток, бесчеловечного обращения и наказания
6.5. Право на свободу и личную неприкосновенность
Глава 7. Реализация политических прав и свобод
Глава 8. Реализация экономических и социальных прав и свобод
8.2. Право на жилище и благоприятные условия проживания
8.5. Право на получение услуг от органов власти
8.6. Право на благоприятную окружающую среду
Подраздел IV. Совершенствование законодательства Краснодарского края в сфере прав человека
12.1. Выводы, вытекающие из Доклада
Введение
Введение в Доклад
Настоящий Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2009 году (далее по тексту - Доклад) является ежегодным, обязательным, документом, который составлен им в соответствии с требованиями ст. 17 Законом Краснодарского края от 4 июля 2000 г. N 287-КЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае" (далее - Закон об Уполномоченном по правам человека).
Доклад не является отчетом. Это одна из форм оценки Уполномоченным по правам человека в Краснодарском крае (далее - Уполномоченный по правам человека) состояния прав человека в Краснодарском крае и его реагирования на факты нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Цель Доклада - доведение Уполномоченным по правам человека до населения, органов власти, общественности своей оценки состояния прав человека в крае, привлечение их внимания к самим проблемам прав человека, необходимости их соблюдения, обеспечения гарантий и защиты. При этом Уполномоченный по правам человека не претендует на полное и исчерпывающее описание всех нарушений прав человека, на "истину в последней инстанции". Это его мнение, которое он вправе высказывать в силу Закона об Уполномоченном по правам человека. Вместе с тем, законодательно установлено, что в Докладе "должны содержаться общие оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае, быть указаны государственные органы, органы местного самоуправления в Краснодарском крае и должностные лица, систематически нарушающие права и свободы человека и гражданина и уклоняющиеся от принятия мер по их восстановлению и защите".
Закон не наделяет Уполномоченного по правам человека властными полномочиями. Критерием оценки его деятельности могут служить лишь факты, подтверждающие его реагирование на нарушения прав человека, а также результаты, полученные в ходе выполнения им функциональных задач.
Доклад составлен как аналитический документ, в основу которого положены события и факты, имевшие место на территории Краснодарского края в 2009 году. Он является результатом деятельности по выполнению возложенных Законом об Уполномоченном по правам человека задач, анализа поступающих в его адрес обращений заявителей, общения на личном приеме, мониторинга состояния прав человека в крае, официальных ответов государственных и муниципальных учреждений и других структур. Для составления Доклада также использованы статистические данные различных ведомств федерального и регионального уровней. Отмечены также положительные достижения в деле обеспечения гарантий и защиты прав человека.
В тексте Доклада указаны источники информации, события и факты. При составлении Доклада максимально учитывались общепринятые требования: достоверности, новизны информации, актуальности поднимаемых проблем, юридического языка изложения, логике, понятной для читателя структуре и другие.
В Докладе больше внимания уделяется анализу имеющихся материалов и выявлению на их основе системных проблем в области прав и свобод человека и гражданина. Уполномоченный по правам человека полагает, что такой подход позволяет уменьшить объем Доклада за счет сокращения приводимых примеров из практики своей деятельности.
События, которые упоминаются в Докладе, описываются только один раз, в одной из глав, даже при условии, что они затрагивают и другие права и свободы.
Доклад содержит не только недостатки, в нем отмечены также положительные достижения в деле обеспечения гарантий и защиты, прав человека.
При определении структуры Доклада учтены требования статьи 10 Закона об Уполномоченном по правам человека, определяющей основные задачи его деятельности. Всего их четыре, которые равнозначны по отношению друг к другу, хотя, исходя из сложившейся ситуации с правами человека в данном периоде времени и в зависимости от условий развития самого института, некоторые из них могут оказаться приоритетными.
Уполномоченный по правам человека также считает необходимым включить в Доклад некоторые политические и социально-экономические показатели развития края и раздел, который отражает развитие самого института Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае. Это позволяет показать условия, которые могли повлиять на состояние прав человека в крае в истекшем году, и способность органов власти обеспечить их гарантии и защиту в случае нарушения.
Настоящий Доклад состоит из разделов, повторяющих задачи деятельности Уполномоченного, которые разделены на главы и пункты. Все они размещены, как считает Уполномоченный по правам человека, с учетом их первоочередности и важности.
Подраздел I раздела II Доклада составлен с учетом принятой в правозащитной практике классификации прав и свобод человека и гражданина, а также количества поступивших обращений, от большего к меньшему.
Уполномоченный по правам человека исходит из понимания роли и места возглавляемого им института в системе институтов гражданского общества. Одной из важнейших задач считает его сохранение в крае, а также создание условий для его системного развития.
