Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Начальный этап взаимодействия Уполномоченного по правам человека
с Общественной наблюдательной комиссией Краснодарского края
С 1 января 2009 года общественный контроль в местах принудительного содержания получил новое развитие. Фактически, он стал "государственным делом", то есть получил признание через законодательное оформление в виде Закона Российской Федерации от 10.06.2008 г . N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания". На основании него, в Краснодарском крае создана и выполняет свои функции Общественная наблюдательная комиссия Краснодарского края (ОНК) в составе 19 наблюдателей. Председателем ОНК избран Пилилян Григорий Сергеевич.
Формирует ОНК в субъектах Российской Федерации Общественная Палата России из числа кандидатов, выдвигаемых общественными объединениями, обладающими такими правами согласно Закону N 76-ФЗ.
В ст. 15 говорится, что одними из основных форм деятельности ОНК является "взаимодействие с Уполномоченным по правам человека" и "направление ему материалов по итогам осуществления общественного контроля".
В развитие указанного Закона, Федеральной службой исполнения наказания издан приказ от 28.11.2008 г. N 652 "Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий". Такого же рода издан приказ МВД РФ от 6.03.2009 г. N 196 "О порядке посещения мест принудительного содержания органов внутренних дел РФ членами общественных наблюдательных комиссий".
В целом, можно считать, что правовая база для осуществления деятельности ОНК создана.
Закон наделяет правом посещения членами ОНК мест принудительного содержания лиц. К таким местам в Краснодарском крае относятся:
1. Специальные учреждения Управления исполнения наказания по Краснодарскому краю (УФСИН). В его составе всего 17 подразделений:
- лечебных учреждений, включая межобластной туберкулезный диспансер (п. Двубратский Усть-Лабинского района, г. Усть-Лабинск) - 3;
- исправительных колоний, включая женскую с домом ребенка, четыре строгого режима, остальные - общего (г. Апшеронск, г. Армавир, г. Приморско-Ахтарск, г. Хадыженск, п. Двубратский Усть-Лабинского района, г. Краснодар) - 8;
- колоний поселений (г. Новороссийск, п. Двубратский Усть-Лабинского района) - 2;
- воспитательная колония для несовершеннолетних мужского пола (г. Белореченск) - 1;
- следственные изоляторы (г. Краснодар, г. Армавир, г. Новороссийск) - 3.
2. Следственный изолятор N 5 ФСИН России (г. Краснодар).
3. Специальные учреждения органов внутренних дел (ГУВД по Краснодарскому краю, Азово-Черноморское УВД на транспорте, ОВД на ст. Кавказская Северо-Кавказского УВД на транспорте):
- изоляторов временного содержания (ИВС) - 50 (из них 47 - ГУВД);
- специальных приемников для лиц, арестованных в административном порядке (СП) - 10;
- СП для иностранных граждан и лиц без гражданства - 4.
4. Комнаты для административно задержанных лиц (КАЗ) в дежурных частях ОВД - 58 (из них 55 - ГУВД).
Специальные учреждения указаны без 9 медицинских вытрезвителей, которые по Закону N 76-ФЗ не являются местами принудительного содержания лиц. ИВС и КАЗ в дежурных частях расположены во всех районах Краснодарского края.
По данным УФСИН по Краснодарскому краю по состоянию на 01.12.2009 г. в исправительных учреждениях содержалось 20428 осужденных и подследственных, превышение нормы - 1160 человек (6%).
По данным ГУВД по Краснодарскому краю по состоянию на 31.12.2009 г. в подведомственных специальных учреждениях содержалось: ИВС - 99544 человек, СП - 20512 человек, СП для иностранных граждан и лиц без гражданства - 631 человек. Всего - 120687 человек.
С момента создания ОНК, Уполномоченный по правам человека осуществляет самое тесное с ней взаимодействие, в ходе которого формируются его формы и методы.
Уже в первый день, когда Уполномоченный по правам человека по просьбе секретаря Общественной Палаты Российской Федерации Велихова Е.П. вручил мандаты членам ОНК, прошло торжественное заседание с участием членов Общественных Советов при ГУВД и УФСИН по Краснодарскому краю, где также присутствовали ответственные лица этих органов. Состоялось знакомство и представление друг другу, а также были намечены первые шаги по организации взаимодействия.
28 апреля 2009 года с участием Уполномоченного по правам человека прошла первая конференция на тему "Взаимодействие власти и общества в осуществлении государственного и общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания и гуманизации правоохранительной системы". В ней приняли участие члены Общественных Советов, созданных в крае, представители общественности и органов власти, ведомств, СМИ, другие лица. Были выработаны принципы взаимодействия и намечены основные направления деятельности.
