Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Уполномоченный по правам человека, органы государственной
и муниципальной власти - практика взаимодействия
Выполняя свои функциональные задачи, Уполномоченный по правам человека непосредственно взаимодействует с органами государственной власти краевого и государственного уровней, а также муниципальных образований. Закон об Уполномоченном по правам человека не содержит прямых указаний об этом, но в нем содержится принцип отсутствия властно-распорядительных полномочий, а также задача о содействии обратившимся лицам за защитой нарушенных прав человека и гражданина.
Уполномоченный по правам человека не подменяет государственные и другие органы, в чьем ведении находится решение вопроса, если к нему с просьбой о защите прав обращается Заявитель. Фактически его роль сводится к посредничеству в урегулировании спора, возникшего между человеком и органами исполнительной власти краевого или федерального уровня, в последнем случае, если об этом указано в Федеральных законах, на стадии досудебной подготовки.
Действуя в интересах Заявителя, Уполномоченный по правам человека обращается в различные ведомства и учреждения с мотивированными запросами, используя различные формы и методы, содействует в разрешении возникшего спора или конфликта. Этим самым он обречен на взаимодействие с ними.
В то же время, Уполномоченный по правам человека, согласно законодательству Краснодарского края, является "иным государственным органом Краснодарского края", то есть не органом власти. Он наделен законодательно определенными правомочиями, что обязывает его выполнять важную государственную функцию по защите прав и свобод человека и гражданина.
От того, насколько он эффективно ее может выполнять и выполняет, во многом зависит и состояние прав человека в крае.
В деятельности данного специального органа имеются две составляющие: выполнение специфических задач, определенных Законом об Уполномоченном по правам человека, и деятельность государственного органа в системе государственных органов края, обладающего относительной самостоятельностью, как и другие государственные органы, имеющие статус юридического лица.
Если первое определяется непосредственно самим Уполномоченным по правам человека, согласно принципу независимости, и эффективность деятельности зависит от того, как он организовал выполнение этих задач, то способность государственного органа соответствовать уровню, позволяющему выполнять указанную государственную функцию, в большинстве своем - от органов власти.
Априори заключается в том, что, создавая его, органы власти изначально создают законодательные, финансовые, административные, хозяйственные, технические и другие условия для его функционирования. В дальнейшем они вправе и должны оценивать уровень его развития и соответствие требованиям времени, качество и эффективность деятельности, принимать меры по регулированию этих условий с целью оптимизации и улучшения. При этом не допускать вмешательства в принятие решений Уполномоченным по правам человека по обращениям Заявителей, что является соблюдением принципа независимости.
В теории институт Уполномоченного по правам человека относительно его подчиненности органам законодательной и исполнительной власти принято разделять на виды или типы. В Законе Краснодарском крае об Уполномоченном по правам человека реализована модель института парламентского типа.
Прошедший год отмечен важным событием во взаимодействии Уполномоченного по правам человека и Законодательного Собрания Краснодарского края. Впервые за девять лет были подготовлены и внесены существенные поправки в действующий Закон Краснодарского края "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае". Всего таких изменений было внесено более тридцати. До этого Закон дважды подвергался только "технической" корректировке, не затрагивающей его положения.
Необходимость корректировки Закона об Уполномоченном по правам человека возникла в связи с тем, что законодательство Российской Федерации и Краснодарского края весьма динамично развивается и претерпевает изменения. Прежде всего, был принят Федеральный закон от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", повлекший множество изменений в федеральном и региональном законодательстве. Оказалось, что действующий Закон об Уполномоченном по правам человека содержал ряд норм, которые устарели не только законодательно и даже морально. Понадобилась серьезная совместная работа Комитета по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан Законодательного Собрания края, Прокуратуры края, Уполномоченного по правам человека для законодательного урегулирования возникших противоречий и коллизий.
Законом Краснодарского края от 05.05.2009 г. N 1729-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Краснодарского края" имевшиеся проблемы были устранены без нарушения принципов, регулирующих деятельность Уполномоченного по правам человека, в том числе и особого порядка рассмотрения жалоб Заявителей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон Краснодарского края от 5 мая 2009 г. N 1729-КЗ
Взаимодействие осуществлялось и по другим направлениям. Особенно оно успешно велось через Комитет по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан. Уполномоченный по правам человека неоднократно участвовал в парламентских слушаниях, касающихся необходимости принятия законодательных актов, направленных на противодействие коррупции, наркомании и алкоголизму, защиты прав детей, выступал с лекциями перед молодыми депутатами муниципальных образований во время их учебы, проводимой в Законодательном Собрании края.