Отличие настоящего Доклада от предыдущего состоит в том, что он системно учитывает уровни развития и публичности института Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае, стремление к их увеличению, показывает степень его взаимодействия с органами власти, правоохранительными и правоприменительными органами в Краснодарском крае, общественными объединениями и их контрольными структурами в сфере прав человека, подчеркивает достижения законодательства Краснодарского края в сфере прав человека, наиболее полно отражает деятельность по содействию беспрепятственной реализации основных прав и свобод человека и гражданина, а также восстановлению нарушенных прав и свобод. Впервые в Доклад, его главу 8, касающуюся социальных прав, включен пункт "Право на получение услуг от органов власти". Это право является неотъемлемым правом гражданина Российской Федерации, обязанностью органов власти всех уровней и обосновано законодательно. Ему особое внимание уделяют Президент и Правительство Российской Федерации.
В соответствии с Законом об Уполномоченном по правам человека, Доклад направляется в Законодательное Собрание Краснодарского края для его официального представления. Он также подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации Краснодарского края.
Краткие политические и социально-экономические показатели развития
Краснодарского края
Краснодарский край (Кубань) самый южный приграничный регион России. Территория края составляет 75,5 тыс. кв. км. (0,4% территории Российской Федерации). Край расположен на Кубано-Приазовской низменности и частично в западной части Большого Кавказа (Северный Кавказ). По территории края протекает река Кубань, которая дает ему второе название, используемое в обиходе. Он граничит с субъектами Российской Федерации: на севере и северо-востоке - Ростовской областью, на востоке - со Ставропольским краем, на юге - Карачаево-Черкесской Республикой. Государственная граница проходит: на юге - с Республикой Абхазией, на западе - Украиной. Краснодарский край омывается водами Азовского и Черного морей, где расположены основные курорты России и морские порты с выходом в Средиземноморский бассейн. Общая протяженность границ составляет 1540 км, из которых 740 км - морская граница.
Наличие в крае пяти морских портов делают его единственным южным выходом России к теплым морям. Только через город Новороссийск - главный порт России на Черном море - транспортируется треть товарного экспорта. Здесь же проходят основные магистрали трубопроводов, осуществляющих поставку нефти и газа за рубеж.
Все указанные факторы придают Краснодарскому краю статус важного стратегического региона.
Краснодарский край состоит из 38 районов, 26 городов, из них 15 - краевого и 11 - районного подчинения, 21 поселок городского типа, 389 сельских административных округов, объединяющих 1717 сельских населенных пунктов.
Краснодарский край территориально входит в Южный Федеральный округ.
Главой исполнительной власти Краснодарского края является глава администрации (губернатор) Краснодарского края. С декабря 2000 года по настоящее время эту должность занимает Александр Николаевич Ткачев. Законодательное собрание своим Постановлением от 23.04.2007 г. N 3062-П, по представлению Президента Российской Федерации, утвердило Ткачева А.Н. на новый срок на должность главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Представительный орган власти - Законодательное Собрание Краснодарского края - избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Нынешний его четвертый состав избран на досрочных выборах 2 декабря 2007 года. С 1995 года по настоящее время Законодательное Собрание Краснодарского края возглавляет Владимир Андреевич Бекетов.
По состоянию на 1 июля 2009 года на Кубани зарегистрировано 7 региональных отделений таких политических партий как "Единая Россия", "Коммунистическая партия Российской Федерации", "Российской объединенная демократическая партия "Яблоко", "Либерально-демократическая партия России", "Справедливая Россия", "Патриоты России", "Правое дело".
На 01.07.2009 года численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории Краснодарского края 3819774 человек
Всего в 2009 году на территории Краснодарского края 13 раз проводились выборы, в ходе которых проведено 720 избирательных компаний.
Так, в Единый день голосования 11 октября 2009 года на территории Краснодарского края выбирали двух депутатов Законодательного Собрания края, семь глав муниципальных районов, 6266 депутатов представительных органов и 307 глав городских и сельских поселений. Проведено в этот день 694 избирательные кампании, в ходе которых судами Краснодарского края по первой инстанции рассмотрено 90 дел. Отмены выборов не было.
Краснодарский край отличает высокая степень многообразия: проживают представители более 120 этнических общностей. Он является одним из самых густонаселенных регионов России (67,7 человек на 1 кв. км). По расчетным данным, численность постоянного населения края на 1 ноября 2009 года составила 5158,6 тыс. человек, из которого 2707,8 тыс. (52,5%) - горожане и 2450,8 тыс. человек (47,5%) - сельские жители. Население края увеличилось с начала года на 16762 человека, или на 0,32%. Увеличение численности происходило за счет миграционного прироста и из-за сокращения естественной убыли населения (четвертый месяц в крае рождаемость превышает смертность).
Климатические условия и более высокий уровень жизни относительно других регионов являются привлекательными для мигрантов.
В январе - ноябре 2009 года миграционный прирост населения края по сравнению с соответствующим периодом 2008 года сократился на 5214 человек, или на 18,1%, что произошло в результате уменьшения числа зарегистрированных прибывших в край - на 8451 человека, или на 15,7%.