Наиболее успешно взаимодействие развивалось с УФСИН и ОВД, в части посещения специальных учреждений. По данным этих ведомств, ОНК посетили в 2009 году учреждения системы УФСИН 122 раза, специальные учреждения ОВД - 53 раза.
Некоторые посещения проведены совместно с Уполномоченным по правам человека, членами Общественных Советов, представителями прокуратуры, самих ведомств, органов власти, СМИ.
По данным УФСИН, в ходе посещений было принято 1759 человек осужденных и подследственных по личным вопросам. Ими также было направлено по почте 1360 жалоб на необоснованность привлечения к уголовной ответственности и осуждения.
Не так успешно складывались отношения ОНК и ОВД в ходе посещения комнат для административно задержанных (КАЗ) в дежурных частях. В поступающей от членов ОНК информации содержались факты отказа в допуске наблюдателей в указанные подразделения.
Уполномоченный по правам человека обратился к начальнику ГУВД с предложением провести расширенное заседание с участием членов ОНК, Рабочей группы по правам человека Общественного Совета при ГУВД, должностных лиц ГУВД, курирующих данное направление, Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае, с целью выработки правила посещения КАЗ.
Такое совещание с указанными лицами, а также участием заместителя начальника ГУВД- начальника штаба состоялось 1.12.2009 г. в помещении ГУВД. Был выработан алгоритм посещений, все имеющиеся вопросы и противоречия разрешены на месте. В последующем прошли зональные совещания начальников дежурных частей, на которых присутствовали члены ОНК, где были доведены указания руководства ГУВД о порядке посещения мест принудительного содержания лиц.
Подобная практика существовала уже в ГУВД давно, она была наработана при посещении специальных учреждений. Были разработаны соответствующие графики их посещений, члены ОНК систематически их посещают на всей территории края. Сложившееся взаимодействие позволяет в случае необходимости, беспрепятственно и оперативно посещать эти места и вне графика. Руководством ГУВД ежеквартально проводится подведения итогов по работе спецучреждений, куда постоянно приглашаются Уполномоченный по правам человека и члены ОНК. Это позволяет устранять недочеты, укреплять взаимодействие и планировать совместные мероприятия по приведению мест содержания в соответствие с требованиями законодательства о соблюдении прав человека.
Прошедший 2009 год можно с полным основанием назвать начальным этапом в деятельности самой ОНК, организации взаимодействия с Уполномоченным по правам человека и заинтересованными ведомствами. В целом, он оказался успешным. Его итогом стал системный общественный контроль мест принудительного содержания, понимание со стороны руководства ведомств ее необходимости и содействия, создание предпосылок для рабочих отношений на будущее.
У ОНК есть довольно большой резерв, который пока ею используется не в полной мере. Новыми формами работы могут быть: оказание содействия осужденным в предоставлении юридической помощи, участие в заседаниях административных комиссий учреждений по переводу осужденных в другие условия содержания, проведении совместных мероприятий с Общественным Советом при УФСИН, благотворительность, правовое просвещение осужденных, реабилитация ранее осужденных, продвижении принципов гуманизации уголовно-исполнительной системы и прочие.
Наряду с положительными достижениями, появились и проблемы в осуществлении деятельности ОНК. Они носят больше всего организационный характер, что связано с несовершенством законодательства об ОНК.
Прежде всего, ОНК не располагает необходимыми ресурсами. По Закону, их должны предоставлять общественные организации, которые направляют своих кандидатов для работы в качестве наблюдателей. Как известно, нынешнее материальное и техническое состояние общественных объединений таково, что эта обязанность оказалась невыполнимой. Учреждения расположены на всей территории края, так же проживают и сами наблюдатели, соответственно они вынуждены тратить собственные средства для передвижения и выполнения общественных задач.
ОНК не имеет собственного офиса, а значит и адреса. Она находится на территории УФСИН, благодаря пониманию проблем его начальником Яровым М.В., который и предоставляет периодически транспорт для посещения исправительных колоний.
Органы исполнительной власти края пока должного участия в обеспечении деятельности ОНК не принимают. Впрочем, по Закону, у них такой обязанности нет.
Безусловно, необходимо отлаживать систему отбора кандидатов в члены ОНК, осуществлять их профессиональную подготовку. Заниматься этим некому. В крае не сформирована Общественная Палата, которая должна быть заинтересованной в данном вопросе, как способе общественного контроля, и являться посредником между ОНК и органами власти.
Следует понимать, что общественный контроль в местах принудительного содержания теперь дело государственное и относиться к нему надо по государственному.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.