Было продолжено взаимодействие и при рассмотрении некоторых обращений Заявителей, адресованных Уполномоченному по правам человека и депутатам Законодательного Собрания Краснодарского края.
Что касается взаимодействия с органами исполнительной власти края, то его можно характеризовать как неоднозначное.
В части выполнения функций Уполномоченным по правам человека оно было вполне адекватным, положительным и развивающимся. В силу специфики своей деятельности, Уполномоченный по правам человека тесным образом взаимодействовал с Советом при Главе администрации Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Управлением по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края. Формы такого взаимодействия были самые разные: конференции, семинары, круглые столы, участие в совместных мероприятиях, обмен мнениями по актуальным вопросам и другие.
Обширными были контакты и с социальными службами. Уполномоченный по правам человека являлся постоянным членом Комиссии по вопросам гендерного равенства в Краснодарском крае, которую возглавляет один из заместителей главы администрации края, и которая практически объединяет представителей всех служб так называемого "социального блока" исполнительной власти края.
Постоянно взаимодействие осуществлялось и при рассмотрении обращений Заявителей, где службы выступали в качестве экспертов, в то же время стремясь профессионально разрешить возникшие проблемы.
Наряду с положительными моментами, к сожалению, имеются и некоторые недостатки. Их причинами являются обстоятельства объективного и субъективного характера.
Так и не удалось решить проблему нехватки служебных помещений для сотрудников Аппарата с учетом его штата. Обращения к должностным лицам администрации края, в обязанности которых входит данный вопрос, с просьбой создать подобающие условия для работы Уполномоченного по правам человека и его Аппарата как государственного органа краевого уровня, соблюсти в полном объеме противопожарные правила и правила безопасности функционирования государственного органа не достигли результата.
Нерешенность проблемы привела к невозможности укомплектования штата сотрудников на протяжении многих лет. Это звучит парадоксально, если учесть, что развитие самого государственного органа и его узнаваемость в крае требует увеличения уже имеющегося штата. Это подтверждается и ростом ежегодной нагрузки, которая только при рассмотрении жалоб в прошедшем году увеличилась в 1,2 раза, а с начала создания - в 1,9 раза. А если учесть деятельность публичного характера, в том числе и подготовку и проведение многих мероприятий, то ее можно считать многократной.
Продолжает иметь место и проблема финансирования. Имеющееся техническое оснащение Аппарата за девять лет работы давно морально устарело и технически износилось, что приводит к частым сбоям и простоям.
Наши обращения по этому поводу к исполнительной власти вызывают непонимание отдельными должностными лицами сути вопроса, и того, что основным и главным инструментом данного органа является современные информационные и технические технологии. Действующие бюджетные нормативы "привязаны" к количеству сотрудников в органе и не учитывают данную специфику.
Институт Уполномоченного по правам человека нуждается в развитии, то есть приведению его к адекватному требованию данного времени и законодательства. Прежде всего, необходимо укомплектовать Аппарат с учетом уже имеющегося штата, произвести увеличение численности работников, обеспечить условия для их размещения. Требуется также провести модернизацию технического парка и внедрить новое программное обеспечение и новые технологии обработки данных. В создавшихся условиях не представляется возможным выполнить требования законодательства и Президента Российской Федерации об обеспечении возможностей электронного обращения в государственный орган, собственного сайта с информацией о своей деятельности, базы данных заявителей и поступивших жалоб, других элементов открытого доступа.
Уполномоченный по правам человека положительно оценивает взаимодействие с муниципальными органами власти. В прошедшем году нами велась переписка практически со всеми муниципальными образованиями края. Особо следует отметить уровень взаимодействия с муниципальными органами г. Краснодара, г-к. Сочи, г-к. Анапы, г. Новороссийска, Динского, Северского, Тихорецкого, Тимашевского районов и многих других муниципальных образований. Есть основания полагать, что уровень взаимодействия будет расти и в будущем, что положительно скажется на рассмотрении обращений жителей края и принятии оперативных решений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.