Среднесписочная численность работающих по полному кругу организаций в январе - ноябре 2009 года составила 1460,5 тыс. человек (по сравнению с январем - ноябрем 2008 года меньше на 1,6%). Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в январе - ноябре в них работало 1104,2 тыс. человек, или 75,6% от общей численности, работающих в организациях.
В 2009 году объем денежных доходов населения сложился в размере 832,3 млрд. рублей и увеличился на 12,4% по сравнению с 2008 годом (в сопоставимой оценке - на 0,5%). В декабре 2009 года среднедушевые денежные доходы составили 17747 рублей в месяц.
Среднемесячная номинальная заработная плата (без выплат социального характера), начисленная за ноябрь 2009 года в организациях составила 15634 рубля. По сравнению с ноябрем 2008 года увеличилась на 9,7%.
Суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности (по данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства) на 1 января 2010 года составила 13,4 млн. рублей и по сравнению с 1 декабря 2009 года увеличилась на 3,4 млн. рублей, или в 1,3 раза.
На начало 2009/2010 учебного года в 1261 дневном государственном общеобразовательном учреждении Краснодарского края обучались 495,6 тыс. человек. По сравнению с предыдущим учебным годом число дневных государственных общеобразовательных учреждений сократилось на 3,2%, а численность обучающихся в них увеличилась на 0,5%.
По данным ГУВД Краснодарского края в 2009 году зарегистрировано порядка 68 тысяч преступлений, что на 5% меньше, чем за 2008 год. Число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения уменьшилось с 1386 в 2008 году до 1318 в 2009 году. Раскрываемость преступлений составила 70,2% (67,9% за 2008 г.), тяжких и особо тяжких преступлений - 73,6% (73,6%).
Основу экономического потенциала края составляют агропромышленный, топливно-энергетический и курортно-рекреационный комплексы, машиностроение, приборостроение, химическая и легкая промышленность, лесное хозяйство, деревообработка и мебельное производство, кредитно-финансовая система, многочисленные научные, проектно-конструкторские учреждения и развивающиеся рыночные структуры.
Агропромышленный комплекс края является крупнейшим в России производителем и поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья. На Кубани возделывается свыше 100 различных видов сельскохозяйственных культур.
Недра Краснодарского края содержат более 60 видов полезных ископаемых. Имеются запасы нефти, природного газа, мергеля, йодо-бромных вод, мрамора, известняка, песчаника, гравия, кварцевого песка, железных, апатитовых руд и каменной соли. Кубань является родиной отечественной нефтяной промышленности, добыча нефти здесь ведется с 1864 года.
В 2009 году основные экономические показатели по отношению к 2008 году характеризуются следующими темпами:
Консолидированный бюджет Краснодарского края на 1 декабря 2009 года составил 160,0 млрд. рублей. Его расходная часть - 177,5 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом он увеличился более чем на двадцать миллиардов рублей и стал шестым по величине среди других субъектов Российской Федерации (в 2008 году был на девятом месте). Вместе с тем, на текущий год запланирован дефицит бюджета, около семнадцати миллиардов рублей, что связано, прежде всего, с мировым экономическим кризисом.
Оборот розничной торговли хозяйствующих субъектов всех видов деятельности в 2009 году составил 552,4 млрд. рублей, что в товарной массе на 0,5% больше, чем в 2008 году.
Сальдо внешнеторгового оборота сложилось положительное и составило 696,3 млн. долларов США (за январь - сентябрь)
Оборот общественного питания хозяйствующих субъектов всех видов деятельности в 2009 году по сравнению с 2008 годом в сопоставимых ценах увеличился на 1,3% и составил 30,7 млрд. рублей.
В 2009 году оборот оптовой торговли организаций всех видов деятельности составил 600,7 млрд. рублей, что в товарной массе на 14,6% меньше, чем в 2008 году.
Объем работ, выполненный всеми хозяйствующими субъектами, по виду деятельности "строительство" за 2009 год составил 187,4 млрд. рублей, или 104,5% к 2008 году.
В 2009 году организациями всех форм собственности и индивидуальными застройщиками построено 3394,4 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что составило 86,2% к 2008 году, в том числе организациями - 941,9 тыс. кв. метров (84,1% к 2008 г.).
Населением за свой счет и с помощью кредитов построено 2452,5 тыс. кв. метров общей площади жилых домов (87,1%), что составило 72,3% от общего объема введенного жилья.
За январь - сентябрь 2009 г. общий объем иностранных инвестиций (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США), поступивших в экономику края, составил 410,3 млн. долларов США, и уменьшился на 42,0% по сравнению с январем - сентябрем 2008 г.
К концу сентября 2009 г. объем накопленного иностранного капитала составил 4,0 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с январем - сентябрем 2008 г. на 8,9%.
Уполномоченный по правам |
А.Г. Козицкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2009 году
Доклад представлен Уполномоченным по правам человека в Краснодарском крае Законодательному Собранию Краснодарского края 23 июня 2010 г. (постановление N 2032-П)
Текст доклада официально опубликован не был